Пятая ступень йоги – Пратьяхара: как развить внутреннего наблюдателя. Состояние "наблюдателя" или познакомьтесь с самим собой

Внутренний наблюдатель. Практики самонаблюдения которые я использую.

Если в общем охарактеризовать практику самонаблюдения, то наверное, надо рассматривать ее как технику переноса внимания с себя как «участника» событий, на себя как «наблюдателя» за собой «участником». Такой перенос внимания и отождествление себя с «наблюдателем» помогает изучить «участника», увидеть его таким, какой он есть на самом деле, многое в себе осознать и попытаться что-то в себе сознательно изменить.

Ум постоянно ищет себе занятие. Так почему бы ему не стать помощником человека на пути самопостижения? Почему бы уму не заняться изучением внутренних ощущений, которых будет в избытке при внутреннем наблюдении своего собственного сознания?

Для того, чтобы начать практику самонаблюдения ничего особого не требуется - только умение внутренне сосредотачиваться, да еще наверное внутренний настрой - не бояться увидеть правду о себе настоящем.

Первое, что нужно сделать - найти в себе «внутреннего наблюдателя». «Наблюдатель» есть внутри каждого человека. Это часть сознания, которая всегда наблюдает за происходящим, присутствует и свидетельствует все, что происходит с «участником». Она не вмешивается ни во что, никак не реагирует, никак не оценивает, просто бесстрастно наблюдает.

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями – мы участники. А чтобы стать исследователем себя самого, надо разотождествиться с «участником» и уйти в «наблюдателя». И затем из новой позиции наблюдать за собой «участником», ничего пока в нем не меняя. (Собирать информацию, так сказать). Пока ты «участник», а не «наблюдатель», очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сперва научиться становиться «наблюдателем» и делать это осознанно.

Нахождение внутри собственного сознания наблюдающей части – первый шаг, который надо пройти, чтобы двигаться дальше. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. Уход в него и выход из него очень часто осуществляется неосознанно, не регистрируется сознанием. Но если стать внимательнее к себе, можно заметить, что даже в разгаре очень сильных эмоций и душевных переживаний, в момент активных занятий какой-либо деятельностью, в момент обдумывания или наслаждения, всегда в сознании присутствует что-то, как бы отстраненное от этой внутренней и внешней деятельности. Оно безмолвно наблюдает, не давая оценок, не выражая эмоций, просто созерцает все, что человек делает.

«Наблюдателя» легче обнаружить во время спокойной деятельности, на едине с собой, во время размышлений или чтения. Надо просто один раз ощутить его присутствие и запомнить это внутреннее ощущение «наблюдения». А потом постараться выделять его в себе во время повседневных занятий. Если получится, можно продолжать свои обычные занятия из «наблюдателя». Тогда можно заметить, что в сознании появится некая внутренняя отстраненность, а внешние реакции станут более осознанными, поведение более спокойным, разумным, менее эмоциональным. Еще можно заметить, что ощущение «наблюдателя» очень легко теряется. Об этом не стоит беспокоится. Главное найти в сознании ощущение «внутреннего наблюдателя», попытаться вспоминать о нем время от времени и в него иногда уходить. Вот и весь первый шаг.

Если сразу не удается выделить «наблюдателя» в сознании, можно создать внутреннее намерение его обнаружить, помня о том, что он есть внутри каждого человека без исключения. Время от времени надо сосредоточено обращать внимание внутрь себя. Или же просто осознанно понаблюдать за собой как бы со стороны. Это упражнение может помочь «разбудить» внутреннего наблюдателя, выделить в себе ощущение «наблюдения» за самим собой, сделать его осознанным. Внутренний наблюдатель рано или поздно будет замечен сознанием, поскольку до этого он проявлялся неосознанно уже множество раз. Но сознание, теперь осведомленное о нем и вооруженное намерением его найти, обязательно даст о нем знать и тогда ум тоже рано или поздно сможет его обнаружить, а вы осознать.

Человек начавший практику «внутреннего наблюдения» очень быстро может столкнуться с тем, что находиться во «внутреннем наблюдателе» постоянно довольно сложно. Любое внешнее событие, сильная эмоция или просто повседневные дела «заглушают» состояние наблюдения и человек становится вновь только участником событий. Можно попытаться удерживаться во «внутреннем наблюдателе» двумя путями. Первый путь довольно прост – это вспоминание о «внутреннем наблюдателе». В разгар обыкновенной деятельности, переживаний, или размышлений надо просто постараться вспомнить об ощущении внутреннего наблюдения. Обычно уход в наблюдение при воспоминании о нем происходит автоматически.

Но здесь практикующий поначалу может столкнуться с такой проблемой – невозможностью одновременно заниматься обыкновенной деятельностью и находиться в состоянии внутреннего наблюдения. Со временем, при продолжении практики это проходит, состояние внутреннего наблюдения становится преобладающим, а вся внешняя и внутренняя деятельность начинает все больше течь как бы на его фоне и больше не прерывается. Наоборот, осознанность, и внешняя, и внутренняя становится только глубже. Однако надо заметить, что метод "вспоминания" довольно внешний и не может перевести сознание в постоянный режим «внутреннего наблюдения».

