Перед глазами возникает то бескрайний степной.

Задание 15. ФИПИ

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


  1. Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
    и умопомрачительная причёска.

  2. Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

  3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

  4. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

  5. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

  2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
    и зимой.

  4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

  5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

  2. Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

  3. Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
    к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

  4. С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

  5. Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
    и запечатлевается в его лирических строках.

  2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

  3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

  4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

  5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

  2. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

  3. Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

  4. В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

  5. Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

  2. Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

  3. Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

  4. В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

  5. Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.

  2. Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

  3. Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

  4. Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

  5. Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.

  2. В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются
    химическими способами.

  3. Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.

  4. То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

  2. Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

  3. За чаем собрались гости да хозяева.

  4. Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

  2. Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

  3. Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

  4. Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

  2. В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

  3. На улице весь декабрь то снег то дождь…

  4. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.

  2. Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.

  3. Рябина прекрасна и по весне и осенью.

  4. Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно оставить ОДНУ запятую.

  1. Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

  2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

  3. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

  4. Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

  2. Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

  3. Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

  4. Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Много желал да ничего не поймал.

  2. Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

  3. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

  4. Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев
19. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

  2. Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

  3. Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

  4. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
20. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

  2. В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

  3. Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

  4. Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы
21. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

  2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

  3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

  4. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
22. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

  2. В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

  3. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

  4. Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
23. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

  2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.

  3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

  4. Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
24. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.

  2. В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.

  3. Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.

  4. Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.
25. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

  3. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

  4. Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
26. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

  2. Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

  3. Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

  4. Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
27. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

  2. Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

  3. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

  4. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
28. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

  2. В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.

  3. За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

  4. Богатый и не бедствует да жалуется.
29. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

  2. Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

  3. Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

  4. Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
30. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

  2. Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

  3. Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

  4. В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
31. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

  2. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

  3. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

  4. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
32. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

  2. Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

  3. Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

  4. Дела да случаи совсем замучили.
33. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Вариант № 4.

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан - это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, <…> все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система.

Океан - это не только вода, но и различные компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов.

Изучением вод Мирового океана занимаются преимущественно не специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности.

Тем, кто считает, что нет ничего проще воды, специалисты по гидродинамике советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в себя растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии.

Специалистам по гидродинамике, привыкшим иметь дело с «идеальной жидкостью», как и самим океанологам, исследовать океан трудно, ведь он состоит не только из воды, но и из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

например,

причём

напротив,

если

во-первых,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

Ответ: ___________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать

наделЁнный

Ответ: ___________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец
с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку изапишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

посмотрел более СТРОЖЕ

ПОПРОБУЕМ помочь

не ЕЗДИТЕ быстро

ЧЕТВЕРО учеников

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное употребление имени числительного

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.

В повести А.С. Пушкина «Дубровский» изображены картины крепостного прошлого России.

Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция.

Он любил смотреть фильмы разных режиссеров: Рязанов, Михалков, Герман.

Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

комп..нент

к..нвоировать

неизгл..димый

крок..дил

заб..раться

Ответ: ___________________________.

9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..связный, ра..жать

пр..брежный, пр..вык

по..шивка, о..дышался

пред..юньский, по..ск

от..звал, р..зослал

Ответ: ___________________________.

10. О .

попроб..вать

засчит..вать

прониз..вать

погляд..вать

размат..вать

Ответ: ___________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я

реде..щий (туман)

(выпускники) встрет..тся

(туманы) стел..тся

(линии) соприкаса..тся

(они) полощ..т (бельё)

Ответ: ___________________________.

12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО .

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

Ответ: ___________________________.

14. пишется НН.

Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей.

Ответ: ___________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

16 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории .

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача - как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело - спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему - война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Ответ: ___________________________.

22. Из предложения 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________.

23. Среди предложений 10-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

Вариант № 4.

опломбировать

костяной

более строго или строже

неизгладимый

прибрежныйпривык

попробовать

встретятся

такжепоэтому

огромныйкрохотный

6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

1. М. Горь­кий писал об ­ки­не, что как он «укра­сил на­род­ную песню и сказ­ку блес­ком сво­е­го та­лан­та!».

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

2) Со­зда­вая веб-сайт, это ка­жет­ся мно­гим слож­ным.

