Мир велик и прекрасен. I

Отгадайте загадку

  • Много её - беда!
  • Мало её – беда!
  • Нужна нам всегда
  • Больше, чем еда.
Сколько времени можно прожить без воды?
  • Человек – 3 дня
  • Верблюд – 8 дней
  • Человек должен употреблять в сутки не менее 3 литров воды
  • Остановка "Учебная"
Наша местность богата водой. Встречаются разные водоёмы: источники, ручьи, реки, озёра, пруды. Все они имеют важное значение для людей и широко используются. Водоёмы украшают нашу местность. Мы должны следить за тем, чтобы они оставались чистыми и красивыми. Вот верблюд – живое чудо!
  • Вот верблюд – живое чудо!
  • Два горба есть у верблюда.
  • Вдосталь он пока напьётся –
  • Может выпить полколодца.
  • Но зато потом в пустыне,
  • Где воды нет и в помине,
  • Может он по многу дней
  • Не тревожиться о ней.
Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
  • Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
Скажи «родник» -
  • Скажи «родник» -
  • И вот возник, бежит в зелёной чаще
  • Весёлый ключ журчащий.
  • Мы и родник зовём ключом
  • (ключ от дверей
  • Тут ни при чём)
  • Остановка
  • "Угадай-ка"
Отгадай загадки
  • Всё на свете отражает…
  • Напоит и освежит.
  • И всё время убегает,
  • Да никак не убежит.
Река Из земли пробился,
  • Из земли пробился,
  • Как сердечко бьётся.
  • Ты в жару напился,
  • И другой напьётся.
Ручей
  • Ручей
  • Дом узнаешь без труда:
  • В четырёх стенах – вода,
  • И журавль у входа
  • Раздаёт всем воду.
Колодец Назовите добрые дела воды.
  • Назовите добрые дела воды.
  • Отгадайте кроссворд на с.55
  • Вода:
  • Возит
  • Охлаждает
  • Исцеляет
  • Гасит
Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
  • Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду?
  • Вода:
  • Плещется
  • Журчит
  • Булькает
  • Чистая
  • Мутная
  • Прозрачная
  • холодная
Разгадайте ребусы
  • Остановка
  • "Подумай"
Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • О чём предупреждает Мойдодыр? (с.55,№4)
Советы доктора Воды Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело?
  • Почему плохо быть грязнулей?
  • Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
  • Как вы заботитесь о чистоте тела?
  • Прочитаем советы доктора Воды:
Раз в неделю мойся основательно.
  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Я под краном руки мыла,
  • Я под краном руки мыла,
  • А лицо помыть забыла.
  • увидал меня Трезор,
  • Закричал: «Какой…!»
Остановка «Сказочная» Сказка о микробах
  • Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
  • Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!
  • Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!

Слайд 2

Что такое вода?

Слайд 3

Вода на Земле

Вода – самое распространенное на Земле вещество. Вода – одно из самых удивительных веществ на Земле, драгоценная жидкость, дар природы нашей планете.

В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе.

Слайд 4

Отгадайте кроссворд

1. Скатерть бела, весь мир одела.

2.В природе ею заполнены чаши океанов, морей, озер, рек, болота.

3. Рядом с горкой новичок -

Чистый добрый родничок

Из земли пробился,

Как сердечко бьется,

Ты в жару напился,

И другой напьется.

4. Стоит дуб вялый,

На нем сидит черт - дьявол

Кто ни пойдет,

Так не отойдет.

5. Снесли птички

Синеньки яички

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

6. Не море, не земля,..

Корабли не плавают.

И ходить нельзя.

7. Много рук, одна нога,.

8. Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит -

Не выбежит.

Слайд 5

Роль воды на Земле

  • Благодаря воде возникла жизнь на Земле.
  • Вода – среда обитания многих животных и растений.
  • Растениям, животным и человеку необходима вода.
  • Без воды все живое погибает.
  • Вода – всему голова!
  • Слайд 6

    Вода – это жидкость

    Слайд 7

    Вода не имеет запаха

  • Слайд 8

    Вода не имеет цвета

  • Слайд 9

    Три состояния воды

  • Слайд 10

    Превращение воды

    В природе вода может одновременно находиться в трех состояниях.

    Например., летом на вершинах гор она в твердом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная

    При изменении температуры вода может переходить из твердого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое.

