Интеллект, его строение и уровень развития. Понятие интеллекта

В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект – это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле – ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Понятия «интеллект» и «интеллектуальные особенности» личности близки к более часто употребляемым понятиям – способности, общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности личности играют большую роль в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности.

Вообще, понятие «интеллект» в психологической литературе имеет по меньшей мере три значения: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию.

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт, по Штерну, – это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», или же, по Я. Д. Пономареву, «во внутреннем плане действия». Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному их способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной применения знаний при решении жизненной задачи. В целом развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.

Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М.К. Акимовой, основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Э.А. Голубева, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, добавляя к ним еще и работоспособность.

Так или иначе, но во взгляде на природу интеллекта как на способность содержится рациональное зерно. Оно становится заметным, если взглянуть на эту проблему с точки зрения отношений сознательного и бессознательного в психике человека. Еще В.Н. Пушкин рассматривал мыслительный процесс как взаимодействие сознания и подсознания. На разных этапах решения проблемы ведущая роль от одной структуры переходит к другой. При интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, т. е. в субдоминантном положении.

Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается или не осознается субъектом.

В.Н. Дружинин дает первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям.

Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. В.Н. Дружинин излагает концепцию интеллекта с точки зрения «когнитивного ресурса». Существуют две экспликации содержания понятия «когнитивный ресурс». Первая – структурная – может называться моделью «отображение – экран». Предположим, что существует минимальная структурная единица, отвечающая за переработку информации, – когнитивный элемент. Подобные элементы находятся в связи каждый с каждым. Количество когнитивных элементов определяет успешность решения интеллектуальных задач. Сложность любой задачи связана с числом когнитивных элементов, представляющих ее в когнитивном ресурсе. Если множество элементов, требующихся для представления задачи больше, чем когнитивный ресурс, субъект не способен построить адекватную репрезентацию ситуации. Репрезентация будет неполной в каких-либо существенных деталях.

Индивидуальный когнитивный ресурс может соответствовать задаче. В этом случае задача решается как частная, без попыток обобщения способов решения на другие. Наконец, индивидуальный когнитивный ресурс может превосходить ресурс, требуемый задачей. У индивида остается свободный резерв когнитивных элементов, который может быть использован для: 1) решения другой параллельной задачи («феномен Юлия Цезаря»); 2) привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст); 3) варьирования условий задачи (переход от одной задачи к множеству задач); 4) расширения зоны поиска («горизонтальное мышление»).

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: 1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных) и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова – способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Операциональное понимание интеллекта выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач и проявляющегося в некоторых универсальных характеристиках поведения человека.

С точки зрения современных представлений об интеллекте, не все задания могут быть хоть как-то с ним соотнесены. Но идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в моделях интеллекта.

Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, – В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне

– фактор общей умственной энергии, на втором уровне

– его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам, логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний.

Мышление – это интеллект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятельности, степени соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Интеллект - относительно устойчивая структура ум­ственных способностей индивида.

В ряде психологических концепций интеллект отож­дествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индиви­дуального подхода к ситуации, требующего познаватель­ной активности, с когнитивным стилем и т.д.

Интеллект включает в себя: приобретенные знания,

опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интел­лектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект - это умственные спо­собности человека, совокупность всех познавательных про­цессов. В более узком смысле - ум, мышление. В струк­туре интеллекта человека ведущими компонентами явля­ются мышление, память и способность к разумному пове­дению в проблемных ситуациях.

Понятие интеллект и интеллектуальные особенности личности близки к более часто употребляемым понятиям

Способности, общие и специальные способности. К об­щим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способ­ностей связано с работами СЛ. Рубинштейна и Б.М. Тепло- ва. Можно сказать, что интеллектуальные особенности лич­ности играют большую роль в общей успешности деятель­ности. Способности рассматриваются как регуляторы дея­тельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные спо­собности и мотивационная структура личности.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Такие мыслитель­ные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категори­ями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний. Мышление - это интел­лект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятель­ности, степени соответствия истине) суждений и умо­заключений, являющихся конечными результатами про­цесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Мышление и интеллект исследуются с помощью опро­са, кроме того, могут использоваться специальные таб­лицы, экспериментально-психологические тесты и про­бы. Исследование способности к анализу и синтезу, кри­тике нелепых рисунков, задания на сообразительность, быстроту ассоциаций и др. Большое значение имеет ассо­циативный эксперимент. Например, психологические те­сты Вине - Симона и Векслера, Айзенка.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.Тесты интеллекта разработаны на стыке 2 положений: концепция генетической обусловленности интеллекта и влияние социальных факторов.

