Императоры константинополя. Император константин великий и основание константинополя

Хотел стать создателем новой эры её истории, основателем «нового Рима». Старый Рим не соответствовал притязаниям расширившейся власти повелителей империи. Это был город республиканских преданий и учреждений; в нем был сенат, при всем своем вынужденном раболепстве сохранявший воспоминание о прежнем своем могуществе; население Рима было дерзко и любило судить о действиях правительства, всегда было готово порицать их, оно не благоговело перед двором. Уже со времени Диоклетиана государи предпочитали Риму другие резиденции. Константин лишь изредка, по необходимости соблюсти приличие, приезжал во дворец на Палатинском холме, и не оставался там долго. (Его нелюбовь к Риму могла быть одним из поводов к составлению легенды, будто он подарил Рим епископу Сильвестру; но эта легенда вымысел, и притом позднего происхождения).

История Византийской Империи (документальный фильм)

Он не хотел жить в Риме, и не удивительно, что у него возникло желание основать новую столицу, чтоб она увековечила славу его имени и чтоб её население, обязанное всем основателю города, платило ему за благодеяния преданностью, держалось в политике и религии тех мнений, какие предписывает ему государь. Константин сначала полагал основать столицу на том месте, где стояла Троя , мифическая отчизна римского народа (согласно сказаниям об Энее); но скоро оказалось, что романтические идеи не имеют силы увлекать его до забвения о реальных выгодах. Не было местности, которая представляла бы по своему положению такие удобства для основания столицы, как прежняя греческая колония Византий, стоящая на проливе, которым Черное море соединяется с Пропонтидой (Мраморным морем). Туда был путь товарам со всех сторон света, там была превосходная гавань, которая по своей форме называлась «рогом», а по богатству своей торговли «золотым». Окрестностями города были холмы, покрытые виноградниками, фруктовыми садами и меж них долины, очень плодородные; эта местность образовала полуостров, который легко было защитить стеной от нападения врагов; у Византия была решена судьба многих войн, его стены выдержали много осад, он был центральным пунктом, из которого легко могли ходить войска и на Дунай и на Евфрат для защиты империи от опаснейших врагов. Легенда говорит также, что мысль основать на месте Византия новую столицу была дана Константину внушением от Бога.

Пространство, занимавшееся античным городом Византий и Константинополем – при Константине и через 100 лет после него, при императоре Феодосии II

Новый город, названный в честь своего основателя Константинополем, строился очень быстро. Торжественное освящение фундамента его западной стены было совершено 4 ноября 326 года, и меньше чем через четыре года (11 мая 330) уже была освящена новая резиденция. Константин хотел, чтобы Новый Рим не уступал ни в чем Старому, потому заботливо укрепил его и украсил великолепными зданиями. Две больших площади были со всех сторон застроены колоннадами и украшены статуями; одна из них была названа площадью Августы в честь августы Елены , матери императора, а другая – по имени самого императора. В центре площади Константина стояла высокая порфировая колонна, а на ней бронзовая статуя бога солнца с венком, окруженным лучами; чуть позже эта статуя была переделана так, что сделалась изображением самого Константина. Легенда соединила с нею фантастические поверья. Говорили, что под мраморным базисом колонны зарыт тайно перевезенный в новую столицу палладиум города Рима, а внутри колоссальной статуи положена часть Животворящего Креста. Статуя была разбита молнией и опрокинута бурей 5 апреля 1101 года; но большая часть колонны уцелела до сих пор.

Константинопольский ипподром (цирк), потом долго служивший туркам для обучения войска, был громадным и великолепным зданием, имевшим около 400 шагов в длину и 100 в ширину, и украшенным внутри статуями, обелисками и сплетенной из трех бронзовых змей колонной с золотым треножником, стоявшим прежде в Дельфийском храме : это был дар греков Аполлону Дельфийскому после победы при Платее . Пришедшее в упадок искусство времен Константина не могло создавать хороших произведений, потому для украшения новой столицы были взяты отовсюду прежние знаменитые художественные работы. При всех выражениях преданности Константина христианству, освящение новой столицы было по его приказанию совершено одним из главных жрецов римского языческого культа (понтификов) и неоплатоником Сопатром с языческими обрядами. Константин построил в городе храмы богине Счастия (Tyche) и Диоскурам; он постановил, чтобы ежегодно в день основания совершалась в ипподроме торжественная процессия; тут несли его статую, у которой на ладони протянутой правой руки стояло изображение гения-покровителя новой столицы; его преемники должны были преклонять колена перед этой статуей. Надо полагать, что статуи богов и героев, перевезенные в Константинополь, были оставлены при Константине непеределанными; но впоследствии, когда усилилась антипатия ко всему языческому, они были переделаны: языческие атрибуты изображений были заменены христианскими символами. Константин хотел занимать нейтральное положение между язычеством и христианством, потому построил в своей столице и христианскую церковь в честь святых апостолов. Она была сложена из разноцветного мрамора, окружена колоннадами и разными пристройками; все это вместе образовало великолепное целое.

Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Неподалеку от ипподрома стоял дворец, громадное здание, почти не уступавшее римскому палатинскому дворцу огромностью и богатством украшений, окруженное колоннадами, дворами, садами. Бани, театры, водопроводы, хлебные магазины, прекрасный дом для заседаний сената на площади Августы, великолепные дома сенаторов и других знатных людей, поселившихся в резиденции государя, образовали несколько групп роскошных зданий, между которыми построили себе дома промышленники, торговцы, хозяева кораблей, привлеченные в новую столицу торговыми выгодами её положения и пособиями, какие давал переселяющимся в нее император. Он всячески заботился о том, чтоб она стала многолюдным городом. Он давал подарки и почетные должности сенаторам и другим вельможам, чтоб они переселялись из Рима в Константинополь. Многие обольщались этим, другие и без наград сами желали жить близ императорского двора.

Скоро Новый Рим стал почти так же многолюден, как Старый. Он имел те же привилегии. Члены городского управления получили сан сенаторов, граждане Константинополя получили все права граждан города Рима; хлеб, вино и масло были раздаваемы народу здесь еще щедрее, нежели в Риме; общественные игры и другие развлечения для народа были не менее великолепны, чем те, какие бывали прежде в Риме. Климат был превосходен, окрестности прекрасны, положение города очень выгодно для торговли. Потому Константинополь, разделенный подобно Риму на 14 частей, скоро стал по своей величине вторым городом вселенной. Но он вырос не сам собой, он был тепличное растение. Блеск здесь был заимствованный, произведения искусства были взяты из других городов, население было разноплеменною смесью, не имело ни национального единства, ни патриотизма, ни славного прошлого. Рим, покинутый императором все-таки производил, впечатление более величественное, чем Константинополь. Его триумфальные арки, храмы, театры, цирки, термы, площади, украшенные статуями, живописно расположенные по долинам и холмам, оживленные садами и журчаньем фонтанов, вода которых текла в город по 19 водопроводам на высоких арках, придавали прежней столице такое величие, какого искусственно созданный Константинополь далеко не имел. Но Рим не годился быть столицею христианского государства: он оставался языческим городом, и долго после Константина язычество еще преобладало в нем над христианством. Латеранская базилика – единственная римская христианская церковь, о которой мы достоверно знаем, что она была построена Константином, не могла сравниться по великолепию с языческими храмами в Риме.

Значение Константинополя для России

Столица Византийской империи впервые испытала на себе военную силу «россов» в 860 г., когда около стен Константинополя внезапно появилось около двухсот кораблей. Это случилось в царствование императора Михаила III, когда скифы, сарматы, славяне и другие народы, обитавшие на территории будущей Русской земли, вооружили многочисленные суда, спустились по текущим на юг рекам, прошли Днепровские пороги и бесстрашно выплыли в открытое море. Их ладьи, как тучи саранчи, налетели на Босфор и покрыли его прозрачные воды.

По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, воинственный дух нападавших сначала привел жителей в ужас, а Константинополь «едва не был поднят на копье». Причем русским «легко было взять его, а жителям невозможно защищать… спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия». Патриарха Фотия даже уязвило, как он отмечал, «бесславие от этого великодушия». Награбив добычу, «варвары» неожиданно отступили, в чем было усмотрено чудесное заступничество Пресвятой Богородицы, и 23 июня жители Константинополя неожиданно «увидели врагов… удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения».

Аскольд и Дир просят у Рюрика в Новгороде разрешение на поход в Царьград

В 865 г. русские витязи Аскольд и Дир, выйдя из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Но, овладев Киевом и став киевскими князьями, они изменили свое намерение и, собрав большую дружину, решили уже войной идти на Царьград. Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить нашествие народа, до того времени не виданного ими. Они называли их «россами-человекоубийцами», так как, по некоторым свидетельствам, те «отрубали головы монахам, распинали их; убивали, пуская в них стрелы или вбивая им в череп гвозди». И тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестные ризы Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил их в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир - Илией. Вскоре в Константинополь прибыло посольство русских с просьбой о крещении. В «окружном послании» 867 г. патриарх Фотий сообщает об успехах проповеди Христовой и о том, что «россы» восприняли «чистую и неподдельную Веру Христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и гостеприимцев, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго».

В 906 г. многочисленное войско князя Олега, собранное со всех окрестных племен, спустилось вниз по Днепру, а конное побережьем отправилось к Царьграду. По выражению историка, князь хотел доказать, что «казна робких принадлежит смелым». Море покрылось ладьями Олеговых воинов, приведя в ужас жителей Византийской столицы. Правивший тогда в Византии император Лев VI Философ думал более об астрологических выкладках, чем о безопасности столицы своей империи, поэтому удовольствовался только тем, что повелел запереть гавань цепью. Но князь Олег поставил ладьи на колеса и под парусами двинулся к стенам Константинополя. Напуганные греки побоялись вступить в бой и только смотрели с городских стен, как «россы» опустошают окрестности. А потом запросили мира и подписали с русскими договор о мире и беспошлинной торговле. Начинался этот первый в истории Киевской Руси дипломатический договор словами: «Да умиримся с вами, Греки!». Византийский император поклялся Евангелием, князь Олег своим оружием и Перуном - богом грома и молнии. В память о победе Олег прибил на городские ворота Константинополя свой щит, а потом и возвратился в Киев.

