Морфология и синтаксис входят в. Грамматика как раздел языкознания

Вопрос №1. Объект и предмет морфологии. Грамматические признаки слова как предмет изучения морфологии. Связь морфологии с другими разделами науки о языке (фонология, морфемика, словообразование, синтаксис).

Грамматика – 1) (по ЛЭС, Лопатин) Формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий (например, категория предикативности, которая свойственна предложению) и конструкций (предложения простые, сложные, осложнённые), а также способов словопроизводства

2) Раздел языкознания, изучающий такой строй, его многоуровневую организацию и категорий в отношении друг к другу

Морфология и синтаксис как разделы грамматики

Морфология изучает словообразование и словоизменение (это предмет науки), объект морфологии как науки о словообразовании – морфологическая структура слова и способы словообразования.

Объект морфологии как науки о словоизменении – парадигматика слова. Парадигматика связана с термином парадигма (система всех форм слова).

Синтаксис изучает теорию ССЧ (объект), предмет - типы синтаксических связей, типы ССЧ (простое, сложное, комбинированное - покосившаяся набок парта). Изучает теорию предложения (предложение - объект), предмет - структурные коммуникативные типы (побудительные, вопросительные, восклицательные).

Грамматика текста занимается изучением связи между предложениями в рамках сложного синтаксического целого (например, текста).

Слова делятся на значимые части. Морфема – двусторонняя единица, имеет ПВ и ПС.

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Раздел грамматики, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов – морфемика. Это собственно система морфем языка.

Задача морфемики – изучение семантических свойств морфем и их функций, рассмотрение возможностей и условий их варьирования, изучение закономерности сочетаемости морфем друг с другом.

Морфемика как раздел грамматики связана со словообразованием и с морфологией.

Термин «морфема» был введен русским лингвистом французского происхождения БДК.

Словообразование (дериватология) – раздел науки о языке, изучающий родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также деривацию (словопроизводство).

Главный объект словообразования как науки – производные слова

Предмет словообразования – смысловые и формальные отношения производящих и производных слов/основ.

При изучении формальных отношений рассматриваются и морфонологические явления, происходящие на морфемном шве

Задачи словообразования – характеристика словообразовательных гнезд как единиц этого уровня, описание смысловых и формальных отношений однокоренных слов в гнезде, изучение структуры словообразовательных гнезд.

Словообразование изучает также особенности словопроизводства частей речи, их словообразовательные связи и словообразовательные потенциалы.

Основной объект изучения - производное слово (дериват).

Производные слова – слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других однокоренных с ними слов.

Фонология – раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка. Объект фонологии – фонема.

    В языке представлена рядом позиционно чередующихся звуков и служит для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем).

    В отличие от звука (который является единицей речи), фонема - единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности.

Характеристики фонем:

    они не обладают значениями, то не имеют плана содержания

    в сочетании друг с другом и по отдельности образуют элементы слов и морфем

    обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц (морфем и слов, ср. бить, нить, вить, лить..).

Язык – многоуровневая иерархическая система.

Интегральные (общие) и дифференциальные (частные) признаки языковых единиц

Признаки

Словоформа

Предложение

1.Воспроизводимость («говорящий создаёт или воспроизводит»)

+ (–, т.к. есть окказионализмы (творимые единицы))

+ (–, т.к. конструкции одни и те же)

2.Цельнооформленность (языковая единица обладает грамматической цельностью)

3.Номинативность (способность языковой единицы к обозначению фактов реальной действительности)

+ (–, когда она – самостоятельное слово: корневая морфема)

4.Двусторонность (наличие ПВ и ПС)

5.Проницаемость

6.Самостоятельность (способность употребляться в речи независимо от других единиц)

7.Предикативность (способность языковой единицы выражать отношение говорящего к реальности/нереальности, времени совершаемого действия, факта, называемого в речи)

(ну и плюс привет из лекций Белицы:3)

Дифференциальные признаки ЛЕ:

    Любое слово имеет фонетическую и графическую оформленность. Состоит из фонем

    Слову присуще определенное значение и звуковая оформленность, т.е. внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова (фонографическая оболочка)

    Непроницаемость (фонетическая оформленность) состоит в том, что слово (в отличие от словосочетания) - звуковой комплекс, внутри которого не может быть вставлено других слов, морфем, слогов. Слоги и морфемы не могут поменять местами

    Слова имеют лишь одно основное ударение, а некоторые мб безударными (предлоги, союзы, частицы) Недвуударность отличает его от ФЕ, обладает целостным значением

    Лексико-грамматическая отнесенность: все слова имеют определенную грамматическую оформленность и принадлежность к части речи (имеют ГК) Слова выполняют различительно-синтаксические функции в предложении, что создает их синтаксическую самостоятельность

