Морфологический разбор сказуемого примеры. Морфологический разбор глагола примеры, онлайн словарь на словонлайн

§ 1 Морфологический разбор глагола

На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.

На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.

Морфологический разбор - это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.

Он включает три обязательных пункта:

1.Часть речи, общее грамматическое значение.Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр., II спр. или разноспрягаемый).

К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть - настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть - 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть - мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).

3.Синтаксическая роль глагола в предложении.

§ 2 Примеры морфологического разбора глагола

Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Для анализа возьмём слово «дремлет».

1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма - дремать.

Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.

Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.

3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.

Мы доказали, что слово дремлет - это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.

А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

§ 3 Краткие итоги по теме урока

Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.
  2. Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.
  3. В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.
  4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.
  5. Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.
  6. Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.

План морфологического разбора глагола

Часть речи: глагол ;

Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.

Общее значение: действие предмета.

Морфологические признаки:

Начальная (неопределенная) форма;

Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;

Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).

Синтаксическая роль

Схема 1. Непостоянные признаки глагола

Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .

Морфологический разбор глагола

Увидите - глагол;

I. (что сделаете?) увидите ;

Н.ф. - увидеть ;

II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сделаете?) увидите.

Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола

Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.

Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.

Я буду всегда вас помнить .

Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).

повелит. накл. изъявит. накл.

Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Глагол как часть речи. СРЯ ().
  2. Спряжение глаголов ().
  3. Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
  4. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
  5. Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
  6. Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().

Домашнее задание

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.

2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.

3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.

4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?

5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.

6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

§1. Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§2. Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§3. Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§4. Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-kak-chasti-rechi

В русском языке есть несколько самостоятельных частей речи. К ним относятся глаголы. Данная часть речи обозначает действие или состояние предмета и является одной из самых употребляемых в русском языке. Именно благодаря глаголам создаются наиболее красочные и живые описания и картины в литературе. Можно создавать целые тексты, используя лишь эту часть речи. Поэтому довольно важно знать особенности, грамматическое значение, а также уметь делать морфологический разбор глагола.

Краткая характеристика

Слова данной части речи отвечают на вопросы "что делать?" и "что сделать?". Обозначают они, как уже упоминалось раньше, состояние, действие, которое выполняет тот или иной предмет или объект. Среди основных характеристик глаголов выделяют следующие: начальная форма глагола, наклонение, вид, спряжение, род и залог. Также следует отметить, что глагол играет важную синтаксическую роль в предложении. Разберем все подробнее для того, чтобы не допускать ошибок при морфологическом анализе данной части речи. Единственное, что мы не затронем в статье - разбор глагола по составу.

Инфинитив

Каждый глагол имеет начальную форму, или же, выражаясь научным языком, инфинитив. В некоторых источниках ее также называют неопределенной формой глагола. Инфинитив глагола чаще всего образуется с помощью суффикса "ть". При этом стоит отметить, что неопределенная форма глагола не имеет никаких признаков, кроме вида. При анализе нужно уметь определять форму глагола, для того чтобы верно определить его вид.

Наклонение глагола

Еще одна особенность данной части речи. Выделяют следующие наклонения: изъявительное, условное и повелительное. Каждое из них имеет свой особый лексический оттенок. Изъявительное наклонение обозначает те действия и состояния, которые происходят на самом деле или будут происходить. Имеет нейтральный оттенок и употребляется в любом стиле речи. Условное наклонение глагола обозначает действия, которые возможны при соблюдении определенных условий. Еще они могут обозначать желаемое действие. Образуются данные глаголы с помощью неопределенной формы глагола с помощью суффикса "л", частиц "бы" или "б", которые могут стоять как перед глаголом, так и после него. Кроме того, допускаются случаи, когда частицу и глагол разделяют другие слова. Довольно часто такие глаголы употребляются в разговорной речи, художественной литературе. Повелительное наклонение зачастую выражает просьбу или побуждение к действию, приказ. В основном, глаголы данного наклонения употребляются во втором лице. Образуются данные глаголы с помощью суффикса "те" или суффикса "и", нулевого суффикса. Если к глаголу прибавляется частица "ка", приказ смягчается. Довольно часто используется в официально-деловом стиле.

Время глаголов

Стоит отметить, что глаголы также имеют категорию времени в изъявительном наклонении. Выделяют настоящее, будущее и прошедшее время в глаголах несовершенного вида, и прошедшее и будущее в глаголах совершенного вида. Время глагола определяется с помощью вопросов. Знание этой информации поможет вам правильно сделать морфологический разбор глагола.