После Олега на киевский престол вступил возмужавший к тому времени князь Игорь, который тоже хотел взять дань с Царьграда. Рассказы о подвигах Олега он слышал, наверное, с детства и жаждал повторить их. Но первый поход его на Царьград кончился неудачно. Греческие корабли встретили русские ладьи в море и стали бросать на них неизвестный раньше русским «греческий огонь». Князь Игорь потерял часть своего флота и отступил. Через два года он собрал большую дружину, нанял конницу печенегов и снова отправился на ладьях на Царьград. На этот раз византийский император не стал рисковать и уплатил дань.

Через 50 лет после заключения первого договора княгиня Ольга (мать князя Святослава), видя добродетельную жизнь христиан, захотела больше узнать о них. И живший тогда в Киеве греческий священник Григорий подробно рассказал ей о христианской вере и с увлечением описывал красоту богослужений в Константинополе. Будучи уже в преклонных летах, княгиня Ольга пожелала принять христианскую веру и отправилась в столицу Византийской империи, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом.

Во главе большой свиты, в сопровождении священника Григория прибыла она в Царьград. Правивший тогда Византией император Константин VII Багрянородный не сразу принял Ольгу, и ее ладьям пришлось долго стоять в Золотом Роге. Когда же 9 сентября 965 г. русскую княгиню представили императору, он принял ее пышно, и в этот день во дворце был устроен великолепный обед. Однако княгиню не удостоили чести сидеть за одним столом с императорской семьей, и она обедала с придворными дамами. Во время обеда играла музыка, певчие и танцоры показывали свое искусство. А потом был приготовлен десерт на особом золотом столике, за которым княгиня Ольга сидела уже с византийскими императором и императрицей.

Крестил княгиню Ольгу сам Константинопольский патриарх, а восприемником ее был император Константин VII Багрянородный.

Князь Владимир (внук княгини Ольги) значительно раздвинул пределы Руси, но, достигнув внешнего могущества, не успокоил своего мятущегося сердца. Он видел бездушие языческих идолов, детство же напоминало ему дивные речи бабки о Едином Всемогущем Боге, и стал князь исследовать разные религии. Для этой цели он отправил посольство из десяти человек по разным землям, чтобы они на месте определили, кто как молится своему богу.

Что же почувствовали послы князя Владимира, вступив в храм Святой Софии в Константинополе? Они увидели его во всем великолепии: колонны и орнаменты нижних галереей были те же, что и сейчас, но над мраморными балюстрадами по золотому полю полукруглых пространств были выложены мозаичные изображения святых. Шестикрылые серафимы по треугольным парусам храма не являлись только орнаментами, и лица их (теперь закрытые золотыми звездами) дышали небесной красотой. В алтаре стоял престол, блиставший золотом и драгоценными камнями; над ним на четырех серебряных колоннах возвышалась сень, увенчанная главою с крестом из чистого золота.

Престолы патриарха и императора тоже горели золотом и драгоценными камнями. Кругом - дорогие вазы, паникадила, кресты; на расставленных аналоях лежали Евангелия, обложенные золотом. А в нартексе храма был изображен Иисус Христос, сидящий на престоле, с распростертым у ног Его императором Юстинианом.

Но не великолепие храма поразило сердца посланцев князя Владимира. Не меньшее великолепие видели они и в Риме, где в соборе Святого Петра тоже было собрано много сокровищ. Христианские изображения тоже вряд ли могли их тронуть - они были им тогда еще чужими. Особенно поразило их то, что они сразу почувствовали себя в храме Бога Живого и Истинного: «Мы не помнили себя, где стоим - на небе или на земле, и мы веруем, что сам истинный Бог живой с этими людьми». Это их впечатление решило судьбу нашего Отечества.

Однако могущественный князь Владимир не пожелал просить от греков веры как милости. В 988 г. он двинул свои войска на богатый город Херсонес (около современного Севастополя) и после осады взял его. Царям же византийским Василию и Константину послал сказать, что так он поступит и с Константинополем, если они не пришлют ему епископа для просвещения его верой христианской и сестру свою Анну в жены. Митрополит Михаил, священники и епископы прибыли в Херсонес (Корсунь), где научили князя вере христианской, крестили его и совершили бракосочетание с принцессой Анной, оказавшей впоследствии сильное влияние на нравственный облик князя.

В Киеве все население после ознакомления с новой верой было одновременно крещено в водах Днепра в присутствии князя Владимира. При виде столь величественного зрелища князь с восторгом воскликнул: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей твоих! Дай им прозреть Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди веру в них правую и несовратимую». А в летописи об этом сказано: «В сей день земля и небо ликовали».

Из Киева святая вера пошла по всей земле Русской. Под ее благодатным воздействием выросли у нас монастыри и скиты, наложившие печать на народное сознание и всю нашу культуру. Так начиналась духовная связь Руси с Константинополем.

Последний византийский император Константин XI Палеолог, погибший при осаде Константинополя, детей после себя не оставил. Все права на престол перешли к его братьям Дмитрию и Фоке. В 1460 г. султан Мехмед II взял в плен Дмитрия, а дочь его заточил в своем гареме. Через десять лет Дмитрий, принявший постриг, скончался в Адрианополе, а других детей у него не было.

