Образы природы и человека в лирике тютчева. Человек и природа в лирике Тютчева

Природа навевает философские мысли, заставляет задуматься о быстротечности жизни.

1)Есенин «Не жалею, не зову, не плачу» (Все мы, все мы в этом мире тленны,/Тихо льется с кленов листьев медь.../Будь же ты вовек благословенно,/Что пришло процвесть и умереть.)

2) Пушкин «Вновь я посетил» (...Вновь я посетил./Тот уголок земли, где я провел/Изгнанником два года незаметных./Уж десять лет ушло с тех пор - и много/Переменилось в жизни для меня,/И сам, покорный общему закону,/Переменился я - но здесь опять/Минувшее меня объемлет живо,/И, кажется, вечор еще бродил/Я в этих рощах.)

3)Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне…)

Природа сравнивается с миром человеческих взаимоотношений.

1)Пушкин «Анчар» (Анчар – ядовитое дерево, симолизирует абсолютное зло. К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью. Тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть.)

2)Лермонтов «Утес» («тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» , и пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни)

3)Есенин «Черемуха» (Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах.)

Природа напоминает о прошедшей любви и пробуждает уснувшие чувства.

1) Пушкин «Редеет облаков летучая гряда» (Редеет облаков летучая гряда./Звезда печальная, вечерняя звезда!/Твой луч осеребрил увядшие равнины,/И дремлющий залив, и черных скал вершины./ Люблю твой слабый свет в небесной вышине;Он думы разбудил, уснувшие во мне)

2) Тютчев «Еще земли печален вид» (Душа, душа, спала и ты…/ Но что же вдруг тебя волнует,/Твой сон ласкает и целует/ И золотит твои мечты?..) ,

3) Есенин – отрывок из Анны Снегиной: (Иду я разросшимся садом, / Лицо задевает сирень, / И мил моим вспыхнувшим взглядам/ Состарившийся плетень. /Когда-то у той вон калитки/Мне было 16 лет/ И девушка в белой накидке/ Сказала мне ласково: «Нет!»)

Природа находит отражение в образе возлюбленной:

1)Тарковский «Ночной дождь» («Как слезы, капли дождевые/Светились на лице твоем),

2)Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (С алым соком ягоды на коже,/Нежная, красивая, была/На закат ты розовый похожа/И, как снег, лучиста и светла.)

3)Пушкин «Зимнее утро » («на встречу Северной Авроры/Звездою Севера явись!»)

Природа приносит радость и счастье.

1)Пушкин «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!)

2)Тютчев «Я встретил вас, и все былое...» (…Как поздней осени порою /Бывают дни, бывает час,/Когда повеет вдруг весною /И что-то встрепенется в нас…)

3)Фет «Я пришел к тебе с приветом» (Я пришел к тебе с приветом,/Рассказать, что солнце встало,/Что оно горячим светом/По листам затрепетало;/Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой./Каждой птицей встрепенулся/И весенней полон жаждой)

Образы моря.

1)Жуковский «Море» (Безмолвное море, лазурное море,/Стою очарован над бездной твоей./Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,/Тревожною думой наполнено ты./Безмолвное море, лазурное море,/Открой мне глубокую тайну твою./Что движет твое необъятное лоно?/Чем дышит твоя напряженная грудь?)

2)Пушкин «К морю» (Прощай же, море! Не забуду/Твоей торжественной красы/И долго, долго слышать буду/Твой гул в вечерние часы./В леса, в пустыни молчаливы/Перенесу, тобою полн,/Твои скалы, твои заливы,/И блеск, и тень, и говор волн)

3)Тютчев «Как хорошо, о море ты ночное» (Как хорошо ты, о море ночное,-/Здесь лучезарно, там сизо-темно…/В лунном сиянии, словно живое,/Ходит, и дышит, и блещет оно…/На бесконечном, на вольном просторе/Блеск и движение, грохот и гром…/Тусклым сияньем облитое море,/Как хорошо, ты в безлюдье ночном!)

7. Образ осени
1)Пушкин «Октябрь уж наступил…» (Октябрь уж наступил - уж роща отряхает/Последние листы с нагих своих ветвей;/Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,/Журча еще бежит за мельницу ручей)

2)Тютчев «Есть в осени первоначальной» (Есть в осени первоначальной/Короткая, но дивная пора -/Весь день стоит как бы хрустальный,/И лучезарны вечера.../Где бодрый серп гулял и падал колос,/Теперь уж пусто всё - простор везде,-/Лишь паутины тонкий волос/Блестит на праздной борозде.)

3)Некрасов «Железная дорога» (Славная осень! Здоровый, ядреный /Воздух усталые силы бодрит; /Лед неокрепший на речке студеной /Словно как тающий сахар лежит;)

Духовная связь человека и природы

1)Пушкин «Зимнее утро» («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…» «И ты печальная сидела», но потом все изменилось: «За голубыми небесами великолепными коврами,//Блестя на солнце снег лежит», и уже хочется «предаться бегу// Нетерпеливого коня…»)
2)М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе». И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками.)
3)Фет «Шепот, робкое дыханье» (внешний мир связан с внутренним миром лирического героя: краски ночного пейзажа, восход солнца сопровождают влюбленных, отражают их чувства и сопереживания. Здесь, как и в лермонтовском произведении «Когда волнуется желтеющая нива...», человек находится в ладу с природой, черпает в ней силы и вдохновение)

4)А. Ахматова «Заплаканная осень, как вдова» (Дождливую осень поэтесса сравнивает с женщиной, скорбящей по своему мужу. Осень тоже грустит и «рыдать не перестанет», пока «тишайший снег», символизирующий человеческую старость, «не сжалится» над ней. Как и в стихотворении М. Ю. Лермонтова, в этом произведении человек и природа - единое целое. Хотя в роли лирического героя здесь выступает осень, они находятся в согласии, понимают друг друга)

Образ звезд

1) Маяковский «Послушайте!» (По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?)