    МБОУ Манычская СОШ

    П. Сорговый

    Зерноградский район

    Ростовская область

    Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.

    Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс

    Задачи

    Образовательные:

      Познакомить учащихся с разнообразием воды;

      Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;

      Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,

      Формировать понятие «вода и её назначение».

    Воспитательные:

      Формировать у учащихся эстетическое видение воды;

      Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;

      Прививать любовь к природе;

      Прививать бережное отношение к воде.

    Развивающие:

      Развивать наглядно-образное мышление;

      Умение сосредотачиваться на главном;

      Развивать память;

      Развивать наблюдательность и любознательность.

    Ход работы

    Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

    1 этап - «Вода на земле»

    Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.

    2 этап - «Живительная вода».

    На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.

    3 этап - «Берегите воду!».

    На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.

    При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.

    В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».

    Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.

      Это огромный водоём с солёной водой.

      Он бежит и журчит.

      Она шумит на дне страшной пропасти.

      Он только и делает, что падает.

      Оно – любимое место Кикиморы.

      За неё цепляются облака.

      Что общего у горы с ботинком

      Он растёт после дождей, но не вверх.

      С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.

    ̶ Пресная вода

    ̶ Солёная вода

      Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?

      Какой воды на земле больше: пресной или солёной?

      Где находятся запасы воды?

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу.

    ________________


    Кругом вода, а с питьём беда.

    Приношу на берег я кусочки янтаря.

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе. Все обходят это место:

    Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;

    А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги.

    Всё на свете отражает…

    Напоит и освежит.

    И всё время убегает,

    Да никак не убежит.

    ___________________

    Из земли пробился,

    Как сердечко бьется.

    Ту в жару напился,

    И другой напьется.

    ____________________

    Дом узнаешь без труда:

    В четырёх стенах вода.

    И журавль у входа

    Раздаёт всем воду.

    ____________________

    Приведи свои примеры.

    «Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.

    «Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).

    «Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.

    «Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

    «Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.

    «Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.

    Всего в теме 25 презентаций

    ; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.

    Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».

    Ход урока

    I. Сообщение темы урока.

    – Назовите источники питьевой воды.

    – Отгадайте загадки:

    Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

    Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.

    (Река, ее исток, устье.)

    Из земли пробился, как сердечко бьётся.

    Ты в жару напился, и другой напьётся.

    (Родник.)

    Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.

    И журавль у входа раздаёт всем воду.

    (Колодец.)

    II. Работа по учебнику.

    – Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?

    – Бывали ли вы на горной реке?

    – Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?

    Задание 2.

    – Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)

    Задание 3.

    – Чем важны реки?

    Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. , то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.

    – Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)

    – Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)

    – Зачем нужны каналы?

    – Как питаются реки?

    – В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)

    – Чем опасны реки?

    – Что такое наводнение?

    – Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)

    – Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.

    Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).

    Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало) . Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты) . Нельзя … (загрязнять) водоёмы.

    – Пользуясь рисунками (на с. 192) , расскажите, кому и для чего нужна вода.

    – Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)

    – Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)

    – Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)

    Задание 7 (рисование реки по описанию).

    Задание 8 (подписи к рисункам).(Гейзер, водопад, плотина.)

    Задание 9.

    – Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)

    – Назовите водохранилища Московской области.

    IV. Фронтальная работа.

    – Прочитайте ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)

    – Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.

    – Отгадайте кроссворд «Части реки».

    1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)

    2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)

    3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
    (Река.)

    4. Как называется начало реки? (Исток.)

    5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)

    6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)


    5

    6

    4

    у

    п

    и

    с

    3

    р

    е

    к

    а

    с

    т

    и

    т

    ь

    т

    1

    о

    з

    е

    р

    о

    2

    р

    о

    д

    н

    и

    к

    к

    V. Итог урока.

    – От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)

    – Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)

    Ученик читает стихотворение.

    По руслу бежит поток голубой.

    Есть горные речки, есть речки долин.

    Все они разных длин и глубин.

    Но все они к морю бегут, в океан,

    К водным просторам, где ветер-буян.

    – Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.

    Иволга готовила снадобь е.

    – Эх, «Жигули» мне бы надобны,

    А то для огня не хватает полена ,

    В клюве нести его – это не дело!

    Иль привезти мне машиной Кама За

    Урал ьские бревна, штук двадцать так сразу?!

    Урок 38
    Тема : Пресные водоёмы

    Цели: ввести понятие «озеро»; познакомить с удивительными озёрами России; учить находить по карте водоёмы; развивать творческие способности, внимание.