    Целостность и единооформленность от словосочетаний (отличает) У сложных слов грамматические признаки выражает одно СЛОВО(????) Слова-исключения: белый-белый, пятьсот

Смирницкий: а) выделяемость б) цельнооформленность | отделение от предложения и морфемы

    Воспроизводимость (не строим предложение в момент высказывания, а вытаскиваем из памяти готовые слова)

    Преимущественно употребление в соединении с другими словами (в процессе из них -> словосочетаний -> предложений)

    Изолируемость (смогут восприниматься вне речевого потока, сохраняя значение)

    Номинативность (средство номинации, наименование явлений деятельности, в т ч в них содержатся обобщенные образы данных явлений, информация о них)

исключения: междометия, служебные, модальные слова, местоимения

    Фразеологичность (идиоматичность) - (несвободная связь между морфемами, составом слова (словообразовательные модели допускают употребление лишь определенных морфем, исключая замену их другими) Значение слова не равно сумме значений его частей (морфем); -> немотивированность

2. Лексическое и грамматическое значение в слове. Отличительные признаки грамматического значения. Слово и словоформа. Типы словоформ (аналитические, синтетические).

Лексическое значение слова – его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка (Виноградов).

ЛЗ служит индивидуализацией слова, то есть выделяет его из всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка.

Грамматическое значение слова (по ЛЭС) – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

ГЗ служат объединению слов в лексико-грамматические классы, или части речи. В области морфологии – это общее выражение слов как частей речи. А также частные значения словоформ и слов в целом, противопоставляемые друг другу в рамках морфологических категорий.

ГЗ в слове сосуществуют с ЛЗ.

ГЗ обязательно сопутствует ЛЗ и оформляет слова в определенные классы или разряды.

Слово - лингвистическая единица, имеющаяв своей исходной форме одно основное ударение (если она не безударна) и обладающая значением.

Важнейшие признаки, отличающие слово от других ЛЕ: ЛГ-отнесенность и непроницаемость

Слово: знаменательные слова, связочные (служебные) слова, модальные слова, междометия, моносеманты, полисеманты, единицы по структуре = словосочетания

В языкознании используется ЛЕ

Грамматическая форма (словоформа, форма слова) – разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные друг другу по ГЗ.

Каждую конкретную форму также называют словоформой (реализация слова в речи).

Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и словоизменительных аффиксов - окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов: дом-∅ (нулевое окончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и), бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.

Аналитическая форма слова: разновидность выражения ГЗ при помощи средств, находящихся вне данного слова.

Синтетическая форма: разновидность выражения ГЗ при помощи средств, «находящихся» в самом слове, т е ЛЗ и ГЗ выражается формой одного и того же слова.

При аналитизме грамматические значения выражаются отдельными служебными словами, которые могут являться как самостоятельными словоформами (ср. будет делать), так иклитиками (ср. сделал бы); локус грамматических морфем - отдельная синтаксическая позиция.

При синтетизме грамматические значения выражаются аффиксами в составе словоформы, то есть образуют одно фонетическое с опорным лексическим корнем; локус грамматических морфем - при лексическом корне.

3. Синтетический, аналитический и синтаксический способы выражения грамматических значений, средства выражения грамматических значений.

Синтетические способы выражения ГЗ:

    Аффиксация – это использование аффиксов для выражения грамматического значения (делать – сделать, разменять – разменивать, стол – стола – столу). Самый распространенный способ выражения ГЗ.

    Внутренняя флексия – грамматически значимое изменение фонемного состава корня (ходил – хаживал, дик – дичь, набирать – набрать)

    Редупликация (повтор) – выражение ГЗ путём полного или частичного повтора основы (ходишь-ходишь, еле-еле, самый-самый).

    Ударение. Изменение ударения служит способом выражения ГЗ. В РЯ ударение может разграничивать формы существительных, наклонения и вида глагола (Окна – окнА, лЮбите – любИте, насЫпать – насыпАть)

    Супплетивизм – объединение разнокорневых слов в одну грамматическую пару для выражения ГЗ (хороший – лучше, плохой – хуже, я – меня, ребёнок – дети)

Аналитические способы выражения ГЗ:

    Порядок слов. Разграничивает синтаксические функции слов в предложении (субъектно-объектные отношения, отношения определяемого и определения) и коммуникативные типы самих предложений: Радость (S) сменяет печаль (O) – Печаль (S) сменяет радость (O); глухие учёные – учёные глухие.

    Служебные слова – единицы, которые сопровождают знаменательные слова и освобождают их от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию.

Предлоги (или послеслоги)

Частицы

Артикли

Реформатский выделяет также вспомогательные глаголы, слова степени (более, менее)

    Интонация. Этот способ относится не к слову, а к фразе, поэтому он связан с предложением и его строением.

