Кружок в мире географии вк. Программа кружка «Занимательная география

Одной из наиболее широко распространенных форм внеклассной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать географический кружок можно с учащимися различного возраста, но все же наиболее приемлема эта форма работы для среднего звена школьников.

Активность учащихся возрастает в том случае, если работа в кружке имеет общественную значимость. Поэтому в работе кружка целесообразно это учесть и выбрать виды общественно полезной работы: организацию краеведческого уголка, музея, выставки, озеленение участка и т.д.

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические кружки по содержанию можно разделить на группы:

Занимательные. Их основная задача - привлечение учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

Однако чтобы сохранялся интерес к изучаемым географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

Кружки, на которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

Кружки, посвященные специальным вопросам географии, изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15-18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем некоторые общие принципы работы географического кружка:

  • а) руководящая роль учителя,
  • б) применение исследовательского метода,
  • в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,
  • г) обязательное оформление результатов кружковой работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1-2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью методики проведения занятий географического кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Занимательная география»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 8-9 лет

Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего граж-данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв-ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам привить интерес к географии, расширить знания в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ - как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность , возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках географии. Им очень пригодится данный материал на уроках в 6 классе, где на изучение тем курса отводится всего 34 часов и за недостаточностью времени отдельные темы рассматриваются поверхностно.

Данная программа может быть востребована учителями географии, педагогами дополнительного образования естественнонаучного направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области географии

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам курса
  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки
  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации
  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни .

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков географической культуры, ответственного отношения к природе
  • Совершенствовать навыки коллективной работы
  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Способствовать развитию творческих способностей
  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся..
  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
  • Принцип результативности.

Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 3 класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 28 человек (по 14 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе - 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильмов и презентаций

Экскурсии в природу

Выставки работ

Общешкольные компании: «День Земли», «Экологический десант»

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты

Программа кружка «Природа вокруг нас» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 8,5 часов теоретических, 25,5 часов практикумов. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях школьного кабинета и природы.

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

Основные понятия курса.

Основные методики проведения наблюдений.

Основные географические понятия и термины

Различия плана, глобуса и географических карт

Результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека

Должны уметь:

Проводить самостоятельный поиск информации

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

Выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

Находить в разных источниках географическую информацию;

Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

Определять расстояния и направления на местности и по плану

Чертить простейший план местности

Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности

чтения планов местности и географических карт

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень : удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень : достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень : свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, игра, результаты экскурсии и творческих работ

Беседа, решение кроссворда, результаты творческих и исследовательских работ

План местности

Беседа, результаты творческих и исследовательских работ

Строение Земли

Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы. Викторина

Погода

Беседа, сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы

Подведение итогов

Викторина «Занимательная география»

Формы подведения итогов реализации программы.

Диагностическое исследование ЗУНов;

Итоговые выставки творческих работ;

Организация и участие в общешкольных мероприятиях;

Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании школьного научного общества;

Участие в заседании городского экологического объединения «Чистый город»

Участие в конкурсах различного уровня

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Введение

Земля - планета Солнечной системы

1,5

5,5

План местности

Строение Земли

Погода

Подведем итоги

Всего

8,5

25,5

Содержание программы

Введение (3 часа)

Теоретические знания:

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы. Что изучает география? Великие географические открытия

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов и презентаций. Игра «Живое - неживое». Решение к россворда «Великие путешественники». Оформление выставки рисунков « Географические открытия и путешественники»

Экскурсия.

В Василевский парк «Живая и неживая природа»

Темы работ

Реферативные:

Великие географические открытия

Знаменитые путешественники

Творческие

Оформление выставки рисунков

Теоретические знания:

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности. Почему день сменяет ночь? Почему бывает зима и лето?

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов. Конкурс загадок о времени суток. Решение геозаданий.

Практические работы:

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Экскурсия.

«Наблюдение за изменениями природы»

Темы работ

Исследовательские:

Режим дня школьника

Реферативные:

Земля - наша планета

Солнечная система

Почему приходит день?

Творческие

Оформление выставки рисунков

План местности (8 часов)

Теоретические знания:

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Компас. История его изобретения. Как определить расстояние? Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Практикумы.

Решение геозаданий.

Практические работы:

Составление плана класса

Темы работ

Реферативные:

Что такое компас?

История изобретения компаса

Как ориентироваться по Солнцу и местным признакам?

О чем расскажет знак на плане?

Творческие

Оформление выставки планов местности

Строение Земли (8 часов)

Теоретические знания:

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Поверхность Земли. Горы и равнины. Вулканы. Землетрясения.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций.

Практические работы:

Изготовление макета «Строение Земли» в различной технике

Темы работ

Реферативные:

Из чего состоит ядро?

