История изучения памяти: от древних до наших дней.

- Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
- А если я не смогу вспомнить о дневнике?..

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

Знаете ли вы, что само слово «память» вводит нас в заблуждение. Оно создает впечатление, будто мы говорим о чем-то едином, об одном ментальном навыке. Но за последние пятьдесят лет ученые выяснили, что существует несколько разных процессов запоминания. К примеру, у нас есть краткосрочная и долговременная память.

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще - иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная памят ь отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения - и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память , в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память - к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая - она касается различных событий и жизненных переживаний.

Наконец, мы добрались до проспективной памяти - она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание - это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми - да такими, что уже не различишь, где что было.

Импульс, провоцирующий извлечение воспоминания - внутреннего (мысли или чувства) или внешнего события, вызывает у мозга ассоциацию со случаем из прошлого. работает как своего рода прогнозирующее устройство: он постоянно готовится к будущему на основании прошлого. Воспоминания обусловливают наше восприятие настоящего за счет «фильтра», через который мы смотрим и автоматически предполагаем, что произойдет дальше.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, - эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

В левом полушарии гиппокамп формирует фактические и лингвистические знания; в правом - упорядочивает «кирпичики» жизненной истории по времени и темам. Вся эта работа делает эффективнее «поисковую систему» памяти. Гиппокамп можно сравнить с тем, кто собирает мозаики: он соединяет отдельные фрагменты образов и ощущений имплицитных воспоминаний в полноценные «картинки» фактической и автобиографической памяти.

Если вдруг гиппокамп повредится, например при инсульте, нарушится и память. Дэниел Сигел в своей книге рассказал такую историю: «Однажды на ужине у друзей я встретил человека с такой проблемой. Он вежливо сообщил мне, что у него было несколько двусторонних гиппокамповых инсультов, и просил не обижаться, если я на секунду отойду налить себе воды, а он потом меня не вспомнит. И действительно, я вернулся со стаканом в руках, и мы снова представились друг другу».

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

  1. Тест на словесную память. Попросите кого-нибудь зачитать вам 15 слов (только не связанных друг с другом слов: «куст, птица, шляпа» и так далее). Повторите их: люди до 45 лет запоминают обычно около 7-9 слов. Затем прослушайте этот список еще четыре раза. Норма: воспроизвести 12–15 слов. Займитесь своими делами и через 15 минут повторите слова (но уже только по памяти). Большинство людей среднего возраста не могут воспроизвести более 10 слов.
  2. Тест на зрительную память. Срисуйте эту сложную диаграмму, а через 20 попробуйте нарисовать ее по памяти. Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше у вас развита память.

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, - то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Другой пример касается нормальных возрастных изменений познавательной деятельности. Старея, человек становится все более забывчивым и рассеянным. Объясняется это во многом тем, что мозг уже не так хорошо, как прежде, обрабатывает сенсорные сигналы. В результате мы утрачиваем способность сохранять новые зрительные образы своего опыта в таком же четком виде, как раньше, и впоследствии у нас возникают проблемы с их использованием и восстановлением».

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей - . Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.


1. Безумствуйте!

С.-Петербургский институт истории РАН с глубоким прискорбием сообщает, что 12 октября 2014 г. на 88-м году жизни скоропостижно скончался член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института Рафаил Шоломович Ганелин .

Выпускник Ленинградского государственного университета, Рафаил Шоломович Ганелин в 1955 г. был зачислен в штат Ленинградского отделения института истории СССР АН СССР и прошел путь от младшего до главного научного сотрудника. Крупный ученый-исследователь, он внес огромный вклад в науку трудами по актуальным проблемам всеобщей и отечественной истории. Автор более трехсот научных работ, освещающих важнейшие вопросы истории, получивших высочайшую оценку российских и зарубежных специалистов.

В золотой фонд исторической науки вошли его монографии «Россия и США: Очерки русско-американских отношений, 1914-1917», «Советско-американские отношения в конце 1917 – начале 1918 г.», «Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция», «СССР и Германия перед войной. Отношения вождей и каналы политических связей», написанные в соавторстве с коллегой и другом, академиком Б. В. Ананьичем исследования «С. Ю. Витте – мемуарист» и «Сергей Юльевич Витте и его время». В коллективных трудах, подготовленных под руководством и с авторским участием Рафаила Шоломовича Ганелина, раскрыты важнейшие аспекты внутренней и внешней политики дореволюционной России и СССР. В 1991 г. Р. Ш. Ганелин был избран членом-корреспондентом Академии наук.

