Кафка превращение описание. Превращение

Маленький уездный город, недавно прошло Рождество. Сюжет пьесы разворачивается в доме торговца Гордея Карпыча Торцова.

Островский начинает пьесу со сцены в апартаментах Мити - управляющего поместьем. Он и есть главный герой произведения.

  • Действие первое

Митя задумчиво мечется из угла в угол. Егорушка , развалившись на стуле, листает книгу. Из их разговора мы понимаем, что семейство на прогулке. В поместье лишь Гордей Карпыч .

Гордей злится на Любима Карпыча , родного брата. В Рождество Любим напился и буянил, что не понравилось достопочтенным гостям Гордея. Гордей же недавно стал поклонником западной культуры, где не принято так себя вести. За проступок он выгнал Любима из поместья. Однако и Любим в долгу не остался – пошёл стоять с протянутой рукой с другими нищими. Это серьёзно подорвало авторитет и психическое здоровье Гордея.

Внезапно с прогулки возвращаются жена и дочь помещика, Пелагея и Любовь , с гостями. Егорушка, услышав шум, ретируется из комнаты. Митю охватывает тоска. Поток мыслей о Любови не даёт ему сосредоточиться на работе - он давно в неё влюблён.

Не успел он додумать первую любовную сцену, как его прерывает Пелагея Егоровна. Она учтиво приглашает Митю присоединиться к ним на ужине. Между делом хозяйка кратко отмечает, что её мужа вечером не будет. Он отправляется на встречу с новым сомнительным знакомым - Африканом Савичем Коршуновым . Это ненадёжный алкоголик с потенциалом мошенника.

Пелагея недовольна Торцовым, так как Москва окончательно промыла ему мозги. Раньше он был собой и заботился о людях. Но теперь Гордеем правит гордость. Главные пороки для него - непрезентабельный вид и бедность. Русские люди стали для него сбродом, и он связался с нечистыми на руку западниками. На деле же, от Коршунова толку немного - он лишь спаивает слепца-Гордея.

Хозяин же непреклонен в стремлении сродниться с Западом. Он планирует выдать дочь замуж за москвича и видит в Коршунове идеального кандидата в зятья.

Появляется племянник Гордея Яша . Пелагея уходит, бросив ему приглашение на ужин. Когда парни остаются наедине, Митя жалуется Яше на судьбу. Единственный ребёнок в семье, он обязан высылать матери и без того маленькую зарплату. И он давно бы сменил работу, да держит его здесь любовь к дочери Торцова. Яша призывает его забыть Любовь Гордеевну, ибо бедности отец не приемлет. Не позволит он ей выйти за простого работника.

Митя переводит тему, заявляя, что сочинил песню. После небольшого анализа Яша восхищается и начинает подбирать голос под гитару. И пока он этим увлечён, вбегает Разлюляев с гармоникой. Компания решает спеть.

Веселье прерывает Гордей Карпыч. Возмутившись такому поведению, он дал ему такую характеристику: «Мужичьё, полпивная!». Под горячую руку хозяина попалась тетрадь со стихами, которые переписывал от скуки Митя. Чем не прекрасный повод унизить работника? « Какие нежности при нашей бедности» - едко комментирует Гордей. Торцов не без удовольствия поносит внешний вид и поведение ребят. Закончив читать мораль, хозяин оставляет их.

После отбытия отца Любовь с друзьями навещает Митю в его комнате. Яша подговаривает свою пассию Анну Ивановну оставить Митю с Любовью наедине. Они запирают влюблённых.

Митя пользуется шансом и читает возлюбленной стихи, в которых раскрывает чувства к ней. Она с трудом утаивает радость. Девушка пишет записку, вручает Мите и просит, чтобы прочёл он только после её ухода.

Она натыкается на дядю возле двери. Любим обещает, что не выдаст их, и Люба убегает.

Любим делится с Митей подробным рассказом, как он докатился до такой жизни. Любим уехал в Москву с отцовским наследством. Там он его просадил и доверил остатки Коршунову. Тот его одурачил, и бедняге пришлось работать шутом. В больнице, после тяжёлой болезни, он обещает себе вернуться к Гордею. Но к тому времени брат возгордился и не захотел принимать чернь на содержание. Любим просит у Мити приюта и денег. Занимает Митину кровать и готовится ко сну. Митя, добрая душа, не может отказать.

Митя вспоминает о письме. Читает. В нём признание в любви.

