Памятник швейцарским гвардейцам в люцерне. Восхищающий памятник умирающий лев в люцерне, швейцария

Умирающий лев (Швейцария) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Швейцарию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

О памятнике «Умирающий лев» в Люцерне американский писатель Марк Твен высказался так: «Это самый трагический и трогательный камень в мире». Проверить, так ли это на самом деле, можно по адресу Денкмалштрассе, 4 - именно здесь в память о солдатах Швейцарской гвардии, погибших при штурме дворца Тюильри, в природной скале вырезано изваяние умирающего льва, сегодня являющееся одной из главных достопримечательностей Люцерна.

Немного истории

Швейцарские гвардейцы несли службу по охране дворца Тюильри, начиная с 17 века. Именно там во время французской революции в 1792 году они были сметены толпой, направлявшейся на штурм королевских покоев. Более 600 гвардейцев погибли в неравной схватке, и ещё около сотни, в основном, высшие чины, были казнены на гильотине позже. В 1818 году один из офицеров швейцарской гвардии, отсутствовавший во времена кровавых событий в стране, начал сбор средств на возведение монумента, который и был заказан несколькими годами позже датскому скульптору Бертелю Торвальдсену.

Памятник «Умирающий лев»

Что посмотреть

Умирающий лев вырезан в горной скале из песчаника. Он изображён пронзённым копьём, пытаясь закрыть собой герб с изображением лилии - символ французского королевского дома. За фигурой можно увидеть ещё один герб - швейцарский. Надпись под скульптурой гласит: «За преданность и храбрость швейцарцев», а ниже латинскими цифрами указано количество погибших и выживших - 760 против 350 и выбиты имена и фамилии офицеров гвардии.

Впрочем, в этом трагическом антураже нашлось место и сарказму. Когда Торвальдсен уже выполнил львиную часть работы, ему сообщили, что гонорар последует меньшим, нежели обговаривалось предварительно. Чтя память погибших солдат, скульптор завершил монумент, но не упустил случая выразить личное отношение к нечестности чиновников: если приглядеться, в очертаниях ниши, в которой лежит лев, явно угадывается силуэт свиньи.

На фотографии ниже запечатлена одна из самых известных достопримечательностей швейцарского Люцерна. В композиции под названием "Лев Люцерна" заключена скульптура смертельно раненого зверя, высеченного в отвесной скале бывшего песчаного карьера под Люцерном. Памятник был посвящен в память воинам швейцарской Гвардии, которые потеряли жизнь защищает дворец Тюильри в Париже во время французской революции 1792 года.

Умирающий Лев символизирует Храбрость солдат, силы готовность умереть, но не предать присягу. В течение прошлых веков сотни миллионов туристов видели этот памятник, который Марк Твен описал, как самую жалобную фигуру из камня в мире. Но немногие понимают смотря на памятник, что в композиции изображено два разных животных. Даже взглянув на скульптуру несколько раз вы вряд ли заметите, что помимо льва в ней присутствует свинья.


У швейцарских наемных солдат была давняя традиция служения иностранным государствам. Они были известны своей доблестью и пользовались особо повышенным спросом во Франции и Испании в течение ранне-современного периода европейской истории. Инцидент во дворце Тюильри произошел 10 августа 1792 года, когда толпа рабочих парижан штурмовала крепость и уничтожила швейцарскую охрану, а королевская семья сбежала через сады. Более 600 швейцарских охранников погибли во время этой борьбы и еще несколько сотен умерли в тюрьме, или были убиты во время последующей сентябрьской резни.



Один из швейцарских охранников, лейтенант Карл Пфайфер фон Алтисхофен был в отпуске в Люцерне, когда произошли эти драматические события. Он оставался на службе до 1801 года, пока полк не был расформирован. Пфайфер сразу же начал строить планы относительно памятника в честь своих погибших в Париже товарищей. Он хранил свои планы в тайне, потому что в то время Швейцария была под французской властью, а памятник был посвящён защитникам монархии. Это было политически невозможно, но после завершения революции в 1815 году швейцарцы вернули свою независимость, а Пфайфер привел планы по созданию популярной ныне достопримечательности Швейцарии в действие.