Что такое мантия?

Вулканы

Землетрясения

Творческие

Оформление выставки макетов

Погода (6 часов)

Теоретические знания:

Что такое погода и климат. Признаки хорошей и плохой погоды. Метеоприборы. Явления природы. Дождь. Снег. Облака.

Практикумы.

Знакомство со справочной литературой, просмотр презентаций. Решение геозаданий. Выполнение творческих работ.

Практические работы:

Наблюдение за движением облаков

Темы работ

Исследовательские:

Наблюдение за погодой

Реферативные:

Что такое облако?

Почему не из каждой тучки идет дождь?

Как образуется снег?

Зачем нужно изучать погоду?

Творческие

Сочинить сказку «Путешествие капельки воды»

Выставка снежинок

Выставка рисунков

Подведем итоги (1 час) - викторина «Занимательная география»

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области географии. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, защита групповы х проектов. Итогом проведения практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью кроссвордов, геозаданий , при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Э то сообщения , рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.

Примерное планирование тем

Введение (4 часа)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой и неживой природы

Игра «Живое - неживое»

Результаты беседы и игры

2 неделя

Экскурсия.

Результаты экскурсии

3 неделя

Что изучает география? Великие географические открытия

Просмотр презентации

Конспект

4 неделя

Подведем итоги

Творческая мастерская

Кроссворд «Великие путешественники»

Географические открытия и путешественники (рисунки)

Выставка рисунков

Земля - планета Солнечной системы (7 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Земля - планета Солнечной системы. Представление о форме Земли в древности

Просмотр презентации

Конспект

2 неделя

Творческая мастерская

Изготовление модели Земли из цветного пластилина

Модель Земли из пластилина

3 неделя

Почему день сменяет ночь?

Конкурс загадок о времени суток

Результаты беседы

4 неделя

Творческая мастерская

Составление режима дня школьника

Режим дня

5 неделя

Почему бывает зима и лето?

Решение геозаданий

Результат работы

6 неделя

Час открытий

Наблюдение за фенологическими и климатическими изменениями в природе

Результаты наблюдений

7 неделя

Подведем итоги

Презентация результатов самостоятельной работы

Модели, сообщения, результаты наблюдений

План местности (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Компас. История его изобретения.

Определение сторон горизонта по компасу

Результаты работы

3 неделя

Игротека

Игра «Что? Где? Когда?»

Результаты игры

4 неделя

Как определить расстояние?

Определение расстояния с помощью рулетки и шагов

Результаты работы

5 неделя

Что такое план местности? Для чего он нужен? Знаки на плане

Решение геозаданий

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Составление плана класса

План класса

7 неделя

Составление плана «Безопасная дорога в школу»

План местности

8 неделя

Подведение итогов

Презентация результатов самостоятельной деятельности

Сообщения, рисунки

Строение Земли (8 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора

Решение геозаданий

Результаты работы

2 неделя

Творческая мастерская

Творческая работа «Строение Земли» (рисунки, аппликации, объемные модели)

Результаты работы

3 неделя

Поверхность Земли. Горы и равнины

Решение геозаданий

Результаты игры

4 неделя

Час открытий. Как рождаются горы?

Заслушивание сообщений

просмотр презентации

Результаты работы

5 неделя

Что такое вулкан?

Решение геозаданий

Прослушивание сообщений

Результаты работы

6 неделя

Творческая мастерская

Лепка макета вулкана из пластилина

Макеты вулканов

7 неделя

Землетрясения

Рисуем горы

Выставка рисунков «Горы»

8 неделя

Подведение итогов

Отчеты по творческим заданиям

Погода (6 часов)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

Загадки и ребусы о погоде

Наблюдение за погодой

Результаты работы

2 неделя

Метеоприборы

Измерение температуры воздуха и направления ветра

Результаты работы

3 неделя

Явление природы. Почему идет дождь?

Рисуем дождь

Составляем сказку «Путешествие капельки воды»

Рисунки

Сказка

4 неделя

Как рождаются облака?

Экскурсия - наблюдаем за облаками

Результаты экскурсии

5 неделя

Почему идет снег?

Мастерим и рисуем снежинки

Выставка снежинок

6 неделя

Подведем итоги

Представление результатов работы

Результаты игры

Подведем итоги (1 час) - игра «Занимательная география»

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

Педагогические технологии, используемые в обучении.

Личностно - ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль - определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль : коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Перечень методического обеспечения программы:

Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

Оборудование

Название

Количество

Гербарии

по географии

Коллекции:

«Почва»

Полезные ископаемые

Глобус (физический)

Компасы

Настенные карты

Альбом по географии «Полезные ископаемые»

Микроскопы

Приборы для опытов

Название методической литературы

Количество

Атласы по географии:

6 класс

7 класс

8-9 класс

Ивановская область

Таблицы:

по географии

Портреты

географов

1 комплект

Презентации к занятиям

Список литературы.