  • Действие второе

В гостиной комнате Любовь беседует с Анной и делится своими чувствами к Мите. Анна предупредила подругу, чтобы не совершала неразумных поступков, и ушла.

Приходит Митя и расспрашивает Любовь, всерьёз ли она это написала. Дама клянётся в искренности и хочет быть уверенной в его намерениях. Они хотят завтра просить благословения Гордея Карпыча. Услышав шаги, Митя незаметно удаляется.

Островский показывает нам совместное веселье героев.

Приходит Гордей в Компании Коршунова. Разгоняет балаган и извиняется перед другом. Однако тому нравится атмосфера. Он начинает флиртовать с Любовью, и хозяину ничего не остаётся, как потакать порокам закадычного друга. Дочь же не в восторге от его приятеля.

Помещик говорит о своём решении переехать в Москву и выдать дочь за Африкана. Родные умоляют его передумать, но воля отца - закон.

  • Действие третье

Пелагея готовит дом к свадьбе. Приходит Митя и со слезами прощается. Он хочет вернуться к матери - теперь его здесь ничего не держит.

Любовь приходит, чтобы проститься с любимым. Вопреки воле, она решает подчиниться отцу и не нарушать традиции. Митя не может возражать. Он отправляется собирать вещи.

Следующая сцена пьесы - появляется Коршунов и просит мать невесты оставить их наедине. Он рассказывает суженой о выгоде замужества. Вскоре к ним присоединяется Гордей и поёт дочери о сладкой жизни.

Идиллию прерывает Любим Карпыч. Он обвиняет Африкана в разорении и требует выплатить долг и компенсацию за Любовь.

Коршунов обижается на такую дерзость и заявляет главе семейства, чтобы тот кланялся в извинениях. Но Гордею кланяться противно. Он отменяет помолвку. В комнате появляется Митя, и разгорячённый отец решает назло отдать за него дочь. Поняв, что ничего не добьётся, Африкан покидает дом.

Митя и Люба понимают, что момент подходящий. Они говорят отцу, что любят друг друга по-настоящему и просят благословения искреннего. Гордей не хочет идти на это - кандидат слишком беден.

Семья уговаривает его принять любовь молодых. Единственный, кто заставил растрогаться Гордея - Любим. Он раскрывает брату глаза на сущность Африкана. Если бы франт остался, то разорил и его. «Бедность не порок» - кратко подытоживает Любим Карпыч.

Торцов соглашается и благословляет союз дочери.

Рецензия

Малодушие толкает нас заменять успех его внешними проявлениями. Автор показал, как обманчива оболочка. Показухой нельзя смыть с себя грязь, и никакая грязь не скроет красоты внутри. А. Н. Островский учит смотреть в суть.

Приказчик Торцова
Яша Гуслин - племянник Торцова
Гриша Разлюляев - молодой купчик, сын богатого отца
Анна Ивановна - молодая вдова
Маша - подруга Любови Гордеевны
Лиза - подруга Любови Гордеевны
Егорушка - мальчик, дальний родственник Торцова
Арина - нянька Любови Гордеевны.

Действие первое

Уездный город. Дом купца Торцова. Во время Святок. Митя ходит по комнате, а Егорушка читает книжку на табурете. Он рассказывает Мите, что хозяин Гордей Карпыч очень зол на своего брата. Дело в том, что Любим Карпыч на днях устроил балаган, захмелев, развлекал всяких гостей. Гордей Карпыч посчитал это за оскорбление и прогнал брата. В отместку тот стал вместе с нищими у собора. Хозяин стал пуще прежнего сердиться.

За окнами послышался шум. Это хозяйка Пелагея Егоровна приехала с дочерью и гостями. Егорушка, схватив книгу, тут же убежал, и Митя остался один. Работать никак не получалось, ведь все его мысли занимала дочь хозяина - Любовь Гордеевна. Пелагея Егоровна, остановившись в дверях, обратилась к Мите. Она попросила его прийти к ним вечером в гости. К тому же Гордей Карпыч был намерен уехать в гости к своему другу - фабриканту Коршунову. Она также заметила, что этот фабрикант человек буйный и любит выпивать со своим директором-англичанином. Торцов тоже изменился не в лучшую сторону после поездки в Москву. Теперь все русское было ему чуждо, да и город не радовал. Теперь ему по нраву было все заграничное, оттого он и завел тесное знакомство с этим богатым «московским» фабрикантом. Даже дочь свою хотел выдать замуж исключительно в Москву, так как здесь ей не было достойной пары.