Бине–Симон: шкала умственного развития . Созданная по указанию французского министра просвещения комиссия для обсуждения вопроса о детях, отстающих в своем познавательном развитии и не способных обучаться в обычных школах, сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления таких детей, с тем чтобы обучать их в школах специального типа.

А. Бине и Т. Симон предложили серию из 30 заданий (тестов), предъявляющихся по мере возрастания трудности, т.о. что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом.

Следующая редакция (1908) – задача выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Уровень = «умственный возраст». Третья редакция (1911) – шкала продлена до уровня взрослого, но по-прежнему не предусматривает определение коэффициента интеллекта. Затем – преобразована в шкалу Станфорд – Бине, где введен IQ (умственный возраст/календарный возраст * 100) , (IQ < 100 - субнорма). Измеряет широкий диапазон способностей – от простого манипулирования, до абстрактного рассуждения (более ранний возраст - зрительно-моторная координация, для взрослых – большинство вербальных по содержанию заданий).

Уже с начала века в рамках тестологической парадигмы складываются две прямо противоположные по своим конечным теоретическим результатам линии трактовки природы интеллекта:

одна связана с признанием общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (К. Спирмен),

другая - с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун).

Теория интеллекта Спирмена базировалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов. Если в каком-либо исследовании отмечалось отсутствие таких связей, то Спирмен объяснял это влиянием ошибок измерения. Основой связи выполнения разных тестов, по его мнению, является наличие в каждом из них некоторого общего начала, получившего название "общего фактора" интеллекта (general factor, сокращенно g). Кроме фактора g, был выделен и фактор s , характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания. Поэтому данная теория получила название "двухфакторной теории интеллекта" Спирмен полагал, что фактор g -это и есть собственно интеллект.

Действительно, последующие исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору g обычно имеют

"Прогрессивные матрицы" Равена,

Обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур,

Вербальные аналогии (задачи на установление сходства двух понятий),

Задачи на установление связи между двумя понятиями с последующим поиском третьего понятия, которое будет воспроизводить эту связь),

Угадывание содержания представленных в визуально неопределенной форме картинок, классификация фигур, понимание текста и т.п.

Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта (как фактора G в двухфакторной теории интеллекта) через выявление соотношений между абстрактными фигурами, есть 2 варианта: цветной (более простой для детей от 5 до 11 лет, иногда – для тех, кому за 65) и черно-белый (более сложный) – 60 матриц (композиций), по 5 серий. Основан на 2 теориях: гештальт-психология «теория перцепции форм» и «теория неогенеза» Спирмена.

Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включала 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра - 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов. В данном случае мы сталкиваемся с фактической подменой понятий: измерение "общего интеллекта" превратилось в измерение "интеллекта в среднем"

Тест Векслера. Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия . Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу . Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.

Субтесты:

Осведомленность

Понятливость

Арифметический

Сходство

Словарь

Запоминание цифр

Недостающие детали

Последовательные картинки

Кубики Кооса

Сложение фигур

Шифровка

Лабиринты

Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».

Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.

Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.

Векслер:

Тест структуры интеллекта Амтхауэра . Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.

Субтесты:

1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),

2 - способности к абстрагированию,

3 - способности выносить суждение и умозаключение,

4 - способности к обобщению,

5 - математические способности,

6 - математические способности ("ряды чисел"),

7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),

8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),

9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.

