Какой вид у проекта почему извергаются вулканы. Исследовательский проект "вулканы"

Западное управление министерства образования и науки Самарской области

Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»

Секция География

Исследовательская работа

«Почему извергаются вулканы?»

Выполнил:

Казаков Дмитрий

ученик 3 «Б» класса

ГБОУ ООШ №27 г.Сызрани

Руководитель:

Советкина-Фомина

Ольга Владимировна

2015г.

Актуальность : Как то летом по телевизору в новостях показывали, что в каком то городе, была приостановлена работа аэропортов, из-за риска попадания самолётов в облако пепла от извержения чилийского вулкана. И мне стало интересно «Почему извергаются вулканы?» именно этот вопрос стал темой моего исследования.

Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?

Задачи исследования:

1.Выяснить что такое вулкан;

2.Как устроен вулкан;

3.Какие бывают вулканы;

4.Создать действующую модель вулкана в домашних условиях;

5.Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения.

Гипотеза : Вулкан извергается, потому что гора сердится.

В энциклопедии я прочитал, что такое вулкан и оказалось, что вулкан- это отверстие в земной коре, через которое на поверхности с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, и наполовину расплавленной породы (лавы).

Мне стало интересно, почему вулкан назвали вулканом? Этот вопрос я задал моему педагогу Ольге Владимировне. Она мне посоветовала найти ответ в мифах и легендах древнего Рима. Я узнал, что слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканос»- огонь, пламя. У древних римлян бог огня и кузнечного дела назывался Вулкаома (рис.1). По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы. В его кузнице было раскалено, стоял грохот.Иногда бог приоткрывает двери в своё царство(образуются отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. Люди говорили: вулкан сердится. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

Вулканы - грозное явление природы. Извержение вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей вулкан природы, поэтому нам нужно знать о них как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.

Ольга Владимировна нам рассказывала и о том, как устроен вулкан.

Но почему же всё-таки извергается вулкан? Ответ на этот вопрос я нашёл в интернете. Оказалось, что в недрах земной коры при очень высокой температуре плавятся горные пароды-образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается вулканической камере под вулканом. Газы, входящие состав магмы стремятся к выходу на поверхность-к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулкана начинается с выброса газов и вулканического пепла. Так же могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы- куски застывшие лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление в магматическом очаге снижается, и извержение вулкана прекращается.

О формах и типах вулканов я узнал, посмотрев детскую познавательную передачу «Вулканы и гейзеры» из цикла «Почемучка».

Формы вулканов .

Из-за разного состава магмы - она может быть очень жидкой или вязкой- образуются различные вулканы.

Например:

конический вулкан, щитовой вулкан

По активности вулканы делятся

Действующие Потухшие

Спящие

Чтобы убедится на практике, как происходит извержение вулканов, я провёл несколько опытов

Опыт №1 «Создание макета действующего вулкана»

Я сделал из картона конус. Раскрасил его в цвет горы. Поместил внутрь конуса бутылочку с «лавой»-смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной гуашевой краски. Залил «вулкан» уксусом и получил «извержение».

Вывод -газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Опыт №2 «Свойства камней вулканического происхождения» Я погрузил в воду камни различных горных пород. Наблюдая за процессом выяснил, что все камни тонут, кроме пемзы - камня вулканического происхождения.

Вывод -пемза имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет. (Поры в пемзе образуются в момент застывания лавы, когда газы ещё выходят наружу).

Заключение: В ходе исследования гипотеза подтвердилась только с точки зрения мифологической истории бога огня и кузнечного дела Вулкаома. Древние римляне тоже считали,что бог сердится,поэтому и происходит извержение –проявление гнева бога. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Джон Купер. Большая книга для любознательных.- Москва «РОСМЭН», 2001

2.Страун Рейд, Фелиса Эверетт. География. Энциклопедия. – Москва «РОСМЭН», 1998

3.Фиона Уотт. Планета Земля. Энциклопедия окружающего мира. – Москва «РОСМЭН», 1998

4. http://slovari.yandex.ru/вулканы/БСЭ/Вулканы/

5.http://www.my-article.net/get/наука/география/вулканы

Приложение.