Наиболее эффективным, мне кажется, является метод «внутреннего исследования» из «внутреннего наблюдателя» своего собственного сознания. Если Вам удается выделить в себе ощущение внутреннего наблюдения, можно постараться, находясь в «наблюдателе» обратить взор внутрь себя - перенаправить внимание на свое собственное сознание и начать исследовать его изнутри. Наблюдать уже не за внешней жизнью, которой живет сознание, а за внутренними процессами, которые происходят внутри самого сознания.

Например (самое простое), выделить в себе эмоции, чувства, мысли, постараться увидеть черты своего характера и т.п. Причем, надо реально ощутить их, найти и обнаружить, отделить друг от друга и запомнить внутреннее ощущение от каждого найденного внутреннего объекта, а не просто представить в уме их «образы». Можно заметить, что это еще не так-то просто сделать. Однако, такое перенаправление внимания вовнутрь способствует тому, что состояние «внутреннего наблюдения» становится более концентрированным, более стойким, более глубоким и затем как бы по инерции продолжает распространяться и во внешнюю жизнь сознания. И тогда не надо постоянно о нем вспоминать, «внутренний наблюдатель» сам прорастает все больше и больше во внешней жизни, становясь естественным состоянием.

Здесь надо отметить, что хоть «внутренний наблюдатель» и способствует осознанности, он еще не гарантирует ее, просто помогает обнаруживать «проблемные моменты». Иногда правда уже одного этого достаточно для осознания.

Однако, нахождение во «внутреннем наблюдателе» не гарантирует и того, что человек будет все время поступать осознанно и разумно. Чтобы не поступать «неправильно» нужно проделать очень много серьезной внутренней работы.
Человек поступает так или иначе, согласно своим внутренним качествам, а они не поменяются только потому, что человеку удалось стать «наблюдателем». Я однажды была свидетелем того, как человек, обнаруживший с помощью техники «внутреннего наблюдения» свой собственный эгоизм и осознав его, отказался, и от самой техники, и от дальнейшего осознания своей внутренней структуры, чтобы только не потерять то состояние сознания в котором до этого находился. Так что сама техника не дает гарантии полной осознанности и пребывания «в сознании» постоянно. Хотя несомненно помогает очень многое увидеть в себе, в реальности, осознать и изменить.

Длительная и целенаправленная работа с техниками самонаблюдения, может помочь добиться внутренней трансформации сознания на таком уровне, что вернуться к своему «старому» состоянию сознания будет невозможно. Многих людей это пугает, поэтому думаю, об этом нужно знать. Но само по себе нахождение во «внутреннем наблюдателе» кардинальных изменений состоянию сознания не принесет. Одна только техника без осознанной целенаправленной работы над своей внутренней структурой и духовными качествами не приведет к глубинным изменениям состония сознания. Достичь реальных глубоких изменений в своей внутренней структуре можно только осознанно принимая внутренние решения и сознательно реализовывая их, сознательно изменяя себя.

Мышление и поведение
Испытывает огромную потребность в уединении. Защищает себя от вторжения окружающих, создавая непреодолимую стену между собой и миром. Такие люди часто интроверты, заняты глубокомысленными размышлениями о важных вопросах или о состоянии мира.

Они любят учиться, читать, проводить исследования и собирать информацию. Это обычно очень чувствительные люди, но часто их поведение окружающие ошибочно истолковывают как холодное, потому что они не проявляют свои эмоции, а вместо...

«Есть несколько вещей, на которые необходимо медитировать.

Во-первых: чтобы установить это совершенное единство, сознание сначала должно стать единым во всех своих внутренних аспектах, не отрицая ничего из того, что реально с точки зрения опыта. Это первое, что необходимо понять.

Вы ощущаете страх. Этот страх стал существующей реальностью, эмпирической реальностью; он есть. Вы можете отрицать его: отрицая его, вы подавляете его. Подавляя его, вы создаете внутри себя рану.

Вы трусите...

"Человек - это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом.

Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничивающей нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем...

"Думается мне, надобно уразуметь тот смысл, в каком Писание речет о времени и вечности". Этими словами cв. Дионисий обращает нас к самой сути мистического прозрения, ибо просветленные мудрецы всех времен и народов согласны в том, что сознание единения – не преходящее явление, что оно принадлежит не времени, но вечности, что оно вневременное.

Оно не знает ни начала, ни рождения, ни конца, ни смерти. Таким образом, пока мы не постигнем до конца природу вечности, ощущение Реального будет...

Именно тогда пресса впервые обратила внимание на зарождающуюся контркультуру - на эту стремительно растущую толпу молодежи, протестующей против материализма «американской мечты», против войны, навязанной мирным жителям Южного Вьетнама, против растущего насилия в собственных городах.

