История укров. Кто на самом деле выкопал Черное море

Билет 15. Типы сказуемого и способы его выражения. Вопросы координации подлежащего и сказуемого.

Типы сказуемого и способы его выражения

Сказуемое – носитель предикативного признака – суждения о ситуации, действия.

Сказуемое бывает:

Простое глагольное

Составное глагольное и составное именное

Сложное (трехчленное, многочленное).

Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами. Глагольные простые сказуемые делятся на формально уподобленные подлежащему и неуподобленные.

(иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого элемента употребляются глаголы двух разновидностей: 1) глаголы, обозначающие протекание действия (начало, продолжение, конец действия), и 2) глаголы, обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, также внутренние переживания, процессы мысли и т.п. (так называемые модальные глаголы).

Именное сказуемое является простым , если состоит только из именной части (например: Моя сестра учительница ), и составным , если состоит из глагольной связки и именной части (например: Моя сестра была учительницей ). Примечание . Некоторые грамматисты считают, что в первом случае имеется так называемая нулевая связка, поэтому всякое именное сказуемое является составным. Вещественное значение в именном сказуемом выражается именной частью (иначе предикативным членом, присвязочным словом), а грамматическое (обозначение времени, лица, числа и наклонения) - связкой.

Простое глагольное сказуемое, формально уподобленное полдлежащему

В роли глагольного сказуемого выступают формы глагола любого наклонения, времени и лица. Например:

1) глагол в форме изъявительного наклонения: Ветер осенний наводит печаль (Н.); Пугачев мрачно ждал моего ответа (П.); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо... (М.);

2) глагол в форме повелительного наклонения: Ты с басом, Мишенька, садись против альта... (Кр.); Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (П.); Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.);

3) глагол в форме сослагательного наклонения: Ты бы ложилась , нянечка (Ч.).

Модальные частицы, указывающие на отношение к действительности или к сообщению, выражающие волеизъявления говорящего и т.д., тесно примыкают к сказуемому, например: Не пылит дорога, не дрожат листы... (Л.); Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Г.); Поверишь ли? Ну, право, был он с гору (Кр.); Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил (Т.); И стоит себе лес, улыбается (Ник.); Я точно в уме повредился (Т.); Все как словно тебя подманивает , али плывешь по морю (А. Остр.); И, как сквозь воду, в стороне конь будто ржал под свет (Твард.); Давайте посидим вместе, хоть помолчим (Ч.).

Глагольное сказуемое, формально неуподобленное подлежащему

Глагольное сказуемое выражается:

1) инфинитивом со значением энергичного начала действия: Наша братия - ругаться (Помял.); И новые друзья ну обниматься, ну целоваться ... (Кр.);

2) глагольным междометием (междометной формой глагола) со значением мгновенного действия: ...Татьяна прыг в другие сени (П.); Вдруг старушка мать - шасть в комнату (Т.);

3) повелительным наклонением:

а) со значением условия (в функции сослагательного наклонения): Явись перед ними умерший в прошлом году экзекутор... они не побледнели бы так, как побледнели, узнав Пересолина (Ч.);

б) со значением уступки: Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет (П.);

в) со значением пожелания, отнесенного к 3-му лицу: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (Гр.);

г) со значением долженствования: Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (Слепцов);

4) глагольной формой, омонимичной форме повелительного наклонения, со значением неожиданности, произвольности действия: В эту-то Дуняшу и влюбись Аким (Т.);

5) глаголом есть в значении «имеется»: И ноты есть у нас, и инструменты есть ... (Кр.).

Осложненное глагольное сказуемое

К осложненным формам простого глагольного сказуемого относится сочетание двух глаголов или сочетание глагола с различными частицами. Сюда входят:

    Сочетание двух глаголов в одинаковой форме, из которых первый указывает на действие, а второй - на цель этого действия: Пойду погуляю в саду; Сядь напиши матери письмо .

    Соединение при помощи союзов и, да, да и и формы глагола взять и одинаковой формы другого глагола для обозначения произвольного действия, обусловленного личной прихотью субъекта: Возьму и сделаю наоборот; Он взял да и ушел совсем.

    Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности: Ждем не дождемся весны; Дышит не надышится чудесным, горным воздухом .

    Сочетание инфинитива с личной формой того же глагола, которой предшествует частица не, для усиления отрицательного значения сказуемого: Сам работать не работает , да и другим мешает .

    Сочетание оборота только и делаю (делаешь, делает и т.д.), что с последующим глаголом в той же форме для обозначения интенсивности действия: Он только и делает, что рисует .

    Повторение сказуемого для обозначения длительности действия: Еду, еду в чистом поле.

    Повторение сказуемого с усилительной частицей так для обозначения действия, полностью осуществленного: Вот уж действительно спел так спел .

    Соединение глагола с частицей знай или знай себе для обозначения действия, которое совершается несмотря на препятствия: А он знай себе посмеивается .

Глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим словосочетанием

К простым глагольным сказуемым относятся также сказуемые, выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое цельное значение (ср.: вышел из себя - рассердился ). Например: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п.

Составное глагольное сказуемое с вспомогательным глаголом, обозначающим начало, продолжение или конец действия

В эту группу входят такие глаголы, как начать (начинать), приняться (приниматься, продолжать, кончить (кончать), прекратить (прекращать), бросить (бросать) - в значении «кончить, кончать» и др. Например: Владимир начинал сильно беспокоиться (П.); Я стал слабеть и здоровьем (Л. Т.); Она продолжала идти по дорожке несколько замедленными шагами (Т.); Брось грозить оружием, товарищ Нагульнов... (Шол.); Со старыми знакомыми он перестал видеться (Гонч.).