Самые ранние эскизы льва были созданы скульптором Бертелем Торвальдсеном. До этого момента он не видел льва в живую, поэтому полагался на иллюстрации и рассказы других людей. Пфайфер нанял известного датского скульптора для проектировки памятника, был запущен сбор средств на строительство и многие пожертвовали деньги. Но были и противники, включая неодобрительное отношение либералов. В конечном счёте, Пфайфер не смог собрать нужную сумму. Тем не менее, он решил так или иначе убедить скульптора начать работу.

По данным музейных архивов, Пфайфер скрыл от Торвальдсена недостаток средств, договорившись произвести оплату после доставки модели скульптуры. Отношения между ними обострились во время более поздних стадий работы, когда скульптор не доставил работу вовремя. Пфайфер расстроился из-за задержек и медлительности Торвальдсена, между ними то и дело возникали скандалы.



Когда Торвальдсен узнал об отсутствии оплаты, то решил внести некоторые изменения в композицию. Он смоделировал умирающего льва, пораженного копьём и символизирующего павших швейцарских воинов. Одна из его лап покрывает щит с геральдической лилией французской монархии. Рядом лежал другой щит с гербом Швейцарии. Торвальдсен не изменил саму скульптуру из уважения к павшим солдатам. Вместо этого, он изменил форму алькова где лежал лев, которая по форме напоминает свинью. Посмотрите на памятник снова. Теперь вы видите свинью?



Воплощать план взялся швейцарский скульптор Панкрац Эгеншвиллер, перед которым была поставлена задача вырезания памятника в скале по модели Торвальдсена. Однажды во время работы Эгеншвиллер упал с лесов и погиб. Его сменил масон из Германии по имени Лукас Агорн, который и завершил задачу в 1821 году. По-видимому, никто не заметил свинью пока скульптура не была завершена. По сей день многие не могут с первого раза разглядеть форму свиньи - тонкое, но открытое сообщение Торвальдсена, выражающие его презрение либо к историческим событиям, либо к обману Пфайфера.

  • Адрес: Denkmalstrasse 4, 6002 Luzern, Швейцария
  • Телефон: +41 41 227 17 17
  • Скульптор: Бертель Торвальдсен, Лукас Ахорн
  • Строительство: 1818-1821 годы

У любой страны есть печальные страницы истории, которые из поколения в поколения чтят как память, проводят молебны или ставят мемориалы и грустные памятники. К сожалению, и имеет не только радостные, но и скорбные , например, памятник умирающему льву в Люцерне.

Что представляет собой памятник «Умирающий лев»?

«Умирающий лев» – известная скульптурная работа в Швейцарии, в городе . Автором эскиза является датский скульптор Бертель Торвальдсен. Вся экспозиция посвящена доблести и отваге погибших швейцарских гвардейцев, которые до последнего охраняли дворец Тюильри и сопротивлялись штурму в день народного восстания 10 августа 1792 года.

Создателем всей композиции является талантливый швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который выдолбил всю скульптуру в скале и завершил работу к 7 августа 1821 года. И в ближайшую годовщину штурма монумент был открыт в присутствии выживших гвардейцев и европейской знати. Сам Торвальдсен смог посетить «Умирающего льва» в Люцерне только через двадцать лет и остался очень доволен. Памятник настолько впечатлил зрителей и известных гостей, которые были на открытии, что позднее копии «Умирающего льва» из Швейцарии поставили в США и Греции. Кстати, это первый памятник в Европе с изображением животного.

Описание скульптуры «Умирающий лев»

Скульптурная композиция представляет собой каменный горельеф, который был высечен мастером прямо в монолитной скале в выступе над небольшим прудом. Во времена всех событий «Умирающий лев» находился за городом, в наши дни – практически в центре Люцерна.