Современная тестология, по-прежнему основываясь на измерительном подходе в исследовании интеллекта, пошла по пути ограничения содержания понятия "интеллект" с тем, чтобы избежать сложностей связанных с этим понятием и сделать интерпретацию результатов тестирования более корректной. В частности, Г. Айзенк разграничил понятия "биологический интеллект", "социальный интеллект" и "психометрический интеллект" (Айзенк, 1995). Психометрический интеллект - это психическое свойство, измеряемое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно уровень психометрического интеллекта соотносится с успешностью выполнения интеллектуальных тестов типа Прогрессивных матриц Равена, шкалы Векслера, DAT (Дифференциального теста способностей) и т.п.

Противоречия методического характера в тестологическом подходе.

Во-первых , низкая надежности тестов интеллекта в плане предсказания интеллектуальных достижений человека в реальных жизненных условиях. По мнению А. Анастази, большинство тестов, названных в 20-х годах тестами интеллекта, фактически следует называть тестами способности к обучению (Анастази, 1982). Интеллект, как мы видим, "исчез", его заменило понятие "способность к обучению".

Высокая прогностическая надежность интеллектуальных тестов по отношению к учебным успехам не удивительна, ибо уже на этапе отбора заданий и критериев оценки ответов тестовые процедуры изначально оказались ориентированными на некоторый социально требуемый тип интеллектуальной деятельности, определяющий успешность обучения в учебных заведениях традиционного типа.

Во-вторых , интеллектуальные тесты чрезмерно чувствительны к особенностям социализации испытуемых. То, что они измеряют, важно и нужно, но слово "интеллект" в их наименовании имеет весьма условное значение. Реально эти тесты выявляют степень приобщенности человека к определенной культуре, и потому их правильнее было бы назвать "тестами психического развития, адекватного данной культуре" Например, во многих исследованиях отмечается, что IQ ребенка, как правило, положительно связан с образовательным уровнем родителей (в первую очередь, отца) и с социально-экономическим статусом семьи. Наиболее поразительным, пожалуй, представляется тот факт, что даже результаты выполнения теста "Прогрессивные матрицы" Равена, который относится к числу так называемых свободных от культуры тестов, испытывают чрезвычайно сильное влияние культурной среды: показатели черных граждан США значительно ниже, чем показатели белых граждан США и европейцев (аналогично по выборке индейцев); у белых, живущих в высокогорной местности ("изолянтов"), показатели ниже, чем у европейцев; показатели детей из самых богатых графств США значительно выше средних европейских данных (Raven J., 1989).

И снова интеллект, как мы видим, "исчез", оставив вместо себя индивидуальные различия в степени социализации.

В-третьих , оказалась несостоятельной ориентация на измерение конечного результата интеллектуальной деятельности в виде показателей правильности выполнения тех или иных тестовых заданий, ибо оценки ответа в терминах "хорошего" (верного) или "плохого" (неверного) результата оказывались построенными, как правило, в соответствии с требованиями определенных социальных эталонов

В-четвертых , под вопросом оказалась очевидность постулата "хороший интеллект - быстрый интеллект". По справедливому замечанию К.М. Гуревича, в тестологии принимается за истину, не требующую доказательств, положение о том, что скорость интеллектуальных процессов имеет решающее значение для оценки интеллектуального потенциала (Гуревич, 1980). Однако существует ряд моментов, позволяющих усомниться в том, что скорость реагирования (и соответственно требование ограничения временных лимитов исполнения) во всех случаях является референтным проявлением интеллектуальных способностей.

В-пятых , выяснилось, что в оценках IQ представлены такие психологические свойства человека, которые, оказывая влияние на величину IQ, тем не менее не имеют прямого отношения к интеллектуальной компетентности. В частности, во многих исследованиях отмечается отрицательная корреляционная связь между показателями IQ и тревожностью.