Составное глагольное сказуемое с модальным глаголом

Сюда входят такие глаголы, как хотеть, желать, мочь, уметь, намереваться, пытаться, стараться, отказываться, надеяться, бояться и др. Например: Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения (Черн.); Бессильному не смейся и слабого обидеть не моги (Кр.); Умел ошибиться, умей и поправиться (посл.); Намеревался ответить мне с видимой благосклонностью, но вдруг насторожился (Кор.); Попытался объяснить это - мне не поверили (М. Г.); Мои хладеющие руки тебя старались удержать (П.); Я силился не плакать (Т.); Порой голова отказывалась думать за других (Гонч.); Твердо решился отказаться от всяких житейских выгод (Черн.); Рука бойцов колоть устала (Л.); Приятеля он поддержать сумеет (Л.); Лев Николаевич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне (Ч.); Ларец с секретом, а я берусь открыть (Кр.); Как вы смеете со мной так разговаривать ? (А. Остр.); Мартышка вздумала трудиться ... (Кр.); Не надеялся он его застать (Т.); На ель ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась (Кр.); Люди стыдятся говорить откровенно о себе (М. Г.); ... Боюсь тебе наскучить (П.).

Составное глагольное сказуемое с фразеологическим словосочетанием

Первым компонентом составного глагольного сказуемого, замещающим модальный глагол, может быть также фразеологическое сочетание типа иметь желание, иметь намерение, гореть желанием, гореть нетерпением, изъявить согласие, сделать усилие и т.п. Например: Я не имею намерения вредить вам (П.); Инсаров давно кончил все свои сборы и горел желанием поскорее вырваться из Москвы (Т.); Путешественники еще сделали усилие пройти вперед... (Г.); Он изъявил согласие принять меня завтра (Купр.).

Составное глагольное сказуемое с предикативным прилагательным

Наряду с модальными глаголами в роли первого компонента составного глагольного сказуемого могут употребляться предикативные прилагательные (особые краткие прилагательные, употребляющиеся в роли сказуемого со значением внутреннего состояния, склонности, способности к чему-либо и т.д.): рад, должен, готов, склонен, способен, властен, волен, горазд и др. Например: А ты расславить это рад ? (Гр.); Ты должен кончить партию! (Г.); Готов он верить (Гр.); Я склонен думать , что обстоятельства изменятся в нашу пользу (Герц.); В одиночестве способен жить не всякий (Кр.); А Барс лишь резаться горазд ... (Кр.); Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами... (Т.); ... Учить детей он царских не достоин (Кр.); ... Я писать обязан по мандату долга (М.).

В той же роли модальных глаголов или предикативных прилагательных могут выступать имена существительные мастер, охотник и т.п. Например: Я не мастер рассказывать (Т.); Не мастерица я полки-то разбирать (Гр.); Говорили о нем, что он любитель покушать (Ч.).

Именное сказуемое

Виды связок в именном сказуемом и именная часть сказуемого

Различаются три вида связок в зависимости от того, выражает ли связка только грамматические отношения между подлежащим и предикативным членом или же заключает в себе также часть вещественного значения предиката.

    Связка отвлеченная - глагол быть в различных формах времени и наклонения; роль этой связки чисто грамматическая. Например: А вот он-то и есть этот чиновник (Г.); Лизавета Ивановна была домашнею мученицей (П.); ... Будь моей женой , согласись на мое счастье (П.); Богатырь ты будешь с виду и казак душой (Л.).

Если сказуемое имеет значение настоящего времени, связка есть , как правило, отсутствует (в этом случае говорят о нулевой связке), например: Все богачи - скряги (М. Г.).

В роли связки могут выступать частицы это, вот, значит, это значит , например: Нравиться - это дело юношей (Т.); Подхалюзины и Чичиковы - вот сильные практические характеры (Добр.); Аврал - это значит общая работа , когда одной вахты мало и нужны все руки (Гонч.).

Сказуемое может присоединяться к подлежащему при помощи сравнительных слов как, словно, будто, точно и др., например: Тишина как льдинка , ее сломаешь даже шепотом (Леон.); Ты меж сестер словно горлинка белая промежду сизых, простых голубей (Н.); Твои речи будто острый нож ... (Л.); Право, у вас душа человеческая все равно что пареная репа (Г.); Деревья по сторонам ее точно незажженные факелы ... (М. Г.).

    Связка полуотвлеченная - глагол с ослабленным лексическим значением, выполняющий двоякую функцию: он соединяет именную часть с подлежащим и частично выражает вещественное значение предиката. Сюда относятся глаголы стать, становиться, казаться, являться, делаться, считаться, называться и др. Например: Вот наша девушка уж стала девой зрелой (Кр.); Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.); Уж в роще огонек становится огнем (Кр.); Княгиня слыла любительницей музыки (Т.); Он оказался болтливым, надоедливым собеседником (Шол.).

    Связка знаменательная (вещественная, конкретная) - глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способный самостоятельно служить глагольным сказуемым, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, соединяющей именную часть с подлежащим. Сюда относятся глаголы вернуться, возвратиться, идти, уходить, стоять, лежать, сидеть, родиться, жить, умереть, работать и др. Например: Онегин жил анахоретом (П.); Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая (Г.); Барыня бродит такая унылая (П.); Я родился перекати-полем ... (Т.); Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная (Л. Т.).

Сказуемое этого типа, выраженное полнознаменательным глаголом и именной частью, называют иногда сложным именным сказуемым.

В роли именной части составного сказуемого употребляются именные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение).

    Именная часть выражена именем существительным в именительном падеже; в творительном, родительном падежах и в косвенных падежах с предлогами, например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок (П.); Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Т.); Он был среднего роста (Л.); Была без радостей любовь, разлука будет без печали (Л.); Все было как во сне (М. Г.); Тарковский был веселым, остроумным, очаровательным собеседником (Ард.).

    Именная часть выражена именем прилагательным в именительном или творительном падеже, краткой формой, формой сравнительной или превосходной степени, например: Ветер был встречный (Л. Т.); Характер у него... стал тяжелым, раздражительным (Ч.); А счастье было так возможно, так близко ! (П.), Онегин, я тогда моложе , я лучше , кажется, была... (П.); Ярмарка была отличнейшая (Г.).

Иногда название признака, обозначенного в сказуемом, присоединяется к подлежащему при помощи слов человек, мужчина, женщина, народ, животное, вещь и т.п., употребленных с ослабленным лексическим значением, например: Вы человек добрый , вы честный человек (Т.); Родители Валентины Михайловны были люди небогатые (Т.); А ведь обед - вещь приятная (Черн.); Народ вы проезжий (Ч.).