«Психоделическому» поколению особый характер придавали хиппи, которые появились с посланием мира на устах и цветами в волосах. Хиппи в основном были молодыми людьми, которые ощущали себя оттесненными от главного...

Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже наивное познание - психических явлений всегда предполагает раскрытие тех предметных связей.

Посредством которых психические переживания впервые выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лишенной всякой определенности и членораздельности, и определяются как объективные...

Тантрайогическая медитация – это сочетание практикующим ее адептом тантрических и йогических методов медитации для достижения гармоничной и успешной жизни, для развития творческих, душевных, интеллектуальных и духовных способностей человека, которые обеспечивают ему все более и более высокое качество жизни.

Что же такое тантрические методы в медитации? Это использование в медитации такого важного нашего аспекта, как воображение или чувствование. Все методы тантической медитации основаны на...

Последний начинает движение из точки покоя, он ждет, когда его внутренние импульсы обретут форму и выразятся в позе и в движении. В аутентичном движении обучают, как развивать свое кинестетическое, физическое осознание с тем, чтобы человек смог замечать и осознавать любые физические ощущения.

Это в свою очередь развивает способность фокусироваться на физических ощущениях, на внутренних переживаниях, внутреннем опыте, которые могут также обретать форму образов, звуков, эмоций, а дальше этот...

Для объяснения приобретения сложного социального поведения механизмов респондентного и оперантного научения было недостаточно. В поисках ответа первостепенное значение стали придавать особому типу научения - визуальному научению, или научению посредством наблюдения.

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно...

Мы всегда как бы течем за событиями внешней жизни, за своими эмоциями, чувствами, переживаниями, т.е. выступаем в роли УЧАСТНИКОВ. Но чтобы познать себя, понять свой истинный путь, научиться воспринимать жизнь, как игру - без эмоций воспринимая препятствия в жизни, свои действия и действия других людей, нам необходимо стать также и НАБЛЮДАТЕЛЯМИ. Пока ты УЧАСТНИК, а не НАБЛЮДАТЕЛЬ, очень сложно в себе что-то осознать, еще сложнее осознанно изменить. Надо сначала научиться быть НАБЛЮДАТЕЛЕМ и делать это осознанно.

Позиция наблюдателя - это такое состояние, при котором ни психика, ни сознание, ни воля никак не вмешиваются в протекающие процессы.

Практика.

Найдите внутри собственного сознания наблюдающую часть. Внутренний наблюдатель есть у каждого человека. И чаще всего обычный человек попадает в это состояние неосознанно. Но если вы станете внимательнее к себе, вы заметите, что в момент любого вашего действия есть что-то, что безмолвно наблюдает за вами, не выражая эмоций и не давая оценок.

Вы можете обнаружить НАБЛЮДАТЕЛЯ, оставшись наедине с собой. Почувствуйте его присутствие и запомните это ощущение НАБЛЮДЕНИЯ. Постарайтесь возвращаться к этому ощущению во время повседневных дел. В результате вы заметите, что у вас появляется внутренняя отстраненность, вы становитесь более осознанным и эмоционально спокойным.

Не беспокойтесь о том, что ощущение НАБЛЮДАТЕЛЯ быстро теряется на первых порах. Любое внешнее событие, особенно сильные эмоции, уводят нас от состояния НАБЛЮДАТЕЛЯ, и мы вновь становимся УЧАСТНИКАМИ событий. Существует два способа оставаться наблюдателем.

Первый способ – это вспоминание о внутреннем НАБЛЮДАТЕЛЕ. Вспомните то самое ощущение, которое вы испытывали, настраиваясь на свою наблюдающую часть. И вы автоматически становитесь НАБЛЮДАТЕЛЕМ.

Поначалу вы можете столкнуться с тем, что не сможете одновременно заниматься повседневными делами и находиться в состоянии НАБЛЮДАТЕЛЯ. Но чем больше вы будете практиковать, тем сильнее будет ваш внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ, а вся ваша внешняя и внутренняя деятельность будет протекать легко и осознанно. Однако метод «вспоминания» слишком внешний, и он не в силах перевести сознание в постоянный режим внутреннего НАБЛЮДЕНИЯ.

Второй способ – метод «внутреннего исследования» из внутреннего НАБЛЮДАТЕЛЯ своего собственного сознания – более эффективен. После того, как вы обнаружите в себе ощущение внутреннего наблюдения, постарайтесь, будучи НАБЛЮДАТЕЛЕМ, обратить взор внутрь себя – перенаправьте внимание на свое собственное сознание и начните исследовать его изнутри. Наблюдайте за внутренними процессами, которые происходят внутри вашего сознания.

Исследуйте ваши эмоции, чувства, мысли, увидьте черты своего характера и др. Главное здесь – реально ощутить их, отделить друг от друга и запомнить внутреннее ощущение от каждого найденного внутреннего объекта, а не просто определить их.

