История создания как часто пестрою. Анализ стихотворения М.Ю

Стихотворение написано в 1840 году.

Стихотворение состоит из двух частей. В первой - острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй - безмятежный мир юности (3-6 строфы). Произведение со­стоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

В этом стихотворении поднимается та же тема , что и в «Думе» - анализ современного общества. Первая часть посвящена изображению надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пес­трой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти « приличьем стянутые маски ». Отвратительны Лермонтову и лживые и неискренние отно­шения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины.

Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности. Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом часто использовали поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее, самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «...опомнившись, обман я узнаю...». Заканчива­ется стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света».

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .

Метафоры “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .

Сравнение “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза , которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства.

Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу «бездушными». Говорит, что на них всех надеты маски. Далее автор вспоминает свое детство, когда он был ребенком и сам хотел находиться в светском обществе. А после воспоминаний он подводит итоги, иначе говоря, понимает, что рано или поздно узнает обман.

Лично у меня особенная точка зрения на эту тему. Те, кто изучал биографию Лермонтова, наверняка знают, что он был не многословной личностью, ему было сложно поддержать беседу, потому что не хотел этого. Именно в этом произведении Михаил Лермонтов и показал, что у него творится в голове в такие моменты. Это не означает, что все из светского общества бездушные и ужасные, просто Лермонтов особенно на это смотрел!

В данном стихотворении в большинстве присутствует сравнение. Для того, чтобы показать всю радость детства, когда он еще был вдали от балов, он сравнивает счастливую улыбку с молодым огнем. А чтобы показать весь ужас балов, он просто использует прилагательные. Например, даже руки девиц для него кажутся бестрепетными, значит-ничего не боящимися. Жанр стихотворения-лирика. Здесь Лермонтов показывает всю «трагедию» жизни, что мечты оказались совсем ужасными.

Данное произведение Лермонтов написал в январе 1840г.. В то время он приехал в Москву чтобы отдохнуть, а это был самый разгар гуляний. Он просто не мог находиться там, но его заставляли и уговаривали. Поэтому он и показывает в своем стихотворении, что хочет смутить веселость остальных, бросив им в глаза стих.

Анализ стихотворения Как часто пестрою толпою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета

    Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда

  • Анализ стихотворения Плач детей Некрасова

    Поэт посвящает свое произведение Плач детей всем детям, которым не приходится рассчитывать на эту неподкупную радость жизни

  • Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

    Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца

  • Анализ стихотворения Чужая Бунина

    Бунин испытал очень тяжелые разочарования и потери. Первое бракосочетание поэта не увенчалось успехом, да и еще хуже большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пять лет

  • Анализ стихотворения Маяковского Нате!

    На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия. Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного.

Конкретная дата, предваряющая текст (1 января), указывает на прототипическую основу стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого мы проведем. В нем претворяются впечатления от новогоднего бала в Дворянском собрании Петербурга. Это был праздник, где звучала музыка, суетилась и танцевала разряженная толпа. Лирический герой был захвачен блеском и пестротой бала, но погружался во внешнюю жизнь лишь наружно. Несмотря на шум, веселье, разговоры, движение, праздничная толпа кажется ему кукольным спектаклем, где участвуют «образы бездушные», маски, персонажи, повторяющие «затверженные речи», играющие свою роль «с небрежной смелостью». Ни искреннего чувства, ни душевного тепла в них незаметно — они «давно бестрепетны», даже их манеры — это маска приличия. В таком сообществе он вынужден находиться не один раз в году, а часто, «пестрая толпа» становится обобщенным образом города, внешнего мира, а характеристики конкретного бала переносятся на картину действительности в целом.

В стихотворении семь строф — шестистиший разностопного ямба. Третья и шестая строки в них содержат четыре стопы, остальные — шесть. На укороченные строчки надо обращать особое внимание, так как в них приоткрывается истинный смысл происходящего (в первой и второй строфах, где создано пестрое полотно, обрисованы бальные суета и разноголосица, внимание обращается на неестественность стянутых масками лиц, на бесчувственность, бестрепетность внешне красивых женщин).

Характеристика света занимает полторы строфы, десять строк — остальные пять с половиной шестистиший посвящены контрастному по эмоциональному наполнению предмету. Композиционные особенности позволяют выявить глубинный смысл переживания:

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,— памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей...

Воспоминания и мечты предстают «святыми звуками», не умолкающими в душе, несмотря на оглушительный шум реальной жизни.

В думах о прошлом и будущем нет ничего исключительного: в воспоминаниях о «недавней старине» появляется картина детства лирического героя в родных местах. Каждая подробность там памятна и дорога, их перечисление вносит субъективную конкретизацию. Даже мгновенное впечатление детства оживает, освещенное лучом памяти. В свете вечернего солнца проявляются цветовые пятна в пейзаже («зеленая сеть трав», желтая листва), в тишине раздаются звуки шагов. Их шум передается с помощью фонических средств — аллитерации, повтора шипящего «ш», позволяющего придать образу чувственную ощутимость («Ш умят под робкими ш агами...»).

Визуальные и звуковые детали, значимые для создания пейзажной картины, дополняются импрессионистическими (от франц. «впечатление»), когда на ее фоне появляется «она» («Я думаю об ней, я плачу и люблю...» строфа 5). Прототипическая основа (детская влюбленность) портрета и коллизии становится очевидной в эпитетах, передающих первые, молодые впечатления. Если в природе привлекала внимание конкретика, то в душе лирического героя царили странные, не имеющие отношения к действительности переживания: он вспоминает о «странной тоске», теснившей детскую грудь, о любви к воображаемой героине («Люблю мечты моей созданье...»). Создавая «царство дивное» мечтаний, он оставался в одиночестве, но это и была истинная жизнь, память о которой «жива поныне». Среди бурь, сомнений, страстей реальности это воспоминание кажется свежим островком, цветущим, полным жизни, прекрасным, сияющим. Такое впечатление складывается благодаря импрессионистическим деталям: глаза юной возлюбленной помнятся сверкающими, как драгоценные камни, улыбка — похожей на солнечный восход, мир, созданный в воображении, кажется островом в море пошлости и обыденности, которому житейские волны не наносят вреда.