    Именная часть выражена именем числительным или количественно-именным сочетанием, например: Их изба была третья с краю (Ч.); Он был , казалось, лет шести (Л.).

    Именная часть выражена местоимением , например: ... Я был не я , а какое-то неземное существо (Л. Т.); Лиза в несколько дней стала не та , какою он ее знал (Т.).

Сказуемое, выраженное наречием, причастием, междометием и фразеологическим сочетанием

    Сказуемое может быть выражено наречием со связкой или без нее, например: В твои годы я была замужем (Л. Т.); Как некстати было это воспоминание (Ч.); Ведь я ей несколько сродни (Гр.).

    Именная часть выражена причастием , например: Червонец был запачкан и в пыли (Кр.); Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.).

    Именная часть выражена междометием , например: Она теперь ай-ай-ай (Леск.) (здесь простое именное сказуемое).

    Именная часть выражена фразеологическим сочетанием , например: ...В тот день она была не в духе (М. Г.); Он был мастер на все руки (Купр.); Лаврецкому такое множество народу было не по нутру (Т).

Примечание . В данном случае функции этих частей речи близки к функции имен в роли сказуемого.

Сложное сказуемое

Типы сложного сказуемого

Сложным (трехчленным, многочленным) является сказуемое, состоящее из трех и более частей.

Различаются следующие типы сложных сказуемых:

а) глагольные (состоящие из одних глаголов и соотносительные с составными глагольными сказуемыми), например: решил начать лечиться, надеется бросить курить ;

б) именные (состоящие из предикативного прилагательного, связки и именной части, соотносительные с составными именными сказуемыми), например: рад быть полезным, готов стать посредником ;

в) смешанные (состоящие из глаголов и имен, сочетающие в себе признаки составного глагольного и составного именного сказуемых), например: мог бы стать ученым, боится быть смешным.

Например: Он желал казаться храбрым на четвертом бастионе (Л. Т.); А ты хочешь жить барашком (Гонч.); Я даже не считаю себя обязанною чувствовать признательность к нему (Черн.); ...Я должен был приготовить мастерам самовар (М. Г.); Отчего бы я мог перестать уважать тебя? (Ч.); Я уже не боялся быть и казаться чувствительным ... (Ч.); Вы должны трудиться, стараться быть полезным (Т.).

Координация форм сказуемого и подлежащего

Координация – синтаксическая связб между подлежащим и сказуемым. При координации связь взаимонаправленная, объединяются только две определенные слоформы (Я ем. Он пишет.), возникают предикативные отношения, используется порядок слов и интонация.

Форма глагольного сказуемого

Глагольное сказуемое координируется с подлежащим, выраженным личным местоимением, в лице и числе, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении - в роде и числе. Например: Я помню чудное мгновенье (П.); Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (П.); Знаете ли вы , какое наслаждение выехать в поле ранней весной. (Т.); Он бедных трех ее птенцов осиротил (Кр.); ...Быть может, и меня оно бы оживило ? (Кр.).

При подлежащем, выраженном именем существительным или субстантивированным словом, сказуемое ставится в форме 3-го лица ед. или мн. числа, например: Темнеют лазурные своды , прохладная стелется тень (Жук.); В игре ее конный не словит ... (Н.); Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу-бу» ... (Ч.).

При подлежащем, выраженном количественным числительным или инфинитивом, сказуемое ставится в форме 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - в форме среднего рода, например: Семь у игроков называется кочергой ... (Ч.); Не плюй в колодец: пригодится воды напиться (посл.); Пить чай на траве считалось большим удовольствием (Л. Т.) (форма среднего рода полузнаменательной связки).

При подлежащем - вопросительном местоимении кто сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от того, имеется ли в виду лицо мужского или женского пола, например: Кто из ваших подруг был с вами?

Если местоимение-подлежащее кто употреблено в функции относительного слова в придаточной части предложения, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, если даже предполагается не один производитель действия, например: ...Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Мак.). Постановка сказуемого в форме множественного числа в этих случаях подчеркивает множественность субъектов действия, например: ...Те, кто оставались , решали сами с собой, что им надо было делать (Л. Т.).

При относительном местоимении что в роли подлежащего сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главной части стоит во множественном числе, например: Дома, что высятся на этом проспекте, построены недавно.

Если подлежащее выражено сложносокращенным словом, имеющим грамматическую форму (склоняющимся), то выбор формы сказуемого обычный, например: Наш вуз объявил новый набор студентов . При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое избирает форму ведущего слова сочетания, образующего сложное название, т.е. ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании, например: ГУНО созвало совещание директоров школ (ср. городское управление народного образования).

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять студентов ) или сочетанием собирательного существительного с количественным значением и родительного падежа имени существительного (типа большинство студентов ), возможны две формы сказуемого: постановка сказуемого в форме единственного числа и в форме множественного числа. Форма множественного числа используется обычно в тех случаях, когда подлежащее обозначает лиц, а сказуемое - активное действие этих лиц, например: Восемьдесят молодых специалистов отправились работать на периферию; Большинство студентов-заочников своевременно выполнили все контрольные работы . При подлежащем - неодушевленном предмете сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: Ряд столов стоял посередине комнаты; На столе лежало десять тетрадей . Конкретные формы сказуемых в этих случаях зависят от ряда условий, к которым относятся: степень отдаленности сказуемого от подлежащего, наличие перечисления в подлежащем или сказуемом, порядок слов, лексическое значение подлежащего и сказуемого и др.

При подлежащем, выраженном сочетанием именительного падежа с творительным, которому предшествует предлог с (типа брат с сестрой ), сказуемое ставится во множественном числе, например: Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.). Постановка сказуемого в форме единственного числа свидетельствует о том, что существительное в творительном падеже выступает в роли дополнения, например: И графиня со своими девушками пошла за ширмами оканчивать свой туалет (П.).