2) Есенин «Звезды» (Обращаясь к «далеким звездам», Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира.)

ЛЮБОВЬ

Воспоминания о любви

Пушкин «Я помню чудное мгновенье» («К ***»)

Есенин отрывок из «Анны Снегиной», который уже был в теме природы,

Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных» (Автор сожалеет о том, что ему уже никогда не доведется вместе гулять со своей возлюбленной и любоваться «алым соком ягоды на коже». Со своею возлюбленной Есенин расстается, испытывая тоску и душевную боль)

Сущность любви

И. Анненский «Среди миров, в мерцании святил…» (Среди миров, в мерцании светил/Одной Звезды я повторяю имя.../Не потому, чтоб я Ее любил,/А потому, что я томлюсь с другими./И если мне сомненье тяжело,/Я у Нее одной ищу ответа,/Не потому, что от Нее светло,/А потому, что с Ней не надо света.)

Ахматова «Любовь покоряет обманно» (Именно любовь дает ни с чем несравнимое ощущение счастья, хотя и ассоциируется у Ахматовой с отравой. Тем не менее, под воздействием этого чувства и «звезды были крупнее», и «пахли иначе травы»)

Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви » (Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю)

Безответная любовь.

Маяковский «Лиличка»,

Лермонтов «Нищий »,

Есенин «Письмо женщине »

Разлука

Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет…» (Расстались мы, но твой портрет/Я на груди своей храню:/Как бледный призрак лучших лет,/Он душу радует мою.)

Тютчев «В разлуке есть высокое значенье» (В разлуке есть высокое значенье:/Как ни люби, хоть день один, хоть век,/Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,/И рано ль, поздно ль пробужденье,/А должен наконец проснуться человек...)

Есенин «Письмо женщине» (Лицом к лицу/ Лица не увидать./Большое видится на расстоянье.)

Пушкин «К***»

Идеальные женские образы

Блок «Вхожу я в темные храмы» (Его суть сводится к тому, что даже в образе Богоматери поэту чудится любимая, и это наполняет его душу двойной радостью. Лирический герой находится в ожидании возлюбленной, он рисует в своем воображении ее образ, напряжен, томим ожиданием, и не может налюбоваться на свою Милую, понимает, что она – идеал)

Пушкин «К***»
Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»
ОБЪЕДИНЯЕТ: У всех поэтов образ идеальной девушки покрыт таинственностью, туманностью: «Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты» (Пушкин)», «Сквозь дымку легкую заметил я невольно» (Лермонтов), «Только образ, лишь сон о Ней» (Блок). Блок, Пушкин и Лермонтов влюблены не в реальную женщину, а в идеальный образ девушки, который они создали в воображении. Ведь авторы возвышенно описывают Прекрасных Дам (Блок даже обращается к ней с заглавной буквы «Величавой Вечной Жены!»). Кроме того, поэты описывают некоторые особенности идеальных женских образов: авторы уделяют особое внимание голосу девушек, а также их лицам («милые черты» (Пушкин), «Светили мне твои пленительные глазки» (Лермонтов), у Блока «Как отрадны Твои черты»).
7) Впечатление от любви (Как у Фета)

Фет «Сияла ночь» (удивительно точно передают испытываемые автором чувства и создают необыкновенно романтичную атмосферу)

Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (посвящено Наталье Гончаровой, написано после того, как получил от нее отказ. Для Пушкина гораздо важнее то, что испытывает он сам по отношению к юной девушке. «И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может», - пишет поэт, подчеркивая, тем самым, что для счастливого брака лично ему достаточно собственных чувств, которых, как он считает, с лихвой хватит на то, чтобы построить прочную семью.)
Тютчев «Я встретил вас и все былое» (
Тютчев отмечает, что в его сердце поселилась удивительная теплота, и сравнивает свое чувство с теплым солнечным днем, который неожиданно радует своей красотой человека в разгар холодной и унылой осени.)

Поэт и толпа

Пушкин «Поэту» (С тихотворение призывает не допускать кого-либо в свое творчество, не поддаваться мнению и пожеланиям окружающих: "Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум". Только сам творец может строже всех оценить свое творенье)

Лермонтов «Пророк» (Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта - настоящего поэта - постигнет та же участь.)

Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии» (не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Повод – создание законодательства, согласно которому творческая интеллигенция должна платить налоги. Но как посчитать затраты душевных сил, необходимых для создания хотя бы одного стихотворения? Финальная строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – «А если вам кажется, что всего делов - это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!».)

Творческое бессмертие:

Державин «Памятник» (Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,/Металлов тверже он и выше пирамид;/Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,/И времени полет его не сокрушит.)

Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (Я памятник себе воздвиг нерукотворный,/К нему не зарастет народная тропа,/Вознесся выше он главою непокорной/Александрийского столпа.)

Маяковский –из поэмы «Во весь голос» («Заглуша/ поэзии потоки, я шагну/ через лирические томики, как живой, /с живыми говоря» »; «Мой стих /трудом /громаду лет прорвет/ и явится /весомо, /грубо, /зримо, /как в наши дни/ вошел водопровод /сработанный /еще рабами Рима»)

Гражданская позиция поэта

Некрасов «Поэт и гражданин» (Апофеозом этого произведения считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды.)

Пушкин – ода «Вольность» (Именно в этом произведении Пушкин предопределяет свою судьбу, как поэта и гражданина. Он убежден, что если уж небесам угодно было наделить его литературным даром, то не стоит расходовать его по пустякам. Поэтому автор решает не размениваться на мелочи, его цель благородна и проста. «Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!», - призывает автор. Пушкин открыто выступает против самодержавия, считая его проявлением дремучести и покорности русского народа.)

