Самоанализ нужен ли он. Качественный самоанализ

Самоанализ – это анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей. Изучение человеком самого себя, своего внутреннего мира и глубин своей психики, как бы взгляд изнутри.

На данный момент самоанализ является неотъемлемой частью любой психотерапевтической или психологической работы. Через самоанализ рассматривают разные виды неврозов, психологических травм. Самоанализ используют для выявления травмирующих факторов и событий в жизни индивидуума.

Часто память молчит, но апатия, тоска и общее недовольство жизнью наваливаются все сильнее. Так реагирует психика на чрезмерное событие, справиться с которым и сохранить себя невозможно.

И психика расщепляется: часть чувств, телесных ощущений, мыслей переходит в «замороженное» состояние, а другая – начинает выживать. Но со временем психосоматика проявляется все ярче, а загоняют в глухой угол. Решение не вспоминать, неосознанно принятое в травмирующей ситуации постепенно работает все хуже.

Старые травмы необходимо проработать и вернуться к жизни, и именно здесь на первый план часто выходит самоанализ. В качестве метода терапии он выявляет значение расстройства и ослабляет напряжение.

Применение самоанализа

С помощью самоанализа разбираются причины и следствия, оцениваются действия с точки зрения истины и разума и функции психики начинают налаживаться. Объективная оценка событий, самопознание, истинная оценка собственной личности, не связанная с внутренним принуждением помогает вспомнить, принять и пережить боль.

При самоанализе следует придерживаться определенных правил. Человек должен выражать то, что он чувствует на самом деле, а не то, что обязан чувствовать по традициям или в силу своих стандартов.

Основные задачи, которые стоят перед пациентом:

  • Как можно полнее и искреннее выразить себя.
  • Понять свои бессознательные движущие силы и их влияние на жизнь.
  • Выработать способность менять установки, которые нарушают отношения с собой и окружающим миром.

Главное в самоанализе – внутреннее значение, т.е. осознание всей интенсивности чувства.

Цели

При самоанализе часто возникает чувство сопротивления, требующее проработки и анализа со стороны специалиста, который направит по самому продуктивному пути. Важно осознать, что эти трудности имеют позитивное значение. Временные ухудшения бывают всегда, они связаны с раскрытием вытесненных и подавленных травмирующих ситуаций и обязательно вызывают тревогу.

Именно раскрытие эмоций, чувств и потребностей, ранее скрытых от сознания и является одной из целей самоанализа. Столкновение с правдой о себе не только шокирует, но и освобождает, осознание пугает, но и мобилизует, приводя в активность. Самоанализ – не панацея, но он очень важен в работе с пациентами.

В повседневной жизни самоанализ необходим при реализации себя, необходимости принимать ответственные решения, отстаивать жизненные ценности и неотъемлемые права. В сущности это делает любой искренний человек, обдумывая стоящие за поступками и чувствами внутренние причины. Такой самоанализ не требует особой психологической подготовки, нужно всего лишь желание узнать и понять себя, исследуя свой внутренний мир.

Чего не следует делать при самоанализе?

Самоанализ бесполезен, если состоит из самобичевания, самообвинений или жалости к себе.

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Л.Н.Толстой сказал, что у каждого человека “...постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...” Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно, главное начать. Ведь только сам человек может обнаружить у себя недостатки, которые, при их трезвом анализе, только прибавят ему сил в жизненной борьбе. Недаром говорят, что недоверие к себе - причина большинства наших неудач. С самоанализа начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Казалось бы на первый взгляд, личность это нечто “во мне”, “для меня”, на самом деле личность это “во мне” для других. Ведь о качествах личности - самого себя, окружающих его людей, мы узнаем в общении. Каков он - человек? Каковы его качества: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность, злость и все другие. В русском языке более 15000 слов характеризуют качества, присущие человеку и проявляемые им в общении. Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает знания, глядя на которых приобретает жизненные умения и навыки, совершает действия и поступки, на которых ориентируется в жизненной борьбе.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других, выраженных вербально - словом или невербально: жестом, мимикой, улыбкой, взглядом и т.д. Психологами (А.В.Петровский и его ученики) установлено, что личность в процессе общения постоянно проверяет себя неким эталоном и, в зависимости от результатов проверки, оказывается довольно собой или недовольной. Этот эталон и будет своеобразным идеалом.

Для оценки личности важна так называемая ожидаемая оценка - что о тебе думают окружающие. Как поставить, например, под контроль формирование своего речевого поведения? Во-первых, уместно вспомнить, что характер любого поведения состоит из способности действовать согласно принципам: “Призвать самого себя на собственный, суровый, беспристрастный суд. Следовать ясно и точно, не щадя своего самолюбия, выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз навсегда, буду я с ними мириться или нет”.

Сделать такое может человек мужественный. Значит надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить. Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах. В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования нужно следить за тем, как удается сохранить гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, поступками, повседневными действиями и речью, выражающей их.



Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что подавить. Попробуйте детально “моделировать” свое речевое поведение в различных ситуациях общения. Постарайтесь найти наиболее верные решения, выбрав благородную линию поведения. А.П.Чехов в письме О.Л.Книппер-Чеховой писал: “Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Это действительно так. А.П.Чехов был, по воспоминаниям современников, деликатнейшим в речевом общении человеком.

Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Гете писал, что под каждой могильной плитой лежит всемирная история. Но эта всемирная история живет в языке. Человек бессмертен, пока жива нация, к которой он принадлежит, пока из поколения в поколение передается язык, речь:

Народ - зодчий речи.

Речь - зодчий народа.

Во времени вечном

Речь - наша хранительница.

Задание 20. Прочитайте письмо А.П.Чехова своему брату Николаю. Представьте себя современником братьев Чеховых или русским человеком на пороге XXI века, и с этих позиций оцените жизненные принципы А.П.Чехова, которые, как видим, отражаются в принципах его речевого поведения.

Воспитание чувств

Ты часто жаловался мне, что тебя “не понимают!” На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Жаловался только Христос, но тот говорил не о своем “я”, а о своем учении. Тебя отлично понимают. Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других... По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься каждой копейкой, искренен, ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, надежен, незлопамятен, доверчив. Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Недостаток же у тебя только один. В нем твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это - твоя крайняя невоспитанность. Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, присутствие посторонних.

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не видишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5) Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не говорят: “Меня не понимают”, потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатия пьяного Плевако. Они смеются над фразой: “Я представитель печати”, которая к лицу только Родзевичам и Левенбергам.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином и суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки... Таковы воспитанные. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Самолюбие надо бросить, и то ты уже не маленький... 30 лет скоро! Пора. Жду... Все мы ждем.

Запомните: Коммуникация (лат. communiсatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями. Коммуникация понимается как синоним общения. Коммуникация осуществляется функционированием языка.

Коммуникация - форма общения людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация складывается из коммуникативных (речевых) актов-высказываний, текстов, порождаемых коммуникантами - членами общества в процессе коллективной деятельности.

Коммуникативный (речевой) акт - конкретный процесс говорения, слушания, чтения, письма, в результате которого порождается высказывание, текст.

Высказывание - единица речевого общения, единица сообщения, обладающая смысловой целостностью. Высказывание - законченный в смысловом отношении текст. Минимальное высказывание - единица равновеликая предложению.

Адресант - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве говорящего, пишущего, порождающего речь, автора речи, отправителя информации.

Адресат - лицо, которое участвует в речевом общении в качестве слушающего, читающего, воспринимающего речь, получателя информации.

Задание 21. Прочитайте тексты-тезисы, подготовьтесь к устному ответу, включите в текст ответа дополнительную информацию из информативных справок.

1. Речевая деятельность наряду с другими (трудовой, игровой) - вид человеческой деятельности.

2. Речевая деятельность связана с производством речи - говорением, слушанием (аудированием), чтением, письмом.

3. Речевая деятельность ориентирована, она планируется, реализуется, контролируется.

4. Речевая деятельность реализуется в речевых актах, т.е. целенаправленных речевых действиях, совершаемых человеком в соответствии с правилами речевого поведения.

5. В речевом акте участвует говорящий (адресант) и слушающий (адресат). Чтобы речевой акт произошел, совершился, необходимо, чтобы его участники обладали общими речевыми навыками - владели одним и тем же языком общения, например, русским языком; адекватными знаниями и представлениями об окружающем мире, чтобы адресант мог построить высказывание-текст по законам языка, воздействуя этим высказыванием на адресата, сообщая ему информацию, побуждая, требуя, спрашивая.

6. Основной чертой речевого акта является целенаправленность, намеренность и договоренность, т.е. конвенциальность.

7. Речевые акты разнообразны - это информативные акты, акты-побуждения, требования информации, выражения эмоций, утверждения мнений, истинности, ложности информации.

8. Речь первоначально есть конкретное говорение - слушание, а затем чтение - письмо. Речь - конкретное говорение, протекающее во времени, облеченное в устную форму. Письменная форма речи фиксирует речевые акты пишущего - читающего. Речь фиксируется памятью или письменно.

9. Речь есть воплощение языка, его реализация. Если язык есть орудие общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения. Т.е. речь - это речевое общение. При помощи речи происходит общение между людьми.

10. Речь используется в разных социальных сферах и средах жизни современного общества и выполняет разные функции.

11. В речевом общении могут быть выделены разные цели и задачи: информативные задачи, задачи воздействия речью на адресата; экспрессивные (выражение эмоций в речи), межличностные (регулятивные, регулирующие отношения между говорящим и слушающим), апелляционные (регулирующие эстетическое восприятие мира).

12. В речевом общении речь социально активна, с ее помощью передается информация, происходит воздействие на собеседника, выражаются эмоции, оценки, регулируются отношения друг с другом.

14. Говорящий, пишущий, как адресант речи, может отдавать предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения: официальному, фамильярному (дружескому), почтительному, пренебрежительному и т.д.

15. Адресант может использовать речь для решения целей общения с разным речевым заданием, поэтому речевое поведение составляет существенную характеристику личности - его языковую личность .

