Подходы к исследованию удовлетворенность жизнью. Психологические особенности удовлетворенности жизнью

Обычно под продуктивностью жизнедеятельности понимается некоторая совокупность жизненных достижений, успехов, свершений личности. В научно-психологическом исследовании она может фигурировать как переменная, которая измеряется на основе объективных и субъективных показателей. С точки зрения надежности измерений предпочтительны объективные показатели, но психологией и другими социально-гуманитарными науками, изучающими личность в качестве субъекта собственной жизни, «до сих пор не выработаны достаточно строгие критерии, на основе которых стало бы реальным интегративное измерение продуктивности человеческой жизни в целом и ее отдельных этапов» . Между тем для психологического анализа не меньшую ценность представляют субъективные показатели продуктивности, которые формируются в результате самооценки личностью индивидуальной жизнедеятельности по внутренним критериям успеха-неуспеха. В сущности, они являются формами субъективного переживания личностью собственной жизни как успешной либо неуспешной, продуктивной либо непродуктивной, реализованной либо нереализованной. Эти переживания развертываются в самосознании личности, в связи с чем эмпирическое изучение уровня жизненной продуктивности может опираться на методы формализованного и свободного самоотчета.

Предложены различные субъективные показатели для анализа продуктивности индивидуальной жизнедеятельности. В отечественной психологии популярностью пользуется каузометрический психобиографический подход, в рамках которого продуктивность оценивается по степени насыщенности субъективной картины жизненного пути значимыми событиями прошлого, настоящего и будущего . В зарубежной психологии широкое признание получила концепция удовлетворенности жизнью, разработанная Э. Динером и его коллегами в русле исследований субъективного благополучия личности. В данной концепции удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент субъективного благополучия, не смешивающийся с аффективными компонентами — максимумом эмоционально-позитивных состояний и минимумом эмоционально-негативных состояний. Удовлетворенность определяется как глобальная оценка реальной жизни через призму субъективных стандартов «хорошей жизни», которые конструируются самостоятельно или усваиваются в готовом виде из социального окружения. Общий уровень удовлетворенности в каждый конкретный момент времени свидетельствует о степени расхождения между жизненной реальностью и личными стандартами «хорошей жизни» .

Изучение соотношения смысла жизни с компонентами субъективного благополучия личности образует одну из магистральных линий в современной экзистенциальной и позитивной психологии. В ряде зарубежных и отечественных исследований зафиксирована прямая корреляционная связь между уровнем осмысленности и удовлетворенности жизнью, что интерпретируется как свидетельство необходимости смысла для субъективного благополучия личности . Смысл жизни при этом рассматривается двояко: одни исследователи видят в нем самостоятельный феномен, выступающий внешним условием, экзогенной детерминантой субъективного благополучия , другие авторы включают его во внутреннюю структуру психологического благополучия личности в качестве одного из компонентов . В целом же данная корреляция истолковывается как фактическое подтверждение идеи В. Франкла о первичности стремления к смыслу и производности от него позитивных феноменов человеческого бытия — счастья, удовлетворенности, самоактуализации. Следует отметить, что аналогичная идея высказывалась русскими экзистенциально мыслящими философами и психологами, например, С.Л. Рубинштейном: «Превращение производного результата в прямую непосредственную цель действия и жизни, превращение жизни в погоню за удовольствием, отвращающую человека от решения его жизненных задач, — это не жизнь, а ее извращение, приводящее к неизбежному ее опустошению.

Напротив, чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим» . Смысл жизни, таким образом, рассматривается в качестве важного условия, способствующего достижению приемлемого уровня личностной удовлетворенности жизнью.

Это правильное, но далеко не исчерпывающее объяснение всех возможных соотношений смысла жизни и удовлетворенности жизнью. Зачастую от внимания исследователей ускользает то, что смысл жизни «встроен» внутрь психологического механизма, обеспечивающего формирование и поддержание чувства удовлетворенности жизнью. В индивидуальном сознании он оформлен в виде субъективной модели желаемого будущего, или жизненного идеала, и служит внутренним стандартом, с которым личность сверяется при оценке своей текущей жизни. Иначе говоря, он выполняет оценочную функцию по отношению к жизненным достижениям личности. Субъективное переживание удовлетворенности или неудовлетворенности производно от оценочной функции смысла жизни и как бы «подытоживает» общую продуктивность индивидуальной жизнедеятельности. Оно сигнализирует о том, как у личности обстоят дела с практической реализацией смысла жизни; насколько она прогрессирует, преуспевает в индивидуальной жизнедеятельности; в какой мере она приблизилась к идеальному состоянию, которое «запроектировано» смыслом жизни. Отсюда логически вытекает, что удовлетворенность жизнью — это субъективное переживание личности по поводу продуктивности индивидуальной жизнедеятельности, оцененной через призму смысла жизни.

Учет оценочной функции помогает разобраться, почему осмысленность и удовлетворенность являются тесно сопряженными, и в то же время относительно независимыми явлениями. Ведь осмысленная жизнь не всегда бывает удовлетворяющей, а удовлетворительная жизнь не обязательно предполагает наличие смысла. Дело в том, что наличие смысла в жизни — это веское и необходимое, но само по себе не достаточное основание для субъективной удовлетворенности жизнью. Осмысленная жизнь становится удовлетворительной и счастливой лишь при условии продуктивного осуществления личностью ее смысла. Если же личность не способна продуктивно реализовать имеющийся смысл, он превращается из фактора удовлетворения, в источник несчастья и страданий. Неоптимальный смысл жизни собственно и представляет тот случай, когда осмысленность жизни служит предпосылкой не для чувства глубокого удовлетворения и устойчивого ощущения счастья, а для дискомфортных, травматических переживаний. В данной ситуации наличие смысла в жизни оказывается скорее не благом, а психологическим грузом для личности. Неоптимальный смысл жизни обременяет жизнедеятельность такими противоречиями, которые сковывают и тормозят самореализацию личности и, следовательно, лишают ее возможности насладиться жизненным успехом, почувствовать удовлетворенность жизнью и собой.

Таким образом, субъективные переживания удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью отражают динамику практической реализации личностью смысла собственной жизни. Степень удовлетворенности определяется тем, насколько успешно личность продвигается в осуществлении смысла собственной жизни и производных от него жизненных целей, планов, программ. Различные виды неоптимального смысла жизни негативно сказываются на темпах и продуктивности этого продвижения, вследствие чего падает уровень удовлетворенности жизнью и возникает угроза смысложизненного кризиса.

ВВЕДЕНИЕ

Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастливыми. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда проводились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Необходимо отметить, что интерес к проблеме удовлетворенности жизнью в современной науке проявляется у представителей различных отечественных и зарубежных психологических течений в контексте изучения и повышения качества жизни, что является свидетельством актуальности и значимости данной проблемы.

Наше исследование проводилась в рамках институтов АмГПГУ. Практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования теоретических аспектов, материалов, полученных данных, а также выводов для изучения стратегий достижения удовлетворенности жизнью в отдельных социальных группах.

Мы построили своё исследование на основе высокого интереса к данной проблеме.

Объектом исследования выступали студенты первых курсов очного отделения, обучающиеся в АмГПГУ по специальностям «Математика и информатика», студенты естественно-географического факультета.

Предметом исследования являлись стратегии достижения удовлетворенности жизнью.

Гипотеза: не существует различий в стратегиях достижения удовлетворенности жизнью у студентов первого курса различных факультетов.

Целью данного исследования являлось изучение стратегий достижения удовлетворенности жизнью студентов.

1. Изучить состояние проблемы в научной литературе.

2. Изучить теоретические аспекты понятия стратегии достижения удовлетворенности жизнью и особенности юношеского возраста.

3. Изучить стратегии достижения удовлетворенности жизнью у студентов очного отделения первого курса АмГПГУ.

Эмпирический метод: психодиагностический.

Метод обработки данных: контент-анализ.

Методики: незаконченные предложения.

Испытуемые - студенты первого курса ФИТМиФ (19 человек), студенты первого курса ЕГФ (29 человек). Итого в исследовании приняли участие 48 человек.

Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста

Теоретический анализ проблемы удовлетворенности жизнью и стратегий её достижения

Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке.

Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

Майкл Аргайл употребляет понятия удовлетворенность жизнью и счастье как тождественные. «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций».

