Как задавать правильные вопросы. Что такое вспомогательный глагол

Цели:

  • научить задавать вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;
  • развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету.

Оборудование: вертушки (технология Базарного).

Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

О какой поре говориться в отрывке стихотворения А. С. Пушкина?

– Правильно. И к нам в гости на урок пришла Осень. Она принесла вам каждому букеты осенних листьев. Пока они не сияют осенними красками, но вы их нарядите. Ответили на вопрос учителя, закрасьте листок. В конце урока посмотрим, какие букеты у вас получились. А чтобы они получились красивыми, для этого вам нужно быть активными, внимательными на уроке.

Чистописание

Отгадайте загадку:

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

  • Посмотрите на слова: рябина, рябинка, рябиновый, рябинушка.
  • Что объединяет данные слова? (Однокоренные, родственные)
  • Найдите лишнее слово? (Рябиновый)
  • Почему?
  • Назовите первый звук, который слышится в слове рябина?
  • Дайте характеристику этому звуку.
  • Как на письме обозначается звук Р?
  • Из каких элементов состоит буква Р и р?
  • Запись в тетради: Р р ррр ра ре ря рябина

Словарная работа

Слова: б.рёза, л.сица, за.ц, р.бина, с.б ака. (На вертушках)

  • Прочитайте слова.
  • Что общего?
  • На какие группы можно разбить данные слова?
  • Какое слово может быть лишним и по какому признаку?
  • Спишите. Определите пропущенную орфограмму.
  • Взаимопроверка.

Физминутка для глаз

Новый материал

1. Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?

  • Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы.
    (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик)
  • Докажите свой выбор.
  • Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

Этому мы и будем учиться на уроке.

2. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам.

На доске запись: Кто это? Что это?

А слова “разбежались” по классу. Соберите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и распределите по столбикам. (Кукла, ложка, рыба, упала, свечка, яркий, вода, ваза, звонкий, сильный, топает, слон, волк, конфета, ворона, бабушка)

  • Как по-другому назвать слова, распределённые по столбикам.
  • Выпишите слова, состоящие из одного слога и трёх слогов.

Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы к словам?

3. Работа с учебником.

Упражнение № 57 (с комментированием).

Закрепление

Физминутка (под музыку)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

  • Ребята, у нас в классе листопад. (Листочки со словами)
  • Слова не только можно делить на одушевлённые – неодушевлённые, но и объединять в тематические группы.
  • Объедините слова в тематические группы.
  • На какой вопрос отвечают слова каждой группы?
  • Выпишите 4 слова:
    1 вариант – слова, отвечающие на вопрос что?
    2 вариант – слова, отвечающие на вопрос кто?

Вывод:

  • Какие слова отвечают на вопрос кто?
  • Какие слова отвечают на вопрос что?

Работа по карточкам

  • Прочитайте.
  • Что это: текст или набор предложений?
  • Докажите.
    1 вариант – выписать слова, отвечающие на вопрос кто?
    2 вариант – выписать слова, отвечающие на вопрос что?

Игра “ Волшебные превращения”

Слова: коса, мак, капля, сон.

  • Какой вопрос зададите к данным словам?
  • Замените в словах 1 букву, так чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом)
  • Спишите.

Итог урока

Разгадать кроссворд (работа в группах)

  • Какое слово получилось?
  • Какие слова обозначают предмет?
  • О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что?
  • Покажите свои осенние букеты. Они горят разными осенними красками. Значит, вы работали хорошо, у вас было хорошее рабочее настроение.
  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.
  2. Сам алый, сахарный
    Кафтан зелёный, бархатный.
  3. Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья.
  4. Шёл, шёл, да и в землю ушёл.
    Меня зовут, дожидаются
    А приду – от меня укрываются.
  5. Сидит девица в темнице, а коса – на улице.
  6. Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком,
    Он поделится медком.
  7. Падают с ветки
    Золотые монетки

В английском языке различают пять типов вопросов. Давайте вместе подробно рассмотрим каждый из них. У каждого из пяти типов вопросительных предложений свой порядок слов, который нужно запомнить, чтобы научиться правильно задавать вопросы.

1. Вопрос к подлежащему

В предложении такого типа мы сохраняем прямой порядок слов, оставляя все члены предложения на своих местах. Нужно только найти подлежащее в предложении и заменить его подходящим вопросительным словом, т.е. вопросом, на который и отвечает подлежащее: либо Who? –кто?, либо What? –что? Вопрос к подлежащему не требует использования вспомогательного глагола в настоящем и прошедшем времени. Нужно только запомнить, что глагол –сказуемое в настоящем времени принимает форму третьего лица единственного числа.

