Предисловие Лары Чупровой к сборнику стихов В.Верхонина "Диалектика жизни". I

Надежда Доний
Градус тайных чувств
Москва 2016

Под редакцией Леонида Кутырёва-Трапезникова
Все произведения в книге проиллюстрированы

Страница поэтессы на нашем портале –
https://www.сайт/users/alexia/

Предисловие к сборнику стихов
«Градус тайных чувств»

Когда-то я случайно прочитал несколько стихотворений Надежды Доний и был сражён её поэзией сразу и навсегда. В её стихах я увидел редкую искренность, тончайшее понимание женской природы и необыкновенное по богатству эмоций человеческое сердце…
Все мы, пишущие стихи, когда-то впитали в себя поэзию предшественников – тех поэтов, которые стали нам близкими по своему внутреннему эмоциональному миру. Отголоски иных поэтических душ при очень внимательном прочтении всегда можно найти в нашем собственном творчестве.
Читая стихи Надежды Доний, я, скорее всего, не увидел, а почувствовал, как будто меня кольнула сладкая боль, едва уловимые лермонтовские и ахматовские интонации – отзвуки моих любимых поэтов, что принесло мне лично необыкновенную радость…

В целом, архитектоника стихов этой удивительной поэтессы основывается на двух базовых началах: с одной стороны, философское осмысление окружающего мира, отражающееся в форме классического русского стихосложения 1-ой половины 19 века, с другой – запредельная эмоциональная откровенность, соответствующая чувственной сфере авторов из Серебряного века русской поэзии.

Вот наиболее яркие примеры, подтверждающие мои мысли о творчестве Надежды Доний.

Неповторимое слово

Великие страсти безмолвны.
Молчанье – их шепот и рёв.
Их мощь – океанские волны.
Их градус – крушенье основ.

Их выплеск – воды возгоранье,
Плавленье металла в руках.
Они существуют за гранью
Мышления и языка.

Но если вливаются в слово,
Тогда выбирают одно –
Такое, значенье какого
Не может быть искажено.

Ни тьме, ни тумана покрову
Не скрыть под собою его.
Могучее, веское слово.
Как «Всё» или как «Ничего».

Но если то слово истратить,
Его уже не повторить.
Пусть сердце подскажет вам – прятать
Сокровище или дарить…

Эти стихи – невероятный выплеск размышлений о важнейшем явлении в жизни, но таком неуловимом в наши дни, что мимо него равнодушно проходят многие...
Вечное в истории литературы обращение к слову становится для автора ориентиром,
близким к космическому смыслу, что весьма характерно для поэзии Золотого века, где самым ярким искателем тайн во Вселенной человека был М.Ю.Лермонтов.
Из этого же ряда наблюдений можно признать соответствующими классическому стилю строгий 3-стопный амфибрахий в ритмической структуре стихов и их рифмическую основу с чередованием мужских и женских рифм. Художественность стихов строится на сравнениях-определениях и парадоксальных гиперболах с элементами олицетворения, имеющих философский подтекст.

Ночь

Ветер унес истлевших надежд лоскутья.
Дрогнула твердь. Судьбы надломилась ось.
Ночь драпирует сумрака сизой мутью
Все, что могло бы сбыться. Но – не сбылось...

Чувство беды оскалилось черной бездной,
Жадно сосущей даже намек на свет.
Пропасть подкралась прямо к дверям подъезда:
Дальше – паденье! Точки опоры нет...

Но не страшись угрюмых чертогов ночи!
Грудь распахни дыханию пустоты –
Не задохнешься, не упадешь! И, впрочем,
Лихо не льнет к тому, кто с бедой на "ты".

Ночью в лягушке видится лик царевны.
Полнится тайной чуткий огонь костра.
Тают, как снег, отчаянье, гнев и ревность –
Это родится завтра из недр вчера.

Ночь –- испытанье перед счастливым завтра,
Где ты воздвигнешь солнечный Храм Любви
В новом спектакле жизненного театра.
Только переночуй лишь, переживи...

Здесь мы видим продолжение русской поэтической стилистики начала 20 века, где на первый план выходит музыка эмоций, которая создаётся за счет своеобразной метафоричности и особой лексической символики, свойственных той эпохе. Способствует всему этому отход от силлабо-тонической системы стихосложения с проникновением в более сложные ритмические структуры: подвижный дольник, стремящийся к жесткому логаэду, или четкий логаэд, переходящий в призрачную ткань дольника.
Надежда Доний обладает редким даром – создавать музыку в стихах.
Известно, что проще и легче работать в силлабо-тонических размерах. Уход от легкого и обычного ритма – или насилие над собой, или врожденное мастерство. Этому нельзя научить, это идет от Неба. Такие стихи завораживают своей внутренней мелодией, усиливая чувственную сторону и умышленно затемняя смысловой ряд. Здесь тонкие художественные приемы, обильно украшающие строки, не позволяют мгновенно понять авторскую идею, но заставляют остановиться и задуматься о прекрасном и над прекрасным, а это придает такой изящной поэзии необыкновенный чувственный шарм!

Стихи Надежды, связанные с взаимоотношениями людей в сфере любви, – это всегда явное или тайное отражение женской природы со всеми её противоречиями и эмоциональными красками, где светлое чувство сплетено с холодным взглядом, а солнечная мелодия истерзана чёрным молчанием…

Розы

В мокром парке аллеи, как порталы в иное.
Поцелуем прощальным – теплый дождь по плащу.
Здесь, под кронами кленов, как в ковчеге у Ноя,
От потопа предчувствий я спасенья ищу.

Вы прислали мне розы... Словно яблоко – Еве,
Обещанием счастья искушая меня.
В лепестках – отраженье Князя Тени на древе
С раскаленной жаровней рокового огня.

