К внутренним процессам формирующим рельеф относятся. Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время? Охарактеризуйте их

Существует множество границ, на которых происходит столкновение различных сил. Наиболее выражен этот граничный характер у верхней границы литосферы, которая является зоной столкновения динамических процессов, действующих внутри , и процессов, происходящих в и .

Большая часть этих последних процессов действует на поверхности литосферы или непосредственно над ней, поэтому мы называем их внешними. Изменения, вызываемые всей совокупностью внутренних и внешних процессов, а также возникающие в результате взаимодействия отдельных процессов, обусловливают в основном разнообразие – то, что представляет интерес для людей, населяющих .

Внутренние процессы. Существует три вида основных процессов, происходящих внутри : движение вещества твердых пород, движение разогретого вещества расплавленных и преобразование пород, находящихся глубоко под поверхностью Земли, под действием большого давления и высокой . Мы знаем обо всех этих процессах или потому, что можем наблюдать их в действии (излияние лавы из ), или потому, что видим результаты этих процессов (смещение одного большого массива породы вверх, вниз или вбок относительно другого).

Рис. 3. Примеры действия внутренних (эндогенных) процессов.

На рисунке 3А показано, каким образом перемещения масс твердых пород обычно выражаются на поверхности. Масштаб процесса при этом не важен: глыбы пород могут быть шириной в один километр или десятки километров. Существенно то, что под действием внутренних сил произошло перемещение пород вверх, по крайней мере относительное, вызвавшее в одном случае изгиб, а в другом – движение по четко выраженному разлому. Таким образом, эти внутренние силы вызвали увеличение уклонов поверхности, создав в одном случае почти вертикальный уступ.

Рисунок 3Б показывает два обычных способа воздействия на земную поверхность расплавленных пород, движущихся снизу вверх. В левой части изображена масса расплавленной породы, которая медленно поднялась из глубин земной коры, проделав многокилометровый путь; она деформировала вышележащие пласты, но остыла и затвердела, не достигнув земной поверхности. Справа показано, как расплавленная масса под давлением поднималась по трубкообразному каналу и разливалась по поверхности, образовав последовательность слоев лавы, каждый из которых затвердевал раньше, чем перекрывался следующим. При этом существовавшие ранее породы не были деформированы, а было создано новое конусообразное сооружение – слоистый вулканический конус (стратовулкан). Некоторые из таких конусов превышают 6 километров и имеют крутые склоны. Особенно много их на морском дне.

Наконец, на рисунке 3В показано, что может произойти с породами, подвергшимися не поднятиям, а погружению. Местами слои пород, которые образовались на поверхности Земли, были перемещены вглубь в результате прогибания земной коры. На глубине 10–20 километров эти породы попадают в такие условия, где вышележащих слоев (а в некоторых случаях и боковое) настолько велико, что вызывает текучесть породы, придавая ей облик, совершенно отличный от первоначального.

Все эти три вида внутренних процессов – результат действия существующей внутри Земли тепловой энергии, которая активизирует эти процессы в больших масштабах и настолько велика, что противодействует силе тяжести. Следовательно, как мы видели на рисунках, внутренние процессы местами приподнимают или надстраивают поверхность Земли.

Внешние процессы . Для большей части (хотя и не для всех) внешних процессов движущими силами являются подвижные оболочки, которые мы называем и . и , даже если они не находятся в движении (особенно воздух, содержащий водяные пары), создают среду, в которой химический обмен между и водой вызывает распад породы, ослабляя в ней внутренние связи и способствуя ее разрушению. Это химическое взаимодействие происходит повсюду, где горная порода соприкасается с влажным воздухом. Но, более того, вода и воздух постоянно находятся в движении; перемещаясь по поверхности Земли, они вовлекают в движение разрушенные породы, унося с собой их частицы. Движение воздуха – ветер – воздвигает из частиц пород, которые несет с собой, песчаные дюны; движущаяся вода – река – отлагает наносы в своем русле, а морские волны сооружают вдоль берегов пляжи из продуктов разрушения горных пород, смытых с суши. Движущийся – – (также представляющий собой часть гидросферы, хотя и в твердом состоянии) несет обломки пород и отлагает их при таянии. Даже подземная вода, медленно просачивающаяся через мелкие поры в породах, уносит с собой в растворенном виде минеральные вещества горных пород.

За немногочисленными местными исключениями, внешние процессы происходят под влиянием силы тяжести (Но к «немногочисленным местным» исключениям относятся повсеместные и могущественные химические процессы. – Прим. ред.). Они измельчают твердые горные породы и уносят продукты их разрушения. Поскольку деятельность процессов, о которых идет речь, контролируется силой тяжести, они переносят материал с более высоких участков Земли на более низкие. Благодаря этому переносу материала горных пород возвышенности постепенно разрушаются и становятся все ниже и ниже. Рано или поздно продукты разрушения отлагаются на участках, первоначально бывших понижениями, в виде тонких слоев, накапливающихся один поверх другого. Таким образом, понижения «надстраиваются», в то время как возвышенности срезаются. Между ними повсюду происходит постоянное движение вниз по склонам продуктов разрушения пород.