Google shortcode

What forced you to do this? – Что вынудило вас сделать это?
What made you worry? – Что заставило тебя беспокоиться?
Who works in this office? – Кто работает в этом офисе?
Who travelled to the south? – Кто путешествовал на юг?
Who likes swimming? – кто любит плавать?

2. Общий вопрос

В данном случае вопрос задается ко всему предложению целиком, вопросительного слова в данном случае нет, а ответ всегда однозначный: или «да», или «нет». Вопросы подобного типа известны в английском языке также как «yes / no question». Чтобы перевести подобное предложение с русского на английский нужно запомнить следующий порядок слов: Вспомогательный глагол (в зависимости от числа подлежащего и от того к какому грамматическому времени относится предложение) – подлежащее – сказуемое – второстепенные члены.

Do you often go shopping? – Yes, I do — Вы часто ходите за покупками? – да
Does she like studying? — No, she doesn’t – Ей нравится учеба? – нет
Is this film interesting? – yes, it is – этот фильм интересный? – да
Are you hungry? — no, I am not — вы голодны? – нет

Обратите внимание как легко поставить общий вопрос к английским повествовательным предложениям. Нужно просто найти подлежащее, подобрать к нему подходящий вспомогательный глагол и поставить в начале предложения.

We live in a comfortable flat – Do we live in a comfortable flat?
He studies at a college – Does he study at a college?
They usually come here — Do they usually come here?
This student is very prospective – is this student very prospective?
My favorite colors are red and white – are my favorite colors red and white?

3. Альтернативный вопрос

Данный вопрос можно задать к каждому члену предложения и нужно следовать тому же порядку слов что и при постановке общего вопроса, но с одной особенностью – предложение подразумевает выбор между двумя лицами, предметами, действиями или качествами и требует использования союза «или». Давайте поставим альтернативный вопрос к следующему предложению: We finished cooking dinner at 2 o’clock – мы закончили готовить обед в 2 часа.

Did we finish cooking dinner at 2 or 3 o’clock? – мы закончили готовить обед в 2 или 3 часа?
Did we finish cooking or eating dinner 2 o’clock? – мы закончили готовить или есть обед в 2 часа?

4. Специальный вопрос

Специальный вопрос задается к любому члену английского предложения и требует использование вопросительного слова, а порядок слов также является обратным: на первом месте (When? What? Where? и т.п.) – вспомогательный глагол (в зависимости от числа подлежащего и от того к какому грамматическому времени относится предложение) – подлежащее – сказуемое – второстепенные члены.

When does your lesson begin? – Когда начинается ваш урок?
What are you doing here? – Что вы здесь делаете?
When did you buy this vase? – Когда вы купили эту вазу?

5. Разделительный вопрос

Наличие подобного вопроса в английском языке позволяет ненавязчиво спросить об интересующих вещах, а в добавок выразить либо сомнение, удивление, или подтвердить сказанное. На русский язык подобный оборот переводится «не так ли? , не правда ли?». Подобный вопрос делится на две части: первая часть – само предложение без изменения порядка слов, вторая часть – вопрос, состоящий только из вспомогательного глагола, относящегося к грамматическому времени предложения, и подлежащего. Если предложение утвердительное, то вторая часть –вопрос будет отрицательным, а если предложение отрицательное, то наоборот, вопрос не будет содержать отрицания.

Your sister is a student, isn’t she? – ваша сестра студент, не так ли?
You are not busy, are you? – вы не заняты, не правда ли?
He goes to bed very late, does not he? — он ложится очень поздно, да?
She doesn’t eat meat, does she? – она не ест мясо, не так ли?

Зная правила, вы без труда грамотно составите любое вопросительное предложение.

Русский язык находится в списке самых непростых языков. Он имеет несколько падежей и времён, своеобразное строение предложений и множество частей речей, которые иностранцам могут показаться просто «волшебными».

Еще в начальной школе, ученики проходят тему «Слова, к которым нельзя задать вопрос». Рассмотрение этого параграфа происходит во втором классе, когда школьники изучают части речи.

Части речи русского языка:

1. Имя существительное. Оно подтверждает ответы на вопросы о предмете.

2. Имя прилагательное. Оно отвечает за качественную составляющую предмета, его свойства.

3. Глагол. Он отвечает за действия предметов.

4. Местоимение. Это такая часть речи, которая показывает нам предметы, их количество. Но название или имени не произносит.

5. Числительные. Они считают предметы, года.

Все эти части речи самостоятельные, то есть к ним можно задать вопрос, они не зависят друг от друга. Из этих частей речи стоятся предложения. Они могут не входить в предложения все вместе, но из каждого из них оно строится.