Сначала это сделать не просто. Но благодаря тому, что внимание перенаправляется вовнутрь, внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ становится каждый раз все более концентрированным и стойким. А затем он переносится и во внешнюю жизнь сознания. И тогда уже нет необходимости постоянно о нем вспоминать, потому что внутренний НАБЛЮДАТЕЛЬ постепенно становится естественным состоянием.

Практические упражнения и медитации на каждый день!

Чувства и эмоции зачастую играют наиболее важную роль в нашей жизни. Если научиться брать под контроль свои эмоции, они могут нести нас по жизни в правильном направлении. А в противном случае - сбивать с ног и захлестывать с головой, лишать нас силы и энергии, приносить опустошение и внутреннее эмоциональное выгорание. И только вам выбирать - по какому пути идти.

Чего вы хотите добиться?

Работа над собой - это самая важная и значимая работа человека в жизни, а её результаты зачастую бывают малозаметны, приходят медленно и очень постепенно. Когда вы идете по пути саморазвития, то одним из самых значимых и важных элементов является то, чтобы помнить о целях, которые вы поставили перед собой, о том, чего же вы на самом деле хотите добиться от себя, каким человеком хотите стать, и что хотите иметь, как результат ваших усилий.

Никогда не довольствуйтесь минимумом, уберите из своего лексикона такое словосочетание как« мне хотя бы», помните о том, что наверняка будет еще лучше, чем есть сегодня;

Постоянно напоминайте себе о своей цели, о том, как сильно вы её хотите, что вы этого достойны, используйте« коллаж мечты», разместите его на видном месте, чтобы ежедневно видеть то, к чему вы стремитесь;

Когда вы ставите материальные цели, представьте себе, какие чувства вы будете испытывать, когда достигнете этого.

Учимся контролировать эмоции

Какие эмоции нужно контролировать? Те, проявления которых имеют негативные последствия. Гасить в себе эмоции очень сложно и чревато негативными последствиями, но можно повлиять на них локально. Например, выделите себе определенное время, когда вы будете проявлять ту эмоцию, с которой хотите справиться. И только в это время на все 100% отдайтесь этой эмоции. Хотите плакать - плачьте, но не останавливайте себя - отрицательные эмоции тоже надо уметь переживать.

В некоторых японских компаниях есть специальные комнаты психоразгрузки, в которых стоят резиновые куклы, иногда даже имеющие лица начальников. Любой служащий может пойти в эту комнату и отдаться своим чувствам, поколотить куклу руками, ногами, дубинками, словом, разгрузить свои эмоции.

Метод« Я наблюдатель»

Одним из самых, по моему опыту, методов контроля эмоций негативного характера, является метод« Я наблюдатель»(мое собственное название). Его суть проста: необходимо отстраниться и начать наблюдать за своей эмоцией, которая в данный момент есть у вас.

Например, вы испытываете раздражение по какому-то поводу. Согласно работам известного советского ученого А. Н. Леонтьева, таким, например, как« Деятельность. Сознание. Личность» любая эмоция, или чувство, или боль, всегда имеют конкретную локализацию в теле человека. Это не что-то эфемерное и не понятное, а совершенно конкретное ощущение в теле, и, в зависимости от эмоции, это совершенно конкретное место, локация, в теле. Обратите внимание на картинку.

Найдите в своем теле это место, сфокусируйте на нем свой внутренний взгляд, при этом физические глаза можно закрыть, и начните рассматривать это ощущение и внутренний объект в том месте, куда смотре, задавая самому себе вопросы: как оно выглядит, какой формы это ощущение, какого оно цвета, какова его температура в градусах, какого оно размера с сантиметрах, объема, какой у него запах, цвет, на каком расстоянии от поверхности Вашего тела оно располагается, его толщина, плотность, интенсивность цвета по шкале от одного до пяти, его плотность по шкале от одного до десяти, какие у него края: четкие или размытые.

Эти вопросы можно задавать в любом порядке, после того, как Вы задали вопрос, подождите несколько секунд, пока не получите ответ. Вопросы нужно повторять по кругу, особенно это актуально тогда, когда Вы заметите, что внутренний объект начал изменять свои свойства, которые называются умным словом« модальности».

Задавайте вопросы до тех пор, пока объект полностью не исчезнет и вместе с ним не исчезнет ощущение, с ним связанное.

Обычно, когда человек начинает использовать эту технику впервые, количество времени до полного исчезновения ощущения может варьироваться от 5 до 10 минут, в зависимости от различных факторов, таких как начальная интенсивность ощущения, Ваше состояние усталости или внутренней силы, и так далее.

При накоплении опыта использования этой техники время до полного исчезновения ощущения сокращается до нескольких минут. И вместе с ощущением уходит и любая негативная эмоция любой природы, а также любая физическая боль.

Почему и как это работает?