На протяжении многих десятилетий Рафаил Шоломович занимался публикацией документов по отечественной истории. Под его руководством и при его участии увидели свет такие крупные публикации, как «Николай Второй: Воспоминания. Дневники» в серии «Государственные деятели России глазами современников», «Лемке М. К. Святая дружина Александра III (Тайное общество борьбы с крамолой). 1881-1882 годы», «Дело Менделя Бейлиса. Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства» и другие.

Плодотворная творческая научная деятельность Рафаила Шоломовича получила высокую оценку правительства и научной общественности, о чем свидетельствуют награждение его Орденом дружбы (1999), медалями «В память 250-летия Ленинграда» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга», присуждение ему премии Президиума Академии наук им. В.О. Ключевского и премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского Научного центра РАН им. Академика С.Ф. Ольденбурга.

Долгие годы связывали Р. Ш. Ганелина с ведущими высшими учебными заведениями города. Он являлся профессором исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и исторического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге, преподавал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. М.Н. Покровского и Ленинградском государственном библиотечном институте им. Н.К. Крупской.

Жизнь Р.Ш. Ганелина – яркий пример служения отечественной исторической науке. Его смерть – огромная потеря, которая воспринимается особенно остро его многочисленными коллегами, друзьями и учениками.

Соболезнования, присланные в связи с кончиной чл.корр. РАН, д.и.н. Рафаила Шоломовича Ганелина

Дирекция и коллектив Института российской истории РАН с глубоким прискорбием узнали о кончине видного российского историка, доктора исторических наук, член-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина. Мы навсегда запомним Рафаила Шоломовича как замечательного ученого, добросердечного и жизнелюбивого человека, к которому всегда можно было обратиться за советом. Его отличало сочетание высокой петербургской интеллигентности и подкупающей доброжелательности к людям. Его фундаментальные работы внесли значительный вклад в изучение истории России конца XIX-начала XX веков. Выражаем самое искреннее соболезнование родным близким покойного, его коллегам.

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук, профессор Ю.А.Петров

Уважаемые коллеги!
Выражаем искренние соболезнования в связи с кончиной Рафаила Шоломовича Ганелина. Знаем его как крупного ученого, педагога. Скорбим вместе с вами.

От Вологодского педагогического института зам. директора по НИР
профессор М.А. Безнин, профессор Т.М. Димони

Коллектив кафедры истории России Саратовского университета с чувством глубокой скорби узнал о кончине члена-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина.

Для нас он был одним из ярчайших представителей петербургской школы историков, специалистом необыкновенно широкого творческого диапазона, знатоком российской и мировой истории XIX-XX веков. Книги и публикации Рафаила Шоломовича прочно вошли в отечественную историографию, по ним учатся наши студенты и аспиранты. Р.Ш. Ганелина связывали дружеские и научные отношения со старшим поколением саратовских историков, особенно с Игорем Васильевичем Порохом. Наши учителя передали нам чувство глубокого уважения к личности и трудам Рафаила Шоломовича, которое мы сохраним в своей памяти. Просим передать наши соболезнования родным и коллегам ушедшего историка.

От имени коллектива кафедры и всех саратовских историков, знавших Рафаила Шоломовича, Сергей Алексеевич Мезин.

Уважаемые коллеги!
В связи со скоропостижной кончиной Рафаила Шоломовича Ганелина выражаем глубокие, искренние соболезнования всем его близким, родственникам, коллегам, друзьям, ученикам.
С Рафаилом Шоломовичем судьба свела меня в 2003 г., когда я обучался в докторантуре РГИ Санкт-Петербургского госуниверситета. Позднее, он оказал мне честь выступить в качестве официального оппонента на защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Рафаил Шоломович оказал на меня огромное влияние. Он запомнился как большой ученый, профессионал своего дела, а также как отзывчивый, доброжелательный, высокопорядочный, честный, высокоинтеллигентный Человек.
Высоко ценят профессионализм Р.Ш. Ганелина, его вклад в развитие исторической науки и знакомые с его фундаментальными трудами коллеги-историки.
Память о Рафаиле Шоломовиче Ганелине навсегда сохранится в наших сердцах.
От имени всего коллектива исторического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета , заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор Рустам Маратович Бегеулов.