Внешние процессы черпают свою энергию в солнечной радиации, поступающей на земную поверхность. Механизмы, посредством которых солнечное тепло приводит в движение потоки воздуха и воды и другие динамические агенты, кратко упомянуты в главе второй.

Взаимодействие процессов . Таким образом, существуют два вида процессов: внутренние, приводящиеся в действие внутренним теплом Земли и действующие в основном в направлении, противоположном направлению силы тяжести, и внешние, приводящиеся в действие солнечным теплом и протекающие под непосредственным влиянием силы тяжести. Эти две группы процессов непрерывно сталкиваются на границе, которой служит твердая поверхность Земли. Представим себе твердую землю гладкой, как бильярдный шар. Сила тяжести на этой гладкой поверхности была бы везде одной и той же. Вода не могла бы течь с одного места на другое. Однако поверхность реально существующей Земли не такова. Внутренние процессы создали на ней возвышенности и низменности, а следовательно, и уклоны. Вода стекает по склонам с высоких участков на низкие и несет с собой частицы пород. Это течение воды, содержащей частицы пород, представляет собой один из внешних процессов.

Со временем этот и другие внешние процессы могли бы выровнять поверхность суши и снизить ее до уровня океана. Это выравнивание действительно происходит, но не на всей поверхности суши одновременно. Вмешательство того или другого внутреннего процесса нарушает его ход. Эти процессы, проявляясь то там, то здесь, создают новые возвышенности и тем самым уничтожают результаты выравнивающей деятельности текучих вод. Всегда где-то образуются возвышенности, причем скорость их поднятия не обязательно постоянна, и в пространственном размещении не всегда улавливается закономерность. Эти поднятия, поддерживая непрерывность внешних процессов, дают им все новый материал для переработки. Они создают склоны, но они же заставляют воду течь быстрее, создают неровности, которые выравнивают текучие воды, и сообщают им новую энергию для выполнения этой работы, заставляют наносы непрерывно перемещаться с приподнятых участков в понижения и отлагаться там в виде слоев, построенных в буквальном смысле из обломков пород, некогда лежавших где-то на возвышенности. Таким образом, происходит взаимодействие внешних и внутренних процессов. Кажется, оно никогда не прекратится, по крайней мере до тех пор, пока внутренняя часть Земли обладает достаточным запасом тепла для поддержания внутренних процессов и пока Солнце излучает тепло на поверхность Земли, сообщая энергию внешним процессам.

Этот беглый взгляд на земной шар со стороны показывает, что Земля – живая планета и что самая активная и наиболее разнообразная зона приурочена к поверхности литосферы, где происходит сложное взаимодействие и столкновение различных сил. В этой поверхностной зоне протекает также жизнь человека и развертывается его история, ход которой определяется условиями жизни, существующими на поверхности Земли. И так как мы живем среди всех этих многообразных процессов, мы не можем не интересоваться тем, что происходит вокруг нас. В следующей главе этой книги рассматривается поверхность Земли. В ней показано, что основные процессы, постоянно перемещающие и преобразующие материал горных пород, проявляются не случайно, но образуют последовательную и вполне понятную систему, действующую в соответствии с законами природы.

Внутренние (эндогенные) процессы проявляются при взаимодействии внутренних сил Земли на твердую оболочку. Они обусловлены той энергией, которая накапливается в недрах Земли: радиоактивное тепло, выделяющееся в результате распада радиоактивных элементов, энергия гравитационного уплотнения и сжатия вещества Земли и, возможно, ротационная энергия, свя­занная с вращением Земли вокруг оси.

К эндогенным процессам относятся тектонические движения земной коры, магматизм, метаморфизм и землетрясения.

Тектоническими движениями называют перемещения вещества земной коры под влиянием процессов, происходящих в недрах Земли (в мантии, глубоких и верхних частях земной коры). Они в течение длительного времени создают основные формы земной поверхности - горы и впадины. Выделяют два типа тектоничес­ких движений: складко- и разрывообразовательные, в том числе и колебательные. Колебательные движения - наиболее распро­страненная форма тектонических движений. Это медленные веко­вые поднятия и опускания, которые постоянно испытывает зем­ная кора.

Вековые колебательные движения имеют большое значение в жизни человечества. Постепенное повышение уровня суши изме­няет топографические, гидрологические, геохимические усло­вия почвообразования, приводит к усилению процессов эрозии, выщелачивания, появлению новых форм рельефа. Опускание суши ведет к накоплению механических, химических, биогенных осад­ков, заболачиванию местности.