Этим образом жажды, обжигающей горло,
Ослепляющей очи, иссушающей кровь,
Той, что в долю секунды все б из памяти стерла,
Вы хотели открыть мне, что такое любовь?

Не трудитесь – я знаю…У нее в балагане
Я однажды сыграла жертвы жалкую роль.
Опьянит-одурманит, отцветет и увянет,
И в наследство оставит затаенную боль.

Ваши алые розы, символ неги и страсти,
Остужу хрусталем я, унимающим дрожь.
Ах, зачем разбивать Вам мое сердце на части?
По следам урагана вновь в него не войдешь.

По покою и воле, словно падшая Ева,
Заблудившись в аллеях, я брожу и грущу.
В обескровленном сердце – ни восторга, ни гнева.
Только капли, как слезы, все бегут по плащу…

Это очень яркие по внутренней энергии и очень искренние стихи, где чистота чувств таит в себе неповторимый аромат женщины.
Здесь розы – и метафорическая составляющая, и символический знак.
Вот их истинный смысл для ЛГ:

"Этим образом жажды, обжигающей горло,
Ослепляющей очи, иссушающей кровь,
Той, что в долю секунды все б из памяти стерла,
Вы хотели открыть мне, что такое любовь?"


Эти многоцветные с множеством оттенков стихи полны нежнейшей слабостью героини и обнажённой до последней черты искренностью. Музыку поэзии здесь создает редкий на сегодня ритмический рисунок – 4-стопный анапест с цезурой в середине строки.
Такая мелодика стихов может получиться только под рукой мастера поэтического слова.
Стихи "Розы" чем-то близки стихам И.Северянина, они мистическим образом притягивают к себе читателя и завораживают далекими ассоциациями из прошлого, при этом оставляя надежду на будущее...

Вот, к примеру, Игорь Северянин:

"Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж...
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж".


Однажды я сказал о стихах Надежды Доний, что это удивительно красиво и загадочно до последней капли крови... Да, это именно так, ибо такая поэзия приносит самое высокое эстетическое наслаждение!

Мысленный монолог в подземном переходе

Это Вы... Я узнала Вас.
О, каким же Вы были гордым!
Помню – пьеса... Десятый класс.
Вы блестяще сыграли лорда.

А потом была полутьма
старой дачи... Чайковский, кофе,
и сводивший меня с ума
некрестьянский Ваш тонкий профиль.

Счастье глупое, впав в экстаз,
на щеках жаром зорь краснело.
И металась любовь меж нас,
будто хищник, остервенело.

А по осени Вы ушли.
Навсегда, словно канув в Лету,
постигать красоту Земли
по бескрайнему белу свету.

Я ждала Вас... Но – не сбылось.
Лишь осталась на память мета –
шрам на сердце и прядь волос
радикально иного цвета.

Жизнь, однако, свое берет.
От забот тяжелели плечи,
все плотнее сжимался рот
и темней становился вечер.

Как все просто... Теперь Вы здесь –
в пасти грязного перехода.
Тот же профиль, и те же честь
и достоинство. И – порода...

Я могла б Вас одеть – обуть,
дать Вам денег, отмыть от пыли,
вместе вычертить новый путь,
чтоб о прежнем Вы позабыли.

Но в глазах столь знакомый свет...
Свет презрения к мукам ада.
И, как мантра, один ответ
на дрожащих губах: "Не надо!"

Перед нами, по сути, творческий шедевр – золотая унция истинной поэзии, где при внимательном прочтении можно увидеть отсвет «ахматовской» души со всеми её женскими взлётами и падениями.
Мужчина для женщины – это тайна, которая лишь приоткрывается в стихах на мгновение через многообразие красок, оттенков и тончайших нюансов, которые постичь, кажется, невозможно. Однако при этом и женщину, в принципе, нельзя понять с её противоречивыми поступками, фразами и фигурами умолчания…
Такие стихи – это потрясающая откровенность и невероятная сила чувств, которая сметает на своем пути любые преграды!
Довольно часто в стихах Надежды Доний мы видим, как поэзия украшает философию, а философия обостряет поэзию. Поэтесса стремится к осмыслению мира через понимание неизбежности всего сущего и порой выводит читателя на неожиданное, казалось бы, принятие странного этического принципа, но, возможно, единственно верного, где очевиден след или флёр эпикурейства: наслаждение – вот решение своей судьбы! Жизнь – вот главное наслаждение! Скажу откровенно: мне эта позиция близка и я её очень хорошо понимаю, точнее, разделяю…

В прелестном стихотворении «Звездный вечер» такие фантастические нюансы философских размышлений, такие изящные эмоции, такая живая поэзия, что, читая всё это, получаешь истинное удовольствие.
А какой блестящий финал!

Этих высших "счастья" и "свободы"
Не постигнешь, сколько ни живи.
Вечная загадка небосвода...
Но нужна ли жизнь, где нет любви?

Может, лучше в этот тихий вечер,
Сумрака вкушая благодать,
У камина о желанной встрече
За бокалом "Кьянти" помечтать...

Однако через эти удивительные стихи проходит одна точная мысль, связанная
с представлением о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека. И это можно понять – только расшифровав ассоциации, возникающие при чтении этих прекрасных стихов!

Мироздание поэтической эстетики Надежды Доний строится, по сути, на трех принципиальных для автора явлениях, которые в той или иной мере отчетливо высвечиваются в ее стихах, часто, сочетаясь друг с другом в гармоничном союзе.
Это сразу можно увидеть в замечательном стихотворении «Свет» , где очевидны
три составляющие:

– мысль, как яркая свеча, в руках автора, который ведет нас по тёмным коридорам прошлого и будущего, а более всего – подсознания. И понятие СВЕТ рассматривается здесь в разных аспектах, с разных человеческих позиций (бытовых и философских) и отражается разными художественными средствами. При этом само понятие СВЕТ играет новыми и необычными красками!
– чувство, растворенное в этих стихах, как в крови растворяется лекарство от одиночества. И постепенное осознание, что сами эти стихи являются чудотворным бальзамом от затворничества и отказа от публичности.
– музыка слов, которую трудно создать, не зная, как это делать... Однако автор знает эту тайну! Секрет – в использовании всего многообразия поэтики и художественных средств при тончайшей настройке золотых струн в душе поэта.

