Какие поэты затрагивали тему поэта и поэзии. «Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX века

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие поэты этой кризисной эпохи, А. Блок напряженно размышляет о значении и сущности поэзии. В статье “О назначении поэта” он пишет: “Поэт – сын гармонии, и ему дана какая – то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.

Это понимание высокой миссии поэта воплощено уже в ранних его стихах. Поэт здесь не просто “сын гармонии”. Он в мире гармонии живет, совершенно отвлекаясь от хаоса жизненной реальности. В раннем стихотворении “Сама судьба мне завещала…” задача поэта формулируется следующим образом: “светить в преддверьи идеала туманным факелом своим”.

Следовательно, поэзия является путем к Идеалу и освещает его. Именно потому творческий процесс осуществляется лишь тогда в полной мере, когда одухотворен стремлением к высшему благу:

… до Благого

Стремлюсь своим земным умом

И, полный страха неземного,

Горю Поэзии огнем,

На протяжении всего творческого пути А. Блок воспринимает поэтический дар прежде всего как долг перед другими людьми. Поэтому невозможным оказывается для него замкнуться в идеальном мире:

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта – нет. Покоя – нет.

А. Блок считал, что художнику, волею судьбы обреченному быть пленником “страшного мира”, нельзя быть спокойным и благополучным. Он оказывается распятым между миром идеальным и миром повседневности и не может не ощущать боли от их глубокой контрастности. Яркий пример – стихотворение “Поэт”:

…вон идет глупый поэт,

Он вечно о чем-то плачет,

– О розовом капоре,

– Так у него нет мамы?

– Есть. Только ему все нипочем.

Ему хочется за море,

Где живет Прекрасная Дама.

Понятно, что для человека, живущего в реальном мире, недостижимость Прекрасной Дамы, то, что “она не ездит на пароходе”, – утрата иллюзорная и, в сущности, смешная, особенно по сравнению с тем, что “у него нет мамы”. Но точно так же понятно, что для человека, живущего в мире идеальном, все “человеческие, слишком человеческие” (Ф. Ницше) потери просто нечувствительны, ему действительно “все нипочем”. Поэт же (не “глупый поэт”, герой стихотворения, а тот, кто говорит о нем) пытается удержать единство этих миров и в то же время чувствует нестойкость этого единства.

В Прологе к поэме “Возмездие” происходит своеобразный возврат к тому осмыслению миссии поэта, которое было свойственно раннему творчеству. С самого начала констатируется: “Жизнь – без начала и конца, нас всех подстерегает случай” – речь идет о хаосе жизненной реальности. Миссия поэта определяется так:

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты…

Поэт, следовательно, расчленяет жизненный хаос, находит возможность для объединения реального и идеального миров без утраты их различий, создает соразмерность (“меру”) частей целого. И в результате может осуществиться самое главное:

Сотри случайные черты

И ты увидишь: мир прекрасен.

Сила стихов А. Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

(No Ratings Yet)

  1. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  3. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  4. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  5. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
  6. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  7. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая...
  8. Образ Руси в поэзии А. А. Блока Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную...
  9. ТОРЖЕСТВО ДОБРА, СВЕТА И СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА Простим угрюмство – разве это Сокрытый двигатель его? Он весь – дитя добра и света, Он весь – свободы торжество. А....
  10. ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ПОЭТА ОБЩЕСТВУ В ПОЭЗИИ В. В. МАЯКОВСКОГО С именем Владимира Владимировича Маяковского связан совершенно новый этап в истории русской и мировой литературы. Поэт стал подлинным новатором в создании...
  11. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  12. Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с...
  13. Поэт рассказывает о духовном кризисе, охватившем его: “А у меня – ни дней, ни строчек”. Финал этого небольшого стихотворения неожиданно иронически оптимистичен: Но верю я, моя родня – Две тысячи...
  14. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. БЛОКА Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и...
  15. Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле “На поле Куликовом”, написанном в 1908...
  16. План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия...
  17. ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО Произведения А. Т. Твардовского о войне – это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта...
  18. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно...
  19. Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что...
  20. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и...
  21. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  22. Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка...
  23. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  24. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  25. От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План...
  26. Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому...
  27. Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том,...
  28. Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего “розовое облако грез” и “милого воина”, “одетого в серебро”, до создателя поэмы “Двенадцать”, с огромной силой выразившего страшную “музыку разрушения” и...
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

К проблеме творчества обращались многие знаменитые литераторы. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина, например, занимает довольно большое место. Об особой ее роли, высоком предназначении он говорит во многих своих стихотворениях. Вот лишь некоторые из них: "Свободы сеятель пустынный" (написано в 1823 году), "Пророк" (в 1826 году), "Поэт" (в 1827 году), "Эхо" (в 1831 году), "Памятник" (в 1836 году).

Что понимал под поэзией Пушкин?