Изваяние льва создано в нише длиной 13 метров, а высотой 6 метров. Умирающий царь зверей лежит, положив голову на лапу, которая придавила щит с изображением лилии – символа французской короны. У самого изголовья ниши изображен и герб Швейцарии. Левое плечо льва пронзено смертельным копьем. Автор очень старался передать страдания животного, навеять на зрителя романтическую грусть и символичность. Фигура льва очень реалистична и душевна.

Выше скульптор оставил надпись на латинском языке, в переводе: «Верности отваге швейцарцев», а под горельефом две цифры: 760 и 350, означающие павших и выживших гвардейцев. Имена всех погибших за свой долг и своего короля офицеров вырезаны в камне у подножия монумента. В наши дни у скалы проходит ежегодный Международный музыкальный фестиваль.

Как добраться до «Умирающего льва»?

Вся экспозиция находится в городе Люцерн около площади Lowenplatz, доступ круглосуточный и бесплатный. Добраться до небольшого парка, где сейчас находится скала, достаточно просто: вам необходимо сесть на автобус № 1 или 19 и доехать до остановки Wesemlinrain (Автостанция). Также вы можете добраться на такси или самостоятельно по координатам.

Под покровом ночи, 20 июня 1791 года, король Людовик XVI — последний из династии Бурбонов со своей супругой Марией-Антуанеттой, решили тайно покинуть революционно настроений Париж, с тайными паспортами на имя русских подданных.

Это был хорошо продуманный ход и король рассчитывал на помощь иностранных войск, дабы восстановить свою власть. Но на беду Людовика, нашёлся один бдительный почтовый смотритель, которой его опознал и поднял тревогу.

Людовик XVI со своей супругой, расположился во дворце Тюильри. Находясь там, фактически, под домашним арестом, он уже ни как не мог повлиять на ход истории.

А история складывалась трагичным образом.

Далакруа «Французкая революция».

Французские войска, уставшие нести потери от лучше подготовленных и отлично вооружённых войск соседних держав, начали покидать фронт. Краски сгущались и, наконец, набралась критическая масса недовольных, котором нужно было найти виноватого. Я не буду пускаться в политические дрязги и разбираться в тонкостях исторических событий, но виноватым стал Людовик XVI, хотя на тот момент его значимость была не выше, чем у огородного пугала.
10 августа 1792 года толпа повстанцев, называющих себя санкюлотами (название революционно настроенных бедных людей в Париже), набросилась на дворец Тюильри, охваченные единым порывом — покарать виновного.Гвардия, предусмотрительно набранная из швейцарцев, готова была защищать короля до последней капли крови.

Людовик XVI — последний из династии Бурбонов, личность, по мнению многих историков слабая и бездарная. Но король отдал приказ, на который человек с такими характеристиками навряд ли способен. Монарх, которому эти швейцарцы присягнули на верность, отдал приказ не сопротивляться парижанам, штурмующим дворец, не сметь стрелять в его подданных.
Возможно, королю казалось, что так он сможет доказать, что не желает зла своему народу. Тем временем, отлично подготовленные швейцарские гвардейцы гибли один за другим, не имя права защищаться, связанные клятвой верности, они погибли так и не подняв оружия для собственной защиты.
Свидетелем штурма был, будущий император Франции: Наполеон Бонапарт, который не мог спокойно наблюдать за происходящим: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не рассеяли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены!»
Через несколько лет, Наполеон сам оказался в подобной ситуации - дворец Тюильри осаждали сторонники восстановления монархии. Император без колебаний пустил в ход оружие и расстрел толпу мятежников. Конечно же тогда, поступок Людовика XVI ни кто не мог оценить по достоинству. 10 августа 1792 года восставший народ перебил более 700 швейцарских гвардейцев и дворян из королевской гвардии, тех кого не убили сразу, казнили в течение месяца. Сам же Людовик XVI со своей супругой Марией-Антуанеттой был арестован.
Во дворце Тюильри была обнаружена переписка короля с европейскими монархами, в которой тот призывал задушить революцию и даже выражал готовность сдать Париж. Людовик был обвинён в государственной измене и приговорён к смертной казни. А через 2 месяца была казнена его верная спутница Мария-Антуанетта.
Могли ли предположить санкюлоты, что довольно скоро тот же самый палач опустит лезвие гильотины уже на их головы? Но об этом уже в другой истории.Карл Пфюффер — гвардеец, которому несказанно повезло. Во время штурма дворца Тюильри он был в отпуске в Люцерне и потому избежал расправы. Произошедшие события, глубоко потрясли Карла, и он поклялся сделать всё, чтобы об их подвиге никогда не забыли. Карл Пфюффер решает создать памятник своим погибшим товарищам.Однако всё было не так просто и Карлу пришлось ждать 30 лет. Швейцария находилась под властью Франции. Памятник жертвам французской революции никогда бы не одобрил действующий император Наполеон. Только когда Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, мечте Карла Пфюффера суждено было сбыться.


