Карамзин бедная лиза черты сентиментализма в повести. Сентиментализм «Бедной Лизы»: вечное и общечеловеческое в повести

Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма — течения, возникшего в европейской куль-туре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разу-ма, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушива-ясь к себе, наблюдая за своими эмоциями и движениями души, возвращаясь к природе, человек может «очиститься», стать лучше. Жан Жак Руссо писал, что «человек, живу-щий по законам природы, нравственнее».

«Бедная. Лиза» Карамзина явилась новым поворотным этапом в русской литературе. Раскрытие внутреннего мира героев, их чувств и переживаний стало настоящим откро-вением для читателей.

Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в мо-лодого красивого дворянина Эраста. Но если Лиза — иде-ал «естественного человека», добрая, искренняя, открытая, способная нежно и преданно любить, то Эраст «вел рассе-янную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах».

Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом уда-лось Карамзину описать надежды, радости и печали влюб-ленных! Герои повести уже не манекены, не носители ка-кой-либо одной отличительной черты, а настоящие, живые, реальные люди, умеющие чувствовать и переживать.

Обстоятельства складываются так, что Эраст вынужден на время прекратить свидания, но во время разлуки он успевает проиграться в карты и разориться. Единственная возможность исправить положение — жениться на бога-той вдове. Вот и столкнулись мечта и действительность, разум и сердце! Когда Лиза случайно встречает Эраста в городе и, ничего не подозревая, с радостью обнимает его, молодой человек дает ей деньги, желая откупиться от люб-ви. Чувства девушки оскорблены и, не выдержав горя и унижения, она трагически заканчивает свою жизнь. Материал с сайта

Конечно, Эраст виноват в том, что девушка покончила с собой, но автор не обвиняет его и даже пытается по-своему оправдать. Эраст — жертва общества, обстоятельств, вре-мени, низменных страстей, но и он «был до конца жизни своей несчастлив». Узнав о судьбе бедной Лизы, Эраст «не мог утешиться и почитал себя убийцею», а значит — еще не все для него потеряно.

Лирические отступления, замечания и восклицания ав-тора позволяют нам узнать его взгляд на происходящие события. Карамзин так заботится о точности изображе-ния места и времени произошедшего, что мы не сомневаем-ся в реальности истории. И не только горечью, но и на-деждой наполнены завершающие слова повести: «Теперь, может быть, они уже помирились!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • бедная лиза как образец сентиментальной прозы
  • примеры ситементализма в бедной лизе
  • сочинение по бедной лизе как пример сентиментализма

Сентиментализм Карамзина больше всего проявился в его повести «Бедная Лиза», напечатанной, как уже было сказано, в 1792 году в «Московском журнале». Содержание повести несложно. В окрестностях Москвы, недалеко от старинных стен Симонова монастыря, в бедной хижине жила старушка-вдова со своей прекрасной дочерью Лизой. «Отец Лизин», говорит Карамзин, «был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обеднели». Заметим, что крестьян Карамзин часто называет - «поселянами», это звучит как-то деликатнее. «Поселяне» Карамзина обыкновенно все добродетельны, чувствительны и говорят изысканным и довольно сентиментальным языком. Мать Лизы не могла работать, она почти совсем ослепла, «беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего, - ибо и крестьянки любить умеют!» - Лиза зарабатывала рукоделием, а летом рвала цветы, собирала ягоды и носила продавать в Москву. Однажды она продавала ландыши, «молодой хорошо одетый человек приятного вида» обратил на нее внимание; он купил у нее цветы, разговорился с ней и, пораженный ее красотой, спросил, где она живет. Не трудно догадаться, что между молодыми людьми вспыхнула любовь. Скоро Эраст, так звали молодого человека, появился в бедной хижине. Подойдя к окну, он спросил у Лизиной матери, нет ли у нее свежего молока? Сцена этой встречи описана в выражениях, типичных для писателя-сентименталиста.

«Услужливая Лиза побежала в погреб, принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, вытерла его белым полотенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил - и нектар из рук Гебы не мог бы показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после этого благодарил, Лизу, и благодарил не столько словами, сколько взорами». Пока старушка рассказывала Эрасту все обстоятельства своей жизни, он «слушал со вниманием, но глаза его были - нужно ли смазывать, где? И Лиза., робкая Лиза, посматривала изредка на молодого человека; но не так скоро молния блестит и в облако исчезает, как быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором». - «Щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою...».

