Гармоничный тип. Примеры предложений с паронимом - гармоничный

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами "технического" характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип "реалистов": свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости... В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

"В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте...

3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа...

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.

Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия... Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.

Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

Отношение к волевым проявлениям

Среди всех социально-психологических типов лично­сти интровертивный тип самый волевой. Он стойко мо­жет переносить любые тяготы и трудности, встречающие­ся в жизни.

Таким образом, учащиеся интровертивного социа­льно-психологического типа проявляют следующие ка­чества, образующие данный симптомокомплекс: чут­кость и внимательность, правдивость и честность, веж­ливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склон­ность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.

Диагностика гармоничного социаль­но-психологического типа личности основана на выяв­лении следующих качеств, составляющих характероло­гические свойства: самодеятельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, непримиримости к недостаткам и безобразным поступкам других, потребности в защите своих товарищей и близких, простоты в обращении с людьми, правдивости, искренности, вежливости, скром­ности, добросовестности, реальности оценки своих воз­можностей, соблюдения правил и норм поведения, пре­данности интересам коллектива, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в достижении цели, инициативности.

Ре­зультаты обследования показали, что для них свойствен­но проявление следующих личностных качеств: откры­тость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойст­вие, стабильность, послушание, уступчивость, осознан­ная зависимость от других людей, добросовестность, ис­полнительность, ответственность, социальная смелость, непринужденность, решительность, высокий самоконт­роль, хорошее понимание социальных норм.

Таким образом, внешние воздействия среды, воспи­тания, обучения влияют на поведение ребенка через внутренние условия, т. е. через индивидуальные личност­ные свойства, формирование которых существенным об­разом зависит от взаимодействия наследственных пред­посылок со всеми условиями окружения.

Социально-психологические типы личности, сфор­мировавшиеся в семье, в общеобразовательной школе испытывают на себе с первого дня мощное педагогиче­ское влияние, которое не всегда совпадает с установоч­ными ориентирами и потребностями учащихся. Поэто­му оптимальный путь формирования личности может быть достигнут в том случае, если способы педагогиче­ского воздействия будут соответствовать сложившимся характерологическим свойствам личности. Такое сов­падение возможно у «гармоничного» социально-педа­гогического типа личности. Об этом свидетельствует психологическое состояние личностных качеств, кото­рое было выявлено в ходе изучения данной группы уча­щихся.


Социальная напряженность возникает тогда, когда мотивированное поведение сталкивается с препятстви­ем, когда удовлетворение потребностей становится нeвозможным. Такое происходит у тех учащихся, которые имеют определенные отклонения в характерологиче­ских свойствах от гармоничного социально-педагоги­ческого типа.

Это приводит к конфликту и у многих социаль­но-психологических типов вызывает высокое или низкое проявление тех или иных характерологических свойств личности, таких как конформность, доминирование, ин­фантильность и тревожность, которые резко отличают их от «гармоничного» типа.

2. Психологические критерии благополучия ребёнка в семье: эмоциональный климат в семье, диада родитель-ребёнок

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В. С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

Эмоциональный климат в семье определяется отношением родителя к ребёнку и ребёнка к родителю в терминах эволюционного принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель-ребёнок (А.С.Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений . Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений:

Взаимные симметричные (эмоциональное взаимное принятие, симметричная негативная установка)

- эмоциональное взаимное принятие. Для ребёнка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют ответную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребёнка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- симметричная негативная установка. Обе стороны – и родители, и ребёнок – взаимно отвергают друг друга. У ребёнка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбивалентности отношений родителей. В результате у ребёнка формируется тотальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее поведение.

Невзаимные, ассимметричные (односторонняя родительская любовь, односторонняя привязанность ребёнка)

- односторонняя родительская любовь. Ребёнок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребёнок занимает отстранённую позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений семейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспитания по типу кумира семьи. У ребёнка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-личностного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение негативной обратной связи приводит к формированию у такого ребёнка амбивалентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аффекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир семьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольного поведения;

- односторонняя привязанность ребёнка. Ребёнок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско-родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворённости жизнью как ребёнка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребёнка. Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.