Речевое поведение отражено в речевом акте, оно определяется как умение вести себя в соответствии с установленными правилами, оно реализуется в совокупности речевых поступков и действий.

16. Речевое поведение отражено в манере строить речевое общение в соответствии с принятой целью общения: сообщения информации, мнения, приказа, просьбы, совета, обещания, приветствия, жалобы; адекватно передавать информацию, сообщать только истинную информацию, в умении организовывать высказывание-текст в речи ясной, недвусмысленной, последовательной.

17. Речевая этика, речевой этикет общения русских людей проявляется в следовании устойчивым правилам речевого поведения, устойчивым речевым формулам общения, позволяющим установить контакт между говорящими, пишущими, слушающими, читающими.

18. Речевой этикет представлен выбором речевых формул обращения, он связан с национальной спецификой речевого поведения, обычаев, ритуалов. Русскому речевому этикету характерны доброжелательность, вежливость обращения, формы приветствия, благодарности, отказа.

    Вспомните свое детство. Понять свою суть и свои мотивы не всегда легко. Многие мотивы поведения и особенности самовосприятия являются результатом подсознательных побуждений и принципов. Чтобы понять, как именно вы воспринимаете себя, стоит копнуть глубже. Задайте себе следующие вопросы:

    • Прислушивались ли ко мне в детстве или все время критиковали?
    • Со мной разговаривали уважительно или меня игнорировали, критиковали, дразнили?
    • Получал(-а) ли я нужное мне внимание и любовь либо мной пренебрегали?
    • Сталкивался(-лась) ли я с физическим, вербальным или сексуальным насилием?
    • Признавали ли окружающие мои достижения?
    • Спокойно ли окружающие воспринимали мои промахи либо меня за них отчитывали?
    • Ожидали ли окружающие, что я буду идеальным(-ой)?
  1. Наблюдайте за своим настроением. Ведите дневник в течение всего дня. Когда почувствуете, что ваше настроение изменилось, пишите о своих чувствах. Это первый шаг к пониманию того, что пытается вам сказать ваш внутренний голос.

    Записывайте то, о чем вы думаете. Мысль, возникшая до изменений в настроении, является отражением внутреннего голоса. Такие мысли называются автоматическими. Они описывают то, как вы воспринимаете себя, других и окружающий мир. Записывайте эти мысли в течение дня и обращайте внимание на любые закономерности.

    • Автоматические мысли формируются в подсознании, поэтому нередко сформулировать их очень сложно. Подумайте, что заставило вас почувствовать то, что вы чувствуете. Затем задайте себе более сложные вопросы: "Что это говорит обо мне?", "Почему у меня возникло это чувство?"
    • Первые несколько ответов будут поверхностными. Продолжайте задавать себе вопрос "а что еще?" до тех пор, пока не сможете рассмотреть более глубокие автоматические мысли.
    • К примеру, если коллега сказала что-то, что вас разозлило, вы можете зафиксировать ситуацию так: "Маша сказала, что я сделала это неправильно. Это разозлило меня. Она пыталась выставить меня некомпетентной". Если после этого несколько раз задать себе вопрос "а что еще?", вероятно, вы дойдете до мысли, которая раньше не приходила вам в голову: "Возможно, я справляюсь с этой задачей хуже других".
  2. Проанализируйте закономерности в своих мыслях. Когда вы зафиксируете несколько автоматических мыслей, вы наверняка обнаружите в них закономерность. Подумайте, какая глубинная причина вызывает эти мысли. Эти мысли полезны либо они негативны и оказывают разрушающее воздействие на вас? Нередко из-за негативных мыслей возникают следующие закономерности:

    • Все или ничего. Человек считает, что одна ошибка означает полное поражение. К примеру, если вы ошибетесь на работе один раз, вы можете решить, что вы не способны выполнять свою работу.
    • Отказ видеть позитивное. Человек отказывается видеть или забывает о хорошем и фокусируется только на плохом. К примеру, человек может зациклиться на одной ошибке в тесте, хотя на все остальные вопросы дал верный ответ.
    • Поспешные выводы. Человек делает выводы, не зная всех фактов. Например, вы заметили, что ваш друг на парковке развернулся и побежал в другую сторону. Вы можете решить, что он не хочет с вами встречаться, хотя на самом деле он опаздывал на встречу и не видел вас.
    • Навешивание ярлыков. Человек обобщает информацию, не пытаясь разобраться в ситуации. К примеру, человек думает про себя "я плохой человек", вместо того чтобы сказать себе, что он мог поступить в этой ситуации иначе.
  3. Подумайте, является ли ваша самооценка здоровой. Человек со здоровой самооценкой считает, что он имеет вес в обществе и достоинство. Человек с низкой самооценкой не уверен в себе и постоянно ищет одобрения и признания окружающих. Если вас постоянно посещают негативные мысли, у вас может быть заниженная самооценка. Низкая самооценка негативно влияет на восприятие себя, поэтому крайне важно проводить сознательную работу над отношением к себе. Если вы не уверены, можно ли считать вашу самооценку заниженной, подумайте, знакомы ли вам три "лица" низкой самооценки:

    • Жертва. Человек чувствует себя беспомощным и ждет, что ему кто-нибудь поможет. Страх неудач он прячет под жалостью или равнодушием к себе. Человек не уверен в себе, не проявляет всех своих талантов, а его самооценка сильно зависит от мнения других.
    • Самозванец. Человек ведет себя так, как будто он счастлив и все у него хорошо, когда на самом деле он боится неудачи. Такому человеку всегда нужно добиваться успеха, чтобы чувствовать себя счастливым, что нередко приводит к перфекционизму, стремлению превосходить других и эмоциональному выгоранию.
    • Бунтарь. Человек пытается принизить значимость других, особенно тех, кто является авторитетом. Он испытывает злость из-за того, что он недостаточно хорош, и старается делать все возможное, чтобы критика других не задевала его. Это может приводить к перекладыванию ответственности за свои проблемы на других или желанию противостоять людям, которые имеют какую-либо власть.

    Как определить свой тип личности

    1. Возьмите лист бумаги и положите перед собой. Разверните бумагу горизонтально, то есть так, чтобы длинная сторона оказалась перед вами. Найдите твердую поверхность, на которой вам будет удобно писать.

      Проведите пять вертикальный линий. Они должны располагаться на равном расстоянии друг от друга. Вам нужно будет писать в полученных колонках, поэтому убедитесь, что везде будет достаточно места.

      Озаглавьте колонки. Напишите вверху колонок "экстраверсия", "эмоциональность", "добросовестность", "доброжелательность" и "открытость". Эти термины описывают пять ключевых факторов личности, которые также называются большой пятеркой. Большинство исследователей сходятся в том, что эти пять факторов характеризуют личность и крайне важны в любых межличностных взаимодействиях.

      • Помните, что эти черты не описывают типы личности, а позволяют оценить степень развитости определенных качеств в человеке. К примеру, у одного человека может быть много доброжелательности, но мало экстраверсии (общительности). Такой человек не будет общительным, однако относиться к окружающим он будет хорошо.
      • Эмоциональность еще называют невротизмом. Противоположностью невротизма является эмоциональная стабильность.
      • Вместо термина "открытость" иногда используют термин "интеллект". Эти термины взаимозаменяемы.
    2. Решите, насколько у вас развиты эти пять черт личности. Как правило, каждая из черт может быть развита или сильно, или слабо. Обдумайте каждую из характеристик. Напишите "сильно" или "слабо" в соответствующие колонки. Ниже мы приводим описание всех черт личности, чтобы вам было проще проанализировать эти качества в себе:

      • Экстраверсия описывает явный интерес к другим людям и внешним событиям. Люди, у которых это качество ярко выражено, уверены в себе и стремятся исследовать новые территории. Если экстраверсия развита слабо, человек считается интровертом и предпочитает уединение и тишину.
      • Эмоциональность (или невротизм) описывает степень тревожности и возбудимости. Люди с высокой степенью эмоциональности ярче переживают негативные эмоции. Если вы много переживаете и нервничаете, ставьте в этой колонке значение "сильно".
      • Открытость означает желание человека адаптироваться к ситуации при появлении новой информации. Если вы открыты, вы готовы к новому и не любите условности. Если у вас открытость развита слабо, вам ближе традиционные подходы и вы не любите отклоняться от привычного образа мышления.
      • Добросовестность описывает готовность человека учитывать потребности других людей при принятии решений. Она также связана со способностью контролировать себя. Если у вас это качество развито сильно, вы дисциплинированы, организованны и способны работать самостоятельно. Если это качество развито слабо, вы склонны поддаваться сиюминутным желаниям и предпочитаете переменчивую и непостоянную среду.
      • Доброжелательность означает степень совместимости человека с другими. Она также отражает то, какое значение для человека имеют другие люди. Если у вас хорошо развита эта черта, вы способны к эмпатии и понимаете других людей. Вас часто называют приятным человеком с доброй душой. Если этого качества вам не хватает, вы не полагаетесь на эмоции, принимая решение. У этого качества есть гендерные отличия: женщинам свойственна более высокая степень развития этого качества, а мужчинам - более низкая.
    3. Подумайте, какое влияние эти черты характера оказывают на вашу личность. Люди стремятся к поведению и среде, которые наиболее подходят их личности. Самоанализ позволит вам понять, почему вы ведете себя так, как привыкли.

      • Каждое качество может быть выражено сильно или слабо. Существует 45 разных сочетаний этих качеств, где каждое из них развито в разной степени.

    Как оценить свою работу

    1. Выберите удобное время. Выделите не меньше часа на оценку своей работы. Вам нужно будет подумать о своих привычках, целях, навыках и успехах в целом. За час вы сможете перечитать свои записи и изучить другую информацию, которая позволит вам оценить проделанную работу.

      Составьте список всех своих достижений на работе за последний год. Не бойтесь перечислить все, что вы сделали. Можно даже гордиться собой. Основная цель этого задания - выявить свои достижения. Вспомните все проекты, над которыми вы трудились, все дополнительные обязанности и пользу, которую вы принесли организации. По возможности приводите конкретные примеры.

