Правила по русскому языку 1 2. Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Ударение.
УДАРЕНИЕ - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок ("), показывающий такое выделение.
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ - это выделение голосом одного из слогов в слове: станция, улица, деревня.

Слог, который произносится с большей силой, называется ударным. Остальные слоги безударные: банан, палатка. Ударение всегда падает на гласный звук.
В словах, содержащих букву ё, гласный звук, который ею обозначается, всегда ударный. В словах обычно бывает одно ударение: лесок, речной, денек, простая, летает.

В сложных словах выделяется также дополнительное ударение, более слабое: сенокосилка, морозостойкий. Причём основное ударение в сложных словах всегда падает на последний из корней.
В русском языке ударение нередко выполняет смыслоразличительную функцию: парить - парить, уже - уже, чудно - чудно.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
Слова категории состояния 135
Служебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Все правила, 1-4 класс, Справочник, Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Довольно часто бывает, что нужно найти какое-нибудь правило по русскому языку. Но поиск желаемого в учебнике оказывается не таким-то уж и простым делом. Надеюсь, данная страничка поможет найти необходимое Вам правило русского языка гораздо быстрее. Пока здесь размещены только правила 1го класса школы, но со временем будут добавленны и остальные правила русского языка. Приятного обучения!

Правила русского языка 1 класс

01.
Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

02.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

03.
Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

04.
Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

05.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

06.
В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

07.
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

08.
Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

09.
Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. Остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10.
Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11.
Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12.
В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:
Аа (а), Бб(бэ), Вв(вэ), Гг(гэ), Дд(дэ), Ее(е), Ёё(ё), Жж(жэ), Зз(зэ), Ии(и), Йй(й), Кк(ка), Лл(эль), Мм(эм), Нн(эн), Оо(о), Пп(пэ), Рр(эр), Сс(эс), Тт(тэ), Уу(у), Фф(эф), Хх(ха), Цц(цэ), Чч(че), Шш(ша), Щщ(ща), ъ(твердый знак), Ыы(ы), ь(мягкий знак), Ээ(э), Юю(ю), Яя(я).

13.
Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. Мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л"]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л"]ев.

14.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й"э], ё - [й"о], ю - [й"у], я - [й"а].

15.
Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и. Это нужно запомнить.

16.
Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а, чу и щу с буквой - у. Это также нужно запомнить.

17.
В буквосочетаниях чк , чн , щн мягкий знак не пишется.

18.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:
звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з],
глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с],
есть
непарные звонкие [р], [л], [м], [н],
непарные глухие [ц], [ч], [щ], [х].

19.
В конце слов парные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: столб - стол[бы ]

20.
Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

21.
Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное - это часть речи.

22.
Слова, которые обозначают признаки предметов - это имена прилагательные. Имя прилагательное - это часть речи.

23.
Слова, которые обозначают действия предметов - это глаголы. Глагол - это часть речи.

24.
Слова НА , В , ОТ , ОБ , ПО , ИЗ , К , У , ЗА , О , ПОД , НАД , С - предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Предлог - это часть речи.

Основные правила и понятия по русскому языку за 1 и 2 классы

ЛЕНТА БУКВ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Э

О

У

А

Ы

Б

В

Г

Д

З

Ж

М

Л

Р

Н

Й

ЗВОНКИЕ

Ъ

Е

Ё

Ю

Я

И

П

Ф

К

Т

С

Ш

Х

Ц

Ч

Щ

ГЛУХИЕ

Ь

АЛФАВИТ

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная,

2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

А Б В Г Д Е Ё

а бэ вэ гэ дэ е ё

Ж З И Й К Л М жэ зэ и и ка эль эм краткое

Н О П Р С Т У

эн о пэ эр эс тэ у

Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ

эф ха цэ че ша ща твёрдый

знак

Ы Ь Э Ю Я

ы мягкий э ю я

знак

Гласные звуки

[а], [о], [э], шума нет безударный

[и], [ы], [у]

ВЫВОД:


Сколько гласных звуков, столько и слогов:

У – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно , а в безударной позиции подвергаются изменениям :

    безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако] ;

    безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];

    после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

Гласные «Хитрые»

буквы – звуки гласные буквы

а – а е й΄ я й ΄

я – а - э а

э – э ё й ΄ ю й΄

е – э - о у

о – о 1. в начале слова – я корь

ё – о - 2. в середине слова после

у – у разделительных ъ и ь знаков – подъ ё м, семь ю

ю – у - 3. в середине слова после гласной буквы – весёла я ,

и – и по ё м

ы – ы

10 – 6

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного: пел - [п΄эл].

