Мир велик и прекрасен. I
Отгадайте загадку
- Много её - беда!
- Мало её – беда!
- Нужна нам всегда
- Больше, чем еда.
- Человек – 3 дня
- Верблюд – 8 дней
- Человек должен употреблять в сутки не менее 3 литров воды
- Остановка "Учебная"
- Вот верблюд – живое чудо!
- Два горба есть у верблюда.
- Вдосталь он пока напьётся –
- Может выпить полколодца.
- Но зато потом в пустыне,
- Где воды нет и в помине,
- Может он по многу дней
- Не тревожиться о ней.
- Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
- Скажи «родник» -
- И вот возник, бежит в зелёной чаще
- Весёлый ключ журчащий.
- Мы и родник зовём ключом
- (ключ от дверей
- Тут ни при чём)
- Остановка
- "Угадай-ка"
- Всё на свете отражает…
- Напоит и освежит.
- И всё время убегает,
- Да никак не убежит.
- Из земли пробился,
- Как сердечко бьётся.
- Ты в жару напился,
- И другой напьётся.
- Ручей
- Дом узнаешь без труда:
- В четырёх стенах – вода,
- И журавль у входа
- Раздаёт всем воду.
- Назовите добрые дела воды.
- Отгадайте кроссворд на с.55
- Вода:
- Возит
- Охлаждает
- Исцеляет
- Гасит
- Расскажите, кому и для чего нужна вода.
- Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
- Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду?
- Вода:
- Плещется
- Журчит
- Булькает
- Чистая
- Мутная
- Прозрачная
- холодная
- Остановка
- "Подумай"
- Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
- О чём предупреждает Мойдодыр? (с.55,№4)
- Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
- Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело?
- Почему плохо быть грязнулей?
- Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
- Как вы заботитесь о чистоте тела?
- Прочитаем советы доктора Воды:
- Раз в неделю мойся основательно.
- Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
- Каждый день мой ноги и руки перед сном.
- Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
- Я под краном руки мыла,
- А лицо помыть забыла.
- увидал меня Трезор,
- Закричал: «Какой…!»
- Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
- Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
- Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!
Слайд 2
Что такое вода?
Слайд 3
Вода на Земле
Вода – самое распространенное на Земле вещество. Вода – одно из самых удивительных веществ на Земле, драгоценная жидкость, дар природы нашей планете.
В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе.
Слайд 4
Отгадайте кроссворд
1. Скатерть бела, весь мир одела.
2.В природе ею заполнены чаши океанов, морей, озер, рек, болота.
3. Рядом с горкой новичок -
Чистый добрый родничок
Из земли пробился,
Как сердечко бьется,
Ты в жару напился,
И другой напьется.
4. Стоит дуб вялый,
На нем сидит черт - дьявол
Кто ни пойдет,
Так не отойдет.
5. Снесли птички
Синеньки яички
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
6. Не море, не земля,..
Корабли не плавают.
И ходить нельзя.
7. Много рук, одна нога,.
8. Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит -
Не выбежит.
Слайд 5
Роль воды на Земле
- Благодаря воде возникла жизнь на Земле.
- Вода – среда обитания многих животных и растений.
- Растениям, животным и человеку необходима вода.
- Без воды все живое погибает.
- Вода – всему голова!
Слайд 6
Вода – это жидкость
Слайд 7
Вода не имеет запаха
Слайд 8
Вода не имеет цвета
Слайд 9
Три состояния воды
Слайд 10
Превращение воды
В природе вода может одновременно находиться в трех состояниях.
Например., летом на вершинах гор она в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная
При изменении температуры вода может переходить из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое.
МБОУ Манычская СОШ
П. Сорговый
Зерноградский район
Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.
Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс
Задачи
Образовательные:
Познакомить учащихся с разнообразием воды;
Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;
Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,
Формировать понятие «вода и её назначение».