Долго вынашивая идею и собирая деньги, Карл обращается к скульптору с мировым именем — датчанину Бертелю Торвальдсену. Но собранных денег, хватает только на то, чтобы оплатить эскиз! Воплотить идею Торвальдсена выпала честь скульптору Лукасу Ахорну из Констанца. После 14 месяцев работы, самый печальный памятник в мире, увидел свет.
10 августа 1821 года, в день 29-й годовщины штурма Тюильри, состоялось его торжественное открытие.
Умирющий Лев — памятник высеченный в скале, из цельного камня, символизирует силу, мужественность и одновременно скорбь по погибшим воинам, а органичность размещения скульптуры в массиве скалы просто потрясает! Памятник буквально притягивает своей силой, торжественностью и идеей. Здесь невольно хочется почтить память всем погибшим воинам, не только в те исторические времена, но и сегодня. Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Швейцарцы искренне полагают, что это девятиметровое изваяние, известнейший памятник на земле. В Люцерне есть даже Lowenstrasse и Lowenplatz — Львиные улица и Львинная площадь.
Умирающий лев — самая большая скульптура льва из цельного камня, помимо всего прочего, это ещё и самый первый памятник изображающий животного в Европе.

Умирающий лев лежит, положив голову свою лапу, прикрывающую щит с изображением лилии - символа короля Франции. В изголовье льва высечен ещё один щит с гербом Швейцарии. Над барельефом в скале высечена надпись на латинском: HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Слава верности и отваге швейцарцев». В нижней части скалы высечены латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне вырезаны имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга.

Гибель мощной монархической династии была важным событием в истории города, уже много веков лев символизирует отвагу и мужество швейцарских солдат. Для них это не родной король и они всего лишь наняты, но они предпочли умереть, сохранив верность данному слову — присяге.

Пожалуй, на земном шаре, навряд ли найдётся ещё один памятник, который передавал бы каменной мимикой такую глубину переживаний, как этот лев! Это действительно стоит видеть.

И по сей день швейцарские гвардейцы остаются лучшими в мире солдатами, хотя сама Швейцария держит свой нейтралитет и остаётся в стороне от мировых военных конфликтов. Швейцарских гвардейцев отбирали в свою личную гвардию не только французике короли! В современном мире, швейцарские гвардейцы охраняют Ватикан! И каждый теперь узнает в желто-сине-красн ой форме, разработанной самим Микеланджело Буонаротти, швейцарских гвардейцев. И уже много веков девиз швейцарских гвардейцев звучит так: «Главное – не потерять доверие народа»…

Адрес: Люцерн,

Löwendenkmal, Denkmalstrasse 4.

«Умирающий лев» – это, возможно, самый печальный швейцарский памятник. Он посвящен швейцарским гвардейцам, которые погибли при штурме дворца Тюильри 10 августа 1792 года. Эти гвардейцы защищали французского короля Людовика XVI; следует заметить, что французские короли, равно как и другие европейские правители, вообще любили нанимать в качестве охранников швейцарцев. Во Франции основоположником этой традиции стал Людовик XI, правивший в 1461-1483 годах.