Кроме этого, в русском языке есть ряд слова (частей речи), которые не могут существовать сами по себе. Они не «умеют» строить предложения, а лишь дополняют их. Придают им второстепенную окраску, например, выражают эмоции или указывают место или принадлежность предмета.

Слова, к которым невозможно задать вопросы:

· Междометия.

· Предлоги.

· Частицы.

Предлог – это частица речи, которая является зависимой (служебной). Она связывает слова между собой в предложении или словосочетании. Предлоги не употребляются сами по себе.

Могут быть простыми, производными и составными. Примеры:

Простые предлоги : Мы пошли на улицу с братом.

Составные предлоги : Мышка вылезла из-под пола.

Производные предлоги : В течение времени он пришёл на пристань.

Союз – зависимая часть речи, которая соединяет несколько предложений в одном. Как правило, союзы используют в сложных предложениях.
Типы этой служебной части речи:

Сочинительный и подчинительный союзы: Он был очень красивым мальчик, но его характер был отвратительным.

К ним так же, как и к предлогу, нельзя задать определённого вопроса.

Частицы – привносят в предложения некие окраски или служат для словообразования. Виды частиц:

1) Формообразующие несамостоятельные части речи. Они создают новые формы слов.

2) Отрицательные частицы.

3) Частицы, показывающие состояние или признак.

4) Модальные частицы.

Примеры : Именно об этом думала мама, когда пришивала пуговицы на пальто.

Разве вам не интересно узнать результат?

Не нужно лишних фраз.

Междометия – слова или словосочетания, которые необходимы для выражения эмоций, указывая на них, но не называя.

Благодаря этой части речи, можно в предложении показать любую эмоцию. Например, показать, что человек очень удивлён, но при этом, не употребив само слово удивление.

При помощи междометий, можно чётко указать на то, что человек испытывает в данный момент, это может быть гнев, боль, радость, смятение.

Поначалу могут возникнуть трудности касательно обратного порядка слов в вопросе, что куда переносить. Но на самом деле это не сложно.

Подлежащее всегда стоит впереди в утвердительном предложении. Бывают исключения – иногда обстоятельства времени ставятся перед подлежащим. On Friday the baby was taken to the hospital. В этом предложении подлежащее – the baby , поэтому часть сказуемого (was ) нужно ставить именно перед ним.

Was the baby taken to the hospital on Friday? Только так!

Также сбивают с толку вопросительные слова when, where, what.

На них тоже не обращаем внимание, помним, что часть сказуемого (was ) стоит именно перед подлежащим (the baby ) !

When was the baby taken to the hospital?

Иногда они бывают очень и очень длинными. Ничего страшного. “Гнем” свою линию, все равно предупреждаем собеседника о вопросе, и именно перед подлежащим!

What time exactly and why was the baby taken to the hospital?

Вот еще предложение, о которое можно споткнуться.

The most delicious and yummy dish is pasta.

В английском языке под словом подлежащее имеется в виду вся группа подлежащего, то есть все слова, которые непосредственно от него зависят и логически неотделимы от подлежащего. Помним о логике!

Можно: What is the most delicious and yummy dish ?

Нельзя : What the most delicious and yummy is dish?

Здесь мы разрываем неделимую группу подлежащего, и весь смысл предложения рассыпается на кусочки. is как бы уже не принадлежит подлежащему, а как бы относится к вопросительному слову, и получается нонсенс. Прочтите эти два предложения вслух несколько раз и почувствуйте разницу. Постарайтесь запомнить на слух первый вариант.

Еще немного о сказуемом

Сказуемое в английском языке состоит из двух частей. Опять все по той же причине: весь строй предложения, его структуры имеют огромное значение. А в таком случае, конечно же, сказуемое из одного слова не очень функционально. Гораздо больше возможностей появляется, если оно будет состоять из двух, а лучше – из трех слов! В русском языке тоже такое есть.

Пример: Я буду читать книгу. - I will read the book.

Наша задача – найти эти две части сказуемого в английском предложении.

It is raining . – Is it raining ? – What is it raining ?
Идет дождь. - Идет дождь? - Какой идет дождь?

I am right . – Am I right ? – Why am I always right ?
Я прав. - Я прав? - Почему я всегда прав?

They have finished the exercise. – Have they finished the exercise? – What have you finished ?
Они закончили упражнение. - Они закончили упражнение? - Что ты закончил?

You can write . – Can you write ? – How fast can you write ?
Ты можешь писать. - Ты можешь писать? - Как быстро ты можешь писать?