После прочтения такой поэзии остаётся послевкусие, а именно: радостное удивление и даже более – восхищение!
Многие стихи Надежды Доний очень изящны по структуре, но более всего в них поражает пылающая красота самых потаённых чувств, которыми делится с нами настоящая женщина... Очень важно отметить, что её строки рождаются только из реальной жизни. Их поэтичность необыкновенна. Однако говорить на таком волшебном языке умеют единицы. Стихи Надежды Доний – предмет искусства, то есть того небесно-красивого, что приносит нам особое эстетическое наслаждение.

Я очень люблю и ценю желание поэта проникнуть в душевный мир мужчины и женщины. Быть может, любовь – это самое ценное, что дано нам на земле. Для меня это очевидно. Стихи Надежды Доний как раз об этом… Когда поэтесса прикасается к понятиям «он и она», мы слышим философию её личной жизни.
Особенно это проявляется в её романсовых стихотворениях, которые насквозь музыкальны и пропитаны воздухом иной эпохи – неповторимым ароматом конца 19 века в Российской империи.

Стихи «Не целуйте мне рук» совершенны по исполнению и поэтической красоте.
Эти строки, по сути, являются великолепным романсом.
Четыре строфы передают всё, что можно и нужно сказать при таком высоком напряжении чувств, когда что-то еще сказать – лишнее, а убрать что-то – разрушить всё.
Здесь отражена вечная тайна женской любви!
Именно женской. Мужчины любят иначе.
Для женщины сладостен сам отказ от любви, ибо в этом отказе нет отречения.
Этот парадокс давно известен, но до сих пор не разгадан.
Отказывая, женщина не отталкивает.
И находит в этом особенную сладость.

– Не целуйте мне рук!
Обожженная Вашим вниманьем,
я уже не способна судить, враг Вы мне или друг.

В этом стихотворении роль мужчины в образе князя порока преподносится нам через призму женского сердца. А вот через увеличительное стекло реальной жизни, быть может, этот человек выглядел бы уже совсем иначе.
Но именно этим интересны и притягательны стихи Надежды Доний, ибо её лирическая героиня показывает нам своего избранника в полумраке – на границе света и тьмы. Кому-то он князь порока, а кому-то единственный на земле...

Стихи полны удивительно красивых метафорических картин, где скрыты неочевидные символы и тайные знаки для тех, кто посвящен:

– Не играйте со мной,
словно кот с обезумевшей мышью!
Веер роз цвета крови, и дым сигарет пеленой...
Сладкий ужас объятий над бездной я пламенем вышью
по канве наших душ.

Отпустите меня
из сияния Вашего лета
в мой таинственный сумрак сырого осеннего дня!
Отвечая на зов утонченных желаний поэта,
я была лишь мечтой... Тает свет...
Такие стихи рождаются очень редко – только от настоящих чувств и только у настоящих женщин. Я не мог пройти мимо такой красоты и написал музыку к ним – получился изящный и нежный романс в стилистике 19 века.
Послушать его можно здесь – https://www.сайт/work/1225250/

Структура строф многих стихотворений поэтессы авторская – невероятная редкость в наше время. Да и вся поэтика до такой степени индивидуальна, что сразу отличает автора от иных рифмованных текстов, которыми, к сожалению, переполнен литературный интернет.

Лексико-семантическое богатство стихов у Надежды Доний поражает! Просто так такие насыщенные и энергичные по содержанию стихи не создашь. Поверьте, я точно знаю, что для этого надо впитать в себя массу книг и знаний... Когда я читаю стихи Надежды Доний, всегда удивляет необыкновенная легкость и прозрачнейшая естественность, свойственная её стихотворениям. Это ведь всё очень сложно – добиться такого мастерского изложения своих мыслей и чувств!
Стихи поэтессы всегда несут в себе новые краски даже в самой известной или обычной теме. Это связано с её взглядом на вещи и явления, с её ощущениями жизни, с её миропониманием и её мировоззрением...

Стихи поэтессы особенно волнуют, когда касаются сложных и многообразных проявлений любви.
Только яркая индивидуальность может высказываться так необычно о, казалось бы, самом обычном... Но любовь не может быть обычной – это и становится тайной идеей её стихов.

Многие пишут стихи и многие стараются сказать о любви, но Надежда Доний может сказать так, что это пронзает сердце!

И, надо признать, что ко всем нам, её читателям, друзьям и близким людям, идёт всёпронзающий неугасимый неземной свет от её прекрасной и неповторимой поэзии...

Леонид Кутырёв-Трапезников
литератор, журналист, филолог,
кандидат педагогических наук,
член Международной ассоциации
писателей и публицистов

«Мгновенье – и стихи свободно потекут»… Кто не помнит этих пушкинских строк?! Многие люди, особенно в отроческие и юношеские годы, пытались выразить словами чувства, переполнявшие их, и пытаются до сих пор. Однако процесс рождения стиха не так прост.

Что это – рождение стиха? Таинство? Связь с Богом? Труд, помноженный на терпение? Или всё вместе? Или – «поэзия это круто налившийся свист» и «шёлканье сдавленных льдинок»? Или – поэзия рупор каких-то идей? Или – поэзия просто течение по воле волн моря капризного вдохновения? Или – поэзия каждодневный труд и продукт сугубо мыслительной (даже: рациональной) деятельности? Вряд ли кто-то знает правильный ответ, потому что у каждого ответ – свой. Для каждого Поэзия – что-то особое, и у каждого Муза – со своим неповторимым характером.

