Почему с года интернатура только платная. Каковы последствия отмены интернатуры? С учебной скамьи в поликлиники

Качество медицинского образования и обслуживания всегда было предметом пристального внимания и жалоб граждан, что вынудило правительство пойти на глубокое реформирование здравоохранительной системы. Непосредственные меры коснулись и образовательного процесса, больше всего затронув стадию последипломного образования – интернатуру, которая раньше считалась обязательной для выпускников медицинских ВУЗов.

Многих людей, задействованных в данной сфере, а особенно будущих выпускников – медиков горячо волнует вопрос, произойдут ли изменения интернатуры в 2018-2019 году.

Причина изменений

Нововведения в структуру образования медицинских специалистов были запланированы ещё в 2011 году. В этот период на правительственном уровне был утверждён новый Федеральный стандарт образования. В соответствии с этим стандартом на первый план выведены требования, которые приближают уровень образования российских врачей к общемировому.

Главные позиции, которые внедряются в образовательный процесс:

  • Раньше годы обучения в университете были в полной мере отданы на изучение теоретической составляющей наук, и только во время интернатуры студенты приобретали практические навыки. Сейчас подход коренным образом меняется: все этапы обучения, начиная с абитуриентского, насыщены практическими занятиями и приобретением навыков опытным путём. Научно-исследовательская деятельность теперь занимает неотъемлемую часть учебного процесса.
  • Новая схема подразумевает работу с пациентами при ВУЗах и в пределах медучреждений. Это важно с точки зрения постоянных наблюдений, выводов, анализа на фоне непосредственного контакта с пациентом. Все эти этапы будут контролироваться квалифицированным персоналом с высоким профессиональным и педагогическим уровнем.
  • Большая часть процесса обучения отводится для симуляционных методов, которые широко применяются за рубежом на протяжении последних десятилетий и признаны высокоэффективными. Для этого используются специальные фантомы и симуляторы, которые позволяют студентам попробовать свои силы в условиях, приближённых к практике, после того, как теоретическая часть уже освоена, но практическое обучение ещё не началось. Симуляторы в таком случае становятся буфером для приобретения и закрепления навыков.

Все эти меры подразумевают огромную работу, которую в данный момент проводят над образовательной программой. Требуются полномасштабные замены пособий, отработка новых механизмов, и все эти процессы произойдут на протяжении 2018-2019 года.

Начиная с 2018 года интернатура прекращает действие для врачей всех направлений, поскольку их подготовка до получения диплома полностью соответствует уровню, при котором можно успешно работать с пациентами. То есть, приступить к полноценной практике медики смогут сразу после окончания ВУЗа.

Как произойдёт отмена

Повсеместный процесс упразднения интернатуры проходит трёхступенчато:

  • осень 2016 года – отмена интернатуры для стоматологов и фармацевтов;
  • осень 2017 года – для терапевтов и педиатров;
  • 2018 год – для оставшихся специальностей.

После полной отмены интернатуры ординатура останется в неизменном виде. Этот вид последипломного обучения часто путают с интернатурой, но функции у них разные. Ординатура нужна для докторов узкой направленности, таких как хирурги, гинекологи, неонатологи, неврологи и пр. Эта форма обучения при переходе к новой системе остаётся в прежнем виде и будет занимать 2 года, после чего специалисту на руки будет выдан сертификат, допускающий врача к самостоятельной практике.

Плюсы и минусы отмены

Радикальное изменение образовательной системы медицинских специалистов получило неоднозначные отзывы. В этой реформе есть как сильные, так и слабые места.

К плюсам можно причислить такие моменты:

  • студенты смогут раньше приступить к трудовой деятельности и выполнять оплачиваемую работу;
  • поскольку медики будут раньше приступать к самостоятельной деятельности, это улучшит кадровую картину, поскольку на данный момент во многих клиниках не хватает квалифицированного медперсонала высокой специализации;
  • работа в клиниках во время обучения позволит детально подготовиться к большому разнообразию ситуаций и изучить динамику патологий на практике, что формирует более конструктивное врачебное мышление у каждого студента;
  • симуляционные приёмы делают возможной отработку алгоритмов лечения без риска навредить пациенту, что позволяет студенту действовать более спокойно и без лишнего напряжения;
  • отмена интернатуры позволит сократить время обучения, но одновременно повысит квалификацию и уровень подготовки выпускников ВУЗов.

Наряду с этими позитивными факторами есть и негативные:

  • для расширения практической части программы будет значительно сокращена теоретическая составляющая, некоторые темы и предметы трансформируются в сокращённый курс без углубления;
  • симуляция не даёт полного эффекта лечения пациентов, лишает студента освоения психологических моментов взаимодействия врача и больного;
  • со стороны пациентов возможно проявление большого недоверия и нежелания лечиться у неопытного врача, не прошедшего интернатуру.

