Огниво главные герои и их характеристика. Солдат и вольная жизнь: гульба вразнос! Главные герои сказки "Огниво" и их характеристика

200 лет назад, 6 апреля 1812 года, родился русский писатель, философ и революционер Александр Иванович Герцен.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) - русский мыслитель, автор теории “крестьянского социализма” (“русского социализма”). Он родился в Москве и был внебрачным сыном богатого русского помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Генриетты Луизы Гааг. Фамилию отца Александр не имел права носить, поэтому ему дали фамилию, производную от немецкого слова Herz - сердце. Хотя официально Александр считался лишь “воспитанником” в доме Яковлевых, отец сделал все, чтобы обеспечить ему хорошее образование и карьеру.

В 1826 году во время коронации Николая I юный Герцен вместе со своим другом Н. Огаревым дал на Воробьевых горах клятву всю жизнь бороться с царским режимом и отомстить за казненных декабристов. Эту клятву Александр Иванович помнил всю жизнь.

В 1830 году А.И. Герцен поступил в Московский Университет и окончил его три года спустя. С 1831 года юношу увлекают теории западноевропейского утопического социализма, - учения Сен-Симона, Фурье, Ламенне. Постепенно вокруг него складывается небольшой дружеский кружок, в который входят Н. Огарев, Н. Сатин, Н. Сазонов, Н. Кетчер и др. От других существовавших в то время многочисленных дружеских объединений кружок отличался выраженным преобладанием политических интересов у большинства его членов. Просуществовал он, однако, недолго. В 1834 году был разгромлен полицией. Его участники сосланы. В ссылке надолго оказались и Герцен с Огаревым.

Проведя более 5 лет в русских провинциальных городах, - Перми, Вятке и Владимире, – Александр Иванович в 1839 году возвращается в Москву. Там он примыкает к западникам. В первой половине 40-х гг. А.И. Герцен активно сотрудничает в печати, публикуя научные статьи и литературные произведения. Однако постепенно он начинает отходить от кружка Т.Н. Грановского. Его взгляды становятся все более радикальными.

В 1847 году А.И. Герцен уезжает за границу. Следующие два года становятся переломными в его судьбе. Разочарование в революционном потенциале Европы, тоска по Родине, личные неурядицы вызывают у него в этот период жесточайший душевный кризис, окончившийся радикальным изменением мировоззренческих позиций. Александр Иванович приходит к мысли об особом месте и роли России в процессе исторического развития – в направлении создания социалистического общества.

На пути осуществления социалистического идеала стояли, однако, два серьезных препятствия. Это, во-первых, “немецкая” монархия в России и, во-вторых, патриархальный строй самой общины. А.И. Герцен понимал, что для преодоления этих препятствий необходима социальная революция. И он начинает бороться за ее осуществление.

В начале 50-х гг. Александр Иванович создает “Вольную русскую типографию” в Лондоне и выступает с жесткой критикой николаевского режима. В конце июня 1853 года вышла первая прокламация “Юрьев день! Юрьев день!” Затем была отдельной брошюрой опубликована “Крещеная собственность”. А.И. Герцен занимается налаживанием каналов переброски литературы в Россию. Постепенно у него начинают появляться сотрудники, присылающие в Лондон материалы и помогающие в написании прокламаций. Одновременно Александр Иванович активно публикуется в западноевропейской прессе. В конце 40-х - начале 50-х гг появляются его крупнейшие работы посвященные обоснованию теории “крестьянского социализма”: “Россия” (1849 г.), “О развитии революционных идей в России”, “Русский народ и социализм” (1851 г.), “Старый мир и Россия” (1854 г.). В начале 50-х гг. А.И. Герцен становится крупной, значимой идейной силой, способной оказывать существенное влияние не только на все более увеличивающийся круг русских эмигрантов за границей, но и общественное мнение в самой России. Вместе с ростом авторитета Герцена усиливается влияние проповедуемых им идей социализма.

Пик популярности А.И. Герцена приходится на вторую половину 50-х гг. XIX века. В годы подготовки крестьянской реформы в России основанный им за границей журнал “Колокол” читает не только демократическая интеллигенция, но и крупные государственные чиновники. Его критики боятся, как огня. Экземпляры “Колокола” появляются даже на рабочем столе императора Александра II.

