Прикладное значение культурологии связано с тем что. Прикладная культурология

Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

Приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;

Формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;

Создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;

Усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

Удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

Регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

Научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

Политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

Культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";

Культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

Культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

Взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

Культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

4. Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Под термином «К.-п. р.» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Становление и развитие К.-п. р. как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Главполитпросветом.

В дальнейшем по мере роста и совершенствования К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-л. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик.

К.-п. р. в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых библиотек (с общим фондом 1366,1 млн. экземпляр книг и журналов), 553 профессиональных театра (свыше 114 млн. посещении), 1173 музея (свыше 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало свыше 477 млн. человек), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художественной самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. человек), работали 440 тыс. кружков (6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось около 16 тыс. народных университетов с 3218 тыс. слушателей.

Культурология как научная (и учебная) дисциплина входит в состав современного культурологического знания, включающего в себя также философию культуры, историю культуры, социологию культуры, социальную и культурную антропологию и некоторые другие дисциплины. Необходимо отграничить культурологию от родственных ей наук, хотя сделать это довольно трудно, потому что они очень близки по предмету и методам исследования, кроме того, процесс дифференциации ещё не закончен.

Философия культуры - это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры - «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х - ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

Культурная антропология представляет собой современное крупное научное направление на Западе, понять её сущность поможет этимологический анализ терминов: «антропос» - человек, «логос» - мысль, учение, наука. Формированию культурантропологии способствовало развитие в 60-70 гг. ХIХв. этнографии (от слов «этнос» - народ, племя, «графо» - пишу). Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культурантропологические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с поставновкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.

В социальной антропологии, возникшей на Западе в конце ХIХ в., методом изучения является сравнение обществ разных типов с целью понять природу человеческого общества, законы его функционирования. При этом внимание социальных антропологов направлено на изучение различных аспектов социальной жизни, социальных отношений, механизмов социального контроля и т.п. Различия между культурной и социальной антропологией связаны с разными теоретическими подходами к изучению общества и культуры.


Культурная антропология интересуется прежде всего механизмами трансляции культурного опыта, проблемами динамики культуры, в то время как социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы в архаических и традиционных обществах с учетом этнических особенностей их культур. Сторонники культурной антропологии и сторонники социальной антропологии исходят из разной оценки значимости культуры и общества. Культурантропологи считают первичным феноменом культуру, а общество рассматривают как ее подсистему. Социальные антропологи на первое место ставят общество, культуру определяют как его функцию. В настоящее время позиции социальных и культурных антропологов сближаются.

История культуры - научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой - не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

Обратимся теперь к культурологии . В зарубежной науке термин «culturology» связывается с именем американского антрополога Л. Уайта (1900-1975), хотя автором термина считается немецкий ученый В. Освальд, и это не случайно. Л. Уайт использовал данное понятие для обозначения науки, которая должна заниматься человеческим поведением, но не с психологической стороны (этим занимается психология), а со стороны его «экстрасоматической традиции», т. е. культурной, выходящей за рамки чисто телесной. Л.Уайт считал, что «предметы и явления, составляющие культуру, располагаются во времени и пространстве 1) в организме человека (идеи, верования, эмоции), 2) в процессах социального взаимодействия людей, 3) в материальных объектах (топоры, фабрики, глиняная посуда), находящихся вне организма, но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми» . Также Уайт особую роль в культуре отвел символам, в которые облекаются человеческие культурные реакции, и тем самым определил специфику культурологии как науки. Однако в дальнейшем культурология прошла сложный путь развития, ее объединяли с антропологией, и сам термин использовался крайне редко. Сегодня существует мнение, что «культурология на Западе как наука не существует» .

В России до недавнего времени такой науки не было, различные культурные феномены изучались в рамках других наук, и только с конца 80-х – начала 90-х годов можно говорить о выделении культурологии в отдельную отрасль гуманитарного знания со своим объектом и предметом изучения. До сих пор нет единства в понимании культурологии как научной дисциплины. Существует, как минимум, три подхода к ее определению. Первый, интеграционистский, согласно которому культурология – это комплекс дисциплин, изучающих культуру, ведь культурология возникла на стыке многих наук – философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнологии, психологии культуры, социологии культуры, истории культуры, и в 90-е годы она такой и была по преимуществу. Второй, который трактует культурологию как раздел разных научных дисциплин, изучающих культуру. И третий, рассматривающий ее как самостоятельную, автономную научную дисциплину. К этой позиции присоединяются многие, мы также ее разделяем.