Радует, что многие молодые люди в наше время пытаются писать. Увлечение поэзией нетрудно объяснить: чаще всего это стремление обрести положительный идеал, гармоничное мировосприятие; думается, сказывается неприятие обыденной жизни, лишенной романтического, высокого, настоящего.

В то же время ни для кого не секрет, что подавляющее большинство «сочинителей», подобно Онегину, не в состоянии отличить ямба от хорея, не в ладах с русской орфографией и пунктуацией, словарь их беден и примитивен, культура речи на низком уровне. Это лишает поэзию молодых лёгкости, красоты, гармонии, духовности. И это, несомненно, большое упущение. Если правильно организовать ребят – начинающих поэтов – в своеобразный кружок по развитию поэтической одарённости…

…Сколько можно было бы воспитать молодых талантов! И не обязательно новых Пушкиных и Шекспиров! Можно просто давать ребятам начальное поэтическое образование, учить их грамотно выражать свои мысли и чувства, развивать умение дискутировать, формулировать и отстаивать свою точку зрения. Совсем необязательно, чтобы воспитанник такого кружка непременно стал поэтом. Но опыт «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще.

Ранее существовал подобный кружок при ЦТДиЮ – «Хрустальное перо». Им руководила поэтесса Е.Юргенсон. Этот кружок дал целую плеяду талантливых поэтов, журналистов и даже юристов. Но сейчас его, к сожалению, нет.

Зато в нашем городе существует литературное объединение «Поэтический Нефтекамск». В его рамках в 2008 году была создана секция, объединившая начинающих поэтов всех возрастов (от 15 до 45 лет). Велась активная работа по развитию поэтической одарённости и формированию литературного вкуса. По результатам работы несколько молодых поэтов «получили путёвку» в местные СМИ.

Впоследствии работа с начинающими поэтами в рамках кружка, изучение и обобщение опыта работы кружка «Хрустальное перо», анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской одаренности позволили нам разработать «Экспериментальное методическое пособие по развитию творческой (поэтической) одарённости у ребёнка». На его базе была организована кружковая работа и индивидуальные занятия с талантливыми школьниками, студентами, а также уже давно пишущими поэтами.

Мы считаем, что особым образом организованная учебно-игровая среда способствует развитию творческой активности детей. Предрасположенность сочинять есть практически у каждого ребёнка. Нужно всего лишь поместить его в такую атмосферу, которая способствовала бы развитию его творческих способностей.

Что такого особенного в нашей методике? А вот в чём особенность: занятия проводятся в игровой форме. Поэзия не должна быть невероятно сложным грузом, всё должно получаться играючи, по вдохновению. Необходимые материалы – 48-листовая тетрадь для записи теоретического материала и выполнения практических заданий и набор разноцветных ручек. В ходе занятий группе учащихся даётся теоретический материал из 2 части прикладного пособия (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме из 3 части пособия (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать хокку). Это творчески развивает кружковцев и помогает им овладеть основами стихосложения, расширяет их кругозор и общую грамотность.

Выполнение подобных заданий (сочинение сонетов, рондо, хокуу и т.д.) вовсе не «издевательство» над стихотворной традицией, как считают некоторые противники нашей методики. Это просто упражнение, задание, направленное на развитие воспитанников. Мы же не говорим, что использование отрывка, например, из «Мастера и Маргариты» М.Булгакова для закрепления орфограммы «не и ни с разными частями речи» на уроке в 9 классе – издевательство над великим классиком.

Ключевых понятий, которые мы вводим на первом этапе, всего два: РИФМА и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок можно показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

Затем происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.

Чтобы начинающие поэты работали не только на занятиях, но и дома, им даются обширные домашние задания. Домашнее задание придумывается каждый раз сообща в зависимости от потребностей группы. Тема следующего занятия выбирается так же – в зависимости от необходимости с ней ознакомиться или от желания участников группы. В этом наша методика отличается от других методик, где существует жёсткий план занятий, определён объём знаний, который должен усвоить ученик. План занятий по нашей методике формируется по ходу самих занятий. Существует определённый минимум, который должен усвоить и понять начинающий поэт, но не важен порядок получения знаний.

Члены группы получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами, а также с приглашёнными критиками и педагогами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в местных СМИ. Но самое главное, что дает работа кружка – это литературное образование и духовно обогащенное общение.

Вы скажите: это всё хорошо. А где результаты? Почему это ваших поэтов нигде не было слышно и видно? Отвечаем: мы долго готовили наш первый выпуск. К нам приходило множество людей, с ними велась работа. Кружок посещало в разное время от 3 до 15 человек. Кто-то отсеивался, не выдерживая ритма работы (поэзия в первую очередь требует самодисциплины, постоянной работы над собой, над своих образованием); кто-то оказывался графоманом и тоже отсеивался; кому-то требовалось только один раз высказаться и они пропадали; кто-то уезжал от нас в другие города на учёбу или работу; кто-то, посчитав, что достиг вершины, уходил в «свободное плаванье»; кто-то получал от нас необходимую поддержку и приходил время от времени… Мы обзавелись новыми друзьями, открыли новые таланты, сочинили вместе немало прекрасных стихов, рассказов и песен.

И вот перед вами – дебютная книжка нашего литературно-поэтического объединения «Saturnia» «Первые шаги». Saturnia – это бабочки-павлиноглазки, одни из самых больших и красивых бабочек в мире. Поэзия и вправду похоже на бабочку: стихотворение существует краткий миг, пока читаешь его или слушаешь – затем оно взмахивает крылами – и остаётся только ощущение стиха, как прикосновение крылышек бабочек к лицу. А ещё в древности поэты называли Сатурнией Италию – родину великих Вергилия, Данте, Петрарки. Так что название нашего ЛПО «Saturnia» весьма символично.