Ахматова «Мне голос был» (полностью игнорируя новую власть, она оставалась истинной патриоткой своей страны, разделив ее судьбу не только во время революции, но и в период Великой Отечественной войны, часть которой провела в блокадном Ленинграде. Поэтесса признавалась, что чувствовала бы себя гораздо хуже, если бы оказалась по другую сторону баррикад, став сторонней наблюдательницей многих исторических событий.)

Назначение поэта

Пушкин «Пророк» (назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей»: И бога глас ко мне воззвал:/«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,/Исполнись волею моей,/И, обходя моря и земли,/Глаголом жги сердца людей».)

Лермонтов «Поэт» (уподобляет поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.)

Некрасов «Поэт и гражданин» (Д ля Некрасова поэт – прежде всего гражданин. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.)

Некрасов «Элегия» (лирический герой связывает поэтическое творчество с вопросом о положении народа. Он призывает не следовать «изменчивой моде», которая утверждает, что тема «страдания народа» не актуальна. По его мнению, задача художника как раз и состоит в том, чтобы освещать тёмные стороны человеческой жизни: «Толпе напоминать, что бедствует народ», в то время как она «ликует и поет». Также как и автор «Мёртвых душ» лирический герой «Элегии» высоко оценивает труд «непризнанных» толпой художников, которые не боятся в своём творчестве затрагивать проблемы, взятые из «презренной жизни».)

Одиночество

(В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.)

«Парус» (В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус» - стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.)

Цветаева «Тоска по родине!» (несмотря на название, это стихотворение действительно в первую очередь об одиночестве, и к теме «любви к Родине» не особенно подходит, т.к. его основная идея в том, что все равно, где быть одиноким и непонятым – в чужой стране или за границей),

Изгнание

Лермонтов «И скучно, и грустно»

«Парус»( «Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.)

Цветаева «Тоска по родине !» (Написано в Праге, во время революции в России. Поэтесса, пытаясь осознать свое жизненное предназначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно.)

Свобода

Пушкин «Узник» (Чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»», поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!».)

(От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя. В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня. В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».)

«Тучи» («Нет у вас родины, нет вам изгнания», - утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира.)

ЧЕЛОВЕК И ЭПОХА

Лермонтов «Монолог» («И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», - резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.)

Пастернак «Гамлет» (Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок.)

Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков» (Ключевой мотив – трагическая судьба поэта, живущего в эпоху революции. Эпоха губит художника и мешает ему творить. Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей,/Запихай меня лучше, как шапку, в рукав/Жаркой шубы сибирских степей.)

Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» (отношения возвышенного поэта и «века торгаша»; основная мысль – на литературном творчестве можно зарабатывать)

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (Лирический герой встречает на балу женщину, в которую влюбляется, но в реальной жизни любовь невозможна, поэтому герой создает ее в своем воображении. Он очень одинок. И создал я тогда в моем воображенье/По легким признакам красавицу мою;/И с той поры бесплотное виденье/Ношу в душе моей, ласкаю и люблю)

Блок «Незнакомка» (Описывая окружающую его обстановку, Александр Блок умышленно противопоставляет грязь и пьяный угар божественному образу неизвестной женщины. И странной близостью закованный,/Смотрю за темную вуаль,/И вижу берег очарованный/И очарованную даль.)

Лермонтов «Отворите мне темницу» (Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком. Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.)

ДРУЖБА

Пушкин «Пущину» (В нем поэт вспоминает их последнюю встречу, отмечая, что он «судьбу благословил», когда Иван Пущин приехал к нему в Михайловское, чтобы скрасить одиночество и отвлечь автора от невеселых раздумий о собственной судьбе. В этот момент лучший друг морально поддержал Пушкина, который находился на грани отчаянья, считая, что его карьера загублена, а жизнь – беспросветна.)

Высоцкий «Песня о друге» (Если ж он не скулил, не ныл,/Пусть он хмур был и зол, но шел,/А когда ты упал со скал,/Он стонал, но держал,/Если шел за тобой, как в бой,/На вершине стоял, хмельной,/Значит, как на себя самого,/Положись на него.)

Огарев «К друзьям » (О том, что настоящая дружба с годами лишь становится крепче, написано немало прекрасных литературных произведений. Одним из них является стихотворение Николая Огарева «К друзьям», в котором поэт не только вспоминает свою беззаботную молодость, но и хочет вернуть прошлое, чтобы вновь насладиться обществом единомышленников, пока еще не лишенных юношеского идеализма.)

ТЕМА ЛЮБВИ К МАТЕРИ

Есенин «Письмо матери» (Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось». Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне».)

Твардовский «Памяти матери» (В четвертой части произведения Твардовский обращается к своему детству и целиком приводит старинную песню, которую слышал от матери. В ней заложен глубокий философский смысл, который и в наши дни остается неизменным: ребенок, покинувший отчий дом, является отрезанным ломтем, и отныне его жизнь не имеет ничего общего с судьбой родителей. Автор сожалеет, что так и не смог получше узнать ту, что подарила ему жизнь.)

Цветаева «Маме» («в старом вальсе…») (Детство Цветаевой прошло в совершенно особой атмосфере, у нее был собственный мир сказок и иллюзий, с которыми в юности пришлось расстаться. Поэтому поэтесса в обращении к матери подчеркивает, что «ты вела своих малюток мимо горькой жизни помыслов и дел». Уже будучи гимназисткой, Цветаева поняла, насколько окружающий мир может быть жестоким и беспощадным. С одной стороны, она была шокирована этим открытием, а с другой оказалась благодарна матери, которая смогла, пусть и ненадолго, оградить ее от жизненных невзгод.)

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ

Блок «Двенадцать» (Наиболее очевидный пример - это образ двенадцати. Поэма недаром названа «Двенадцать». Это число - один из наиболее крупных ее символов. В поэме 12 глав, в значение этого числа можно включить и двенадцать апостолов, и лихое разбойничье начало - 12 разбойников. Для читателя времен Блока само название поэмы «Двенадцать» могло предположить наличие образа Христа. Ведь число 12 - число апостолов, учеников Христа.)