Опыт № 1 «Создание макета действующего вулкана»





Опыт № 2 «Свойства камней вулканического

происхождения»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМЛИ
Секция: Основы наук
Автор:
Руководитель:
Бореев Евгений Константинович
3 класс
Муниципальное бюджетное

« Средняя школа №29»
Сокол Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №29»
2017 г.

План исследований
Однажды из новостей я узнал, что в Исландии извергался вулкан. Облако пепла,
выброшенное вулканом, повлияло на международное авиасообщение. Я задался вопросом,
вред или польза исходит от вулканов?


Методы:
­ Изучение специальной литературы и интернет­источников с целью углубления
знаний о вулканах и вулканической деятельности.
­ Обобщение изученной информации и оформление проекта.
­ Изготовление макета вулкана для проведения опыта с целью демонстрации
извержения лавы из кратера вулкана.
­ Выступление на школьном НОУ и перед учащимися параллели 3 классов с целью
распространения знаний из области географии.
Библиография:
Максимов Н.А. Физическая география: Учеб. для 5 кл. сред. шк. – 19­е изд.,
География. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю.
1.
перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
2.
Грюнберга, Н.П. Неклюковой «География. 6 класс», издание 2­е.
3.
grupy­izverzhenie­vulkana.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii­proekt­dlja­detei­podgotovitelnoi­k­shkole­

Введение…………………………………………………………………………3 стр.
Основная часть
Теоретическая часть……………………………………………………………..4 стр.
Практическая часть………………………………………………………………9 стр.
Заключение………………………………………………………………………10 стр.
Список литературы………………………………………………………………12 стр.
Приложения……………………………………………………………...............13стр.

6
Введение
«Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан.
Значит, проснулся грозный вулкан»
Наша планета Земля сказочная, изменчивая, она полна воистину удивительных
чудес. Но есть что­то более важное, нежели красота нашей любимой планеты. На планете
действуют четыре могучие силы, сформировавшие облик нашей планеты и
способствовавшие развитию жизни на ней.
Вулканы являются частью глобальной системы, которая неустанно перекраивает
наш мир. Как известно, вулканы хранят ключи к происхождению Земли, а также
поддерживают жизнь всей планеты.
Но природные катаклизмы разрушительны! Способно ли человечество смягчить
угрозу, исходящую от самой природы, изучив характерные особенности тех или иных
явлений.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что
вулканическая деятельность влияет на развитие планеты.
Цель исследования: расширить теоретические знания о вулканах, рассмотреть на опыте
процесс извержения лавы.
Задачи исследования:
 Выяснить, как образуются вулканы, что такое вулканизм, можно ли предотвратить
извержение вулкана.
 Узнать о процессе извержения вулкана и роли вулканической деятельности в
формировании лика Земли.
 Провести экспериментальный опыт по извержению вулкана.
Проблема: вред или польза исходит от вулканов?
Объект: вулкан
Предмет исследования: вулканическая деятельность
Гипотеза моего исследования: человек может повлиять на поведение вулкана,
предотвратить процесс извержения вулкана.

7
1.1. Образование вулкана
Теоретическая часть
В тех местах земного шара, где в результате землетрясений, образуются глубокие
трещины, магма из недр Земли поднимается вверх и изливается на поверхность, при этом
она теряет часть газов и превращается в лаву. Происходит извержение вулкана. Трещина в
земной коре, по которой поднимается расплавленная магма, называется жерло вулкана.
Застывая, лава образует на поверхности Земли вулканические конусы.
Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого
изливается лава, называют кратером вулкана (Приложение 1). После каждого нового
извержения вулканический конус становится больше и выше. Самый высокий действующий
вулкан Российской Федерации – Ключевская Сопка на Камчатке. Его высота 4 750 м над
уровнем моря.
Кроме действующих вулканов, которых на Земле насчитывается около 900, есть и
потухшие вулканы. Потухшими считаются такие вулканы, об извержении которых не
имеется свидетельств в истории человечества. Так, вершина Эльбрус (5 642 м), высочайшая
в Кавказских горах, ­ потухший вулкан. Таким же вулканом считается и Казбек. Ни в
древних преданиях, ни в летописях – нигде не говорится о том, что Эльбрус и Казбек
извергались. Видимо, это было очень давно.
Вулканы
Действующие
(которые извергаются, и
сведения об этом на
памяти человечества. Их
насчитывается 800.)
Потухшие
(об извержении не
сохранилось
никаких
сведений)