Есть и попытки свести культурологию к одной из близких ей дисциплин – к истории культуры, к философии культуры и т т.п., что делает культурологию более узкой дисциплиной. С.Я Левит возражает против такого подхода: «Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует прошлое, то культурология – знание о текущей культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Культурология ориентирована на познание того общества, что связывает различные формы культурного существования людей. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Т.е., культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» .

Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная рассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

Прикладная культурология изучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития .

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладная культурология

Сфера применения

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология…………………4

Раздел 2. Сфера применения………………………………………………....9

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме…………………………..12

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии……………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….17

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология

Прикладной уровень культурологии формировался на протяжении XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов научных исследований в области культурной и социальной антропологии.

Интерес к такого рода знаниям в России обозначился сравнительно недавно - с последних десятилетий ХХ в. и связан с радикальными социокультурными изменениями, происходящими в нашей стране.

Важную роль в актуализации практических аспектов культурологического знания, безусловно, играют как интенсивные процессы межкультурных коммуникаций, так и трансформация многих социальных институтов, ценностных ориентиров, норм поведения в российском обществе. В этих условиях в нашей стране происходит формирование специфической области научного знания - прикладной культурологии.

Институционализация нового направления в отечественной науке встречает серьезные трудности. Можно вспомнить, что прикладная культурология, изначально существовавшая в номенклатуре научных специальностей в рамках культурологии, сегодня упразднена. Тем не менее, это не означает отсутствие интереса к разработке актуальных культурологических проблем в их прикладном звучании. Происходит кристаллизация исследовательских подходов, радикально отличающих прикладную культурологию от других областей научного знания, включение в сферу ее интересов новых проблем.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук -применение фундаментального знания для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем (см.: Философский энциклопедический словарь, 1983: 405). В отечественной научной литературе понятия «прикладное»

и «практическое» нередко отождествляются.

Попробуем обратиться к словарям для идентификации понятия «прикладной».

В английском языке «прикладной» - applied, а «прикладная культурология» - applied cul$tural studies. Инфинитив to apply в переводе означает «применять, прикладывать, приложить, использовать»; именно этот спектр значений определяет наполнение исследуемого понятия. В любом словаре русского языка мы увидим иную расстановку акцентов: в первую очередь «прикладной» - это имеющий практическое значение, применяемый на практике. Поэтому и в специальных исследованиях нередко отождествляют прикладную культурологию с практическим применением знаний о культуре, понимают ее как практическую деятельность, которая не требует специальных научных изысканий.

Этим тенденциям противостоит иная исследовательская позиция: прикладная культурология - это особая область научного знания, имеющая собственную теоретическую базу и сферу практических исследований в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшний день существует несколько основополагающих позиций, определяющих методологические подходы, цели и задачи прикладной культурологии как новой области научных знаний.

Так, А. Я. Флиер предлагает следующую дефиницию: прикладная культурология – это наука, «находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией, психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики, технологии по практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования культурно-ценностных установок последних» (Флиер, 1997: 145).

Приведенное определение показывает, что в концепции исследователя прикладная культурология, хотя и опирается на фундаментальное теоретическое знание, не является самостоятельной областью в системе наук о культуре, так как использует методологию смежных областей знания и имеет преимущественно практическую направленность. Главные цели прикладной культурологии связаны, по мнению А. Я. Флиера, с решением задач «изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять)» (Флиер, 2000: 75).

Точка зрения А. Я. Флиера является примером широко распространенного у современных исследователей практико-ориентированного подхода к пониманию целей и задач прикладной культурологии.

Следующий подход, важный для понимания проблемного поля прикладной культурологии, наиболее ярко представлен концепцией М. А. Ариарского. Основой его методологической позиции является познание человека в системе многообразных социокультурных процессов. На первое место в культурологическом знании он выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, для него важно «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности…» (Ариарский, 2001: 22).

Он понимает прикладную культурологию как «отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды…» (Ариарский, 2000: 27). Иными словами, приоритетными задачами нового научного направления он предлагает считать разработку теоретических и методологических основ изучения тех социокультурных механизмов, которые определяют в широком смысле функционирование человека в обществе. Отсюда предмет прикладной культурологии, по мнению М. А. Ариарского, это «механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество» (Ариарский, 2001: 10).

Таким образом, прикладная культурология здесь выступает как отдельная - в рамках современной культурологии - область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Еще одним подходом к пониманию прикладной культурологии как области современных научных знаний можно считать точку зрения И. М. Быховской, обозначенную в недавно опубликованной коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». И. М. Быховская разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» (Быховская, 2010: 21).