    Различает коммуникативную и модальную характеристики предложения: отличает вопросительные предложения от утвердительных, выражающих сомнение, удивление, побуждение и т.д. (Ты написал. Ты написал? Ты написал!)

    Расстановка и градация пауз может по-разному расчленять предложение (Ходить долго - не мог и Ходить - долго не мог)

    Паузирование может различать простое и сложное предложение: Вижу лицо в слезах - Вижу: лицо - в слезах.

Смешанный (гибридный) способ выражения ГЗ:

Объединяет признаки синтетического и аналитического типов.

ГЗ предложного и других падежей выражается двояко – падежной флексией и предлогом (рассказать о конференции, побывать в Ботаническом саду, поехать на рыбалку, познакомиться с артистом)

Средства выражения ГЗ (грамматические показатели):

1) Окончания (красивый-ая-ое)

2) Формообразующие суффиксы (глаголы, прилагательные: крича, крикнувший, сотканный)

3) Чередование (друг-друзья)

4) Ударение (окнА - Окна)

5) Предлоги (без шапки, в шапке, под шапкой)

6) Интонация (Надеюсь, вы удобно сидите? Сидите.)

7) Вспомогательные слова (буду учиться, более сильный)

    Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматический способ, грамматическая форма, грамматическая категория. Понятие морфологической парадигмы.

Грамматическое значение – обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке своё регулярное/стандартное выражение.

Грамматический способ – способ выражения ГЗ

Грамматическая форма – регулярные видоизменения слова, объединенные тождеством его ЛЗ и различающиеся морфологическими/грамматическими значениями.

ГК - система противопоставленных друг другу рядов морфологических форм с однородными значениями.

Примером категории, имеющей двоякую позицию может служить категория числа у существительных. ГК может быть признана двусторонней единицей морфологического уровня языка, так как имеет план содержания ПС и план выражения ПВ.

С точки зрения семантической , ГК представляет собой набор однородных грам значений. Так, общее значение категории падежа включает в себя частное значение 6ти падежей. Частные ГЗ также могут быть составными. На примере падежей: в Р.п. выделяются: значения принадлежности, части, субъекта, пространственное. Они являются элементарными и не раскладываются на иные смыслы.

С формальной точки зрения , ГК - набор грамматических форм, служащих для выражения частных грам значений.

ГК отличаются друг от друга:

По характеру отношений

По количеству противопоставляемых членов

Бинарная оппозиция - число

Тройственная - время

Система ГК в СРЯ

Словоизменительные и несловоизменительные ГК

Словоизмениельные - категории, формы членов которых могут быть представлены формами одного и того же слова.

Несловоизменительные (классификационные) - не могут быть представлены формами одного и того же слова.

Парадигма – упорядоченная совокупность грамматических форм слова. Служебные части речи не имеют парадигмы.

Совокупность всех частных парадигм – полная парадигма. Полная парадигма существительного состоит из всех форм единственного и множественного числа.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма, которая обладает называющей функцией и фиксируется в словаре.

Также выделяются неполная (ножницы, босой, пылесосить, смеркаться) и избыточная парадигмы (чая – чаю, годы – лета).

Слова с полной парадигмой – стол, свежий, бежать и др.

С неполной (ущербной) парадигмой – молоко, босой (не имеет степени сравнения), светать (потому что описывает состояние природы, нельзя применить по отношению к человеку).

С нулевой парадигмой – заимствованные слова, например: метро, клише, какаду, бордо, беж

С избыточной парадигмой – словоформы, имеющие две парадигмы (машу – махаю)

    История изучения частей речи в отечественной лингвистике.

Долго формировалось, есть определенные традиции.

Влияние античных грамматик - уже в первых русских трудах. Классификация частей речи основывалась на функциональном разгранечении частей речи - имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз и междометие.

В русской грамматике Христофорова намечается выделение частей речи по их функционально-грамматическим показателям, то есть по их способности изменяться - по системе окончаний.

В особую часть речи он выделил прилагательное - причастие он рассматривал как разновидность прилагательных.

Грамматически обосновал самостоятельность имени числительного - Павский Г.П.

Ф. И. Буслаев - Филологические наблюдения над составом русского языка, выделял 9 частей речи

Потебня А А - Из записок по русской грамматике - записи по отдельным частям речи, во главу ставил грамматику. Критиковал Буслаева за логическое обоснование ГК. Считал язык особой формой мысли, кроме языка ни в чем не встречается, положил начала психологическому направлению грамматики.

Знаменательные и Служебные - союзы предлоги частицы и вспомогательный глагол

Инфинитив и причастие - промежуточные части речи. И отдельно от всех частей речи категория обобщающих слов, совмещают признаки вещественных и формальных.