В первую книгу вошло всего 6 авторов. Несомненно, есть множество других талантливых поэтов, чьё творчество не было включено в сборник по разным причинам (главным образом, по причине отсутствия авторов в Нефтекамске или их нежеланием печататься ввиду высокой самокритичности). Чтобы никого не выделять и не обижать, мы решили расположить авторов в алфавитном порядке.

Книга стихов, которую вы держите в руках, адресована широкому кругу читателей. Она не оставит равнодушным ни тонкого знатока и ценителя литературы, ни любителя поэтического слова, ни совершенно далёкого от поэзии человека, в руки которого эта книга попала случайно, ни профессионального критика.
Автор сборника – Марина ЭПШТЕЙН, русскоязычная поэтесса, с 1979 года живущая в Австралии, в доступной, проникновенной и понятной каждому форме говорит о разных моментах нашей сложной и многообразной жизни.
Я не могу делить стихи по главам.
Любовь. Природа. Философское. О детях…
Как ни дели, а пишется о главном:
О нашей бренной жизни. Обо всём на свете.
Марина родилась 17 апреля 1939г. в культурной столице Украины – городе Харькове. С детства увлекалась поэзией, была редактором школьной стенной газеты и постоянным её автором. Училась на филфаке Харьковского университета. Работала преподавателем в школе, заведовала библиотекой техникума.
До последнего времени её стихи не были известны широкой публике. Но вездесущий Интернет сделал своё дело: на социальном сайте «Одноклассники» в группе «Стихи» Марина решилась открыть свою страничку, и её стихи сразу же были замечены и отмечены как коллегами по поэтическому цеху, так и любителями русской поэзии из разных стран мира. Здесь же, на сайте, Марину заметили и пригласили к сотрудничеству редакторы международного альманаха русскоязычной поэзии и прозы «Чувства без границ». В одном из сборников Альманаха Марина впервые напечатала свои стихи.
Я в стол писала много раз,
Да и сейчас бывает тоже.
Всё вытерпеть бумага может.
Что ложь, что правда без прикрас,
Ей что любовь, что ворожба-
Такая у неё судьба.
За свою долгую жизнь Марина написала множество стихов. Пожалуй, нет такой темы, которой она бы ни коснулась в своих стихах. Это и любовь, и ненависть, гражданские и философские размышления, природа, путешествия, мир детства, литература и её герои… И на каждую тему поэтесса может говорить с любым читателем понятным для него, сочным и образным языком. Несмотря на то, что Марина долгое время живёт вдали от родины, стихи её не утратили глубины, красочности, точности, свойственной истинным носителям русского языка. Речь её образна, метафорична и правильна. Но эта правильность, грамотность в соблюдении норм языка и законов поэтики, не делает её стихи сухими и чёрствыми, они не просто заставляют думать, они будоражат душу, заставляют быстрее биться сердце.
Пиши, пиши! Точи свое перо.
...Эпитеты и изощренья умника.
Должно же быть красиво и остро.
Не только пирожок, но и изюминка.
Сама Марина о тематике своего творчества говорит так: «Меня всегда волновали темы, связанные с личностью человека: его переживания, эмоции, взаимоотношения между людьми. Писать на одну тему, мне кажется, скучно, неинтересно».
О чём бы ни писал поэт,
К душе он возвращается.
Она болит, даёт совет,
Встречает и прощается.
Стихи Марины позитивны и оптимистичны, они проповедуют веру в человека, в его лучшие качества: доброту, способность мыслить, любить, делать этот мир прекраснее и совершеннее. Запомните это имя – Марина ЭПШТЕЙН!

Марина Беляева,
литературный редактор Альманаха «Чувства без границ»,
Лауреат международного конкурса «Золотая строфа» 2009,
2010гг.

Человек и природа

Вступление

Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX - начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.

Переход к аргументам

Тема взаимоотношений между человеком и природой во все времена была очень актуальна. Она находит свое отражение в произведениях многих писателей: Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина, М. Пришвина, К. Паустовского. В своем сочинении я попытаюсь раскрыть эту тему, опираясь на роман Ч. Айтматова «Плаха», в котором, на мой взгляд, эта проблема поставлена наиболее остро.

Трагическое противостояние человека и природы

    Сохранение земли, лесов, рек и озер …Возник этот вопрос как общественно значимый в середине 19-го века, когда тургеневский Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» как бы от имени всех нигилистов России произнес: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Фраза стала своеобразным девизом для людей по отношению к природе. За полтора века человек-хозяин столько перерыл, перекопал, взорвал на земле, что экологическая проблема стала одной из самых злободневных на планете.

    Н.Никонов в одном из своих эссе поднимает свой голос в защиту природы и делает это очень эмоционально. По мнению автора, «земле нанесен, коль не смертельный, то вполне надломивший ее удар». Н.Никонов в противовес действиям своих современников приводит в пример отношение к природе людей в старину, когда праздновался Духов день, день благодарения земли. В этот праздник запрещалось брать в руки лопату, копать, полоть…Публицист выражает уверенность, что дождется земля доброго хозяина, который любовно погладит ее и засеет с любовью, и вспашет, и восстановит день ее именин – Духов день.

Природу надо беречь, потому что за варварское отношение к себе земля мстит человеку: мельчают моря, надвигается пустыня, затопляются заливные луга…Но главная ее месть – ожесточение, злоба, которые появляются в душе царя природы – человека.