Форма именного сказуемого

Сказуемое, выраженное именем прилагательным, порядковым числительным, местоименным прилагательным, причастием, имеет форму рода и числа подлежащего, например: Погода несносная, дорога скверная ямщик упрямый... (П.); ...И дым отечества нам сладок и приятен (Гр.); Вишневый сад теперь мой ! (Ч.); ... Дела мои расстроены (Т.). При наличии связки «быть» именная часть может иметь форму родительного или творительного падежа. Ср.: Мой брат был учитель - Мой брат был учителем.

Форма связки

Связка обычно соотносится с подлежащим (в прошедшем времени - в роде и числе), например: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой (П.). Если подлежащее выражено личным местоимением, то связка в формах настоящего и будущего времени соотносится также в лице, например: ИЛекция

Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 изменения изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Лекция 1 современный русский литературный язык как предмет изучения

    Лекция

    Границах СРЛЯ . Помимо СРЛЯ , как... : 10 губных, 18 переднеязычных, 1 среднеязычный... (изменения ), а также – в орфоэпию. Позиционные изменения . К позиционным изменениям ... А Павел? Ваш билет ? __ ИК-5: –– ... может» языковая система, «разрешается» языковой нормой . ...

  • Мероприятие Н 4 51-1 " Совершенствование методик преподавания в средней школе на основе создания предметно-ориентированных модулей не менее чем по 18 предметам на основе реализации информационных технологий развитие научно-образовательного

  • § 2244. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое - координируются в следующих формах.

    1) В формах числа и в роде - во всех формах предложения, в которых глагол в сказуемом имеет форму на ­л, при подлежащем - существительном в ед.

    Ч. или местоимении 3 л. ед. ч.: Весна наступила; Он читал; Она читала; Если бы пришло письмо!

    2) В формах числа и в лице - в предложениях в форме наст. вр., при подлежащем­местоимении: Ты идешь; Он гуляет; Я вижу дом; Мы пишем; Они идут.

    3) В формах числа - в предложениях в форме наст. вр.: Весна наступает; Дети гуляют; Дорогу осилит идущий и в формах с глаголом на ­л при подлежащем - существительном во мн. ч. или местоимении 1 и 2 л.: Дети гуляли; Я читал (читала); Ты читал (читала); Мы читали.

    § 2245. При подлежащем, обозначающем группу или множество, могут иметь место колебания в координации подлежащего и сказуемого в формах числа и рода.

    Колебания координации в формах числа имеют место при занятости места подлежащего: 1) словом или сочетанием слов со знач. количества; 2) открытым или закрытым рядом словоформ; 3) сочетанием со знач. совместности; 4) местоимением кто, кто­то, кто­нибудь, кто­либо, кое­кто.

    Основные случаи колебания в формах числа при занятости места подлежащего словом или сочетанием слов со знач. количества следующие.

    1) При подлежащем - собирательном числительном, обозначающем в предложении группу лиц: Двое не явились/не явилось; Приезжают/приез­жает семеро. Форма ед. ч. обычнее при нераспространенности предложения, особенно тогда, когда сказуемое предшествует подлежащему. Если речь идет о субъекте уже известном, то правильна форма мн. ч., ср.: Ожидали троих, а явилось/явились двое и Эти двое явились с опозданием. В том случае, когда при числительном находится согласуемое местоимение в форме мн. ч. (эти, остальные, все и под.) или конкретизирующее определение, в сказуемом правильна только форма мн. ч.: Все трое отстали; Приехали остальные семеро; Эти четверо появились недавно; Те двое из управления приехали как ревизоры.

    2) При подлежащем - количественном сочетании с зависимым род. п.: Двое учеников пришло/пришли; Родилось/родились трое сыновей; Разыгрываются/разыгрывается миллион выигрышей; Скакало/скакали семнадцать всадников; Горело/горели две лампы. Форма ед. ч. предпочитается при подлежащем - существительном не конкретно­предметного значения (Состоялось девять встреч), в случае постановки сказуемого перед подлежащим, особенно при нераспространенности предложения: В дилижанс село несколько деревенских девушек (Пауст.); У билетного окошечка подавленно толпилось несколько опоздавших зипунов с котомками (Малышк.); Играло сразу три гармонии; также при сообщении об истечении периода времени (Пройдет два года; Сорок минут истекло; Ему стукнуло тридцать лет - с последним глаголом всегда только форма ед. ч.) и при подлежащем - количественном сочетании со знач. приблизительности: Откроется более сорока школ; На земле живет более трех миллиардов людей; Прибыло до трехсот выпускников; Квартиры получает около трехсот семей; Около десятка жильцов группировалось у кровати в самых живописных костюмах, все неприглаженные, небритые (Дост.); Следом гуртом ступало десятка полтора старушек и баб (Белов); На стапелях стояло с десяток корпусов недоконченных лодок (Симон.).

    Форма мн. ч. употребительнее в случае, когда подлежащее называет группу лиц, особенно тогда, когда подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами (Двое бойцов, посланных в разведку, не вернулись). Так же, как и в п. 1, форма мн. ч. правильна тогда, когда речь идет об известном, определенном субъекте: Наконец­то ожидаемые семнадцать всадников прискакали (не прискакало); Сорок минут, о которых вы просили, истекли (не истекло); В дилижанс сели (не село) те самые несколько человек, которых мы видели утром. Если при количественном слове есть согласуемое определяющее слово (все, эти, остальные и под.) или другое конкретизирующее определение, то глагол в сказуемом всегда имеет форму мн. ч. (Все трое учеников пришли; Последние шестеро больных выписались). То же правило действует для сочетаний с оба, обе: Обе дочери (оба сына) нашлись; Обе постройки (оба здания) уцелели.

    При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас, их правильна только форма ед. ч.: Нас (вас, их) двое плыло; Их семеро осталось. То же правило действует при разделении компонентов количественного сочетания: Учеников пришло двое; Трое родилось сыновей; Сыновей родилось трое; Больных выписалось шестеро.

    Форма ед. ч. также единственно правильна при подлежащем - сочетании со столько, сколько, много, немного, мало, немало: Сколько писем накопилось!; Сколько людей пришло; Произошло немало событий; Идет довольно много людей; О Гайдаре бродит по нашей стране много легенд (Пауст.).