Фортунатов Ф Ф - основатель московской лингвистической школы. Представитель формального грамматического значения. Полные слова - глаголы существительные и прилагательные инфинитив причастие наречие деепричастие. помимо полных слов - частичные слова: предлоги союзы связки частицы.

Лев Владимирович Щерба - при характеристике учитывал как лексические значения, так и грамматические свойства слов. Он первым предложил выделить в особую часть речи слова категории состояния. (слова типа нельзя холодно надо стыдно)

А А Шахматов - синтаксис русского языка - его ключевая идея - мысль о том, что части речи проявляют себя лишь в синтаксисе. Функционально-семантический подход. Знаменательные(сущ прил гл наречия), незнаменательные(местоим числит местоим наречия), служебные (предлоги частицы союзы связки и префиксы) и междометия

В В Виноградов - Русский язык 1947 - структурно-семантических подход к распределению слов по частям речи. 4 основные грамматико - семантические категории слов.

1 - части речи или слова-названия (сущ прил числит глагол наречие и слова категории состояния + предметно-личные местоимения). слова этой категории выступают в качестве членов предложения.

2 - частицы речи (связочные или служебные слова) - предлоги союзы связки. Лишены номинативной функции, их лексические значения тождественны грамматическим

3 - модальные слова - также лишены номинативной функции, не выражают свзяи, но выражают модальность

4 - междометия

    Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи. Классификация частей речи В.В. Виноградова и авторов Академической грамматики 1980 г.

Части речи - классы слов, характеризующиеся 3 признаками:

1. Единство обобщенного или категориального значения

    Общностью ГК (характерами словоизменения, морфемной и структурной)

    Тождественностью синтаксических функций

Эти признаки были положены в основу классификации ЧР Виноградовым. Каждый из этих признаков - необходим, но недостаточен.

Слово как лексическая и грамматическая единица реализует свой смысловой и грамматический потенциал только в предложении. Современные классификации базируются именно на функционально-семантическом подходе.

Все слова подразделяются на две группы:

входящие в грамматический состав предложения и не входящие

знаменательные (полнознаменательные)

служебные (неполнознаменательные)

называют признаки, процессы явления, передают понятия

не имеют номинативныой функции, не называют явлений, процессов, признаков, выражают различные отношения между явлениями объективной действительности или отношение к выражаемой мысли, а также передают эмоции и издаваемые неживыми предметами звуки

предлоги, союзы, междометие, модальные слова

имеют фонетическое ударение, логическое ударение в предложении падает на знаменательное слово

логическое ударение не падает на служебные слова

имеют морфемную структуру

служебные слова нечленимы

знаменательные слова имеют те или иные грамматические категории, большинство их изменяется

не имеют ГК, не склоняются, не спрягаются

Функционируют в составе предложения в качестве членов предложения и являются их конструктивными элементами

Служебные слова не являются членами предложения, не являются конструктивными элементами, к ним нельзя задать вопрос

Классификация ЧР по Виноградову

Собственно части речи: имя сущ, прил, числит, глагол, наречия и слова категории состояния, а также слова с предметно-личностным значением (пережитки местоимений?)

частицы речи: союзы, предлоги, связки, частицы

ЧР по Шведовой (грамматика 1980)

Части речи: знаменательные (глагол, наречие, имена числительные, прилагательное, существительное, местоимение-существительное) и незнаменательные: междометия, частицы, союзы и предлоги

Счетные слова: третий, пятый, втроем, удвоить, утроить

Среди знаменательных частей речи выделяют основные и неосновные

Лексико-грамматические разряды слов - это такие подклассы слов данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов порождать те или иные морфологические значения и вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий.

Одушевленные - неодушевленные

Имена собственные и нарицательные

Вещественные и собирательеык

Абстрактные и отвлеченные

переходные и непереходные глаголы

личные и безличные

(из Белицы)

Лексико-грамматическое (лексико-грамматическая классификация лекисческих единиц)

подразумевает не только семнатику слова, но и наличие его ГК и наличие определенных парадигм словоизменения (ГК - сущ - Падеж и число, глагол - род число время лицо наклонение, прил - падеж число род)

    формально-семантическое членение речи - по этому параметру изучаются отношения между однокоренными словами, единицей, звеном системной организации слова в данном аспекте выступает словообразовательное гнездо. Слова в словообразовательном гнезде связаны отношениями мотивации. Самое простое по структуре слово, выражающее общее значение всех членов гнезда

7. Имя существительное как часть речи. Признаки морфологического класса существительных. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Существительные собственные и нарицательные; конкретные и абстрактные.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные.

Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

По признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на собственные и нарицательные.

Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда, донкихот, донжуан

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком смысле этого слова и 2) наименования.

Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это – лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных.

Среди имен лиц, как правило, нет слов, повторяющих нарицательные существительные. В случаях типа Идея, Эра, Гелий, Радий, Уран, Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера, Надежда, Любовь.