Фома после падения Константинополя отдался под покровительство Венецианской республики. Султан предложил ему придворное звание и пенсию, но потребовал, чтобы тот отказался от прав на византийский престол. Фома отверг это предложение и уехал сначала в Италию, а потом во Францию, чтобы добиться там поддержки для восстановления своего престола в Константинополе. Не дождавшись помощи, он в 1462 г. умер в Риме, а супруга его Екатерина скончалась еще раньше.

Наследниками прав на византийский престол остались сыновья Фомы (Андрей и Эммануил) и две его дочери - Елена и Зоя (Софья). Старшая Елена вышла замуж за сербского господаря Лазаря II, но детей у них не было. После смерти мужа она попала к плен к туркам, а после освобождения приняла монашеский постриг. Другие дети Фомы нашли приют в Риме, где папа римский дал им небольшую пенсию.

Андрей Фомич был бездетным. Он разъезжал по разным странам и предлагал их государям свои права на византийский престол. От французского короля он получил всего 723 луидора, в 1493 г. был даже в Москве. Умер в полной нищете в Риме в 1502 г.

Эммануил Фомич, человек хитрый и честолюбивый, впоследствии бежал к туркам и принял ислам, но султан дал ему лишь небольшое жалованье и мало рабов. На этом карьера Эммануила закончилась. Его сыновья Андрей и Иоанн остались при дворце султана. Иоанн умер бездетным, а Андрея оскопили и приняли в султанскую стражу.

Единственной наследницей прав на византийский престол оставалась Софья Палеолог, вышедшая замуж за русского царя Ивана III. Таким образом, русские цари стали прямыми наследниками прав византийских императоров. Все европейские державы и папы римские признавали за русскими царями эти права. Видя со стороны турок опасность для своих государств, они не раз упрашивали русских правителей выступить против османов. Не желая быть орудием в чужих руках, ни Иван III, ни другие русские цари тем не менее не отказывались от прав на византийский престол. Иван III присоединил к своему московскому гербу герб византийских императоров - черного двуглавого орла с двумя коронами. В Оружейной палате Московского Кремля хранится и трон византийских императоров, привезенный Софьей Палеолог. Таким образом, русские цари, а вместе с ними и вся земля Русская, считались законными наследниками на византийский престол. И никогда они от этих прав не отказывались…

Софья (Зоя) Палеолог

Для России древний Константинополь-Царьград был жизненно важным нервом. Необходимость проливов Босфор и Дарданеллы для свободного плавания мы почувствовали уже с того времени, как в Черное море вышел первый русский корабль. Петр I, прорубив через Балтийское море «окно в Европу», решился пробить и «дверь» через Черное море. Но Турция того времени была сильна для России, поэтому Азовский и Прутский походы Петра I не дали желаемых результатов.

Счастливее оказалась императрица Екатерина II, в правление которой турки были разгромлены на суше и на море. Мир 1774 г. принес России обширные территории Черного и Азовского морей, устья Буга, Днестра и Дона и Керченский пролив. Через девять лет был присоединен Крым, причем на воротах крепости Севастополя была сделана надпись: «Дорога в Константинополь».

Однако успехи России встревожили крупные государства Европы, опасавшиеся как бы Босфор и Дарданеллы не стали закрытыми для их кораблей. Усиливающееся влияние России как защитницы славянских подданных Турции стало вызывать с их стороны противодействие. Поэтому война 1826-1829 гг., когда русские стояли в одном переходе от Константинополя, не оправдала надежд.

В 1841 г. Россия должна была подписать соглашение с Австро-Венгрией, Францией и Англией, по которому целостность турецких владений подпадала под опеку Европы. И благодаря деятельному заступничеству Европы война 1855-1856 гг. закончилась для России неудачно. Позднее Берлинский конгресс, состоявшийся после величественных побед русского оружия над турками в 1877 г., когда наши войска снова были у фортов Константинополя, вырвал из рук Российской империи плоды блестящей победы…

Из книги Завоевание Константинополя автора Клари Робер де

Завоевание Константинополя Здесь начинается пролог о том, как был завоеван Константинополь. Потом вы услышите, почему туда отправились.IЗдесь начинается история тех, которые завоевали Константинополь; потом мы расскажем вам, кто они были и по каким причинам туда

Из книги Разрушение Константинополя автора Автор неизвестен

РАЗРУШЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В год воплощения Господня, 1202, когда Римскую Церковь возглавлял владыка Иннокентий, а Филипп 1 и Оттон 2 боролись за Римскую империю, кардинал, господин Петр 3, пересек Альпы, что бы попасть в Бургундию, Шампань, земли Франции и Фландрии, и

Из книги Завоевание Константинополя автора Виллардуэн Жоффруа де

Завоевание Константинополя* [ПРОПОВЕДЬ КРЕСТОВОГО ПОХОДА (1198 - ноябрь 1199 г.)] 1Знайте, что в год тысяча сто девяносто седьмой от воплощения Господа нашего Иисуса Христа{1}, во время Иннокентия, апостолика Рима{2}, и Филиппа{3}, Короля Франции, и Ричарда{4}, короля Англии, был

Из книги Великий псевдоним автора Похлёбкин Вильям Васильевич

2. Роль и значение псевдонимов в истории общественно-политической жизни России Итак, что такое псевдоним? Буквально – это ложное имя. Прозвище, имя или фамилия, которое то или иное лицо сознательно и легально выбирает для прикрытия или сокрытия своего настоящего,