Однако в начале 60-х гг. популярность Герцена резко падает. Александр Иванович поддержал польское восстание 1863 - 1864 гг. и русское общество ему этого не простило. Свое влияние Герцен постепенно утрачивает и в кругах русской эмиграции. Во второй половине 60-х гг. XIX века он сближается с деятелями I Интернационала, его публицистика адресуется в основном западноевропейскому читателю.

Умер А.И. Герцен 21 января 1870 года в Париже. В последний путь его провожали тысячи людей. Дань уважения русскому мыслителю была отдана многими представителями европейского демократического и социалистического движения. Похоронен А.И. Герцен был в Ницце рядом с могилой его первой жены Наталии Александровны. В 1875 году на его могиле по проекту скульптора Забелло была поставлена статуя. В настоящее время и в нашей стране, и в Западной Европе сохраняется уважительное отношение к А.И. Герцену, как к одному из оригинальных и самобытных русских мыслителей XIX века.

Для А.И. Герцена как философа характерно стремление претворить в жизнь собственные философские построения. Поэтому для него на первом месте стояла не столько теоретическая философия, сколько “философия деяния”. Не случайно, одним из философских терминов, который постоянно встречается в работах Герцена, стало понятие “одействорение”, “одействорять” (впрочем, этот термин не прижился в русской философии). Именно потому, что Герцен воспринимал философию, прежде всего, как методологию практического действия, его собственные философские взгляды были изменчивы на протяжении всей его жизни, причем менялись они в зависимости от его оценки существующего в действительности положения вещей и, в первую очередь, в зависимости от политической ситуации.

В развитии философских взглядов А.И. Герцена можно выделить несколько этапов. В юности (до 30-х гг. XIX вв.) он увлекался идеями создания справедливого общества, “вольтерьянством”, социалистическими теориями Сен-Симона, идеями свободной личности, немалую роль играли и христианские идеалы. Собственно, именно в этот период развития мировоззрения Герцена оказался заложен основной базис - восприятие философии не только как теоретической науки, но и “философии действия”, ибо именно философия должна была стать научной основой разработки идеалов будущего справедливого общества.

Следующий период философского творчества А.И. Герцена пришелся на 30 - 40-е гг. XIX века. В эти годы он серьезно изучает философию Гегеля. Ему близка гегелевская диалектика и не случайно в своей статье “О дилетантизме в ” Герцен пишет:

“Субстанция влечет к проявлению, бесконечное - к конечному… В вечном движении, в которое увлечено все сущее, живет истина… в этом всемирное диалектическое биение пульса жизни”.

По сути дела, Герцен признает, что в истории господствует определенная логика (“панлогизм”), в соответствии с которой человеческая история движется к определенной цели, а историческая случайность полностью подчинена исторической же закономерности.

Впрочем, уже в этот период Герцена сложно считать истинным гегельянцем. Это определенно видно в том, как Герцен воспринимает философию природы - в этом отношении он стоит ближе к Шеллингу, нежели к Гегелю. В “Письмах об изучении природы” Герцен развивает мысль о необходимости союза философии и естествознания, пытается вывести мышление, логику непосредственно из развития природы. По мнению русского мыслителя, в природе присутствует собственные закономерности развития, отличные от “диалектики чистого разума”:

“Жизнь имеет свою эмбриогению, не совпадающую с диалектикой чистого разума”.

И еще: “Разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе”.

В целом же, натурфилософские поиски Герцена ведутся в направлении поиска материального единства природы.

В социально-политических воззрениях этого периода у Герцена господствует идеализация Запада, как примера для России. Идеи необходимости развития отдельной личности, проповедь индивидуализма, “беспредельной свободы” личности, - характерная черта работ Герцена, в которых можно встретить настоящее воспевание человеческой личности:

“Все стремления и усилия природы завершаются человеком, к нему они стремятся, в него впадают, как в океан”.

“Личность - вершина исторического мира, - писал Герцен, - к ней все примыкает, ею все живет”.

Особенно идеализирует Герцен демократическое устройство. При этом демократия, “республика” для Герцена - это не просто идеал политического устройства, а именно нравственный идеал бытия человечества, ведь при республиканском строе, по мнению русского мыслителя, могут раскрыться все способности каждой человеческой личности.