Чем заменят сертификацию

После прохождения курса интернатуры студенты получали подтверждающий сертификат, который свидетельствовал о надлежащем уровне молодого врача. Этот документ становился допускающим к самостоятельной работе для начинающего специалиста. Сертификация должна была повторяться на протяжении всего времени практики с интервалом в 5 лет, что давало право на получение более высокой квалификации.

Теперь сертификация трансформируется в аккредитацию. Без неё врач не может быть допущен к самостоятельной практике.

Аккредитация подразумевает набор нужного количества баллов, которые насчитываются за:

  • участие в семинарах, конференциях и других подобных медицинских мероприятиях;
  • издание научных трудов в виде книг или статей;
  • успешное проведение сложных медицинских манипуляций или успешное применение сложных комплексных схем лечения в тяжёлых случаях.

Впервые механизм аккредитации будет запущен в 2021 году. У медиков по этому поводу остаётся много вопросов:

  • какая сторона будет оплачивать поездку и проживание в месте проведения аккредитации;
  • как изменится время приёма пациентов из расчёта на добавочные требования по написанию научных и исследовательских работ, а также посещения семинаров и конференций;
  • повлияет ли на аккредитацию ежедневная практика и отзывы пациентов и т.д.

В Министерстве отвечают, что за предстоящий период все эти вопросы будут доработаны и чётко регламентированы, поэтому отказ от интернатуры пройдёт спокойно и организованно. Такая реформа направлена на улучшение уровня молодых специалистов и конкурентной способности российских докторов на мировом рынке.

Видео об отмене интернатуры:

Возможность получения полноценного образования волнует как учащихся медицинских вузов, так и тех, кто только готовится поступать в мединститут. И потому для будущих врачей крайне актуален один вопрос: интернатура 2016-2017 - будет или нет?

Интернатура в 2017 году

Согласно государственным стандартам образования выпускник высшего учебного заведения медицинского профиля должен быть полностью готов к работе в сфере здравоохранения. А потому такая форма получения образования как интернатура полностью упраздняется.

Итак, всем, поступившим в ВУЗы с 2013 года и позднее, задающимся вопросом «отменят ли интернатуру в 2017 году?», стоит знать:

Первого сентября 2016 года отменяется интернатура для фармацевтических и стоматологических специальностей; первого сентября 2017 года отменяется интернатура для педиатрических и терапевтических специальностей.

Главные изменения

Что изменится с отменой интернатуры в 2017 году? Чего ждать будущим выпускникам? Обо...

0 0

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути...

0 0

Для будущих выпускников и абитуриентов медицинских ВУЗов все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с...

0 0

Интернатура в 2017 году, а, точнее, вопрос отменят её или нет, является одним из обсуждаемых среди студентов и поступающих в медицинские образовательные учреждения, и которые хотят получить полное и достойное, а, главное, качественное и высокопрофессиональное образование.

Нужна ли интернатура?

В настоящее время существует государственные стандарты и параметры, которые прописаны в законе, согласно которым выпускник высшего учебного заведения медицинского профиля и направленности полностью готов к работе в системе здравоохранения. А что это означает? А тот факт, что именно благодаря такому подходу к системе образования, система интернатуры можно упростить или же вообще упразднить за лишней ненадобностью и недееспособностью. Особенно этот вопрос остро и актуально стоит среди тех обучающихся, которые поступили в ВУЗы в 2013 году и позднее. Следует отметить, что некоторые преобразования и действия в этом направлении уже были сделаны ещё в прошлом, 2016 году. Как это...

0 0

Для абитуриентов большинства медицинских ВУЗов, как и для многих выпускников этих же учреждений, всё более актуальным и животрепещущим становится вопрос относительно получения полноценного и востребованного образования. Вот только после того, как силу вступит федеральный стандарт относительного обучения третьего поколения, в России кардинально поменяется сам подход к подготовке будущих врачей. К примеру, с января 2016 года интернатура упраздняется для тех, кто решил выбрать на будущее специализацию стоматология и фармацевтика. С 2017 же года аналогичный исход дел коснётся желающих получить специализацию лечебно-профилактических факультетов и педиатрии. В первую очередь под новшества 2017 года попадут те абитуриенты, кто поступил на учёбу в 2013 году.

Чтобы понять, будет ли отменена интернатура в 2017 году и какие вообще новшества стоит ждать в этой сфере, стоит обсудить этот вопрос более подробно.

Суть реформы 2017 года относительно медицинского образования

...

0 0

Наш эксперт – ректор Нижегородской государственной медицинской академии, профессор Борис Евгеньевич Шахов.

Достаточно одного диплома

Елена Шитова, «АиФ. Здоровье. Лекарственное обозрение»: Борис Евгеньевич, в чем принципиальное отличие нового учебного стандарта?