Для учащихся:

Молодцова З.В. Занимательная география. - Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 1976.

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

«Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

Журналы «Юный натуралист».

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

Для учителя:

  1. «Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005
  2. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
  3. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя
  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988
  5. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989
  6. География: Все для учителя географии Сайт: http://geo.1september.ru
  7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям Сайт: http://www.danilova.ru
  8. География:Энциклопедическая библиотека. Сайт: http://megacollection.ru
  9. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
  10. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
  11. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000
  12. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.
  13. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.
  14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
  15. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
  16. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
  17. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.
  18. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.

Рабочая программа кружка «Юный географ- исследователь» для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Юный географ- исследователь» для обучающихся 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) и методическими рекомендациями МКОУ СОШ № 1 с.п. Кахун. Программа рассчитана на 2ч. в неделю. 68 ч.

В связи с возрастанием роли патриотического воспитания меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные курсы.

Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома и с картинки в букваре. Вот поэтому важным моментом патриотического воспитания является изучение своей Родины в контексте её места, роли, особенности и значимости в мировом сообществе. Именно многогранные знания о о России вызовут у школьника с одной стороны интерес как ученого-натуралиста, а с другой - воспитают патриота, гражданина РФ. Воспитание патриотизма и любви к своей стране должно базироваться на изучении ребенком прошлого народов России и современного могущества государства Российского. Патриотический подход в обучении предполагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении географии и своего края, и России, и мира в целом.

Несмотря на то, что эти знания носят межпредметный характер, их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические, экономические и политические знания.

Программа учитывает знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Разделы программы включают изучение как объектов и явлений во время экскурсий, так и выполнение творческих заданий с применением современных средств и методов исследования (интернет, др. ). Изучение экологического состояния окружающей среды должно привить учащимся чувство любви и бережливости к природе своего города, края, страны. Знакомство же с историей России, края и города должно вызывать у ребят чувство гордости за свою Родину.

При освоении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «ресурсы», «производственный комплекс», «мировое хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им географических объектов, а с другой – создаст платформу для плавного перехода к изучению географии в следующих классах. Предполагается, что учащиеся по окончании изучения теоретической части будут вести исследовательскую деятельность, используя знания и умения, а также применяя универсальные учебные действия (УУД) полученные при изучении различных материалов на кружке.

В процессе посещения занятий на кружке и самостоятельной работы для школьников создаются условия обеспечивающие формирование и развитие:

  • интереса к географии и смежным наукам;
  • умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
  • творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Занятия объединены в тематические блоки и состоят из теоретической и практической частей.

Направленность кружка «Занимательная география» - Естественнонаучная. Уровень программы – ознакомительный.

Цель: развить интерес к географии и смежным наукам, активизировать познавательную деятельности, сформировать платформу для патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края, России и мира.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей, формирование универсальных учебных действий.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
  2. Формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
  3. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края и народов России.
  4. Воспитание ответственности за слова, дела и поступки.
  5. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

  1. Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
  2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
  3. Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
  4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

Формы работы

  • теоретические занятия, экскурсии,
  • практические занятия на местности и в камеральных условиях,
  • различные акции экологического содержания,
  • подготовка проведение праздничных и другие мероприятия, неделя географии.

Основные направления и содержание деятельности.

Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой курса физической географии, представляет некоторые трудности для учащихся.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Тема 1. Введение (3ч)

Знакомство с деятельностью кружка, планирование. Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.

Тема 2. Ориентирование на местности (11ч.)

История изобретения компаса

Упражнения и движение на местности с компасом и без него

Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Время, по которому мы живем. Солнце как маяк. Определяем время по солнцу. Ориентирование по звездам и луне. Кто придумал компас. Загадочная стрелка. Компасы без магнитной стрелки. Движение по азимутам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам. Местность и карта.

Плавают ли материки. Как растут горы. О чем расскажут камни. Как ищут полезные ископаемые. Есть ли бесполезные ископаемые. Игра «Мы – спасатели». Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам.- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

Вулканы, гейзеры, горячие источники.

Землетрясения.

Разнообразие форм рельефа на Земле.

Рельеф своей местности.

Великие реки Земли. Удивительные озера мира. Твердый океан. «Белая смерть» - лавины. Бермудский треугольник. Водяное отопление материков. Опасный океан: смерчи, цунами. Географические загадки. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»- современные способы изучения морей и океанов.

Водяные смерчи, бури и ураганы в море.

Части мирового океана.

Растительный и животный мир океанов и морей.

Экологические проблемы Мирового океана.