Некоторые аргументы представителей тестологической оппозиции , связанные с анализом разрешающих возможностей этого измерительного психометрического инструмента:

1) тесты слишком фрагментарны, чтобы измерить интеллект как целое;

2) информация, содержащаяся в оценках по интеллектуальным тестам, не только недостаточна для объяснения наблюдаемого уровня исполнения (Howe, 1988), но, более того, ни один тест интеллекта не может указать причин различий в его выполнении (Анастази, 1982);

3) в тестовых показателях, а также в результатах факторного анализа интеллекта вообще нет, он находится "в другом месте", в частности, в показателях успешности реальных видов деятельности (McNemar, 1964; Frederiksen, 1986);

4) интеллектуальные тесты позволяют выделять индивидуумов с очень низкими результатами, однако с их помощью нельзя отличить менее одаренных от более одаренных (характерно, что часто именно наиболее талантливые испытуемые плохо справляются с тестовыми заданиями) (Саймон, 1958; Фриман, 1999).

5) Все в психологической науке меняется - кроме представлений об IQ: уровень IQ обусловлен наследственным фактором, интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта (то есть интеллект - это IQ), IQ не изменяется, поэтому достаточно один раз протестировать ребенка либо взрослого, чтобы с точностью предсказать его судьбу (сможет ли он получить высшее образование, будет ли он жить в бедности и т.п.). Более того, выяснилось, что в понятии IQ содержится колоссальный потенциал социальной агрессии, поскольку ни одно другое психологическое понятие никогда не претендовало на роль жесткого управления жизнью общества при полном игнорировании прав личности.

Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика тестов Бине-Симона, Векслера, Равена, Амтхауэра).

Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития, есть детский вариант (WISC), вариант для взрослых (WAIS), состоит из 11 субтестов, составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы. Измеряет: долговременную память, абстрактное мышление, формирование понятий, языковое развитие, объем внимания, зрительное восприятие отношений, анализ, визуально-моторную интеграцию и т.д. Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий. Нормы: 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект. Накоплено множество сведений о надежности и валидности методики, есть высокая корреляция с другими тестами (например, с показателями Станфорд – Бине), причем более высокая корреляция с вербальным IQ, чем с невербальным.

Амтхауэр: измерение уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта: индуктивное мышление, способность к абстрагированию, комбинаторные способности, способность выносить суждение, уровень развития практического математического мышления, пространственное воображение, способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Подсчет баллов: сырые переводятся в шкальные (?max 120). Много сведений о надежности и валидности.

Бине – Симон : шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов – заданий, расположенных по мере возрастания трудности, т.о. что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) – задача выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Уровень = «умственный возраст». Третья редакция (1911) – шкала продлена до уровня взрослого, но по-прежнему не предусматривает определение коэффициента интеллекта. Затем – преобразована в шкалу Станфорд – Бине, где введен IQ (умственный возраст/календарный возраст * 100, IQ < 100 - субнорма). Измеряет широкий диапазон способностей – от простого манипулирования, до абстрактного рассуждения (более ранний возраст - зрительно-моторная координация, для взрослых – большинство вербальных по содержанию заданий).

Равен : прогрессивные матрицы, измерение интеллекта (как фактора G) через выявление соотношений между абстрактными фигурами, есть 2 варианта: цветной (более простой для детей от 5 до 11 лет, иногда – для тех, кому за 65) и черно-белый (более сложный) – 60 матриц (композиций), по 5 серий. Основан на 2 теориях: гештальт-психология «теория перцепции форм» и «теория неогенеза» Спирмена.

IQ стандартный показывает в каком отношении оказывается результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

Тесты интеллекта разработаны на стыке 2 положений: концепция генетической обусловленности интеллекта и влияние социальных факторов. В них всегда учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие определенной культуре. Сферу их применения ограничивает обязательная соотнесенность с культурой и опытом определенной социальной группы. Интеллект, на измерение которого направлены тесты, - относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) анатомо-физиологических особенностей ГМ и НС (задатков), формирующаяся в взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.

Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.

Вот некоторые из определений.
Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В этой связи вносят ся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностыо» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.

Общий интеллект (фактор G, от англ. general - общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. special - специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.

Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельное m человека. Вот результаты этих исследований.

Интеллект и наследуемость
Такая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.

Интеллект и возраст
Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.

Интеллект и семья
С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).

Интеллект активность личности
Установлено, что одаренные люди для решения задач привлеклают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.

Интеллект и адаптация
Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.

Интеллект и обучаемость
Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.