Поэзия - это ответственное и трудное дело, считает Александр Сергеевич. Поэт отличается от простых людей тем, что ему дано слышать, видеть, понимать то, чего не слышит, не видит и не понимает обычный человек. Автор своим даром воздействует на его душу, поскольку он способен "глаголом жечь" людские сердца. Но поэтический талант - это не просто дар, но и большая ответственность и тяжелая ноша. Потому тема поэта и поэзии в лирике Пушкина заслуживает особого внимания.

Влияние поэзии на людей

Ее влияние на людей очень велико, поэтому сам поэт должен быть образцом гражданского поведения, борясь с общественной несправедливостью и проявляя стойкость в этой борьбе. Он должен стать взыскательным судьей не только по отношению к другим, но и прежде всего к себе. Подлинная поэзия, по мысли Пушкина, должна быть жизнеутверждающей, человечной, пробуждать гуманизм и доброту. В вышеперечисленных стихотворениях Пушкин рассуждает о непростых взаимоотношениях поэта с народом и властью, о свободе творчества.

"Пророк"

В средней школе подробно рассматривается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Урок в 9 классе обязательно посвящается данному стихотворению. Пророк - это, по мнению Александра Сергеевича, идеальный образ настоящего поэта в его высшем призвании и сущности. Данное стихотворение было создано в 1826 году - тяжелую для поэта пору его духовного кризиса, который вызвала новость о расстреле декабристов. В этом произведении подробно раскрывается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Александр Сергеевич обращается к книге пророка Исайи. Он также находился в отчаянии, наблюдая мир, видя, что тот погряз в пороках и беззаконии. Для истинного творца житейское содержание, наполняющее умы и сердца людей, должно стать мрачной пустыней... Он ищет духовного удовлетворения и стремится к нему. Больше ничего с его стороны и не требуется, так как жаждущие и алчущие непременно насытятся.

Поэт-пророк проник в жизнь низшей и высшей природы, слышал и созерцал все, что происходит в мире, от полета ангелов до хода гадов, от вращения небес до прозябания земных растений. Кто прозрел для того, чтобы видеть всю красоту мира, тот мучительно ощущает безобразие действительности, в которой живут люди. И он должен и будет с ней бороться. Оружие и действие поэта - слово правды. Но для того, чтобы оно не язвило, а именно жгло сердца, нужно, чтобы жало мудрости было разожжено огнем великой любви. Кроме образа из Библии, из нее взято и последнее действие Божьего посланника:

"И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул".

Принадлежит Библии и общий тон этого стихотворения, возвышенный и невозмутимо-величавый. Отсутствие придаточных предложений и логических союзов при господстве одного союза - "и" (он повторяется двадцать раз в тридцати стихах), по мнению В. Соловьева, приближают к библейскому пушкинский язык.

В "Пророке" лирический герой стихотворения не ощущает себя оскверненным творящимися в обществе беззакониями, но он и неравнодушен к тому, что происходит вокруг, хотя и не может что-либо изменить.

"В часы забав..."

Рассмотренным произведением не ограничивается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихотворения, посвященные ей, многочисленны. Так, некоторые черты, отголоски "Пророка" можно найти в более позднем творении Александра Сергеевича "В часы забав...". Оно было написано в 1830 году. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина звучит здесь немного иначе. В нем духовная трансформация автора перекликается с преображением пророка, физическим и нравственным, которое происходит после того, как его опалили в горниле человеческих страданий.

Вся жизнь Пушкина была ярким свидетельством того, что его мысли верны. Его вольная, смелая поэзия протестовала против рабского угнетения народа, призывала к борьбе за освобождение людей. Она поддерживала силу духа находящихся в ссылке друзей-декабристов Пушкина, внушала им стойкость и мужество.

"Арион"

Очень многогранна тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Кратко опишем следующее стихотворение - "Арион", созданное в 1827 году. В нем говорится о необходимости мужества и стойкости. Стихотворение в аллегорической форме воссоздает трагические события 1825 года.

Несмотря на то что "пловцы-декабристы" погибли, певец Арион остался верен благородной миссии, продолжив проповедовать идеалы справедливости и свободы. Он заявляет: "Я гимны прежние пою".

В поздних стихотворениях Александра Сергеевича чаще начинают звучать раздумья о смысле человеческой жизни, ее бренности, быстротечности, ощущается предчувствие скорой гибели поэта. В это время Пушкин как бы подводит итог творческой деятельности, стараясь объективно оценить значение своего наследия.

"Памятник"

В последние годы жизни и творчества продолжает звучать тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Стихи, посвященные ей, неизменно отличаются возвышенным стилем. Так, в написанном в 1836 году стихотворении "Памятник" поэт обращается к древнему наследию, ведь это произведение является вольным переводом одной из од Горация. Пушкин выражает свою уверенность в том, что он останется жив в памяти народа. Это право дает ему созданный "нерукотворный" памятник, который он воздвиг сам себе, поскольку всегда был пророком, голосом русского народа.