Техника исследования и. раскодирование результатов. Боль­ному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрацион­ный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов об­вести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной нe хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Но консультироваться с другими не разрешается. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика (см. ниже), где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крести¬ками баллы в пользу каждого из типов:

Каждый буквенный символ в графе «Баллы для раскоди¬рования» соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г - гармоничного, Т - тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении ко­торых набрано такое число баллов, которое достигает или пре­вышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неоди­наковы:

Тип отношения Г Т И М Л Н О С Я Ф З Р П

Минимальное 7 4 3 3 3 3 4 3 3 5 5 6 3

Диагностическое число

2. Если минимальное диагностическое число достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2-3 типа, где превышение наиболее велико. Если же этого еде-лать не удается, то никакой тип не диагностируется.

3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В со­четаниях гармоничный тип не диагностируется.

На приведенном графике в пользу эргопатического типа (Р) набрано 8 баллов, т. е. минимальное диагностическое число превышено на 2 балла. В пользу сенситивного типа набрано 3 балла, т. е. минимальное диагно­стическое число только достигнуто. В отношении всех других типов (Т, О, И, Н) минимальное диагностическое число не достигнуто. Таким образом, диагностируется смешанный тип - эргопатический с чертами с.снситивности.

Опыт обследования больных с помощью ЛОБИ . Первые дан­ные опубликованы в работе Л. И. Вассермана и соавт. (1981). Выявлена определенная коррекция между частотой некоторых типов и различными психосоматическими заболеваниями. При ишемической болезни сердца более частыми были тре­вожный, эйфорпческий и эргопатический типы, при бронхиаль­ной астме сенситивный, при язвенной болезни - ипохондри­ческий и неврастенический типы отношений. Н. Я- Ивановым были подсчитаны средние баллы для каждого типа отношений у больных разными хроническими соматическими заболева­ниями (по материалам исследований авторов, перечисленных на стр. 104). Оказалось, что в отношении некоторых величин имеются достоверные различия - Р<0,05 (табл. 4).

В таблице полужирным шрифтом набраны величины, достоверно более высокие, а курсивом - достоверно более низкие при данном заболевании в сравнении с остальными. Видно, что в группе больных злокачественными опухолями достоверно выше показа­тели тревожного и обсессивного типов и ниже - эйфорического типа. В группе больных инфарктом миокарда достоверно наи­более высок показатель эргопатического типа и самый низкий - обсессивного типа. Больные язвенной болезнью в среднем по всем показателям заняли промежуточное положение, кроме показателя апатического типа: при небольшой его величине он все же оказался достоверно выше, чем при других типах. В группе больных бронхиальной астмой максимальными ока­зались показатели неврастенического, эгоцентрического и паранойяльного типов и минимальным - апозопюзпческого типа. Группа больных из клиники ортопедической стоматологии об­наружила минимальные показатели тревожного и ипохондриче­ского типов. Таким образом, природа заболевания, несомненно, является важным фактором, определяющим тип отношения к бо­лезни. Однако данные приведенной таблицы указывают, что этот фактор –не единственный. Средние баллы в отношении сенситивного типа оказались весьма близкими во всех обсле­дованных группах. Можно думать, что сенситивный тип отно­шения к болезни более всего зависит от свойств личности, в частности от сенситивной акцентуации характера. Как пока­зывает таблица, средняя сумма баллов по всем типам, кроме гармоничного, в какой-то мерс может служить мерой того, на­сколько болезнь отразилась на системе личностных отношений. Эта сумма наиболее высока у больных злокачественными опу­холями и бронхиальной астмой. Первое можно объяснить объ­ективной опасностью заболевания. Что же касается больных бронхиальной астмой, то обследованы были случаи относи­тельно тяжелые, потребовавшие госпитализации. Достоверно ниже, чем у этих двух групп больных, средняя сумма оказалась у больных язвенной болезнью и особенно у больных в клинике стоматологической ортопедии. Больные инфарктом миокарда заняли промежуточное положение. Все это лишь первые дан­ные, полученные с помощью ЛОБИ. По мере их накопления в них, возможно, будут внесены существенные коррективы.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов гармонический - гармоничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом гармонический

3.Примеры предложений с паронимом гармонический

4.Примеры словосочетаний с паронимом гармоничный

5.Примеры предложений с паронимом гармоничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ГАРМОНИЧЕСКИЙ - ГАРМОНИЧНЫЙ

ГАРМОНИЧЕСКИЙ — относящийся к гармонии, сочетанию музыкальных тонов одновременном звучании, основанный на принципах гармонии.