В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца.

Среди существительных выделяются разряды существительных конкретных и отвлеченных (или абстрактных).

Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. (pluralia tantum), имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным.

Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами и образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь, хворь [прост.], вывоз, замена), суф. -ость (орфогр. также -есть) (красивость, свежесть, трусость), -ств(о) (ничтожество, большинство, первенство, хвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщина, туретчина [устар.]), -изм (реализм, гуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (орфогр. слова на -ие, -ствие) (радушие, спокойствие), -от(а) (кислота, доброта, хрипота), -изн(а) (белизна, кривизна), -ин(а) (глубина, седина), -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|- (орфогр. слова на -ние, -ение, -тие) (наказание, терпение, извлечение, развитие), -к(а) (плавка, голодовка, бомбежка), -аци|j|-/-енци|j|-/-ици|j|-/-ци|j|-/-и|j|- (орфогр. слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизация, компиляция, транспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда, ум, нрав, страх, мука, печаль, страсть, горе, уют, грусть, суть.

Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли, обман – обманы, мука – муки, печаль – печали, радость – радости, движение – движения.

Морфология, будучи одним из разделов грамматики, тесно соприкасается с лексикологией, словообразованием и синтаксисом.

В настоящем разделе речь пойдет прежде всего о связи морфологических свойств слова с теми свойствами, которые изучаются в других лингвистических дисциплинах.

Отношение к лексике предопределено тем, что, с одной стороны,грамматические значения и грамматические категории, выделенные в качестве особых языковых сущностей, проявляются только в конкретных словоформах, к примеру, грамматический мужской род может быть представлен как род определенных существительных (берег, карандаш, конь), прилагательных (красный, добрый, медный), глаголов (читал, говорил. краснел). С другой стороны, морфологические формы являются языковым средством интерпретации лексической семантики, которая вне этой интерпретации реально не существует. Черный, чернеть, чернота называют один и тот же реальный признак, обозначенный корневой морфемой -черн-. Но сама эта морфема не является словом. Словом она становится, только будучи оформленной как прилагательное, глагол или существительное.

Связь между морфологией и лексикой взаимная. Лексическое значение слова может влиять как на формообразование лексемы, так и на реализацию определенных грамматических значений морфологических форм. Например, вещественные существительные (молоко, сливки) в русском языке обычно не изменяются по числам, предложный падеж отвлеченных существительных не может иметь значение места, глаголы, называющие не охарактеризованные во времени отношения (принадлежать), являются одновидовыми.

Особенно тесно морфология соприкасается со словообразованием. И дело не только в том, что не всегда можно четко разграничить морфологические и словообразовательные значения. Словообразование, включающее в себя морфемику, морфонологию и способы образования слов, также изучает особенности слов, мотивированные характером морфем. Морфемная структура большинства производных слов, образованных с участием суффикса, предопределяет для лексемы модель словоизменения. Так, производные глаголы на -итъ (бомбить, паркетить) относятся ко второму спряжению, существительные на -ость (нежность, погрешность) изменяются по третьему склонению, а прилагательные, образованные суффиксами -ин, -ов (мамин, отцов), имеют смешанную парадигму и т. д. Морфемно-словообразовательная структура слов неразрывно связана с образцами спряжения и склонения.

Связь морфологии с синтаксисом очевидна. Морфологию нередко (и в какой-то мере справедливо) называют служанкой синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства.Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах.

Синтаксический признак в частеречной классификации оказывается наиболее универсальным.

Синтаксис нередко оказывается опорой при решении морфологических проблем, особенно там, где выражение грамматического значения дублируется в синтаксических связях. Так, на основе согласования грамматический род и грамматическое число можно приписать неизменяемым существительным, точно так же через синтаксис подобные слова наделяются падежными значениями.

В то же время структурные особенности русского предложения зависят от морфологических характеристик слова. Одно из типологических свойств нашего предложения, относительно свободный порядок слов, объясняется прежде всего словоизменением, формальным приспособлением словоформ друг к другу.

Камынина А. А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса.

Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Синтаксис словосочетания проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами, причем эти правила определяются грамматическими признаками слова как определенной части речи. Так, возможность словосочетаний типа красное знамя определяется грамматическими свойствами сочетающихся имен: существительное как часть речи обладает свойством грамматически подчинять себе прилагательное, а прилагательное, как наиболее согласуемая часть речи, способно принимать форму, обусловленную формой существительного, что внешне выявляется в его флексии; словосочетания типа написать письмо также опираются на грамматические свойства сочетающихся слов: интересно, что в данном случае даже само грамматическое свойство глагола (переходность) связано с необходимостью сочетаться с определенной формой имени, переходные глаголы не только способны подчинять себе имена, но и нуждаются в этом для выражения своей собственной семантики. Синтаксис словосочетания в общей языковой системе является переходной ступенью от лексико-морфологического уровня к собственно синтаксическому. Эта переходность обусловлена двойственностью природы словосочетания, которая заключается в следующем. Словосочетание строится из отдельных лексических единиц, т.е., как и предложение, структурно оформляется. Функциональная же значимость этих единиц другая - она не поднимается выше значимости единиц лексических.