В этом стихотворении Пушкин лаконично и емко говорит о цели и смысле своей поэзии, видя основную заслугу своей личности в том, что как поэт-пророк он пробуждал милосердие, доброту, стремление к справедливости и свободе в людях. Соприкоснувшись с пушкинской поэзией, мы начинаем ощущать желание стать чище, лучше, учимся видеть гармонию и красоту вокруг. Следовательно, поэзия действительно может преобразовывать мир.

Концовка стихотворения - это традиционное обращение к музе, которая должна слушаться веления Божьего, то есть голоса правды, и, не обращая внимания на мнение "невежественных глупцов", следовать цели.

Александром Сергеевичем во многих стихотворениях поднималась тема одиночества великого поэта среди равнодушной толпы. Яркий пример этого - стихотворение "Поэту". Пушкин призывает оставаться твердым, спокойным и угрюмым перед лицом толпы и судом глупца.

"Разговор книгопродавца с поэтом"

В другом произведении, "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824 год), встречается схожий призыв, когда автор размышляет о славе.

В период, когда было написано это стихотворение, состоялось прощание поэта с романтизмом, переход его к суровому реализму. Написано оно на актуальную в то время тему литературного творчества как способа заработать на жизнь, как профессии. Вопросы эти волновали автора, поскольку он одним из первых стал жить на свой литературный заработок.

Здесь с нетипичной точки зрения освещается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Краткое содержание стихотворения следующее. В нем говорится о поединке поэта и книгопродавца, романтика и прагматика. В диалоге двух героев противопоставлена "поэзия" и "проза" в значении романтических, "возвышенных" представлений и "прозаического", трезвого восприятия жизни. Он заканчивается победой книготорговца. Поэт переходит на язык сделки, а стихотворная речь заменяется прозой.

"Из Пиндемонти"

Не стоит думать, что Пушкин считал себя выше других людей, когда говорил о "глупцах" и "невеждах". Он лишь подчеркивал то, что его суждения независимы, что у него есть право идти туда, куда его влечет "свободный ум". Здесь Александр Сергеевич высказывается однозначно. В стихотворении "Из Пиндемонти", написанном в 1836 году, говорится о том, что быть свободным - значит не отождествлять себя ни с одной из социальных групп, не участвовать в общественных волнениях, не зависеть от царя.

Муза Александра Сергеевича Пушкина отважно и преданно служила красоте, свободе, справедливости, добру. Это ли не роль и сущность истинной поэзии?

В школе довольно подробно изучается тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (10 класс). Для получения более детальной информации можно обратиться к любому учебнику по русской литературе.

Билет № 4 В. 1

Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В «Разговоре книгопродавца с поэтом» поэт-романтик вступает в диалог с книгопродавцем. Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения на вопросы искусства. Книго­продавец становится носителем идеологии «века-торгаша», «века железного», в котором «без денег и свободы нет». Поэт пытается, в свою очередь, сохранить бескорыстность, свободу творчества. Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать...

Таким образом, становится совершенно очевидным факт зависимости свободы творчества поэта от публики.

В поисках защиты творческой свободы искусства от людской жестокости и пошлости А. С. Пушкин обращается к библейским мотивам, а его стихотворения приобретают философское содержание.

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.

Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился...

И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явил­ся»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он...

Моих ушей коснулся он...

Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:

И он к устам моим приник

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:

И он мне грудь рассек мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение

пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.

Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.

В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.

Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом…

……………………………

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских петухов...

Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на по­этическое эхо:

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.

Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.

В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел....

Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.

В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки...

Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:

А мы послушаем тебя...

Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:

Не для житейского волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.

В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.

В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».

В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.

Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным стано­вится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.

Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый ху­дожественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве А.С.Пушкина на протяжении всей его жизни. В то время, как менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения и счастья поэта, тема поэтического назначения поэта и поэзии в общественной жизни оставалась постоянной.

Уже в период раннего творчества Пушкин с немалой долей иронии выражает свое мнение о поэтах-современниках. Показательно стихотворение «Лицинию», которое отражает отношение поэта к российской действительности, предвосхищает политческий цикл петербургского периода. Здесь возникает образ поэта, стоящего выше греховной земной власти, послушного лишь правде:
В сатире праведной порок изображу
И нравы их веков потомству обнажу.

Так, в момент наивысшего раздражения несправедливостью, мелочностью взглядов и придирчивостью большинства своих критиков, не понимавших истинных задач литературы, Пушкин со всей ясностью поэтической мысли оттачивает в своем творчестве тему предназначения поэта и поэзии. Поэт, не в силах следовать отсталым эстетическим воззрениям своего времени, не пожелал также идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.

В стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту «идти дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал проповедником «искусства для искусства». Дело было в другом: поэт презирал авторов, пишущих бесцельно. Провозглашение А.С.Пушкиным идеи свободы поэта и его искусства было вызвано не тем, что поэт действительно лишал поэзию общественной роли, отрывал искусство от общественной жизни, а тем, что он хотел сохранить независимость своего таланта от посягательств со стороны правящих кругов и общественного мнения. Вся деятельность великого поэта, его взгляды на задачи поэзии говорят о защите Пушкиным идеи служения искусству, поэзии, жизни, обществу. Поэт призван, подобно пророку, «глаголом жечь сердца людей». Еще в оде «Вольность» Пушкин сформулировал одну из основных задач поэта:
Хочу воспеть Свободу миру,
… На тронах поразить порок.

Реалистическая нота звучит впоследствии в стихотворении «Эхо». В нем поэт развивает мысль о том, что подобно эху, поэт в своем творчестве должен отражать все происходящее в реальности, особенно на родине.

Безусловно, наиболее ярким лирическим произведением, отражающем тему предназначения поэзии, является стихотворение «Пророк». Перед нами поэт, томимый жаждой, который неожиданно превращается в пророка. Волшебные метаморфозы, происходящие с поэтом, превращают его в носителя великой поэтической идеи. Приобретенный вновь жар сердца заставляет его проповедовать истины, известные только ему. Оживляя героя, бог дает ему указание:
И, обходя моря и земли,
… Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, Пушкин говорит читателю о богоизбранности поэта, его особом даре видеть и замечать явления жизни намного более чутко, чем окружающие, осмысляя происходящее вокруг глубже и мудрее. При этом перед пророком стоит задача – нести правду в народ, воплотив ее в поэзию.

Неоднократно задумывается поэт над вопросом: а нужны ли народу эти истины? Неожиданно к поэту приходит понимание того, что семена провидения падают на бесплодную почву. Так поэт оказывается один на один с враждебной толпой, не понимающей его поэтического творчества. Получается, что народу не нужна свобода («Свободы сеятель пустынный»), ведь у него в крови только одно наследие:

Ярмо с гремушками да бич.

Та же мысль звучит и в стихотворении «Поэт и толпа». По мысли Пушкина, непризнанный «толпой холодной» поэт не должен дорожить народной любовью, напротив, творчество его еще более возводится в статус избранности:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
… Иди, куда влечет тебя свободный ум.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкин подводит своеобразный итог своему творчеству, обосновывает свои жизненные и творческие принципы. Только искусство, по мнению великого поэта, может «прах пережить и тленья убежать», и прямое его предназначение в том, чтобы пробуждать «чувства добрые», в «жестокий век восславлять свободу». Именно этим принципам и следовал Пушкин в течение всей своей жизни.

Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака (при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ХХ ВЕКА

(урок литературы по «сквозной теме» в 11 классе)

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Большинство учителей-практиков сталкивается с проблемой восприятия школьниками литературы как единого процесса. Литературные факты, образы, мотивы в целом того или иного писателя зачастую воспринимаются как обособленные явления, хотя во многом они определяются преемственностью идей и наличием внутренних, собственно литературных закономерностей развития. Преодолеть проблему такого восприятия помогают уроки, прослеживающие в литературном процессе тематические связи, – уроки по так называемым сквозным темам. Очень важно при этом, что изучение сквозных тем позволяет вырабатывать у учащихся понимание важнейшей истины: наследование прошлого, заимствование тем, образов не препятствует проявлению самобытности, а даже, наоборот, способствует ему.

Среди множества традиционных сквозных тем одна из ключевых - тема поэта и поэзии. В школьной практике уже сложилась определенная система её изучения. При этом отбор произведений привычен: это стихотворения Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова. Поэтому представляется интересным и целесообразным проанализировать поэтические тексты, в которых авторы выступают продолжателями традиций поэзии XVIII – XIX веков и одновременно открывают новые аспекты, вносят новые мотивы или даже вступают в спор со своими предшественниками. Такой своеобразный диалог с поэтами – предшественниками, размышление о назначении поэта и поэзии можно найти в творчестве поэтов XX века: А.Блока, В.Маяковского, Б.Пастернака (при наличии учебного времени – А.Ахматовой, И.Бродского). При этом урок проводится после изучения поэзии Б.Пастернака.

За месяц до проведения урока учащиеся получают задания:

2) подготовить групповые сообщения «Тема поэта и поэзии в лирике XX века: традиции и новаторство».

I-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве А.Блока (рекомендуемые произведения: «Поэт», «Поэты», «К музе», «Художник», «О, я хочу безумно жить…» и др.)

II-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского (рекомендуемые произведения: «Приказ по армии искусства», «Приказ № 2 по армии искусства», «Необычайное приключение …», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Во весь голос» и др.)