Пастернак «Гамлет» (главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики.)

Пушкин «Пророк» (В основу стихотворения «Пророк» был положен отрывок из Библии, из шестой главы Книги пророка Исайи. Согласно легенде, Серафим очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить миссию по исправлению людей. Стихотворение Пушкина перекликается с библейским текстом. Мы видим, что поэт прекрасно знал историю призвания к пророческому служению Исайи, размышлял над ней. Пушкин часто обращался к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты для своих сочинений. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным этой библейской легенды.)

ТЕМА ДЕРЕВНИ

Есенин «Гой ты, Русь моя родная…» (Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано именно этими чувствами автора. «Хаты - в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.)

Пушкин «Деревня» (в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив: Я твой - я променял порочный двор Цирцей,/Роскошные пиры, забавы, заблужденья/На мирный шум дубров, на тишину полей,/На праздность вольную, подругу размышленья.)

Лермонтов «Родина» (Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы: Но я люблю - за что, не знаю сам -/Ее степей холодное молчанье,/Ее лесов безбрежных колыханье,/Разливы рек ее, подобные морям)

ТЕМА ЛЮБВИ К РОДИНЕ

1) Патриотизм несмотря на трудности
Ахматова «Мне голос был» (Мне голос был. Он звал утешно,/Он говорил: «Иди сюда,/Оставь свой край глухой и грешный,/Оставь Россию навсегда./Я кровь от рук твоих отмою,/Из сердца выну чёрный стыд,/Я новым именем покрою/Боль поражений и обид»./Но равнодушно и спокойно/Руками я замкнула слух,/Чтоб этой речью недостойной/Не осквернился скорбный дух.)

Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» (Если крикнет рать святая:/«Кинь ты Русь, живи в раю!»/Я скажу: «Не надо рая,/Дайте родину мою».)

Блок «Россия» («нищая Россия», «серые избы», «прекрасные черты»)
2) Размышления о судьбах своего поколения
Лермонтов «Дума» (полностью построено на размышлении автора об особенностях современного ему поколения. Поколения потерянного, грядущее которого "иль пусто, иль темно". Он, как и Блок, глядит на современников своих "печально". И, если говорить об историческом контексте, то поколение Лермонтова - поколение людей, довольно ощутимо прижатых режимом правления Николая Первого, людей, ужаснувшихся казни декабристов. Как и у Блока, современники поэта - дети довольно страшных лет России, тех лет, которые они не выбирают.)
Тютчев «Наш век» (Чуть позже уже о своем поколении написал Ф.И.Тютчев. В стихотворении "Наш век" перед читателем снова предстает картина поколения несчастного, которое "жаждет веры...но о ней не просит...". Тютчев пишет о человеке, постоянно находящимся между тенью и светом, обретая который "ропщет и бунтует", что очень похоже на человека блоковского поколения, который вынужден жить от войны до свободы и от свободы до войны. Рассуждает на тему морали современного общества. Зрелый 48-летний мужчина, прошедший через многие жизненные испытания, приходит к выводу, что «не плоть, а дух растлился в наши дни». Современный человек, как считает поэт, «жаждет веры… но он ее не просит». И это связано не с природным упрямством, а с непониманием простой истины о том, что любой из нас должен верить хоть во что-то. Безверие, по мнению Тютчева, рождает хаос в мыслях и в душе, заставляет человека сомневаться в своих силах и толкает его зачастую на неверный путь, сойти с которого порой бывает невозможно. Однако для того, чтобы избежать подобных внутренних противоречий, достаточно лишь впустить в свое сердце Бога, почувствовать его заботу и любовь, которые, по мнению поэта, и являются путеводными звездами в жизни каждого человека.)

Блок «Рожденные в года глухие» (Посвящено первой мировой. Автор признается, что совсем недавно и сам ратовал за смену общественного строя насильственным путем. Но революция 1905 году показала, насколько беспощадными могут быть люди по отношению друг к другу. Поэтому автор подчеркивает, что «теперь в сердцах, восторженных когда-то, есть роковая пустота». Блок еще не забыл церковных постулатов, в которых убийство ближнего своего является одним из смертных грехов.)

ВОЕННАЯ ТЕМА

Ахматова «Мужество» (Ахматова обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», - утверждает поэтесса.)

Твардовский – поэма «Василий Теркин» («Бой идет – святой и правый, /Смертный бой не ради славы - /Ради жизни на земле»)

Симонов «Жди меня» (В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться)

ОБРАЗЫ ТРУЖЕННИКОВ

Некрасов «Однажды, в студеную зимнюю пору…» (из поэмы «Крестьянские дети») (В этом произведении автор искренне завидует своим юным героям, которые пока еще не осознают своего низкого социального статуса и могут позволить себе, в отличие от барских детей, проводить свободное время так, как душа пожелает. Но дети всегда остаются детьми, и Некрасов отдает себе в этом отчет и невольно хочет оградить своих героев от предстоящих жизненных испытаний. Поэтому он обращается к ним со словами: «Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано». Автор понимает, что пройдет совсем немного времени, и беззаботная вольная жизнь сельских малышей закончится, оставив лишь в воспоминаниях ощущение счастья и иллюзию того, что они когда-то могли самостоятельно распоряжаться своей судьбой.)

«Железная дорога» (Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст, - свидетельство неиссякаемых его духовных сил. Вот почему поэт говорит, обращаясь ко всему молодому поколению: Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную- Вынесет все, что господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.)

Твадровский «Василий Теркин» («… тем путем идет суровым/ Что и двести лет назад/Русский труженик-солдат»)

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК, ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИРОДА И ЛЮБОВЬ, ПРИРОДА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ: В АСПЕКТАХ

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.
Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
…Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
…Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет одинока…
Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…
Скажи заветное он слово –
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.
О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

«Не то, что мните вы, природа...»