    Свой голос в защиту матушки-земли поднимали и поднимают российские писатели. Произведения В.Астафьева «Царь-рыба», Б.Можаева «Изгой», В.Распутина «Пожар» кричат о том, что пора остановиться и понять:

Не царь природы человек,

Не царь, а сын…

Когда все мы поймем, что о земле надо заботиться, исчезнет как таковая экологическая проблема.

    Таким же примером равнодушного отношения к природе является одна из сцен раскулачивания из повести А. П. Платонова «Котлован», когда пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и рубил их, чтобы они не стали общими, то есть по тем временем никому не принадлежащими, а значит, никому не нужными. Действительно, что бы стало с его садом, если бы о нем никто не заботился, если бы о нем забыли? «А деревья эти – моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен!» - говорил он.

Таким образом, природа должна быть и мастерской, и храмом для человека, а он должен быть и работником, и ее хозяином, потому что «сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны»,- как говорил Д. С.Лихачёв .

Влияние природы на человека

    Пушкин и природа (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Открытие русской природы произошло у Пушкина в Михайловском. Михайловское и Тригорское - это места, где Пушкин открыл русский простой пейзаж. Вот почему Михайловское и Тригорское святы для каждого русского человека.

Пушкин, идя от природы России, постепенно открыл для себя русскую действительность.

    Культура природы, отношения человека и природы (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) - состояние природы противоестественное.

Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь социален и интеллектуален сам, бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба, не вырубает лесов до конца, не засоряет рек...

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек.

Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Пейзаж страны - это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее. Не хранить родную природу - это то же, что не хранить родную культуру. Она - выражение души народа

И чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Примером того, что деревья могут чему-то научить человека, что-то подсказать, прийти к важному жизненному решению, может стать эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом (. Дважды герой останавливается перед могучим деревом: первый раз, когда оно еще не проснулось от зимней спячки, второй - когда весна разбудила старого великана и заставила помолодеть. Это преобразование вдохновило князя, заставило сделать два важных вывода, что « жизнь не кончена в 31 год..." и жизнь должна идти не только для него одного, « чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

Таким образом, можно сделать вывод, что деревья могут научить нас доброте и бескорыстию, вере в себя и в свои силы.

В романе Л.Н. Толстой «Война и мир» главная героиня Наташа Ростова так восхищается умиротворенным ночным пейзажем, что даже забывает о сне. Красота родной природа очень близка юной девушке, несмотря на то что она воспитана гувернанткой- француженкой.

    В рассказе В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» повествуется о том, что старик каждый вечер приходит на берег озера и любуется вслух красотой заката. Как поражают нас слова пожилого человека, так подробно характеризующего красоту природы, когда мы узнаем, что он уже 10 лет ничего не видит! Не видит! А духовной связи с природой не растерял!

Могу сделать вывод, что проходят века, а русский человек, будь он богатой графиней, лесорубом или слепым стариком, тонко чувствует свою связь с природой.

    Так, герой произведения Б. Екимова «Ночь проходит» Шаляпин, одинокий пожилой бобыль, крепко потрепанный судьбой, чувствовал себя хорошо только на берегу озера, в своем шалаше, где его окружала только красота природы и спокойствие.

    А рассказ Владимира Крупина «Сбрось мешок»! В нем говорится о девушке, которая в трудные послевоенные годы работала вместе со своим отцом грузчицей. Однажды после дождя, отец увидел необычайно красивую радугу, но дочь не понимала его восторженных слов. И тогда отец заставил дочь сбросить мешок с плеч и распрямиться. Глазам девушки предстало необыкновенно-красивое зрелище: на небе словно коня, в радугу запрягли. «Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко…» Красота природы будто возродила девушку: «Поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало…» Вот оно, влияние красоты природы на человека!

    Вспоминаю Саню Неверова, героя рассказа В. М. Шукшина «Залетный» , который, по его словам, «всю жизнь жил неправильно». А вот когда заболел и смерть постучалась в его дверь, он вдруг страстно захотел жить. Жить, чтобы созерцать красоту природы, которую раньше просто не замечал. «Сорок раз видел весну, сорок раз! И только теперь понимаю: хорошо. Дай нагляжусь на нее, на весну! Дай нарадуюсь!»- говорит герой.

Цветы имеют над человеком невидимую власть. Совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.

    Ярким примером этого может послужить рассказ А.Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет-семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена красотой цветов. Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!

    Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются изм е нением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

    Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М.Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!

Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.

Экологические проблемы

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды!

Р. Рождественский

    Что станет с человеком, если он не будет связан с землей, предсказал почти век назад русский писатель Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы». Его герой-нумер, попав после Великой Катастрофы за Зеленую Стену, чуть не задохнулся от непривычного для дыхания свежего воздуха, был потрясен тем шумом, который издавали различные жители леса. Но самое большое удивление у него вызвали зеленая трава и солнце, показавшееся Д-503 нестерпимо ярко-огненным .

    Пример того, как нужно относиться к природе, дает нам герой романа В.П.Астафьева «Царь-рыба » Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать "подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце... цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега...". И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: "Дети и собаки его любили - верный признак души открытой и незлой". Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, живет этот человек.

    Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит при роду.

    Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман - призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей. Семья волков Акбары и Ташчайнара оказываются «человечнее» человека, губившего их потомство. И это страшно!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МУДРЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ В. М. ПЕСКОВА ( журналист, фотограф и путешественник )

"…рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик, каждый ручей. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды" "Речка моего детства" (1978)

"У природы нет пасынков, все для нее одинаково любимые дети: и человек, и какая-нибудь синица, и божья коровка" "Птицы на проводах" (1982)

"…сам человек - тоже частица природы, и ему обязательно надо жить с природой в мудром согласии" "Птицы на проводах" (1982)

" Таким образом, могу сделать вывод о том, что человек должен трепетно относиться к природе и беречь все живое, что его окружает.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я считаю: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

О братьях наших меньших

    Вспоминаю стихотворение Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы », для героя которого лес - родная стихия: дед переживает за всех его обитателей. Во время весеннего наводнения он спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Вот это по-настоящему человеческое отношение к «братьям нашим меньшим»!