III-я группа: тема поэта и поэзии в творчестве Б.Пастернака (рекомендуемые произведения: «Определение поэзии», «Определение творчества», «Во всём мне хочется дойти до самой сути …», «Быть знаменитым некрасиво …», «Ночь» и др.)

Каждая группа отбирает, изучает, анализирует материалы из разных источников информации, систематизирует и структурирует их, стремясь при этом проследить, какие традиции поэзии XIX века были продолжены, в чем своеобразие раскрытия темы.

Планируемые результаты:

предметные: сравнивать, сопоставлять стихотворения поэтов XIX и XX веков раскрывающие тему поэзии; понимать связь произведений с эпохой написания;

метапредметные: отбирать, анализировать, систематизировать, структурировать материал; формулировать обобщённые выводы; работать в группе, организуя взаимодействие и сотрудничество.

Виды учебной деятельности:

продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений (или отрывков); устный развёрнутый монологический ответ с элементами цитирования;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская: сравнительный анализ стихотворений и составление итоговой сравнительной таблицы.

Ход урока

Учитель: Наш сегодняшний разговор на уроке я хочу начать с высказываний известных писателей.

(на доске высказывания)

  • Не тот поэт, кто рифмы плесть имеет (А.С.Пушкин)
  • Всю жизнь в толпе людей затерян, порой доступен их страстям, поэт, я знаю, суеверен, но редко служит он властям (Ф.И.Тютчев)
  • Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно (В.Я.Брюсов)
  • Быть поэтом – это значит то же, если правды жизни не нарушить, рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души (С.А.Есенин)

Подумайте, что объединяет эти высказывания? О ком или о чём они? (о поэте, творчестве, предназначении поэзии)

Обратим внимание, что принадлежат они писателям, жившим в разные столетия, разные эпохи. О чём говорит этот факт? (тема поэта и поэзии была и остается актуальной)

Тема назначения поэта и поэзии для русской лирики с момента её зарождения является очень значимой. Это обусловлено особенностями возникновения и развития русской литературы, для которой характерно было особое отношение к Слову. При этом каждая эпоха рождает свои представления о поэте, поэзии, их роли в жизни общества. Стали хрестоматийными знаменитые строчки Рылеева: «Я не поэт, а гражданин», пушкинский призыв: «Глаголом жги сердца людей», горькое лермонтовское обращение к поэту (упрёк или надежда?): «Проснёшься ли опять, осмеянный пророк?», требование Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Курс 11 класса вводит нас в мир литературы (и поэзии в том числе) XX века, отразившей другую эпоху, насыщенную крупными историческими событиями, революциями, войнами, сталинскими репрессиями, хрущёвской «оттепелью» и брежневским застоем.

В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы интересно поразмышлять на сегодняшнем уроке? (Как раскрывается тема поэта и поэзии в русской лирике XX века? Что общего во взглядах поэтов XIX и XX веков и чем они различаются?)

Примерное содержание выступлений групп (сообщения учащихся, чтение стихотворений или от отрывков из них)

Вопросы для обсуждения

1. Как определяются поэтами ХХ века ключевые понятия: «поэт» и «поэзия»? (Каковы эти образы, с кем или с чем сравниваются они?)

2. Как раскрывается проблема взаимоотношения поэта и общества («толпы», народа, власти)?

3. В чем, по их мнению, предназначение поэзии, какова её роль в жизни общества?

(при наличии учебного времени возможен еще один вопрос:

Каково отношение поэтов к самому процессу творчества? При каких условиях и как он происходит?)

Первый вопрос:

Теме поэта и поэзии в творчестве А.Блока посвящено не так уж много стихотворений. Однако трактовка темы носит определённые черты пушкинского восприятия этой темы и одновременно соответствует концепции символизма. В стихотворении «Поэт» (1905), построенном в виде драматической сценки с диалогом, сам поэт нем, присутствует отраженно, о нём лишь говорят. Но по тому, что он делает («плачет», «стремится за море», «молчит») можно сказать, что поэт тоже избранник, он жаждет неведомого и высокого, которое близко ему именно своей недоступностью, отдаленностью от земного мира, где ему остается только плакать:

-… вон идет глупый поэт:

Он вечно о чем-то плачет.

О чем?

О розовом капоре.

Так у него нет мамы?

Есть. Только ему нипочем:

Ему хочется за" море,

Где живет Прекрасная Дама…

Сходный образ - мятежного, странного, мучающегося человека - запечатлён в стихотворении «Художник»:

В жаркое лето и в зиму метельную,

В дни ваших свадеб , торжеств, похорон,

Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную

Легкий, доселе не слышанный звон.

Он отделён и отдалён от обычной человеческой жизни. Художнику всегда смертельно скучно среди обычных человеческих забот. Поэтому, вероятно, обращаясь к своей Музе (в одноименном стихотворении 1912 г.) Блок пишет:

Зла, добра ли? - Ты вся - не отсюда.

Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты - и Муза, и чудо.

Для меня ты - мученье и ад…

В.Маяковский жил в сложную переломную эпоху. Принято называть его «поэтом революции», а его понимание роли поэта и поэзии особенным, «просоветским». Однако его резкое своеобразие оказывается таковым лишь на первый взгляд. И хотя поэта Маяковский называет в духе времени «агитатором», «горланом-главарём», описывая саму поэзию и её составляющие, он прибегает к образному ряду из военно-орудийной сферы (рифма - «бочка» с динамитом, строчка - «фитиль», «кавалерия острот», «пики рифм»). Это традиция, восходящая к Лермонтову. (Хотя, безусловно, «орудия» Маяковского отличаются от лермонтовского кинжала, оружия индивидуального и благородного, как XIX век технически и культурно отличался от XX века).

Говоря по-нашему,

Рифма -

Бочка.

Бочка с динамитом.

Строчка -

Фитиль.

Строка додымит,

Взрывается строчка,-

и город

На воздух

Строфой летит.

Взгляды Б.Пастернака на поэта и поэзию – следствие его общих мировоззренческих и эстетических взглядов. Будучи символистом, футуристом или независимым поэтом, Пастернак всегда обращался к этой теме. Первое, что привлекает внимание в стихах, посвященных данной теме, это уподобление поэзии губке, впитывающей всё вокруг («Весна», 1914)

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.

По глубокому убеждению Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. Она поэтична изначально, поэт же только соавтор, соучастник. Позже в стихотворении, которое называется «Определение поэзии» Пастернак не находит ничего более ёмкого и точного для передачи сущности поэзии, чем перечисление явлений окружающего мира:

Это – круто налившийся свет,

Это – щёлканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

В стихотворении «Ночь» (из последнего сборника «Когда разгуляется» 1956) Пастернак создал ещё один необычный образ. Герой стихотворения, лётчик, отождествляется с поэтом. Он летит над городами, кочегарками, казармами, вокзалами, поездами, а также над Парижем, материками, афишами. Лётчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник - поэт находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он «вечности заложник у времени в плену».

Таким образом, художественное воплощение образов поэта и поэзии у Блока, Маяковского, Пастернака разные, что связано с различиями их мировоззренческих и эстетических взглядов. При этом они следуют традициям литературы ХIX века, создавая в целом образ поэта – избранника, осознающего тяжесть своего удела и одновременно своё высокое предназначение.

Второй вопрос:

Размышляя о взаимоотношениях поэта с обществом, Блок в стихотворении «Поэты» (1908) декларирует принципиальное отличие мира поэтов от обывательского. Обобщённое определение этого мира («обывательская лужа») и его внутренние устремления («бессильные потуги») резко противопоставлены описанию мира поэтов, в котором горько плачут «над малым цветком, над маленькой тучкой жемчужной». Упоминание «тучки жемчужной», вероятно, не случайно, лермонтовский образ становится обощённым: поэтам внятны стихии, у них есть то, чего нет и не может быть у простого обывателя, они избранники. А в стихотворении «Земное сердце стонет вновь» (1914), построенном на приёме антитезы, Блок затрагивает ту же проблему, что Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» (1828) : противопоставлены два типа поэтов. «Толпа» зовёт «вернуться в красивые уюты», но лирический герой не поддается искушению и выбирает иной путь: «лучше сгинуть в стуже лютой». Он предпочитает быть непонятым людьми, чем изменить своим творческим идеалам. В нём уживаются противоположные чувства - любви («храню я к людям на безлюдьи неразделенную любовь») и презренья:

Но за любовью зреет гнев,

Растёт презренье и желанье

Печать забвенья иль избранья.

У Маяковского проблема взаимоотношения поэта с обществом («толпою») решается неоднозначно. В раннем творчестве ощущавший свою неординарность, поэт понимал и своё одиночество, считая себя выше толпы – «стоглавой воши». «Я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам» - такой вызов бросает он в стихотворении «Нате!» (1913) Поэт - тот, кто противостоит толпе. Он богач, среди убогих душой, «грубый гунн» с «бабочкой сердца», непохожий на обывателей.

В послереволюционном творчестве понятие «толпа» меняется, оно сближается с понятием народ. Теперь поэт ощущал себя «одним из толпы». Его вдохновляло единение художника с аудиторией, эпохой, а опасность нивелирования таланта вовсе не пугала, образ поэта «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

О взаимоотношениях поэта и толпы Пастернак писал уже в раннем творчестве. На первый взгляд кажется, что в его стихах проявляется традиционное противопоставление «поэт и толпа»:

Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи – в овсе.