Воспитательные:
Формировать у учащихся эстетическое видение воды;
Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;
Прививать любовь к природе;
Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление;
Умение сосредотачиваться на главном;
Развивать память;
Развивать наблюдательность и любознательность.
Ход работы
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.
1 этап - «Вода на земле»
Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.
2 этап - «Живительная вода».
На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.
3 этап - «Берегите воду!».
На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.
При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.
В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».
Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.
Это огромный водоём с солёной водой.
Он бежит и журчит.
Она шумит на дне страшной пропасти.
Он только и делает, что падает.
Оно – любимое место Кикиморы.
За неё цепляются облака.
Что общего у горы с ботинком
Он растёт после дождей, но не вверх.
С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.
̶ Пресная вода
Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?
Какой воды на земле больше: пресной или солёной?
Где находятся запасы воды?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
________________
Кругом вода, а с питьём беда.
Приношу на берег я кусочки янтаря.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе. Все обходят это место:
Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;
А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Всё на свете отражает…
Напоит и освежит.
И всё время убегает,
Да никак не убежит.
___________________
Из земли пробился,
Как сердечко бьется.
Ту в жару напился,
И другой напьется.
____________________
Дом узнаешь без труда:
В четырёх стенах вода.
И журавль у входа
Раздаёт всем воду.
____________________
Приведи свои примеры.
«Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.
«Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).
«Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.
«Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.
«Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.
«Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.
Всего в теме 25 презентаций
; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Назовите источники питьевой воды.
– Отгадайте загадки:
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.
(Река, ее исток, устье.)
Из земли пробился, как сердечко бьётся.
Ты в жару напился, и другой напьётся.
(Родник.)
Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.
И журавль у входа раздаёт всем воду.
(Колодец.)
II. Работа по учебнику.
– Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?
– Бывали ли вы на горной реке?
– Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?
Задание 2.
– Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)
Задание 3.
– Чем важны реки?
Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. , то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.
– Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)
– Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)
– Зачем нужны каналы?
– Как питаются реки?
– В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)
– Чем опасны реки?
– Что такое наводнение?
– Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)
– Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.
Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).
Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало) . Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты) . Нельзя … (загрязнять) водоёмы.
– Пользуясь рисунками (на с. 192) , расскажите, кому и для чего нужна вода.
– Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)
– Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)
– Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)
Задание 7 (рисование реки по описанию).
Задание 8 (подписи к рисункам).(Гейзер, водопад, плотина.)
Задание 9.
– Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)
– Назовите водохранилища Московской области.
IV. Фронтальная работа.
– Прочитайте ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)
– Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.
– Отгадайте кроссворд «Части реки».
1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)
2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)
3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)
4. Как называется начало реки? (Исток.)
5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)
6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)
5 | 6 | ||||||||||||
4 | у | п | |||||||||||
и | с | 3 | р | е | к | а |
|||||||
с | т | и | |||||||||||
т | ь | т | |||||||||||
1 | о | з | е | р | о | ||||||||
2 | р | о | д | н | и | к | к |
V. Итог урока.
– От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)
– Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)
Ученик читает стихотворение.
По руслу бежит поток голубой.
Есть горные речки, есть речки долин.
Все они разных длин и глубин.
Но все они к морю бегут, в океан,
К водным просторам, где ветер-буян.
– Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.
Иволга готовила снадобь е.
– Эх, «Жигули» мне бы надобны,
А то для огня не хватает полена ,
В клюве нести его – это не дело!
Иль привезти мне машиной Кама За
Урал ьские бревна, штук двадцать так сразу?!
Урок
38
Тема
:
Пресные водоёмы
Цели: ввести понятие «озеро»; познакомить с удивительными озёрами России; учить находить по карте водоёмы; развивать творческие способности, внимание.
Оборудование: физическая карта России, родного края; фотографии озёр, обитателей пресных водоёмов.
Ход урока
I. Сообщение темы.
– Отгадайте загадку:
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро.)