Обычной реакцией на негативные ощущения, к которым относятся также негативные эмоции, является внутреннее сопротивление. Нам не нравятся негативные ощущения, нам не нравится испытывать любой вид боли, будь то боль физическая или эмоциональная, и наше естество начинает сопротивляться в попытке избавиться от этого ощущения.

Есть две формы сопротивления, которые мы обычно неосознанно используем: активная, к которой относятся различные действия, которые, по нашему мнению, должны нам помочь избавиться от этого ощущения, и пассивная, когда мы игнорируем это ощущение, стараемся его не замечать, переключить свое внимание на что-то другое.

Иногда мы получаем положительный результат от наших действий, но в большинстве случаев время этой борьбы может растягиваться значительно, мы устаем от этой внутренней борьбы, теряем энергию, выгораем эмоционально. Потому что срабатывает закон Ньютона« сила действия равна силе противодействия». Или чем больше мы сопротивляемся чему-то, в данном случае, негативному ощущению, тем больше оно становится.

Техника« Я наблюдатель» использует совершенно иной механизм - отказ от сопротивления за счет того, что Вы просто наблюдаете, никак не воздействуя на это ощущение. Вы как будто становитесь сторонним наблюдателем за собственным ощущением, и просто описываете себе те модальности, о которых я писал выше.

Техника позволяет очень быстро избавиться от любого негативного ощущения, в том числе и от физической боли любой природы, при этом не расходуется внутренняя энергия, Вы не устаете, так как нет противостояния, и наши эмоции не выгорают.

Попробуйте использовать технику« Я наблюдатель» тогда, когда возникают негативные ощущения, получите собственный опыт от ее использования, и сможете убедиться в ее крайней эффективности.

Когда мы учимся контролировать эмоции, очень важно научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Жизнь часто кажется нам крайне несправедливой, но все же не стоит принимать это близко к сердцу. Мы не можем изменить природу, но можем изменить свое отношение к ней. Мы не можем изменить людей, но можем изменить отношение к ним. К сожалению, вы не сможете контролировать в своей жизни все. И как только вы поймете эту очень простую истину, перестанете думать, что все плохое в этой жизни осуществляется только с вами.

Проблема "наблюдателя" существует в психологии, психотерапии, духовных практиках и в квантовой механике. В последнее время данная проблема перенесена в нанотехнологии.

Решение этой проблемы дает нам возможность значительно продвинуться во многих сферах человеческой деятельности.

The issue of "observer" exists in psychology, psychotherapy, spiritual practices and in quantum mechanics.
The solution gives us the opportunity to significantly advance in these spheres of human activity.

Идеальный наблюдатель

Особый момент постижения "другого", перевоплощение в него происходит тогда, когда мы во время наблюдения отказываемся от памяти и от ожидания, забывая о своем теле (особенно лице) и только наблюдаем другого. Наблюдатель словно исчезает, и остается только осознание другого, при этом информация о другом воспринимается безоценочно (К. Роджерс, безоценочность при клиентцентрированной психотерапии. Мы понимаем другого именно при этих условиях (В. Дильтей, понимающая психология).

Именно такое наблюдение дает тот уникальный опыт переживания другого, который потом способствует распознаванию этого переживания в измененном состоянии сознания (ИСС), когда знаки этого другого (его лицо) там появляются, или предвестники этого другого становятся нам доступны.

Теряем ли мы свое Я в момент такого наблюдения? Вероятно что да! Мы становимся другим, и в этот момент нам становится доступно его восприятие мира (К. Роджерс, понимание другого в психотерапии), мы начинаем видеть мир глазами другого. В 2005 году у меня был такой талантливый клиент, который после нескольких недель наших психотерапевтических отношений мне сказал следующее: "Я на некоторое время вдруг осознала, что вижу мир Вашими глазами". Данная природная способность позволяла ей быстро познавать других людей, месте с этим, она настолько становилась зависима от этих других, что чувствовала себя не в силах быть самой собой. Это был отличный пример потери своего Я, "потери лица". Иногда такие люди боятся даже уснуть, "чтобы не потерять себя во сне".

Память привносит в нас прошлое, ожидание (предожидание или предчувствие) - будущее, переживание настоящего с помощью органов чувств - дает ощущение жизни в настоящем. Наблюдение потока сознания наряду с переживанием ощущений тела всеми органами чувств дает нам чувство настоящего. Когда мы отказываемся от ощущений тела, и останавливаем поток сознания, сосредоточившись на пустоте, или молитве, то мы "выходим" из этого мира, мира "здесь и сейчас". Чтобы "выход" был управляемым необходимо накануне уже иметь определенную цель такого выхода. Она и будет той нитью Ариадны, которая спасет наше Я и поможет вернуться назад с победой и приобретением.

Уместно напомнить, что на пути такого выхода есть некоторые препятствия, а именно: личное подсознание (З.Фрейд, подсознание как вытесненные и забытые переживания), родовая травма (С. Гроф, перинатальные матрицы при переживании ИСС), и личное бессознательное по К.Юнгу. Только преодолев эти препятствия, мы получаем доступ к пространству сознания других людей и миров.