Я испытал глубочайшую скорбь и чувство глубокой личной утраты, когда узнал о смерти Рафаила Шоломовича Ганелина. Дорогой друг и необыкновенно заботливый коллега, всегда готовый поддержать, он был блестящим ученым, который глубоко заботился об общечеловеческих ценностях. Выдающийся ученый самых лучших петербургских традиций, его будет не хватать историкам во всем мире, для кого было большой честью знать его и его бесчисленные бессмертные труды.

Александр Рабинович Индианский университет, США

Примите глубокие соболезнования коллегам Института в связи с кончиной Рафаила Шоломовича! Вечная память выдающемуся историку!

Александр Резник (Пермский государственный национальный исследовательский университет )

Примите мои искренние соболезнования по поводу кончины Р.Ш.Ганелина.
Увы, время безжалостно, и мы теряем настоящих ученых, которые много
сделали для развития российской исторической науки.
Ирина Викторовна Поткина. (д.и.н. ИРИ РАН)

С чувством глубокой скорби мы узнали о кончине Рафаила Шоломовича Ганелина.
Выдающийся российский ученый, своими многочисленными трудами в области отечественной и зарубежной истории Рафаил Шоломович оставил неоспоримый след в мировой науке. Мы будем помнить его также как блестящего преподавателя, мудрого и взыскательного наставника, человека безукоризненных жизненных принципов.

От имени коллектива Института истории, политических и социальных наук
Петрозаводского государственного университета, Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН

Александр Антощенко, Сергей Веригин, Михаил Гольденберг, Елена Дубровская, Ольга Илюха, Юрий Килин, Александр Кожанов Николай Кораблев, Александр Пашков, Иван Савицкий, Илья Соломещ, Лев Суни, Ирина Такала, Александр Толстиков, Ирина Чернякова, Михаил Шумилов, Светлана Яловицына.

Дорогие и глубокоуважаемые коллеги,

глубоко скорбим вместе с вами в связи с неожиданной кончиной выдающегося российского историка и замечательного человека члена-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина.

Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

От Археографической комиссии РАН председатель, Сергей Михайлович Каштанов.

12 марта 2018 года ушел из жизни профессор - известный ученый, замечательный педагог, надежный товарищ и обаятельный человек

Известие о его без­временной кончине тя­жело отозвалось в наших сердцах, во всем акаде­мическом и экспертном сообществе.

Свою профессио­нальную жизнь Юрий Васильевич посвятил ведущим вузам Санкт- Петербурга. Он был среди тех, кто работал на фа­культете международных отношений СПбГУ с пер­вых лет его существования - преподавал на кафе­дре мировой политики, многое сделал, находясь на должности замести­теля декана по учебной работе. В период работы в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете Юрий Васильевич дал путевку в жизнь многим талантливым студентам, был чутким наставником молодых ученых и умелым администратором, активно участвовал в общественной жизни коллектива нашего факультета.

Профессор Ю.В. Косов был известен и уважаем не только в России, но и за рубежом как авторитетный политолог-междуна­родник. Он - автор многочисленных монографий, учебников и статей по проблематике СНГ, Евразийского экономического со­юза, Балтийского региона - был ученым фундаментальных зна­ний и широкого кругозора, всегда открытым новому и способным самостоятельно генерировать оригинальные научные идеи.

В последние годы Юрий Васильевич работал заместителем директора Северо-Западного института управления РАНХиГС, но при этом не прерывал связей с факультетом международных отношений СПбГУ. Он преподавал ряд дисциплин по кафедре американских исследований, руководил научной работой аспи­рантов, был активным членом диссертационного совета, воз­главлял кадровую квалификационную комиссию факультета, все успевая, всем помогая и сохраняя при этом неизменно дру­жеские, доброжелательные отношения со студентами и колле­гами, поддерживая многие наши идеи и начинания.

Он прожил яркую жизнь, имел активную позицию, его отличали глубокая человечность, подлинная интеллигент­ность, высокий профессионализм, жизнелюбие и оптимизм.

Юрий Васильевич Косов родился 21 августа 1954 года в г. Ле­нинграде. Окончил Ленинградский технологический институт и аспирантуру философского факультета Ленинградского (Санкт- Петербургского) государственного университета. С 1996 по 2002 года работал на факультете международных отношений Санкт- Петербургского государственного университета, в т.ч. в должности заместителя декана. С 2002 года работал в Северо-Западном ин­ституте управления РАНХиГС (ранее Северо-Западной академии государственной службы).