Определению специфики теоретической базы прикладной культурологии, ее отличию от фундаментального пласта культурологических исследований И. М. Быховская придает особое значение. Ключевым основанием для их разделения, по ее мнению, является характер целевой ориентированности.

Фундаментальный уровень, пишет она, это приращение самого знания как такового, «познание ради познания… развитие теории культуры, углубление знаний о ее сущности, морфологических характеристиках, закономерностях и механизмах генезиса и динамики культуры…» (там же: 20). Она разводит понятия фундаментального и теоретического: теоретический уровень входит в структуру прикладных исследований, а не противопоставлен ему.

По мнению Быховской, цель прикладной культурологии - использование теоретического знания о культуре в «научно-стратегическом обеспечении практики» (там же: 21).

Она подчеркивает, что прикладная культурология, несмотря на прагматическую ориентированность, не является разработкой решений практических задач социокультурного процесса, а стремится к их комплексному теоретико-методологическому обоснованию, моделированию, применению в различных областях общественной жизни.

Сегодня культурологические исследования играют важную роль в постижении различных аспектов сложнейших процессов, определяющих социокультурную динамику.

Авторский подход перекликается с позицией И. М. Быховской и схож по основным положениям с концепцией М. А. Ариарского: практико-ориентированные исследования современных социокультурных процессов должны, вбирая в себя фундаментальное знание о культуре, иметь собственную теоретико-методологическую базу. Понимаемая в таком ключе прикладная культурология оказывается тем важнейшим звеном в системе современного гуманитарного знания, в рамках которого возможно эффективно изучать глубинные тенденции и характеристики процессов социокультурного развития.

Мы живем в динамичном, быстроменяющемся мире; в этих условиях необходимость эффективного культурологического анализа всего спектра институтов современного общества не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению важность регулирования, моделирования, прогнозирования происходящих процессов и явлений. Решение этих задач в большом объеме укладывается в русло прикладной культурологии как актуальной для современной отечественной гуманитарной науки области знаний, синтезирующей

достижения фундаментальных исследований и теоретико-методологическую разработку механизмов комплексного анализа социокультурной реальности. Авторское понимание места прикладной культурологии в системе современной науки можно суммировать в следующем определении: прикладная культурология - это область научного знания, которая изучает актуальные процессы социокультурной деятельности людей, разрабатывая собственную теоретическую

базу своих исследований, используя фундаментальные знания о культуре для дальнейших практических действий в современном социокультурном пространстве.

Отсюда становится очевидной важность дальнейшего культурологического изучения явлений современной социокультурной динамики. Его задачей должно стать, с одной стороны, утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, с другой - обозначение границ, проблемного поля, методологических оснований нового, но в высшей степени актуального научного направления.

Раздел 2. Сфера применения

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков.

Технологизация отношений между людьми. Куртуазность – средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.

Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.

Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.

3 сферы применения:

Трансформационная активность.

Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор: «вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете».

В творческой активности существует проблема включения створяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:

Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,

Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.

Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.

Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта.

Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.

Конструирование - агитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.

Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.

Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто.

Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.

Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.

Знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)

Развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?

Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт. Практические цели определяют социальные функции культурологии в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, к их числу также можно отнести государственную, дипломатическую, военную службу. Каждое лицо, – писал К. Леви-Строс, – призванное жить в контакте с совершенно чуждым ему обществом – будь то администратор, военный, миссионер, дипломат и т.п. – должно иметь если не общую, то, по крайней мере, специальную подготовку в области наук о культурен. С этим следует согласиться. Но надо добавить, что в современном обществе каждый политический деятель, чиновник должен понимать, что без поддержки культуры невозможно развитие государства, как и без поддержки науки о культуре невозможно выстроить модель воспитания и образования, т.е. разработать адекватные для нынешнего этапа механизмы культурной идентификации для человека. Следовательно, направления в прикладной культурологии связаны с областями взаимодействия разных культур, а также культуры и человека (в том числе и трансляции культурных ценностей в системе образования) и т.д. На основании исследований, проводимых культурологами в разных странах мира, ученые пришли к выводу о самостоятельности и полноценности каждой культуры и к отрицанию абсолютной роли какой-то одной системы моральных понятий. Методологической основой данных культурологических исследований выступает принцип культурного релятивизма, т.е. признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Суть этого принципа в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры, в отрицании абсолютного значения какой-то одной системы оценок, в принципиальном отказе от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов. Так, Клод Леви–Строс полагает, что наука о культуре вновь обретет свое место, если мы предложим африканским или меланезийским этнографам так же свободно изучать нас, как мы будем изучать их. Это обогатило бы науки о культуре, открыв перед ними пути дальнейшего развития. Взаимопонимание позволит отойти от классификации культур на «высшие» и «низшие», избежать стремления втиснуть их в прокрустово ложе какой–либо одной «эталонной» культуры или цивилизации.