Интеллект и деятельность
Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить иего мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.

Интеллект и пол
При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.

Интеллект и культурно-социальная среда
Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.

Интеллект и абстрактное мышление
Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.

Интеллект и нейропсихологические механизмы психики
В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:
- вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;
- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.

К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.





Общий интеллект

Специальный интеллект

Потенциальный интеллект

Кристаллический интеллект

Вопрос 3 концепция интеллектуального развития Пиаже

См тетрадь

Вопрос 4 позиции психологической природы интеллекта

Можно выделить несколько позиций в понимании психологической природы интеллекта.

1. Интеллект - общая способность, определяющая успешность выполнения любых задач (когнитивных, социальных). Под способностью понимаются: 1) когнитивные способности, различающиеся разной степенью специфичности для конкретной деятельности; 2) способность к системной организации целого, с мгновенным выявлением основного проблемного противоречия исходной ситуации; 3) способность к самостоятельному приобретению новых знаний; 4) адаптационная способность.

2. В структуре интеллекта различают врожденные способности, независимые от степени приобщенности к культуре, и приобретенные в ходе социализации знания и умственные навыки. Врожденные способности сводятся к психофизиологическим свойствам центральной нервной системы. Приобретенные знания и умственные навыки являются мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид.

3. Трудность в разведении врожденных способностей и приобретенных знаний и умственных навыков может привести к их отождествлению. В этом случае интеллект отождествляется с умственным развитием.

4. Основная тенденция социо-культурных влияний на познавательные возможности человека заключается в появлении способности к категориальному мышлению. В контексте культурно-исторических исследований интеллект отождествляется с понятийным мышлением.

5. Под интеллектом понимается система познавательных процессов. Трактовка природы познавательных процессов различается: процессы, отвечающие за переаботку информации (методологический солипсизм); формы активного познавательного отражения действительности (теория деятельности).

6. Включение в структуру интеллекта регуляторных и мотивационных компонентов.

7. Операционально-процессуальный подход в анализе интеллектуальной деятельности позволяет развести понятия мышления и умственных способностей. Мышление - непрерывный процесс анализа, синтеза, обобщения условий и требований решаемых задач и способов их решения. Умственные способности –сформировавшаяся в процессе мышления совокупность умственных операций, которые мышление порождает, но к которым не сводится.

Вопрос 5 теории интеллекта

На основе изучения организации активных познавательных действий разработаны модели интеллекта Б. Г. Ананьева, Б. М. Величковского (действие как единица человеческой чувственной деятельности, практики).

В теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Г. Ананьева, интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Структура интеллекта сводится к характеру внутрифункциональных и межфункциональных связей, выявленных с помощью процедур корреляционного и факторного анализа (когнитивная дифференциация-интеграция, ведущий психический процесс и т. д.). Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, внимания, памяти, мышления) – критерий развития интеллекта. Интеграция характеризуется возрастанием выраженности свойств отдельных познавательных функций и усилением межфункциональных связей между ними. Рост количества и величины корреляционных связей интерпретируется как проявление меры интегрированности познавательных функций и, соответственно, как показатель становления целостной структуры интеллекта.

В рамках теории функциональной организации познавательных процессов Б. М. Величковского интеллект рассматривается как гетерархия уровней познавательного отражения. В отличие от иерархий, гетерархии не имеют фиксированного ”центра”, из которого производилось бы управление всей системой. Цели распределяются между несколькими относительно автономными уровнями. Гетерархический (полифонический) принцип координации познавательных процессов подчеркивает самостоятельный характер функционирования каждого уровня познавательного отражения.

Выделено шесть уровней – A, B, C, D, E, F. Нижние уровни (А, В) связаны с реализации движений и локализацией объектов в пространстве, предполагают точную метрическую привязку к релевантным свойствам объектов. Уровни C, D координируют развернутые предметные действия в условиях построения предметного образа ситуации. Уровни E, F – это “высшие символические координации”, отвечающие за представление и хранение знаний и стратегии преобразования знаний. Базовые уровни познавательного отражения характеризуют природу отдельных когнитивных процессов: ощущение связано с работой уровней А, В, С, восприятие – C, D, память и мышление - D, E, F, воображение и понимание - E, F, внимание – результат управления влияния уровня F на Е и Е на D.