Уснувшие
(те, которые потухли,

вдруг
начинают
действовать)
Виды вулканов:
­ щитовые ­ почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей
жидкой лавой растекающейся на тысячи километров;
­ стратовулканы ­ по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё
круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы;
­ подводные ­ образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а
растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на
небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров;

8
­ конусообразные ­ ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают
выше 300 метров;
­ грязевые вулканы.
1.2. Вулканизм
Совокупность процессов и явлений, вызванных внедрением магмы в земную кору и
излиянием ее на поверхность, называется вулканизмом. Излившуюся на поверхность
магму называют лавой. Вместе с лавой при извержении выделяются различные газы, пары
воды, выбрасываются твердые продукты извержения (пепел, «вулканические бомбы»
массой до нескольких тонн).
В зависимости от условий и путей проникновения магмы на поверхность различают
три типа вулканических извержений.
Площадные извержения привели к образованию обширных лавовых плато. Наиболее
крупные из них – это плато Декан на полуострове Индостан и Колумбийское плато.
Трещинные извержения происходят по трещинам иногда большой протяженности. В
настоящее время вулканизм этого типа проявляется в Исландии и на дне океанов в районе
срединных океанических хребтов.
Извержение центрального типа связаны с определенными участками, как правило, на
пересечении двух разломов, и происходят по сравнительно узкому каналу, который
называется жерлом. Это наиболее распространенный тип. Вулканы, образующиеся при
таких извержениях, называются слоистыми, или стратовулканами.
Вулканизм, в основном связан с поясами высокой активности, со срединно­
океаническими хребтами, с границами плит.
1.3. Извержение вулкана
Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из
самых грозных и величественных можно назвать извержение вулканов. Во время
извержения содрогается земля, с гулом и ревом выбрасываются тучи раскаленного пепла,
превращая ясный день в темную ночь. Пол склонам вулканического конуса текут
раскаленные горные породы. Температура этих огненных рек превышает 1000 °С. Они все
сжигаю на своем пути. Могучие деревья, росшие у подножия вулкана, вспыхивают, как
спички. Были случаи, когда огненно­жидкая лава заливала селения и даже города,
расположенные неподалеку от вулканических конусов. Такое сильное извержение вулкана
произошло в 1985 г. в Колумбии.

9
Вулкан Везувий считался потухшим несколько тысячелетий. Но в 79 г. н. э. он начал
снова действовать. От подземных толчков рушились здания, из кратера сыпался
вулканический пепел, который засыпал поля, селения и даже города. Через некоторое
время из кратера хлынул мощный поток огненно­жидкой лавы, который медленно
спускался по склону вулкана, сжигая все на своем пути. В результате разыгравшейся
трагедии под слоем лавы и пепла остались города и множество селений, погибли десятки
тысяч людей.
Шли годы, и на поверхности уплотнившегося пепла и остывшей лавы образовалась
плодородная почва, разрослась пышная растительность, возникли новые поселения. Люди
и не знали, что под ними находятся погребенные города и села. В середине 18 века один
крестьянин, живший недалеко от Везувия, на дне вырытой ямы нашел голову мраморной
статуи. Люди заинтересовались: как она могла попасть в землю? Стали рыть глубже.
Нашли посуду, различные инструменты, домашнюю утварь. Отрыли стены одного дома,
затем второго. Вскоре от пепла и лавы освободили целую улицу. И глазам людей предстал
древний город Помпеи, который около 2000 лет был погребенным.
1.4. Горячие источники, гейзеры, цунами
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро­
водяные вулканы­гейзеры. Очень интересны их извержения.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Это
говорит о том, что там, на глубине, есть горячие горные породы. Они нагревают подземные
воды, которые в виде источников или фонтанов выходят на поверхность.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который
то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера,
вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются
на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем всё стихает, густой
белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определённые
промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздаётся страшный грохот,
вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и
вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная
струя; она поднимается на 30­40 м и рассыпается в воздухе ослепительной белой
мельчайшей пылью; водяные брызги ещё не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается
вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются всё выше и выше. Водяные
струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги,
поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные