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами.

Важной для психолога особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является его неопределенность в предмете оценки -- в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка.

В начале 40-х годов, известный американский психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни":

1. Удовлетворение физических потребностей.

2. Удовлетворение потребностей в активности (психической и физической).

3. Удовлетворение социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, господство над другими, служение другим)

4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение).

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия.

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения.

М. Аргайл, английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели -- 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой: «Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект», где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность, в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

Особый интерес в психологии представляет вопрос, какими стратегиями пользуется человек для достижения субъективного благополучия. Понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности.

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская . Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью». Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации . Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашем исследовании мы опирались на стратегии достижения счастья, выделенные Кроником, Амхмеровым. Первая стратегия, принцип максимизации полезности мира -- состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Поскольку полезность любой вещи субъективно отражается в эмоциональном состоянии «приятного», то максимизация полезности мира одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

Вторая стратегия -- принцип минимизации потребностей -- состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряженности) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно -- то ли в силу отсутствия соответствующих объектов, то ли из-за недостаточных для их достижения способностей человека, то ли при наличии других более важных и жизненно необходимых для человека, но еще не удовлетворенных потребностей. на основе принципа минимизации потребностей возникали различные представления о путях обретения счастья -- от умеренности и разумного ограничения потребностей до крайнего лишения и отречения от внешних благ.

Третий стратегия состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов -- целей его различной деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима. Субъективной мерой сложности, как показано выше, выступает знание человека о том, что представляет собой данный объект, как и в каком направлении он будет изменяться. Следовательно, принцип минимизации сложности сводится к стремлению человека создать для себя ясную картину мира, позволяющую объяснять и предсказывать и тем самым делать мир субъективно более простым и понятным.

Четвертый принцип саморегуляции человеком своей мотивации к миру -- принцип максимизации способностей -- состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении.

Самостоятельно мы выделили еще две стратегии, так как, на наш взгляд, не все действия людей, направленные на достижение удовлетворенности жизнью, могут уложиться в предложенные категории. Таким образом, мы добавили такие стратегии как, «принимать себя, других людей и окружающий мир такими, какие они есть» и «стремиться быть максимально полезным и существовать ради блага других людей».

ВВЕДЕНИЕ

Старение – неизбежный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями.

В современном мире наблюдается рост средней продолжительности жизни, что приводит к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, что и определяет актуальность данного исследования.

Проблеме психосоциального развития лиц пожилого возраста посвящены исследования И.И. Мечникова , П.А. Богомольца , В.В. Болтенко , А.Г. Нагорного , Э. Эриксона , Г. Крайга , В.Д. Шапиро .

Однако данная область проблемы психологии развития и возрастной психологии изучена недостаточно, что требует более глубокого анализа сущностных характеристик, особенно в переходный период.

Методологической основой исследования является философское положение о роли социальных условий в формировании социального статуса и его изменение.

Научная новизна исследования заключается в определении условий удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Практическая значимость заключается в возможности применять материал исследования в самостоятельной деятельности.

Объект исследования – удовлетворенность жизнью в пожилом возрасте как психосоциальное явление.

Предмет исследования – условия удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте.

Цель исследования – изучить особенности удовлетворенности жизнью лиц пожилого возраста.

Задачи исследования :

1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность условий удовлетворенности жизнью в период поздней взрослости.

Методы исследования:

1. Анализ литературы.

2. Опросник «Удовлетворены ли вы жизнью».

3. Количественная и качественная интерпретация результатов.

Структура работы : введение, основная часть (3 главы), психологические рекомендации, заключение, приложения, список используемой литературы.

Объем курсовой работы – страниц.

1. Личность и старение в современном мире

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом или периодом старения и старости, который связан с целым комплексом биологических, социально–экономических, психологических причин, поэтому данный возраст изучается различными дисциплинами – биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Большинство исследователей подразделяют людей, достигших данного возраста на три группы: пожилой возраст (для мужчин – 60-74 года, для женщин – 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Однако данная классификация является не единственной. Например, Бернсайд с соавторами разбили этот возраст на четыре периода: предстарческий (60 – 69 лет), старческий (70 – 79 лет), позднестарческий (80 -89 лет), дряхлость (90 -99 лет) .

Во всем мире наблюдается увеличение средней продолжительности жизни. Это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет 1/6 или 1/8 всей мировой популяции.

Эти демографические тенденции приводят к усилению роли пожилых и старческих людей во всех сферах жизни общества, и требует анализа сущностных характеристик развития человека в этот период жизни.

1.1 Чувство удовлетворенности жизнью

Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.

Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в пожилом возрасте и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое и семейное положение, позитивное функционирование, уровень общения с окружающими и даже возможность пользоваться транспортными средствами (см. приложение 1).

Среди всех факторов, влияющих на удовлетворенность человека жизнью и успешность приспособления к ней, самым важным считается здоровье .

Огромное количество пожилых людей, независимо от собственного желания, оставляют работу из-за проблем со здоровьем. Внезапное ухудшение здоровья не позволяет человеку реализовывать свои планы, вынуждает ограничить сферы своей деятельности. Часто это приводит пожилого человека к ощущению своей беспомощности и бесполезности дальнейшей жизни, особенно если проблемы со здоровьем оказались глобальными, и привели к инвалидности. В этом случае человек испытывает резкое ослабление силы потребностей, отсутствие желания не только что-либо делать, но и жить дальше.

По результатам психологических исследований удовлетворенность собственным здоровьем в очень слабой степени зависит от возраста. И в 60, и в 80 лет пожилые люди могут испытывать удовлетворение просто от того, что их организм продолжает исправно функционировать. Желание как можно дольше сохранить полноценное здоровье является мощным стимулом, побуждающим человека пожилого возраста вести здоровый образ жизни (заниматься физкультурой, культурой питания, увлекаться разнообразными теориями питания и т.д.).

Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью является экономическое положение .

Под экономическим положением понимается удовлетворительное материальное состояние (достаточное количество денег для удовлетворения человеком основных потребностей), наличие социальных и жилищных условий, которые подготавливаются человеком заранее. Человек в преклонном возрасте рассчитывает на внимание и заботу со стороны государства. Возможность льготного пользования транспортными средствами, выплата социальных пособий, помощь в социальном обслуживании и т.д. – все эти факторы создают определенную атмосферу в обществе, позволяющую людям чувствовать себя нужными и продолжать позитивно функционировать.

Позитивное функционирование в период поздней взрослости определяет удовлетворенность человека своей жизнью с той точки зрения, что старые люди во многом разделяют свою жизнь на время до пенсии и после нее. Пользуясь механизмом социального сравнения, старики сравнивают свое положение в эти два периода, а также с тем, как жили пенсионеры тогда, когда человек еще работал, или с тем, на что он рассчитывал, готовясь выйти на пенсию. Степень удовлетворенности зависит от результата этого сравнения.

Негативный сравнительный результат отражает невозможность в полной мере удовлетворить имеющиеся в пожилом возрасте потребности. Возникший диссонанс побуждает человека к его устранению за счет изменения собственного поведения, пересмотра потребностей, модификации своих целей, сравнения своего положения с положением других пожилых людей (всегда найдется тот человек, который живет или чувствует себя хуже).

Психологические исследования показывают, что такой механизм психологической защиты как социальное сравнение своего положения с положением других пожилых людей позволяет человеку сохранить оптимизм во взглядах на будущее и лучше адаптироваться к болезням. Более того, социальное сравнение в сочетании с социальной интегрированностью (сохранение человеком значимых ролей, социальных ориентиров и референтных групп) смягчает негативный эффект слабого физического здоровья и оказывает позитивное воздействие на чувство удовлетворенности жизнью, уменьшая психологические страдания, связанные со старением и способствуя достижению целей дальнейшего развития.

1.2 Стабильность, перемены и этапы жизни в пожилом возрасте

Большинство современных ученых считают, что развитие личности продолжается всю жизнь, и потому рассматривают приспособление к старению как развитие более ранних стилей жизни. Сторонники стадиального развития считают, что в этом возрасте появляются новые структуры или образования, которые основываются на структурах и образованиях предыдущих стадий.

Левинсон рассматривает наступление старости по аналогии с наступлением ранней взрослости и среднего возраста, так как в этом случае имеет место период от 60 до 65 лет, который связывает структуру предыдущей жизни (в средней взрослости) с начальной стадией организации жизни в поздней взрослости [, с. ].