Движения земной коры (как медленные, так и относительно быстрые) играют определенную роль в формировании современ­ного рельефа земной поверхности и приводят к разделению по­верхности на две качественно различные области - геосинклина­ли и платформы.

Геосинклинали, платформы, складчатые зоны, океанические впадины и рифы относят к основным структурным элементам земной коры. Наиболее распространенные типы гор обычно при­урочены к геосинклиналям, а главные типы равнин связаны чаще всего с платформами.

Вековые колебательные движения коры Земли называются эпейрогеническими и горообразованием, или орогенезом. При эпейрогенезе поднимаются или опускаются некоторые территории суши и морского дна, расширяются границы морей, и это явление называется трансгрессией. При поднятии суши море отступает, что называется регрессией. Такое поднятие или опускание суши измеряется несколькими миллиметрами в год (реже сантиметров), но эти процессы охватывают значительные территории. Напри­мер, в данный период установлено поднятие территории в Эсто­нии, Латвии, Литве, Белоруссии, а так­же на Скандинавском полуострове и в других регионах. Опу­скание суши наблюдается возле Сухуми, на северном побережье Черного моря, в понижениях р. Кубани. На Украине заметно неко­торое поднятие и на территории Полесья.

Горообразование, как и эпейрогенез, характеризуется медлен­ным перемещением отдельных участков земной коры . Однако существует и различие, заключающееся в том, что при горообра­зовательных движениях коры Земли нарушается залегание на­слоений пластов разных пород. Пласты при этом или выгибаются или разрываются, меняя свое положение. При таком нарушении пластов изменяется рельеф больших или меньших по площа­ди территорий, образуются даже складчатые горы, например

Карпаты, Альпы, Гималаи. При выгибании пластов образуются складки, при разрывах и перемещениях - скиды, горсты и гра­бены.

Вулканизмом в широком понимании называются все те явле­ния, которые образуются при поднятии магмы в коре Земли или при извержении лавы на земную поверхность. Вулканизм бывает надземным и подземным.

Вулкан имеет канал, кратер, конус. При извержении он вы­брасывает на поверхность газы, твердые продукты и жидкую массу - лаву. Если лава выливается через кратер (отверстие) вулкана, то в результате охлаждения образуются породы, кото­рые называются излившимися, или эффузивными. Это - липарит, трахит, андезит, диабаз, базальт. Если магма не вылилась на по­верхность и выкристаллизовалась на некоторой глубине, образо­вавшиеся породы называются глубинными, или интрузивными. К ним принадлежат гранит, сиенит, диарит, габбро и другие.

Как излившиеся, так и глубинные породы называются первич­ными кристаллическими породами .

В зависимости от формы на поверхности Земли различают не­сколько типов вулканов: везувийские, гавайские, вулканы типа Маор и др. Кроме того, все вулканы в зависимости от их дейст­вия разделяют на действующие и недействующие.

Причиной вулканизма считают горообразовательные процес­сы, в результате которых уменьшается давление пород коры Зем­ли на расплавленную магму в ее недрах при разрывах наиболее тонкой земной коры.

Землетрясения - это движения земной коры, которые вызыва­ются толчками разной силы под действием внутренних сил. Они происходят при нарушении равновесия в земной коре, вследствие чего в массе коры возникает некоторое напряжение, проявляю­щееся в механических толчках, разрывах и трении. Эти толчки передаются по пластам пород на поверхность Земли. Действие землетрясений имеет некоторую связь не только с вулканизмом, но и с горообразованием и тектоническими процессами.

Вопросы к учащимся:

Рассказ учителя.

Рельеф суши

Равнины

Низменности — до 200 м

Возвышенности — 200-500 м

Плоскогорья — более 500 м

Горы

Низкие — 500-1000 м

Средние — 1000 — 2000 м

Высокие — 2000 — 5000 м

Высочайшие — более 5000 м

Рельеф океанов

2. Образование равнин и гор

Рис. 2. Образование равнин

Рис. 4. Уральские горы


Рис.7. Молодые горы

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

Вопросы к учащимся:

Рис. 11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.



Рис. 16. Песчаные дюны.

Рис. 17. Бархан

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

К внешним процессам формирующим рельеф Земли, относятся:

ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ

Движение литосферных плит приводит к образованию складчатых областей, прогибов, растяжений в земной коре. Тектонические движения приводят к расколам земной коры, появлению разрывных нарушений её пластов и образованию складок. По линиям разломов поднимаются и опускаются участки поверхности. Вулканизм создаёт свои особые формы рельефа. Землетрясения могут катастрофически изменить уже созданный рельеф.

ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ

Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах - долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией — прим. от geoglobus.ru. Разрушение горных пород вблизи поверхности Земли под действием разных факторов - выветривание подготавливает материал для перемещения.

Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.

Ветер, перенося песок с места на место, не только расширяет трещины, но и шлифует их, обтачивает поверхности скал, создавая причудливые фигуры. Там, где ветер стихает, в ветровой «тени», например за скалой или за кустарником, песок накапливается. Создаётся новая форма рельефа, которая со временем даст начало бархану - песчаному холму. Такие образования называют эоловыми формами рельефа, по имени древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.

Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.

На поверхности горных ледников и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии ледника весь этот материал ложится на земную поверхность — прим. от geoglobus.ru. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются ледниковые долины корытообразной формы - троги, остроконечные пики - карлинги, огромные насыпные валы - морены.

В последние столетия человек настолько активно влияет на окружающую природную среду, что сам становится мощной внешней силой. Вредные выбросы в атмосферу промышленных предприятий приводят к возникновению кислотных дождей.

Тема урока : Внешние процессы, формирующие рельеф и

связанные с ними стихийные явления

Задачи урока : сформировать знания об изменении форм рельефа в результате эрозии,

выветривания и других внешних рельефообразующих процессах, их роли

в формировании облика поверхности нашей страны. Подвести учащихся

к выводу о постоянном изменении, развитии рельефа под действием не

только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека.

1. Повторение изученного материала .

1. В результате чего меняется поверхность Земли?

2. Какие процессы называют эндогенными?

2.Какие части страны испытали в неоген-четвертичное время наиболее интенсивные поднятия?

3.Совпадают ли они с районами распространения землетрясений?

4. Назовите главные действующие вулканы на территории страны.

5. В каких частях Краснодарского края чаще проявляются внутренние процессы?

2. Изучение нового материала.

Деятельность любого внешнего фактора складывается из процесса разрушения и сноса пород (денудация) и отложения материалов в понижениях (аккумуляция). Этому предшествует выветривание. Выделяют два основных вида выв-я: физическое и химическое, в результате которого образуются рыхлые отложения, удобные для перемещения водой, льдом, ветром и т.д.

По ходу объяснения учителем нового материала заполняется таблица

Внешние процессы

основные виды

Районы распростр-ния

Деятельность древнего ледника

Троги, бараньи лбы,курчавые скалы.

Моренные холмы и гряды.

Вводно-ледниковые равнины

Карелия, Кольский п-в.

Валдайская возв., Смоленско-Московская возв.

Мещерская низм.

Деятельность текучих вод

Эрозионные формы: овраги, балки, речные долины

сели

Среднерусская, Приволжская и др

практически повсеместно

ВосточноеЗакавказье,Прибайкалье, Ср. Азия

Работа ветра

Эоловые формы: барханы,

дюны

пустыни и полупустыни Прикаспийской низм.

южное побережье Балтийского моря

Подземные воды

Карст (пещеры, шахты, воронки и др.)

Кавказ, Среднерусская возв.и др.

Морской прибой

абразионные

побережья морей и озер

Процессы, вызванные деятельностью силы тяжести

обвалы и осыпи

оползни

Преобладают в горах, нередки на крутых склонах речных долин и оврагов.

Среднее течении р.Волги, побережье Черного моря

Деятельность человека

распашка земель, добыча п.и., строительство, вырубка лесов

в местах проживания человека и добыче природных ресурсов.

Примеры отдельных видов внешних процессов — стр.44-45 Ермошкина "Уроки географии"

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

к внешним процессам формирующим рельеф земли относятся:

Назовите основные виды экзогенных процессов.

2. Какие из них больше всего развиты в Краснодарском крае?

3. Какие противоэрозионные мероприятия вы знаете?

4.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовиться к обобщающему уроку по теме "Геологическое строение,

рельеф и полезные ископаемые России" стр. 19-44 .

  1. Рельеф земли

    Урок

    — на какой тектон.структуре расположены сле.формы рельефа: Восточно-Европейская равнина, Среденесиб.плоск., Амазонская низм.,Великие равнины, Анды, Гималаи,

  2. Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа

    Программа

    Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,

  3. Рабочая программа педагога кровяковой Светланы Викторовны, Iкатегория Ф. И. О.,категория география, 6класс Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа

    1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

  4. Кучерявенко Любовь Николаевна. Санкт-Петербург 2008 урок

    Урок

    Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 389 «Центр экологического образования» Кировского района Санкт-Петербурга.

  5. Литосфера и рельеф земли

    Урок

    Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др.

Другие похожие документы..

ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ.

Геология — наука о Земле. Она изучает состав, строение и за-кономерности развития Земли. Современная геология — комплексная наука, объединяющая несколько взаимосвязанных между собой дис-циплин (ветвей геологии). Все составляющие современную геоло-гию дисциплины имеют свои объекты и методы познания Земли.

