Основы психологии. Когнитивная нейропсихология

Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Термин нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).

Нейропсихология - обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей. Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки.

Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей).

На практике нейропсихологи в основном работают в научных-исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление - клиническая нейропсихология), судебных и следственных учереждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или инсдустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

Подходы нейропсихологии

Экспериментальная нейрофизиология - подход, использующий методы экспериментальной физиологии для исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями. Бо́льшая часть исследований проводится при изучении поведения здорового человека в лаборатории, однако часть исследований ведётся в экспериментах на животных. Преимущество экспериментов с участием человека в том, что можно использовать специфические функции нервной системы человека для исследования связей между нейроанатомией и психологическими функциями.

Клиническая нейрофизиология - применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека. В частности, этот подход дает физиологическую точку зрения на лечение таких больных, на то как заболевание и/или травма влияет на психологию человека и как психологические воздействия может повлиять на течение болезни. Клинические нейрофизиологи обычно работают в лечащих учереждениях.

Коннективизм - использование искусственных нейронных сетей для моделирования когнитивных процессов. Этот подход использует различные упрощенные, но правдоподобные модели функционирования нейронов. Например, для изучения эффектов травм или болезней головного мозга, нейронные сети сначала тренируют для выполнения какой-либо когнитивной задачи, потом вносят изменение, моделирующее травму (болезнь), и сравнивают с данными, полученные на реальном мозге.

Отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии.

Нейропсихология (англ. neuropsychology ) - отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга . Основоположник Н. в России - А . Р . Лурия . Развивая идеи Л . С . Выготского о системном строении высших психических функций, Лурия разработал теорию системной динамической локализации высших психических функций , являющуюся теоретической основой Н.

В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные Лурия (см. Методы Лурия ). С их помощью описаны различные нейропсихологические синдромы (см. Синдромы нейропсихологические ), представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубоких структур мозга .

Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. - изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов. Клиническая Н.изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур. Экспериментальная Н. исследует с помощью методов экспериментальной психологии различные формы нарушений психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного. Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций , нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения. Психофизиологическое направление изучает методами психофизиологии физиологические механизмы нарушений высших психических функций (см. Психофизиология локальных поражений головного мозга ). Н. детского возраста исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту (см. Детская нейропсихология ). Н. имеет большое значение для развития психологической теории, а также для практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций. См. также Блоки мозга . (Е. Д. Хомская.)

Большой психологический словарь.

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Скачать книги по нейропсихологии

В чем причина? Почему это происходит? Этому способствуют многие факторы. Младенцы разными способами демонстрируют свое когнитивное развитие (более пристальное внимание, овладение языком, накопление знаний), и это развитие когнитивных способностей, безусловно, вносит свой вклад в усовершенствование декларативной памяти. Однако в соответствии с когнитивной нейропсихологией существует еще один не менее важный фактор, а именно развитие мозга. Среди проблем, которыми занимаются нейропсихологи, — проблема разного развития у детей декларативной и имплицитной памяти. Есть свидетельства в пользу того, что имплицитная память в форме простых условных рефлексов проявляется уже у новорожденных детей (De- Casper & Fifer, 1980).

Оригинальная нейропсихологическая теория была разработана Шактером и Московичем, которые утверждают, что имплицитная память контролируется рано развивающейся системой памяти, возможно, присутствующей в мозге уже в момент рождения человека (Schacter & Moscovitch, 1984). В отличие от имплицитной памяти развитие декларативной, или эксплицитной, памяти зависит от системы памяти, развивающейся в мозге позднее и достигающей зрелости в возрасте от 8 до 10 месяцев. Какие зоны мозга участвуют в имплицитной и в эксплицитной (декларативной) памяти? В настоящее время существует разделяемое большинством специалистов мнение, что в имплицитном научении и в имплицитной памяти участвуют полосатое тело, мозжечок и мозговой ствол (см. обзор Richmond & Nelson, 2007).

Важно то, что эти структуры мозга формируются в очень раннем возрасте. Это объясняет, почему имплицитная память проявляется вскоре после рождения. Что же касается эксплицитной памяти, то она в первую очередь зависит от структур, расположенных в медиальной лобной доле, включая гиппокамп и парагиппо- кампальную кору, большая часть которых формируется до рождения (Richmond & Nelson, 2007). Однако в зубчатой извилине внутри гиппокампального образования в момент рождения содержится лишь 70% клеток, находящихся у взрослого человека. Она развивается вплоть до конца первого года жизни, а развитие других фрагментов гиппокампального образования завершается лишь к 2-8 годам (Richmond & Nelson, 2007).