Из книги История русской армии. Том первый [От зарождения Руси до войны 1812 г.] автора Зайончковский Андрей Медардович

Значение императора Павла в истории военного искусства в России В царствование императора Павла была сделана вторая, после Петра III, попытка в развитии русского военного искусства свернуть на чуждый нам путь заимствований с Запада. Но если при Петре III эта попытка, к

Из книги История Византийской Империи VI – IX вв автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. и ряд поражений, нанесенных персидскому царю Осада Константинополя аварами и персами Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

Из книги Крестовые походы. Под сенью креста автора Доманин Александр Анатольевич

Захват Константинополя LXX. ...Дело было в пятницу, примерно за 10 дней до вербного воскресенья (9 апреля 1204 г.), когда пилигримы и венецианцы закончили снаряжать свои корабли и изготовлять свои осадные орудия и приготовились идти на приступ. И тогда они построили свои корабли

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LX Раскол между греками и латинами. - Положение Константинополя. - Восстание болгар. - Исаак Ангел свергнут с престола своим братом Алексеем. - Причины четвертого Крестового похода. -Союз франков и венецианцев с сыном Исаака. -Их морская экспедиция в Константинополь.

автора

Основание Константинополя Вторым событием первостепенной важности, после признания Христианства, было основание Константином новой столицы на европейском берегу Босфора, уже при входе его в Мраморное море, на месте древней мегарской колонии Византия (?????????? – Byzantium).

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Стены Константинополя К числу очень важных событий из времени Феодосия II надо, безусловно, отнести сооружение константинопольских стен. Уже Константин Великий окружил новую столицу стеной как с суши, так и с моря. Ко времени Феодосия II город разросся далеко за пределы

Из книги Наполеоновские войны автора

Из книги История Византийской империи. Эпоха смут автора Успенский Федор Иванович

Глава III Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г. И ряд поражений, нанесенных персидскому царю. Осада Константинополя аварами и персами. Всемирно-историческое значение персидской войны Первые годы правления Ираклия изображаются в историографии как период

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

4. ЗНАЧЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ТУРКМЕНИИ К РОССИИ Присоединение Туркмении к Российской империи было прогрессивной акцией и оказало положительное влияние на исторические судьбы народа, проживающего в этом регионе. Оно открыло широкие пути для развития всей

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

Из книги Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти? автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава VI Классовая борьба в России во время отмены крепостного права и ее историческое значение Дворянские и либерально-буржуазные историки, занимавшиеся изучением реформы 1861 г., создали легенду об «умиротворенном» русском крестьянине. Они доказывали, что в период

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Значение России и ее армии в 1813 г. Объективный исследовательский анализ действий союзников должен признать, что главную роль в событиях 1813 г. играла российская армия и российская дипломатия. В самом начале 1813 г. Россия была единственной державой, находящейся на

Древний неприступный город, с которого началась христианская история Европы. Морские ворота из Азии в Европу и перекресток культур.

1. На самой заре своего существования Константинополь (Византий) был колонией в исторической Фракии. Её основали греки, выходцы из Мегар.

2. Первое известное название города, когда он еще был фракийским поселением – Лигос (по Плинию Старшему).

3. Афины и Спарта воевали между собой за обладание Византием. С IV века до н.э. он становится автономным и независимым от других греческих полисов.

4. Греки называли древний город «Византион». «Византий» - латинизированная форма того же названия.

5. Византий обладал одними из самых мощных стен среди греческих полисов, и уже в самую раннюю эпоху выдержал десятки осад. Искусство строительства стен византийцами особенно ценилось в античную эпоху.

6. Византий полностью контролировал Босфор и выдавал разрешения на проход через пролив.

7. Несмотря на вечное противостояние византийцев и македонцев, Александр Македонский не посягал на независимость Византия, и в ходе его походов город остался нетронутым. При этом Византий даже поставлял суда его войску. После распада империи Византий выступал в роли посредника между противоборствующими «осколками» - эллинистическими государствами.

8. В III веке до н.э. Византий стал одним из самых богатых торговых городов Греции, взяв на себя большую часть работорговли.

9. Византий был старым союзником Рима, и даже в Римской империи вплоть до II века сохранял автономию.

10. В Римской империи город славился своими учеными и архитекторами, которые пользовались спросом в других городах Ближнего Востока и Причерноморья.

11. В Византий пришли самые ранние христианские общины. Здесь проповедовали Андрей Первозванный, Стахий, Онисим, Поликарп I и Плутарх.

12. Огромные разрушения Византию принесли не варварские набеги или войны с другими государствами, а собственные правители. Император Септимий Север, которого город не поддержал, лишил его автономии, и в 196 году приказал разрушить до основания важнейшие здания и срыть вековые городские стены. После этого как минимум столетие город был неблагополучной провинцией.

13. Целый век (III в. н. э.) город носил название Августа Антонина в честь сына Септимия Севера - Антония.

14. Церковь Святой Ирины IV века – одно из самых старых сохранившихся христианских строений и главный храм города до известной на весь мир Святой Софии. В церкви проходил Второй Вселенский Собор. Названа она, однако, не в честь Святой Ирины, а в честь «Святого Мира». «Миром» (Ειρήνη) назывался древнейший христианский район города в Галате.