Отказываясь от памяти, ожидания и ощущений тела (в том числе и от чувств, которые могут возникать ассоциативно или диссоциативно, благодаря опыту, что и есть оценочный подход), мы тем самым отключаем внутреннего наблюдателя (наблюдателя за самим собой), оставляя только наблюдателя внешнего.

Внешний наблюдатель без груза наблюдателя внутреннего (чего почти никогда не происходит) превращается таким образом в чистый прибор наблюдения, но прибор с особенными свойствами самоосознания и постижения мира. При этом объектом наблюдения может быть как внешний мир, так и мир внутренний, например, в аутогенной тренировке (АТ). Эффект, думаю, будет один и тот же. Есть только одно отличие - глаза. При открытых глазах сложнее отстраниться от внутреннего опыта, но зато легче удержать себя в себе, при закрытых глазах легче остановить поток сознания и чувств, но сложнее остаться самим собой и сохранить свое лицо.

Таким образом, чтобы познать настоящее при открытых глазах поле взгляда ограничивают иконой или мандалой, пейзажем или небом, при закрытых глазах - ищут, например, внутренний свет или чистое лазурное поле. При этом отказываются от памяти, ожиданий, чувств и мыслей. Тело же накануне должно быть приведено в токае состояние, в котором оно как бы и не существует. Есть только чистое созерцание, как внечувственное познание идей, составляющее основу познания истины.

Может ли быть наблюдатель без лица?

Если лицо - это форма сознания, то наблюдателя без лица быть не может. Вместе с этим, следует учесть, что потенциально возможно обезличенное наблюдение, которое дает наиболее объективное знание. Что же касается личности, то ее без лица нет!

Лицо предопределяет своеобразие восприятия, и способность к преобразованию, воображению, творчеству и творению. Тогда как просто наблюдатель ничего не творит. Он только отражает. Идеальный наблюдатель словно многомерное зеркало, способное отразить в себе самые сложные объекты мира, например, другого человека, или группу людей, часть мира, а в пределе - весь мир.

И наблюдателем и личностью быть полезно и важно. В чистом виде - это полюса континуума "человек". Первый (наблюдатель) - просто отражает воспринимаемое, заполняя себя наблюдаемым объектом. Второй (личность) - преобразует любое отражение, но не из-за ошибок восприятия-наблюдения, а из-за своей творческой натуры.

Сон дает нам опыт "быть другим" в моменты сновидений. Сновидения словно театральные подмостки. Вместе с этим, нелишне будет упомянуть, что функция сновидений заключается не только в создании условий для накопления опыта "быть другим".

Ошибки восприятия у наблюдателя возникают из-за памяти и ожиданий. И память и ожидание могут быть насыщены болезненными реакциям, патологическими установками и др.

Идеальный наблюдатель, воспринимая и понимая, способен быть безоценочным (К.Роджерс), что позволяет ему принять наблюдаемую сущность, сделать ее собой. Принятая сущность заполняет внутреннее пространство наблюдателя настолько, что он перевоплощается в объект наблюдения, тем самым теряя свою идеальность наблюдателя.

В восточных единоборствах при обучении принято повторять движения мастера, тем самым пытаясь перевоплотиться в него, и таким образом познать его мастерство.

В пределе совершенства стоит конечно же Бог. И любой диалог с ним - движение по этому пути.

Во фразе "не сотвори себе кумира" звучит предостережение в том, чтобы мы, обучаясь, не замещали другим самого себя. Учитель - не кумир. Кумир не учит. Кумир, отражаясь в наблюдателе, вытесняет его личность. Кумир учит быть только им, и не оставляет следа другой личности в душевном пространстве. Кумиру можно только подражать, быть его внешним отражением, не содержа его внутренних источников.

Обучаясь у других, следует чувствовать, беречь и развивать свой источник самости.

В социальном предвидении наблюдаемая система сложнее наблюдателя.

Мысль о том, что наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, мне приходит всякий раз, как только не сбываются мои социальные предвидения, о которых я всем рассказывал накануне, дабы сделать других людей очевидцами феномена предвосхищения будущего. Когда же кроме меня о предвидении не знает никто, они чаще всего сбываются.

Возможно вербализованное предвидение становится достоянием социального сознания не только благодаря моей способности предвидеть. Вероятно я синхронно отражаю путь информации из подсознания к социальному сознанию, и этот путь информация одновременно проделывает через множество других субъектов благодаря уникальной природе массового предвосхищения будущего.

Если наблюдаемая система более сложна, чем наблюдатель, то есть Я, то она должна содержать в своей структуре помимо элементов, которые есть у наблюдателя, еще что-то, что и делает ее более сложной. В крайнем случае она не может не содержать тех элементов, которые есть у наблюдателя. Я имею ввиду сознание, память, волю и др. психологические структурные элементы. Таким образом, и сам наблюдатель является ее составной частью.