В данном примере выделены жирным шрифтом две части сказуемого.

Иногда сказуемое может разделяться наречиями.

She has already decided about her future holiday.

Некоторые грамматисты называют первую часть сказуемого оператором . Операторы могут делиться на вспомогательные глаголы, модальные глаголы и глаголы-связки.

Что такое вспомогательный глагол

Наверное, изучая английскую грамматику, вы встречали термин: вспомогательный глагол. Но вам, вероятно, всегда казалось, что это что-то сложное и непонятное. На самом деле все просто. Как раз первый из глаголов в составе сказуемого и называется вспомогательным глаголом, так как выполняет только грамматические функции, то есть как бы помогает основному (второму по счету) глаголу. Понять зачем он стоит, что означает, можно только из изучения грамматики, а не из словаря.

Второй глагол (основной) называется смысловым , потому что он передает смысл, благодаря ему мы понимаем, что за действие совершает подлежащее. Вот его значение можно узнать из словаря. Иногда учащиеся тщетно пытаются найти значения вспомогательного глагола по словарю, но ничего не находят, либо находят его значение, которое он имеет, стоя на позиции смыслового.

А ведь на самом деле, когда глагол стоит в роли вспомогательного, то есть первым из двух глаголов, он теряет свое лексическое значение, которое записано в словаре. Не повторяйте ошибку многих, не пытайтесь переводить вспомогательный глагол. Всего в английском языке три вспомогательных глагола: to be, to have, to do и все их формы.

Пример: зеленым выделен вспомогательный глагол

The man is doing his business well. - Человек делает свой бизнес хорошо.

My mom has cooked the dinner already. - Моя мама приготовила уже обед.

Do you go to school every day? - Ты каждый день ходишь в школу?

Модальные глаголы

Не всякое составное сказуемое можно разделить на вспомогательный глагол и смысловой.

Например: My sister can play the piano. - Моя сестра может играть на пианино.

Здесь can – это глагол-оператор, не вспомогательный глагол, а . Список модальных глаголов немаленький, это и can, may, must, ought to, shall, will, и их формы прошедшего времени: could, might, should, would.

Но это все – вопрос терминов и для понимания грамматических функций он не так важен. Принцип построения вопроса остается тем же: can выносится на место перед подлежащим, play остается на своем месте.

Can your sister play the piano? - Твоя сестра может играть на пианино?

Единственное, в данном случае модальный глагол не лишается лексического значения, конечно, как это происходит со вспомогательным глаголом.

Именные сказуемые

Сказуемые могут быть глагольными, то есть состоять из двух глаголов, а могут быть именными, то есть состоять из глагола и именной части (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, числительного, наречия, то есть тех частей речи, которые не обозначают действие). Все будет понятно на примерах:

Я буду студентом .

Ее слова были прекрасны .

Он был болен .

Зеленым выделено сказуемое.

Да-да, слова «болен», «прекрасны», «студентом» тоже могут являться сказуемыми, вернее его частью.

На английском:

I am a student .

She is 13 .

They are incredibly beautiful .

В таком случае глагол называется не вспомогательным глаголом, а глаголом-связкой . Чаще всего в качестве глагола-связки выступает глагол to be (вернее, его формы is, am, are, was, were). Но это также термины. Вопрос строится точно так же, как и в схеме с вспомогательным и модальным глаголами:

Am I a student ?

Is she 13 ?

Are they incredibly beautiful ?

Единственный случай, когда сказуемое не состоит из двух частей

Да, есть такие ситуации, когда глагол не состоит из двух частей. Но это крайне редко случается в английском языке.

Такое явление мы можем увидеть в предложениях:

The dogs run along the street.

My mother cooks very well.

I went to Italy last year and I liked it.

Это простая форма (Simple) сказуемого. Она используется во временах Present Simple, Past Simple и повелительном наклонении (приказы, просьбы).

Find this city on the map! - Найди этот город на карте!

Close the door, please. – Закрой дверь , пожалуйста .

Подробнее о том, как задать вопрос к таким предложениям – в разделе: «

Качество ответа зависит не только от того, кому мы задаём вопрос, но и от того, как мы его задаём. Неверно задав вопрос, вы почти гарантированно получите неверный ответ. Правильные вопросы существенно увеличивают шансы на , консультацию, полезную информацию. Попробуем разобраться, что для этого нужно делать.