В настоящее время уровень развития этой дисциплины такой, что ее подразделяют на ряд самостоятельных научных отраслей.

Рельеф Земли

Геохимия — изучает химический состав земной коры, законы распределения и перемещения химических элементов и их изото-пов.

2. Минералогия — рассматривает природные химические соеди-нения — минералы, изучает физико-химические свойства и процес-сы, связанные с их образованием в земной коре.

3. Петрография — описывает состав и строение горных пород — закономерных скоплений минералов, слагающих земную кору, формы их залегания, происхождение и размещение.

4. Динамическая геология — рассматривает процессы происхо-дящие в недрах планеты и на ее поверхности (землетрясения, вул-канизм, деятельность ветра, моря, рек, ледников и т.д.)

5. Историческая геология — производит восстановление про-шлого, что очень важно для поисков различных полезных ископае-мых.

6. Геофизика — наука, использующая различные физические ме-тоды исследования глубоких недр Земли.

7. Гидрогеология — изучает подземные воды, содержащиеся в недрах нашей планеты.

8. Инженерная геология – наука, изучающая грунты, геологиче-ские и инженерно-геологичские процессы, влияющие на условия строительства и эксплуатации сооружений и мелиоративных сис-тем.

Наиболее полно в настоящее время изучены поверхностные слои Земли. Один из основных методов исследования верхней поверхности земной коры — метод полевых геологических съемок. Суть ме-тода — тщательные полевые исследования современных геологиче-ских процессов, естественных выходов горных пород уклонах реч-ных долин, оврагов и т.д. Изучаются состав горных пород, характер их залегания, ископаемые остатки организмов и др. Изучая земную кору, необходимо учитывать какой была раньше и каким изменени-ям подверглась. С этой целью ученые предложили сравнителъно-литологический метод, основанный на представлении о необрати-мом и направленном процессе развития Земли, на представлении об эволюции условий осадконакопления в истории Земли.

Более глубокие слои земной коры и Земли в целом изучают в основном косвенными методами — геофизическими .

К геофизическим методам относятся: сейсмический, гравимет-рический, магнитометрические и другие.

Сейсмический метод позволяет по изменению скорости прохождения сейсмических волн, возникающих при землетрясениях изучать состав и свойства глубоких слоев Земли.

Гравиметрический метод основан на изучении распределения на поверхности Земли силы тяжести. При теоретических расчетах сила тяжести Земли принимается однородной.

Магнитометрический метод основан на изучении изменений магнитного поля Земли в различных ее участках в зависимости от состава и строения земной коры.

Рельеф Земли

Вопросы к учащимся:

— Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:

Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”

Ученики заполняют схему в тетради.

Рассказ учителя.

Рельеф — совокупность всех неровностей земной поверхности

Поверхность Земли, разумеется, не является абсолютно ровной. Перепады высот на ней от Гималаев до Марианской впадины достигают двух десятков километров. Рельеф нашей планеты продолжает формироваться и сейчас: сталкиваются литосферные плиты, сминаясь в складки гор, извергаются вулканы, реки и дожди размывают горные породы. Если бы мы оказались на Земле через несколько сотен миллионов лет, мы бы уже не узнали карту нашей родной планеты, а все равнины и горные системы за это время изменились бы до неузнаваемости. Все процессы, формирующие рельеф Земли, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Иначе внутренние можно назвать эндогенными. К ним относятся опускания и поднятия коры, вулканизм, землетрясения, движение плит.Внешние называются экзогенными — это деятельность текучих вод, ветров, волн, ледников, а также животных и растений. На поверхность планеты также все большее влияние оказывает сам человек. Человеческий фактор можно выделить в еще одну группу, назвав его антропогенными силами.

Рельеф суши

Равнины

Низменности — до 200 м

Возвышенности — 200-500 м

Плоскогорья — более 500 м

Горы

Низкие — 500-1000 м

Средние — 1000 — 2000 м

Высокие — 2000 — 5000 м

Высочайшие — более 5000 м

Рельеф океанов

Котловины — впадины в ложе океанов

Срединно-океанические хребты — разломы, образующие единую горную систему на дне всех океанов с общей длиной более 60 тысяч км. В средней части этих разломов находятся глубокие ущелья, доходящие до самой мантии. На их дне идёт постоянный процесс спрединга — излияния мантии с образованием новой земной коры.

Глубоководные желоба — это длинные узкие понижения дна океанов, имеющие глубину более 6 км. Самый глубокий в мире — Марианский жёлоб, глубиной 11 км 22 м.

Островные дуги — вытянутые группы островов, поднимающиеся со дна океана над поверхностью воды. (Например Курильские и Японские острова) Могут соседствовать с глубоководным жёлобом и формируются в результате того, что океаническая кора рядом с жёлобом начинает подниматься над уровнем моря из-за происходящих в нём процессов субдукции — погружения одной литосферной плиты в этом месте под другую.