В комнате появляется Яша Гуслин. Его также пригласили в гости, чему он очень обрадовался. После ухода хозяйки Митя рассказал Яше о своих заботах. Он - единственный сын престарелой матери. Всю свою небольшую выручку он отправлял ей. От Гордея Карпыча в свой адрес он слышал только упреки, да обидную брань. Митя хотел бы перейти на работу к Разлюляевым, но не мог жить вдали от любимой. Яша рекомендует забыть о Любови Гордеевне, так как эта любовь ничего хорошего не сулит. Хозяин никогда не благословит их неравный брак. А в пример он привел свои отношения с Анной Ивановной, которая вроде и ровня ему, а все равно дядька не разрешает жениться. В комнате появился Гриша Разлюляев с гармоникой в руках. Он был весел и беззаботен, как всегда. А о чем ему тужить, ведь у него отец деньги лопатой загребает.

В комнату вошел Гордей Карпыч и набросился с упреками на Митю. Заметив книгу стихотворений, он сказал, что такие нежности в бедности ни к чему. Да и сюртук Мите давно пора новый сшить, а он все ходит к ним в гости в старой одежде. Митя стал оправдываться, что все деньги отправляет матери, на что Гордей Карпыч ответил, что матери больших растрат не нужно, ведь она не в роскоши воспитана. Затем он набросился на Разлюляева, напомнил ему, что его отец хоть и богат, а дурак-дураком и невежда. После этого хозяин уехал к Коршунову. В комнату вошли Любовь Гордеевна с подругами. Анна Ивановна без стеснения поинтересовалась у Гуслина, когда он на ней женится. Яша ответил, что ждет благословения дядьки. Затем он шепотом рассказал ей про любовь Мити, а Разлюляев все веселил девушек. После своего тайного совещания Анна Ивановна с Гуслиным предложили всем подняться наверх, а Митю с Любовью Гордеевной заперли в комнате для объяснения.

Влюбленные остались одни. Митя стал робко читать стихи, которые сам сочинил для нее. Стихи были про парня, который губит свое сердце понапрасну, ведь не ровня ему эта девушка. Дослушав Митин стих, Любовь Гордеевна написала ему свой ответ и отдала записку с условием, что он прочтет ее позже, когда она уйдет. В дверях Любовь Гордеевна встретила своего дядю - Любима Карпыча. Тот был рад, застав их вдвоем. Брату пообещал ничего не говорить. Оставшись с Митей, Любим Карпыч просил его приютить на время, так как Гордей Карпыч и видеть его не желает. Он рассказал, как отец оставил им с братом наследство, из которого Гордей взял себе доходное заведение, а брату отдал деньги и векселя. Любим в Москве быстро промотал все свое состояние, а оставшиеся средства доверил хитрому фабриканту Африкану­ Коршунову. Тот его обманул и оставил ни с чем. С тех пор Любим был вынужден зарабатывать, развлекая публику.

Когда он вернулся к брату, тот принял его неласково. Он стал стыдиться его, так как себя считал неровней ему. Любима Карпыча это обидело до глубины души и он решил проучить зазнавшегося брата. Для этого ему нужна была Митина помощь. Оставив Любима Карпыча отдыхать в приказчичьей, Митя подошел к двери и дрожащими руками достал записку от возлюбленной. В ней говорилось, что Любовь Гордеевна и сама его любит. Не веря своим глазам, Митя схватился за голову и убежал.

Действие второе

Действие происходит вечером в гостиной Торцовых. В комнате темно и только через одну из дверей падает слабый свет. На стенах висят зеркала, а у стены стоит диван, перед ним круглый стол и шесть стульев. В дверях появляются Любовь Гордеевна с Анной Ивановной. Они разговаривают об их с Митей любви. Анна Ивановна предупреждает Любовь о том, что это опрометчиво. После ее ухода в комнате появляется Митя.

Он интересуется, правда ли то, что было написано в записке. Любовь Гордеевна подтверждает искренность своих чувств и требует ответных слов. Митя уверяет, что никого не любит так сильно, как ее. Она вначале притворяется, что не верит его словам и шутливо говорит, что думала, что Митя влюблен в Анну Ивановну. Митя признается, что ему вовсе не до шуток. Его всерьез беспокоит их дальнейшая судьба. Он даже готов броситься в ноги Гордею Карпычу ради их любви. Пока влюбленные обнимаются, из коридора доносятся чьи-то шаги. Митя незаметно удаляется. Появляется нянька Арина и просит любовь Гордеевну пойти к матушке. Прибежавшего Егорушку она просит созвать всех девушек, чтобы они пели святочные песни. Он на радостях убегает, ведь наверняка будут ряженые.