Новый этап философского развития А.И. Герцена начинается в первые годы его жизни за границей - кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX века. Столкнувшись с реалиями западноевропейской жизни, русский мыслитель разочаровывается в своих былых идеалах. Он убеждается, что в западноевропейских странах нет никакого “торжества личности”, но господствует “торжество купца”; нет истинной свободы личности. Более того, оказывается, что западная демократия ведет к потере человеческой индивидуальности; и, самое главное, западное демократическое устройство не обеспечивает нравственного прогресса личности. Эти открытия стали настоящей трагедией для Герцена, и не случайно он говорил, что в эти годы он стоял “на краю нравственной гибели”.

Разочарование в социально-политических идеалах повлекло за собой и разочарование в гегелевской философии, особенно в ее панлогизме. Еще в начале 40-х гг. у Герцена встречались мысли о том, что не необходимость, а случайность обладает истинной роковой силой.

Эта идея - господство случайности - еще более окрепла после эмиграции Герцена из России. В книге “Былое и думы” он пишет:

“Довольно мы удивлялись отвлеченной премудрости природы и исторического развития; пора догадаться, что в природе и истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного”.

Таким образом, на смену гегелевскому панлогизму в мировоззрении Герцена приходит идея алогизма - отрицание логики в истории и признание царствования случайности. Он приходит к выводу о том, что “история не имеет цели”, “никуда не идет”:

“Ни природа, ни история никуда не ведут и потому готовы идти всюду, куда им укажут, если это возможно”.

“Будущего нет, - пишет Герцен, - его образует совокупность тысячи условий, необходимых и случайных, да воля человеческая… История импровизируется… она пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячи ворот…”

Единственная опора, способная придать смысл подобному хаосу случайностей, царствующему в мире - человеческая личность. В книге “С того берега” Герцен писал:

“Остановить исполнение судеб до некоторой степени возможно: история не имеет того строгого, неизменного предназначения, о котором проповедуют философы; в формулу ее развития входит много изменяемых начал, - во-первых, личная воля и мощь…”

И еще: “Я не советую браниться с миром, а советую начать самобытную независимую жизнь, которая могла бы в себе самой найти спасение даже тогда, когда весь мир, окружающий нас, погиб бы”.

Из подобного мировосприятия у Герцена формируется философия “нигилизма”, под которой Герцен понимает “совершеннейшую свободу”:

“Нигилизм - это наука без догматов, безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий”.

По сути дела, герценовский нигилизм - это отвержение всякой логики и всякой метафизики. Но нигилизм - это еще и философия безверия. Именно поэтому в эти годы Герцен приходит к отрицанию Бога и .

Впрочем, безверие Герцена было своеобразным. Дело в том, что Герцену была присуща определенная религиозность, ибо веру в Бога Герцен заменил верой в “светлое будущее”, в “социальный идеал”, в мечту. Исторический алогизм и философский нигилизм Герцен дополнил категорией “возможности”. Именно на этой алогичной вере в “возможное”, Герцен построил свою знаменитую теорию “русского (крестьянского) социализма”.

Еще в 1848 году Герцен писал о “потребности спасти нечто свое из вихря случайностей”. Разворачивая эту мысль на социально-политическую проблематику, он и создал теорию “русского социализма”. Если, по мнению Герцена, Европа полностью исчерпала свой потенциал, то лидерство в переустройстве мира “может” перейти к России, сохранившей еще много нетронутых, свежих сил. В то время, как в Европе возобладала буржуазно-мещанская стихия, стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных форм жизни и труда. Община, по мысли А.И. Герцена, “может” стать той ячейкой, на основе которой “могло быть” построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин не был заражен бациллой западноевропейского индивидуализма, был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике.

По сути дела, одним из первых русских мыслителей Герцен заявил о том, что в России “можно” построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию . Таким образом, категория “возможности” стала важнейшей не только для Герцена, но и для всей последующей революционной мысли в России.

Александр Иванович Герцен - русский писатель, публицист, философ, революционер, родоначальник отечественной политэмиграции - был незаконнорожденным ребенком состоятельного московского помещика И. Яковлева. Появившемуся на свет 25 марта 1812 г. мальчику дали придуманную отцом фамилию Герцен. Рос он в отцовском доме и получил воспитание, типичное для дворянских семей того времени. Возможность читать французских просветителей и энциклопедистов из домашней библиотеки повлияла на формирование его мировоззрения. Еще подростком Александр познакомился с Николаем Огаревым, дружбу с которым пронес через годы. Восстание декабристов 1825 г. стало знаковым событием для биографии Герцена. Впечатления от него оказались настолько сильными, что Герцен и Огарев дали клятву всю жизнь служить свободе.