Эраст, молодой, богатый дворянин, искренно увлекся простой крестьянской девушкой. Он «читывал романы, идиллии» и «ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым радостям», думал он.

Знакомство завязалось. Молодые люди часто встречаются то ранним утром, то лунной ночью недалеко от Лизиного дома. их разгорается. Лиза удивлена тем, что Эраст просит ее не говорить матери об этих встречах, но она вполне доверяет своему другу и всем существом своим отдается новому чувству. Через несколько недель Эраст объявляет ей, что они должны расстаться на некоторое время, так как он едет на войну, в свой полк, куда его призывает долг чести. Прощание молодых людей описано в самых трогательных и грустных выражениях. «Прощаясь с ним (Эрастом), Лиза прощалась с душой своей». - В тоске и слезах проводит она два месяца. «В один день Лиза должна была идти в Москву, затем, чтобы купить розовой воды, которою мать ее лечила глаза свои». На одной из больших улиц она увидала проезжавшую великолепную карету, а в ней Эраста. Лиза побежала за каретой, которая скоро остановилась около огромного дома. Эраст вышел, и Лиза бросилась к нему. Ничего не отвечая на ее восклицания, он ввел ее в свой кабинет, запер дверь и сказал ей, что обстоятельства переменились, и они должны расстаться навсегда, так как он помолвлен жениться. Сказав это, он положил в ее карман сто рублей и, позвав слугу, приказал ему проводить девушку со двора... Можно себе представить, в каком положении, в каком состоянии Лиза очутилась снова на улице...

Эраст действительно некоторое время был в армии; но затем, проиграв много в карты, он расстроил свое состояние и решил жениться на богатой вдове для того, чтобы поправить свои дела.

Оставшись одна на улице, Лиза лишилась чувств. Придя в себя, она встала и пошла, сама не зная куда. Выйдя из города, она скоро очутилась «на берегу глубокого пруда, под тенью древних дубов», на том самом месте, где за несколько недель до того происходили ее свидания с Эрастом. «Воспоминания потрясли ее душу», не в силах выдержать сердечного мучения, Лиза бросилась в воду... «Собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мертва».

«Таким образом окончила жизнь свою прекрасная душою и телом», пишет Карамзин. «Когда мы ТАМ, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза».

«Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле». «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее - от ужаса охладели, глаза навек закрылись. Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по «очам сей шум;, говорят: там стонет мертвец, там стонет бедная Лиза!».

Как уже было сказано, в повести «Бедная Лиза» особенно ярко выражено сентиментальное направление Карамзина. Но несмотря на некоторое сгущение чувствительных и сентиментальных красок, «Бедная Лиза» имеет несомненные качества и литературную ценность. Во-первых, тип Эраста в русской литературе является первым из целой серии подобных характеров, появившихся впоследствии у разных авторов с различными видоизменениями; Эраст - прототип Пушкинского Онегина, Лермонтовского Печорина. Карамзин впервые в русской литературе изобразил тип молодого человека, разочарованного, пресыщенного жизнью, испорченного цивилизацией. В душе Эраста есть хорошие чувства и побуждения; встретив Лизу, он искренно увлекается не только прелестью молодой девушки, но надеждой найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условность светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, - он слитком испорчен светом и не может примениться к жизни простых людей, - и, подчиняясь условностям света, он губит Лизу, губит чистое, любящее сердце.

Карамзин первый из русских писателей описал в своей повести жизнь простых, бедных людей. Это было совершенной новизной в русской литературе, - и тоже является заслугой Карамзина. В свое время «Бедная Лиза» имела огромный успех, в обществе ею зачитывались; устраивались даже целые сентиментальные поездки к Симонову монастырю, к пруду, описанному Карамзиным. Какой-то поэт-шутник вырезал на одном из дубов, стоявших над этим прудом, четверостишие, чтобы посмеяться над общим увлечением «Бедной Лизой»:

«Здесь в воду бросилась Эрастова невеста

Топитесь, девушки!