(«Сестра моя - жизнь» , 1917)

Однако эта проблема приобретает у Пастернака философское звучание. В стихотворении «Гамлет» (1946) судьба Гамлета связывается с и судьбой Христа и с миссией поэта, творца, избранника (человека с Божьим даром). Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет «замысел упрямый» Господа. В своём подвижничестве он одинок и трагичен. «Я один, всё тонет в фарисействе» - определение положения подвижника, поэта в современном ему мире. Однако осознание своей избранности не даёт права возноситься над людской толпой: «Быть знаменитым некрасиво». Завет свыше - слияние, сближение с судьбой других людей.

Всё это позволяет сделать вывод, что традиционная проблема взаимоотношений поэта и «толпы» (народа) остаётся в ХХ веке актуальной и трудно разрешимой, При этом ощущается тенденция от противопоставления поэта обществу, миру к сближению с ним.

Третий вопрос:

Цель творчества Блок провозглашает в стихотворении «О, я хочу безумно жить …» (1914):

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!

В отличие от скептицизма «Художника», это стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно жить»). Понятие «жизнь» двойственно - это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Стихотворение чрезвычайно богато реминисценциями: о лирическом герое в «грядущем скажет» «юноша весёлый», напоминающий пушкинское «племя младое, незнакомое», «внука», который «с приятельской беседы возвращаясь, весёлых приятных мыслей полон», вспоминает предка и прощает ему «угрюмство», сосредоточенность на тёмной стороне действительности. На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» поэта снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет». А в заключительной строке развивается ещё один мотив Пушкина, восславившего в «жестокий век … свободу». Свобода, по Блоку, «сокрытый двигатель» творчества.

Незадолго до смерти, в феврале 1921 года в день памяти Пушкина, Блок произнёс знаменитую речь «О назначении поэзии». Пушкин явился для Блока воплощением представления об истинном поэте, его великой роли в преображении жизни. Блок отстаивал право поэта быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение культуре.

У Маяковского, поэта революции, было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века, особенно с Некрасовым, который считал, что поэт независимо от степени его таланта должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа как свои собственные. В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусства» (1921) Маяковский обращается к современным писателям и поэтам с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство - такое, чтобы выволочь республику из грязи». По убеждению Маяковского, искусство должно войти в жизнь, поэт - стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце. Об этом он пишет в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить своё понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца - светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей - то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Маяковский никогда не обожествлял поэзию, не накидывал на неё флер таинственности и загадочности. Напротив, «труд мой любому труду родственен», - утверждал поэт. Но вместе с тем он вовсе не склонен был преуменьшать значение и результаты этого труда. Да, поэт, работая над стихом, затрагивает гигантские усилия:

Поэзия –

та же добыча радия,

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

тысячи тонн

словесной руды.

Только упорный вдохновенный труд даёт поэту право стать «водителем» народа. Только тогда:

Эти слова

Приводят в движение

Тысячи лет

Миллионов сердца.

Поэт - это активный строитель новой жизни. Маяковский считает поэзию мощным оружием борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Он вновь и вновь возвращается к мысли о том, что "чистого", нейтрального искусства нет. Каждый, кто служит ему, по мнению Маяковского, должен четко определить свои идейные позиции, найти свое место в строительстве новой жизни. В неоконченной поэме "Во весь голос" Маяковский подводит итог своей 20-летней поэтической деятельности. По форме это произведение представляет собой острый полемический разговор поэта социалистической эпохи с потомками. Здесь Маяковский обращается к тем, кто будет жить в "коммунистическом далеко", разговаривает с ними, "как живой с живыми". Он, подобно Пушкину в "Памятнике", старается осмыслить суть и значение своей поэзии, объяснить далеким потомкам, в чем заключается назначение поэта советской эпохи. Только тот может быть истинным поэтом, кто весь свой талант щедро отдает трудовому народу.

И все

Поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

Пролетали,

до самого

Последнего листка

я отдаю тебе,

Планеты пролетарий .

Стихотворение Б..Пастернака «Быть знаменитым некрасиво …» (1956) можно назвать его поэтическим манифестом. В нём Пастернак, подобно Пушкину и Некрасову, по сути противопоставляет два типа поэтов: пишущих ради славы (являющихся «притчей» на устах у всех»), и тех, для которых «цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех». Свою задачу Пастернак видит именно в этом. В стихотворении сформированы и основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, ясность и конкретность (в поэзии не должно быть «пробелов», белых пятен, непонятностей). Во-вторых, поэт должен быть самобытным, и в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, любить жизнь, в творчестве должна звучать сама жизнь. При этом в основе творчества должно лежать мироощущение, при котором постоянный поиск истины становится целью поэта. Познать тайны бытия, суть окружающего мира необходимо, чтобы рождался стих. Об этом Пастернак пишет в стихотворении «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956).

Таким образом, цели поэзии, её роль в жизни общества определяются Блоком, Маяковским, Пастернаком по-разному: в конкретно-историческом и в общефилософском смысле. Неизменным остаётся пушкинское понимание важнейшей миссии поэзии - служение правде, добру и культуре.