В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

3) В усадь­бе, ко­то­рая до ре­во­лю­ции при­над­ле­жа­ла сна­ча­ла Ивану Тур­ге­не­ву, а потом ста­рин­но­му роду Бот­ки­ных, со­сто­я­лась встре­ча по­том­ков преж­них хо­зя­ев дома.

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

4) Еги­пет­ский мост в Санкт-Пе­тер­бур­ге из­ве­стен бла­го­да­ря не столь­ко уста­нов­лен­ным на нём сфинк­сам, но и ми­сти­че­ской ис­то­рии, про­изо­шед­шей в 1905 году.

6) Ад­ми­ни­стра­ция школы, пре­жде всего ди­рек­тор и завуч, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ли по­вы­ше­нию про­фес­си­о­наль­но­го ма­стер­ства пе­да­го­гов.

7) Мо­царт, ра­бо­тав­ший в раз­лич­ных об­ла­стях му­зы­каль­но­го ис­кус­ства, осо­бое вни­ма­ние уде­лял опере.

8) И сей­час ме­тео­ро­ло­ги в своих пред­ска­за­ни­ях по­го­ды опи­ра­ют­ся на не­ко­то­рые на­род­ные при­ме­ты, да­ю­щих до­воль­но точ­ный про­гноз.

9) Смысл, ко­то­рый люди вкла­ды­ва­ют в раз­лич­ные по­ня­тия, ме­ня­ет­ся с из­ме­не­ни­ем че­ло­ве­ка и об­ще­ства.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2. Грин любил и море и выдуманные им морские побережья

3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры

4. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю..

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Сна­ча­ла мо­ло­дой че­ло­век был рав­но­ду­шен и спо­ко­ен од­на­ко по­след­ние слова по­ра­зи­ли его за­де­ли за живое.

2. Тему судь­бы по­ко­ле­ния 30-х годов в ли­ри­ке ­мон­то­ва можно осмыс­лить как в узком ли­те­ра­тур­ном кон­тек­сте так и в ши­ро­кой со­ци­аль­ной и ис­то­ри­ко-куль­тур­ной пер­спек­ти­ве.

3. Этот ге­не­рал об­ла­да­ет не толь­ко во­ен­ным та­лан­том но и хо­ро­ши­ми ор­га­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми поль­зу­ет­ся ав­то­ри­те­том в армии.

4. Сюжет ро­ма­на ­ча­ро­ва «Об­ло­мов» вы­гля­дит рас­тя­ну­тым и не­ди­на­мич­ным осложнён и на­гру­жен па­рал­лель­ны­ми сю­жет­ны­ми ли­ни­я­ми.

5. Весна и лето про­шли для мо­ло­дых су­пру­гов и их ро­ди­те­лей быст­ро и не­при­мет­но.

(Ответ:________________________)

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря..

2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой..

4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

(Ответ:________________________)

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

(Ответ:________________________)

Тренировочная работа по русскому языку в форме ЕГЭ

Вариант №5

1. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

ШЕСТИСТАМИ учебниками

ПОЕЗЖАЙ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ТОНЬШЕ нитки

через ПОЛТОРА месяца

(Ответ:________________________)

2. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

к ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ ПЯ­ТО­МУ году

ЖГЁТ ко­стер

пачка МА­КА­РОН

фильм ИН­ТЕ­РЕС­НЕЕ

слад­ких ПО­МИ­ДО­РОВ

(Ответ:________________________)

3. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

заводские ПРЕССЫ

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

(Ответ:________________________)

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов

Д) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. неправильное построение предложения с косвенной речью

5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) В повести «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России

4. ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

7.неправильное построение предложения с косвенной речью.

Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ, задание 15»

Расставьте знаки препинания. ОДНУ

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.

2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

5) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

5) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.

2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими
и церковными книжными и рукописными собраниями.

3) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.

4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.

5) Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.

3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.

4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.

5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ждал я вас на покос этим летом однако не дождался.

2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.

3) Я вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз.

4) Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художественного значения и актуальности и в наши дни.

5) Дворцовая казна была всегда полна и все налоги взыскивались в срок
и полностью.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...