15. В IV веке Константинополь фактически был отстроен заново и сразу в качестве столицы Римской империи. Средневековый «мегаполис», Константинополь, стал городом контрастов: из простого бродяги или солдата можно было подняться до императора. Национальность и происхождение не имели большого значения. Роскошные дворцы элиты соседствовали с жалкими лачугами простых людей.

16. Первое название новой столицы Римской империи – «Новый Рим», данное Византию в 330 году, не прижилось. Город стали называть в честь Константина I- Константинополь.

17.В эпоху первого христианского императора Константина I в городе продолжали строить языческие храмы, что поощрялось властями.

18. Если у римлян любимым местом зрелищ был Колизей, где происходили бои гладиаторов, то в Константинополе таким местом был ипподром, где проходили гонки на колесницах. Ипподром использовался для всех крупных торжеств и праздников.

19. Самым ценным материалом в Константинополе был порфир. В порфирном зале Императорского дворца рождались будущие законные властители.

20. Русское название Константинополя «Царьград» - дословный перевод греческого «Василевуса полис» - город василевса (монарха)

21. Константинопольские цари собирали в городе (преимущественно на ипподроме) самые почитаемые артефакты со всех уголков империи. Это Змеиная колонна V века до н.э. из Дельф, Египетский обелиск XV века до н.э. из Фив, статуя Афины Паллады из Трои, бронзовый бык из Пергама и многие другие.

22. Протяженность крепостных стен в Константинополе составляла около 16 километров, на них располагалось около 400 башен. Некоторые стены достигали 15 метров в высоту и 20 в глубину.

23. Глава города Константинополя – эпарх, был вторым лицом в империи. Он мог арестовать и выслать из города любое лицо, по его мнению, представляющее опасность столице. Одним из самых известный эпархом был Кир, управлявший городом в отрезке между правлениями Константина Великого и Феодосия.

24. В разные времена город находился под властью римлян, греков, галатов, крестоносцев, генуэзцев, турок.

25. Одним из самых первых монастырей Константинополя, положивших начало монашескому движению, стал Студийский монастырь, построенный в V веке на берегу Мраморного моря.

26. Численность населения Константинополя в период расцвета могла составлять до 800 000 человек.

27. По сравнению с Римом в Константинополе был довольно многочисленный средний класс: почти 4,5 тысяч отдельных домов. Богатые жили в трехэтажных особняках, бедные ютились в многоэтажных постройках до 9 этажей в высоту на окраинах города.

28. Главная улица города называлась Меса (однокоренное русское «межа», лат. medius) – «средняя». Он шла с востока на запад вдоль многочисленных форумов и площадей от «начала всех дорог» Мильного Камня близ Собора Святой Софии до городских стен. Место императорских церемоний и активной торговли. Отрезок от Императорского Дворца до Форума Константина назывался «Регия» - Имперская дорога.

29. Для защиты от нападений славян в VI веке была построена специальная Стена Анастасия около 50 километров длиной.

30. В Константинополе жили греки, славяне, армяне, тюрки, римляне, германские народы (готы, позднее скандинавские викинги), арабы, персы, евреи, сирийцы, фракийцы, египтяне-копты. Из-за многочисленных паломников в Иерусалим в городе располагалось множество гостиниц.

31. Константинополь «пал» еще до своего официального падения в 1453 году от захвата города турками. В 1204 в ходе Четвертого Крестового похода венецианцы выжгли две трети зданий города. Самые величественные здания и сооружения, в том числе Форум Константина, бани Зевксиппа и окрестности Большого дворца лежали в руинах. Столица была полностью разграблена, включая саркофаги императоров.

32. После захвата Константинополя (1204) крестоносцами французский язык стал языком городской элиты.

33. В последние два века существования Византии в пригороде Константинополя Галате вырос город генуэзцев, окруженный стеной, и диктовавший свои правила торговли.

34. За всю историю Византийской империи Константинополь осаждался 24 раза. Половина защитников Константинополя в 1453 году – латиняне (венецианцы и генуэзцы)

35. Покорить Константинополь мечтали многие русские правители, от Вещего Олега и Игоря Рюриковича до Екатерины II (Греческий проект) и последнего русского императора. Екатерина II назвала своего внука Константином.

36. Собор Святой Софии – сердце Константинополя, самый большой храм в христианском мире. Впервые он был построен в 324-337 годах, однако в 404 году сгорел, новая базилика построенная на это месте сгорела уже в 532 году. Строительство нового грандиозного храма в VI веке осуществил Юстиниан I. Во времена османского владычества к нему были достроены четыре минарета, а сам собор обращен в мечеть. Ныне – музей Айя-Софья. В соборе произошло разделение церквей, а также хранилась Туринская плащаница.

37. Турки не переименовывали Константинополь после захвата. Есть несколько версий происхождения слова Стамбул (в оригинале - Истанбул): от искаженного турками «Константинополь» до турецкой адаптации обиходного названия «полис» («город» как Сити, столица), к которому прибавились «лишние» звуки (другие примеры: Смирна-Измир и Никомедия-Изник). Известно, что арабы употребляли название «Истинполин».

В любом случае в официальных документах вплоть до XX века город именовался на арабский манер Константинийе.