Слово Бог приходит на ум, так как "Он все в себя вбирает и во всем присутствует". По К.Юнгу - коллективное бессознательное. А сознание?

Возьмем категории поменьше. Архетип (или комплекс архетипов) может стоять между наблюдателем и Богом (коллективным бессознательным). Архетип не может принадлежать только генетической памяти, так как он выходит за пределы времени и содержит в себе перспективы (по Юнгу - праформы) развития всего, что им захвачено, охвачено.

Пантеон богов в древнем мире, иерархия святых сущностей в христианстве отражают иерархию архетипов, с которыми возможен диалог наблюдателя. Что не исключает прямых взаимодействий с Общей системой.

Здесь сложно не уйти в богословие, и все же нам надо остаться в теме "наблюдатель более сложной системы".

С позиции науки прошлого века, когда человек мыслился царем природы, покорителем и ее хозяином, такая проблема не могла быть поставлена. Если же человек, при всех его достижениях, все же является частью системы, которую называют природа, космос, биосфера, ноосфера или психосфера, то мы можем признать проблему существования системы, более сложной, чем человек, наблюдатель этой системы. Мы одновременно с этим не можем ей отказать во всем том, что есть у человека, например, самоосознание, мышление, память, воля и другие структурные элементы.

Мысль о космическом человеке (первочеловеке) не нова, с глазом которого, видимо, мы встречаемся в измененных состояниях сознания (ИСС). Первочеловек - модель антропоморфного космоса – Вселенная в образе человека. Духовный первочеловек и первообраз человеческой сущности и Вселенной, небесный человек. Символ универсального существования и образ универсума. Выражает единство микрокосма и макрокосма.

Образ подобного рода был мне лет 10 тому во время аутогенной тренировки.

Космический человек и Я.

Вполне обоснованными кажутся мысли о богочеловеке, о космическом человеке, о том, что человек не результат эволюции биологических видов на Земле, а рабочая модель космического сознания. В таком случае, человек со всеми его мыслями, предвидениями и поступками есть только часть Космического человека, который через человека Земли может вносить коррективы в его отчасти независимую "цивилизацию".

А.А.А., один из моих добровольных помощников в деле доказательства существования интуитивного предвидения, предложил следующее: "Что касается дилеммы: разгласить прогноз – погубить прогноз, скрыть прогноз – прослыть фальсификатором, есть вариант решения. На крупном независимом портале (хоть тот же ЖЖ) открыть страничку и выкладывать там прогнозы в виде запароленных архивов – есть дата создания файла и дата размещения его на сайте, а доступ к содержимому открывать только после реализации прогноза, размещая пароль к соответствующему архиву (хоть в Вашем же дневнике ИСС). Таким образом получаем факт неизменности прогноза при сохранении его тайны".

Диалог с бессознательным

Диалог с бессознательным (трансцендентальная функция по К.Юнгу) - продолжение и развитие диалога сознания, где с одной стороны наше социальное Я, а с другой - совесть, как часть бессознательного и божественного. Диалог с бессознательным - залог развития и душевного здоровья.

Каждый из нас есть наблюдатель собственного внутреннего диалога социального Я с совестью. Каждая из этих ипостасей подпитывается как из сферы социального сознания, так и от бессознательного. А так как в бессознательном есть не только божественное, то питание от него получается для обоих ипостасей.

В религиях диалогичность сознания реализуется в отношениях с Богом. Аутизм - как отсутствие диалога (Г. Назлоян), или когда диалог далеко не с Богом, и его не принимают люди, что влечет за собой тотальный конфликт с социальной средой.

В искусстве диалогичность сознания сохраняется, о чем хорошо писал в свое время М. Бахтин.

Предвосхищение в науке

Научное познание мира возможно только при выдвижении верных гипотез, то есть при верном предвосхищении научного знания, и при его дальнейшем доказательстве. Другими словами, наблюдатель первоначально должен обладать способностью к предвосхищению, прежде чем что-либо верно предположить в науке.

Может ли существовать наука без способности человека к предвосхищению? Нет, не может! Таким образом, основанием науки является выходящая за научный тезаурус категория, категория предвосхищения, которая сама требует конкретизации и доказательства, и ради которого был создан наш Центр предвосхищения.

Заключение

В особенностях наблюдателя кроются потенциалы и пороки человека и познания.

Идеальный наблюдатель должен обладать двумя противоположными качествами: отказ от своего Я и яркая выраженность этого центра субъектности, воплощающегося в лице личности (второе - для самосохранения).

Наблюдатель способен познавать системы, превосходящие его по сложности, тем самым сравниваясь с ними, и одновременно, оставаясь всего лишь их частью.

Предвосхищение будущего способствует познанию настоящего. Познавая будущее в настоящем, мы можем отличить его предвестники в настоящем, тем самым осознав чистое настоящее.

План на будущий текст

Наблюдатель с детства до глубокой старости (с утробы матери, где память отсечена родовой травмой, до послесмертных видений).