В комнату входит Пелагея Егоровна с дочерью и гостями. Среди них и Маша с Лизо, и Анна Ивановна с Гуслиным, Разлюляев и Митя. Все устраиваются поудобнее на диване и стульях, один Митя стоит в сторонке. Девушки ходят по комнате, а за ними Разлюляев. Гуслина просят спеть что-нибудь. Нянька Арина приносит напитки и сладости. Пока гости развлекаются, Анна Ивановна шепчется с хозяйкой, а Разлюляев пускается с девушками в пляс. В комнату заходят соседские девицы и начинают гадать на блюдце. Они запевают песню и кладут свои кольца на блюдце. Одно из них достает Разлюляев и отдает Любови Гордеевне. Тут Егорушка приводит ряженых. Сначала их потчуют вином, а потом они пляшут и показывают разные сценки.

Пока гости развлекаются, Митя что-то шепчет на ухо любимой и целует ее. Увидев это, Разлюляев упрекает их и обещает рассказать все матери девушки. Более того он и сам хотел на ней жениться. За него Торцов отдаст, ведь он богат, а вот Мите и пробовать не стоит. В этот момент появляется хозяин в сопровождении Коршунова. Гордей Карпыч прогоняет всех, извиняется перед «высоким» гостем и всячески лебезит перед ним. Он просит Арину принести свечи и подать шампанского. Коршунов же, старый сластолюбец, наоборот, расстроен уходом молодых девиц. Усевшись в кресло, он постоянно хехекает и принимает, как ему кажется, заслуженные почести в свой адрес. Когда Пелагея Егоровна с Ариной и своими подругами уходят, Коршунов подходит к девицам и хочет расцеловать их в честь праздника. Барышни отказываются, но Торцов просит дочь повиноваться и Любовь Гордеевна уступает. Митя с Гуслиным и Разлюляевым уходят.

Африкан Савич подсаживается поближе к Любови Гордеевне и преподносит ей дорогие серьги в подарок. Затем он бесцеремонно целует ей ручку. Ей, конечно же, неприятен этот старик, но ослушаться отца она не смеет. Затем схватив ее руку, Коршунов надевает ей на палец кольцо с бриллиантом. Она его тут же снимает. Пелагея Егоровна с Ариной приносят в гостиную вино для гостя. Коршунов все важничает, а Гордей Карпыч потчует его угощениями. Подсев к Любови Гордеевне, старый фабрикант предлагает им не­ тянуть и приступить сразу к делу. Оказывается, Гордей Карпыч желает перебраться в Москву и выдать дочь за Африкана Савича. Такой богатый зять в Москве ему как раз нужен. Пелагея Егоровна в ужасе кричит, что не отдаст свою дочь, а Любовь Гордеевна умоляет отца пощадить ее, но он непреклонен. ­

Действие третье

На следующее утро в доме Торцовых. Небольшая, но богато обставленная комната. Арина сидит со служанками, а Пелагея Егоровна активно готовится к предстоящей свадьбе. В душе она переживает. Вскоре в комнате появляются Анна Ивановна с Митей. Он пришел проститься, так как вечером уезжает к матушке. На прощание он кланяется в ноги доброй хозяйке, затем целует ее и Анну Ивановну. Пелагея Егоровна удивлена этой неожиданной новостью и видит, как Митя страдает. Затем он отмечает, что надо бы и Любовь Гордеевну увидеть перед отъездом. Пока они ждут её, хозяйка жалуется Мите на то, что муж хочет отдать их дочь замуж за старого фабриканта против ее воли. Митя решает рассказать хозяйке о своих чувствах к Любови. Пелагея Егоровна искренне жалеет, что все так вышло.

Любовь Гордеевну расстраивает новость об отъезде Мити и он заливается горькими слезами. В отчаянии он предлагает ей с ним тайно уехать и обвенчаться. Более того, он просит благословения у Пелагеи Егоровны. Та в ужасе кричит, что не в силах взять на себя такой грех. Да и сама Любовь не пойдет против родительской воли и не нарушит старинных обычаев. Она готова быть жить за немилым мужем, но лишь бы не нарушать сложившихся законов. Мите ничего не остается, как смириться с ее решением, и он покорно уходит. Появляется Африкан Савич. Он просит всех выйти, чтобы поговорить наедине со своей будущей женой.