5 ошибок спрашивающего

1. Задать вопрос, в котором уже содержится ответ

Очень часто у спрашивающего есть какой-то свой вариант ответа, и он хочет проверить его. В этом случае важно, чтобы вопрос не содержал указаний на «правильный» ответ. Примеры таких вопросов: «Нам ведь нужно взяться за этот заказ?», «Я думаю, что выдержит, ты тоже так считаешь?», «Ты ведь согласен, что сработает?» и так далее. Когда вопрос обращён от начальника к подчинённому, вероятность получить желательный ответ возрастает многократно. Если вы действительно хотите знать мнение собеседника, а не просто решили разделить с ним , не давайте понять, что ждёте только его одобрения.

2. Задать закрытый вопрос

Закрытыми называют вопросы, предполагающие ограниченное число вариантов ответа. Как правило, два или три. Самый известный пример - шекспировское «быть или не быть». Если вы не Шекспир, не стоит загонять отвечающего в рамки. Вполне возможно, что за пределами существует ещё множество возможностей. Простой пример: начальство нагружает вас дополнительной работой. «Согласиться или отказаться?» - спрашиваете вы у друга, упуская тем самым вариант «Согласиться, но за прибавку к зарплате».

3. Сделать вид, что поняли ответ, хотя это не так

Не все ответы одинаково понятны. Непонятный ответ бесполезен. Если вы не уверены, что поняли собеседника, не стоит скрывать этот факт. Часто руководители боятся просить разъяснений, так как это якобы демонстрирует их некомпетентность. Между тем бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч (Jack Welch) в книге Winning утверждает, что именно руководители должны задавать вопросы чаще других и их вопросы должны быть лучшими.

4. Давить на отвечающего

«Какого чёрта у тебя там творится с проектом?» «Ты вообще собираешься работать?», «Что за ерунду ты мне показываешь?» - во всех этих случаях спрашивающий получит в ответ только . Если ваша цель - заставить сотрудника признать вину, то вы всё делаете правильно. Если же стоит цель разобраться в проблеме, то давление на отвечающего только повредит. Бизнес-консультант Майкл Маркуардт (Michael Marquardt) пишет, что, защищаясь, человек склонен рассматривать себя как часть возникшей проблемы, а не как источник возможных решений.

wittaya2499/Depositphotos.com

5. Задать целую серию вопросов

Этот способ настолько хорош, что его используют намеренно, когда не хотят услышать ответ. Просто задайте собеседнику множество вопросов подряд, желательно перебивая его. И всё. Его , и ни на один из вопросов ответа вы не получите.

Умение задавать правильные вопросы избавляет от необходимости знать все ответы.

Дональд Питерсон (Donald Peterson), генеральный директор Ford (1985–1989)

5 хороших идей для правильных вопросов

1. Подготовьтесь

Если вам предстоит разговор, где вы будете задавать важные вопросы, имеет смысл подготовиться заранее: определить суть проблемы и цель беседы, набросать список вопросов.

2. Формулируйте вопрос в одном предложении

Бизнес-консультант Джефф Хаден (Jeff Haden) предлагает использовать этот приём, чтобы избавиться от «подсказок» в вопросах. К тому же короткие вопросы, как правило, более понятны. Пытаясь уложиться в одно предложение, вы сами лучше поймёте суть проблемы.

3. Сформулируйте несколько вариантов вопроса

В процессе подготовки целесообразно подобрать несколько вариантов одного и того же вопроса. Это позволит взглянуть на проблему с разных сторон. Полезным бывает задать один и тот же применительно к разным временным промежуткам. Например, не «Что можно сделать для увеличения продаж?», а «Что можно сделать для увеличения продаж в ближайший месяц?».


eteimaging/Depositphotos.com

4. Начинайте вопросы со слова «почему»

Такие вопросы направлены на выявление причины. «Почему» очень хорошо смягчает директивные вопросы. Например, вместо «Ты до сих пор не сдал проект. Что происходит?» лучше спросить «Почему не получается сдать проект вовремя?». Есть даже специальная техника выявления скрытых причин - .

5. Задавайте уточняющие вопросы

Среди важных вопросов мало таких, что предполагают короткий, ясный и единственный ответ. Намного чаще мы сталкиваемся с проблемами, у которых есть много вариантов решения, а последствия сложно оценить. Несколько последовательно заданных вопросов, каждый из которых развивает и уточняет предыдущий, позволяют получить более глубокие и полезные ответы. Если вопрос становится поводом к диалогу, дискуссии, обсуждению, это хороший вопрос.

Для большинства людей задавать вопросы так же естественно, как ходить или есть. Они не задумываются, хорошо или плохо это у них получается. Но если от правильного ответа зависит , имеет смысл поработать над качеством вопросов. А вы используете какие-то специальные приёмы, чтобы задавать хорошие вопросы?



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...