Как оказалось в ходе французской революции, не зря короли предпочитали именно швейцарцев. Французские воинские подразделения стали одно за другим переметываться на сторону восставших, и в итоге король остался только под охраной швейцарских гвардейцев: их было около 1100 человек.

Людовик XVI был не слишком-то жесткосердным государем, но и не слишком умным: он отдал приказ не стрелять по восставшим из орудий, но приказа оставлять дворец не было. А ведь восставших было гораздо больше тысячи человек! Целые полчища устремились на штурм Тюильри, этого уютного гнездышка слегка потерявших чувство реальности аристократов и царедворцев. Неудивительно, что восставшие успешно ворвались во дворец и перебили значительную часть швейцарцев; еще пара сотен гвардейцев попала в плен, но большинство плененных были затем убиты.

Самого короля вывезли из дворца прямо перед началом штурма, но долго он не прожил: ему отрубили голову 21 января 1793 года. Из 1110 швейцарцев в живых остались лишь около 350 человек, причём большая часть этих людей выжила только потому, что была отправлена в Нормандию за несколько дней до 10 августа 1792 года.

Присутствовавший при штурме Тюильри Наполеон сильно удивлялся и королевской глупости, и слепому повиновению швейцарцев. Как он писал, достаточно было бы несколько раз пальнуть по толпе из пушек, и она живо бы рассеялась. Однако король, возможно, подумал, что это вызвало бы в народе ярость и только ускорило бы его казнь. А может, в сердце короля внезапно проснулось чувство сострадания к восставшим. Не знаю.

Как бы то ни было, в Швейцарии новость о гибели более семи сотен гвардейцев вызвала шок. Один из гвардейских офицеров, находившийся в это время в отпуске в Люцерне, стал собирать деньги на памятник, но только более 25 лет спустя, через несколько лет после свержения Наполеона. Деньги быстро собрали и наняли датского скульптора Бертеля Торвальдсена (Bertel Thorvaldsen, жил в 1770-1844 годах).

Торвальдсен сделал эскиз памятника, а Лукас Ахорн (Lucas Ahorn) выточил памятник в скале, которая в то время находилась на окраине Люцерна – в бывшем карьере, откуда добывали песчаник. В 1821 году изготовление памятника было завершено, и «Умирающий лев» стал первым памятником в Европе, изображавшим животного, а не человека.

Памятник этот весьма крупный, и снабжён он несколькими латинскими надписями. Надпись надо львом – Helvetiorum Fidei ac Virtuti - переводится на русский язык как «Верности и храбрости швейцарцев». Нижняя надпись – очень длинная – содержит имена погибших офицеров, а также сообщает примерное число погибших и выживших гвардейцев (соответственно 760 и 350).

В плече льва торчит копье; одной лапой лев покрывает щит с гербом Бурбонов (династия французских королей), а возле головы животного располагается еще один щит - с гербом Швейцарии. Сам лев заполз в расщелину, а на лице его можно прочесть большую скорбь и обиду на чудаков на букву «м», которые одним росчерком пера или поворотом языка отправляют сотни людей в могилу во имя Ничего.

Марк Твен, повидавший памятник несколько десятилетий спустя, назвал его «the most mournul and moving piece of stone in the world». На русский язык это принято переводить как «самый грустный и трогательный кусок скалы в мире», хотя я бы перевел эти слова как «самый скорбный и выразительный кусок скалы в мире».

«Умирающий лев» – это один из наглядных аргументов в пользу того, чтобы ходить по городам с информативным путеводителем или экскурсоводом. Турист, который не знает, что это за памятник и в честь чего он выточен в скале, возможно, просто с пошловатым интересом посмотрит на него, да ещё и сфотографируется на его фоне. А фотографироваться рядом с подобными памятниками, на мой взгляд – это примерно то же, что фотографироваться на фоне могил, то есть демонстрировать проявление либо легкомысленности, либо нездорового цинизма.

Справочная информация

Памятник расположен рядом с площадью Lowenplatz. Открыт он круглосуточно, а смотреть на него, конечно же, можно бесплатно. Думаю, что для осмотра этого памятника большинству людей будет достаточно 15 минут.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...