Э. Эриксон рассматривает период старения личности в контексте его целостного жизненного пути, на котором выстраивается последовательность стадий развития личности, характеризующихся особым новообразованием. Каждое из них формируется в процессе разрешения личностью психосоциального конфликта между двумя противоположными тенденциями (целостность эго против отчаяния), одна из которых способствует поступательному развитию личности, другая – тормозит его. Эти тенденции в определенной форме включают и черту личности, и отношения человека к миру, к своей жизни, к себе.

У личности, благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланс нарушается в сторону положительных качеств. При неблагополучном исходе кризисов у человека происходит перевес негативных свойств .

Эпигенетические образования каждой стадии Э. Эриксон называет Надеждой, Волей, Намерением, Компетентностью, Верностью, Любовью, Заботой и Мудростью. Каждое из них включает два противоположных качества. Противоположности качества в структуре «Я» обозначают характеристики идеального и реального «Я» (см. приложение 2).

Как отмечает Л.И. Анциферова, задача стадии интегративности мудрости состоит в отыскании человеком смысла своей жизни, в интеграции всех пройденных стадий и в обретении целостности своего «Я». Решение этой задачи должно опираться на способность человека быть компетентным в построении собственной жизни, в выработке осуществимых жизненных программ, организации своего будущего времени, адекватной оценке социальной действительности и т.д. стержнем мудрости является духовно-нравственное отношение человека к миру и жизни .

Счастливы ли мы сегодня? А были ли мы счастливы раньше? Насколько представители разных сообществ довольны своей жизнью? Как на это влияют наши условия жизни?

Эти вопросы важны для каждого из нас. Но как же сложно на них ответить! Сегодня удовлетворенность жизнью и ощущение счастья представляют центральный интерес в исследованиях социальных наук, в том числе в теории «мейнстрима» в экономике.

Социологи часто рекомендуют дополнять показатели субъективного благосостояния показателями экономического благосостояния, например, ВВП на душу населения .

Но как измерить счастье? Есть ли надежные сравнительные характеристики счастья во времени и пространстве, способные объяснить, что делает нас счастливыми?

В этой статье мы* обсудим теоретические и эмпирические данные, которые помогут ответить на эти вопросы (*здесь и далее от лица авторов).

Вот краткий обзор статьи

1. Опросы об удовлетворенности и счастье достаточно точно измеряют уровень субъективного благополучия.

2. Уровень удовлетворенности и счастья широко варьируются как внутри стран, так и за их пределами.

3. Более обеспеченные - более склонны говорить, что они счастливы, чем менее обеспеченные. Более богатые страны, как правило, имеют более высокий средний уровень счастья населения.

4. Важные жизненные события влияют на уровень нашего счастья лишь в краткосрочном времени, что свидетельствует о склонности людей приспосабливаться к изменениям.

I. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

I.1 Межстрановые сравнения

Уровень счастья в мире, сравнение по странам

World Happiness Report за 2017 год был подготовлен на основе данных «Всемирного опроса Гэллапа» (набор общенациональных репрезентативных исследований, проведенных в более чем 160 странах, на более чем 140 языках). Главный вопрос «Опроса Гэллапа» гласит:

“Лестница Кэнтрила”

«Вообразите лестницу со ступенями, пронумерованными от 0 (внизу) до 10 (на вершине). Верхняя ступень представляет наилучшую возможную для вас жизнь, нижняя ступень - наихудшую возможную жизнь. На какой ступени лестницы вы, по вашему ощущению, находитесь сейчас?». (Также известна как «Лестница Кэнтрила»).

На приведенной ниже карте показаны среднестатистические ответы респондентов на этот вопрос в разных странах. Как и ступени лестницы, значения в карте варьируются от 0 до 10.

Между странами существуют большие различия.
По показателям 2016 года северные страны возглавляют рейтинг: у Финляндии, Норвегии, Дании, Нидерландов и Исландии самые высокие оценки (все со средними показателями выше 7). В том же году самые низкие национальные баллы показали Центральноафриканская Республика, Южный Судан, Танзания, Руанда и Гаити (все со средним баллом ниже 3,5).

Получается, что самооценка удовлетворенности жизнью коррелирует с другими показателями благополучия:

более благополучные и процветающие страны, как правило, имеют более высокие средние показатели уровня счастья.

Изменения в удовлетворенности жизнью в долгосрочной перспективе - Результаты World Value Survey

World Value Survey собирает данные из ряда представительных национальных опросов населения почти 100 стран, а самые ранние оценки относятся к 1981 году.

Как мы видим, в большинстве стран тенденция положительна:
в 49 из 69 стран данные двух и более опросов показали значительное увеличение результатов более раннего периода .

В Зимбабве, доля «очень счастливых» или «достаточно счастливых», выросла с 56,4% в 2004 году до 82,1% в 2014 году.

Изменения в ощущении счастья в долгосрочной перспективе - результаты Евробарометра

(*прим.переводчика - серия опросов общественного мнения, проводимых по поручению Европейской Комиссии с 1973 г. в государствах-членах ЕС)

В ряде стран исследования проводились ежегодно в течение более 40 лет. Таблица, приведенная ниже, показывает долю «очень довольных» или «достаточно довольных» уровнем своей жизни.

Следует особо подчеркнуть два момента. Во-первых, оценки удовлетворенности жизнью часто колеблются в рамках тенденций. Во Франции, например,общая тенденция с 1974 по 2016 год является положительной, хотя не без «взлетов» и «падений». Во-вторых, несмотря на временные колебания, десятилетние тенденции в целом положительны для большинства европейских стран.

В большинстве случаев доля «очень удовлетворенных» или «достаточно удовлетворенных» выросла за весь период исследования . Однако есть некоторые очевидные исключения, одно из которых Греция. Добавьте Грецию к графику, и вы увидите, что в 2007 году около 67% греков заявили, что они довольны своей жизнью; но 5 лет спустя, после финансового кризиса, соответствующий показатель снизился до 32,4%. Несмотря на недавние улучшения, греки сегодня в среднем гораздо менее удовлетворены своей жизнью, чем до финансового кризиса. Ни одна другая европейская страна в этой выборке не прошла через сопоставимый «отрицательный шок».

Выше среднего. Распределение оценок удовлетворенности жизнью

Большинство страновых исследований по «оценке счастья» и удовлетворенности основное внимание уделяет усредненным показателям. Тем не менее, дистрибутивные различия также важны.

Приведенная ниже таблица показывает распределение полученных ответов между ступенями лестницы. В каждом случае высота столбцов пропорциональна доле ответов в опросе. Распределение цветов соответствует распределению по странам. Для каждого региона мы для сравнения дополнительно указали «распределение удовлетворенности» в мире.

Эти графики показывают распределение уровня удовлетворенности в странах Африки к югу от Сахары - регионе с наименьшими средними баллами - эти графики расположены слева от графиков с показателями удовлетворенности в Европе. Это означает, что распределение баллов в европейских странах стохастически доминирует над распределением баллов в странах Африки к югу от Сахары.

Значит доля «счастливых» в Африке к югу от Сахары значительно ниже, чем таковая в Западной Европе, независимо от того, какой показатель «Лестницы» мы используем в качестве порога для определения «счастливый». Аналогичные данные могут быть получены при сопоставлении данных по другим регионам с высокими средними показателями (например, в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии) с регионами, показавшими более низкий средний бал (например, в Южной Азии).

Следует отметить, что распределение удовлетворенности в Латинской Америке само по себе является высоким по всем параметрам - оно постоянно находится справа от других регионов с примерно сопоставимыми уровнями доходов, такими как Центральная и Восточная Европа. Страны Латинской Америки склонны к более высокой субъективной удовлетворенности, чем другие страны с сопоставимыми уровнями экономического развития. Далее, в разделе, посвященном социальной среде , мы покажем, что культура и история играют важную роль в формировании уровня удовлетворенности жизнью.

(Не)правильное восприятие счастья других

Мы склонны недооценивать средний уровень счастья окружающих. А вот и результаты опроса, проведенного Международным институтом маркетинговых и социологических исследований Ипсос (Ipsos Perils of Perception), где респондентов просят предположить, что другие ответили бы на вопрос о счастье в World Value Survey.

