Наука в первой половине 19 века. Образование и наука в первой половине XIX в

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

Начало XIX в. - время культурного и ду-ховного подъема России, которому способство- вала политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I . При Александре открылись новые университеты - Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский и Петер- бургский, Лесной институт, Царскосельский ли- цей. В 1815 г. армянская семья Лазаревых ос-новала в Москве Институт восточных языков. При Николае I , покровительствовавшем ин-женерно-техническому и военному образованию, открылись Петербургский технологический уни- верситет, Московское техническое училище, Ака-демия Генерального штаба, Инженерная и Артил- лерийская академии. Число средних учебных за- ведений - гимназий - за 30 лет (с 1824 г.) уве-личилось почти вдвое, продолжала развиваться система женского образования, основы которой были заложены при Екатерине И. Развитие на- чального народного образования шло медленно. Церковь, некоторые помещики, отдельные ве домства открывали школы для детей из народа, но общей системы не было.

В первой половине XIX в. русская наука дос-тигла больших успехов. Н. И. Лобачевский создал неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зи нин синтезировал анилин (это был один из круп- ных успехов в органической химии); В. В. Петров показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда для освещения; Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики; П. П. Аносов раскрыл секрет древнего булата и за-ложил основы науки о качественных сталях. В Пулковской обсерватории - предмет восторгов за-рубежных астрономов - трудился В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в Млечном Пути; Н. И. Пирогов впервые стал оперировать под эфирным наркозом; Н. М. Карамзин написал 12-томную «Историю Государства Российского»...

Становление России как морской державы вы- двигало новые задачи перед отечественными гео- графами. В 1803-1806 гг. адмирал И. Ф. Кру-зенштерн возглавил первую русскую кругосвет- ную экспедицию из Кронштадта до Камчатки и Аляски, в которой изучались острова Тихого океа- на, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка; были со- ставлены подробные карты исследованных мест. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские остро- ва. Г. И. Невельской открыл устье Амура и пролив между Сахалином и материком. В 1819-1821 гг. русская экспедиция - ее возглавлял адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен - открыла Антарктиду. Уче-ник Головнина, Ф. П. Литке, исследовавший Се- верный Ледовитый океан, берега Камчатки и Юж- ной Америки, основал Русское географическое об- щество. Экспедиции путешественников имели большое значение не только для географической науки; они открывали другие страны, изучали жизнь других народов.

План Обновление духовной жизни общества Развитие науки в первой половине ХIХ века Развитие образования в первой половине ХIХвека

Обновление духовной жизни общества Первая половина ХIХ века по праву считается «золотым веком» русской культуры. Ее влияние проходило под влиянием многих поистине исторических событий: 1) Отечественная война 1812 года 2) Промышленный переворот 3) Рост национального самосознания народов

Рост национального самосознания привел к усилению интереса к отечественной истории. Важным событием культурной жизни стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1766 -1826), первые 8 томов которой вышли в свет в 1818 году

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792 -1856) Создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики.

Николай Николаевич Зинин (1812- 1880) Ему удалось осуществить синтез анилина - органического красителя для текстильной промышленности получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

Б. С. Якоби (1801 -1874) -физик, электротехник, академик Петербургской АН Родился в Германии, с 1835 в России. Много трудов по практическому применению электричества. v Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838). v Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840– 1850), исследовал электромагниты. v Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии

Павел Петрович Аносов (1799- 1851) Раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

Н. И. Пирогов (1810 -1881) профессор медикохирургической академии, анатом, хирург, педагог Основоположник военно-полевой хирургии и анатомоэкспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854– 1855), франкопрусской (1870– 1871) и Русскотурецкой (1877– 1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку. Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование.

А. М. Бутлеров (1828 -1886) химик-органик v Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. v Первым объяснил явление изомерии. v Сторонник введения высшего образования для женщин.

Николай Михайлович Карамзин Писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816- 1817 гг. ; последний, 12 -й том - в 1829 г Автор успел довести изложение до 1611 г.