II. Работа по учебнику.
– Что такое река? Назовите части реки. Опишите, какими бывают реки. Каков вкус речной воды? В каких водоёмах, кроме рек, есть пресная вода? Прочитайте текст учебника. О каких водоёмах в нём говорится? (Об озёрах.)
– Что такое озеро? (Озеро – естественный водоём, углубление (котловина), постоянно заполненное водой.)
– Какие бывают озера? Назовите самое большое озеро нашей планеты. (Каспийское.) Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал.)
– Найдите на карте Каспийское море и озеро Байкал. Обсудите, как образовались эти озёра.
Учитель рассказывает об удивительных озёрах нашей страны.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 10.
– Что изображено на рисунке? (Горное озеро.) Как и где оно образовалось? Сколько рек вытекает из озера? (Одна река.) Вода в озере солёная или пресная? (Пресная.)
Задание 11.
– Решите кроссворд , отгадайте ключевое слово и составьте к нему вопрос.
6 | |||||||
1 | г | о | р | ы |
|||
2 | р | е | к | а | |||
й | |||||||
3 | о | з | е | р | о |
||
4 | м | о | р | е | |||
5 | б | о | б | р |
(Гейзер – горячая подземная вода, бьющая фонтанами.)
IV. Фронтальная работа.
Учитель рассказывает об образовании озёр.
В зависимости от того, где и как образовалось озеро, откуда пополняется его водный запас и какая в нем вода, существует несколько классификаций озер.
Во-первых, озера делятся на соленые и пресные. Большинство озер – пресные. Соленые озера, как правило, не имеют выходов для воды, и поэтому минеральные соли, попадающие в них, оседают на дно и кристаллизуются. Самое соленое озеро в мире – Мертвое море. Вода в нем солонее океанской в 8 раз. Во-вторых, озера делятся на так называемые сухие, или сезонные, и постоянно существующие. Сухие озера часто встречаются в Австралии. Таково, например, озеро Эри. Его дно покрыто слоем соли толщиной в 4,5 м. Лишь в период дождей озеро наполняется водой.
Формируются озера по-разному. Многие появились в ледниковый период , когда лед покрывал ту местность, на которой они впоследствии образовались. Помогает образованию озер движение земной коры, происходящее по разным геологическим причинам. Подобным образом возникли Каспийское море и озеро Байкал, глубина которого достигает 1640 м.
Иногда озера образуются в кратерах потухших вулканов. Таково кратерное озеро в Орегоне в США.
Часто в горных районах оползни могут образовывать естественные дамбы на реках. Это впоследствии становится одной из причин возникновения озер. Но они недолговечны. Дамбы, состоящие в основном из земли, быстро разрушаются.
С развитием гидроэнергетики в мире появляется все больше «рукотворных озер» – водохранилищ.
В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различиями в климате, высотой расположения озера над уровнем моря , неоднородностью почвы. Огромное влияние на растительность озер оказывает и человек. Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода. Стоячая вода способствует образованию вокруг озер заболоченных участков.
Растительность озер по зонам обитания делится на 3 типа.
Зона всплывающих растений расположена недалеко от берега; здесь растут остролистник, водяная лилия .
Обитатели зоны подводных растений не видны на поверхности озера: это мох, канадский сорняк .
Последняя группа – плавающие растения . Это растения, живущие на поверхности воды, они не связаны с дном и могут перемещаться по поверхности озера в любом направлении. Это водяной солдатик, утиный сорняк.
Разнообразен и животный мир озер.
Люди издавна селятся по берегам озер. В них ловят рыбу, перевозят по ним грузы, используют для спортивных соревнований и отдыха. К сожалению, люди часто загрязняют озера промышленными выбросами и отходами сельского хозяйства. В настоящее время ведется борьба с загрязнением озер.
V. Итог урока.
– Назовите пресные водоёмы, озёра России, обитателей озёр.
– Почему пресные водоёмы необходимо охранять?