Гармо́ния (в философии) — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.

ГАРМОНИЧНЫЙ — стройный, согласованный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)гармоническая гамма

2)гармонический анализ

3)гармонический ряд

4)гармонический слух

5)гармоническое устройство мира

6)гармоническое развитие и формирование личности

7)гармоническая функция

8)гармонический анализ нотного текста

9)гармонический аккорд

10)гармоническое развитие ребенка

11)гармонические звучания

12)гармоническое формирование музыкальных способностей

13)всестороннее и гармоническое развитие личности

14)гармоническое восприятие действительности

15)гармоническое единство жизни

16)гармоническое сочетание цветов

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧЕСКИЙ

1)Я много понаделал гармонических задач, гармонизируя сначала рифмованные басы, потом мелодии и хоралы. (Н.Римский-Корсаков. Летопись моей жизни)

2)Вместе с гармонической бурей оркестра вы устремляетесь в прорыв в будущее, к голубым городам высшего устроения. (А.Н.Толстой. Из репетиции Седьмой симфонии Шостаковича)

3)Гармонический слух нередко отстает от мелодического.

4)Примечательную особенность гармонического мышления Римского-Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух.

5)Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления.

6)Наряду с выразительностью мелодий, интересен и своеобразен гармонический и оркестровый язык Чайковского.

7)В музыке почти всегда мелодию сопровождают и другие звуки, которые мы слышим одновременно с ней. То, что звучит вместе с мелодией, называют гармоническим сопровождением, или гармонией.

8)Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности.

9)Эталонами красоты человеческого тела, образцами гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя.

10)Почему обществу необходимо добиваться гармонического взаимодействия всех социальных регуляторов?

11)Известный педагог ХХ века В.А.Сухомлинский писал: “Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

12)Для древних Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале V века до нашей эры, была идеалом гармонической личности.

13)Жизнь есть гармоническое слияние противоположностей и постоянной между ними борьбы... (А.А.Фет)

14)Сила поэзии - краткость. Сказать многое в немногом - вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова училась этому у классиков: Баратынского, Тютчева, а в первую очередь, у Пушкина. Именно с пушкинской традицией связана свойственная Ахматовой масштабность поэтической мысли, гармоническая точность стиха, многообразие лирических тем, возможность выявить всеобщее значение неповторимого душевного движения, соотнести чувство истории с чувством современности.

15)Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала художнику М.А. Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.

16)Иван Грозный решил ознаменовать победу над Казанью постройкой Покровского собора на Красной площади. За строительство собора взялся русский зодчий Барма Яковлев по прозванию Постник. В 1560 году собор был построен. Он представлял собой гармоническое соединение девяти церквей, расположенных на одном основании. Ввысь устремляется шатровый верх центрального собора.

17)Люди планеты посвящают много свободного времени самообразованию и гармоническому развитию.

18)Для создания гармонической композиции на холме строители даже увеличили высоту холма в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.

19)Умело пользуясь педалью, пианист находит тембр, колорит звучания, создает гармонический фон мелодии.

20)Сочинения французского композитора К.Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой.

21)В «Стихах о Прекрасной Даме» юный А.Блок мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому .

22)Немецкий философ Гегель называл гармоническим то искусство, в котором форма соответствует содержанию, комическим - то, в котором формы больше, чем содержания.

23)Физическая культура в наше время является важным средством гармонического развития личности, укрепления здоровья.

24)Поэта А.А.Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоническому , чего не хватало в его реальной жизни.