Горизонтальная ось показывает фактическую долю «очень счастливых» или «довольно счастливых» по World Value Survey. По вертикали показана средняя «догадка» того же числа (т.е. та, которую респонденты делали относительно доли ответивших, что в своей стране «очень счастливы» или «довольно счастливы»).

Если респонденты предположили бы правильно, то все наблюдения попали бы на красную прямую в 45 градусов. Но, как мы видим, все показатели стран значительно ниже 45-градусов. Другими словами, люди в каждой стране недооценили оценку счастья. Самые крайние отклонения были получены в Азии - южнокорейцы склонны думать, что 24% людей сообщают, что они счастливы, а на самом деле - 90%.

Самый высокий процент верных предположений в этой выборке (Канада и Норвегия) составляет 60%. Это ниже, чем самая низкая фактическая оценка уровня счастья в любой другой стране в выборке (что соответствует показателям Венгрии на 69%).

Почему люди так ошибаются? Возможно, мы склонны ошибочно сообщать о своем собственном счастье, поэтому удачные предположения в среднем могут быть правильным показателем истинной удовлетворенности (и неправильным показателем собственной удовлетворенности). Однако, для того, чтобы эти показатели стали достоверными, люди должны были бы неверно сообщать о своем собственном счастье, при этом предполагая, что другие респонденты не ошибаются.

Кроме того, считается, что «рейтинги счастья», данные друзьями, более точные (см. ниже), и что респонденты обычно хорошо оценивают эмоции, просто наблюдая мимику (см. ниже).

Следовательно, вероятнее всего, люди склонны положительно относиться к себе, но отрицательно относятся к незнакомцам.

Кроме того было отмечено, что люди могут с оптимизмом смотреть в свое будущее и одновременно глубоко пессимистично оценивать будущее своей нации или мира. Мы более подробно обсуждаем этот феномен в нашей статье об оптимизме и пессимизме , (см.раздел, посвященный индивидуальному оптимизму и социальному пессимизму).

I.2 Внутристрановые показатели

Неравная удовлетворенность в Восточной и Западной Германии

На приведенной ниже карте изображены показатели удовлетворенности жизнью в Германии (на основе «Лестницы Кэнтрила»), суммирующие средние показатели федеральных земель . Первое, что бросается в глаза, - это явное разделение между Востоком и Западом Германии по ходу ее политического разделения, существовавшего до воссоединения в 1990 году.

Несколько академических работ более подробно рассмотрели этот «пробел в счастье» в Германии, используя данные, например, Немецкой социально-экономической группой (Петруник и Пфайфер, 2016). Эти исследования предлагают две основные идеи:

Во-первых, «разрыв» в последние годы сокращается, что справедливо как для усредненных различий, так и для «условных различий», которые можно оценить после учета социально-экономических и демографических параметров. Посмотрите, как «разрыв» сокращался с момента воссоединения в этих картах Петруника и Пфайфера (Petrunyk and Pfeifer, 2016).

Во-вторых, различия в доходах домохозяйств и состоянии безработицы, являются важными факторами, влияющими на удовлетворенность. Почему тогда даже после учета этих и других параметров, разрыв между Востоком и Западом остается значительным. Это связано с более широким эмпирическим явлением:

культура и история важны для удовлетворенности жизнью.

В частности, в бывших коммунистических странах существует тенденция к более низкой субъективной оценке удовлетворенности, чем других странах с сопоставимыми уровнями экономического развития (см. разделе о социальной среде).

Неравная удовлетворенность в США и других развитых странах

Общественно-социальное исследование (General Society Survey - GSS) в США проводится ежегодно с 1972 года. Было опрошено около 1500 респондентов.

Используя этот источник, Стивенсон и Вольферс (2008) показывают, что,

хотя средний результат по стране оставался в целом постоянным, неравенство в удовлетворенности жизнью в США за последние десятилетия существенно сократилось.

Авторы также отмечают, что это утверждение справедливо как при рассмотрении неравенства в удовлетворенности и с точки зрения дисперсии ответов, так и при рассмотрении неравенства с точки зрения разрывов между демографическими группами.

2/3 «черно-белого» разрыва в удовлетворенности жизнью в США уменьшилось, и разрыв между «уровнями счастья» в отношении женщин полностью элиминировался (раньше женщины были несколько счастливее, чем мужчины. Теперь же уровень счастья женщин снижается, и сегодня нет статистической разницы при контроле прочих характеристик).

Сегодня белые американцы остаются более счастливыми в среднем, даже при учете разницы в образовании и доходах.

Результаты Стивенсона и Вулферса согласуются с другими исследованиями, изучающими изменения «неравенства счастья» (или неравенства в удовлетворения от жизни) с течением времени. В частности, исследователи отметили, что

существует взаимосвязь между экономическим ростом и сокращением «неравенства в счастье» - даже при одновременном увеличении неравенства в доходах .

Диаграмма ниже, из Clark, Fleche и Senik (2015) наглядно отображает эволюцию «неравенства в счастье» в рамках опроса, проведенного в развитых странах, которые испытывали непрерывный рост ВВП.

На этой диаграмме «неравенство счастья» измеряется степенью дисперсии, а именно стандартным отклонением ответов в World Value Survey. Как мы видим, существует широкая негативная тенденция. В своей статье авторы показывают, что эта тенденция является положительной для стран со снижающимся ВВП.

Почему же показатели «неравенства счастья» снижаются при росте неравенства в доходах?

Кларк, Флеш и Сеник утверждают, что одна из причин состоит в том, что рост национального дохода позволяет обеспечить более широкое предоставление общественных благ, что в свою очередь ограничивает распределение субъективного благосостояния. Такая ситуация может согласовываться и с растущим неравенством доходов, поскольку общественные блага, такие как улучшение здоровья , по-разному влияют на доходы и благосостояние.

Но возможно также, что экономический рост в развитых странах распределятся в более разнообразном обществе с точки зрения форм культурного самовыражения, что позволяет людям «сходиться» в более высоком «уровне счастья», даже если они «расходятся» в доходах, вкусах и потреблении(см. данные в статье в New York Times).

I. КОРЕЛЯЦИИ, ДЕТЕРМИНАТЫ И КОНСЕКВЕНЦИИ

II.1 Доходы

Взаимосвязь более высоких национальных доходов от повышения средней удовлетворенности жизнью

Если мы сравним отчеты об удовлетворенности жизнью по всему миру в любой заданный момент времени, то сразу увидим, что респонденты в более богатых странах, как правило, сообщают о более высокой удовлетворенности жизнью, чем в более бедных странах (см.диаграмму ниже).

Каждая точка в диаграмме соответствует отдельной стране. Вертикальное расположение точек показывает приблизительное усредненное по стране значение удовлетворенности жизнью в «Лестнице Кэнтрила»; в то время как горизонтальное расположение показывает ВВП на душу населения на основе равенства покупательной способности (т.е. ВВП на душу населения после корректировки на инфляцию и различия в ценах по странам).

Эта корреляция сохраняется, даже если мы учитываем другие факторы: более богатые страны, как правило, имеют более высокую удовлетворенность жизнью, чем более бедные страны.

Взаимосвязь более высоких доходов населения с более высокой с удовлетворенностью жизнью

Выше утверждалось, что чем богаче страна, тем выше в ней уровень счастья населения, и наоборот. Здесь мы покажем, что, то же самое справедливо и в отношении ситуации внутри стран:

богатые люди, как правило, счастливее, чем бедные в рамках одной страны.

На приведенных ниже таблицах мы доказываем взаимосвязь уровня дохода и счастья через квинтили дохода. Каждая панель в таблице представляет собой связанную диаграмму разброса данных для конкретной страны. Это означает, что для каждой страны мы наблюдаем линию, соединяющую пять точек: каждая точка соответствует среднему доходу в квинтилях дохода (горизонтальная ось) от средней удовлетворенности жизнью в этом квинтиле дохода (вертикальная ось).

О чем говорит нам эта таблица? Мы видим, что во всех случаях линии являются восходящими: респонденты с более высокими доходами склонны иметь более высокий средний уровень удовлетворенности жизнью. Однако, в некоторых странах линии более изогнуты и линейны (например, в Коста-Рике более богатые - более счастливы, чем более бедные при всем распределении доходов);в то время как в других странах линии менее изогнуты и нелинейны (например, самая богатая группа людей в Доминиканской Республике так же счастлива, как группа, занимающая второе место по уровню богатства).