10
облака пара окутывают водяные столбы; глубине раздаётся глухой удар, и в
сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Всё смолкает…
Когда ветер разнесёт густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды
воронка, покрытая серо­пепельными натёками. В глубоком канале вода стоит спокойно и
тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается
клокотание и шипение воды, чтобы закончится таким же величественным зрелищем.
Итак, источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар, называют
гейзерами. На Камчатке есть Долина гейзеров. В этой долине более 20 крупных гейзеров и
около 300 мелких. Всем крупным гейзерам даны названия. Есть, например, Первенец,
Коварный. Есть даже гейзер Буратино. Долина гейзеров – район заповедный. Здесь
запрещена охота, рыбная ловля, рубка леса. Делается всё, чтобы сохранить его
уникальную природу. Вода гейзеров и горячих источников используется для обогрева
домов, теплиц; используя эту воду, работает электростанция. Горячие источники есть
также в Исландии, Северной Америке, на Курильских островах.
Цунами в переводе с японского – «волна в бухте». Это волны гигантских размеров,
порожденные извержениями подводных вулканов, землетрясениями или моретрясением. В
открытом океане они почти незаметны для судов. Но когда путь цунами преграждает
материк или остров, волна обрушивается на сушу с высоты, достигающей 20 метров.
1.5. Роль вулканической деятельности в формировании лика Земли
Извержение вулканов можно наблюдать не только на суше, но и в океане. Вода в
океане над кратером такого вулкана вскипает, пенится, клокочет. Нередко после
подводного извержения в океане появляется новый остров. Это конус вулкана,
образовавшийся на морском дне и вершиной своей поднявшийся над водной поверхностью.
Со временем остров покрывается слоем почвы, на нем появляются растения, животные и
поселяются люди.
Почти половина всех вулканических конусов земного шара находится на берегах и
островах Тихого океана, образуя так называемое Тихоокеанское кольцо. Например,
Курильские острова, которые протянулись от Камчатки до Японских островов, являются
вершинами вулканических конусов в большинстве своем потухших подводных вулканов.
Но среди них есть и действующие. На этих островах десятки селений, города,
промышленные предприятия.
Вулканическое происхождение имеют некоторые горы, а также равнины,
образованные излившейся лавой. При извержении вулканов на земную поверхность
поставляется большое количество твердых веществ в виде застывшей лавы, пемзы,