В результате выступлений групп и обсуждения основных вопросов составляется обобщающая таблица:

Ключевые аспекты

А.А.Блок

В.В.Маяковский

Б.Л.Пастернак

Образ поэта, определение сущности поэзии

Поэт – избранник, мятежный, странный мучающийся художник, его Муза – «вся – не отсюда». Вдохновение посылается поэту свыше, он творит не в настоящем, а в Вечном.

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Поэт – «революцией мобилизованный и призванный», ассенизатор, водовоз, агитатор, горлан – главарь. Поэзия – «добыча радия», «езда в незнаемое», труд поэта «любому труду родствен».

Поэт – человек с большим даром, избранник. Поэт - лётчик, находящийся на границе Земли и космоса, объединяющий эти два мира, «вечности заложник у времени в плену».

Поэзия – губка, впитывающая всё вокруг.

Проблема взаимоотношения поэта с обществом (толпой, народом)

Поэт уверен в своём высоком предназначении, ощущает себя выше других людей и поэтому одинок. В нём уживаются два чувства: любви («храню я к людям на безлюдьи неразделённую любовь») и презренья.

В раннем творчестве ощущает свою неординарность и одновременно одиночество, считает себя выше толпы-«стоглавой воши».

После революции понятие «толпа» сближается с понятием «народ». Поэт «растворяется» в общем ряду борцов за социализм.

В ранних стихах поэт традиционно противопоставлен толпе. Позже, хотя и ощущает своё одиночество, но осознаёт необходимость сближения, права возноситься над толпой нет. «Быть знаменитым – некрасиво».

Цели поэзии, её роль в жизни общества.

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить.

Поэт имеет право быть выше сиюминутных задач и потребностей общества, противопоставляя им вечное и неизменное служение поэта культуре. Миссия поэта – нести в мир гармонию.

Искусство должно войти в жизнь, поэт – стать таким же необходимым и полезным людям, как солнце.

«Светить всегда,

светить везде …»

Поэзия – мощное оружие борьбы с тем, что мешает людям нормально жить. Истинный поэт тот, кто весь талант отдаёт народу.

«Цель творчества – самоотдача», постоянный поиск истины, «во всём … дойти до сути», правдиво отразить мировоззрение поэта и саму жизнь.

Вывод

В литературе XX века, так же как и в литературе XIX века, цели поэзии, образ поэта, проблемы его взаимоотношений с обществом (народом, «толпой») остаются актуальными темами лирики.

Следуя традициям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, поэты XX века глубоко осознавали своё высокое предназначение и одновременно тяжесть удела поэта, драматичность его судьбы.

В создании образа поэта ощущается тенденция: от поэта - избранника, противопоставленного миру, обществу, к осознанию необходимости сближения с ним. При этом своё место в литературе, цели творчества определялись поэтами по-разному (глубокое философское постижение действительности и служение конкретным идеям). Во многом это обусловлено временем, на которое приходилось их творчество. Система отторгала то, что ей противоречило, ей были чужды, а порой враждебны яркие индивидуальности. Отсюда следовало явное или скрытое осознание поэтами своего одиночества.

Завершается урок чтением стихотворения современного автора Анатолия Передреева

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим...

Каковы место и роль поэзии в современном мире? Над этим вопросом предлагается поразмышлять дома.

Домашнее задание по выбору:

  1. размышление (письменно)
  • Каковы место и роль поэзии в современном мире? (по стихотворению А.Передреева)
  • В чем смысл высказываний : «Поэзия – не факел, а свеча» (А.Кушнер), «Каждый пишет, как он слышит; каждый слышит, как он дышит. Как он дышит - так и пишет, не стараясь угодить. Так природа захотела; почему - не наше дело, для чего - не нам судить» (Б.Окуджава)
  1. разработка и создание мультимедийной презентации «Тема поэта и поэзии в русской литературе ХХ века»
  2. исследование (опережающее задание к урокам по изучению творчества И.Бродского) «И.Бродский в диалоге с русскими поэтами» («Мои слова, я думаю умрут…» и другие стихотворения).

Литература

  1. Егорова Н., Золотарёва И. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «Вако», 2003.
  2. Изучение «сквозных тем в процессе преподавания литературы. М. «Планета», 2012. Учебно-методическое пособие. Составители Г.Вялкова, Т.Чернова.
  3. Лион П., Лохова Н. Литература. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. «Дрофа», 2000.
  4. Мотеюнате И. Русская лирика о поэте и назначении поэзии. «Литература» № 17-2001 (Издательский дом «Первое сентября»).
  5. Храмцова Р. Анализ поэтического текста в 5-11 классах (лекция 5).

Сайт: lit. 1seрtember.ru/articles.php




Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...