      • Чтобы вспомнить все, что вам удалось сделать, попробуйте перечитать письма в электронной почте.
      • Если вы регулярно фиксируете результаты своего труда (к примеру, вносите данные в компьютер или в журнал), перечитайте все последние записи.
      • Задавайте себе вопросы, которые помогут вам оценить свою работу. Например: "Способствовал ли мой труд реализации миссии компании?", "Каким образом я проявлял(-ла) себя в качестве лидера?"
    2. Если вам сложно описать свои достижения, попробуйте использовать методику STAR. Эта методика позволяет выявить ситуации, которые дают фирме возможность получить выгоду. Используйте эту методику столько раз, сколько потребуется, и вам удастся составить список своих достижений. Суть методики STAR заключается в следующем:

      • Опишите ситуацию (S - situation, ситуация): вспомните ситуацию, в которой вам удалось проявить себя.
      • Опишите задачу (T - task, задача): объясните, какой была ваша задача и что вам нужно было делать.
      • Опишите действие (A - action, действие): объясните, что вы сделали, чтобы выполнить задачу.
      • Опишите результат (R - result, результат): объясните, какой результат вам удалось получить.
    3. Составьте список сфер, в которых вам хотелось бы улучшить свои показатели. Проводя самоанализ, важно вспоминать не только достижения, но и сферы, требующие работы. Подумайте, где вы могли бы проявить себя лучше, и вспомните моменты, когда вам не удалось достичь своей цели. Анализируя неудачи, вы сможете дать более объективную оценку своему труду.

      • Хотя сейчас вы вспоминаете успехи и неудачи в контексте самоанализа, вам может быть полезно попросить руководителя честно оценить вашу работу в последнее время.
    4. Составьте список из 5–6 целей, которых бы вы хотели достичь в следующем году. Теперь вам стоит составить план и сосредоточиться на вещах, которые помогут вам стать лучше. Цели должны соответствовать задачам вашей компании.

    Как оценить уровень стресса

      Вспомните недавние перемены в жизни. Перемены могут быть как положительными (свадьба, рождение ребенка, повышение на работе), так и отрицательными (развод, потеря работы). Помните, что любые изменения могут вызывать стресс, поскольку они требуют адаптации к новым условиям. Подумайте, что изменилось за последние шесть месяцев и как это может влиять на ваше эмоциональное состояние.

      Подумайте о своих ценностях. Если ваши действия противоречат вашим принципам, возможно, это вызывает стресс. Например, если для вас очень важны амбициозность и соревновательность, но вы вынуждены зарабатывать на жизнь бесперспективной работой, вы будете испытывать стресс, потому что то, как вы живете сейчас, не соответствует вашим ценностям. Стресс и недовольство могут возникать тогда, когда принципы и ценности расходятся с действительностью. Чтобы понять, влияет ли это несоответствие на ваше эмоциональное состояние, задайте себе несколько вопросов:

      • Какие ценности имеют для меня особое значение? Доброта? Честность? Успех? Семья?
      • Соответствует ли мое поведение этим ценностям? Предположим, вам важно проводить время с семьей. Удается ли вам это или этому мешают другие занятия?
      • Вступают ли ваши отношения, работа, дружеские связи и другие сферы жизни в конфликт с вашими ценностями? Вернемся к примеру выше. Мешает ли вам работа проводить больше времени с семьей?
    1. Проанализируйте свое окружение. То, где вы живете и проводите большую часть своего времени, может быть фактором, вызывающим стресс. Если вас окружают толпы людей, преступность, шум, грязь и мусор или другие неприятные вещи, вы будете нервничать. Подумайте, как сильно ваше окружение влияет на ваше эмоциональное состояние.

      Проанализируйте свои личные проблемы и отношения. Личные проблемы и социальные факторы могут оказывать влияние на уровень стресса. Учтите следующие сферы и то, как они влияют на ваше эмоциональное состояние:

      • Деньги. Хватает ли вам денег на базовые расходы (жилье, еда, одежда, транспорт)?
      • Семья. Есть ли у вас проблемы с супругом(-ой) или детьми? Ухаживаете ли вы за пожилыми родственниками?
      • Здоровье. Все ли в порядке со здоровьем у вас и ваших близких?
    2. Проанализируйте то, как вы спите. Нехватка сна может сказываться на многих сферах жизни, что повышает уровень стресса. Записывайте, сколько часов вы спите каждую ночь. Хотя потребность в сне индивидуальна, если вы спите меньше 6–8 часов в сутки, это может негативно сказываться на многих сферах вашей жизни. В результате уровень стресса будет повышаться. Нехватка сна может вызывать следующие проблемы:

      • мыслительные процессы замедляются, способность усваивать новое ухудшается;
      • возрастает количество ошибок и накладок;
      • возникают проблемы со здоровьем, включая повышение риска развития диабета и преждевременной смерти;
      • усиливается депрессия и забывчивость;
      • снижается либидо;
      • начинается преждевременное старение, вес растет;
      • ухудшается способность принимать взвешенные решения.
    3. Найдите психотерапевта, который специализируется на психологических травмах, если вы пережили травму. Если во время самоанализа вам станет понятно, что вам нужно разобраться с травмирующими событиями прошлого, вам потребуется психотерапевт, который специализируется на психологических травмах. Проработка событий прошлого требует усилий и достаточного количество времени, и специалист поможет вам в этом процессе.