Этим и объясняется, почему эксплицитная память продолжает раз-виваться в первые годы жизни. В эксплицитной памяти участвуют и другие зоны мозга. Например, известно, что в воспоминаниях после отсрочки участвует префронтальная кора (см. обзор Bauer, 2004). Плотность синапсов в префронтальной коре значительно возрастает к восьмимесячному возрасту и продолжает увеличиваться вплоть до полуторадвух лет (Bauer, 2004). Не исключено, что на развитие эксплицитной памяти влияют и другие изменения, происходящие в мозге. Например, в течение первого года жизни в центральной нервной системе происходит быстрая миелинизация аксонов, что увеличивает эффективность передачи электрических импульсов.

Процесс миелинизации важен, ибо он позволяет младенцам быстрее и эффективнее обрабатывать информацию о стимулах, что, в свою очередь, возможно, приводит к их лучшему запоминанию. Уэбб, Лонг и Нельсон оценили скорость обработки информации в мозге, когда младенцам в возрасте от 4 до 12 месяцев предъявляли их матерей, незнакомых людей, любимую и новую игрушку (Webb, Long & Nelson, 2005). Более «взрослые» младенцы обрабатывали визуальную информацию быстрее.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

(второй блок - нейрокоррекция пространственных представлений и нейропсихологическая коррекция и развитие когнитивных функций)

В результате двигательной коррекции, проведенной нами на первом этапе занятий происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга; активизация структур, с которыми мы работаем далее.

Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. На этом этапе работаем с ритмами организма, с гностическими функциями (узнавание, выделение из фона, разные обводки, двуручные рисунки).


Диагностический материал является также и коррекционным - зашумлённые, наложенные фигуры, недорисованные изображения, выделения фигуры из фона. Идёт работа с помехоустойчивостью.

Далее мы расширяем детям объём зрительного восприятия. На доске, на стене мелками или фломастерами рисуем специальные фигуры. Начинаем с элементарных линий. Затем постепенно идёт усложнение. Ребёнок работает одной рукой, другой рукой и далее двумя руками. В одном направлении, в разных направлениях. При работе двумя руками – руки должны двигаться одновременно. Ребёнок вынужден смотреть и на одну и на другую руку и должен удерживать и то, и другое поле зрения. Взаимодействие обеих рук активизирует каждое полушарие в отдельности и межполушарные взаимодействия.


Чтобы убрать проявления зеркальности, детям дают различные варианты бланковых методик. Даётся срисовывание двумя руками, копирование сразу левой и правой рукой. Детям предлагаются упражнения на различные тактильные ощущения.

Рисование фигур, букв и цифр на внутренней и внешней стороне ладони, на спине. Опознавание букв и цифр с закрытыми глазами.

Развиваем слуховое восприятие. Хороший эффект для работы с фонематическим слухом даёт прослушивание ребёнком собственной речи на магнитофоне. Возникает сильная мотивация для дальнейших занятий.

Рекомендуем родителям дома давать ребёнку слушать сказки, стихи, пьесы в исполнении актёров с хорошей дикцией. Предлагаем ребёнку писать диктанты под собственную речь, предварительно наговорив текст на магнитофон.

При работе с пространственными представлениями даются различные перешифровки, двигательные диктанты по команде. Описание с открытыми и закрытыми глазами что расположено, слева, справа, выше, ниже и т.п. Копирование фигур с поворотом на 90 и 180 градусов с помощью выстраивания собственной программы и оречевления пространства. Складывание фигур и букв из палочек, лучинок. Дорисовка предметов. Графические диктанты по команде. Работа со структурно-топологическими представлениями. Рисование схемы и нахождение предметов по схеме.

Далее идёт работа с номинативной функцией речи , с сопоставлением образа слова и его значением. Описание сюжетных, серийных картинок. Повышение словарного запаса. Обыгрывание с детьми слов на разных уровнях. Описание предметов и их качеств. Работа по профилактике дисграфии.

Развитие различных видов памяти происходит сначала через формирование процессов узнавания, затем - воспроизведения и, наконец – избирательности памяти.

Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, а это предполагает тщательное выполнение любого задания. Детям даются различные задания на развитие объёма, устойчивости и распределения внимания. Выполнение корректурных проб. Упражнения на развитие способностей к переключению и концентрации внимания.

При формировании наглядно-образного и словесно–логического мышления используются задания на бланках и упражнения в виде игр. Сравнение понятий близких и далёких друг от друга по смысловому значению. Выделение существенных признаков. Нахождение общего и различного. Общие и частные понятия. Задания на простые и сложные аналогии. Простраивание причинно-следственных связей.

Все задания выполняются по заранее заданной программе программе. Работа на бланках также по программе. Ребёнок должен включит ься, взять эту программу и не сбиться с неё.

В коррекционные занятия включены развивающие и коммуникативные игры, правила, роли, которые формируют у детей, произвольную саморегуляцию, программирование и контроль за протеканием собственной деятельности.