11
вулканического туфа, а также водяного пара и газа. В настоящее время многие ученые
пришли к выводу, что вулканические водяные пары образовали значительную часть водной
оболочки Земли, а газы – атмосферу, которая впоследствии обогатилась кислородом.
Итак, вулканы сыграли важную роль в образовании земной коры, водной оболочки и
атмосферы.
1.6. Можно ли предсказать извержения?
Извержения вулканов сопровождаются большими жертвами среди населения.
Вспомним Везувий. При извержении вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 г. погибло от 60
тыс. до 90 тыс. человек. Взрыв вулкана Кракатау в 1883 г. стал причиной смерти почти 40
тыс. человек. От палящих туч, образовавшихся при извержении вулкана Ламингтон в
Новой Гвинее, погибло около 4 тыс. человек. Можно ли каким­то образом предвидеть
начало извержения и заранее эвакуировать людей, проживающих в зоне риска?
На этот вопрос в наше время можно ответить утвердительно. Предвестником
извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы,
продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы - наклономеры -
регистрируют изменение наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением
меняются местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из
фумарол. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в
которых ведётся непрерывное наблюдение за спящими вулканами, чтобы вовремя
предупредить об их пробуждении. На Камчатке уже в 1955 г. было предсказано извержение
вулкана Безымянный, в 1964 г. - вулкана Шивелуч, затем - Толбачикских вулканов.
Успех сопутствовал вулканологам Японии и Гавайских островов, где извержения также
были заранее предсказаны.
Иногда извержения начинаются неожиданно. 20 февраля 1943 г. крестьянин
Дионисий Пулидо работал на своём кукурузном поле на окраине деревни в Центральной
Мексике (штат Уаррапан). Вдруг на поле образовалась трещина, из которой начал
пробиваться дымок. Пулидо стал засыпать её, но рядом возникали новые, более крупные
трещины, которые уже нельзя было засыпать. Земля начала дрожать, послышался гул, из
трещин вырвались мощные столбы дыма, а затем раздались взрывы. Через сутки на месте
поля и деревни уже возвышался вулкан в несколько десятков метров высотой, а через
некоторое время он достиг уже 300 м.
Так же внезапно образовался вулкан на Канарских островах 18 ноября 1909 г., когда
фермеру и его сыну пришлось убегать от начавшихся на их поле взрывов,

сопровождавшихся выбросами раскалённого вулканического материала. Активная
вулканическая деятельность продолжалась 10 дней, а потом так же внезапно прекратилась.
12

Практическая часть
13
2.1. Подбор материалов и инструментов
Для проведения опыта нам понадобится:
­ пищевая сода (2 чайные ложки);
­ лимонная кислота (2 столовых ложки);
­ немного красной краски;
­ стеклянная колба или баночка,
­ пластиковая бутылка (высота около 7 см);
­ немного воды (50 мл);
­ скульптурный пластилин (черного цвета) и цветной пластилин;
­ поддоны;
­ емкость с ингредиентами для проведения опыта.
2.2. Создание макета вулкана в домашних условиях
Подготовка: изготовить макет вулкана
1.
Берем поддоны (мы взяли в качестве поддонов пластмассовые формы из­под торта),
склеили между собой;
2.
Пластиковую бутылку разрезаем на две половинки, с внутренней зауженной стороны
вклеиваем крышку (формируем таким образом дно поближе к отверстию бутылки);
3.
Склеиваем между собой разрезанные части бутылки;
4.
5.
Пластиковую бутылку приклеиваем к поддону;
Далее налепливаем скульптурный пластилин на пластиковую бутылку, чтобы
сформировать внешний облик вулкана (с одной стороны лепим вулкан «как бы с
внутренней стороны» для того, чтобы продемонстрировать вулкан в разрезе).
2.3. Ход проведения опыта
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике
размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в
окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно
выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в
химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Результат: когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки,
происходит химическая реакция.

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.

Бужинская Екатерина и Фролов Никита

Однажды мы смотрели телевизионную программу о вулканах, о том, где находится больше всего вулканов, как они извергаются. Нас заинтересовала эта тема, мы решили провести исследование этого природного явления. У нас появилась гипотеза : если вулканы часто извергаются там, где живут люди, то, может быть, люди и вызывают извержения вулканов?

Поэтому цели нашей работы: изучить особенности вулканов как природного явления, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов, познакомить одноклассников с результатами работы.

Исследовав информацию о вулканах, мы сделали вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов происходит из-за сталкивания и смещения тектонических плит. Эти плиты наезжают одна на другую, их нижние слои опускаются глубже, тают и формируют магму. Извержения вызывает магма. Также мы исследовали виды вулканов и извержений, познакомились с самыми красивыми вулканами на земле и в космосе. В ходе исследования нами была выполнена модель вулкана, которая необходима для наблюдения процесса извержения. Данная работа вызвала у нас интерес и в дальнейшем мы планируем продолжить работу по данному проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательский проект «Вулканы» Работу выполнили обучающиеся 4 класса МБОУ «Козинская СОШ» Фролов Никита, Бужинская Екатерина Руководитель: Шматко Е.В.