      Найдите специалиста, с которым вам будет комфортно. Есть много способов найти психотерапевта: в интернете, по рекомендациям друзей или врача либо в различных медицинских центрах. Важно понимать, что психотерапия - это определенные отношения, и вам должно быть комфортно работать со специалистом. Вам не всегда будет легко говорить о том, что вас беспокоит, однако у вас должно быть ощущение, что психотерапевт сможет вас поддержать. Если после пары сеансов вы не почувствуете, что вам нравится работать с этим человеком, попробуйте найти другого психотерапевта.

    4. Знайте, какие специалисты могут помочь вам. Психологическую помощь могут оказывать не только психиатры и психотерапевты. Есть и другие специалисты, поэтому вам стоит изучить все варианты. Ниже мы приводим список специалистов, которые могут работать с психологическими проблемами:

      • Психиатры - это врачи, которые могут назначать лечение. Они ставят диагноз, выписывают препараты и могут использовать методы психотерапии. Поскольку их знания обычно охватывают много сфер, их услуги стоят больших денег, однако работа с ними показана людям с серьезными психическими заболеваниями.
      • Психотерапевты - это специалисты с дипломом о высшем образовании в сфере психологии. Они могут ставить диагноз и проводить сеансы психотерапии. Они также могут выписывать некоторые препараты.
      • Клинические социальные работники - это люди, которые имеют диплом о высшем образовании и занимаются социальной работой. Они могут проводить психотерапию и помогают с поиском подходящих специалистов.
      • Психиатрические медсестры - это медицинские сотрудники, которые выполняют диагностико-терапевтические функции и могут оказывать психологическую помощь.
      • Психотерапевты в области брака и семейных отношений имеют диплом в сфере семейной психологии. Они могут проводить психотерапию, но не могут выписывать препараты.
    • Важно регулярно проводить самоанализ, чтобы честно оценивать свои сильные и слабые стороны. Самоанализ позволит вам ставить перед собой более правильные и полезные цели. Кроме того, вы будете лучше понимать, в чем заключаются ваши ключевые ценности и убеждения. Благодаря этому вам будет проще жить насыщенной жизнью и придерживаться своих принципов.
    • Самоанализ может выявить ряд проблемных мест. Это нормально. Важно признать свои слабые места, чтобы иметь возможность развиваться дальше.
    • Самоанализ - это средство познания себя. Не используйте самоанализ для перекладывания ответственности на других.
    • Существуют специальные онлайн-тесты, которые позволяют лучше разобраться в пяти ключевых факторах личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный политехнический университет"

на тему: « Психологический с амоанализ ли чности»

По дисциплине «Психология и педагогика»

Иваново 2013

Введение

1. Тест «Ведущее полушарие мозга»

2. Тест «Акцентуация характера»

3. Тест «Определение темперамента»

4. Тест «Автопортрет»

5. Тест «Дом-дерево-человек»

6. Тест «Несуществующее животное»

Заключение

Введение

Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики. Всегда считалось, что для лучшего понимания других людей, прежде всего, необходимо познать себя. Самоанализ может дать человеку возможность более полной самореализации, раскрытия его внутреннего потенциала. Однако, несмотря на то, что многие люди могут с пользой анализировать себя, процесс самоанализа никогда нельзя считать завершенным, поскольку нельзя считать завершенным процесс развития человека в какой-то момент его жизни, - человек постоянно меняется под влиянием самых разных обстоятельств. Что бы провести самоанализ личности необходимо пройти несколько тестов, которые дадут полную картину личности человека.

1. Тест «Ведущее полушарие мозга»

Ученые установили, что если из двух полушарий ведущим является правое полушарие мозга, то у человека преобладает эмоциональная сфера. Если ведущим оказывается левое полушарие, то у человека аналитический склад ума преобладает над эмоциональностью. С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления -- абстрактно - логическое и пространственно - образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи). Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия). Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта). Предлагаемый тест позволяет выявить ведущее полушарие с помощью простых, объективных методов. Ведущее полушарие является признаком врожденным и, как правило, не меняется до конца жизни. Но нужно учитывать, что при сильном волнении ведущие полушария могут меняться: левое на правое и наоборот. При прохождении теста мы выявили, что у меня ведущее полушарие мозга - левое.

Вывод: Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление. Оно доминирует при выполнении следующих функций:

· обработке вербальной информации:

· оно отвечает за ваши языковые способности контролирует речь, а также способности к чтению и письму; оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

· аналитическом мышлении:

· левое полушарие отвечает за логику и анализ, именно оно анализирует все факты, числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

· последовательной обработке информации:

· информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

· когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Хорошоадаптирующийся тип поведения к самым разным обстоятельствам. Эмоционален, но недостаточно настойчив (проявляется в важных вопросах жизни - брак, образование и т.п.), подвержен влиянию других. Легко сходится с другими типами характеров.