На таблице слева представлены те же данные, но вместо того, чтобы отдельно строить графики по каждой стране, она показывает все страны в одной сетке.

Получившийся в результате график может показаться несколько запутанным, напоминающим график «спагетти», но он подтверждает комплексную схему: несмотря на изломы здесь и там, линии чаще направлены вверх.

Коррелируют ли между собой доход и уровень счастья? - ДА, коррелируют, как внутри страны, так и между странами.

Лишь мельком взглянув на следующую таблицу, вы увидите ключевые данные, полученные из предыдущих трех таблиц.

Чтобы показать соотношение доходов и уровня счастья в разных странах, здесь изображена зависимость между удовлетворенностью жизнью (по вертикальной оси) и ВВП на душу населения (по горизонтальной оси). Каждая страна изображена стрелкой на решетке, и местоположение стрелки указывает нам соответствующую комбинацию среднего уровня дохода и счастья.

Чтобы показать соотношение доходов и счастья внутри стран, каждая стрелка имеет наклон, соответствующий корреляции между доходами домашних хозяйств и удовлетворенностью жизнью внутри этой страны. Другими словами: наклон стрелки указывает, насколько сильна взаимосвязь между доходом и удовлетворенностью жизнью внутри этой страны (см таблицу слева).

Если стрелка указывает на северо-восток, это означает, что более богатые люди склонны сообщать о более высоком удовлетворении жизнью, чем более бедные люди в той же стране. Если стрелка расположена горизонтально (то есть указывает на восток), это означает, что богатые люди в среднем так же счастливы, как и бедные люди в одной стране.

Как мы видим, существует очень четкая закономерность: богатые страны, как правило, счастливее, чем бедные страны (наблюдения выстраиваются вокруг восходящей тенденции), и более богатые люди в странах, как правило, более счастливы, чем более бедные в тех же странах (стрелки последовательно направлены на северо-восток).

Важно отметить, что горизонтальная ось измеряется в логарифмическом масштабе. Межстрановые соотношения «доход - счастье» не имеют односторонней связи по доходу (эта связь «логарифмически линейна»). Мы используем логарифмическую шкалу, чтобы выделить два ключевых факта: (i) ни в одном пункте глобального распределения дохода соотношение не является горизонтальным; и (ii) удвоение среднего дохода связано с примерно таким же увеличением уровня удовлетворенности жизнью, независимо от положения в распределении в мире.

Эти результаты были изучены более подробно в ряде недавних академических исследований. Важно отметить, что в цитированной работе Стивенсона и Вольферса (Stevenson and Wolfers, 2008) эти корреляции сохраняются также после учета характеристик по стране, например демографический состав населения, и являются устойчивыми к различным источникам данных и показателям личного благополучия.

Экономический рост и уровень счастья

Попробуем доказать, что по мере того, как страны становятся богаче, население, как правило, сообщает о более высокой средней удовлетворенности жизнью.

В этой таблице используются данные World Value Survey, чтобы определить эволюцию средних национальных доходов и «среднего национального счастья» с течением времени. Здесь показано соотношение доли «очень счастливых» или «весьма довольных» по World Value Survey (вертикальная ось), к ВВП на душу населения (горизонтальная ось). Каждая страна рисуется как линия, соединяющая первые и последние доступные наблюдения по всем волнам исследования.

Мы видим, что в странах, переживающих экономический рост, также имеется тенденция к росту «уровня счастья» по World Value Survey. Эта корреляция сохраняется после учета и других факторов, также изменяющихся со временем (см. на этом графике Стивенсона и Вольферса (2008)), где показана корреляция ВВП на душу населения к изменениям в удовлетворенности жизнью после учета изменений в демографической структуре и других переменных).

Здесь важно отметить, что экономический рост и рост «уровня счастья», как правило, взаимосвязаны. Некоторые страны в определенные периоды испытывают экономический рост без увеличения «уровня счастья».

Принимая во внимание доказательства, весьма показателен опыт США за последние десятилетия.

Парадокс Истерлина

Экономический рост не всегда коррелирует с увеличением удовлетворенности. Это утверждение впервые было высказано Ричардом Истерлином в 1970-х годах. С тех пор этому вопросу, теперь известному как «Парадокс Истерлина», было посвящено множество дискуссий.

В основе парадокса лежал тот факт, что

более богатые страны, как правило, имеют более высокий «уровень счастья», но в некоторых странах, где в 70-х годах были проведены повторные опросы, «уровень счастья» не увеличивался с ростом доходов.

Эта комбинация эмпирических данных была парадоксальной, поскольку данные по странам (страны с более высокими доходами, как правило, имели более высокий «уровень счастья»), в некоторых случаях, не соответствовали фактическим данным с во временном периоде. Примечательно, что Истерлин и другие исследователи опирались на данные из США и Японии, чтобы подтвердить это, казалось бы, ставящее в тупик наблюдение. Однако, если мы внимательно посмотрим на данные, лежащие в основе тенденций в этих двух странах, они уже не будут казаться столь парадоксальными.

График от Easterlin and Angelescu 2011

Давайте начнем с Японии. Там наиболее доступные данные об оценке удовлетворенности были получены из так называемых «Исследований жизни нации» (Life in nation surveys) за 1958 год. Эти исследования показывают, что средняя удовлетворенность жизнью оставалась неизменной в течение периода впечатляющего экономического роста. Однако не все так просто.

Стивенсон и Вольферс (Stevenson and Wolfers, 2008) показывают, что вопросы удовлетворенности жизнью в «Исследованиях жизни нации» менялись со временем, что затрудняет, если не делает невозможным, отслеживание изменений в «уровне счастья» за ​​весь период.

Таблица слева разбивает данные об удовлетворенности жизнью, полученные из опросов, на «подпериоды», которые так и не дают ответа на вопрос. Как мы видим, данные не подтверждают парадокс: зависимость между ВВП и ростом уровня счастья в Японии является прямой в течение сопоставимых периодов исследования.

Причиной предполагаемого парадокса на самом деле является неправильное определение того, как «уровень счастья» менялся с течением времени.

В ситуации с США объяснение иное. В частности, если мы посмотрим более пристально на экономический рост в США в течение последних десятилетий, один факт принимает угрожающие размеры: рост не принес пользу большинству людей. Неравенство в доходах в США исключительно велико и увеличивалась в последние четыре десятилетия, причем доходы среднего домохозяйства растли гораздо медленнее, чем доходы первых 10% богатого населения. В результате, тенденции в совокупной удовлетворенности не следует рассматривать как парадоксальные: доход и уровень жизни типичного гражданина США за последние несколько десятилетий не выросли (более подробно об этом вы можете прочитать в статье о неравенстве и распределении доходов).

II.2 ЗДОРОВЬЕ

Средняя продолжительность жизни и удовлетворенность

Здоровье является важным провозвестником удовлетворенности жизнью как внутри стран, так и между ними. Каждая точка на диаграмме, приведенной ниже, представляет одну страну. Вертикальная позиция точек показывает национальную продолжительность жизни от рождения, а горизонтальная позиция показывает усредненное по стране значение удовлетворенности жизнью по «Лестнице Кэнтрила» (шкала от 0 до 10, где 10 - наивысшая возможная удовлетворенность жизнью).

Как мы видим из графика, существует сильная положительная корреляция: страны, в которых люди живут дольше, одновременно являются странами, где люди чаще говорят, что довольны своей жизнью. Аналогичные соотношения имеют место и для других результатов в части здоровья (например, уровень удовлетворенности жизнью, как правило, выше в странах с более низкой детской смертностью).

Отмеченные в графике соотношения четко отражают не только связь между здоровьем и «уровнем счастья», поскольку страны с высокой ожидаемой продолжительностью жизни также как, правило, обладают многими другими характерными особенностями. Однако положительная корреляция между ожидаемой продолжительностью жизни и удовлетворенностью жизнью остается и после учета параметров изучаемой страны, таких как доходы и социальная защита.

Психическое здоровье и уровень счастья

Изучая корреляцию соматических заболеваний и других факторов, таких например как доход и образование, в приведенной таблице мы видим измерения степени (где каждый столбец указывает степень взаимозависимости), с которой психические заболевания (депрессия и тревожные расстройства) взаимосвязаны с оценкой удовлетворенности.