2. Образование равнин и гор

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

Рис. 2. Образование равнин

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.)

Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор

Рис. 4. Уральские горы

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.


Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

Рис.7. Молодые горы

Рис. 8. Кавказ. Домбай.

3. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, — химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов

Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод

Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки

Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн

Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы.

Как формируется рельеф

В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.

Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки



Рис. 16. Песчаные дюны.

Рис. 17. Бархан

Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Рельеф Земли

Рельефом называют совокупность неровностей поверхности Земли, которые отличаются по высоте над уровнем моря, происхождению, другим характеристикам. Наличием таких неровностей обусловлен уникальный облик различных регионов нашей планеты. Формирование рельефа происходит под влиянием как внутренних (тектонических), так и внешних сил. Тектонические процессы провоцируют появление крупных неровностей поверхности, таких как горы, плоскогорья, т.д., а внешние силы, наоборот, разрушают их и создают более малые формы рельефа, например, долины рек, барханы, овраги, т.д.

Формы рельефа

Все существующие формы рельефа условно делят на выпуклые (горные системы, вулканы, холмы, др.) и вогнутые (речные долины, балки, впадины, овраги, др.), а также горизонтальные и наклонные поверхности.

Их размеры варьируют в широких пределах: от нескольких десятков сантиметров до сотен и тысяч километров.
В зависимости от величины ученые выделяют планетарные, макроформы, мезо- и микроформы рельефа земной поверхности. Планетарные формы включают выступы материков и впадины океанов. В этом отношении материки и океаны выступают антиподами. К примеру, Антарктика расположена напротив Северного Ледовитого океана, Австралия – против Атлантического, Северная Америка – напротив Индийского.

Глубины океанических впадин существенно отличаются. Средняя глубина равна 3,8 км, а максимальная в Мариинской впадине – 11, 022 км. Зная, что высота наивысшей точки суши (горы Джомолунгмы) составляет 8,848 км, можно легко определить, что амплитуда высот на Земле достигает примерно 20 км.

Глубина большей части океана составляет от 3 до 6 км, а высота суши обычно менее 1 км. Глубоководные впадины и высокие горы составляют не более 1% поверхности Земли.

Также сильно отличается средняя высота материков над уровнем моря: Евразии — 635 м, Северной Америки – 600 м, Южной Америки – 580 м, Африки – 640 м, Австралии – 350 м, Антарктиды – 2300 м. Таким образом, средняя высота суши равна 875 м.

Рельеф океанического дна включает материковую отмель (шельф), материковый склон, ложе океана. Главными составляющими рельефа суши являются равнины и горы, формирующие макрорельеф земной поверхности.

Похожие материалы:

Литосфера

Внутреннее строение Земли

Формы рельефа материков
Рельеф дна океана

Наслаждаясь красотами природы, мы замечаем, насколько они разные в зависимости от рельефа местности. Щемящие сердце равнина с волнистыми холмами оврагами, бесконечная до горизонта степь или заснеженная тундра, потрясающие воображение величественные горы.

Все многообразие земной поверхности образовалось от воздействия сил внешнего и внутреннего происхождения. Эндогенные и экзогенные, так их называют в геологии. От ландшафтно-географических условий зависят представления народов о мире, формирование стереотипов поведения, самоидентификация в окружающей действительности. Все в мире взаимосвязано.

Эти могучие силы взаимодействуют между собой, со всем сущим на Земле, космосом, создавая внешнюю пространственную среду бытия на планете.

Краткое описание строения Земли

Выделяя только крупные структурные элементы Земли, можно констатировать, она состоит из трех частей.

  • Ядро. (16% объема)
  • Мантия.(83%)
  • Земная кора. (1%)

Разрушительные и созидательные процессы, идущие в ядре, мантии, на границе верхнего слоя мантии и земной коры, определяют геологию поверхности планеты, ее рельефы вследствие перемещения вещества земной коры. Этот слой называют литосферой, его толщина 50─200 км.

Литос по древнегречески камень. Отсюда монолит ─ единый камень, палеолит ─ древний каменный век, неолит ─ поздний каменный век, литография ─ рисунок на камне.

Эндогенные процессы литосферы

Эти силы формируют крупные формы ландшафтов, отвечают за распределение океанов и материков, высоту горных массивов, их крутизну, заостренность вершин, наличие разломов, складок.

Необходимая энергия для таких процессов накоплена в недрах планеты, ее обеспечивают:

  • Радиоактивный распад элементов;
  • Сжатие вещества, связанное с гравитацией Земли;
  • Энергия вращательного движения планеты вокруг оси.