И странная трека теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

Задушевной мечтой является желание любви: слово «люблю» выделено в тексте благодаря переносу и повтору. Но детские впечатления остались в прошлом, а в окружающей действительности лирический герой не находит условий для их развития, так как его окружают неживые, бестрепетные, бездушные маски, оставляющие его холодным («Когда касаются холодных рук моих...» — строфа 2). Любовь предстает идеалом, «странная тоска» о котором заставляет плакать («...я плачу и люблю...»), сожалеть о юношеских «святых» иллюзиях («Ласкаю я в душе старинную мечту,/Погибших лет святые звуки» — строфа 2).

Насколько долгим был путь в сокровенные глубины памяти, настолько резким, внезапным выглядит пробуждение. Мечта была сном, обманом, метафорически сближенным с приходом неприглашенной, незванной (в стихотворении «незванной») гостьи. Сопоставление внешнего и внутреннего выглядит столкновением, конфликтом. Шум толпы теперь предстает оскорбительным, пугающим, требующим дерзкого ответа действием, ударом по самолюбию, похожим на вызов. Вечное противостояние идеала и реальности воспринимается как личная трагедия. Сознавая обреченность одинокого бунта против мира масок и бездумных, затверженных речей, лирический герой готов проявить свою волю — хотя бы смутить, нарушить порядок вещей. Он один против толпы, что включает его в романтический конфликт личности с обществом. Победителями в этой схватке оказываются «они» («веселость их», «им в глаза» — строфа 7), а одинокий мечтатель возвышается в связи с мотивом протеста против всех, утверждения своей, субъективной, но единственно жизненной правды.

Помимо философского, в финале стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…», анализ которого нас интересует, важен и творческий аспект, в центре стихотворения — поэт, бросающий в глаза общества, как рыцарь железную перчатку, свой стих:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

В связи с обобщенной характеристикой (общество — «толпа людская»), внешний мир предстает могущественным противником художника, вызывающим его злость. В мироощущении лирического героя подчеркиваются и горечь от сознания безнадежности битвы с ним, и стремление, невзирая на нее, совершить поступок, заявить свою волю. Он жаждет бросить ему вызов, вступить в соперничество с ним, нарушив порочный круг (он «толпою окружен» — строфа 1). Жизнь для него — буря, борьба («Под бурей тягостных сомнений и страстей...» — строфа 6), но в его земном существовании нет таких значительных переживаний, из-за чего оно кажется искусственным, придуманным, «затверженным». Напрасно искать в нем радости, «веселости» (у него противоположные чувства даже на балу, это антитезы празднику — сожаление о «погибших» годах, желание «забыться», тоска, слезы — строфы 2, 3, 5). Тем, кто поддерживает обман, он готов отомстить «железным» стихом — оружием, облитым ядом горечи и злости. И все же очевидно, что судьбоносный поединок происходит в воображении, и оттого «Царства дивного всесильный господин» (строфа 6) в действительности — «названный гость» на празднике жизни.

У него в стихотворении есть третья характеристика, она выглядит наиболее значимой, определяя эмоциональную окраску финала. В настроении лирического героя важны не только разочарованность, тоска, мечтательность, но и возмущение бездуховностью мира. Оно обусловливает направленность его творческих исканий, представая доминантой мироощущения, выделенной завершающим восклицанием. На этом завершим анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен…».

«Как часто, пестрою толпою окружен…» Михаил Лермонтов

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»

Будучи подростком, Михаил Лермонтов мечтал о том, чтобы блистать в светском обществе. Однако со временем понял, что люди, с которыми ему приходится общаться на различных балах и приемах, отличаются удивительным лицемерием. Очень скоро молодому поэту наскучили пустые и высокопарные разговоры, которые не имели никакого отношения к действительности, и он стал избегать общения с теми, кого считал «людьми с двойным дном».

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт? Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал.

Наблюдая за развлечениями «пестрой толпы», автор подчеркивает, что в этот момент, «наружно погружаясь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту» . О чем же грезит в этот момент Лермонтов? Мысли переносят его в далекое прошлое, когда он был еще совсем ребенком и жил вместе с родителями в селе Михайловском, недалеко от местечка Тарханы. Этот период детства, когда еще была жива мать поэта, Лермонтов вспоминает с особой теплотой. Он видит «высокий барский дом и сад с разрушенной теплицей», по которому так любил бродить, прислушиваясь к шороху опавших желтых листьев под ногами.

Однако идеалистическая картина, которую рисует в своем воображении поэт, совершенно не вяжется с окружающей его действительностью, когда «при диком шепоте затверженных речей, мелькают образы бездушные людей». Поэтому на балах и светских приемах Лермонтов предпочитает уединиться, чтобы предаться мечтам, в которых царят покой и гармония . Более того, поэт олицетворяет свои грезы с таинственной незнакомкой, которая рисуется ему в образе юной девушки «с глазами, полными лазурного огня, с улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье». Этот образ настолько пленил автора, что он находил в уединении особую прелесть и «долгие часы просиживал один», не обращая внимания на шум и суету толпы.

Но рано или поздно наступал тот момент, когда кто-то из присутствующих разрушал грезы поэта, заставляя его вернуться в реальный мир, насквозь фальшивый, полный лжи и жеманства. И тогда у Лермонтова возникало лишь одно желание – «смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый . За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья. Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...