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме

Туризм является столь же сложным и многогранным понятием, как и «культура». Для одних специалистов туризм - это «путешествие ради развлечения, искусство удовлетворения самых разнообразных потребностей, побуждающих человека покидать время от времени свой обжитой мирок», «путешествие какого-либо лица в продолжение, по крайней мере, 24 часов» из местности, в которой он обычно проживает, в другую. Для других - туризм представляет собой часть политики, средство укрепления и саморекламы отдельных стран и регионов. Ныне в понимании туризма произошли значительные изменения. Туризм как элемент активного досуга перестал в нашей стране рассматриваться в качестве средства идеологического воздействия на личность ради навязывания ей определенных ценностей и т.д. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало многообразие собственных языковых групп и культур. Эта своеобразная поликультурность социального пространства соединена с ростом культурно-творческой активности различных этнонациональных групп и слоев населения. Вследствие социальных процессов происходит отделение туризма от государства, продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. Индустрия туризма постоянно закрепляет подобное понимание, где утрачен изначальный смысл туристского типа жизнедеятельности как мобильной рекреации, основными мотивами которой являются: познание нового, открытие внутренних ресурсов, эстетического познания природы, истории, культуры других народов. Тенденции развития индустрии туризма сформировали «социальный заказ» на знания и навыки общетеоретического и прикладного характера. Культура и ее феномены, механизмы и динамика культурных процессов, взаимодействие народов и культур - это и многое другое является не только объектами исследования культуролога, но и «точками приложения» культурологического знания.

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии

Под культурной глобализацией учеными понимается формирование единых ценностных пространств, проявляющихся в морали, в искусстве, в общении, образе жизни, стереотипах поведения т.д. При этом некоторые из них полагают, что культурная глобализация имеет вторичный характер. Так, современный немецкий исследователь Ульрих Бек анализирует культурную глобализацию лишь как резонансное явление, сопровождающее экономическую активность. Для других исследователей культурная глобализация – самостоятельное направление глобализационных процессов, более того – это культурно–исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей. Как бы ученые не трактовали само понятие, большинство из них признает, что культурная глобализация приводит к серьезным изменениям культуры. Глобальное распространение идентичных культурных образцов также делает пространство иррелевантным, потому, что оно перестает быть традиционным, то есть утрачивает свое изначальное родство с населяющими его людьми. Реальные земные ландшафты, реки, горы и ущелья были полны мифов, теней предков, в них жило не только настоящее, но и прошлое. Культурные ландшафты составляют специфическую категорию объектов культурного наследия того или иного народа. В формировании культурного ландшафта принимало не одно поколение людей и их активная интеллектуальная и духовная деятельность, сохранены в виде овеществленных объектов, комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой сложный, противоречивый, диалектический процесс, в ходе которого происходят взаимно предполагающие тенденции развития и проявляются разнообразные тенденции: интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризации и т.д. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Самобытность культуры изначально имеет под собой рациональную основу и служит для формирования национальной идентичности. В Хартии Земли, провозглашенной ООН, особое внимание обращается на то, что культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Поскольку современный мир приобретает свойства поликультурного пространства, возрастает напряженность в межнациональных и культурных отношениях. Политика мультикультурализма в подобном контексте представляется ответом на вопрос, каким образом могут сосуществовать миллионы коренных жителей и иностранных граждан либо в рамках единого политического, социокультурного пространства. Мультикультурализм представляет собой сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Таким образом, культурологические исследования направлены на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в едином социокультурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально–личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ариарский, М. А. (2000) Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: СПб.
  2. Быховская, И. М. (2010) Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. : Смысл. C. 7–33.
  3. Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов. М. : Академический Проект.
  4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Коллекттивная монография // Автор-составитель И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010
  5. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. –349 с.
  6. Прикладная культурология // Сбор.научных статей. Под общ.ред. Воронковой Л.П. // М.:Профиздат, 2009
  7. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова; под ред. А. В. Говорунова. – СПб. : Наука, 2004.

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология - это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте.

В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.

Прикладная культурология - это совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического

знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности, а также программирование и планирование конкретных сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразователей, в частности управленческих мер. Все это делает неотъемлемым компонентом Культурологии прикладной (помимо теорий и познавательных принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практических работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально -личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы пове

дения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Литература

Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.