38. В османский период в Галате возникает новый «город в городе», с христианским большинством. Там селились торговцы - греки, армяне, итальянцы. В Галате был основан первый Центральный банк. Этот район также назывался Пера, что означает «за пределами».

39. Самая известная площадь Стамбула – Таксим находится на месте самого большого немусульманского кладбища (армянской общины), основанного в XVI веке.

40. Константинополь в период Гражданской войны в России стал главными воротами белой церковной и гражданской эмиграции. В городе и его окрестностях размещалось около 200 000 русских эмигрантов. К середине 20-х годов основная часть репатриировалась в СССР, эмигрировала в Европейские страны (Югославия, Болгария. Чехословакия) и страны Америки, некоторые умерли от болезней и голода, вынужденные жить на островах и территориях, лишенных материального обеспечения.

Константинополь, Царьград, Новый Рим, Второй Рим, Истанбул, Стамбул – во всех случаях речь идет об одном городе, ставшем в 330 году столицей Римской империи, по распоряжению римского императора Константина I Великого. Новая столица империи появилась не на пустом месте. Предшественником Константинополя был древнегреческий город Византий, основанный, по преданиям, в 667 г. до н.э. Византом – сыном богаПосейдона.

Константин, чуравшийся надменного Рима, решил перенести столицу государства на периферию. Константинополь не являлся «полноценно» европейским городом – это единственный город на земле, который расположен сразу в двух частях света: Европе (5%) и Азии (95%). Город расположен на берегах пролива Босфор, являющегося границей континентов. Город контролировал Босфор и торговлю из Европы в Азию.

По распоряжению первого христианского императора Константина, в городе началось масштабное строительство: он расширяется, строятся крепостные стены, возводятся церкви, со всей империи в город свозятся произведения искусств.

За всю истории Константинополя в нём правили 10 римских и 82 византийских императоров, 30 османских султанов. Город осаждали в общей сложности 24 раза. Во времена наивысшего расцвета численность населения Константинополя достигала 800 тысяч человек.

Город обрёл новую жизнь, увеличившись в несколько раз. Уже через полвека, во времена правления императора Феодосия, построены новые городские стены - они сохранились до наших дней. Местами городская стена достигает 15 метров в высоту, а толщина её достигает 20 метров.

Золотой век город переживает во времена правления императора Юстениана (527 – 565). Разрушенный на пятый год правления Юстениана в ходе восстания «Ника», город отстраивается неутомимым императором вновь – для этого привлекаются лучшие архитекторы того времени. Возводится вновь и сгоревший собор Святой Софии, который более чем на тысячу лет становится крупнейшим христианским храмом на земле. Золотой век правления Юстениана был омрачен эпидемией чумы, которая в 544 году унесла жизни почти половины жителей столицы Византии.

С середины VII до X века Константинополь преследует череда нападений и осад. Город атакуют арабы, болгары, славяне.

Второе рождение Царьград (как называли город славяне) переживает в IX веке, с приходом Македонской династии. Этому способствует ряд побед, которые удается одержать над заклятыми врагами – арабами и болгарами. Наука и культура переживают невиданный подъем. После раскола в 1054 году христианского мира на православный и католический Константинополь становится центром православия, активно проводя миссионерскую деятельность, особенно среди славян.

Начало угасанию города положили рыцари–крестоносцы Четвертого крестового похода. Вместо того, чтобы освобождать Гроб Господень, они решили поживиться сокровищами богатейшего европейского города. В 1204 году они предательски захватили его, разграбили и сожгли, вырезав большое количество горожан. Более чем на полвека город становится столицей нового государства крестоносцев - Латинской империи.

В 1261 году византийцы освобождают Константинополь, и к власти приходит династия Палеологов. Однако городу уже никогда не суждено достичь своего былого величия и могущества.

В 1453 году Константинополь захватывают турки-османы. Османы переименовали город в Стамбул и сделали его столицей своей империи. Султан Мехмед II застроил город мечетями, медресе, дворцами султанов. Собор Святой Софии превратили в мечеть, пристроив к нему минареты.

В 1923 году, после отмены султаната, Стамбул теряет статус столицы Турции – она переносится в Анкару.

В настоящее время Стамбул является крупнейшим городом мира, численность населения которого составляет около 15 миллионов человек. Это самый промышленно развитый город Турции. Кроме того, в городе сосредоточено огромное количество памятников Римской, Византийской и Османской империй.

Когда говорят об основании Константинополя Константином, следует иметь в виду, что речь идет не о новом городе, построенном на новом месте. Здесь, на оконечности треугольного полуострова, расположенного между Мраморным морем и огромной естественной гаванью Золотого Рога, уже существовала старая мегарская колония Византии. И процветанием, и превратностям своей истории Византии был обязан исключительно благоприятному географическому положению на торговом пути через проливы, пути, по которому в античный период шла торговля зерном, пути, проходящему там, где Европа встречается с Азией. Но когда Константин остановил свой выбор на Византии, дабы дать империи вторую столицу, тот представлял собой не более чем крупное селение.