    Если позиция подлежащего занята количественным сочетанием, осложненным вторым род. падежом, причем этим сочетанием называется неодушевл. предмет, то глагол­сказуемое ставится в форме ед. ч.: Накопилось сто рублей долгу; Осталось два часа времени; Сохранилось четыреста листов рукописей; Набралось двадцать копеек мелочи. При известности, определенности субъекта правильна форма мн. ч.: Последние четыреста листов рукописи сохранились (не сохранилось); Эти сто рублей долгу накопились постепенно (не накопилось).

    Только ед. ч. в сказуемом правильно при подлежащем - сочетании по кому­чему­н.: В дверях с двух сторон стояло по стражнику; По обеим стенам помещалось по кровати.

    3) При подлежащем - слово большинство, множество, одном или в составе количественного сочетания: Большинство присутствующих согласилось/согласились; Большинство зрителей стояли/стояло; Множество пар глаз, смотрели на него снизу (Олеша; /смотрело). Только форма ед. ч. правильна тогда, когда сказуемое предшествует подлежащему, а также в случае нераспространенности предложения (Явилось большинство; Отказалось большинство/множество присутствующих).

    4) При подлежащем - слове пустяки (в знач. (мало)): Пустяки осталось/остались; при нераспространенности предложения предпочтительна форма ед. ч., при распространенности - форма мн. ч.: После всех покупок в кошельке остались сущие пустяки.

    5) При подлежащем - слове часть, одном или в составе количественного именного сочетания: Часть учащихся не явилась/не явились. При неодушевленности существительного в подлежащем правильна форма ед. ч.: Часть писем затерялась. При известности, определенности субъекта правильна только форма ед. ч.: Эта часть спортсменов находилась на трибунах.

    6) При подлежащем - сложном существительном с компонентом пол­, а также сочетании с полтора, полторы предпочитается форма ед. ч.: Полдома сгорело; Из рюкзака выпало полкаравая (полтора каравая); Полсела переселилось в город; Ушло полгруппы. Если существительное означает группу лиц, в подлежащем возможна форма мн. ч.: Полкласса не выучили уроков.

    Мн. ч. единственно правильно тогда, когда при подлежащем­существитель-ном есть согласующееся с ним определяющее слово в форме мн. ч.: Эти полдома ремонтируются; Миновали эти нелегкие полгода; Целые полсела переселились в город.

    § 2246. При занятости места подлежащего открытым или закрытым рядом словоформ (см. § 2066–2089) действуют следующие правила.

    1) Если место подлежащего занято открытым рядом (союзным или бессоюзным), объединяющим формы ед. и мн.ч., то форма числа в сказуемом колеблется в зависимости от формы слова, непосредственно соседствующего со сказуемым: В кофе содержится/содержатся жир, сахар, дубильные и ароматические вещества, кофеин; Ни солнечные пляжи, ни море, ни зелень ему не нравится/не нравятся; Вдруг из­за этого нарастающего тихого шелеста послышался вой, визг, плач, хохот шакалов (Л. Толст.;) /послышались); Соустин толкнул дверь, и сразу обрушилось из­за нее обалделое многолюдье, гром, свет (Малышк.; /обрушились). Племя это враждебно курдам... Поддерживали их старое русское правительство, американцы, французы (Шкл.; /поддерживало). Если подлежащее и сказуемое разделены другими словами, то в сказуемом правильна только форма мн. ч.: Его доброта, ум, отзывчивость, покорившие всех, снискали ему любовь и уважение.

    2) Если место подлежащего занято закрытым рядом, объединяющим формы ед. и мн. ч. или только ед. ч., то в сказуемом возможно колебание, однако предпочитается форма мн. ч.: К берегу бежали/бежал Ваня и Коля; Огорчились/огорчился брат и сестра; Слушает/слушают меня корреспондент и секретарь; К берегу бежали/бежал Ваня и другие мальчики; По ту сторону прилавка... возвышались хозяин и хозяйка (Олеша; /возвышался); На окраине догорали сарай и скирды сена (П. Вершигора; /догорал); В этом были свой расчет и хитрость (Симон.; /был); Я вытер пот. Душили гарь и копоть (Твард.; /душила). Если в составе ряда первое место занято формой мн. ч., то нормальна только форма мн. ч.: Снова шум, крик, сборы, пьется чай, курятся папиросы и махорка (Асеев). Если сказуемое следует за подлежащим, то в любом случае правильна только форма мн. ч.: Станция и мост сгорели; Брат и сестра огорчились; Папиросы и махорка кончаются.

    В том случае, если в подлежащем два лица (или предмета) представлены как целостность, то в сказуемом, следующем за подлежащим, правильна форма мн. ч.: Отец и мать не соглашаются; Дедушка и бабушка приезжают; Завод и его филиал закрываются.

    При обозначении совместного действия сказуемым­глаголом с постфиксом ­ся правильна форма мн. ч.: Слились и яркий звон и гул колоколов (Анн.); Сцепились пес и кот (Самойл.). При разделительных отношениях внутри ряда правильна форма ед. ч.: Придет врач или медсестра; Не врач, так медсестра придет.

    Если в состав ряда входит личное местоимение 1 или 2 л., то для глагола в сказуемом правильна форма мн. ч., причем личное значение глагольной формы определяется этим местоимением: Я и он придем; Работаем и мы и он; Ни я ни он не придем; Брат и я едем; Ваня и мы не едем; Ты и твои родные не едете; Вы и ваши ученики остаетесь здесь. Если в составе ряда объединяются местоимения 1 и 2 или 1 и 3 л., то уподобляющей (в значении лица) всегда оказывается форма 1 л.: Ни я, ни ты (ни вы) не едем; И я, и он (и они) остаемся.

    § 2247. При подлежащем - сочетании со значением совместности, совместного следования, объединяющем формы ед. ч., в сказуемом возможен глагол как в форме ед. ч., так и в форме мн. ч.: Пришел/пришли мастер с бригадиром; Стартует/стартуют пара за парой. Если сказуемое находится перед подлежащим, то более обычна форма ед. ч. (особенно при нераспространенности предложения): На окраине поднимается дом за домом. Если сказуемое следует за подлежащим, то предпочитается форма мн. ч.: Дом за домом поднимаются; Уже осень рука об руку с зимой хозяйничают у нас на дворе (газ.). Если в группу со значением совместности входит местоимение 1 или 2 л., то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь.