Возьмите на заметку!

1. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

2. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [ в], [д], [л], [т ] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

БУКВА

[ ЗВУК ]

ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ - БЕЗУДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ - ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ - ТВЁРДЫЙ

Буквы ъ, ь не обозначают звука!!!

Ударение всегда падает на гласный звук!

Слог, в котором гласный звук находится под ударением, называется ударным. Остальные слоги – безударные.

Значения слов

СОСТАВ СЛОВА

    КОРЕНЬ – это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать - поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

Однокоренными или родственными словами называются все слова с одинаковым корнем и схожим значением.

    ОСНОВА СЛОВА - это всё слово без окончания.

    ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.


Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

вы ход – в ход, у ход, при ход, ходит

    СУФФИКС – это часть слова, которая находится после корня (между корнем и окончанием) и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

Котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

    ОКОНЧАНИЕ – это часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг – другу, друга, другом, о друге

Умный – умная, умную, умные, умное

Пришёл – пришла, пришло, пришли

Орфограммы

1. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

сн е жинка - снег

ст о р о на - ст о роны, стор о нка

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тр а ва –тр а вы
Зв
е зда – зв ё зды

2. Много – один

Ш а ги – ш а г
Гр
а чи – гр а ч

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

См о трел, см о треть - см о трит
П
и сал, п и сать - п и шет

1. Слово – предмет (имя существительное)

Тр е щит – тр е ск
В
о дичка - в о ды

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Т е мнота – т ё мный
Л
а скает – л а сковый

3. Слово – действие (глагол)

К о рмушка -к о рмит
х
о дьба – х о дит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

К о вёр – к о врик
гн е здо - гнёздышко

2. НЕПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

3. ПАРНАЯ СОГЛАСНАЯ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ В КОРНЕ СЛОВА, НА КОНЦЕ СЛОВА

Правило : чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости, надо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная или согласные л, м, н, р, в .

4. НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать родственное слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сер д це - сер д ечный

радос т ный - радос т ь

со л нце - со л нышко

5. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

6. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, ЩН

7. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

(Ь – показатель мягкости согласного звука)

согласный - Ь тетрад ь

согласный - Ь - согласный т ь ма

8. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь ЗНАК

Е (учен ь е )

- Ё (бел ь ё )

согласный - Ь - Ю (в ь юга )

Я (лис ь я )

И (вороб ь и )

9. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ ЗНАК

Е (под ъ езд )

Ё (с ъ ёжился )

согласный - Ъ - Я (об ъ явление )

Ю (пред ъ юбилейный )

10. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Написание удвоенных согласных в словах проверить нельзя. Эти слова нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре.

пе рр он жу жж ать а и обозначает предмет (явления, чувства …).

Имена существительные изменяются по числам.

Словосочетание – это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание не содержит законченную мысль!

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

(вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

! это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?

подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

может быть одно подлежащее

Ночь . Поздняя осень .

может быть одно сказуемое

Морозит . Запиши в тетрадь.

Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются!

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст имеет главную мысль (что хотел передать читателям автор) и тему (о чем говорится в тексте).

Типы текстов

Текст – повествование:

    говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;

    действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;

    можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

    говорится о признаках предмета или явления;

    все признаки можно увидеть одновременно;

    можно поставить вопрос: какой предмет?

Текст – рассуждение:

    говорится о причинах явлений;

    их нельзя увидеть, но можно понять;

    можно поставить вопрос: почему это так?

За редким исключением, русский язык - один из самых нелюбимых предметов в школе. Сложные контрольные, много домашней работы и бесконечные правила... К сожалению, сегодняшние уроки не помогают школьникам становиться грамотнее и, главное, совершенно не развивают речь. В чём дело?