Вид глагола

Глагол имеет вид - совершенный или несовершенный. Несовершенный обозначает действие, происходящее в данное время и не имеет границы действия. К примеру, "читать", "плавать". Совершенный обозначает действие, которое имеет ограничение. Например, "дочитать", "доплыть". Это действие ограничено во времени. Большинство глаголов могут принимать тот или иной вид с помощью специальных суффиксов и префиксов, но некоторые глаголы имеют лишь один вид. Например, слово «очутиться» относится к совершенному виду, а слово «принадлежать» - к несовершенному.

Спряжения глаголов

Глаголы имеют также категорию спряжения, то есть систему изменения глаголов по лицам и числам. Есть две группы спряжения глаголов. Каждая из групп имеет свое окончание при спряжении глаголов. Глаголы в 1 спряжении имеют окончание "ут", "ют" в третьем лице множественного числа. Например: "копают, сажают, бегут". Глаголы 2 спряжения имеют окончание "ать", "ять" в третьем лице множественного числа. Например: "кормят, стоят, держат". Знание спряжения глаголов помогает избежать досадных ошибок при написании текстов и сдаче экзаменов.

Род глаголов и возвратность

Также у глаголов есть род, который определяется только в прошедшем времени и определяется по окончанию, так же как и у существительных. Выделяют женский, мужской и средний род. Также у глаголов есть категория переходности. Переходные глаголы имеют постфикс "сь" или "ся".

Залог и переходность

Глаголы имеют страдательный или творительный залог. Страдательный употребляется в том случае, если действие совершается над объектом, к примеру: "Фильм просмотрен Машей". Творительный употребляется в том случае, если действие совершает объект. Например: "Маша смотрит фильм". Еще одна категория глаголов - переходность. Глаголы бывают переходные и непереходные. Те глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. При этом они могут иметь при себе существительное или местоимение без предлога в винительном падеже. Все остальные глаголы относятся к непереходным. Эти знания вам могут понадобиться и в том случае, если вы решили сделать морфемный разбор глагола.

Синтаксическая роль глагола

Глаголы, так же как и существительные, могут выполнять в тексте различные синтаксические функции. Причем они могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения. Так, глаголы, которые отвечают на вопрос "что?", могут быть подлежащим: "Жить - значит дышать". Что? Жить . Сказуемые-глаголы отвечают на вопрос "что делать?" и "что сделать?". Например: "Я читаю книгу". Что делаю? Читаю . Если слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то оно выступает в роли дополнения: "Прошу вас сесть". Прошу о чем? Сесть . Также бывает глагол и определением, если отвечает на вопрос "какой?". Например: "Мысль выспаться была одной из самых назойливых". Мысль какая? Выспаться . Если глагол отвечает на вопросы: "почему?", "как?", "зачем?", "где?", "откуда?", "куда?" и "почему?" - то он выступает в роли определения. Пример: "Я пошла на курсы подучиться". Пошла зачем? Подучиться . Как видите, глагол может выступать любым членом предложения. Это все, что понадобится вам для того, чтобы сделать морфологический разбор глагола.

Схема морфологического анализа

Для того чтобы правильно разобрать глагол как часть речи, нужно знать схему анализа. Приводим наиболее простую схему анализа. Благодаря ей можно быстро и просто проанализировать глагол:

1. Выписываем из предложения анализируемое слово.

2. Записываем его начальную форму или инфинитив.

3. Отмечает постоянные морфологические признаки:

Возвратность;

Переходность.

4. Отмечаем непостоянные признаки:

Наклонение;

5. Отмечаем его синтаксическую роль в предложении.

Тут стоит отметить, что при отсутствии какой-либо из непостоянных морфологических категорий ее не следует отмечать. Данный пункт разбора либо пропускается, либо аргументировано поясняется, почему данный признак невозможно выявить. Как видите, все, что мы разобрали выше, понадобится вам для того, чтобы проанализировать глагол как часть речи.

Пример анализа глагола

Давайте закрепим все прочитанное и разберем один из глаголов на самом простом примере. Проанализируем такое предложение: "Она пошла в лес".

1. Выписываем глагол «пошла».

2. Начальная форма - "пойти".

3. Постоянные признаки:

Вид совершенный;

Невозвратный глагол;

Непереходный.

4. Непостоянные признаки:

Изъявительное наклонение;

Прошедшее время;

Единственное число;

Женский род.

5. Синтаксическая роль в предложении - подлежащее.

Как видите, все довольно просто. Сам разбор занимает всего минуту-две.

Заключение

Итак, вы узнали, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, какие у него есть постоянные и изменяемые признаки. А также научились делать морфологический разбор глагола.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...