В 1829 г. Герцен становится студентом Московского университета (физико-математическое отделение). Он и его верный товарищ Огарев становятся активными участниками кружка вольнолюбивой, настроенной против действий правительства молодежи. В 1834 г. Герцен оказался среди арестованных его участников и был сослан в Пермь. Позднее его отправили в Вятку, где он служил в губернаторской канцелярии. Когда в город приезжал царский наследник, будущий Александр II, Герцен участвовал в местной выставке и давал пояснения высокопоставленной персоне. Благодаря этому его перевели во Владимир, где он служил советником правления и женился на московской невесте. Несмотря на пребывание в ссылке, Герцен вспоминал эти дни как самые счастливые в жизни.

В 1836 г. он начал печататься, выступать как публицист, взяв псевдоним Искандер. В начале 1840 г. Герцену разрешили возвратиться в Москву, а весной он сменил место жительства на Санкт-Петербург. Отец настоял, чтобы сын устроился в канцелярию министерства внутренних дел, но после того, как в письме к нему Герцен нелицеприятно отозвался о полиции, его в июле 1841 г. снова сослали, на этот раз в Новгород.

Через год, в 1842 г., Герцен вернулся в столицу. В то время главным направлением общественной мысли был идейный спор славянофилов и западников. Герцен не просто, активно включившись в него, разделяет позицию вторых - благодаря эрудиции, таланту мыслить, вести полемику он превращается в одну из ключевых фигур отечественной общественной жизни. В 1842-1843 гг. он публикует цикл статей «Дилетантизм в науке», в 1844-1845 гг. – «Письма об изучении природы», в которых призывает покончить с противостоянием философии и естественных наук. Видя в литературе зеркало общественной жизни и эффективный способ борьбы, писатель представляет публике антикрепостные беллетристические произведения – «Доктор Крупов» (1847), «Сорока-воровка» (1848). На протяжении 1841-1846 гг. Герцен пишет социально-психологический роман, один из первых своем роде в России – «Кто виноват?»

Состоявшийся в 1847 г. переезд в Европу (Францию) после смерти отца положил начало новому периоду в биографии Герцена. Ему довелось стать очевидцем поражения революций 1848-1849 гг., и под влиянием разочарования в революционном потенциале западных стран, мыслей об умирании старой Европы философ создает «теорию русского социализма», закладывает основы народничества. Литературным воплощением идей того времени стали книги «С того берега» (1847-1850), «О развитии революционных идей в России» (1850).

В 1850 г. Александр Иванович с семьей поселяется в Ницце, где тесно общается с представителями европейской эмиграции и итальянского национально-освободительного движения. В 1851 г. русское правительство присвоило Герцену статус вечного изгнанника, лишило всех прав за неповиновение требованию возвратиться на родину. Потеряв супругу, в 1852 г. Герцен уезжает жить в Лондон и через год основывает «Вольную русскую типографию», предназначенную для печатания запрещенной в России литературы. В 1855 г. Герцен становится издателем альманаха «Полярная звезда», а в 1857 г., после переезда в Лондон Н. Огарева, начинает выпускать первую русскую революционную газету «Колокол». С ее страниц на русское правительство обрушивалась беспощадная критика, звучали призывы к кардинальным реформам, например, освобождению крестьянства, гласности в суде, ликвидации цензуры и др. Это издание играло огромную роль в формировании российской общественной мысли, мировоззрения молодых революционеров. «Колокол» просуществовал 10 лет.

В 1868 г. Герцен заканчивает писать автобиографический роман «Былое и думы», начатый еще в 1852 г. Он считается не только вершиной его творчества как художника слова, но и одним из лучших образцов русской мемуаристики. В конце жизни Герцен пришел к выводу о том, что насилие и террор являются недопустимыми методами борьбы. Последние годы его жизни связаны с разными городами: Женевой, Лозанной, Брюсселем, Флоренцией. Скончался А.И. Герцен 9 января 1870 г. Париже от пневмонии. Его похоронили на кладбище Пер-Лашез, затем его прах был перезахоронен в Ницце.

|| Презентация || Литературный анализ || План || Солдат — главный герой


Главная мысль сказки (мораль сказки):

Находчивость спасает положение даже в самой сложной ситуации.

Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди.

— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя верёвкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.

— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберёшься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нём горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нём собаку: глаза у неё, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади её на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колёса! Но ты не пугайся: сажай её на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты её не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмёшь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня верёвкой! — приказал солдат.

— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.

— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колёса.

— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса.

— Моё почтение! — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал.
Долго смотреть на неё он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На всё хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:

— Тащи меня, старая ведьма!

Огниво взял? — спросила ведьма.

— Ах чёрт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошёл и взял огниво.

Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.

— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.

— Не твоё дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!

— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.

— Не скажу! — упёрлась ведьма.

Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мёртвая, а он завязал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.

Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!

Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат ещё не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.

— Как бы её увидать? — спросил солдат.

— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!

«Вот бы на неё поглядеть!» — подумал солдат.

Да кто бы ему позволил?!

Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он всё тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!

Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег на свечку; он и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить всё, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — её уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у неё большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.

Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на неё хоть одним глазком? Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.

— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!

Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал её, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.

Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал её.

— Вот так история! — сказала королева.

И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.

А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!» — взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.
Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.

— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.

— Нет, вот куда, муженёк! — возразила королева, заметив крест на других воротах.

— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.

Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шёлковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.

Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней.
Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.

Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво своё он позабыл дома, на постоялом дворе.

Утром солдат подошёл к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решётку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.

— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдётся! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!
Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня.

— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.

И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!

— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

— Служивый, будь нашим королём и возьми за себя прекрасную принцессу!

Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.

Опорные слова к сказке Андерсена «Огниво»

солдат, старая ведьма, старое дерево, лезть, дупло, огниво, двери, собаки, глаза, сундуки, монеты, передник, отрубил голову, кремень, принцесса, король и королева, башня, увидеть принцессу, ночь, поцелуй, фрейлина, разузнать, крест, гречневая крупа, темница, мальчик-сапожник, сбегаешь, висилица, последнее желание, свадьба

Чему учит сказка «Огниво» (суть сказки)

Эта сказка учит в первую очередь находчивости — тому, что даже в самой сложной ситуации можно найти выход.

В интернете вы встретитесь с мнением, что мораль этой сказки многим кажется неоднозначной. Солдат убивает ведьму только за то, что она не сказало ему правду, целует принцессу без ее согласия, а в конце и того хуже — по его приказу собаки убивают кучу народа, в том числе мать и отца принцессы. При этом сама принцесса рада радёхонька выскочить за муж за малознакомого ей солдата.

Всё это так... Но дело в том, что эту сказку, да и любую другую нельзя воспринимать столь буквально. Это иносказательный язык, в чём-то утрированный. Поэтому самым лучшим выходом будет её прочтение вместе с ребёнком с последующим обсуждением. Дети, в отличии от большинства взрослых, понимают язык сказки и умеет находить в ней главное, не обращая внимание на определенные детали повествования.

Цели урока:

  1. Обобщить знания детей по прочитанной сказке Г.Х.Андерсена.
  2. Расширить представление учащихся о творчестве великого сказочника Андерсена.
  3. Развивать речь, мышление, умение работать с текстом.
  4. Воспитать любовь к литературному чтению.

Оборудование: глобус, фрагменты иллюстраций по сказке Г.Х. Андерсена.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Дети, у нас урок внеклассного чтения. Уточните.

Дети: Урок домашнего чтения.

Учитель: Что это означает?

Дети: Мы самостоятельно дома читаем произведение - сказку "Огниво" Г.Х. Андерсена.

Учитель (показывает на глобус): Дети, есть на севере Европы страна Дания, столица которой Копенгаген. Вот сюда и предстоит нам сегодня совершить увлекательное путешествие. Почему именно эта страна заинтересовала нас? Догадались?

Дети: Эта страна связана с именем великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсев семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он о многом. Чего он только не переделал за юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.

В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но директора театра привлек не актерский талант, а писательский дар Г. Андерсена.

В 1835 году он издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные для детей". Так постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки "Стойкий оловянный солдатик", "Гадкий утенок", "Дюймовочка" и многие другие.

Андерсен достиг своего!. Он стал всемирно знаменит. Всего Андерсен написал 170 сказок.