В эндогенные процессы включают:

  • тектонические перемещения земной коры;
  • магматизм;
  • метаморфизм;
  • землетрясения.

Тектонические сдвиги . Это движение земной коры под воздействием макропроцессов в глубинах Земли. За миллионы лет они образовывают главные формы земного рельефа: горы и впадины. Наиболее распространено колебательное движение ─ постепенные многолетние поднятия и опускания участков земной коры.

Такая вековая синусоида повышает уровень суши, комплексно изменяет образование почв, определяет их эрозию. Появляются новый рельеф поверхности, болота, осадочные породы. Тектоническое движение участвует в разделение Земли на геосинклинали и платформы. Соответственно с ними связано места расположения гор и равнин.

Отдельно рассматривают вековые колебательные движения земной коры. Их называют орогенез (горообразование). Но они также увязаны с поднятием (трансгрессия) и опусканием (регрессия) уровня морей.

Магматизм . Так называют продуцирование в мантии Земли и коре расплавов, их подъем и застывание на различных уровнях внутри (плутонизм) и проникновения на поверхность (вулканизм). В основе лежит тепло-массоперенос в глубинах планеты.

Вулканы во время извержения выкидывают из недр газы, твердые вещества, расплав (лаву). Выходя через кратер, и охлаждаясь, лава образовывает излившиеся породы (эффузивные). Таковы диабаз, базальт. Часть лавы кристаллизуется, не дойдя до кратера, тогда получаются глубинные породы (интрузивные). Самый известный их представитель гранит.

Вулканизм появляется из-за локальных снижений давления на жидкую магму пород коры, когда рвутся ее тонкие участки. Оба вида пород объединяют термином первичные кристаллические.

Метаморфизм . Так называют трансформацию горных пород из-за изменений термодинамических параметров (давление, температура) в твердом состоянии. Степень метаморфизма может быть как почти незаметная, так и полностью меняющая состав и морфологию пород.

Метаморфизм охватывает большие ареалы, когда участки поверхности длительно погружаются из верхних уровней в глубокие. Проходя свой путь, они находятся в медленно, но постоянно изменяющихся температурах и давлениях.

Землетрясение . Сдвиги коры Земли от толчков под воздействием внутренних механических сил, возникающих при нарушении равновесия в коре, называется землетрясением. Оно проявляется в волнообразных толчках, передающихся по сплошным породам, разрывах, колебаниях почвы.

Амплитуда колебаний широко варьируется от фиксируемых только чувствительными приборами до изменяющих рельеф до неузнаваемости. Место в глубине, где смещается литосфера (до 100 км) именуется гипоцентром. Его проекция на поверхности Земли называется эпицентром. В этом месте регистрируются самые сильные колебания.

Экзогенные процессы

Внешние процессы происходят на поверхности, в крайнем случае на незначительной глубине коры Земли под воздействием:

  • солнечного излучения;
  • гравитации;
  • жизнедеятельности флоры и фауны;
  • деятельности людей.

В результате происходит водная эрозия (изменение ландшафта из-за текучих вод), абразия (разрушение пород под влиянием океана). Свою лепту вносят ветра, подземная часть гидросферы (карстовые воды), ледники.

Под действием атмосферы, гидросферы, биосферы меняется химсостав минералов, горы видоизменяются, формируется почвенный слой. Эти процессы носят название выветривания. Происходит фундаментальная коррекция материала земной коры.

Выветривание делят на три вида:

  • химическое;
  • физическое;
  • биологическое.

Химическое выветривание характеризуется взаимодействием минералов с находящимися во внешней среде водой, кислородом, углекислым газом. В итоге образуются наиболее часто встречающиеся кварц, каолинит, другие устойчивые породы. Химическое выветривание ведет к получению хорошо растворимых в водной среде неорганических солей. Под влиянием атмосферных осадков они образовывают известковые и кремнистые вещества.

Физическое выветривание многообразно, в основном зависит от температурных скачков, приводящих к дроблению горного материала. Ветра приводят к изменению рельефа, под их действием образуются своеобразные формы: столбы, часто грибовидные, каменные кружева. В пустынях появляются дюны, барханы.

Ледники, сползая по склонам, расширяют долины, выравнивают уступы. После их таяния формируются скопления валунов, образования из глины и песка (морены). Текущие реки талые потоки, подземные течения, перенося вещества, оставляют результатом своей деятельности овраги, обрывы, галечные и песчаные массивы. Во всех этих процессах велика роль гравитации Земли.

Выветривание горных пород приводит к приобретению ими характеристик, благоприятствующих для развития плодоносных почв и появлению зеленого мира. Однако главным фактором, преобразующим материнские горные породы в плодородные почвы, является биологическое выветривание. Растительные и животные организмы своей жизнедеятельностью способствуют приобретению участков суши новых качеств, а именно плодородия.