25)Любовная поэзия Ф.И.Тютчева - это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)гармоничная личность

2)гармоничные отношения ребёнка с родителями

3)гармоничный стиль семейного воспитания

4)гармоничный рисунок

5)добиться гармоничного цветового сочетания

6)идея гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий

7)главное правило создания гармоничного жилого пространства

8)гармоничный стиль воспитания

9)гармоничный тип личности ребенка

10)гармоничный образ жизни

11)гармоничный подбор цветов при оформлении помещений

12)гармоничная работа левого и правого полушарий

13)значение искусства в создании гармоничной среды жизни человека

14)гармоничный, богатый внутренний духовный мир

15)гармоничный мир народной культуры

16)гармоничное сочетание поэтического текста и выразительного слова

17)гармоничное развитие личности школьника

18)гармоничное разностороннее развитие личности

19)гармоничные пропорции человеческого тела

20)гармоничное сочетание умственного и физического развития

21)создание гармоничного образа костюма

4.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ГАРМОНИЧНЫЙ

1)Что такое гармоничные отношения в природе?

2)Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - это право и обязанность любого человека.

3)Гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть композиции.

4)Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка?

5)Как подобрать гармоничный цвет отделки?
6)Изделия из лоскутов должен быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.

7)Удачно выбранные цвет и рисунок стен позволяют создать гармоничный переход из одного помещения в другое.

8)Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков развивает художественный вкус, фантазию.

9)Это небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм, окруженный с двух сторон колоннами.

10)Человек мечтает жить в очень красивом и гармоничном мире.

11)Сотрудничество - наиболее гармоничный стиль межличностных отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

12)Сцена масленичного катания превращается в гармоничный образ красоты национального русского праздника.

13)Что значит «гармоничный человек» в вашем понимании?

14)Растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

15)“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста”, - писал учёный А.Эйнштейн.

5.2. ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ

И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО

ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

Гармоническая личность находится в единстве с миром, людь-ми и собой. Такой человек является непосредственно нравствен-ной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности. Становление личности связано с формированием иерархи-ческой структуры мотивов или ценностей, доминированием высших уровней над низшим. Уровень мотивов или ценностей определяется мерой их общности, начиная с личных мотивов (самых низких), через интересы близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей. Наличие таких иерархий в личности не нарушает ее гармонии, так как сложность, множественность интересов, полинаправлен-ность при наличии доминанты обеспечивает многообразие свя-зей с миром, общую устойчивость. Напротив, простота личности (наличие единственной цели, погруженность в одну деятельность, сужение круга общения и решаемых проблем) зачастую приводит к ее дисгармонич- ности. 1 Попытка описания нормального, или гармоничного типа встречается у Э. Фромма в виде продуктивного типа личности или у Э. Кострома через описание «актуализатора», К. Юнга - в представлении им социотипов, у В.М. Миниярова - в характе-ристиках социально-психологического типа личности. Приведем пример описания гармоничного социально-психо-логического типа личности в системе тех отношений, в которые вступают дошкольники и школьники.1. Отношение к людям. Это дети, зарекомендовавшие себя уже в дошкольном возрасте как рассудительные. Они не дейст- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.-М.: Владос, 1995.- С. 185-237.

с 2. Гармоничный тип личности и особенности психического отклонения от нормы 89

Руют под влиянием внешних побуждений и эмоций, а всегда переводят их в сознательную, разумную деятельность, мотивируя свои поступки. В школьной период жизни этим детям свойствен-но чуткое и внимательное отношение к просьбам как сверстни-ков, так и старших. Для них характерно во всем быть честными и правдивыми. Они всегда говорят правду или вообще не гово-рят, умалчивают, если не хотят солгать. В общении с друзьями искренны и откровенны, никогда не утаивают своих истинных побуждений и желаний, с удовольствием делятся своими проб-лемами, никогда не скрывают своих истинных чувств и отноше-ний. Уважительное отношение к людям - главная черта этого типа, которая сохраняется до конца жизни и проявляется всег-да, как бы ни пытались окружающие выбить такого человека из равновесия. Будучи взрослыми, они очень самостоятельны, независимы и никогда не пытаются ставить других в зависимость от себя. От-личительной особенностью этого типа является человеколюбие, ориентация на служение во благо других людей. Личность друго-го человека - это для них главная ценность.