Автор около 150 научных трудов, в том числе по исследова­нию актуальных проблем мировой политики, деятельности СНГ и ЕврАзЭС, и внешнеполитической стратегии России. За последние 5 лет Ю.В.Косов опубликовал в соавторстве две монографии, два учебника и четыре учебных пособия, которые вышли из печати, как в Санкт-Петербурге, так и в Москве. Являлся заместителем главного редактора журнала «Управленческое консультирование», членом редакционной коллегии научных журналов «Евразийская инте­грация» и «Балтийский регион», экспертом Российского научного гуманитарного фонда (РГНФ) и Российского научного фонда (РНФ).

Награжден медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга, медалью ФСТЭК России «За укрепление государственной си­стемы защиты информации» и Почетным дипломом Зако­нодательного собрания Ленинградской области. В 2013 году Ю.В.Косову присвоено звание Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

Светлая память о профессоре Юрии Васильевиче Косове - за­мечательном ученом, талантливом преподавателе, добром коллеге и прекрасном товарище - навсегда сохранится в наших сердцах!

17 марта 2018 года после тяжелой болезни скончался - один из ведущих ученых и политических аналитиков Санкт-Петербурга, в течение долгих лет преподававший в СПбГУ.

Безвременный уход Валерия Петровича бо­лью отозвался в сердцах всех, кто имел возмож­ность работать вместе с ним, в том числе в Уни­верситете. Соболезно­вания в связи с утратой выразили губернатор Георгий Полтавченко и председатель Законода­тельного собрания Пе­тербурга Вячеслав Ма­каров.

В.П. Островский со­стоялся как высокий профессионал, гармо­нично сочетая практиче­скую общественно-поли­тическую деятельность с исследованиями в сфе­ре современной полити­ческой истории и препо­даванием в ведущих вузах Санкт-Петербурга.

В общественно-политических и академических кругах, журналистском сообществе Северной столицы его экспертное мнение звучало уверенно и авторитетно, его статьи и высту­пления вызывали неизменный интерес и находили широкий отклик.

Отдавая должное творчески насыщенной, много­гранной деятельности Валерия Петровича в качестве де­путата Законодательного собрания Санкт-Петербурга в 1994-1998 годах и преподавателя РГПУ им. А. И. Герце­на в 1973-2005 годах, мы, универсанты СПбГУ, конечно же, с благодарностью и теплом будем помнить его как нашего дорогого коллегу - доцента кафедры европейских иссле­дований, а позже - кафедры международных отношений на постсоветском пространстве. Начав работу в универси­тете в 2005 году, Валерий Петрович очень быстро завоевал уважение и авторитет среди коллег и студентов как заме­чательный специалист в области политической истории России, прекрасный преподаватель и обаятельный чело­век. Его лекции, научные доклады и публичные выступле­ния вызывали неизменный интерес и всегда пользовались успехом.

И в последние годы, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Валерий Петрович стремился на факультет - в студенческую аудиторию, на научную конференцию, на встречу с коллегами. Таким мы его и запомним - ши­роко эрудированным, неординарно мыслящим, стреми­тельным и остроумным - дорогим коллегой, учителем и другом.

Валерий Петрович Островский родился в Ленинграде в 1947 году. Отец его работал школьным учителем истории, мать - врачом-хирургом. В 1965 году Валерий Островский поступил в Педагогический институт им. А.И. Герцена на исторический факультет. Там же закончил аспирантуру и защитил диссертацию. В начале 70-х гг. после службы в армии начал преподавать в Педагогическом институте и отдала этому институт больше 30 лет своей жизни. В 1994 году Островский победил на выборах в Законодательное со­брание Петербурга, и до 1998 года работал в комиссии по экономической реформе. А с 2005 года Валерий Петрович начал преподавательскую деятельность на факультете меж­дународных отношений СПбГУ.

Валерий Островский - известный политический обозреватель петербургских газет «Дело», «Невское время», «Петербургский час пик» и др. В последнее время был обозревателем газеты «Петер­бургский дневник». В 2016 году получил премию «Золотое перо».

Валерия Островского знал практически весь Петербург. Его комментарии по политическим и социальным вопросам на городских телеканалах, на радио, в ведущих газетах всегда пользовались повышенным вниманием. Его слушали, к нему прислушивались.