3.5 Методы культурологических исследований

Методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. Поскольку культурология является интегративной областью знания, вбирающей в себя результаты исследования ряда смежных наук, постольку культурологический анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, в том числе и заимствованных из смежных дисциплин. При этом в процессе культурологического анализа методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана. Все это дает основание говорить о том, что в процессе культурологического исследования методы смежных дисциплин претерпевают определенную трансформацию.

Признание интегративного характера культурологических методов исследования не снимает проблемы выявления особенностей методологии культурологического познания. Эта особенность вытекает из признания факта, что культурология является ярко выраженной гуманитарной дисциплиной и, следовательно, на нее распространяются все особенности методологии «наук о духе». Выражаясь словами Г. Риккерта, методы культурологии принадлежат к «идеографическим методам», или методам «понимания» (В.Дильтей). С точки зрения этого подхода, познание культурно-исторической реальности, «Сферы духа» - принципиально отличается от познания мира природы. Мир природы можно постичь с помощью объяснения. Мир культуры только с помощью понимания - непосредственного переживания исторической реальности, вживания во внутренний смысл явлений и ценностей, что так или иначе связано с направленной ценностной позицией.

На базе понимающей концепции была разработана методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика. Герменевтика (от гр. пегшепеиисБ - разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности, возникла еще в античную эпоху. В современ

ной культурологии - это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности. Основу такого подхода к герменевтике заложили В. Дильтей и Х.-Г. Гадамер. С их точки зрения, носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» (В. Дильтей) способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.

«Идеографические» методы, или методология «понимания», в большей степени способна отражать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудновыразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определить форму самой изменчивости или целостности. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т.п. в культурологии широко применяются методологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), изучение текстов методом контент - анализа и т. д. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.

Литература

1.Культурология [Текст] / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

«Культурология» буквально означает «учение о культуре». В самом общем виде, культурология как самостоятельная наука призвана ответить на три основных вопроса: что есть культура? Как устроена культура? Как развивается культура?.

Итак, культурология – это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности её возникновении, развития и постижения.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человече­ством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культуроло­гии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в ко­тором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле че­ловека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы - науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры - социальные и гу­манитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем чело­века и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре - знанием о видах, формах и резуль­татах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязан­ного комплекса научных представлений о культуре как о целостной сис­теме. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными длявсего человечества. Они постоянно из­меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон­кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе - культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности - философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вооб­ще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход, создавая такие на­правления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная груп­па наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

Глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

Изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

Определение места и роли человека в культурных процессах;

Взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

Исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно­ве которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

Факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

Связи между элементами культуры;

Динамику культурных систем;

Способы производства и усвоения культурных феноменов;

Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);

Культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология - из философии природы, а социология и политоло­гия - из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом - формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да - фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология куль­туры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм - к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при­кладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основ­ных направлений:

-социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая инди­видуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов;

-психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека - носителя той или иной культуры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;

- культурная семантика изучает культурные феномены как тексты - систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, - а также с помощью символов - в любых про­дуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми;

- история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки столь же ве­лико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологическо­го и философского знания, а их современные теоретические конструкты
опираются на результаты размышлений предшественников. История
культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный
раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии
и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже).

Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отно­шениях иерархии - от изучения наиболее общих теоретических законо­мерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и со­бытий.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели длякаждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Целью культурной политики является систематизация и регулирова­ние процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достига­ется через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные ин­ституты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени­ем, в их числе можно выделить:

Просветительские институты - библиотеки, музеи, лектории и т.д.;

Институты эстетического воспитания - художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;

Досуговые институты - клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;

2) творческие институты - театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты - организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее, большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подроб­нее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного посо­бия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания - наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический - позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не возможен. Его использование позволяет сделать диахронный срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента
возникновения доугасания или гибели.

2. Компаративный - требует сравнительно-исторического анализа
различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный - предлагает рассматривать культуру как универсаль­ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­номен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­тод ориентирован на изучение конечного результата культуры - материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный - рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры - обеспечить специфически человеческий способ жизни и
удовлетворить все потребности человека.

5. Социологический - изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятельностный - понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

7. Аксиологический (ценностный) - заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность
материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение длякакого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение дляего жизни.

8. Семиотический - исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание - текст, который и должен быть
прочитан исследователем.

9. Герменевтический - характерен длябольшинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

10. Биосферный - характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11.Просветительский (гуманитарный) - основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны
жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.


Похожая информация.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...