Синтаксис предложения - качественно новая ступень в общей языковой системе, определяющая языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка. Синтаксис предложения строится на изучении единиц коммуникативного плана. Связи и отношения форм слова и словосочетаний в составе предложения подчиняются целям коммуникации, поэтому они отличны от связей и отношений между компонентами словосочетания. Однако и на этом языковом уровне общая языковая системность проявляется достаточно отчетливо. Например, многие даже сложные синтаксические единицы конструктивно базируются на морфолого-синтаксических отношениях, в частности сложноподчиненные предложения с присловной зависимостью: с изъяснительной придаточной частью при переходном глаголе, с определительной присубстантивной частью и другие, так как такие придаточные распространяют не всю подчиняющую часть предложения, а отдельное слово в ней (или словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. Наличие определительных придаточных диктуется грамматическими свойствами имени, причем теми же свойствами, которые определяют возможность согласуемого прилагательного или причастия, а также несогласованной формы обозначения признака в составе словосочетания или наличие согласованного обособленного определения в простом осложненном предложении; так же и в предложениях с приглагольной зависимостью: распространяющая глагол придаточная часть, обусловливается лексико-грамматическими свойствами глагола. Ср., например: Дагни почувствовала порыв воздуха, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. - Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться (Пауст.); Вокруг полянки, на которой сидели ребята, пышно росли береза, осина и ольха! (Пан.). - Вокруг полянки, с сидящими на ней ребятами, пышно росли береза, осина и ольха; Проходя через двор, Сережа увидел, что ставни на его окнах тоже закрыты (Пан.). - Сережа увидел закрытые ставни...

Общая языковая системность подчеркивается наличием взаимосвязанности и взаимопроникновения явлений разных языковых уровней. Это фундамент, на котором прочно покоится здание общей языковой системы и который не позволяет рассыпаться ее отдельным звеньям.

Итак, словосочетание и предложение выделяются в качестве синтаксических единиц разных уровней: словосочетание - уровень докоммуникативный, предложение - уровень коммуникативный, причем словосочетание в систему коммуникативных средств включается лишь через предложение. Однако выделение данных синтаксических единиц оказывается недостаточным, чтобы судить о предельной единице синтаксического членения. Так, нельзя, например, признать словосочетание минимальной синтаксической единицей. Само понятие словосочетания противоречит этому, поскольку предполагает некое объединение компонентов. В качестве минимальной синтаксической единицы нельзя признать и слово как таковое, как элемент лексического состава языка, так как при объединении в синтаксических единицах сочетаются не слова вообще, в совокупности их морфологических форм, а определенные, нужные для выражения данного содержания формы слов (естественно, при возможности формообразования). Например, в сочетании осенняя листва объединяются две формы слова - форма женского рода единственного числа именительного падежа существительного и такая же форма прилагательного. Следовательно, первичной синтаксической единицей можно признать форму слова или синтаксическую форму слова. Это относится и к тем сочетающимся компонентам, когда слова лишены признака формообразования, например: очень плодотворно, весьма приятно.

Форма слова - это прежде всего элемент словосочетания. Однако роль и назначение ее не ограничиваются этим. Синтаксическая форма слова может выступать в качестве «строительного элемента» не только в составе словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что синтаксическая форма слова участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание. Существование формы слова как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем ее функционирования, когда синтаксическая форма слова преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб (Бун.). Синтаксическая форма слова и словосочетание, с одной стороны, и предложение, с другой, - это синтаксические единицы разной функциональной значимости и разных синтаксических уровней, но единицы взаимосвязанные и взаимообусловленные, единицы общей синтаксической системы языка. Однако даже предложение, будучи единицей сообщения, значимо в языке только как маленькое частное звено, которое и структурно, и семантически, и акцентологически подчиняется общим задачам коммуникации, т.е. приобретает свою специфику лишь в связи с другими звеньями (предложениями). Так возникает синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи, синтаксис текста, который изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения.

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения.

Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности. Синтаксическая семантика (или синтаксическое значение) присуща любой синтаксической единице и представляет ее содержательную сторону; семантическую структуру же, естественно, могут иметь лишь единицы, разлагающиеся на компоненты (словосочетания, предложения). Если обратиться к основной синтаксической единице - предложению, то, исходя из сказанного, в ней можно обнаружить содержательную сторону (отражение реальных предметов, действий и признаков) и формальную организацию (грамматическую структуру). Однако ни то, ни другое не обнаруживает еще одной стороны предложения - его коммуникативной значимости, его назначения. Итак, содержание (что передается), форма (как передается) и назначение (для чего передается) - вот три условно вычленяемые (они существуют в единстве) стороны предложения, которые и послужили основой разного подхода к изучению предложения - семантического, структурного и коммуникативного. Все три стороны одного явления имеют «глубинную аналогию и параллелизм». Например, в простейшем предложении Птица летает полностью совпадают структуры семантическая (реальный носитель признака и признак), синтаксическая, или формально-грамматическая (подлежащее и сказуемое), и коммуникативная (данное, т.е. исходный момент высказывания, и новое, т.е. то, что сообщается о данном, или, в другой терминологии, - тема и рема). Однако это соотношение может быть нарушено, и именно это возможное несовпадение компонентов синтаксической, семантической и коммуникативной структуры предложения оправдывает тезис о существовании и самостоятельности всех трех уровней членения предложения. Например, в предложении Ему весело совпадение можно обнаружить лишь относительно функции компонента весело: это и синтаксическое сказуемое, и семантический предикат, и рема сообщения, тогда как компонент ему является семантическим субъектом состояния и одновременно темой сообщения, но подлежащим оно не является.

Синтаксической науке известны все три аспекта изучения предложения, в результате чего сформировалось мнение о необходимости различать соответственно этому предложение в языке (при учете его синтаксической семантики и формальной организации) и предложение в речи, т.е. предложение, реализуемое в контексте, в конкретной речевой ситуации (при учете его коммуникативной направленности). Последнее принято называть высказыванием, хотя часто пользуются и тем же термином - предложение, имея в виду его речевое содержание.

Набор синтаксических единиц, вычленяемых в языке, образует его синтаксические средства. Как и любые другие, синтаксические средства имеют свое специфическое назначение, т.е. существуют не сами по себе, а ради определенных функций. Частные функции синтаксических единиц определяются общей коммуникативной функцией синтаксиса. Если коммуникативную функцию выполняет предложение (высказывание) как синтаксическая единица, то функцией любой синтаксической единицы докоммуникативного уровня (синтаксическая форма слова, словосочетание) можно признать роль этой единицы в построении предложения (как компонента словосочетания или члена предложения). Понятие функции часто отождествляется с понятием синтаксического значения и, следовательно, непосредственно связывается с синтаксической семантикой. При дифференцированном использовании этих терминов под значением понимается выражение внеязыковых отношений, т.е. отношений реальной действительности, в таком случае содержанием термина «функция» остаются собственно синтаксические показатели - функции «строительные», сочетательные.

Для обозначения синтаксических единиц, членящихся на компоненты, существует и термин «синтаксическая конструкция», который используется и в отношении к абстрактной языковой модели, и в отношении к конкретной языковой единице, построенной по этой модели.

В общей языковой системе синтаксическая сторона занимает особое место - это явление высшего порядка, ибо для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо правильное и четкое установление связи между словами, группами слов. Как бы ни был богат словарный запас языка, в конечном счете, он всегда поддается инвентаризации. Но «язык неистощим в соединении слов». Именно в строе языка, т.е. в его грамматике (и в первую очередь в синтаксисе), заложено основание его национальной специфики. Известно, что многие слова русского языка имеют иноязычное происхождение, однако они спокойно уживаются с исконно русскими словами. Время сделало вполне русскими такие, например, слова, как свекла, кровать, деньги и др., и именно потому, что они подчинились правилам сочетаемости слов русского языка. В грамматической оформленности слова синтаксическая сторона всегда стоит на первом месте: так, многие морфологические свойства слова появляются в результате специфики функционирования его в предложении, яркий пример тому - история формирования и развития наречий.

Синтаксическая структура русского языка обогащается и совершенствуется. В результате постоянного взаимодействия отдельных элементов в общей синтаксической системе языка появляются параллельные синтаксические конструкции для выражения одного и того же содержания. Структурная вариативность приводит, в свою очередь, к стилистической дифференцированности.

Стилистические возможности современного русского синтаксиса вполне ощутимы и достаточно широки. Наличие вариантов в способах выражения мысли и, следовательно, в синтаксической организации речи позволяет выработать целую систему синтаксических средств, приспособленных к функционированию в различных типах общения, в разных речевых ситуациях (в разных функциональных стилях речи).

Изучение синтаксических единиц и их стилистических свойств создает возможность целенаправленного отбора выразительных средств языка, сознательного их использования в разных речевых контекстах. Выбор синтаксических единиц, соответствующих конкретным целям речевого общения, всегда связан с поиском оптимального варианта. Причем этот оптимальный вариант должен удовлетворять требованиям не только нужного смысла, но и нужного эмоционального звучания. И эта чисто эмоциональная сторона высказывания очень часто создается средствами синтаксиса. В частности, конструкции экспрессивного синтаксиса обладают не только информационной функцией, но и функцией воздействия. Отсюда ясно, какое огромное значение имеет целенаправленное изучение синтаксической системы языка.