Русский как иностранный

Давайте представим себя на месте ребёнка. Он с самого рождения слышит родной язык и практически с года-двух начинает на нём говорить. К семи годам будущие первоклашки говорят в целом не хуже взрослых.

В первом классе основная задача - научить ребенка писать и читать. Как с этим справляется школа?

Именно в первый школьный год ребенок осваивает и понимает важную сущность нашего языка: говорим мы одно, а пишем другое. Тот, кто уже научился читать не по слогам, осознает, что слово «молоко» читается как «малако», и соглашается с этим.

Между тем, изучение русского (родного!) языка в нашей школе напоминает изучение иностранного – ребёнку постоянно подсовывают фонетическую транскрипцию, хотя он и сам прекрасно знает, как звучат слова.

Если ребёнок уже читает, то, несомненно, понимает разницу между звуками и буквами, поскольку процесс чтения, собственно, и состоит в переводе букв в звуки. Транскрипция только мешает ученику, запутывает его, не позволяя запомнить единственно правильный вид, «образ» слова.

Так дети уже в первом-втором классах на раз-два делают фонетический разбор слова «путь», определяя мягкость согласных, количество букв и звуков. Зачем? Чтобы благополучно забыть об этом в средней школе, вспомнив только перед ГИА и ЕГЭ.

Есть мнение (и оно поддерживается учебниками), что именно благодаря активному изучению фонетики в начальной школе дети начинают писать грамотно. Увы, это совершенно не согласуется с наблюдениями любого родителя - дети сейчас не более (а возможно, и менее) грамотны, чем предыдущие несколько поколений, которые фонетику изучали в 5-6 классе и не дольше одной четверти.

Страшная грамматика

Судя по учебникам и рабочим тетрадям, ученики научаются грамотности, просто применяя и запоминая правила или (если правил нет) словарные слова.

Кстати, попробуйте вспомнить хоть одно правило (кроме «жи, ши пиши с буквой и»).

Названия падежей? Окончания существительных первого склонения в родительном падеже? И вообще, существительные первого склонения – это какие? А глаголы первого спряжения? Вспомнили? А теперь подумайте, какие правила вы регулярно применяете при письме?

Вспомним правило правописания гласных после шипящих в суффиксе:

Под ударением в суффиксах существительных и прилагательных, не образованных от глаголов, пишется О, (девчонка, галчонок), а без ударения – Е (песенка).

Когда в классе «проходят» эту тему, ученики делают много упражнений, большинство из которых просто предлагает вставить пропущенную букву. По сути, задания сами подсказывают место применения правила, так же как, впрочем, и диктанты на заданную тему. После того, как параграф «пройден», упражнения можно забыть практически до итогового экзамена.

А теперь попробуем представить себя на месте школьника, который выучил множество правил, и ему теперь нужно просто писать грамотно (в общем-то, мы все на этом месте и так находимся). Подсказок в виде скобочек и многоточий нет. Чтобы применить правило, надо для начала вообще осознать необходимость его применения. Каким образом это сделать? Скажем, пишет человек слово «девченка» и… что? Есть три варианта:

    написание слова не вызывает сомнений;

    написание слова по какой-то причине вызывает сомнения (по какой?);

    человек проверяет каждое слово вообще, поэтому сразу выделяет корень, суффикс, подбирает правило и исправляет ошибку.

Как вы думаете, часто ли встречается последний вариант?

Дело в том, что на самом деле вариантов два: либо человек пишет и не замечает ошибку, либо замечает по причине того, что ему не нравится «вид» слова.

Многие называют второй вариант «врожденной грамотностью», хотя на самом деле она не столько врожденная, сколько приобретенная. Хорошая зрительная память и любовь к чтению помогают запоминать «образы» слов, и, соответственно, грамотно писать.

Уже в первом классе школьники обязаны выучить довольно много «словарных» слов, написание которых не подчиняется правилам. Как их учат? Да просто переписывают каждое 10-20 раз в тетрадь. И после этого пишут правильно.

