Листья. Федор Иванович Тютчев «Листья»
«Листья» Федор Тютчев
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Анализ стихотворения Тютчева «Листья»
Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.
С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы. Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю . И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.
Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна. Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности. «Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.
По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл . Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать. Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.
«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости. Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти. Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.
Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей. Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу. Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым. Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.
«Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Цели :
16. Образовательные:
– Познакомить с особенностями мировосприятия поэтов.
– Показать взаимосвязь человека и природы в поэзии Тютчева.
– Показать импрессионистические моменты лирики Фета.
– Показать сходства и различия творческого мироощущения поэтов.
17. Развивающие:
– Развивать способность наслаждаться красотой природы.
– Развивать способность наблюдать за движением авторской мысли.
– Развивать способность видеть художественные образы в тексте.
– Развивать способность видеть точки соприкосновения и расхождения в поэтических мирах двух авторов.
18. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядность:
Выставка книг, портрет, аудиозапись романса на стихи Тютчева в исполнении Л. Казарновской, подборка репродукций картин Клода Моне.
Литература:
Литература: Справ. шк./сост. Н. Г.Быкова, М., 1997.
Ход урока :
I Оргмомент .
II Психологическая подготовка:
Дети слушают аудиозапись, после этого учитель говорит:
Ребята сейчас вы услышали романс в исполнении на стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
III Слово о Тютчеве :
Поэзия Тютчева занимает совершенно особое место в русской литературе. Неслучайно современники ставили его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть» - писал о поэте Иван Сергеевич Тургенев .
Творческий путь Тютчева начался очень рано. Уже в 12 лет он переводил древнегреческих поэтов. Творчество Тютчева всегда было очень тесно связано с европейской культурой, ведь 22 года Тютчев, будучи русск5им дипломатом, прожил в Германии. Но тем не менее Тютчев был одним из не многих поэтов, который понимал все тонкости русской души, даже находясь вдали от Родины, который осознавал, что «умом России не понять» и оттого всегда слушал ее сердцем.
За границей Тютчев постоянно пытался найти отголоски русской природы, что-то такое, что бы напомнило ему о России: восход и закат, майская , смена времен года.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне.
Человек же в поэзии Тютчева слаб и величественен одновременно. Немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося свидетелем исторических событий. Именно такого человека, попавшего в водоворот времени, видим мы в одном из самых знаковых стихотворений Тютчева «Листья».
IV Работа с текстом («Листья»):
Сначала читает вслух учитель, спрашивает, какие чувства испытали ученики после услышанного, какую картину природы себе представили; Учитель отмечает, что всем представились разные картины и, чтобы разобраться почему так происходит предлагает сделать построфный анализ. Ученики построфно читают стихотворение и разбирают каждую строфу, затем снова ее перечитывают, учитель же работает на эмоциональное восприятие и обращает внимание на главные образы стихотворения.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,-
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Какое настроение звучит в этой строфе? (Смирение. Слово «пусть»). Что указывает на негативное отношение автора к картине, описанной в данной строфе? ( «торчат», эпитет «тощая», сравнение «как иглы ежа»). Динамично ли повествование в данной строфе? (Нет. Здесь больше тоски).
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в poce!..
О ком Тютчев говорит «Мы»? (А листья). Как присутствует автор в данной строфе? (Наблюдает за всем со стороны). Как меняется настроение в данной строфе? (Становится приподнятым и даже радостным). Благодаря каким словам это происходит? (Эпитеты «легкое», «красное», глаголы «цветем и блестим», «играли, купались»).
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
Как меняется настроение в этой строфе? (Снова становится грустным). Какие глаголы на это указывают? (Отпели, отцвели, побледнели, ушли). Посредствам чего в строфе выражается сомнение? (Риторический вопрос).
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Как изменяется темп в этой строфе? (Снова ускоряется). Как выражается смятение? (Повтор глаголов в повелительном наклонении, восклицательные предложения).
Учитель читает вновь стихотворение целиком и говорит: мы с вами видим, что поэзия Тютчева построена на контрастах: динамика и статика, жизнь и смерть, грусть и воспоминания о радостных днях. Но для Тютчева, прежде всего, важны не эти крайние точки, а переходные состояния.
V Слово о Фете : Интерес к переходным состояния воплотился и в творчестве другого гениального русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет стремился детально изучить любое явление. Импрессионизм – это направление, зародившееся во Франции, представители которого пытались запечатлеть на своих полотнах мгновенное впечатление человеческой души.
Посмотрите на эти работы Клода Моне: он изображает обычный стог сена в разное время суток и каждый раз этот стог воспринимается по-разному. Подобно этому, в поэзии Фета любая обыденная вещь, в зависимости от человеческого впечатления может предстать абсолютно по-разному.