Ф.И.Тютчев

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Цели урока :

приобщить старшеклассников к высокой индивидуальности поэтического мира Ф.И.Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом природы как «инобытия» человека.

Задачи урока :

Эпиграфы к уроку:

Стихи Тютчева о природе - почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

В.Брюсов

Два проявленья стихии одной...

Ф.И.Тютчев

Он мыслью обнял всё, что на пути заметил.

А.Н.Апухтин

Слово наше отзовётся...

Ф.И.Тютчев

Тютчев создал речи, которым не суждено умереть.

И.С.Тургенев

Домашнее задание к уроку:

1. Подготовить к чтению наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, знакомые с детства.

2. Познакомиться с биографией поэта, составить таблицу по основным фактам жизни и творчества

Ф.И.Тютчева (групповое задание для сильных учащихся).

3.Чтение и анализ понравившегося стихотворения о природе.

1. Вступительное слово учителя.

Цель нашего урока - через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый из вас, ребята, мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к сопереживанию.

Музыка.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Слово великого поэта, слово проникновенного лирика XIX века Ф.И.Тютчева...

Мы знаем его слова, обращенные к Пушкину: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». А кто из русских читателей не помнит знаменитого тютчевского четверостишия:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Поэтическая пятиминутка.

Вы давно знакомы со стихами этого поэта. Стихи его мы повторяем с детства. Давайте оживим в памяти строки стихов одного из замечательнейших поэтов XIX века...

«Зима недаром злится»

«Ещё в полях белеет снег»

«Люблю грозу в начале мая»

«Летний вечер»

«Неохотно и несмело»

Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» - такие заголовки носят публикации о поэте.

Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта. Я просила всех вас выявить особенности жизненного пути поэта и подготовить рассказ о фактах биографии Тютчева, раскрывающих необычность и загадочность личности поэта. Отдельная группа «биографов» попыталась выделить наиболее интересные и значимые факты биографии поэта и по ним составить таблицу. Другая группа готовила литературоведческий материал.

Слушаем вас, ребята.

Сначала представим собранный литературоведами материал о значении поэта в русской и мировой литературе.

II. Слово учащихся о значении поэзии Тютчева .

1. О значении поэзии Тютчева сейчас много пишут. На мой взгляд, самая правильная формулировка заключена в статье В.И. Коровина «Русская поэзия от Державина до Тютчева»: «Пушкин, Лермонтов и Тютчев - три вершины русской поэзии первой половины прошлого столетия. Они возвели нашу лирику на уровень мировой культуры. Пушкин завершил всю предшествующую ему полосу развития русской поэзии, дал образец национальной меры классического стихотворного языка, стиля и стиха. Лермонтов углубил психологический анализ в лирике и вслед за Пушкиным осуществил синтез стилей на основе личностного начала. Тютчев обработал… язык лирики и прочно вписал человека в жизнь Вселенной».

2. Иван Сергеевич Аксаков, литературный критик и поэт, зять Тютчева и его биограф, рассказывает: «Многие, ещё при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных записок. Тютчев - наоборот. Он не только не хлопотал о славе между потомками, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его и увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в 5 и в 14 лет, хотя в поэтическом творчестве его не бывало перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, т.е. когда ему пошёл шестой десяток лет, именно со времени издания его стихотворений редакцией журнала «Современник» при содействии И.С.Тургенева.

З. А я, держа в руках томик стихов Ф.И.Тютчева, хочу процитировать отрывок из стихотворения А.А.Фета:

Но муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Стихотворение так и называется: « На книжке стихотворений Ф.И. Тютчева», написано во второй половине 19 века.

Стихотворения Тютчева не утратили, несмотря на время, ни свежести чувств, ни глубины мысли, напротив, они стали нам ближе, чем когда бы то ни было.

Учитель. Так давайте же попробуем ответить на вопрос: где истоки такой глубины, цельности, величия души и величия поэзии?

III . Слово учащимся-биографам. Рассказ о жизненном пути Ф.И.Тютчева.

Даты

Г орода

События

Знакомства и встречи

05.12 1803 -

1819

Овстуг

Брянский уезд

Орловская

губерния

Рождение, детство,юность,

первые стихотворные опыты

С.Раич - поэт, переводчик античных поэтов

22.02

1818

Москва

Принят в члены общества любителей российской словесности

1819 - 1821

Москва

Учёба в Московском университете

М.П.Погодин - писатель, историк

1822

Мюнхен

Начало дипломатической службы в русском посольстве

Ф.Шеллинг - философ

Г.Гейне - поэт - романтик

1826

Мюнхен

Женитьба на Элеоноре Петерсон

1836

Петербург

Публикация первой подборки стихов в «Современнике» А.С.Пушкина

1837

Турин

Перевод в Италию старшим секретарём русской миссии

28.09 1838

Петербург

Смерть жены

17.07.1839

Ницца

Женитьба на Эрнестине Дернберг. Уход в отставку, возвращение в Мюнхен

1844

Овстуг

Москва Петербург

Возвращение на родину

П.А.Вяземский - поэт, друг Пушкина

В. Л.Соллогуб - писатель

Е.П.Ростопчина - поэтесса

С.Т Аксаков - писатель, друг Гоголя

1850

Петербург

Статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты» (с публикацией 22 стихотворений). Начало романа с Е.А.Денисьевой

1854

Петербург

Первый сборник стихов (под ред. И.С.Тургенева)

И.С.Тургенев

1858

Петербург

Назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры

1864

Петербург

Смерть Денисьевой

1868

Петербург

Второй сборник стихов (под ред. И.С.Аксакова)

1870

Смерть брата и сына

1872

Смерть дочери

27 .07 1873

Царское Село

Смерть поэта

1.Мы свели в таблицу основные даты, города, события и встречи в жизни поэта. Истоки - это прежде всего родовое имение Тютчевых, село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. «Именно из этих среднерусских мест выходила чуть ли не вся большая русская литература: Толстой, Тургенев, Лесков, Фет, Тютчев» (Н.Скатов). Обобщая сведения об их жизни, можно сказать, что их взрастила особая усадебная среда, дающая прекрасное домашнее образование и воспитание, дающая ощущение свободы, единения с миром природы.