2. Тест «Акцентуация характера»

Изучение характера человека является важной составной частью психологии. Характер человека -- это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: Гипертимный тип. Заметной особенностью гипертимного типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности. Эмоциональный тип. Главной особенностью эмотивной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Все эти особенности, как правило, видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»). Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность но поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах. Демонстративный тип. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается плодом фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий. Дистимичный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это -- пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. Застревающий тип. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным. Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом. Любят свое производство, привычную работу, добросовестны в быту. Циклотимный тип. Важнейшей особенностью циклотимного типа является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. В гипертимной фазе поведения радостные события вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика. Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще. Экзальтированный тип. Главной чертой экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта. При этом внутренняя впечатлительность и склонность к переживаниям находят в их поведении внешнее выражение. Ниже приводятся некоторые данные о связи различных типов акцентуации личности с делинквентным поведением. психологический самоанализ личность темперамент

Рассмотрим таблицу в которой представлены акцентуации личности и характера в баллах.

Гипертимность - 18 баллов.

Эмоциональность - 15 баллов.

Тревожность - 6 баллов.

Демонстративность - 12 баллов.

Дистимичность - 0 баллов.

Застревание - 10 баллов.

Педантичность - 8 баллов.

Циклотимность - 15 баллов.

Возбудимость - 9 баллов.

Экзальтированность - 18 баллов.

Вывод : По данной таблице можно заметить, что имеют место следующие ярко выраженные акцентуации характера, это гипертимный тип характера, эмоциональность, циклотимность, экзальтированность. Среди акцентуаций характера наиболее ярко выражен экзальтированный и гипертимный тип. Этому типу присуще высокая контактность, низкая конфликтность, ярко выраженные эмоции и повышенная отвлекаемость на внешние события или объекты. Эти акцентуации характера почти полностью совпадают и с экзальтированным типом акцентуации характера, дополнить можно только данный свойства высокой дипломатичностью в построении отношений с окружающими.

3. Тест «Определение темперамента»

К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям.

Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежание возможного стресса. Мы прошли тест подсчитали свои результаты: Экстраверсия - 14 баллов (11-14 амбивер - общаетесь когда вам это нужно). Невротизм - 15 баллов (эмоциональная впечатлительность). С помощью графика определили каким типом темперамента мы обладаем.

Вывод: В данном тесте мы определили, что мой тип темпераметра - холерик. Холерики легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Характерные черты есть и у холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке есть что-то вызывающее.

4. Тест «Автопортрет»

Данный тест может быть полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности. Целью теста является выявление индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки. В виде примера рассмотрим мой рисунок № 1.Реалистическое изображение -- выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.Изображение позы или движения -- человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

Таблица. Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 - самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре - адекватная

2 - интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова - интеллектуальная и социальная адекватность.

3 - контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея - адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями.

4 - местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище - равновесие потребностей и влечений.

5 - чувствительность к критике, общественному мнению

6 - тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 перерисовка и стирание

6.3 руки прижаты к телу

7 - страхи

7.1 обведение контура

8 - агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

9 - выраженная защита

9.1 руки за спиной или в карманах

10 - демонстративность

10.1 длинные ресницы

10.2 волосам уделено много внимания

10.3 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

10.4 макияж и украшения

5. Тест «Дом-дерево-человек»

Цель методики - оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Стена: контуры линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль. Двери . Их отсутствие - субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Цвет коричневый - для стен. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов.

Выбор цвета . Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет пурпурный -- сильная потребность власти.

Общий вид . Помещение рисунка на краю листа -- главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона -- будущее, левая -- прошлое;

б) указывающая на специфику переживаний: левая сторона -- эмоциональные, правая -- интеллектуальные.

Перспектива . Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) -- чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка . Размещение рисунка на правой половине листа -- склонность субъекта искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем. Контуры очень прямые -- ригидность.

«Человек»

Голова . Голова -- сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая -- неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Шея -- орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Плечи, их размер -- признак физической силы или потребности во власти. Туловище -- мужественность.

Лицо . Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов -- сенсорный контакт с действительностью. Длинные ресницы -- кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Ноздри -- примитивная агрессия. Волосы -- признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней). Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, -- субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности. Руки -- орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях. Руки за спиной -- нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. Руки расслабленные и гибкие -- хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки за спиной или в карманах -- чувство вины, неуверенность в себе. Пальцы одномерные, обведены петлей -- сознательные усилия против агрессивного чувства. Ступни -- признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Поза. Человек в плавном легком шаге -- хорошая приспособляемость. Куклы -- уступчивость, переживание доминирования окружения.

Фон. Окружение. Линия основы (земли) -- незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества.

Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка -- сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы -- зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров -- грубость, черствость. Энергичные, уверенные штрихи -- настойчивость, безопасность. Зубчатые, неровные линии -- дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии -- амбиции, рвение. Сильный нажим -- энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии -- недостаток энергии. Легкий нажим -- низкие энергетические ресурсы, скованность.