    § 2248. При подлежащем - местоимении кто, кто­то, кто­нибудь, кто­либо, кое­кто глагол в сказуемом, независимо от того, о каком количестве лиц идет речь, ставится в форме ед. ч.: Кто шумит?; Кое­кто постоянно опаздывает; Кто­нибудь знал об этом? Форма мн. ч. возможна в следующих случаях.

    1) Когда в составе сложного предложения местоимение кто относится к другому местоимению, имеющему форму мн. ч.: те, кто...; такие, кто...; вы (они), кто...: Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь... - всем, кто высунул наружу головы и слушают мой прочный голос (Фед.); И под землею скоро уснем мы все, Кто на земле не давали уснуть друг другу (Цвет.); Те, кто жили, любили, мучились, / пополняли рядами роты, / заслужили участи лучшие, / чем сведенные с жизнью счеты (Асеев); Чтоб не посмели жалеть Те, кто меня не жалели, Когда мои розы алели (Ю. Мориц) (нормально также: всем, кто высунули головы и слушает мой голос, все, кто не давал уснуть...; те, кто жил, любил, мучился...; те, кто меня не жалел).

    2) Когда местоимение открывает собою сочетание, имеющее в своем составе форму мн. ч.: Во время нэпа сбились с толку кое­кто из друзей его, в былом крепких, стойких ребят (Малышк.).

    § 2249. Колебания координации в роде имеют место в следующих случаях.

    Чаще всего грамматические ошибки, обусловлен­ные нарушением норм координации подлежащего и сказуемого, возникают при неправильном выборе: 1) формы числа сказуемого при подлежащем, выра­женным словом или сочетанием слов со значением ко­личества: Сто двадцать один депутат проголосова­ли за принятие этого закона. (Правильно : Сто два­дцать один депутат проголосовал за принятие это­го закона.); 2) формы числа сказуемого при однородных подлежащих: Природа, книги, деревен­ский мир формирует личность Татьяны. (Правиль­но: Природа, книги, деревенский мир формируют лич­ность Татьяны).

    Для предупреждения подобных ошибок необходи­мо учитывать следующее:

    1. Форма числа сказуемого при подлежащем, вы­раженным словом или сочетанием слов со значени­ем количества.

    единст­венного числа , если подлежащее выражено:

    а) сложным существительным с первой частью «пол»: Прошло полгода;

    б) сочетанием составного числительного, оканчи­вающегося на «один», и существительного: Двадцать один день пролетел быстро;

    в) сочетанием существительного со значением оп­ределенного количества (пара, двойка, сотня и т. п.) и существительного в родительном падеже: За один день была продана сотня книг;

    г) словом или сочетанием слов с предшествующи­ми ограничительными частицами только, лишь, все го и др.: На лекции присутствовало только два­дцать восемь студентов.

    Сказуемое обычно употребляется в форме множе­ственного числа , если:

    а) при подлежащем находится согласованное оп­ределение в форме множественного числа: 1. Прошли долгие полгода. 2. Эти двадцать один день пролете­ли быстро;

    б) в состав подлежащего входят числительные два, три, четыре: У подъезда стояли три машины.

    В остальных случаях рекомендации, данные в спе­циальной литературе, могут различаться, поскольку одни ученые учитывают в первую очередь граммати­ческую координацию (уподобление по форме числа: Большинство учащихся хорошо справилось с задани­ем), другие - смысловую координацию (связь по смыслу: Большинство учащихся хорошо справились с заданием), третьи считают правильными оба вари­анта, но проводят их дифференциацию с учетом оду­шевленности/неодушевленности существительных, активности/пассивности либо совместности/раздель­ности действия, порядка слов и др. (например, форма единственного числа сказуемого подчеркивает един­ство лиц (предметов), совместность, целостность их действия, форма множественного числа - отдель­ность лиц (предметов), самостоятельность, разрознен­ность их действий).

    Однако в последнее время в литературной речи на­метилась тенденция к смысловой координации глав­ных членов, т. е. к постановке сказуемого в форме множественного числа, если подлежащее обозначает несколько или много производителей действия.


    2. Форма числа сказуемого при однородных под­лежащих.

    При однородных подлежащих, находящихся в форме единственного числа, сказуемое ставится в форме единственного числа , если:

    а) подлежащие связаны разделительными союза­ми и находятся после сказуемого: 1. Сегодня будет лекция или практическое занятие? 2. Каждую мину­ту к остановке подъезжал то троллейбус, то ав­тобус.

    Исключение : если подлежащие являются словами разного рода, сказуемое употребляется в форме мно­жественного числа: Каждую минуту к остановке подъезжали то автобус, то маршрутное такси;

    б) если подлежащие связаны противительным сою­зом а либо союзами не только... но и, не столько...сколько и под., имеющими оттенок противопоставле­ния: 1. Не лечение, а отдых необходим ему. 2. Нуж­на не только копия диплома, но и сам диплом.

    В остальных случаях предпочтительна либо необ­ходима форма множественного числа сказуемого (смысловая координация):

    1. То троллейбус, то автобус подъезжали каждую минуту к остановке. (Предпочтительна форма мно­жественного числа.) Но : Не то троллейбус, не то ав­тобус подъехал к остановке. (Действие совершают не два предмета, а один.)

    2. Жажда действия, бесстрашие и решитель­ность толкают Печорина на поиски опасных приключений. (Необходима форма множественного числа.)

    3. Ребенок или родители должны отвечать на во­просы анкеты? (Необходима форма множественного числа. В подобных конструкциях с разделительным союзом ближе к сказуемому располагается то подле­жащее, которое находится в форме множественного числа.) Но : 1. Заявление должен написать абитури­ент, а не его родители. 2. Заявление должны напи­сать родители, а не ребенок. (В конструкциях с про­тивительным союзом форма числа сказуемого коор­динируется с формой числа ближайшего подлежаще­го, которое должно обозначать утверждаемый, а не отрицаемый предмет.)