Коллектив сотрудников Факультета международных отно­шений Санкт-Петербургского государственного университета

Иван Михайлович Стеблин-Каменский (1945-2018) . Окончил кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета по специальности «иранская филология». Участвовал в археологических и этнолингвистических экспедициях в Таджикистане, на Памире, в Туркмении, в Туве, на Южном Урале, в Синьцзяне, в Киргизии и в Иране, работал учителем русского языка в сельской школе на Памире.

Был научным сотрудником Института восточных рукописей РАН, в 1995-2005 годах – деканом Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. С 2005 года был главным научным сотрудником Института лингвистических исследований РАН. Академик РАН.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский - крупнейший специалист в области описания и истории иранских языков, этимологии, фольклора, религии и этнографии народов Памира и других иранских народов. Он автор более 200 работ, среди которых около 15 монографий, в том числе уникальный «Этимологический словарь ваханского языка». Работы Ивана Михайловича посвящены лексике, исторической грамматике и этимологии иранских языков и диалектов. Ему принадлежат переводы «Авесты» - священной книги зороастрийцев, а также поэтических произведений Омара Хайяма и Хафиза.

Лингвист, филолог, академик Николай Казанский

Иранистика исчезает на глазах – в этом ужас

Николай Казанский

Для Петербурга смерть Ивана Михайловича Стеблина-Каменского – это совершенно невосполнимая потеря, потому что это последний иранист, который занимался едва ли не всеми иранскими языками. Ученик, в первую очередь, Михаила Николаевича Боголюбова, который возглавлял факультет восточных языков в течение 35 лет, он получил правильную подготовку для работы с древними рукописями еще в студенческие годы.

Учился также у Александра Николаевича Болдырева, одного из крупнейших иранистов, сотрудничал с Владимиром Ароновичем Лифшицем, скончавшимся год назад – человеком, который изучал, по преимуществу, среднеиранские письменные памятники и языки. Работал также совместно с Александром Леоновичем Грюнбергом – в области памирских языков. Такой широты знания, какая была у Ивана Михайловича, в данный момент я не могу назвать ни у кого из иранистов. По крайней мере, в Петербурге.

У нас была мощная школа иранистики, к которой и принадлежал Михаил Иванович, и она на глазах исчезла. В этом ужас.

Есть талантливые и молодые ученые, но, как правило, они специализируются в какой-то одной узкой области. Но так, чтобы и переводить «Авесту» на русский язык, и составить «Этимологический словарь ваханского языка» (это один из языков Памира), и осуществить издание ваханских текстов с комментариями, и написать книгу, которую он защищал как докторскую диссертацию – «Культурные растения в памирских языках» – таких нет! Эта книга охватывала сельскохозяйственную лексику почти всех языков Памира.

Специализировался Иван Михайлович на ваханском, но знал и другие языки Памира, и общение с А. Л. Грюнбергом давало ему знание о многих редчайших языках Афганистана – они могли, например, обсуждать какой-то язык, который и существует только в одной долине этой страны! То есть у него была и широта практического знания языков, и научная фундаментальность.

Последняя его экспедиция, насколько я знаю, была вместе с академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко – они обследовали южный берег Каспия. Иван Михайлович ездил туда скорее как этнограф и переводчик.

Он участвовал в экспедициях в труднейших условиях. Кроме того, он был артистичным. Снимок, где он сидит верхом, на фоне гор, выглядит очень боевито и спортивно, как раз демонстрирует заложенный в нем артистизм.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский

В общении он был простым и интересовался исключительно широко научными проблемами и окружающей нас жизнью. В том числе для его характеристики надо упомянуть, что он был глубоко верующим человеком. И не лишним будет сказать, что его дядя – священник, замученный в лагерях, был канонизирован в девяностые годы.

В научных изысканиях ему помогало то, что как настоящий ученый он видел не только поверхность фактов, но и пытался их осмыслить в более широком контексте. Конечно, способствовала этому семья. Его отец, Михаил Иванович Стеблин-Каменский, замечательный специалист по скандинавским языкам и литературе. В 60-е годы его книгой «Мир саги» буквально зачитывалась вся страна. В «Библиотеке всемирной литературы» (БВЛ) были его переводы и предисловия, но выходили и отдельные популярные книги. Его исключительно ценили во всей Скандинавии как редкого специалиста. Его подходы к основным аспектам лингвистики мало кто может повторить, мало кто на это способен.

Это круг людей, которые понимали, что наука – это не просто занятие чем-то небольшим, узким. Что то небольшое, чем они занимаются, – это призма, через которую можно увидеть нечто большее и усмотреть более глубокие связи явлений.