При болезни Альцгеймера.

В основе заболевания лежит постепенная прогрессирующая, диффузная атрофия мозгового вещества с гибелью нейронов, пре­имущественно лобных и височных отделов головного мозга. Болез­нью Альцгеймера в 50% случаях страдают пожилые люди в возра­сте 65-70 лет и старше.

Синдром описан немецким психиатром Альцгеймером (A. Alzheimer) в 1906 г.

Клиника заболевания характеризуется раздражительностью, быстрой утомляемостью, ухудшением сна, ухудшением абстракт­ного мышления, кратко- и долговременной памяти, внимания, нарушением поведения в виде вязкости, различных видов акцен­туации. Снижение интеллекта сами больные стараются скрыть от окружающих, однако прогрессирующее разрушение словарного запаса, бессмысленное повторение фраз, отдельных слов, разго­вор со своим отражением в зеркале, обстоятельность мышления, утрата навыков самообслуживания, дезориентировка в месте, во времени, затруднения в счете, письме, изменение походки (за­медленная и шаркающая) делают постановку диагноза очевидной. Постепенно вышеописанная симптоматика пополняется развити­ем различных видов речевых и гностико-праксических нарушений (афазии, агнозии, апраксии). В 75% случаев у больных отмечаются эпилептические припадки.

Смерть наступает приблизительно через 2-8 лет от начала за­болевания от присоединившейся к нему заболеванию инфекции

на фоне глубокой степени интеллектуальной недостаточности и полной адинамии (обездвиженности).

Сосудистая деменция.

Сосудистая деменция является результатом прогрессирующего атеросклероза сосудов головного мозга, когда на внутренней по­верхности сосудов образуются склеротические бляшки, уменьшающие просвет сосудов, что в свою очередь приводит к снижению питания (гипоксии) вещества головного мозга и развитию раз­личных психо-неврологических нарушений, и прежде всего ин­теллектуальной недостаточности.

Сосудистая деменция может развиться и у лиц, перенесших мозговой инсульт, независимо от возраста больного и наличия у него атеросклеротических проявлений.

Клиника заболевания на фоне общих проявлений характеризу­ется неравномерностью выраженных нарушений высших мозго­вых функций, наличием очаговой неврологической симптомати­ки (афазия, гемипарез, наличие патологических рефлексов, псевдобульбарный паралич и др.). В отличие от болезни Альцгеймера, при сосудистой деменции больные, как правило, осознают свою интеллектуальную недостаточность и глубоко ее переживают.

Одним из ранних признаков сосудистой деменции является рез­кое ухудшение памяти на ближайшие события. Больные забывают то, что они делали совсем недавно, куда-то что-то положили и не могут найти, что ели на завтрак и т.д., но отлично помнят собы­тия, имевшие место в их жизни много лет назад.

Деменция при болезни Пика.

Впервые синдром описан чешским невропоатологом и психиатором Пиком (A. Pick) в 1982 г.

Клиническая картина заболевания практически сходна с болез­нью Альцгеймера, однако она имеет ряд отличительных особенно­стей именно в сфере развития интеллектуальных нарушений. Это прежде всего медленное нарастание интеллектуальных расстройств, относительная сохранность памяти и функций теменных отделов коры головного мозга, ранние корковые речевые нарушения в виде афазии. Характерным симптомом деменции при болезни Пика является так называемый «симптом граммофона», когда больной рассказывает то, что ему кажется наиболее интересным, причем прервать этот рассказ практически не возможно; по окончании рассказа, через некоторое время, он вновь может его повторить, используя те же слова и предложения, что и в первый раз.

Вопрос №51

Синдром Геллера (детская деменция - dementia infantilis) - дезинтегративное расстройство детского возраста, характеризующе­еся прогрессирующим развитием дементного синдрома.

Синдром впервые описан в 1909 г. немецким врачом Геллером (In. Heller) и австрийским врачом Заппертом (J. Zappert) в 1911г.