    Имеются и иные точки зрения по данному вопро­су, однако в современном русском литературном языке достаточно сильна тенденция к смысловой ко­ординации, то есть к употреблению при однородных подлежащих сказуемого в форме множественного числа.

    Желающих изучить историю «Великой Украины» ждёт удивительный мир. Уже в пятом классе детям сообщат, что на землях «Древней Украины» существовала великая держава скифов, чьи очертания на карте будут совпадать с современной Украиной. Причём подача материала будет откровенно склонять к мысли, что скифы - это «древние укры».

    Далее детям сообщат, что «древние украинцы» жили на землях нынешней Украины уже с IV столетия. Тут «украинские историки» предложат несколько версий происхождения современных украинцев. По одной из них, «украинцы» - это потомки полянского союза племён, а русские и белорусы - кривичей. Согласно другой, Украина - это центр восточного славянства и вообще Руси, а нынешние русские - это потомки «азиатов» (финно-угров и монголов). Тут украинские авторы продолжают теорию, предложенную ещё польскими панами. Киевская Русь называется «Княжа Русь - Украина», Чёрное море, не мудрствуя лукаво, назвали «Украинским морем» (хотя оно в то время называлось «Русским морем», что наглядно показывает, кто населял Северное Причерноморье). Слово «Русь» сохранили, но сообщили, что это название - архаичное. Слово «Украина» якобы обозначает «любимый край».


    Отличительной особенностью «украинской истории» является тот факт, что все значительные успехи и достижения остались в древности, в том числе в мифическом прошлом. Первоначальную утрату «украинскими землями» независимости описывают как в целом мирный процесс. При этом великие литовские князья якобы использовали украинский язык в делопроизводстве (хотя в реальности они использовали русский язык). Даже польско-литовскую унию преподносят как вынужденную меру, необходимую для борьбы с немецкими рыцарями и «Московией».

    Полёт фантазии «украинских историков» создал «могущественную державу» - Запорожскую Сечь. С конца XV до конца XVIII в. продолжался период истории, который называют «казацким». По мнению украинцев, Сечь была формой украинской государственности, прямой «военной демократией». Однако «враги» сгубили «великую казацкую державу». Польша и Россия разделили между собой её земли, а южные земли захватила Османская империя. Для восьмого класса украинских школ освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого - это своего рода «украинская Великая Отечественная война». Ей посвящена значительная часть школьного курса. Переяславскую раду оценивают как вынужденный союз с Россией, который закончился «русским предательством». «Великая Украина» попала под русский протекторат, русские стали перехватывать управление, навязывать свои порядки и ломать «великую украинскую культуру, попутно искажая историю. В годы правления гетмана Ивана Выговского, который переориентировался на Польшу, оказывается, произошла «украинско-московская» (или «русско-украинская») война. В отечественной историографии эта «война» является одним из фронтов (операционных направлений) русско-польской войной 1654-1667 гг.

    Война завершилась полной «оккупацией» «Великой Украины»: государство поделили по Днепру, юг отошёл османам. Вся дальнейшая история «Украины» описывается как непрерывная череда «героической» национально-освободительной борьбы. Гетман Мазепа, предавший Россию и перешедший на сторону врага - Швеции, стал «национальным героем». В учебниках для 9 класса в основном рассказывают о «национальном возрождении» и «колонизаторской политике» русских властей. Отечественная война 1812 года и то «украинизирована». Оказывается казацкое войско «прогнало Наполеона» из России. Сразу вспоминаются рассказы сатирика Задорнова про «тупых американских школьников», которые считают, что именно США победили Наполеона и Гитлера.

    Схожим образом информацию об «истории Украины» подают и в старших классах. В результате ученики оказываются в особой атмосфере древнего, героического, великого, но «униженного и оккупированного» государства. Практически вся история - это «национально освободительная борьба» против внешних врагов, «москалей». Украина постоянно в «кольце врагов». И если в XIX столетии «империалистический гнёт» осуществляли две империи - российская и австрийская, то в XX веке остался один главный «враг» - Россия (Советский Союз). Причём «русский гнёт» достиг своего апогея. Одному только «устроенному москалями» голодомору посвящено огромное количество учебных часов. А во время Второй мировой войны украинцы якобы героически боролись и с «большевиками», и с немцами. Некоторые авторы вообще договариваются до того, что Гитлер хотел «воссоздать украинское государство», освободив его от «большевистского ига».

    На этом пропаганда не останавливается. Студенты и взрослые знакомятся с «научными» работами. Так, доктор политических наук и профессор Виктор Бебик рассказывает (в том числе на ТВ) об «украинских истоках» человеческой цивилизации. Микола Галичанец в книге «Українська нація» рассказывает о «самой древней на земле украинской нации», которая возникла 40 тыс. лет назад и ещё в середине I тыс. до н. э. создала государство «Великая Украина». Понятно, что читать подобные опусы образованному человеку невозможно. Разве что как материал для сатиры или психиатрии. Книга рассказывает о «древнейшем периоде истории Украины» и основывается не на фальсифицированных «врагами Украины» источниках, а неких уникальных и чудом сохранившихся «ведах». Видимо, они открылись автору во время мысленного контакта с «древними украми». Книга издана в Тернополе в 2005 году и рекомендована для изучения в школах и вузах страны.

    Подобные «труды» обычно начинаются с разъяснения того, что всё прошлое - обман и фальсификация. «Враги» извратили древнюю и славную историю «украинской нации». «Москали» («монголо-азиаты») в этом списке - первые. Однако во «всемирном заговоре» против «Украины» участвуют не только «проклятые москали», но и все народы, причастные к исторической науке…

    Авторов вроде Галичанца нисколько не смущает тот факт, что до 90-х годов XIX века, когда представители небольшой группки радикальных националистических партий в Галиции провозгласили себя «украинской нацией», история ничего не знает о существовании такого народа, как «украинцы». Всё это объясняется легко - происки «врагов». Историю просто придумают: «Нация гордо пронесла своё историческое родное название «украинцы» через тысячелетия». Оказывается, «укры» существовали всегда: от протоукраинцев и ариев-праукраинцев до нынешних дней.