  1. Особое воспитание будущего поэта, отличное образование в домашних стенах определили 3 человека: мать, Екатерина Львовна, домашний учитель Семён Егорович Раич, довольно известный в своё время поэт и издатель, и, как часто бывало в стародворянских семьях, дядька Николай Афанасьевич Хлопов.
  2. В1819 году 16 -летний Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета, в том. же году происходит его первая публикация как поэта («Послание Горация Меценату»).Через три года (в 1822 году - в 19 лет!) началась служба в коллегии иностранных дел, и юный дипломат отправляется с русской миссией в Мюнхен.

Учитель. Вспомним строки Пушкина:

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды…

4. Оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, Тютчев, как и герой Пушкина, всерьёз занимался изучением немецкой философии, был хорошо знаком с Шеллингом и дружил с Генрихом Гейне.

22 года, долгих 22 года провёл он вдали от родных полей. Всего 4 раза приезжал в Россию. Поразительно, но все эти 22 года он говорил не на русском языке, русской речи он практически не слышал. На чужбине он женился на немке (Элеоноре Петерсон), а после её смерти снова женился на немке (Эрнестине Дёрнгберг). Два языка: немецкий и французский, становятся языками его любви, его семьи, его службы.

5. Поэт-символист Андрей Белый называл Тютчева «поэтом-политиком и аристократом». По возвращении на Родину поэт служил чиновником особых поручений в Министерстве иностранных дел, старшим цензором, наконец, председателем Комитета цензуры иностранной. С 1857 года член-корреспондент Петербургской Академии наук. На склоне лет поэт пережил историю великой и трагической любви к Елене Александровне Денисьевой...

Спасибо всем. Давайте обобщим сказанное, чтобы обозначить своеобразие судьбы поэта.

  1. Необычайная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
  2. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
  3. Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
  4. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
  5. Три прекрасные женщины были в жизни поэта, три истории любви, благодаря которым миру были подарены шедевры любовной лирики.
  6. Трагические судьбы близких поэта.

IV. Учитель. О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги!

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия» - восклицал поэт. Судьба поэта, его внутренняя, духовная жизнь -

в его стихах.

Поражает то, что стихи писались только по-русски и только для России. «Русский язык хранился у по-
эта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как ока-
залось, главное дело жизни - стихи» (Н.Скатов), и творилось, по определению П.Якубовича, - «на высо-
те».

Лирика Тютчева - особая лирика. Это и пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так, в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение"),

и одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", «Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), и связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение»).

Таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.

Большую часть написанных стихотворений составляют стихи о природе.

Прослушивание записи стихотворения «Не то, что мните вы, природа» в исполнении И.Кваши.

К кому обращено стихотворение?

Как вы объясните мысль «в ней есть язык»? Почему поэт не сказал «у неё»? (поэт акцентирует внимание на внутренней жизни природы, утверждает мысль о том, что только собственная глухота и слепота заставляют людей отрицать это).

Учитель подводит учащихся к мысли, что стихотворение содержит прямое дидактическое поучение, заставляет задуматься над философской сущностью природы.

Перечитаем несколько стихотворений, посвященных природе, и ответим на вопросы:

1 .В чем видит и как изображает Тютчев внутреннюю жизнь природы?

2.Какова соотнесённость человека и природы в пейзажных зарисовках поэта?

3. Какое значение имеет тютчевское понимание природы для вас, сегодняшних читателей?

Итак, к какому стихотворению мы обратимся в первую очередь?

Конечно, к стихотворению, которое мы очень любим. Оно было написано осенью 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Строки, ставшие бессмертными, поэт набросал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Это стихотворение любил читать Л.Н.Толстой.

Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Некоторые исследователи относят это стихотворение к чисто пейзажным зарисовкам. Согласны ли вы с данным утверждением?

Дискуссия

Па первый взгляд, поэт изображает прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив свою работу, отдыхает.

Анализ стихотворения.

В стихотворении нет заглавия, поэтому с особым вниманием отнесёмся к первой строчке.

Инверсия выносит в сильную позицию глагол есть, 3 л. ед.ч. (нач. ф. - быть). Это слово означает действие как постоянное: то, что существует постоянно, независимо. Короткое, ёмкое слово сразу переводит читателя на размышления о вечном.

Вспомним определение инверсии, данное Ломоносовым: «Однако, где слова устремить или возвысить должно, тут нередко бывает пристойнее вмещать оные напереди...».

Следующее слово осень. Какие значения присущи этому слову? Время года, наступающее после лета.

Пора, когда люди собирают урожай.

Пора, когда природа готовится к зимнему покою.

Но у Тютчева: в осени первоначальной .

  1. Обратимся к словарям.
  2. Какова цель использования многосложного слова?

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных, часто у Тютчева это сложносоставные слова.

«В стихах Тютчева такие «долгие» и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие «на высокую волну», переводят его в необычное, непрозаическое, торжественное измерение» (Е.А.Маймин).

Перечитаем первую строфу выразительно, проследив за тем, что уже первая строка задаёт торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

Расскажите о своих наблюдениях, обратив особое внимание на приём олицетворения, на своеобразие тютчевской метафоры.

2-я строка строится на антитезе. Каждый человек понимает быстротечность дивной поры, поэтому так важно запечатлеть её в памяти.