Русские путешественники Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил Морской корпус. В 1803– 1806 гг. он руководил первым русским кругосветным плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»

Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778 -1852), мореплаватель, адмирал. Родился в Эстонии, учился в Морском Кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803– 1806 гг. был участником первого кругосветного путешествия на корабле «Надежда» . После экспедиции Беллинсгаузен командовал кораблями на Черном и Балтийском морях. В 1819– 1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.

Образование в первой половине XIX века Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социальноэкономическими изменениями в стране. В стране этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным.

Система образования в начале ХIХ века Общеобразоват ельная школа: -Гимназии (7 лет) -Уездные училища (3 года) -Приходские училища (1 год) Высшая школа -Университеты -Академии

Развитие образования Александр I 1)1802 – Министерство народного просвещения 2) Создание гимназий и уездных училищ 3) 1811 – открытие Царскосельского лицея

Развитие образования Николай I 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Формирование нравственности на религиозных началах Сохранились все типы школ, но стали сословно-представительскими 1827 - указано на невозможность обучения детей крепостных крестьян Увеличение численности учебных заведений 1828 – Петербургский технологический институт 1830 – Московское ремесленное училище 20 е годы – Комитет по устройству учебных заведений

Основные тенденции в развитии образования и науки Сословность системы образования. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан не было возможности даже при желании расширить образование. Образование же помещичьих же крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании В связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но и их внедрении в производство.

ВЫВОДЫ: Патриотический подъем 1812 года, перемены в экономике стали причинами обновления духовной жизни страны, крупных успехов российских ученых, способствовали развитию системы образования и просвещения.

Проверим знания: Выдающимся путешественником первой половины ХIХ века был: 1) Ф. Ф. Беллинсгаузен 2) П. Л. Шиллинг 3) Н. И. Пирогов 4) В. Я. Струве

Математика, астрономия, физика
В первой половине 19 в. французский математик Огюстен Коши и его последователи разработали математическое обеспечение физики, астрономии и других естественных наук-в основном в направлении теории вероятностей.
Видный немецкий математик Карл Фридрих Гаусс провел фундаментальные исследования по алгебре, теории чисел, дифференциальной геометрии. Российский ученый Николай Лобачевский и немецкий математик Бернард Риман создали новые представления о пространстве-невклидову геометрию. В 80-90-е годы русский астроном Федор Александрович Бредихин разработал механическую теорию кометных форм, а также теорию метеорных потоков.
Физика
В 19 веке наиболее заметным открытием в физике был закон сохранения и превращения энергии. Основываясь на предыдущих экспериментах и теоретических заключениях, в 40-х годах этот закон сформулировал немецкий естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер и математически обосновал другой немецкий ученый Герман Гельмгольц . В 1831 году английский физик Майкл Фарадей констатировал что в замкнутом проводнике, который пересекает силовые линии магнитного поля, возникает электрический ток. Через несколько лет русский ученый Эмилий Христианович Ленц определил направление индукционного тока. В 1865 году английский ученый Джеймс Клерк Максвелл пришел к выводу что свет имеет электромагнитную природу.
Химия
Английский исследователь Джон Дальтон создал атомную теорию строения вещества. В 1869 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев , основываясь на атомном весе и валентности, открыл периодический закон химических элементов. В 1889 году шведский физико-химик Сванте Август Аррениус открыл что электричество проводят и некоторые химические растворы.
Другие естественные науки, медицина
Английский геолог Чарлз Лайель выдвинул теорию медленных, постепенных процессов эволюции земной поверхности. Основоположниками клеточной теории, установившей единый принцип строения как одноклеточных, так и многоклеточных организмов были немецкие ученые Теодор Шванн и Маттиас Шлейден . В 1865 году австрийский естествоиспытатель Грегор Иоганн Мендель открыл закономерности наследственности организмов, положил начало генетике. Французский ученый Клод Бернар , систематически эксперементируя, объяснял биологические процессы посредством химических реакций и стал основоположником физиологической химии. В разработку эволюционной теории наиболее значительный вклад внес английский ученый Чарлз Дарвин. В результате длительных наблюдений за природой и экспериментов он пришел к выводу, что все живое успешно приспособляется к природным условиям, что виды животных и растений изменчивы, что растительный мир и животный мир сформировался в результате длительного развития и естественного отбора.

Надеюсь что хоть чем-нибудь помогла.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...