«…Молчат потухшие вулканы, на дно их падает зола. Там отдыхают великаны после содеянного зла…»

Миф из древней Греции По одной из легенд, в Древней Греции, жили злые, страшные великаны. Давным - давно их удалось загнать под землю, но однажды они восстали. Их предводитель Тифон вылетел из недр с яростным воем и оглушающим свистом. Темное пламя клубилось вокруг него, земля под его тяжестью стонала. Следом за ними выползли и иные чудовища. Смело атаковали их с высот Олимпа Зевс и его божественные дети. И тут началась такая битва, какой еще не бывало! Ходили ходуном земля, моря, небо!Зевс пускал в своих врагов смертоносные молнии, Артемида и Аполлон разили чудовищ стрелами, а Геракл бил их своей дубиной. Но боги и великаны были бессмертны, и потому убить друг друга они были не в силах. В конце концов Тифон обессилел и упал. Зевс схватил его и бросил в подземную дыру. Туда же убрались и израненные чудовища… В самом центре планеты, среди темного пламени, они готовятся к последней битве и время от времени пробуют свои силы. Вот тогда неожиданно взрывается какая-нибудь гора, летят с ее вершины вниз огромные камни, бежит расплавленная лава, обращающая в пепел все живое на своем пути.

Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое наружу вырывается магма, вулканические газы и пепел.Появление вулканов вызвано движением вулканических плит. Вулкан-что это?

Мы решили узнать, что известно о вулканах нашим одноклассникам. В классе провели опрос, ребятам были заданы вопросы, ответы на них отражены в таблице. № Вопрос + - ? 1. Что такое вулкан? 8 1 1 2. Отличие вулкана от горы 8 2 3. Какие бывают вулканы? 2 6 2 4. Есть ли вулканы в космосе? 4 4 2 5. Почему люди живут рядом с вулканами? 2 6 2

Виды вулканов Щитовые вулканы возникают, когда жидкая лава растекается на большие расстояния, образуя широкие и пологие склоны. Лавовые пики - незначительные по размерам, но самые распространенные на Земле. Они образуются на склонах других вулканов в виде боковых конусов. Они прорываются только один раз. Стратовулканы - это высокие конусообразные вулканы, и их извержение часто сопровождается пирокластическим потоком - мчащейся с огромной скоростью смесью горячего газа, пепла, камней.

Типы извержений Гавайский тип -извержение протекает спокойно. 1.Пепельный шлейф 2.Фонтан лавы 3.Кратер4.Лавовое озеро 5.Фумаролы 6.Поток лавы 7.Слои лавы и пепла 8.Слой породы 9.Силл 10.Магматический канал 11.Магматическая камера 12.Дайка Вулканический тип -извержения сопровождаются большими объемами газа и пепла. 1.Пепельный шлейф 2. Магматический канал 3.Дождь вулканического пепла 4.Слои лавы и пепла 5.Слой породы 6.Магматическая камера

На нашей планете более 600 активных вулканов. Полуостров Камчатки характеризуется самым большим сосредоточением вулканов в мире. На нем находятся примерно 160 вулканов, активными из которых являются 29. Самые известные вулканы здесь: Ключевская сопка, Кропотский. Самый красивый вулкан находится в Японии – Фудзияма. В Африке находится вулкан, который будто покрыт снегом. На его вершине расположена сода, которая входит в состав лавы. Азербайджан и Крым могут похвастаться грязевыми вулканами. В пустыне можно встретить гидровулканы – холм с водным источником наверху. В Ирландии можно увидеть вулканы, выбрасывающие песок. Самое интересное

Вулканы есть и в космосе - на Луне, Венере. Гора Олимп на Марсе- самый большой вулкан в Солнечной системе. Венера - самая вулканическая активная планета. Гора Олимп – потухший вулкан на Марсе. Вид космического вулкана в Космосе. Вид космического вулкана с Земли.