Это «условные корреляции» - они соответствуют связи между двумя переменными после учета факторов, перечисленных в сноске к таблице. Отрицательные значения показывают, что люди, у которых были диагностированы депрессия или тревожные расстройства, чаще имеют более низкую удовлетворенность жизнью.

Размер коэффициентов, особенно в США и Австралии, говорит нам, что взаимосвязи, которые мы наблюдаем, очень сильны.

Для справки, в Великобритании, США и Австралии величина корреляции между психическим заболеванием и удовлетворенностью жизнью выше, чем величина корреляции между доходом и удовлетворенностью жизнью .

Очевидно, что эта корреляция, является результатом двусторонних соотношений:

у страдающих депрессией и тревожными расстройствами, меньше вероятность ощущать себя счастливыми;
у считающих себя несчастными, выше вероятность депрессии или тревожных расстройств. Тем не менее, по-прежнему важно помнить, что тревожные состояния, депрессия и ощущение себя несчастным часто идут рука об руку.

II.3 СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ

Как события в жизни влияют на ощущение счастья?

Склонны ли люди приспосабливаться к жизненным ситуациям, возвращаясь к базовому «уровню счастья»?

Кларк (2008) использует данные German Socio-Economic Panel (Социально-экономической группы Германии), чтобы определить группы людей, которые переживают множество событий в жизни и работе и проследить, как эти события влияют на эволюцию их удовлетворенности жизнью.

Красные линии в таблице на каждом отдельном графике обозначают оценочный эффект для различных событий в данный момент времени (волосяные линии обозначают диапазон достоверности каждой оценки).

Во всех случаях результаты были разделены по полу, а время помечено так, что «0» обозначает момент, когда произошло соответствующее событие (с отрицательными и положительными значениями, обозначающими годы до и после события). Все оценки учитывают индивидуальные характеристики, поэтому данные показывают влияние события после учета прочих факторов
(например, дохода и т. д.).

Во-первых, следует отметить, что большинство событий означают эволюцию латентной ситуации: люди становятся несчастными в период до развода, в то время как они становятся счастливыми уже в период до брака.

Во-вторых, одиночные события в жизни, как правило, влияют на счастье в краткосрочной перспективе, а люди часто приспосабливаются к этим изменениям. Конечно, есть явные различия в том, насколько люди приспосабливаются. В случае развода удовлетворение от жизни сначала падает, затем поднимается и остается высоким. Для безработицы существует негативный шок как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, особенно среди мужчин. И для брака, удовлетворение от жизни накапливается и исчезает после свадьбы.

В целом, данные свидетельствуют о том, что адаптация является важной характеристикой удовлетворенности. Многие общие, но важные жизненные события оказывают умеренное долговременное влияние на оценку удовлетворенности. Однако адаптация к событиям таким как долгосрочная безработица, не является ни абсолютной, ни одномоментной.

Связана ли недееспособность с удовлетворенностью?

В ряде работ отмечается, что длительная параплегия как таковая не коррелирует с уровнем удовлетворенности (см., например, часто цитируемая статья Брикмана, Коутса и Янофф-Булмана, 1978).

(*прим.переводчика параплегия - паралич обеих нижних или обеих верхних конечностей)

Это утверждение привлекло наше внимание, поскольку оно говорит о самом значении удовлетворенности и имеет важные последствия для общей проблематики. Например, при рассмотрении в суде в части компенсации за нетрудоспособность.

Сравнение различий в удовлетворенности у людей с разной степенью недееспособности, не является идеальным источником доказательств влияния трагической ситуации на ощущение счастья. Страдающие параплегией потенциально отличаются от не страдающих ею особенностями психики, которые трудно измерить. Лучшим источником доказательств являются исследования продолжительных периодов жизни (продольные исследования), в которых люди наблюдаются в течение времени.

Освальд и Паудтхаве (Oswald and Powdthavee, 2008) используют данные продольного исследования в Великобритании, чтобы выяснить, приводят ли несчастные случаи с последующей инвалидностью, к долгосрочным потрясениям и к неудовлетворенностью жизнью.

Удовлетворенность жизнью у лиц с тяжелой инвалидностью, BHPS 1996–2002 гг. - Освальд и Поудтхаве (2006 г.)

В графике, составленном Освальдом и Паудтхаве, видно среднее удовлетворение у группы людей, которые получили тяжелую инвалидность (в момент T) и оставались больны в течение двух следующих лет (T + 1 и T + 2). Где «тяжелая инвалидность» означает, что инвалидность не позволяет им выполнять повседневную деятельность.

Как мы видим - и, как указывают авторы, более точно с помощью эконометрических методов - те, кто становится недееспособным, испытывают резкое снижение удовлетворенности и восстанавливаются лишь частично. Это подтверждает предположение, что

хотя адаптация играет роль для общих жизненных событий, понятие удовлетворенности жизнью действительно чувствительно к трагическим событиям.

II.4 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Корреляция между культурой и удовлетворенностью жизнью

Взаимосвязь уровня счастья между странами свидетельствует о том, что культура и история важны для ощущения удовлетворенности жизнью. Например, как показывает диаграмма ниже, в латиноамериканских странах в связи с культурным и историческим прошлым наблюдается более высокое удовлетворение по сравнению с другими странами с сопоставимыми уровнями экономического развития.

В этой диаграмме отражается удовлетворенность, измеренная в десятиуровневой «лестнице Кэнтрила» по вертикали, против ВВП на душу населения по горизонтали

Здесь Латинская Америка не является частным случаем. Например, бывшие коммунистические страны имеют тенденцию к снижению оценки удовлетворенностью жизнью по отношению к другим другими странами со сравнимыми характеристиками и уровнями экономического развития.

Академические исследования в позитивной психологии обсуждают другие модели. Динер и Су (Diener и Suh (2002) пишут: «В последние годы было изучено влияние культурных различий на удовлетворенность, где учитывалось, что существуют глубокие различия в том, что делает людей счастливыми. Например, самоуважение менее тесно связано с удовлетворенностью жизнью, а экстраверсия менее тесно связана с благоприятным воздействием в коллективистских культурах, чем в индивидуалистических культурах ».

Насколько нам известно, нет строгих исследований, изучающих причинные механизмы, связывающие культуру и удовлетворенность жизнью. Тем не менее, представляется естественным ожидать, что культурные факторы формируют то, как люди коллективно понимают счастье и смысл жизни.

Взаимосвязь чувства свободы и удовлетворенности

Общество, в котором мы живем, может кардинально изменить доступность того, что мы можем сделать с нашей жизнью.

Приведенная таблица показывает взаимосвязь между чувством свободы и удовлетворенностью по данным«Опроса Гэллапа ». Переменная, измеряющая степень удовлетворенности, соответствует средним значениям «Лестницы Кэнтрила»; в то время как переменная, измеряющая ощущение свободы, соответствует доле согласных с утверждением: «В этой стране я доволен своей свободой выбора того, что я делаю со своей жизнью ».

Как мы видим, есть четкие позитивные соотношения: страны, где можно свободно выбирать и контролировать свою жизнь, как правило, являются странами, где люди более счастливы. Как показывают Инглхарт и др. (2008), это позитивное соотношение сохраняется даже после того, как мы учитываем другие факторы, такие как доходы и религиозность.

Интересно, что эта таблица также показывает, что, хотя в некоторых странах есть ощущение свободы, средняя удовлетворенность низка (например, в Руанде); нет стран, где воспринимаемое ощущение свободы низко, а средняя удовлетворенность жизнью высока (т.е. в левом верхнем углу диаграммы страны отсутствуют).

Насколько нам известно, нет точных исследований причинных механизмов, связывающих ощущение свободы и счастья. Однако представляется естественным ожидать, что самоопределение и отсутствие принуждения являются важными компонентами того, что люди считают счастливой и значимой жизнью.

Связь между СМИ и унынием

Джонстон и Дэйви (Johnston и Davey (1997)провели эксперимент, в котором они отредактировали короткие телевизионные новости для показа положительного, нейтрального или негативного материала, а затем показали их трем различным группам людей. Авторы обнаружили, что люди, которые смотрели «негативный» материал, с большей вероятностью сообщали о грустном настроении.