Борис Шахов: В отличие от предыдущего стандарта наши выпускники после получения дипломов будут иметь право самостоятельно работать врачами. Ранее они должны были сначала получить сертификат, для чего требовалось окончить интернатуру и/или ординатуру.

– Интернатура отменяется, что будет с ординатурой?

– Ординатура остается, ее продолжительность по всем специальностям обучения будет составлять 2 года. Она станет разновидностью последипломного образования для тех, кто хочет приобрести узкую специальность, например, работать кардиохирургом, неврологом и т. д.

– А где и кем сможет работать новоиспеченный специалист с дипломом медицинского вуза?

– Выпускники медицинских вузов получат...

0 0

Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

«Прежде всего – практическая подготовка»

– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?

Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу. Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение...

0 0

К сентябрю 2017 года медицинские вузы распрощаются с интернатурой. Кто будет лечить нас от гриппа в 2017 году?

Вот, пожалуй, тот вопрос, которым стоит задаться тем, кто в этом году свое отболел или счастливо избежал заражения.

Дело в том, что 2016 и 2017 годы – время больших перемен для студентов медицинских вузов, а значит, и для всех нас. С сентября этого года отменяется интернатура для стоматологов и фармацевтов, а с сентября 2017 – для педиатров и терапевтов (ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Интернатура – это двенадцать месяцев практических занятий. Раньше без прохождения годичного курса постдипломного образования специалистов не пускали в практическое здравоохранение. Сейчас, чтобы пойти работать в поликлинику, будет достаточно получить диплом об окончании вуза.

Только в случае, если молодой медик мечтает о профессии хирурга или, скажем, кардиолога, ему необходимо будет закончить...

0 0

Выпускники высших медицинских учебных заведений обязаны пройти первичную последипломную подготовку – ординатуру. С ее помощью будущим врачам удается сформировать самостоятельные навыки и достичь определенного уровня мастерства в столь нелегком деле, как оказание срочной медицинской помощи населению.

Ординатура 2017 включает не только тестирование по медицинским специальностям, но и проводит отборочный этап на основе сдачи экзаменов. Ординаторское образование признано дорогим, так как стоимость за год сопоставима с оплатой вперед 2-3 курсов в медицинском учреждении.

Все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа. Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.


Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования. Обязательная аккредитация была введена в 2011 году. Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации. Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача. Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции. Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи». Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.


Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными. Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек). Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков. Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки. Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».


Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов. Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми. Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет. Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

В медицинские вузы предлагают вернуть интернатуру. Такие поправки сегодня готовят в Госдуме. Ранее в рамках реформы медобразования интернатура была упразднена. Законодатели уверены, что новая система аккредитации, которая стала результатом проведенной реформы, не обеспечивает достаточной подготовки врачей. К катастрофическим последствиям может привести и обязанность молодого медика отработать три года в сельской местности после окончания учебы. После выпуска медик еще не вполне готов взять на себя ответственность за жизни пациентов, считают в Госдуме.

Соответствующие поправки в действующее законодательство готовит сегодня Сергей Фургал, первый зампред думского комитета по охране здоровья. Он предлагает возвратить интернатуру в качестве обязательной ступени медобразования. Напомним, с 2016 года по новому образовательному стандарту была упразднена интернатура для фармацевтов и стоматологов. В этом году не стало интернатуры и для тех, кто выбрал лечебно-профилактические и педиатрические факультеты. Все эти новшества распространяются на тех, кто поступил в медвузы с 2013 года.

Разрабатываемые же в Госдуме поправки направлены на возвращение медобразования к старой системе, которая предусматривает помимо шестилетнего обучения в вузе еще два года ординатуры или год интернатуры. Только после этого будущий медик может выбрать специализацию и продолжать обучение уже по ней. Новые же стандарты обязывают после шестилетнего обучения в вузе направлять молодых специалистов в сельскую местность для трех лет отработки. После этого медик может продолжить обучения в ординатуре.

Фургал отмечает, что с введением новых стандартов налицо вышел ряд проблем. Прежде всего, страна лишается узких специалистов. Кроме того, ухудшается ситуация с набором в медвузы, ведь немногие абитуриенты согласны отправляться после обучения в сельскую местность. К тому же, в сельских больницах катастрофически не хватает врачей-наставников. Вместе с тем, это не освобождает молодых врачей от ответственности за жизнь и здоровье пациентов. Поэтому депутат предлагает наложить мораторий на реформу.

Вместе с тем, в Общественном совете при Минздраве не согласны с таким мнением. Так, по словам, председателя совета Натальи Аксеновой, вносить поправки сегодня еще преждевременно. Она отметила, что для прохождения аккредитации выпускник вуза с дипломом должен обладать уровнем подготовки, который превышает тот, который может дать интернатура. Данный экзамен принимается представителями профессионального сообщества, и является очень ответственным и серьезным. Такая система распространена во всем мире и это большой шаг вперед для отечественной системы здравоохранения, считает Аксенова.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...