Почему люди живут рядом с вулканами? Ученые подсчитали, что возле вулканов живут около 500 миллионов человек. Почва вокруг вулканов обогащена питательными веществами и очень плодородна. Энергию из вулканов используют, перерабатывая,в энергию электрическую. Многие полагают, что вулканическая грязь, пепел, вода гидротермальных источников обладает целебными свойствами, а в Исландии посещают грязевые водоемы. Люди строят искусственные дамбы, чтобы отклонить потоки лавы.Вулканологи изучают поведение вулканов,стремясь защитить людей. Для предсказания извержений они используют наблюдения за изменением сейсмичности района, составом выделяющегося газа и деформацией поверхности земли.

Изготовление макета вулкана (пластилин,стеклянная бутылочка,картон) В подкрашенную воду добавили лимонную кислоту Тщательно перемешали деревянной палочкой. Наш эксперимент

Вывод: Исследовав данную информацию можно сделать вывод, что вулканы это явление природы, очень опасное и непредсказуемое. Но человек учится с этим жить и извлекать для себя пользу.

Спасибо за внимание!!!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4

Почему извергаются вулканы?

Исследовательский проект

Кривошеев Тимур Владимирович

ученик 3 б класса

Руководитель:

Кривошеева Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

г.Данков

2015 г.

Оглавление

1.Введение………………………………………………………………….……...2

Цели и задачи исследовательской работы…………………………………….…2

2.Основная часть.

2.1 Анкетирование одноклассников ………………………………….….….. 3

2.2 Опыт №1. Движение магмы из недр земли ………………………………5

2.3. Опыт № 2. Как происходит извержение вулкана……………………..…6

2.4 Опыт № 3. Свойства камней вулканического происхождения ………...7

2.5 Последствия, которые несут извержения вулканов…………………….8

3. Выводы………………………………………………………………….…...… 8

4.Заключение……………………………………………………………………...8

5. Библиографический список……………….……………………………...........9

В позапрошлом году в новостях я услышал про извержение вулкана у нас в России. На Камчатке начал извергаться вулкан Ключевская сопка. Меня заинтересовало, как и почему проснулся этот вулкан. Эти вопросы и помогли определиться мне с темой исследовательской работы. Я решил узнать, почему извергаются вулканы.

Цель работы – обобщить и классифицировать информацию о вулканах. Выяснить причины, из – за которых происходит извержение вулканов.

Задачи:

    Выяснить что такое вулкан?

    Изучить строение вулкана.

    Узнать какие бывают вулканы?

    Провести опыт и узнать, как и почему происходит извержение вулкана.

    Узнать какие последствия несут извержения вулканов.

    Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

    Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения.

Методы исследования:

    Беседы со взрослыми.

    Анкетирование одноклассников.

    Изучение и анализ различных источников информации.

    Проведение опытов, экспериментов.

    Наблюдения.

Гипотеза:

вулканы извергаются потому, что жидкой магмы под земной корой становится очень много, и поэтому она выходит наружу.

Анкетирование одноклассников

Поиск причин, объясняющих, почему извергаются вулканы, я начал с проведения анкетирования среди одноклассников.

На вопрос «Почему извергаются вулканы?» больше всего голосов ребята отдали ответу «от землетрясения». Также они считают, что особое влияние на извержение вулканов оказывает солнце и географическое положение.

Что такое вулкан

Из интернета я узнал, что слово «Вулкан» происходит от названия острова Вулкано около берегов Италии, где по легенде находилась одна из кузниц древнеримского бога огня Вулкана (Гефеста).

В энциклопедии я прочитал, что вулкан – это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, вулканические газы и камни.

Виды вулканов:

Действующие – это вулканы, которые извергаются регулярно.

Потухшие – это вулканы, действие которых прекратилось и они больше не извергаются.

Уснувшие – это вулканы, которые считались потухшими, но вдруг начали действовать.