Можно сказать, что современная узкая специализация вымывает этот масштаб из науки, ведь проще описать то, что видишь, чем задуматься над тем, что это отражает в глобальном смысле.

Он был деканом Восточного факультета СПбГУ 10 лет, то есть два срока. И не был переизбран на третий срок. С моей точки зрения, это было неправильно. И когда это случилось, я от имени Института лингвистических исследований РАН имел возможность пригласить его и имел удовольствие получить от него согласие.

Причин его ухода было несколько. Но меня интересовали не эти причины, а его научная мощь и то, что его присутствие было важно для поддержания в институте традиций иранистики. Ужас в том, что мы сейчас теряем специальности. Романистика потеряна, иранистика на грани исчезновения.

Иван Михайлович Стеблин-Каменский

Для того, чтобы наука жила, надо, чтобы были долгосрочные проекты и свобода выбора – в частности, в области отбора аспирантов. Давайте называть вещи своими именами, это чудовищно непродуманное руководство наукой. Иранисты не рождаются каждый день! Родившегося в эту пятилетку надо хватать, пока он не уехал за границу!

Заведующий сектором Средней Азии Отдела Востока Государственного Эрмитажа, ученик Стеблина-Каменского Павел Лурье

Он некоторое время работал учителем в горной долине

На Восточном факультете я слушал у него разные курсы, и считаю его одним из своих учителей, хотя научный руководитель у меня был другой.

Но самое главное – это то, что мне удалось ездить с ним в экспедиции уже больше 20 лет назад – когда я еще был студентом, а он деканом Восточного факультета. Тогда удавалось получать гранты на исследовательские поездки студентов и преподавателей, и мне посчастливилось быть в числе этих людей. Мы были в Таджикистане, на раскопках Пенджикента. Вообще, раскопки в Пенджикенте начались в 1946, и Иван Михайлович там впервые появился еще студентом, и с тех пор ездил в Таджикистан регулярно.

Особенно много Иван Михайлович работал в Пенджикенте в 60-70- годы, и оставил там яркую память, хотя потом появлялся там эпизодически. Но до сих пор старожилы помнят и его повадки неординарного человека, и то как он организовывал быт, досуг, как он общался с местными рабочими на таджикском языке, причем брал самых неискушенных в русском языке, чтобы было максимально аутентично. Он сочинял песни, стихи, пьесы.

Он был человеком возрожденческого типа! Он принадлежал к великой плеяде ученых, которые сейчас уходят н глазах, и их некем заменить! Мы на днях сидели с коллегами на поминках, и вспоминали, когда была последняя кандидатская защита по иранистике в Петербурге, и пришли к выводу, что после 2010 года ни одной защиты не было! А ведь советская иранистика была сильнейшей, в послевоенные годы для иранистов всего мира было нормой читать по-русски! Русский язык был языком иранистики, несмотря на то, что страна была закрытой. Ленинград в 60-е был столицей иранистики, и в Ленинграде был сектор курдологии из 10 человек, а во всех университетах Европы было только по одному специалисту по курдскому языку.

Он некоторое время работал учителем в горной долине Вахан, собирал материалы по ваханскому языку. Это одна из горных долин Памира, и как это часто бывает, туда забрасывает архаику, которая там сохраняется, и которой нет на равнине. И языковая картина на Памире, как, кстати, и на Кавказе, или в Гиндукуше – характерный тому свидетель. Иван Михайлович занимался ваханским языком, который расположен был на границе Советского Союза и Афганистана в высокой труднодоступной местности, высота более 2000 метров, суровый климат. Он там работал учителем русского языка, в советское время ведь были существенные доплаты.

Это был человек с одной стороны очень разносторонний, и вместе с тем очень цельный. Он был необычайно ярким человеком, и в тоже время эта яркость была не просто распылена, а ориентирована на круг научных проблем.

Марианна Баконина, журналист, кандидат политических наук, ученица Стеблина-Каменского

Про него ходили легенды, а он собирал анекдоты про востоковедов

У нас он читал персидский язык. У нас все были яркие, на Восточном факультете преподавали иранисты, входящие в клуб иранистов мира! Тогда иранистика на Восточном факультете была мирового уровня, и он – из этой плеяды.

Про него ходила легенда, что он знает рецепт приготовления хаомы, магического напитка зороастрийцев. Но, если честно, я все уже по этому поводу сказала в своем тексте (речь идет о тексте М.Б. на ресурсе Мозгократия – прим.ред.)