Причиной заболевания является какая-то неустановленная, неврологическая дисфункция, однако отмечено, что началу забо­левания часто предшествует стрессорный фактор.

В начальной стадии заболевания (2-6 лет) отмечаются измене­ния речи в виде нечеткости и смазанности ее, вплоть до лепетания. В дальнейшем полностью теряются навыки воспроизведения и понимания речи. Утрата двигательных навыков проявляется появле­нием стереотипных движений, гримас и тиков, часто присоединя­ются эпилептические припадки. Утрачивается контроль за самостоятельным питанием, а также за функциями тазовых органов. Изменяется эмоциональное состояние ребенка. Он становится раздра­жительным, иногда отмечаются вспышки гнева и агрессии.

Перечисленные клинические проявления, как правило, сопро­вождаются псевдобульбарными расстройствами (насильственные смех и плач).

В дальнейшем - полная утрата навыков и знаний, проявляюща­яся клиникой глубокого слабоумия.

Продолжительность заболевания (от начальной до конечной стадии - стадии деменции) - от одного года до нескольких лет.

Прогноз неблагоприятный из-за отсутствия регресса клиничес­ких проявлений.

Синдром Краммера-Полльнова - психопатологический симптомокомплекс, включающий в себя своеобразный гиперкинети­ческий психоз с развитием интеллектуальной недостаточности. Впервые описан немецкими невропатологом и психиатром Краммером и Полльновым (F. Krammer, H. Pollnov) в 1930-1932 гг.

Клиника синдрома характеризуется стремительным и тяжелым развитием бесцельного двигательного беспокойства («ртутные дви­жения», ребенок ни на мгновение не остается спокойным). Часто выявляются стереотипные ритмические двигательные акты. Отме­чаются изменения эмоциональной сферы (приступы гнева, ярос­ти, лабильность настроения, раздражительность). Четко просле­живается приостановка или замедление дальнейшего моторно-речевого развития.

Характерной особенностью данной патологии является то, что после максимальной выраженности симптоматики (к 6 годам) у больных отмечается ее регресс (в течение 1-2 лет), иногда до полного восстановления. Но в большинстве случаев у детей оста­ются интеллектуальные нарушения и склонность к эпилептиформным припадкам.

Синдром Аспергера.

Синдром Аспергера клинически напоминает детский аутизм и характеризуется выраженной неловкостью в общении, молчаливо­стью, замкнутостью, отсутствием интереса к речи собеседника, бедностью мимики и жестов, изменением грамматической сторо­ны речи, снижением интеллекта. В отличие от аутизма при синдро­ме Аспергера нет общей задержки или отсталости в речи и отме­чается более высокий уровень интеллектуального развития.

Впервые описан в 1944 г. венским детским психиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger), который обозначил его как аутистическая психопатия.

Движениями.

Данное расстройство характеризуется следующими клиничес­кими проявлениями:

■=> стойкое и практически постоянное двигательное беспокойство;

■=> часто повторяемые двигательные стереотипы (например, хло­панье в ладоши);

■=> тяжелая степень умственной отсталости.

В подростковом возрасте часто отмечаются случаи перехода ги­перактивности в состояние заторможенности.

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отста­лостью и стереотипными

Острая реакция на стресс.

Острая реакция на стресс - транзиторное психическое рас­стройство (от нескольких часов до нескольких дней), которое раз­вивается в ответ на физический или психологический стресс.

Клиническая картина при этом характеризуется кратковремен­ным состоянием «оглушенности», временным ослаблением интел­лекта, дезориентировкой в месте и неадекватным реагированием на внешние раздражения. Часто отмечается частичная или полная диссоциативная амнезия на предшествующие события. Характер­ным симптомокомплексом этого состояния являются вегетативно-сосудистые расстройства в виде тахикардии, гипергидроза кож­ных покровов, гиперемии лица и тела и др.

В случаях глубокого восприятия стрессорного фактора у многих больных вышеперечисленные проявления могут сопровождаться более выраженной заторможенностью, вплоть до диссоциативного ступора.

Вопрос 1 Понятие и структура интеллекта

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);
- социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...