Эту неповторимость усиливает использование в контексте одного сравнения существительных двух различных форм: день - сущ. ед.ч., - вечера - мн. ч. ,

Сравнение осеннего дня с хрусталём вводится сочетанием как бы, синонимичным с союзами словно, будто. Это небольшое смягчение делает сравнение ненавязчивым.

Эпитет к слову вечера лучезарны. Снова сложносоставное в этимологии слово. Обратимся к словарю, узнаем его современное значение.

Во2-й строфе снова антитеза, и границы её расширяются за счёт градации: пусто всё, простор везде. Третья строчка строфы - наиболее важная для понимания смысла стихотворения. Олицетворение «паутины тонкий волос» в соотнесении с ключевым словом стихотворения «осень» наталкивает читателя на мысль, что явления природы поэт изображает в скрытом параллелизме с явлениями человеческой жизни. Ведь произносим же мы, не задумываясь, весна жизни, лето жизни, осень жизни, имея в виду детство, юность, зрелость.

Наши предположения подтверждает анализ 3-ей строфы. От описания праздной (1 - свободной от дел, занятий; 2 - чуждый забот и тревог) борозды поэт переходит к предостережению о зимних бурях (вспомним: буря в душе) и от него - к пророчеству о вознаграждении свыше:

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Не может не вызвать нашего восхищения такое тонкое наблюдение поэта.

Как объясняет словарь слово лазурь? Какой художественный приём использует Тютчев?

«Лазурь здесь не просто метонимический заменитель слова небо; здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху» (А.Д. Григорьева. Слово в поэзии Тютчева). Последние слова стихотворения также находятся в сильной позиции. А потому очень важны для понимания авторской позиции: отдыхающее поле, т. е. земля очеловеченная, одухотворённая.

Сделаем обобщение: в стихотворении образ осенней природы, наряду со своим прямым значением, приобретает также и значение иносказательное - становится символом человеческой жизни. Многие исследователи отмечают, что поэзия Тютчева являет человека и природу в драматическом

противостоянии и в родстве глубинной жизни.

Тютчев полагал, что природа, как и человек, духовна. Как эта мысль развита в стихотворении «Осенний вечер»?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей учебной ситуации, на сей раз ещё более сложного характера.

V. Творческий эксперимент. «Реконструкция» стихотворения Тютчева «Осенний вечер».

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -

вставить на место пропусков те определения и эпитеты, какие, по вашему мнению, должны здесь стоять.

Есть в светлости осенних вечеров

Прелесть:

Блеск и пестрота дерев

Листьев____,_________шелест

И ___________лазурь

Над землёю,

И, как предчувствие бурь,

Ветр порою,

Ущерб, изнеможденье – и на всём

Та _____улыбка увяданья,

Что в существе ____мы зовём

Стыдливостью страданья.

Работа выполняется в течение 5 минут индивидуально, затем коллективно.

Учитель. Большинство определений, предложенных учащимися, носят номинативный, назывной характер. Лишь немногие могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека. А что же у самого поэта?

Откроем стихотворение.

Прослушивание в записи стихотворения в исполнении Папанова. Анализ стихотворения.

Обратим внимание на начало стихотворения и соотнесем его с вопросами, на которые мы уже отвечали при анализе стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

Первые три строки, построенные по принципу инверсии и отличающиеся от остальных удивительно мягким благозвучием (ассонанс: е - и - е - и) обозначают отношение лирического героя к осеннему ясному вечеру. Умильная, таинственная прелесть определяет всю интонацию стихотворения: всё смягчено и умиротворено.

В строках 3-9 поэт воспроизводит детали пейзажа, разворачивает картину увядания, картину умирания природы, в которую отдельными нотами врываются слова о предвестниках поздних дней осени (окраска деревьев, шелест листьев, небо, ветер)

Обратимся к эпитетам, определяющим эти детали, и сравним с теми, что подобрали сами. В чём особенность таких эпитетов, как зловещий, томный, грустно-сиротеющей (снова сложносоставное слово)?

В обычной речи эти слова соотносят с миром человека, таким образом, Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф.В « кроткой улыбке» увядающей природы Тютчев разглядел стыдливую улыбку страдающего разумного существа.

VI. Чтение учащимися стихотворений по самостоятельному выбору с последующим комментарием.

« Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!» и т. д.

VII. Вывод .

В стихотворениях Тютчева о природе человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но, самое замечательное, и природа служит поэту инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии и до Тютчева. Но Тютчев возвёл метафору в метод и тем самым наполнил художественный прием философским содержанием.

Своеобразие изображения природы у Тютчева в том, что он воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и за помощью обращается к жизни человека, только в ней находя аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Таким образом, мы можем сказать, что жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

  1. Тестирование по фрагменту рецензии.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Её «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю ____ стихотворения… Открывающая стихотворение ___ выполняет не только ритмообразующую, но и экспрессивную функцию. Пониманием природы как одушевлённого целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего __. Мы все употребляем в повседневной речи метафоры, не замечая их. Мы говорим: небо нахмурилось, солнце выглянуло, звёзды смотрят, но при этом ни небо, ни звёзды не приобретают в нашем сознании свойств живых существ.

Тютчев даже ходячие, стёртые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их __...ми и тем самым как бы внося «душу» в описываемые картины и явления природы.

К.В.Пигарев. Ф.И.Тютчев и его время.1978

Список терминов: 1) интонация; 2)риторический вопрос; 3)разговорная лексика; 4)метафора; 5)вопросно-ответная форма изложения; 6)эпитет; 7)инверсия; 8)гипнрбола.

  1. Послесловие . За полвека Тютчевым написано около четырёхсот стихотворений, их читали в 19 веке, ими восторгались в веке 20-м, они продолжают волновать сердца читателей века 21-го и, я думаю, все согласятся со словами И.С. Тургенева: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть», и «отношение к Тютчеву» продолжает оставаться «показателем вкуса читателя, его способности воспринимать подлинно прекрасное».
  1. Домашнее задание .