В пруду довольно места!»

Но оставим в стороне шутки и насмешки над излишней сентиментальностью. Нельзя не признать за Карамзиным большой заслуги в том, что он первый постарался изобразить судьбу простых и несчастных людей, первый постарался вызвать в читателях жалость к «униженным и оскорбленным». «Бедная Лиза» открывает путь таким замечательным произведениям русской литературы, как «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, открывает путь Достоевскому.

«Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза» относятся к первому периоду литературной деятельности Карамзина. Во втором и главном периоде своей литературной деятельности, Карамзин всецело отдался работе над историей и заслуга его, как историка, - очень значительна.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Сентиментализм Карамзина в повести «Бедная Лиза» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сентиментализм Карамзина в повести «Бедная Лиза» .

1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главной героини.
4. Образ «злодея» Эраста.

В литературе второй половины XVIIIначала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.

Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.

Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.

Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Проводя анализ произведения «Бедная Лиза», следует отметить то, что Карамзин был первым писателем, который отказался от традиционного прославления тех или иных образов, конкретных героев (как это обычно бывает в классицистической литературе) и задался целью просто изобразить чувства и переживания людей. Примечательна эта повесть ещё и тем, что главной героиней её является не дворянка, не знатная барышня, а обычная крестьянская девушка, ведь «и крестьянки любить умеют».

Манера повествования

Сама по себе повесть оставляет впечатление некоторой нереалистичности. Составляя анализ произведения «Бедная Лиза», важно отметить, что диалоги действующих лиц чересчур напыщенны и искусственны, в них присутствует чрезмерное количество эпитетов, ахов и вздохов, восклицаний. Тем не менее именно такой ход позволяет глубже проникнуться сентиментализмом повествования, прочувствовать эмоции, переживаемые Лизой и Эрастом. Автор при этом не стремится сделать картину реалистичной - намного важнее для него то, чтобы читатель смог проникнуться, в полной мере ощутить свою причастность к происходящим в произведении событиям. Писатель хочет пробудить в нём искренние эмоции по отношению к героям, и в особенности к самой Лизе.

Встреча Эраста и Лизы

Анализ произведения «Бедная Лиза» строится на образе главной героини. Это - добрая, чистая душа, любящая и отзывчивая девушка. Прекрасный Эраст, по происхождению дворянин, впервые встречается ей в городе, где героиня продаёт ландыши. Друг в друга они влюбляются, что называется, с первого взгляда. Оба они охвачены омутом страсти, и Лиза вся, без остатка, отдаётся своему возлюбленному. Казалось бы, и Эраст тоже полюбил её всей душой, но это иллюзия.

Описания природы - важная составляющая произведения сентиментализма

Чем ещё примечательна «Бедная Лиза»? Анализ произведения непременно должен включать в себя упоминание о том, что Н. Карамзин при работе уделил большое внимание описаниям природы. Живой мир становится будто бы ещё одним самостоятельным героем повествования. Она взирает на всё, что происходит и становится отображением эмоционального состояния героини. Однако даже природа оказалась бессильна помочь девушке в судьбоносный час. «Мрак вечера питает желания», а ни одна звёздочка не появляется в небесах, чтобы «развеять мрак заблуждения». Лиза окунается в любовь полностью, и лишь после того разразилась страшная гроза, как будто «вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».

Все чувства в девушке накалены до крайней степени. Кроме того, она очень чутко ощущает природу и сразу же воспринимает грозу как знамение, что вскоре последует наказание за совершенный грех, чувствует себя преступницей.

Трагичность истории любви

Анализ произведения «Бедная Лиза» - это анализ поистине трагичной истории любви. Под давлением различных испытаний чувства персонажей не выдерживают, и в них появляется трещина, которая неумолимо увеличивается в размерах, а затем ведёт к краху. Лиза остаётся верной своему избраннику, однако в сердце Эраста та первая трепетная нежность, восторг уже угасли. В итоге юноша отказывается от своей любви к Лизе и обручается с богатой женщиной «в возрасте». Для Лизы же любовь к Эрасту уже успела превратиться в смысл жизни, она не видит ничего, кроме неё. И единственным способом избавиться от страданий, на которые обрекло её равнодушие юноши, видится Лизе смерть. В итоге девушка бросается в пруд на том же самом месте, где некогда с Эрастом они любили друг друга.