До Константина у «римского мира» была одна столица - Рим. После Константина теоретически их стало две - Рим и Константинополь. В действительности же, в то время как Рим, брошенный на произвол судьбы, постепенно приходил в упадок, Константинополь рос с каждым днем. Сам факт, что этот город стал резиденцией императора и местом нахождения органов власти, превратил его в подлинную столицу. Именно это - главнейшее событие эпохи царствования Константина, событие, на мой взгляд, значительно более важное, чем даже принятие христианства, которое лишь ускорило неизбежный процесс. Еще в античные времена говорили, что Константин покинул Рим, оплот язычества, поскольку чувствовал, что он там не популярен. Это ошибочное мнение. Неверно было бы также считать, поверив свидетельству Псевдо-Евсевия, что он хотел превратить Константинополь в христианский город.

«Основание» города сопровождалось языческими обрядами, и хотя Константин повелел построить церкви, он оставил в городе и языческие храмы (и даже, по вполне правдоподобному свидетельству язычника Зоси-мы, распорядился возвести новые). На самом деле Константин руководствовался стратегическими, экономическими и политическими соображениями. Стратегические соображения: самая серьезная угроза для империи исходила от готов и персов. Рим, незащищенный от набегов германских и иллирийских племен, был слишком удален от двух основных театров военных действий. Константинополь - одновременно и неприступная крепость, и прекрасная отправная точка для сухопутных и морских походов против варваров севера и востока. Экономические соображения: необходимость в эти смутные неспокойные времена сохранить свободу судоходства по проливам и обеспечить торговый обмен между Средиземноморьем и странами Черноморского побережья, между Европой и Азией. Наконец, политические соображения: общий упадок Италии, уже столь явный во II в., становился все более ощутимым. Рим, гордо застывший в старых привилегиях, был мертвым городом. Греческий Восток, благодаря своему богатству и культуре, несомненно, являл собой живую часть империи.

Впрочем, с III в. Рим фактически перестал быть столицей. Разве не знаменательно, что из четырех правителей тетрархии ни один не имел резиденции в Риме и что в Италии в эту эпоху его место занял Милан? Константин также жил не в Риме, а в Трире, Сирмии (Митровице), Сердике (Софии), Никомидии: все это этапы на великом пути с Запада на Восток, который проходил и че- рез Константинополь, но обошел стороной Италию. В 324 г., получив после победы над Лицинием власть над Востоком, Константин по гениальному озарению останавливает свой выбор на Византии. Тотчас начинаются строительные работы, которые продолжались вплоть до 336 года. В них было занято много рабочих, в том числе 40 тыс. землекопов-готов. Из крупных городов вывозили произведения искусства, памятники лишались колонн или скульптур, которым надлежало украсить будущую столицу. Для привлечения знатных римлян им даровали только что построенные дворцы, а для простого люда установили такую же, как в Риме, аннону (годовой налог, выплачиваемый продуктами) и бесплатную раздачу зерна.

Константин самолично определил границы города - его территория сразу же в четыре или пять раз превзошла старый Византии. Торжественная церемония прошла 11 мая 330 г., до завершения строительных работ. С этого дня именно в Константинополе пребывает император и заседает имперский совет. Город, которому Константин дал свое имя, также часто называли Новым Римом - и это наименование закрепилось за ним. Как и Рим, Константинополь стоял на семи холмах, был разделен на четырнадцать районов, имел свой форум, Капитолий и сенат. Более того, территория города считалась италийской землей, а не провинциальной, и, следовательно, освобождалась от налогов. Рим пока не потерял ни одной из своих привилегий, но все они были поделены в пользу Константинополя. И совершенно естественно Константинополь становится подлинной столицей, а Рим остается в одиночестве и забвении, бесплодно вспоминая события своего славного прошлого. «На монетах 330 г. изображены оба города в образе бюстов в шлемах, увенчанных лаврами, и в императорских мантиях.

Но скипетр в руках у Константинополя» (Л. Брейе). Последствия были огромны. Прежде всего, углублялись различия между латинским Западом, о котором, казалось, забыли и чей упадок уже нельзя было предотвратить, и греческим Востоком. Основание Константинополя ознаменовало победу Востока над Западом, эллинистического мира, подвергшегося сильному влиянию Востока, над миром латинским. Оно стало также точкой отсчета истории новой цивилизации, которую заслуженно назвали византийской, ведь ни один город в истории не имел столь сильного и длительного влияния, как Константинополь. Империя окажется под угрозой, на нее будут нападать, она подвергнется вторжениям со всех сторон - но Константинополь продержится одиннадцать веков. Под защитой стен в его дворцах, монастырях, мастерских произойдет слияние восточных и христианских, греко-латинских элементов, которые и создадут византийскую культуру.

Попробуем представить себе, что могло бы произойти, если бы Рим, падение которого было близко и неизбежно, погиб под натиском варваров. Вместе с ним исчезло бы все наследие античной культуры, как это и произошло за несколько веков на Западе. Никакой другой город, даже Антиохия или Александрия, не был способен стать вместилищем классического знания, к тому же приближалась эпоха арабских завоеваний. Едва родившись, Константинополь начал притягивать к себе все то живое, что еще оставалось в греко-латинской культуре. На протяжении своей истории, благодаря могуществу, богатству, престижу и самому факту сохранения греческого языка, Константинополь защищал это наследие. Самое великое и славное достижение Константина, возможно, именно в том, что, своевременно перенеся центр империи, он спас то, что еще можно было спасти.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...