                    Отношение к деятельности. Данные учащиеся отлича-ются полной гармонией умственного и физического развития. В равной степени и с удовольствием могут заниматься как ум-ственным, так и физическим трудом. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте дети этого типа очень активны, всегда нахо-дят себе занятие, в которое привносят элементы творчества. Бу-дучи взрослыми людьми, очень добросовестно относятся к своим обязанностям, всегда все доводят до конца, не бросают начатого дела. Главные черты, которые проявляют в работе - высокая ис-полнительность и ответственность.
                    Отношение к своим возможностям. Ни в дошкольном, ни в школьном и юношеском возрасте у гармоничного типа лич-ности никогда не наблюдается страха перед новой деятельнос-тью. Это единственный тип детей, который не завышает и не занижает своих возможностей при выполнении того или иного вида деятельности. Чаще всего они либо берутся за работу, либо

                    90 РАЗДЕЛ I Глава 5. Типы личности как результат воспитания и развития

нет, предупреждая об этом сразу. Такая адекватная оценка сво-их возможностей позволяет учащимся быть уважаемыми среди товарищей, не попадать впросак, не быть униженными или по-давленными. Уверенность в себе делает этих школьников не хвас-тунами, не самоуверенными выскочками, а людьми, умеющими держать слово.4. Отношение к коллективу. Никогда не ставят свои личные
интересы выше общественных и выше интересов товарищей,
поэтому всегда любимы своих друзьями. Их главным принци-
пом является справедливость в решении жизненных вопросов
в пользу коллектива. Дети этого типа умеют защитить своих
товарищей друзей и самих себя. Нет стремления и чувства пре-
восходства над другими, желания унизить ближнего и возвы-
ситься над ним. К ним тянутся многие дети и, подчас, они по
заслугам бывают как официальными, так и неформальными
лидерами. Эти дети умеют дружить и со сложными, трудными или прос-то педагогически запущенными сверстниками. В дружбе они по-ложительно влияют на последних, так как не позволяют им пе-реступить через нравственные нормы поведения, которые всегда соблюдают сами и критично относятся к нарушителям. Во взаимоотношениях с товарищами никогда не применяют насильственных мер при решении конфликтных ситуаций, огра-ничиваясь всегда просьбой, выражаемой серьезно и обоснован-но. Наряду с отсутствием резкости в общении у этих учащихся не наблюдается заученных формально исполняемых приемов вежливости или нравственного поведения.5. Отношение к себе. Высокая требовательность к себе дела-
ет этих детей постоянно серьезно работающими над собой. Они
раньше всех, уже в младшем подростковом возрасте, начинают
заниматься самовоспитанием, совершенствуя себя как в физиче-
ском, так и в духовном и нравственном отношении. В подрост-
ковом и юношеском возрасте дети этого типа выгодно отличают-
ся тем, что их нравственные поступки и действия, выработанные
путем сознательной оценки реакции других людей, позволяют
им быть независимыми от окружающей среды и действовать

91

В соответствии с естественным общепринятыми нравственными нормами. Будучи взрослыми - это уверенные в себе люди, кото-рые умеют уважать и себя; и других.6. Отношение к критике и замечаниям. Дети гармоничного
типа способны к шалостям, могут допустить нарушение школь-
ной дисциплины, однако критические замечания воспринимают
разумно, без резких ответов и истерик и стараются не нарушать
порядок впредь. Провинившись, они просят прощения, а будучи
в подростковом и юношеском возрасте, вежливо извиняются. В период активного самовоспитания у этих подростков наб-людается повышенная самокритичность на справедливое заме-чание. Положительное отношение этих детей к критике позво-ляет им достаточно объективно оценивать себя, что способствует постоянному их совершенствованию.7. Отношение к волевым проявлениям. Достаточно рано дети
этого типа проявляют волевые способности, так как дисципли-
нированно ведут себя как в детском саду, так и в школе. Ранняя
способность к самоуправлению позволяет этим детям безболез-
ненно подчиняться требованиям старших, при этом не воспри-
нимая это как унижение их достоинства. Отличает этих детей то,
что они организованны, всегда собранны. Высокая самоорганизация позволяет этим детям рационально пользоваться свободным временем, посещать различные кружки, секции, не запуская учебу. Любое дело они доводят до конца, ни-когда не останавливаются на половине пути, всегда настойчивы в достижении цели. Достигая цели, они всегда выдвигают новые, преодоление которых и составляет смысл их жизни. Таким образом, диагностика гармоничного социально-психо-логического типа личности основана на выявлении следующих качеств, составляющих характерологические свойства: самодея-тельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, непримиримости к недос-таткам и безобразным поступкам других, потребности в защите своих товарищей и близких, простоты в обращении с людьми, правдивости, искренности, вежливости, скромности, добросо-вестности, реальности оценки своих возможностей^соблюдения