Вулкан состоит из: МАГМЫ ИЛИ ЛАВЫ – расплавленных горных пород, насыщенных газами. ЖЕРЛА – канала, по которому магма поднимается к кратеру. КРАТЕРА- углубления в виде чаши на вершине вулкана.

Чтобы узнать, откуда берется магма, сначала я изучил строение нашей планеты. Я узнал, что Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре - твердое ядро.

Внутри Земли из - за разности температур происходит постоянное движение мантии. Вместе с ней движутся и куски земной коры (тектонические плиты). При столкновении плит одна плита уходит вниз и начинает плавиться – превращается в магму. Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах.

Опыт №1. Движение магмы из недр земли

Я решил опытным путём посмотреть, что происходит с магмой при столкновении тектонических плит. Для этого я провел мой первый опыт «Движение магмы из недр Земли». Для этого погрузил плитки твердого шоколада, которые заменили тектонические плиты, в йогурт-«магму». При помощи палочек я начал двигать мои «тектонические плиты». «Плиты» начали сталкиваться друг с другом, некоторые плиты ушли под другие, и в этом месте «магму» вытолкнуло на поверхность «плит».

Вывод:

Опыт помог понять, как под воздействием движения тектонических плит магма перемещается к поверхности земли.

Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах. Там она находится под давлением, так же как и газированные напитки в закрытой бутылке.

Газы, входящие в состав магмы, стремятся выйти наружу и поднимают магму по жерлу вулкана. Эти газы - горючие, поэтому они воспламеняются и взрываются в жерле вулкана. Через кратер вулкана наружу вырываются газы, пепел, раскаленные камни и магма.

Опыт №2. Как происходит извержение вулкана

Мой второй опыт помог мне выяснить, почему магма начинает извергаться из вулкана. Я сделал из бумаги конус и придал ему окраску вулкана. Внутрь конуса поместил стаканчик. Наполнил стаканчик «лавой» – смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной краски. Залил вулкан уксусом и получил извержение.

Вывод:

Газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Опыт №3. Свойства камней вулканического происхождения

Я долгое время был увлечён сбором коллекции камней «Минералы. Сокровища земли». Из неё я узнал, что камни вулканического происхождения сформировались как результат извержения вулканов и остывания вулканической магмы. Они отличаются долговечностью, высокой плотностью и хорошей твёрдостью. Но есть один камень, который образуется, когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает. Это пемза.


Этот камень имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом. Поэтому пемза не тонет. Я решил это проверить опытным путём. Взял из коллекции камни вулканического происхождения: гранит, обсидиан, гнейс, галенит, базальт, андезит и пемзу. Погрузил их в воду. Все камни утонули, а пемза осталась на поверхности воды.


Вывод:

Пемза - горная порода вулканического происхождения не тонет в воде.

Последствия, которые несут извержения вулканов

Извержения вулканов оказывают сильное негативное влияние, приносят колоссальные разрушения и смерть.


Но эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные горные породы, металлы и даже драгоценные камни. Вулканический пепел повышает плодородность почв, Так что, вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.

Выводы

1.Работая над этим проектом, я окунулся в мир увлекательных опытов, познакомился со строением вулкана и процессом его извержения, узнал, что вулканы приносят не только вред, но и пользу.

2. Моя гипотеза о том, что извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много, подтвердилась частично. В результате проведенных исследований и опытов я сделал вывод, что извержение вулкана происходит потому, что магму на поверхность Земли поднимают газы, содержащиеся в ней.

Заключение

Я нашел ответ на свой вопрос «Почему извергаются вулканы». Мне хотелось бы ещё подробней изучить вулканы – гиганты и узнать, возможно ли предсказать и устранить последствия извержений этих гигантов.

Также я хочу представить свою работу одноклассникам и надеюсь заинтересовать их своими исследованиями.

http://www.stranamam.ru/post/5375998/ 2. «Вулканы» Апродов В.А.

3.«Вулканы» Кристина Годен, Детская энциклопедия Махаон

4. Энциклопедия. «Минералы. Сокровища земли.»

5. Большая российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. - М. : Науч. изд-во "БРЭ", 2004.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...