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вы дома прочитали сказку "Огниво". Проверить, как вы поняли содержание сказки, мне поможет цифровой диктант. Условимся: Я читаю предложение - утверждение. Если вы "согласны" - то ставите цифру "1", не согласны - "0". Будьте внимательны. Вот этот тест:

  1. Солдат шел домой с войны.
  2. Солдат встретил на дороге фею (ведьму).
  3. Деньги находились в реке (в дупле дерева).
  4. Внутри дупла было три комнаты.
  5. Сундуки охраняли солдаты (собаки).
  6. Во второй комнате хранилось золото (серебро).
  7. Солдат достал из дерева огниво.
  8. Солдат набрал серебра (золота).
  9. Солдат хотел посмотреть на принцессу.
  10. Фрейлина следила за принцессой.
  11. Король сшил маленький мешочек (королева).
  12. В мешочек насыпали риса (гречку).
  13. Мальчик помог солдату и принес огниво.
  14. Собаки спасли солдата.

Ответы на этот тест: 100100101110011 записанные на доске - открыть. Тест предложить проверить детям взаимопроверкой (в парах). Работы собрать в конце урока.

Физминутка.

V. Заочное путешествие в "Художественный салон".

Дети представьте себе художественный салон, в котором вы видите иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена. Ваша задача: узнать сказку и составить по фрагменту устное мини-сочинение. (Учитель показывает иллюстрацию, дети отвечают).

- "Снежная королева". В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглые окошечки. Он увидел женщину, закутанную в белый тончайший тюль. Женщина эта, необычайно прекрасная была вся изо льда, и живая.

- "Стойкий оловянный солдатик". Мальчику в день рождения подарили 25 оловянных солдатиков. Лишь один отличался от своих братьев. Мальчик расставил свои игрушки на столе. Игрушек было много, но красивее всех были чудесный замок из картона и красавица-танцовщица. Она стояли на одной ножке. "Вот бы мне такую жену" - подумал оловянный солдатик

- "Русалочка". Когда Русалочка очнулась, перед ней стоял красавец принц. Она потупилась и увидела, что рыбий хвост исчез. Русалочку разодели в шелк и муслин.

- "Дюймовочка". В саду протекал широкий ручей. Здесь жила жаба со своим гадким и противным сыном. Когда Дюймовочка проснулась рано утром и увидела куда попала, то горько заплакала. Кругом куда не посмотришь вода, и ей никак не перебраться на берег. - Вот мой сынок! Он будет твоим мужем.

- "Гадкий утенок". Гнездо было уже пустым. Осталось последнее яйцо. Наконец, треснула скорлупа самого большого яйца, и из него вывалился огромный безобразный птенец.

-"Огниво".

VI. Работа по содержанию сказки "Огниво" (рисунка 6).

Словарная работа: "огниво" - словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой определяет его как кусок камня для высекания огня.

Вопросы по содержанию сказки "Огниво":

Дети понравилась ли вам сказка? Какой эпизод запомнился особенно?

Кто главный герой сказки?

Кто встретил солдата на дороге?

Что ведьма предложила солдату?

Согласился ли солдат на предложение ведьмы?

Почему солдат не согласился отдать ведьме огниво?

Расскажите, как зажил солдат в городе, имея много денег?

Кого захотел увидеть солдат? (Подтвердите текстом, стр. 5)

Как солдат раскрыл тайну огнива?

Как собака помогла солдату снова стать богатым?

Какой сон рассказала принцесса родителям? (Найдите в тексте ответ и прочитайте его, стр. 7)

Расскажите, почему фрейлине не удалось выследить собаку?

Что придумала умная королева?

Прочитайте в тексте то место, как солдат оказался в тюрьме и кто помог солдату добыть огниво? (стр. 8-9)

Какое последнее желание произнес солдат?

Как солдату удалось избежать смерти?

Итог урока

Учитель: - Дети, подведем итог урока! На ваш взгляд, к какому виду сказок можно отнести сказку "Огниво"?:

Правильно, сказка волшебная.

Огниво - это выходит, что за штучка?

И в заключение урока, я хочу, чтобы вы дали оценку главному герою сказки. Каков он - солдат?

Ответы детей:

Ради любви, счастья.

Наш герой много пережил в жизни - были неудачи. Но он был находчивым, щедрым, смелым, добродушным.

Учитель: А деньги, много денег - всегда ли это в жизни важно? (Следует размышление учеников)

Учитель: И так дети, главный вывод урока.

Победа любви и добра - это главная мысль сказки.

Используемая литература

  1. Андерсен Г.Х. Сказки / Г.Х. Андерсен. - Лениздат, 1990г.
  2. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: "Просвещение", 1985г.


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...