Одежда Земли. Миф или правда: искусственный дождь. Учимся предсказывать погоду. Живые барометры. Грозные явления в атмосфере.

Уникальные растения и животные. Растения и животные, занесенные в Красную книгу КБР. Зеленое богатство океанов. Природные лаборатории-заповедники. Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

Тема 8. Краеведение (18ч.)

Особенности географического положения и природы своего села. История заселения. Знаменитые люди - наши земляки.

Мой дом. Родословная семьи. Защита проекта «Моя родословная»

Родная школа. Ее история и традиции.

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом» Защита группового исследовательского проекта

«Я горжусь своим селом»

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

Выставки

Учебно-исследовательские конференции

Олимпиады

Неделя естествознания

Ожидаемые результаты и их проверка

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
  • увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.

Базовые знания

Основные термины и понятия минералогии, петрографии;

Основные виды туризма;

Основные методы ориентирования на местности;

Основные виды растений и животных;

Правила ведения наблюдений, полевых исследований;

Особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

Историю образования и развития России, города героя Москвы

УУД

Выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

Проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

Оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

Различать памятники природы;

Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

Различать охраняемые растения и животных Московского региона

Работать с литературой;

Применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир. География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г.

7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г

8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

9.Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.

10.Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.

Познавательная литература для учащихся

http://www.pelikanschool.org/

http://3.olimpiada.ru/index.php

http://www.ug.ru/

http://teacher.org.ru/

Календарное планирование кружка «Занимательная география»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. Введение (3ч)

Вводное занятие. Определение целей и задач кружка. План кружка на год.

4.09.

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Инструкция №1.

11.09.

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

15.09.

Тема 2. Ориентирование (11ч.)

Время, по которому мы живем.

18.09

Солнце как маяк. Определяем время по солнцу

22.09

Ориентирование по звездам и луне.

25.09

Кто придумал компас.

29.09

Загадочная стрелка.

2.10

Компасы без магнитной стрелки.

6.10

Движение по азимутам.

9.10

13.10

Географические координаты. Определение заданных точек по географическим координатам.

16.10

Местность и карта.

20.10

Местные ориентиры, приметы и признаки.

23.10

Тема 3. Жизнь земной коры (7ч.)

Плавают ли материки.

27.10

Как растут горы.

10.11

О чем расскажут камни.

13.11

Как ищут полезные ископаемые.

17.11

Есть ли бесполезные ископаемые.

20.11

Игра «Мы – спасатели».

24.11

Конкурс « Знатоки географической карты». Игра-практикум по тематическим картам.

27.11

Тема 4. Голубая планета (9ч.)

Великие реки Земли.

1.12

Удивительные озера мира.

4.12

Твердый океан.

8.12

«Белая смерть» - лавины.

11.12

Бермудский треугольник.

15.12

Водяное отопление материков.

18.12

Опасный океан: смерчи, цунами.

22.12

Географические загадки.

25.12

Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах от «Эрудит»

29.12

Тема 5. Воздушное покрывало (5ч.)

Одежда Земли

12.01

Миф или правда: искусственный дождь.

15.01

Учимся предсказывать погоду

19.01

Живые барометры

22.01

Грозные явления в атмосфере.

26.01

Тема 6. Зеленая планета (5ч.)

Сам.раб

Уникальные растения и животные.

29.01

Растения и животные, занесенные в Красную книгу КБР.

2.02

Зеленое богатство океанов.

5.02

Природные лаборатории-заповедники.

9.02

Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

12.02

Участие в дистанционном конкурсе по географии «По материкам и океанам»

16.02

Тема 7. Биосфера. Загрязнение окружающей среды (8ч.)

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека.

19.02

Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

26.02

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

2.03

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

5.03

Шум. Меры предотвращения шумового воздействия. Возможности появления новых видов загрязнений природы.

9.03

Глобальные проблемы человечества.

1203

Глобальные проблемы человечества.

16.03

Глобальные проблемы человечества.

19.03

Тема 8. Краеведение (18ч.)

Особенности географического положения и природы своего села. История заселения.

23.03

Знаменитые люди - наши земляки.

2.04

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

6.04

Мой дом. Родословная семьи.

9.04

Мой дом. Родословная семьи.

13.04

Мой дом. Родословная семьи.

16.04

Защита проекта «Моя родословная»

20.04

23.04

Родная школа. Ее история и традиции

27.04

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

30.04

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

4.05

Село Кахун: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие.

7.05

11.05

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

14.05

Подготовка группового исследовательского проекта «Я горжусь своим селом»

18.05

Защита группового исследовательского проекта

«Я горжусь своим селом»

21.05

Подготовка к конкурсу плакатов «Занимательная география»

25.05

Защита плакатов «Занимательная география»

28.05

Проблемы и перспективы современной географии.

30.05




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...