    Вспоминаю знаменитую сцену из романа Л.Н.Толстого «Война и мир », когда «охота Ростовых» взяла, но не убила могучего волка, яростно рычащего, с ненавистью сверкавшего глазами на охотников, которые с восторгом смотрели на «соструненного» матерого хищника.

    Боец Кошкин, герой рассказа Ю. Коваля «Алый», воспитывая из щенка настоящую пограничную собаку, всегда помнил об этом. Результат не заставил себя ждать: человек и животное стали неразлучными друзьями. И, когда при задержании преступника Алый получил серьезное ранение, боец не отходил от него ни на минуту и тяжело перенес гибель четвероногого друга.

    В рассказе В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» повествуется о встрече в голодные 30-е годы мальчика и тощей и облезлой собаки с пустыми глазами. Чтобы ни делал герой рассказа, собака, «воспитанная голодной улицей», не могла поверить ему. Она быстро хватала принесенный мальчишкой хлеб и как-то боком быстро уходила…Сколько злобы могло увидеть в своей жизни от людей животное, чтобы не поверить в бескорыстные действия мальчика.

Таким образом, могу сделать вывод, что взаимоотношения человека и животного должны строиться на ответственности за того, кого мы приручили.

    Полноценной и веселой была жизнь хозяина-возчика, героя одной из книг Василия Пескова главы «Ревность» книги «Отечество », потому что у него были пес Дым и лошадь. С умилением пишет автор: «Эта троица неразлучна, хозяин не чаял души в обоих". Любили животные ласку: "поскребёт он пальцами между ушей Дыма, и тот от счастья седлом выгибает спину, а лошадь, чуть тронет Степан её холку, начинает тереться мордой о куртку". Соперничают два существа в преданности человеку. Им было не безразлично, как ценит эту преданность человек. А он их любил всей душой, заботился и холил.

    Сетон-Томпсон в "Рассказах о животных " писал, что самая неприхотливая и выносливая собака - это дворняга: она не быстронога, не сильна, но у неё имеется здравый смысл. Автор уверен, что «все вымрут собаки, за исключением дворняги». Не случайно и в космос первыми полетели именно они. А как преданны бывают эти псы! Сетон-Томпсон советует тем, кто желает взять в друзья малышу собаку, выбирать обыкновенного бездомного пса, который познал уже все тяготы собачьей жизни.

    В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли животных, считали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относились к кошкам, за убийство этого священного животного полагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверенная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Многим такое почтение к животным покажется нелепым суеверием, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кровного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

Таким образом, могу сделать вывод, что если мы поможем определиться хотя бы одному живому существу в его жизни, то выполним свой долг по отношению к братьям нашим меньшим.

Любовь к русской природе – любовь к Родине

    Любовь к родине (Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным - на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.

К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии

Не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

Земля –наш дом

Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве.

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет!

Земля - это Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

    Василий Песков, журналист, фотограф и путешественник, ведущий программы «В мире животных» в 1975-1990 годах, автор рубрики «Окно в природу» в газете «Комсомольская правда» , в своей книге «Отечество» писал: « Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом О т е ч е с т в о. Но все-таки можно сказать: понятие Родины - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних (ХХ век) дней. Это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое Новое, Вечное - таков символический ключ путешествия» Песков до конца жизни неравнодушно относился к природе.

    У Вячеслава Дегтева есть чудный рассказ «Одуванчик». Он о роли педагога, наставника в жизни курсантов-летчиков. Командир эскадрильи после полетов с курсантом - отличником, который боялся летать и которому он только что открыл небо, спрыгнув с крыла самолета, вдруг увидел между бетонных плит маленький желтый одуванчик. Офицер нагнулся, расправил листочки цветка и поразился: «Как же ты выжил? Как же они тебя не растоптали, дурашка?». Что-то необыкновенно нежное разлилось в душе летчика-аса, бога воздушных машин. И все это потому, что он не разучился еще удивляться прекрасному, любить русскую природу, свою Родину.

    В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

    Средняя Россия славится тонкой, неброской красотой. Не зря так много русских классиков восхищенно описывали эти места в своих произведениях. Вспомним, повесть К. Г. Паустовского «Мещерская сторона» , где он с любовью изображает скромную, но притягательную русскую природу: «сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой», «обширные болота, покрытые ольхой и осиной, …пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды». Разве это не самые прекрасные места на Свете?

    Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

    Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

    Выдающийся русский певец Федор Шаляпин , вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

Последствия научных открытий

    Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести «Собачье сердце» выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с "собачьим сердцем" – это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

    В другом рассказе М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли.



Просто для размышления…

Человек и природа существуют бок о бок с самого сотворения мира. Земля и природа давала и дает человеку пищу, помогает утолить жажду, услаждает его взгляд весной морем красивых цветов, летом приглашает людей отдохнуть под тенью деревьев, а осенью насладится красотой багряных листьев, шуршащих под ногами.

Но, к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы. Мы проводим время не в лесу, а за компьютерами в Интернете, строятся заводы, из-за которых ежесекундно в воздух выбрасывается масса загрязняющих элементов, загрязняется вода, засоряется почва, которая дает жизнь множеству растений, загрязняется сам воздух, которым мы дышим. А сколько животных было истреблено человеком в погоне за деньгами, сколько всего живого было занесено в Красную книгу по причине вымирания!