Вот здесь-то и собака зарыта. Для того чтобы правильно писать большинство слов в русском языке, совсем необязательно учить и применять правила. Достаточно просто читать и писать побольше - переписывать тексты из книг и учебников. Тексты без пропусков и многоточий, так, чтобы были видны все важные буквы слова. Тогда и сформируется та самая «врожденная грамотность», которой так завидуют те, кто вынужден постоянно заглядывать в словарь.

Кстати, в этой связи можно вспомнить, как учат в нашей школе иностранные языки. И в английском, и во французском никто не зубрит правила (и в любом случае их количество просто несопоставимо с количеством правил в русском языке), а просто запоминают вид слова и его звучание.

Получается, многие правила не помогают писать грамотно, они лишь упорядочивают базу языка, создают его «логику».

Большинство людей пишет грамотно, не применяя правил или применяя их иногда, причем в этом случае они часто представлены не в виде правил, а в виде удобных ассоциаций (например, что делает? - купается; что делать? - купаться).

Кстати, несмотря на такое простое правило, многие люди в данном случае всё равно неправильно пишут мягкий знак… С чего бы это? Все же в школе это учили!

Развитие речи? Нет, не слышали!

Интересно, что многие русские учёные-лингвисты, педагоги и историки языка ХIХ века ставили на первое место отнюдь не грамматику, а развитие речи! Умение вдумчиво читать, понимать и излагать прочитанное, овладение живой речью ещё сто пятьдесят лет назад считалось гораздо более важным умением, чем грамотное письмо.

Например, Фёдор Иванович Буслаев , лингвист и историк языка, положивший начало научному изучению русской народной словесности, писал:

«Все грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели правильно выражаться словесно и письменно».

Константин Дмитриевич Ушинский , учёный и педагог, считал, что изучение русского языка имеет три цели: развитие речи, сознательное овладение сокровищами родного языка и усвоение грамматики. Обратите внимание, что грамматика стоит на третьем месте!

Владимир Петрович Шереметевский , преподаватель русского языка и методист, писал, что предметом преподавания родного языка является живое слово. И на первое место снова ставил овладение учащимися живой речью.

Но в начале ХХ века в методике преподавания русского языка стала сильнее научно-лингвистическая направленность, хотя и уделялось внимание развитию всех сторон устной и письменной речи: произносительной культуре, работе над лексикой и фразеологией, развитию навыков связной речи.

Но уже к концу ХХ века, несмотря на всяческие новые методики (а может быть, и благодаря им), русский язык как предмет практически выхолащивается до чистой грамматики. Безусловно, в современных учебниках существуют упражнения по развитию речи, но их мало, и на них не сильно обращают внимание дети и учителя. Да и не до того! Столько правил надо выучить, столько разборов сделать, что написание сочинения или изложения кажется пустяковой и не требующей внимания задачей. Неудивительно, что навыки связной речи (хотя бы!) и связного письма, умение грамотно формулировать мысли развиты очень плохо. Зато любой пятиклассник за пару минут сделает синтаксический и морфологический разборы.

Но ради чего, собственно, мы учим наш язык? Уж наверное, не ради того, чтобы поразить аудиторию на конференции синтаксическим разбором предложения.

Ворд подправит наши грамматические ошибки, а вот с умением связно излагать мысли устно и письменно он, увы, не поможет.

А между тем, дети тонут в ворохе правил и разборов, даже и не подозревая, что умение говорить, читать и понимать - гораздо важнее склонения и спряжения. Жаль, что именно в русском языке бесконечное изучение правил совсем не гарантирует грамотности, более того, прививает отвращение к урокам родного языка (попробуйте найдите школьника, который любит «русский»).

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

4. Произношение - это то, как мы говорим, произносим слово. Написание - это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы - [о-сы].

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум - [с] или голос и шум - [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10. Орфограмма - это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек - имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (и краткое), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я). ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ!

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь - уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е - [й′э], ё - [й′о], ю - [й′у], я - [й′а].

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой - и . Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой - а , чу и щу с буквой -у . Это также нужно запомнить.

17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие - с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

(звонкие)[б], [в], [г], [д], [ж], [з]

(глухие) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ - стол[БЫ].

20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...