Познакомиться со стихами, посвященными Е.А.Денисьевой.

2.(Сильным уч-ся) сравнить стихи «Денисьевского» цикла со стихотворениями Н.А.Некрасова, посвященными Панаевой.

3.Выписать ставшие афоризмами строчки стихотворений Ф.И.Тютчева.


Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Ф.И. Тютчев - один из крупнейших поэтов 19 века, ярчайший представитель литературы «Золотого века». Несмотря на кажущуюся простоту его произведений, Тютчев зачастую остаётся для читателя непонятым. Во многом эта загадочность его лирики объясняется глубокомысленным, философским настроением поэта, однако существует и другая причина, более важная я глубокая.

«Певец природы», как его называли современники, так и не стал профессиональным литератором. Несмотря на огромное количество созданных произведений, Фёдор Иванович считал самого себя в первую очередь служителем государства, а не поэтом. Именно это не позволило талантливому человеку отказаться от службы в пользу творческой деятельности.

Тютчев, получивший начальное образование дома, быстро осваивал науки. Он с блеском окончил Московский университет и отправился продолжать обучение и строить карьеру в Мюнхен, где прожил достаточно долгое время, выполняя дипломатическую миссию.

По возвращении в Россию поэт получил прозвище «настоящий европеец». Действительно, долгие годы жизни за границей повлияли на формирование его взглядов на жизнь. Тютчев стал жить по европейским обычаям, изучал западную философию. В конце концов всё это оказало влияние на мотивы и формы его лирики.

Итак, если вернуться к вопросу о непонятности тютчевской поэзии для многих читателей, то можно охарактеризовать эту особенность так: Фёдор Иванович, чьё мироощущение формировалось на основании европейских ценностей, постепенно отдалялся от истинно русской нравственности, духовности, что в конце концов привело к его разрыву с Россией. Именно этим объясняется та сложность, мешающая его соотечественникам воспринимать лирику легко, без усилий.

Крупнейшим поэтам (и прозаикам, разумеется) 19 века присуща глубокая религиозность; их стихотворения пропитаны так называемой душеспасительной идеей, являющейся, по сути, одной из оснований традиционной русской нравственности. Эта черта делает произведения одухотворёнными, чистыми - и в какой-то степени «прозрачными». Их дидактическая направленность отслеживается максимально легко - достаточно вспомнить, например, А.С. Пушкина, стихотворение «Пророк», в котором поэт смиренно принимает уготованную ему долю мученика. У М.Ю. Лермонтова уже в его «Пророке» эта мысль представлена ещё более ярко.

Однако нельзя не сказать, что вышеупомянутый разрыв давался Тютчеву нелегко. Его мучает мысль о том, что человеческое общество разлагается; умирает его духовность, а сам человек в скором времени станет частью Хаоса. Этим обусловлена тема трагического несовершенства человека в его противостоянии почти всегда гармоничной природе. При этом стоит отметить, что несмотря на подсознательное движение в сторону христианства. Тютчев в действительности отталкивает от себя православие, демонстрируя полнейшее отрицание заветов Божьих. Так, например, он подвержен одному из семи смертных грехов - блуду, не сумев совладать с которым, поэт, будучи женатым человеком, имеет молодую любовницу. Мужчину даже не останавливает то, что та связь разрушает жизнь его законной супруги, Эрнестины, и убивает душу его возлюбленной, Елены Денисьевой.

Так, пантеистические мотивы заменили Тютчеву истинную христианскую духовность. Поэт одухотворяет природу, наделяет её чертами живого. В отличие от человека, слабого физически у духовно, с трудом контролирующего собственные желания, в природе всё гармонично. Её жизнь течёт по собственным законам, вечным, непреходящим. Одним из ярчайших примеров подобного отношения служит стихотворение «Не то, что мните вы, природа…».

Несмотря на то, что поэт полностью отрицает возможность единения человека и природы, у него есть несколько зарисовок, в которых он выражает надежду на возвращение «мыслящего тростника» к Матери, которую он видит в природе, например, стихотворение «Осенний вечер». Без природы человек - сирота, бесприютный странник, которому нет покоя и блаженства на земле.

Несмотря на кажущуюся «пейзажность» многих стихотворений поэта, в каждом из них заложены глубочайшие философские размышления о смысле бытия, жизни и смерти, любви, покое. В них нет обычного любования красотой окружающей Тютчева действительности - природа наталкивает автора на сложные мысли. Чем старше становится поэт, тем более глубокими, чувственными и печальными становятся его переживания о тщетности и слабости человека. Зачастую периоды человеческой жизни и даже целые судьбы аллегорично представлены в его лирике. Таково его «Есть в осени первоначальной…». Стихотворение будто подводит итог жизни стареющего поэта, готовящегося покинуть земной мир.

У Тютчева много произведений, посвящённых… хаосу в природе. Даже она, прекрасная, божественная, подвержена разрушению: «Настанет ночь - и звучными волнами/ Стихия бьет о берег свой». Но и бушующая, хаотичная, она остаётся величественной, поражающей воображение.

Выходит, что хаос в человеке есть сплошное разрушение, не приводящее к гармонии; природа же есть совершенный храм, чью красоту невозможно испортить и разрушить - её можно лишь не понять. Человек и природа у Тютчева выступают в неразрывном единстве, но лишь потому, что человек зависим от своей Матери. Он слаб и жалок, его жизнь быстротечна, в отличие от вечности природы. В этом заключается основное противоречие лирики поэта: прекрасная природа не может принять своё детище, а тот неспособен понять её из-за своей беспомощности; живя в разрыве с природой, человек ищет гармонии, не понимая, что она - в окружающей его действительности. Невозможность слияния человека и природы становятся основной причиной минорного настроения, присущего всей лирике Ф.И. Тютчева.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...