После ухода Пелагеи Егоровны, он рассказывает напуганной девушке о выгодах брака со стариком. Он беспрестанно целует ей ручки и хехекает. Коршунов говорит, что жизнь с таким стариком как он полна дорогих подарочков и сюрпризов. Он уверяет, что свою покойную жену тоже осыпал деньгами, а она не любила его. Появляется Гордей Карпыч. Он всячески лебезит перед гостем и пытается его уверить в своей культурности. Говорит, что если бы жил в столице, то быстро стал бы светским человеком. Ведь у других за столом прислуживают дворовые девки да юнцы, а у него свой официант, да еще и в перчатках.

Их разговор прерывает Егорушка. Он докладывает, что прибыл Любим Карпыч и прогоняет гостей. Торцов злится и уходит. В комнате появляются подруги Любови Гордеевны с Разлюляевым. Затем приходит Любим Карпыч и начинает посмеиваться над Африканом Савичем, сначала шутя, а потом обвиняя в краже его денег. Разгоряченный Любим Карпыч требует свои деньги обратно и говорит, что просто так племянницу не отдаст. Появляется Торцов и пытается прогнать брата, но безуспешно. Любима Карпыча уже не остановить. Он решительно настроен против постылого гостя и обвиняет его во всяческих мошенничествах. Гордей Карпыч приказывает вывести брата, но тот и сам уже готов уйти, так как свое дело он сделал.

Самолюбие Африкана Савича уязвлено. Он ни минуты больше не хочет оставаться в доме Торцова. Как обычно хехекая, он обвиняет Гордея Карпыча в том, что его гостей обижают какие-то пьяные проходимцы. По его словам в Москве никто такого себе бы не позволил. Теперь он даже жениться на Любовь Гордеевне передумал, пока Торцов самолично ему в ноги не покланяется. Но Гордей Карпыч не растерялся и ответил, что такого зятя отродясь ему не нужно, да и в ноги он никому никогда не кланялся. Раз уж на то пошло, то отдаст свою дочь за кого захочет, вон хоть за Митьку. Ведь на сумму, которую он ей выделил в приданое, можно такую свадьбу сыграть, что в Москве людям и не снилась. Коршунов в ярости покидает этот дом.

Митя и Любовь Гордеевна, держась за руки, подходят к Гордею Карпычу и просят его благословения. Вначале это вызвало гнев у Торцова. Однако уговоры Пелагеи Егоровны и дочери возымели свое действие, и он смилостивился. Вернувшийся Любим Карпыч тоже встал на сторону молодых. Он намекнул брату, что если бы он вовремя не вмешался, то хитрый фабрикант и его бы разорил. В итоге, Гордей Карпыч понял свою ошибку. Он поблагодарил брата за наставления и благословил дочь на брак с Митей. Воспользовавшись моментом, Яша Гуслин попросил разрешения у дяди жениться на Анне Ивановне. Девушки затянули веселую свадебную и все ушли.

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Главные герои

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.

Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.

Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.

Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Действие первое

Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин, Гордей Карпыч Торцов, очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч « начал разные колена выкидывать » при гостях, чем глубоко оскорбил брата.

Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина, Пелагея Егоровна, а также их дочь, Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – « теперь все ему наше русское не мило ».

Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что « нет ей ровни ». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.

В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который « все бедностью попрекает », но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку « потом еще тяжельше будет ».

Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.

Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода.

Действие второе

Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя « принят в насмешку » купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.

Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.

Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.

Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер « на мужицкий манер ». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где « совсем другой ефект будет ».

Тем временем Коршунов любуется девушками, и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он « до этого охотник ». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.

Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе « одно невежество и необразование ». А поможет им устроиться на новом месте « зятюшка Африкан Савич », за которого он уже сосватал дочь.

Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье

Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – « хоть бедненького, да друга милого ».

В расстроенных чувствах появляется Митя – узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.

Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление « надоть будет богу ответ дать ». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.

Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не « посмеет такой грех на душу взять ». Молодые люди прощаются.

Коршунов находить Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает « на руках носить » и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.

В тот момент Торцов готов отдать замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их « по-родительски, с любовию », поскольку они давно любят друг друга.

Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги, и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека, а не его состояния и положения в обществе.

Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 767.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...