92 РАЗДЕЛ I Гл а в а 5. Типы личности как результат воспитания и развития

Правил и норм поведения, преданности интересам коллектива, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в дос-тижении цели, инициативности. Для них также свойственно проявление таких личностных качеств, как открытость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие, стабильность, послушание, уступчивость, осознанная зависимость от других людей, добросовестность, ис-полнительность, ответственность, социальная смелость, непри-нужденность, решительность, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных норм. Следовательно, внешние воздействия среды, воспитания, обучения влияют на поведение ребенка через внутренние усло-вия, т.е. через индивидуальные личностные свойства, формиро-вание которых существенным образом зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения. Социально-психологические типы личности, сформировав-шиеся в семье, в общеобразовательной школе испытывают на себе с первого дня мощное педагогическое влияние, которое не всегда совпадает с установочными ориентирами и потребностями учащихся. Поэтому оптимальный путь формирования личности может быть достигнут в том случае, если способы педагогиче-ского воздействия будут соответствовать сложившимся характе-рологическим свойствам личности. Такое совпадение возможно у «гармоничного» социально-психологического типа личности. Об этом свидетельствует психологическое состояние личностных качеств, которое было выявлено в ходе изучения данной группы учащихся. Однако независимо от социально-психологического типа личности возможна социальная напряженность, которая возникает тогда, когда мотивированное поведение сталкивается с препятствием, когда удовлетворение потребностей становится невозможным. Такое происходит у тех учащихся, которые име-ют определенные отклонения в характерологических свойствах от гармоничного социально-психологического типа или в усло-виях политического или экономического кризиса. Это приводит к внутреннему конфликту и у многих социально-психологиче-

5.2. Гармоничный тип личности и особенности психического отклонения от нормы 93

Ских типов личности вызывает сложности в способах адаптации к окружающим их обстоятельствам. Если человек выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с непреодолимыми, препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи, испытывают фрустрацию. 1Фрустрация - специфическое эмоциональное состояние че-ловека, возникающие в случае появления непреодолимых пре-пятствий на пути к достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная фрустрация»), либо на себя, обвиняет в неудачах самого себя (регрессивная фрустрация). Час-то повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в лич-ности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность - у одних; вялость, неверие в се-бя, «комплекс неполноценности», безразличие, безынициатив-ность - у других. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действитель-ности, которая их не удовлетворяет. Чаще всего это свойствен-но конформному, доминирующему, инфантильному, тревожному социально-психологическим типам, но скорее всего акцентуи-рованному типу характера.Невроз - приобретенное функциональное заболевание нерв-ной системы, при котором происходит «срыв» деятельности го-ловного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения. Невроз является следствием неудач, фрустрации и межличностных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к невротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфликты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются 1 Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.- С. 185-190.

94 РАЗДЕЛ I Глава 5. Типы личности как результат воспитания и развития

В тот или иной период жизни практически у любого человека. К сожалению, неврозы развиваются и у детей. Среди психотравм детского возраста основными являются смерть и болезнь близ-ких, испуг, конфликты между родителями, их развод или стрем-ление родителей переделать характер ребенка. К функциональным заболеваниям нервной системы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувст-во неудовлетворенности, обиды, эмоциональный стресс. Причину переживаний, нервного срыва не всегда легко понять, ребенок иногда с трудом ее формулирует или даже осознает. Это особенно касается так называемых внутренних фрустрационных конфлик-тов с самим собой. К примеру, остро переживаются противоре-чивые чувства к одному и тому же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта, способностей; или несостоятель-ность честолюбивого, но неопытного руководителя, ученого). Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоцио-нальном стрессе. Неврозы делят на три основных вида: неврас- тению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной дея-тельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типич-ных неблагоприятных жизненных ситуациях.Неврастения (в переводе с латинского - «нервная слабость») - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры обще-ния, и она сама создает новые трудности в межличностных от-ношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляется бес-сонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...