Актуальной и поныне является раскрытая Н. Карамзиным тема. «Бедная Лиза» - произведение, которое заставляет в очередной раз убедиться в том, что главным чувством в жизни человека является любовь, без которой он не сможет быть самим собой.

Проверка домашнего задания

Сообщение о Н.М.Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк

Слово учителя о сентиментализме

Во второй половине 18 века возникает новое литературное направление «сентиментализм». В перевод с англ.яз. означает «чувствительный», «трогательный». Его главою в России принято считать Н.М.Карамзина, а само направление нередко определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи карамзинисткому течению противопоставляют «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период разложения феодально-крепостных отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)

А в центре внимания сентиментализмов находится человек, притом не человек вообще, а данный конкретный человек, во всем своеобразии его индивидуальной личности. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентиментальных произведений являются представителями средних и низших классов. Обычно в центре произведений разочарованный герой, который сетует на судьбу, проливает море слёз. Задача писателя - вызвать к нему сострадание. Изображается повседневная жизнь человека. Местом действия являются маленькие городки, деревни. Излюбленные места встреч героев - тихие, уединенные места (развалины, кладбища).

Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроений - доминирующие темы большинства произведений.

Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок. На смену поэзии и драматургии приходит проза. Слог становится чувствительным, напевным, эмоциональным. Получили развитие «слезной» драмы и комической оперы.

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М.Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольётся кровью, ставь перо, или оно изобразит нам холодную мрачность души твоей».

Представители сентиментализма:

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», роман «Тристам Шенди», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»;

Германия: Гёте «Страдания юного Вертера»;

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;

Россия: Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Н.А.Львов, М.Н.Муравьёв, молодой В.А.Жуковский

Зарождение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что в общественной жизни начинает играть немаловажную роль люди «третьего чина».

Анализ повести «Бедная Лиза»

- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.).

Обратимся к словам Е.Осетрова «Б.Л.» - это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Вы прочитали повесть дома и, наверное, задумались над теми проблемами, которые ставит автор в своем произведении. Давайте с вами выясним, какой является основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев (при ответе на вопросы обязательно пользоваться текстом).

Как бы определили тему этой повести? (тема поисков личного счастья). Эта тема была новой для лит-ры того времени. Мы уже говорили, что писатели-сентименталисты ставят в центр внимания частного, отдельного человека.

Кто же герои этой повести? (молодая девушка Лиза, её мать, молодой человек Эраст)

Что представляет собой жизнь Лизы с матерью до встречи с Эрастом? (Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве»)

В чем же состоит достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец - «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, внушает ей правило: «кормиться трудами своими и ничего не брать даром», Лиза - чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)

Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная).

Что представляет собой жизнь Эраста? («Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою; он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали»)

Сюжет повести основан на истории любви Лизы и Эраста. Как ЯКарамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (вначале их любовь была платоническая, чистая, непорочная, но затем Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, а Лиза видит своё счастье в довольстве Эраста)

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусит светских забав» Эраста? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простот очередная забава. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение поротивоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста - силу тоски своей)

Возможна ли любовь между крестьянкой и барином? (кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Если бы жених твой был таков!». Все Лизино сердце затрепетало…»Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…- Лиза не договорила речи своей». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Мечта!» В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем»

- «Почему же?»

- «Я крестьянка»)

Как вы понимаете название повести? (бедная - несчастная)

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «Настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале повести настраивают на трагический финал повести; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что она потеряла невинность, непорочность)

Как автор добивается достоверности рассказываемого? (повествование от 1 лица, подробное описание мест, к-ые существовали на самом деле).

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста же он неоднократно словами Лизы называет жестоким, и это оправдано, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл. Всему происходящему он дает свои оценки, которые объективны)

Понравилась ли вам повесть? Чем?

Д.з.:

1. Сообщение о сентиментализме

2. Почему «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма? (письменный ответ)

Рефлексия

Знал-узнал-хочу узнать (ЗУХ)



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...