Будучи очень парадоксальным поэтом и человека, Фет сумел соединить в своей натуре практичного помещика Шиншина и романтического поэта Фёта. Творческая жизнь поэта прерывалась несколько раз: были такие длительные периоды, в которые Фет не написал ни строчки. Но тем не менее размышлять о судьбе человека, о месте в мире Фет не прекращал никогда.
Мы остановимся на стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила…», в котором как нельзя ярче представлен этот бесконечный поиск человека своего места в мире.
VI Работа с текстом («Ель рукавом мне тропинку завесила») :
Сначала читает вслух учитель. Какую картину вы представили себе после этого стихотворения? (Дети называют). Видите, картины снова разные. А почему, как вы думаете? (В этом стихотворении тоже целая палитра чувств).
Но если в стихотворении Тютчева настроение в строфах звучало по контрасту, то, как строится контраст у Фета? (Противоположные чувства присутствуют в каждой строфе). Давайте посмотрим, так ли это.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Какие контрасты мы видим в этом четверостишии? (шумно и жутко, грустно и весело). Как представлен автор? (Образом лирического , повествование ведется от первого лица). Что передает смятение лирического героя? (Строка «Я ничего не пойму»).
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Каков ритм этого четверостишия? (Немного неровный, паузы внутри строк). Какие слова нагнетают обстановку? (Глаголы «гудет и колышется», междометие «чу»).
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Если читать стих «Листья» Тютчева Федора Ивановича впервые, не сразу удастся определить, к какому жанру оно относится. Это произведение было написано, когда Тютчеву было 17 лет. В начале стихотворения автор описывает спящий зимний лес, поэтому «Листья» можно отнести к пейзажной лирике. Но затем в строчках появляются глубокие философские мысли. Тютчев проводит аналогию между красивыми листьями и человеческими судьбами. В силу своей молодости поэт считает, что старость - это абсолютно бесполезный период жизни человека. Построив стихотворение как монолог листьев, автор сравнивает их с молодым поколением, живущим яркой насыщенной жизнью.
Тощая зелень елок и сосен, которая никогда не желтеет, но не отличается свежестью листьев, ассоциируется у Тютчева с людьми старшего поколения. Проходит лето, отцветают цветы, улетают птицы, и листья не хотят висеть на деревьях и желтеть. В этих строках автор размышляет о том, что молодость быстро проходит, наступает старость, которая ничем не примечательна, кроме постоянных болезней и разочарований. Юный Тютчев не осознает, что прожитые годы приносят человеку бесценный опыт, он становится мудрым и рассудительным. Автор надеется, что старость не коснется его самого. Он призывает ветер скорее сорвать с деревьев пожелтевшие листья, тем самым выражая надежду не дожить до преклонных лет, а покинуть этот мир молодым и здоровым человеком. Надеждам Тютчева не суждено было сбыться, несколько последних месяцев жизни он был прикован к постели и не мог обходиться без помощи посторонних.
Учить это стихотворение можно на уроке литературы в классе или оставить для самостоятельного изучения в качестве домашнего задания. Прочитать текст стихотворения Тютчева «Листья» онлайн или скачать его полностью можно здесь.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Стихотворение “Листья” : листья – символический образ яркой, но краткой жизни.
Все стихотворение построено на олицетворении: листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят; от их имени ведется рассказ. Главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.
Символический уровень: иглы сосен и елей – люди, которые не умеют ярко жить и чувствовать. Их ощущение жизни бедно, тускло, сравнимо с “тощей зеленью” иголок. Они не чувствуют опустошения (их зелень “ввек не желтеет”) , но никогда не ощущают подлинной полноты жизни (“ввек не свежа”) .
Листья – символический образ людей, проживающих свои дни насыщенно, полно и глубоко, не желающих чувствовать вполнакала. Листья не желают мириться с невозможностью жить так же богато и радостно, как прежде, и готовы лучше отказаться от такой жизни, нежели прозябать на докучных ветвях.
(Пока оценок нет)
Сочинения по темам:
- Облетающие листья, тучи, буря – это понятные всем приметы поздней осени. Поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря...
- В августе 1925 года Есенин написал стихотворение “Листья падают, листья падают…”, настроение которого весьма характерно для позднего творчества поэта. Во...
- Лирика Рубцова – это главным образом внимание к природе и человеческой душе. Советский поэт следовал традициям, заложенным классическими русскими авторами....
- Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще...
- Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые...
- Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных...
- Стихотворение, написанное в 1858 году, также демонстрирует черты импрессионизма в творчестве А. А. Фета. Творческий акт, по А. А. Фету,...