Эта связь между эмоциональным контентом в новостях и изменениями настроения тем более важна, если мы считаем, что цензура в СМИ предпочитает негативное или позитивное освещение заслуживающих внимания фактов (см., например, Combs and Slovic 1979).

Конечно, настроение - это не то же самое, что удовлетворение от жизни. Тем не менее, как мы обсуждаем ниже в разделе , опросы, измеряющие уровень счастья, часто охватывают эмоциональные аспекты удовлетворенности. И в любом случае, восприятие людьми значимости жизнь, в большой степени зависит от их ожиданий того, что возможно и, вероятно, произойдет в их жизни.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

III. КАЧЕСТВО ДАННЫХ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ

Можно ли измерить счастье?

Самый естественный способ попытаться измерить удовлетворенность - спросить людей, что они думают и чувствуют.

Одни социологи склонны измерять эмпирические или эмоциональные аспекты удовлетворенности (например, «я чувствую себя очень счастливым»), в то время как другие - склонны изучать оценочные или когнитивные аспекты удовлетворенности (например, «Я думаю, что я веду очень положительную жизнь»). Известно, что собственное мнение людей о счастье и удовлетворенности соотносятся с тем, что они обычно ассоциируют с удовлетворением, например, жизнерадостность и улыбка.

Экспериментальные психологи также показали, что сами сообщения об удовлетворенностью, на основании опросов, оказываются связанными с деятельностью тех частей мозга, которые отвечают за чувство удовольствия и удовлетворения.

Различные опросы подтвердили, что люди, которые говорят, что они счастливы, также склонны лучше спать и чаще выражать положительные эмоции устно.

В таблице, приведенной в работе Канемана и Крюгера (Kahneman and Krueger (2006)), указан список переменных, которые исследователи посчитали связанными с оценкой счастья и удовлетворенностью жизнью.

Соотношения высокой удовлетворенности и «счастья»

Частота улыбки

Улыбка глазами («неподдельная улыбка»)

Уровень счастья, определяемый друзьями

Частое вербальное выражение положительных эмоций

Коммуникабельность и экстраверсия

Качество сна

Счастье близких родственников

Самостоятельная оценка здоровья

«Удовлетворение жизнью» и «ощущение счастья» это одно и то же?

Важно помнить, что удовлетворенность и счастье не являются синонимами.

Из приведенной диаграммы видно, что эти два параметра тесно связаны друг с другом (страны, которые набрали максимум по одному из параметров, также имеют тенденцию набирать высокие показатели по другим параметрам), но они не идентичны (есть значительная дисперсия, многие страны, использовавшие один и тот же результат по одной переменной, показали другой результат по другой переменной).

Различия в ответах на вопросы согласуются с идеей о том, что субъективная удовлетворенность имеет две стороны: эмпирическую или эмоциональную, оценочную или когнитивную.

Конечно, границы между эмоциональным и когнитивным параметрами благополучия размыты в нашем сознании; поэтому на практике оба вида вопросов в той или иной степени измеряют оба параметра.

Действительно ли средние параметры «счастья» значимы?

Самый распространенный способ анализа данных о счастье заключается в усреднении значений по группам людей.

Разумно ли принимать усредненные оценки удовлетворенности жизнью? Или, говоря техническими терминами: являются ли результаты «Лестницы Кэнтрила» действительно кардинальным измерителем благополучия?

Доказательства говорят нам, что результаты, основанные на вопросах «Лестницы Кэнтрила», действительно позволяют выполнить четкие измерения - респонденты оказались способны перевести вербальные обозначения, такие как «очень хорошо» и «очень плохо», в примерно одинаковые числовые значения.

Но, как и в случае с любым другим совокупным показателем социального прогресса, средние значения должны быть тщательно истолкованы, даже если они имеют арифметический смысл.

Например, если мы рассматриваем «счастье» с точки рения возраста в заданной стране, мы можем увидеть, что пожилые люди не выглядят более счастливыми, чем молодые люди. Однако это может быть связано с тем, что средний показатель по возрасту в моменте спутывает два фактора: эффект возраста (люди из той же группы становятся счастливее, когда они становятся старше, во всех группах) и групповой эффект (во всех возрастах, более старые поколения менее счастливы, чем более молодые поколения). Если групповой эффект очень силен, то ситуация в моменте показывает, что люди становятся менее счастливыми с возрастом, хотя на самом деле все совсем наоборот, на самом деле это верно для всех возрастов.

Этот пример фактически взят из реальной жизни: данные по США (Sutin et al. (2013)) показали, что уровень удовлетворенности, как правило, увеличивается с возрастом в рамках нескольких поколений, но общий уровень удовлетворенности зависит от того, в какой период люди родились.

Как важен язык для межстрановых сравнений «счастья»?

Лингвистические различия часто рассматриваются как одно из основных препятствий для проведения сравнительных исследований «счастья» в разных странах. Однако есть данные, свидетельствующие о том, что вопросы сопоставимости, по крайней мере, в отношении языка, менее сложные, чем думают многие.

Например, исследования показали, что в ходе опросов, где респондентам показываются фотографии или видео других людей, респонденты могут в широком смысле определить, был ли счастлив или печален показанный им человек; и это также верно, когда респондентов просили наугад оценить состояние людей из других культурных сообществ. (см. Sandvik et al., 1993; Diener and Lucas, 1999).

Исследования также показали, что «самобытные эмоции» в разных культурах (т.е. эмоции, которые уникальны и не имеют эквивалентов в английском языке), не испытываются более часто или иначе, чем те, которые обычно можно перевести на английский (см. Scollon et al., 2005).

Таким образом, похоже, что существует некое базовое понимание того, что означает быть «счастливым».

«Умеешь радоваться - радуйся, а не умеешь - так сиди»
В.Шукшин, «Калина красная»

Основной доклад основателя и директора «Здесь и Теперь» открыл конференцию на указанную тему, одновременно подводя итоги создания и развития в течение 15 лет организации - Психологического Центра «Здесь и Теперь».

Наша конференция открывает год празднования юбилея нашей организации - 15-летия. Собственно, ориентируясь на эту дату, мы выбирали тему этого года. Хотелось подвести итоги, самим для себя определить удовлетворены ли мы этими прожитыми годами. И встал вопрос - как измерить «удовлетворенность жизнью»?

Многие исследователи - философы, социологи, психологи ломали и ломают голову над этим вопросом. Мы попробуем ответить на него с точки зрения практической психологии и психотерапии.

Существует индекс удовлетворенности жизнью - ученые высчитывают его исходя из опросов и экономического уровня жизни в стране по формуле. Индекс удовлетворённости жизнью был создан Адрианом Уайтом, социальным психологом из университета Лестера. Индекс показывает, насколько люди удовлетворены жизнью в разных странах. И что вы думаете про людей в нашей стране? Многие Африканские страны более довольны жизнью, чем мы…

Обратимся к теории. Многие исследователи занимались этой темой и видели ее как центральную в описании структуры личности человека.

Принцип удовольствия у Фрейда лежал в основе его концепции личности. Принцип удовольствия описывает стремление психики к понижению напряжения до минимального уровня. В семинаре «Объектные отношения» Жак Лакан сопоставляет удовольствие с завистью, какими бы противоположными они ни казались: «…удовольствие связано не с праздностью, а именно с завистью или эрекцией желания».

Меланя Кляйн, напротив, считала ревность, зависть и жадность - преградами в ощущении удовольствия.

Способность получать полное удовольствие от первого отношения с грудью образует основу переживания удовольствия из всех прочих источников. Если ненарушенное удовольствие от кормления переживается часто, то происходит достаточно прочная интроекция хорошей груди. Полное удовлетворение от груди означает, что младенец чувствует, что он получил от своего объекта исключительный дар, который он хотел бы сохранить. Это и составляет основу благодарности. Благодарность тесно связана с верой в добро. Это включает в себя, прежде всего, способность принимать и усваивать любимый первичный объект (не только как источник пищи) без особых помех со стороны жадности или зависти, поскольку жадная интернализация нарушает отношения с объектом.

Без сомнения, фрустрации и несчастливые обстоятельства, возникающие в течение жизни, пробуждают зависть и ненависть у каждого человека, но сила этих эмоций и способы совладания с ними существенно различаются. Это одна из многих причин, почему у разных людей способности получать удовольствие, связанные с чувством благодарности за полученное благо, также существенно различаются.