Наблюдатель в наук, религии, этике, эстетике, в мистике и духовных практиках, в стрессе и в ИСС.

В общем - наблюдатель в этике, эстетике и гносеологии, в постнеклассической науке.

Словарь понятий

Безоценочность - одна из частей триады К. Роджерса, где двумя другим являются принятие и конгруэнтность. Данная триада ассоциируется с особого типа толерантностью, построенной на принятии человеком как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего подобной толерантностью, напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности. Такая толерантность обнаруживается также в межличностном (точнее, транс-персональном) общении персонифицированной личности, в структуре которой элиминированы персональный и теневой компоненты, тогда как проявления сущности (лика), напротив, предельно выражены.

Данн Джон Уильям (1875 - 1949) - английский философ и авиатор, один из немногих, кто рискнул на себе ставить эксперименты со временем. Результаты их привели его к выводу: "каждому человеку дана во сне толика индивидуальной вечности, которая позволяет ему увидеть ближайшее прошлое и недалекое будущее. Все это сновидец окидывает одним взглядом, точно Бог, наблюдающий за космическим процессом из своей необъятной вечности" (Борхес) - и становится, таким образом, подобен Создателю. Борхес понял Данна глубже, чем тот сам себя понимал. Сам Данн строил свою гипотезу "сериализма", опираясь на теорию относительности Эйнштейна и фрейдовский психоанализ, даже не замечая, что его идеи предвосхитил еще "последний римлянин" Боэций. После Данна много воды утекло. Рассуждения о четырех измерениях, Абсолютном Времени и высшем всеобщем наблюдателе выглядели несколько наивными после работы Шредингера "Расширяющаяся Вселенная". Но попытки Данна погрузиться в мир сновидений и найти путь, ведущий в абсолютную реальность, по-прежнему актуальны и так же будоражат воображение, как эксперименты Грофа или Кастанеды. В культуре начала XX века существовала точка зрения на время, связанная с традицией английского абсолютного идеализма . Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внимания наблюдателя.
Наиболее интересной в плане семиотического рассмотрения проблемы времени является концепция Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста (подробно см. [Руднев 1986]) можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный Наблюдатель, движущийся в Абсолютном Времени, то есть Бог.
Разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. Теория Данна является синтетической по отношению к линейно-эсхатологической и циклической моделям (подробно см. Руднев, 1986). Серийный универсум Данна - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

Космический Человек – гигантская всеобъемлющая фигура, которая персонифицирует и содержит в себе всю вселенную, - является одной из широко распространенных форм представления Самости в мифах и сновидениях. Космическая фигура Пань-гу древних китайцев, например, изображается покрытая листьями, что должно указывать на то, что Космический Человек (или Первочеловек) еще до всякого творения просто существовал подобно растению. Образ Космического Человека появляется во многих мифах и религиозных учениях. Обычно он описывается как несущий помощь и добро. Он появляется в образе Адама, персидского Гайомарта или в образе индийского Пуруши. Иногда его даже описывают как первооснову мира.

Лицо - цельная живая картина явленной сущности Личности.

Мандала (санскр. मण्डल, «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала - это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма - внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

Созерцание - чувственная ступень познания. В идеалистической философской традиции выделяются два основных понимания созерцания, причём оба они непосредственно связаны с понятием интуиции: первое из этих пониманий восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине»; второе понимание развивалось И. Кантом, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Э. Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания: «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). Домарксистский материализм истолковывал познание как созерцание, пассивный процесс восприятия внешнего мира, действующего на органы чувств человека. С точки зрения марксизма познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.

Литература:

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.
Борхес X. Л. Юг. М., 1984 (Библиотека журнала «Иностранная литература»).
Борхес X. Л. Оправдание вечности. М., 1994.
Гамкрелидзе Т. В. Р. О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Материалы международного конгресса «100 лет Р. О. Якобсону». М.,1996.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Даугава, 3, 1992.
Данн Дж. У. Серийное мироздание (фрагмент)//Художественный журнал, 8,1995.
Данн Д. У. Эксперимент со временем / Пер. с англ. Т. Ивлевой. - М.: Аграф, 2000. - 224 с. - (XX век +; Междисциплинарные исследования).
Иванов В. В. Фильм в фильме // Учен. зап. Тартуского ун-та, вып. 637, 1981.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.
Пригожин И. Время. Хаос. Квант. М., 1994.
Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962.
Руднев В. Текст и реальность: Направление времени в культуре //WienerslawistischerAlmanach, 17, 1986.
Руднев В. Серийное мышление//Даугава, 3, 1992.
Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М., 2000.
Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
Alexander A. Space, time and deity. L, 1903.
Bradley F. Appearance and reality. Ox., 1969.
Dunne J. W. The Serial universe. L., 1930.
Clough M. Time.L., 1950.
McTaggart J. Selected writings. L, 1968.

С.Кравченко



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...