Длина штрихов. Ритмичная штриховка -- чувствительность, сочувствие, раскованность. Горизонтальные штрихи -- подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Ориентация в задании. Упорное рисование, несмотря на трудности, -- хороший прогноз, энергичность.

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево -- символ стоящего человека).

Корни -- коллектив, бессознательное.

Ствол -- импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви -- пассивность или противостояние жизни.

Форма листвы.

Ветви вверх -- энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны -- поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему. Листья-петельки -- предпочтительное использование свого обаяния.

Ствол.

Ствол, изображенный линиями с нажимом, -- решительность, активность, продуктивность. Открытый и связанный с листвой ствол -- хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Лист, использованный целиком, -- хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей): 1/4 -- способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия.

Манера изображения.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа -- независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля.

Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа -- спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

6. Тест « Н есуществующее животное»

Проективная методика исследования личности. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. В виде примера рассмотрим мой рисунок № 3.

Положение рисунка на листе. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств--уши, рот, глаза. Значение детали «уши» -- прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.Рот с зубами -- вербальная агрессия, в большинстве случаев -- защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Ресницы -- истероидно - демонстративные манеры поведения. Ресницы--также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.Шерсть -- чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры. К ней относятся (ноги, лапы, иногда -- постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе -- это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части -- конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -- своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции -- судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо -- отношение к своим действиям и поведению.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей -- только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, -- или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае --экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии -- слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий -- жирная с нажимом -- не является полярным: это не энергия, а тревожность.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное -- представитель самого рисующего.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим -- кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант -- словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое -- рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе -- демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) -- при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.)

Заключение

Личность, способная к самоанализу, получает многие психологические выгоды. Их можно обобщенно представить как возрастание внутренней силы и, следовательно, уверенности в себе. Каждый успешно проведенный самоанализ повышает уверенность личности в себе. Кроме того, происходит освоение личностного пространства исключительно благодаря собственной инициативе и настойчивости. Эффект, достигаемый при самоанализе, проявляется и в других сферах жизни, что свидетельствует о наличии возможности формирования алгоритма самоанализа. В ходе работы было выяснено, что характер человека является его неотъемлемой частью. От его особенностей зависит поведение человека по отношению к себе и к работе. Не только характер влияет на деятельность человека, но и сама эта деятельность может формировать характер индивида.Многообразие черт характера проявляется как в качественном, так и в количественном выражении. Даже люди, обладающие одинаковыми чертами характера (например, доброта, щедрость, отзывчивость и т.д.), обладают ими в разной степени. При достижении количественной выраженности той или иной черты характера предельных величин возникает так называемая акцентуация характера, которая трактуется как крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. К. Леонгард выделяет десять таких акцентуаций (по некоторым авторам двенадцать) и предлагает использовать разработанный им тест для их выявления.Мне эта работа дала представление о том, что включает в себя понятие характер, какие типы характеров бывают, и чем они отличаются друг от друга.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие характера как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Типология характеров. Основные типы акцентуаций характеров.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Что такое характер. Психотипы как фактор конфликтного поведения. Влияние темперамента на поведение человека. Разнообразие и особенности типов характеров. Зависимость между темпераментом, характером и поведением человека, психологические акцентуации.

    реферат , добавлен 04.10.2009

    Сущность понятия характер и особенности его формирования. Содержание, типы и черты характера, его структура. Возрастные, национально-психологические особенности и полоролевые (гендерные) различия характера. Основные типы акцентуаций характера личности.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Психологическая теория Фрейда. Структура личности. Защитные механизмы личности. Аналитическая психология Юнга. Архетип коллективного бессознательного. Психологические типы личности. Трансакционный анализ Берна. Структурный анализ.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2003

    Психологические свойства и особенности личности, как элементы ее психологической структуры. Психофизиологические детерминанты индивидуальности, темперамента, характера, эмоциональной сферы. Конституциональные типологии психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2011

    Определение характера как социально сформированной поведенческой схемы личности. Темперамент как физиологическая основа поведения индивида. Уровень нравственности и самоусовершенствования человека. Национальные особенности характера и его акцентуация.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Психологические характеристики личности преступника. Типология личности преступника: насильственный и корыстный типы. Психологические особенности преступников-профессионалов, неосторожных преступников. Психология несовершеннолетних правонарушителей.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2008

    Группы личностей с точки зрения их психологических особенностей. Сущность теории акцентуации немецкого психиатра Карла Леонгарда, роль их распознания в положительном развитии личности. Параметры патологических характеров и типы расстройств личности.

    реферат , добавлен 15.12.2009

    Типы темперамента и психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Формирование характера на базе темперамента. Понятие, типы и акцентуация характера, классификация черт характера. Интегральная характеристика индивидуальности.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Понятие личности как совокупности индивидуальных, социальных и психологических качеств. Свойства и черты личности. ее поведение. Психологические различия между мужчинами и женщинами. Суть теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, Г. Айзенка и К.К. Платонова.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...