Связь морфологии с синтаксисом очевидна. Морфологию нередко (и в какой-то мере справедливо) называют служанкой синтаксиса, так как формы, изучаемые в морфологии, предназначены для построения правильных высказываний, и только в структуре предложений они реализуют заложенные в них языковые свойства.

Зависимость морфологии от синтаксиса проявляется и при выделении частей речи, особенно когда речь идет о неизменяемых лексемах. Синтаксический признак в частеречной классификации оказывается наиболее универсальным.

Синтаксис нередко оказывается опорой при решении морфологических проблем, особенно там, где выражение грамматического значения дублируется в синтаксических связях. Так, на основе согласования грамматический род и грамматическое число можно приписать неизменяемым существительным, точно так же через синтаксис подобные слова наделяются падежными значениями.

В то же время структурные особенности русского предложения зависят от морфологических характеристик слова. Одно из типологических свойств нашего предложения, относительно свободный порядок слов, объясняется прежде всего словоизменением, формальным приспособлением словоформ друг к другу.

Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В.

Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это

отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических

идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса -

внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.

Морфология и синтаксис тесно связаны друг с другом, хотя и представляют собой разные уровни языковой системы. Морфология и синтаксис по традиции объединяются в грамматику. «Нет ничего в морфологии,- писал В. В. Виноградов,- чего нет или прежде не было в синтаксисе...» И далее: «Морфологические формы - это отстоявшиеся синтаксические формы»1 Связь морфологии и синтаксиса обусловила одну из лингвометодических идей школьной практики - изучение морфологии на синтаксической основе, а при изучении синтаксиса - внимание к морфологическим и лексико-морфологическим свойствам синтаксических единиц.

В синтаксисе складывается система частей речи, их деление на знаменательные и служебные в зависимости от роли в предложении.

Знаменательные слова обозначают предметы, их признаки, количество или порядок при счете, действие, состояние. Лексические значения знаменательных слов - основа лексической семантики предложения*, так как именно они выражают тот или иной речевой смысл, который делает предложение средством выражения и сообщения индивидуальной мысли, а в формировании предложения главную роль выполняют служебные слова (предлоги, союзы, частицы), поэтому некоторые лингвисты рассматривают служебные слова лишь в синтаксисе.

Основной функцией модальных слов является выражение субъективной модальности (см. с. 60), основной функцией междометий - выражение эмоций, эмоциональной оценки предмета речи (мысли) Особое место в системе частей речи занимают местоимения - самая «синтаксичная» группа из всех знаменательных слов. Не называя предметов, признаков, действий и т. д., местоимения лишь указывают на них, замещают в речи знаменательные слова - названия соответствующих предметов, признаков и т.д. Со знаменательными словами связан речевой смысл синтаксических единиц, а местоимения являются лексико-грамматическими выразителями грамматической семантики, так как они более абстрактны по своему категориальному значению, чем остальные знаменательные слова. Именно это свойство местоименных слов и позволяет им замещать все знаменательные части речи. Поэтому одним из способов выявления грамматической семантики синтаксических единиц являются местоименные вопросы: кто? что? какой? сколько? что делает? как? когда? каково? и др. По традиции постановка вопросов рассматривается как метод (способ, прием) определения значений членов предложения и придаточных предложений. Определение и выявление значений синтаксических единиц - не одно и то же, так как грамматическая семантика обусловливает выбор нужных местоименных слов. Ставя тот или иной вопрос к члену предложения или к придаточному предложению, мы замещаем местоименным словом тот компонент, семантику которого выясняем, делаем ее более наглядной, выявляем вопросом.

Так, к зависимой словоформе в сочетании гнездо ласточки возможны вопросы: какое? кого? чье? На основании других приемов (в частности, замены родительного падежа существительного прилагательным - ласточкино гнездо) мы сначала приходим к выводу, что существительное в форме род. п. выполняет роль несогласованного определения, а потом ставим вопросы: какое? чье? (отвергая вопрос кого? как морфологический). Первый вопрос - показатель более общего грамматического значения определения, второй - конкретизирует признак по принадлежности.

Таким образом, постановка вопроса оказывается заключительным этапом в определении грамматической семантики, а не началом его. Тем не менее местоименные вопросы - одно из очень эффективных средств выявления грамматической семантики, а вся категория местоименных слов свидетельствует о тесной связи морфологии с синтаксисом, о взаимопроницаемости синтаксиса и морфологии - смежных уровней системы языка.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...