Обратимся к экспериментальной психологии. Много исследований, масса апробированных тестов. Различные выводы - отчего зависит удовлетворенность жизнью. Но основной вывод приблизительно схож. «Уровень удовлетворенности жизнью зависит от ряда факторов удовлетворенности жизнью, но не сводится к общей их сумме» - говорят Роман Григорьев и Татьяна Мордасова, исследователи этой темы.

К положительно коррелирующим факторам с их точки зрения относятся:

  • наличие значимых социальных контактов;
  • оценка социального положения как удовлетворительного;
  • оценка собственно здоровья как благополучное;
  • состояние нужности значимым людям;
  • оценка материального положения как удовлетворительного;
  • возможность проявлять творчество;
  • удовлетворенность процессом профессиональной деятельности;
  • видение собственных перспектив;
  • наличие свободного времени для досуговой деятельности;
  • автономия как способность действовать согласно своим убеждениям;
  • личностный рост как возможность прогрессировать во всех сферах жизни;
  • брачный союз.

К отрицательно коррелирующим факторам относятся:

  • состояние бедности и отсутствие материальных благ для существования;
  • оценка здоровья как плохое и ухудшающееся;
  • депрессия; фобические расстройства личности;
  • низкая самооценка; высокая тревожность;
  • низкая социальная активность и значимость.

Не влияющие факторы или факторы с крайне низкой корреляцией с удовлетворенностью жизнью:

  • возраст;
  • образование;
  • этническая принадлежность;
  • гражданство и страна проживания;
  • конфессиональная принадлежность;
  • сиюминутные эмоции;
  • коэффициент интеллекта;
  • фактическая заработная плата;
  • профессия и должность.

А вот совсем недавний эксперимент:

Для получения рецепта обретения счастья, психологи позвали на эксперимент 577 участников.

По истечении недели исследователи снова созвали 577 человек для проведения повторного опроса.

И уже эта стадия эксперимента продемонстрировала, что за прошедшую семидневку уровень «счастливости» всех волонтеров заметно возрос.

Причем все это лишь вследствие ежедневного использования ярких черт личности.

Наконец, третья стадия опроса прошла спустя четыре недели. Он показала, что последствия от использования собственных сильных черт или дарований могут быть длительными. Такой вывод ученые сделали потому, что все участники изыскания все еще продолжали чувствовать самое себя на высоком уровне показателей счастья, нежели это было до того, как они пришли на опрос.

Прежде британские исследователи осознали, что владение некой свободной денежной суммой денег, которую можно тратить без зазрения совести, впрыскивает в кровь дополнительных эндорфинов. Зато обладание машиной или квартирой ощутимого влияния на чувство счастья не имеет.

Т.о. удовлетворенность жизнью - это субъективный фактор. Удовлетворенность жизнью - это, во многом, показатель психического здоровья. Мы с вами знаем, что люди, имеющие разные блага, часто находятся в депрессии, а ничего не имеющие - зачастую живут в радости. Не от наличия или отсутствия благосостояния и возможностей зависит наше удовольствие и удовлетворение (хотя надо разделять эти понятия). А от того, удовлетворяем ли мы собственные потребности, живем ли «свою» жизнь.

Вот почему счастливыми чувствовать себя труднее, чем несчастными. Потому что ответственность за самореализацию нелегка. Счастье - это и личная ответственность за свою жизнь.

Живем ли мы свою жизнь - это зависит и от нашей детской истории. Потому что удовлетворенность жизнью, очевидно, зависит от способности выдерживать и проживать неудачи, ошибки, трудные моменты своей жизни. От строгости своего СуперЭго, соответственно, от критичности Родительской фигуры в детстве... При очень жестком СуперЭго, невозможно совершать ошибки и поэтому непереносимо быть виноватым. Что придумывает наше бессознательное? Такую защиту, как проективная идентификация.

Поговорим об этом подробнее. Кляйнеанская школа психоанализа открыла и разработала понятие проективной идентификации - отщепленной части сознания, спроецированной на другие объекты.

Младенец проецирует причину своего дискомфорта (например, боли в животе) вовне. Мать становится плохим объектом - ведь в ней причина его боли. Но тот механизм, который хорош для младенца, становится патологичным во взрослом возрасте, когда человек в состоянии взять ответственность за свои чувства и переживания.

При проективной идентификации неудовлетворенность жизнью обеспечена. Человек становится жертвой и атакует «плохой объект» - государство, родителей, школу, начальника, конкурента… Но ведь их не изменить. Значит и не изменить причину неудовлетворенности. И тогда жизнь превращается в преследование и «бомбардирование» Путина, страны, соседа… А результат один. Пока не вернешь эту причину, спроецированную на другой объект, себе самому - ничего с ней сделать нельзя.

Классика проективной идентификации: размещая свою часть в другом, появляется страх поглощения, захвата. Проективная идентификация истощает личность, потому что часть собственного опыта, чувств выбрасывается. Люди не могут жить собственной жизнью.

Немного поговорим о роль психолога и психотерапевта в улучшении, увеличении удовлетворения жизнью.

Достаточно хорошая мать берет на себя, содержит в себе проекцию этого тяжелого переживания - боли, тревоги ребенка, которые передаются ей от него. Эту способность матери последователь Кляйн - Вильфред Бион назвал функцией «контейнера». Бион говорил так о матери, которая действительно чувствует тревогу и страх ребенка, когда тот плачет. Иногда мать может переносить тревогу, которая возникает у ребенка, а иногда она и сама впадает в панику. То же самое происходит и с аналитиком, утверждал Бион. К аналитику, психотерапевту обращаются, в том числе, и для того, чтобы он как бы выполнял функции матери по отношению к новорожденному.

Терапевт «наполняется» этой частью клиента, отданной, спроецированной на другой объект и постепенно возвращает ее клиенту. В такой форме и с такой скоростью, чтобы это было возможно присвоить, принять клиенту. Как хорошая мать рассказывает ребенку о том, почему он ударил игрушку - не игрушка плохая, злая, а он, ребенок, разозлился на нее. И тогда своим состоянием есть возможность управлять, потому что дело же не в объекте, а в твоей реакции.

Например, клиент пропускает психотерапию, проецируя свою нуждающуюся часть на терапевта. Терапевт должен ждать его, клиента. Он сам не хочет быть ожидающим = нуждающимся… Терапевт мучается, когда ждет клиента и понимает, что чувствует его клиент через это. А потом возвращает ему… Проективная идентификация и когда группа вкладывает в ведущего свои чувства, например, вину или ярость.

Принимая свои чувства, свои черты, клиент смягчает СуперЭго, принимает свои ограничения и прощает свои, а значит и чужие, ошибки. И уже не надо гнаться за запредельной зарплатой, а с удовольствием получать и тратить свою. Не надо завидовать учителю, а наслаждаться своим ростом и местом…

Ровно это же я попробовала для сегодняшнего момента сделать относительно нашей организации - Психологического Центра «Здесь и Теперь». Удовлетворены ли мы прожитыми 15 годами работы? Начала просто с фактов.

  • выдано 2575 сертификатов психологам;
  • проведено 38 интенсивов в разных городах и 7 странах;
  • прожито 15 детских лагерей;
  • проведено 18 конференций;
  • работало на благо организации и клиентов 37 сотрудников и специалистов;
  • выпущено 10 номеров журнала «Мой психолог» и 3 номера альманаха «Здесь и теперь»;
  • издано 5 книг;
  • получены тысячи «спасибо»;
  • использована тонна платочков, карандашей, красок, фломастеров, листов бумаги;
  • выпиты сотни тысяч чашек чая с печеньем (некоторые чашки даже дошли до наших дней, а несколько десятков чайных ложек вынесены на память);
  • осчастливлено 4 357 клиентов.

Мы можем говорить о вкладе в развитие психологической культуры в России нашей организации. Перефразируя слова Биона, мы «делаем хорошо такую сложную работу». Мы переводим боль человека в слова уже 15 лет.

В этот день хочется выразить благодарность всем сотрудникам, которые были и сейчас работают в «Здесь и Теперь», клиентам, партнерам. И нашим родителям - реальным и психологическим, т.е нашим учителям.

Список литературы:

Р. Григорьев, Т.Мордасова «Психологические особенности удовлетворенности жизнью»;
Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»;
М.Кляйн «Зависть и благодарность».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...