Конечно, мы не можем все вместе поступить в партию «Зеленых», резко стать вегетарианцами или отказаться носить шубки из животного меха. Но все же мы должны постараться сделать то, что в наших силах, чтобы сохранить природу первозданной и прекрасной. Просто стоит понимать, что природа она живая и если мы хотим пользоваться ее благами, то стоит относится к ней с любовью и уважением.

А это значит, что идя по улице нельзя сорвать с дерева веточку, бросать на улице мусор, после пикника на природе стоит тщательно потушить костер и прибрать лужайку. Эти правила совсем не сложные, и если каждый из нас будет их выполнять, то тем самым мы сделаем пусть небольшой, но все же ощутимый вклад в сохранение природы. Просто нам не стоит считать себя царями природы, а нужно стремится стать ее другом, который заботится обо всем, что его окружает. И тогда, даже через много-много лет наши пра-пра-правнуки будут купаться в чистой речке, дышать свежим воздухом, любоваться замечательными цветами и бегать босиком по изумрудной траве…

Из этого рассказа можно взять несколько аргументов.

1.Старик не видит уже более 10 лет, а ПОМНИТ красоту родной земли до мельчайших подробностей. Это, конечно, неравнодушный, любящий свой край человек.

2. Девушка - художница ОБЯЗАНА видеть все прекрасное, но она как слепая! Старик, рассказывая ей о красоте родной земли, словно открывает девушке глаза.

В.Шукшин. Старик, солнце и девушка


Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие.
Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место -- у коряги -- и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях -- коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки.

Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос:

Здравствуйте, дедушка!

Старик кивнул головой.

С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках.

Отдыхаете?

Старик опять кивнул головой. Сказал;

Отдыхаю.

На девушку не посмотрел.

Можно, я вас буду писать? -- спросила девушка.

Как это? -- не понял старик.

Рисовать вас.

Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц.

Я ж некрасивый теперь, -- сказал он.

Почему? -- Девушка несколько растерялась. -- Нет, вы красивый, дедушка.

Вдобавок хворый.

Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала:

Вы очень красивый, дедушка. Правда.

Старик слабо усмехнулся:

Рисуй, раз такое дело.

Девушка раскрыла свой чемодан.

Старик покашлял в ладонь:

Городская, наверно? -- спросил он.

Городская.

Платют, видно, за это?

Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят.

Надо стараться.

Я стараюсь.

Замолчали. Старик все смотрел на солнце. Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку.

Вы здешний, дедушка?

Здешный.

И родились здесь?

Здесь, здесь.

Вам сколько сейчас?

Годков-то? Восемьдесят.

Ого!

Много, -- согласился старик и опять слабо усмехнулся. -- А тебе?

Двадцать пять.

Опять помолчали.

Солнце-то какое! -- негромко воскликнул старик.

Какое? -- не поняла девушка.

Большое.

А-а... Да. Вообще красиво здесь.

А вода вона, вишь, какая... У того берега-то...

Да, да.

Ровно крови подбавили.

Да. -- Девушка посмотрела на тот берег. -- Да.

Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир. И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине -- между рекой и горами -- тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго -- тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.

Ушло солнышко, -- вздохнул старик.

Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так -- слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица. Ей громко откликнулись с берега, с той стороны.

Хорошо, -- сказал негромко старик.

А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: "Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?.."

Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки... Опять морщины! "Надо работать, работать, работать..."

Вы завтра придете сюда, дедушка? -- спросила она старика.

Приду, -- откликнулся тот.

Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел.

Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел -- ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать.

Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку -- старался не шуметь. Молчали.

Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны,

На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал:

Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много -- четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном. А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, любют меня. По городам все теперь...

Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала.

Трудно было жить? -- невпопад спрашивала она.

Чего ж трудно? -- удивлялся старик. -- Я ж тебе рассказываю: хорошо жили.

Сыновей жалко?

А как же? -- опять удивлялся старик. -- Четырех таких положить -- шутка нешто?

Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью.

А солнце опять садилось за горы. Опять тихо горела заря.

Ненастье завтра будет, -- сказал старик.

Девушка посмотрела на ясное небо:

Почему?

Ломает меня всего.

А небо совсем чистое.

Старик промолчал.

Вы придете завтра, дедушка?

Не знаю, -- не сразу откликнулся старик. -- Ломает чего-то всего,

Дедушка, как у вас называется вот такой камень? -- Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек.

Какой? -- спросил старик, продолжая смотреть на горы.

Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь.

Такой? -- спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах. -- Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали.

Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце. Спокойно, задумчиво смотрел.

На... камешек-то, -сказал он и протянул девушке камень. -- Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко -- не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож -- с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов, -- синенькие, тоже с рябинкой с такой.

Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой.

Вы где живете, дедушка?

А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом, -- старик показал дом на берегу, -- дальше -- Бедаревы, потом -- Волокитины, потом --Зиновьевы, а там уж, в переулочке, -- наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было.

Спасибо.

Я пошел. Ломает меня.

Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. "Нет, не слепой, -- поняла девушка. -- Просто слабое зрение".

На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. "Солнце -- оно тоже просто встает и просто заходит, -думала девушка. -А разве это просто!" И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно.

Не пришел старик и на третий день и на четвертый.

Девушка пошла искать его дом.

Нашла. В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску.

Здравствуйте, -- сказала девушка.

Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул:
-- Здорово.

Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка...

Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала.

Жил, -- сказал мужик. -- Вот домовину ему делаю.

Девушка приоткрыла рот:

Он умер, да?

Помер. -- Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. -- А тебе чего надо было?

Так... я рисовала его,

А-а. -- Мужик резко зашаркал рубанком.

Скажите, он слепой был? -- спросила девушка после долгого молчания.

Слепой.

И давно?

Лет десять уж. А что?

Так...

Девушка пошла из ограды,

На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.



Последние материалы раздела:

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...