Выветривание есть важнейший процесс среди комплекса причин, разрыхляющий горные породы и образующий почвы. Постигнув закономерности выветривания, можно понять генезис почв, их характеристики, оценить перспективы урожайности.

На протяжении времени он меняется под действием различных сил. Места, где когда-то были великие горы, становятся равнинами, а в некоторых областях возникают вулканы. Ученые стремятся объяснить, почему так происходит. И уже многое современной науке известно.

Причины трансформаций

Рельеф Земли — одна из самых интересных загадок природы и даже истории. Из-за того, как менялась поверхность нашей планеты, менялась и жизнь человечества. Изменения происходят под действием внутренних и внешних сил.

Среди всех форм рельефа выделяются большие и мелкие. Самые крупные из них — это материки. Считается, что сотни веков назад, когда человека еще не было, наша планета имела совершенно другой облик. Возможно, был всего один материк, который со временем раздробился на несколько частей. Затем они разделились снова. И появились все те материки, которые существуют сейчас.

Другой крупной формой стали океанические впадины. Считается, что раньше также было меньше океанов, но затем их стало больше. Некоторые ученые утверждают, что спустя сотни лет появятся новые. Другие же говорят, что вода затопит некоторые участки суши.

Изменяется рельеф планеты на протяжении долгих веков. Даже несмотря на то, что человек подчас сильно вредит природе, его деятельность не способна существенно изменить рельеф. Для этого нужны такие мощные силы, которые есть только у природы. Однако человек не может не только кардинально трансформировать рельеф планеты, но и остановить изменения, которые производит сама природа. Несмотря на то, что наука сделала большой шаг вперед, пока что невозможно обезопасить всех людей от землетрясений, извержений вулканов и многого другого.

Базовая информация

Рельеф Земли и основные формы рельефа привлекают пристальное внимание многих ученых. Среди основных разновидностей - горы, нагорья, шельфы и равнины.

Шельф — это те участки земной поверхности, которые скрыты под толщей воды. Очень часто они тянутся вдоль берегов. Шельф — это тот вид рельефа, который встречается только под водой.

Нагорья — это стоящие отдельно долины и даже системы хребтов. Многое из того, что называют горами, на самом деле является нагорьем. Например, Памир — это не гора, как считают многие. Также Тянь-Шань является нагорьем.

Горы — это самые грандиозные формы рельефа планеты. Они возвышаются над сушей более чем на 600 метров. Их вершины скрываются за облаками. Бывает так, что в теплых странах можно увидеть горы, пики которых покрыты снегом. Склоны обычно очень крутые, но некоторые смельчаки решаются по ним взобраться. Горы могут образовывать цепи.

Равнины — это стабильность. Жители равнин реже всего испытывают на себе изменения рельефа. Они почти не знают, что такое землетрясения, потому такие места считаются наиболее благоприятными для жизни. Настоящая равнина — это максимально плоская земная поверхность.

Внутренние и внешние силы

Влияние внутренних и внешних сил на рельеф Земли грандиозно. Если изучить, как менялась поверхность планеты на протяжении нескольких веков, то можно заметить, как то, что казалось вечным, исчезает. На смену ему приходит нечто новое. Внешние силы не способны изменить рельеф Земли так сильно, как внутренние. И первые, и вторые подразделяют на несколько видов.

Внутренние силы

Внутренние силы, которые изменяют рельеф Земли, невозможно остановить. Но в современном мире ученые из разных стран пытаются предсказать, когда и в каком месте будет землетрясение, где случится извержение вулкана.

К внутренним силам относят землетрясения, движения и вулканизм.

В итоге все эти процессы приводят к появлению новых гор и горных хребтов на суше и на дне океана. Кроме того, возникают гейзеры, горячие источники, цепи вулканов, уступы, трещины, впадины, обвалы, конусы вулканов и многое другое.

Внешние силы

Внешние силы не способны производить заметные трансформации. Однако не стоит упускать их из виду. К формирующим рельеф Земли, относятся следующие: работа ветра и текучих вод, выветривание, таяние ледников и, конечно, работа людей. Хотя человек, как было сказано выше, пока что не способен сильно изменить облик планеты.

Работа внешних сил приводит к созданию холмов и оврагов, котловин, дюн и барханов, речных долин, щебня, песка и многого другого. Вода способна очень медленно разрушить даже великую гору. И те камни, которые сейчас без труда находят на берегу, могут оказаться частью горы, бывшей некогда великой.

Планета Земля — это грандиозное творение, в котором продумано все до мелочей. На протяжении веков она менялась. Произошли кардинальные трансформации рельефа, и все это - под действием внутренних и внешних сил. Для того чтобы лучше понимать процессы, происходящие на планете, обязательно нужно знать о жизни, которую она ведет, не обращая внимания на человека.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...