    История «Великой Украины» поражает читателей своим величием. «Укры» громили армии персидских царей. «Древние украинцы» успешно противостояли армии Александра Македонского, которая якобы пыталась захватить полуостров «Украйинэць» (Крым), захватить «украинские» города и порты. Но «Великая Украина» после долгой борьбы разгромила захватчиков. Затем «гордые укры» успешно противостояли римским легионам. «Украинцы» якобы и были «истинными ариями». Их столицей в древности был «Арийград», а правил ими «Арийслав». В целом получается, что Гитлер и его идеологи «обокрали» историю «Древней Украины».


    Понятно, что пока официальная украинская историческая наука и школьные учебники отражают смягченный вариант «украинского фэнтези». Однако образование продолжает деградировать, упрощаться. Учителя (хотя уже есть «сознательные украинцы», искренне верящие в подобный бред и пропагандирующие его) вынуждены отрабатывать спущенную сверху программу. Ныне же, когда в бывшей УССР пытаются построить «Украинский рейх», эти тенденции только усилятся. Благодаря таким программам миллионы людей уже сейчас пребывают в состоянии морока, психического расстройства, утрачивают духовные, культурные и национальные корни. Идёт формирование псевдонарода «украинцев-укров», которые живут в «кольце врагов». Вся их «история» - это борьба с «москалями» и иными врагами.

    Десятки миллионов людей годами пичкаются самоубийственной информацией. Поэтому если мы увидим на территории Украины «Руину-2» («Руина» - период в истории западнорусских земель между 1657 и 1687 гг., когда там шла гражданская война), не будет ничего удивительного. Люди к этому подготовлены. Массовый психоз, как это мы видели по событиям «евромайдана», достиг очень высокого уровня. В школах формируют сознание «обиженного человека». Мол, столетиями все обижали «казацкую державу», делили её, колонизировали, морили голодом и угнетали.

    Чем заканчивается такая пропаганда, особенно с учётом мощи современных СМИ, мы все имеем несчастье наблюдать сегодня. Сначала толпы требовали «евроинтеграции». Причём «украинцы» всё знают и считают, что у них всё будет хорошо, если войти в «семью европейских народов» и отгородиться от России. Никакие здравые аргументы до сознания «украинцев» просто не доходят. Им буквально на пальцах объясняют единство экономики Украины и РФ, их взаимозависимость, говорят, что Брюссель и Берлин не собираются «кормить» Украину, модернизировать экономику, что им нужны только потребители и в перспективе ресурсы (желательно с сокращением поголовья аборигенов). Что этот гибельный путь уже прошли страны Балтии, Болгария, Греция и другие государства, которые от вхождения в Евросоюз только проиграли. Что экономическая интеграция с Россией принесёт рост благосостояния и т. д.

    Однако толпы «новых варваров» продолжали с упоением громить собственное государство. Затем им пытались объяснить, что слом режима Януковича не приведёт к улучшению жизни. Будет только хуже, вплоть до экономического коллапса. Что к власти придут националисты и нацисты, за которыми стоят олигархи. А это приведёт только к увеличению воровства и развалу и без того слабых государственных структур. Возникнет возможность раскола страны и гражданской войны.

    Не прислушались. Продолжили ломать своё государство. Как предварительный итог - потеря Крыма и противостояние Юго-востока и Запада. Быстро складываются предпосылки для гражданской войны («Руины»). Просматривается «югославский» и «ливийско-сомалийский» сценарии. Свежий опыт Ливии и Сирии ничему не научил людей. Они по-прежнему не понимают, что ещё немного, и они «окажутся в Сирии». До полноценного противостояния осталось совсем немного. Видимо, даже если произойдёт новый «голодомор» и людям придётся жить с огорода, во всём будут виноваты «москали», которые не дали построить «Великую Украину».

    Наступает та ужасная стадия, когда уже никакой диалог будет невозможен. Пример Тимошенко, Тягнибока, требующих покончить с «сепаратистами», которые только хотят сохранить свой язык, показывает, что компромисс и «переговоры» украинцев и русских - это несбыточная иллюзия. «Укры» уже стали своеобразной, крайне агрессивной и опасной сектой, которая ненавидит Россию, русских и значительную часть собственных граждан, которые ещё держатся за русский язык.

    Нет никакого «братского украинского народа». Есть ядро «Украинского рейха», которое стремительно пожирает УССР, воспитывает самовлюбленных, оскорбленных и агрессивных «казаков» («укров»), которые ненавидят весь мир и особенно русских.

    На сегодняшний момент из этого омута, который на глазах превращается в инферно, удалось вытащить двухмиллионное население Крыма. И чем быстрее нам удастся спасти хотя бы Юго-восток (на первом этапе), тем лучше будет для них и для нас. По сути, Россия должна снова совершить освободительную и одновременно просветительную миссию, спасая 40 миллионов русов, которые попали под власть врага и из которых делают обиженных и злобных существ-«укров».

    И не надо оглядываться на мировое сообщество и слушать злобные наговоры Запада. Хозяева Запада - наши извечные геополитические противники, они всегда будут вести антирусскую политику. Мы решаем цивилизационную и национальную задачу - спасаем часть русского мира, часть суперэтноса русов, которые попали под власть врага. Прорусские организаторы, референдумы и воссоединение - алгоритм борьбы с «украми» и их западными хозяевами.

    Не надо оглядываться на Запад. Россия - это уникальная цивилизация, способная идти по своему пути и задавать тон для всего человечества. Иран, Сирия, Индия, Китай, Северная Корея, Куба, Венесуэла и многие другие страны Южной Америки, а также Африки и Азии, будут только рады возвращению на мировую арену русского солдата, который всегда был защитником вселенских понятий добра и справедливости.

    После воссоединения всех областей русской цивилизации необходимо будет провести большую работу по уничтожению «украинства». Необходима долгосрочная программа по восстановлению «русскости» западнорусских земель. Все русы должны гордиться своей историей, должны перестать быть униженными и оскорбленными существами и стать сынами «Великой России». Воссоединение должно идти одновременно с культурно-просветительской миссией по воссозданию единства духовного, культурного и национального пространства русской цивилизации.



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...