__________________________________

www.neuro-psycho.ru Лебедева Е.С.

Ежегодно в России случается около 600 тысяч инсультов, примерно такое же количество человек получают черепно-мозговые травмы. Современная медицина научилась спасать жизни таких людей, но большая их часть не может вернуться к нормальной жизни. Свой вклад в реабилитацию подобных больных вносит нейропсихология. На факультете психологии ВШЭ создана Научно-учебная группа когнитивной нейропсихологии.

«Нейропсихология занимается нарушением высших психических функций - памяти, восприятия, внимания, речи - в результате повреждении головного мозга, - рассказывает руководитель Научно-учебной группы (НУГ) когнитивной нейропсихологии ВШЭ Анатолий Скворцов . - И несмотря на то, что это отрасль клинической психологии, то есть изучает патологию психической деятельности, она вносит значительный вклад в психологическую науку в целом. Все классики клинической психологии говорили о том, что в патологии видны не только закономерности патологии, но и приоткрываются закономерности нормальной психики, которые часто в норме не видны. То есть патология служит здесь своеобразным увеличительным стеклом».

Эта наука имеет значительный потенциал за счет того, что сочетает в себе междисциплинарные знания. Здесь сочетаются психология, физиология, анатомия, неврология, психиатрия… Нейропсихология вместе с тем - практически ориентированная дисциплина. Основоположник российской нейропсихологии Александр Лурия был убежден, что постоянное участие в практической работе, тесное сотрудничество с невропатологами и нейрохирургами являются основой развития нейропсихологии, так как это дает уникальную возможность четкой проверки нейропсихологических гипотез.

Отечественная нейропсихология наиболее активно развивалась до 1980-х годов. Затем число значимых фундаментальных исследований сократилось. Кстати, один из проектов НУГа когнитивной нейропсихологии как раз посвящен развитию и сопоставлению идей отечественной психологии с современными западными подходами. Сотрудники группы пытаются развить некоторые принципы отечественной психологии при исследовании процессов письма и его нарушения, а также произвольного движения и его нарушения.

Второй проект группы посвящен нейролингвистике. Третий - изучению рабочей памяти, которая рассматривается как важный психический процесс, оказывающий большое влияние на другие психические процессы.

В итоге должны быть получены результаты, которые раскрывают новые механизмы нарушений психической деятельности. Эти знания помогут в дальнейшем в практике лечения больных с повреждением головного мозга. И, как уже говорилось выше, исследования сотрудники НУГа проводят, сообразуясь с практической деятельностью. «Я сам практикующий нейропсихолог, - говорит Анатолий Скворцов. - Работаю в Центре патологии речи и нейрореабилитации. К нам приезжают люди со всей России и даже из стран СНГ. И это говорит о востребованности нейропсихологических исследований. Изучение механизмов нарушения психических функций автоматически вносит вклад в стратегию, тактику и разработку методов нейропсихологической реабилитации больных, которых сейчас в нашей стране очень много».

Статистика говорит о том, что в год в России более миллиона человек выбывают из рядов здоровых граждан из-за инсультов и черепно-мозговых травм. При этом страна несет серьезные экономические потери, так как среди пострадавших много людей трудоспособного возраста.

«Медицина научилась спасать жизни гораздо лучше, чем 50 лет назад, но спасти жизнь такому человеку - это еще полдела. Да, этот пострадавший выжил, но он остался инвалидом. Поэтому основная в дальнейшем задача - вернуть человека к социальной активности», - поясняет Скворцов. Он добавляет, что гарантировать успешное возвращение к нормальной жизни всем нельзя. Понятно, что результаты не всегда могут быть положительными, но все же нейропсихологи дают людям надежду.

Нейросихология - это наука, которая не дает очевидный экономический эффект. Поэтому главный инвестор - государство. Однако здесь, как и во многих социальных областях, дело складывается не всегда так, как хотелось бы. Достаточно вспомнить, насколько не приспособлена окружающая среда для удобства инвалидов и больных людей. Отсутствует и государственная система реабилитации пациентов с повреждениями головного мозга. Правда, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Возможно, в России в скором времени будет создана реабилитационная служба во всех регионах. Так что исследования вышкинской научно-учебной группы будут весьма кстати.

«Помимо всего прочего должна развиваться и профессия клинического психолога вообще и нейропсихолога в частности, - отмечает Анатолий Скворцов. - Сейчас пока на нашем факультете нет специальности клинической психологии. Я преподаю два курса, которые носят в большей степени ознакомительный характер. В итоге мы берем студентов в нашу научную группу, которые слабо подготовлены в этой области, и нам приходится их подтягивать. Хорошо бы было, если бы в дальнейшем на нашем факультете появилась специальность клинической психологии».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...