Он возродил анекдот в классическом понимании этого слова, сам лично собирал анекдоты про востоковедов, и печатал их – сделал несколько сборников, их издавала Академия наук, первый сборник был опубликован в честь академика Бонгард-Левина, в 2003 году.

Это был действительно большой, великий человек, при этом совершенно не чопорный и не пафосный.

Неврология и нейрохирургия Статьи

История изучения памяти: от древних до наших дней

2012-05-27

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Сейчас высказывавшиеся тогда соображения кажутся достаточно наивными, особенно если учесть, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения.

В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения.

Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски"; она до сих пор разделяется некоторыми, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу. Он понимал, что сердце, помимо всего прочего, осуществляет кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в изучение процессов запоминания была его концепция "ассоциации идей".

Следующим философом, внесшим большой вклад в изучение проблемы запоминания, был выдающийся врач Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции различных анатомических органов и физиологических систем, и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия "животных" жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там локализуется память. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эти идеи Галена были тут же подхвачены церковью, которая обладала в это время огромным влиянием. Эта концепция стала официальной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти в последующие 1500 лет. Даже величайшие умы не могли бороться с подобным социальным влиянием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, однако, даже не пытался объяснить это явление.

С этого времени и вплоть до XVII века представления о памяти практически не развивались, и даже в XVII веке они во многом оставались в рамках религиозной доктрины. Даже такой великий мыслитель, как Декарт, в целом разделял взгляды Галена. Он, правда, считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, "включают" механизмы памяти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жидкости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изменение качества запоминания и силы того, что мы теперь называем "следы памяти". След памяти - это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать.

Одним из мыслителей, откликнувшихся на стремительное развитие наук и находившихся под влиянием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого. Но если то же впечатление возникает снова, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению характера вибраций и их фиксации в новом состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значительные изменения и в представлениях о памяти.

Многие идеи, предложенные еще древними греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологической науки.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем подтверждена с собственно научных позиций. Он понимал, что ограниченность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спекуляцией. "Подобная локализация возможна,- писал он,- но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее". Лишь через 50 лет после этого проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память "локализована" во всех частях мозга. Он полагал, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взгляды в значительной мере повлияли на развитие физиологии и лишь в последнее время в этой области были сделаны заметные успехи, расширившие наши представления.

Современные концепции

Развитию современных представлений о памяти в значительной мере способствовали достижения в технологии и методологии. Практически все исследователи согласны, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти представляет собой очень сложную задачу, так же как и полное понимание механизмов функционирования памяти.

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания в начале века, и кончая сложными и изощренными современными концепциями.

Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по изучению биохимической природы памяти; теории, в соответствии с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а скорее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.

Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В соответствии с его концепцией, работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислотой, которая в свою очередь определяет генотип человека (в частности, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза - голубого или карего).

Были проведены эксперименты, которые действительно показали, что РНК в значительной мере влияет на характер нашего запоминания. Например, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клетках меняется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего запомнить и становятся необучаемыми.

Один из наиболее интересных экспериментов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то вторая "вспоминала" то, о чем никогда не знала.

В то время как эти исследования продолжаются многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно забываем.

Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют 2 вида хранения информации: долговременный и кратковременный. В частности мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только что дали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и потому легко забывается. В долговременной памяти информация перекодируется соответствующим образом, систематизирована, потому может храниться годами, если не всю жизнь.

Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению небольших частей мозга с целью избавить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, должен был сообщать о своих впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры головного мозга, то пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания детства. Пенфилд установил, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект, но только стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Эти воспоминания часто бывают полными, в том смысле, что в них присутствуют цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.

Кроме того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый "вспоминал" после стимуляции, было уже забыто им в обычном состоянии. К тому же "стимулируемые" воспоминания были гораздо более четкими и конкретными, чем обычные, которые часто носят обобщенный характер. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Мы видим, что проблема запоминания по-настоящему привлекла умы ученых лишь в последние 2 тыс. лет, а из них в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было весьма незначительным. Практически только последние 200 лет были плодотворными для исследования проблемы и, избавившись от сомнительных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы теперь локализовали память в определенном участке нашего тела.

Надо заметить, что даже сейчас исследования памяти находятся на начальной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой проблеме, и возможно, что вскоре мы будем свидетелями интереснейших открытий в этой области.

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...