    Оборудование: физическая карта России, родного края; фотографии озёр, обитателей пресных водоёмов.

    Ход урока

    I. Сообщение темы.

    – Отгадайте загадку:

     Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро.)

    II. Работа по учебнику.

    – Что такое река? Назовите части реки. Опишите, какими бывают реки. Каков вкус речной воды? В каких водоёмах, кроме рек, есть пресная вода? Прочитайте текст учебника. О каких водоёмах в нём говорится? (Об озёрах.)

    – Что такое озеро? (Озеро – естественный водоём, углубление (котловина), постоянно заполненное водой.)

    – Какие бывают озера? Назовите самое большое озеро нашей планеты. (Каспийское.) Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал.)

    – Найдите на карте Каспийское море и озеро Байкал. Обсудите, как образовались эти озёра.

    Учитель рассказывает об удивительных озёрах нашей страны.

    III. Работа в тетради на печатной основе.

    Задание 10.

    – Что изображено на рисунке? (Горное озеро.) Как и где оно образовалось? Сколько рек вытекает из озера? (Одна река.) Вода в озере солёная или пресная? (Пресная.)

    Задание 11.

    – Решите кроссворд , отгадайте ключевое слово и составьте к нему вопрос.


    6

    1

    г

    о

    р

    ы

    2

    р

    е

    к

    а

    й

    3

    о

    з

    е

    р

    о

    4

    м

    о

    р

    е

    5

    б

    о

    б

    р

    (Гейзер – горячая подземная вода, бьющая фонтанами.)

    IV. Фронтальная работа.

    Учитель рассказывает об образовании озёр.

    В зависимости от того, где и как образовалось озеро, откуда пополняется его водный запас и какая в нем вода, существует несколько классификаций озер.

    Во-первых, озера делятся на соленые и пресные. Большинство озер – пресные. Соленые озера, как правило, не имеют выходов для воды, и поэтому минеральные соли, попадающие в них, оседают на дно и кристаллизуются. Самое соленое озеро в мире – Мертвое море. Вода в нем солонее океанской в 8 раз. Во-вторых, озера делятся на так называемые сухие, или сезонные, и постоянно существующие. Сухие озера часто встречаются в Австралии. Таково, например, озеро Эри. Его дно покрыто слоем соли толщиной в 4,5 м. Лишь в период дождей озеро наполняется водой.

    Формируются озера по-разному. Многие появились в ледниковый период , когда лед покрывал ту местность, на которой они впоследствии образовались. Помогает образованию озер движение земной коры, происходящее по разным геологическим причинам. Подобным образом возникли Каспийское море и озеро Байкал, глубина которого достигает 1640 м.

    Иногда озера образуются в кратерах потухших вулканов. Таково кратерное озеро в Орегоне в США.

    Часто в горных районах оползни могут образовывать естественные дамбы на реках. Это впоследствии становится одной из причин возникновения озер. Но они недолговечны. Дамбы, состоящие в основном из земли, быстро разрушаются.

    С развитием гидроэнергетики в мире появляется все больше «рукотворных озер» – водохранилищ.

    В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различиями в климате, высотой расположения озера над уровнем моря , неоднородностью почвы. Огромное влияние на растительность озер оказывает и человек. Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода. Стоячая вода способствует образованию вокруг озер заболоченных участков.

    Растительность озер по зонам обитания делится на 3 типа.

    Зона всплывающих растений расположена недалеко от берега; здесь растут остролистник, водяная лилия .

    Обитатели зоны подводных растений не видны на поверхности озера: это мох, канадский сорняк .

    Последняя группа – плавающие растения . Это растения, живущие на поверхности воды, они не связаны с дном и могут перемещаться по поверхности озера в любом направлении. Это водяной солдатик, утиный сорняк.

    Разнообразен и животный мир озер.

    Люди издавна селятся по берегам озер. В них ловят рыбу, перевозят по ним грузы, используют для спортивных соревнований и отдыха. К сожалению, люди часто загрязняют озера промышленными выбросами и отходами сельского хозяйства. В настоящее время ведется борьба с загрязнением озер.

    V. Итог урока.

    – Назовите пресные водоёмы, озёра России, обитателей озёр.

    – Почему пресные водоёмы необходимо охранять?



  • Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...