Сообщение на тему жизнь крылова. Сочинение «Начало литературной деятельности Крылова

Художественный мир Крылова Жизнь и творческий путь Крылова Мировоззренческие истоки реализма Крылова Поэтика Крыловской басни Общенациональное содержание басен Крылова

Художественный мир Крылова

крылов басня афористический художественный

«Выбравши себе самую незаметную и узкую тропу, шёл он по ней почти без шума, пока не перерос других, как крепкий дуб перерастает всю рощу, вначале его скрывавшую. Этот поэт — Крылов. Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку — и в сей басне умел сделаться народным поэтом. Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, который крепок русский человек, ум выводов, так называемый задний ум. Пословица не есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведённый итог делу, отстой, уже перебродивших и кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон его, а не из одной… Отсюда-то и ведёт своё происхождение Крылов. Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа» — так определил существо дарования Крылова Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

Путь Крылова в русскую литературу был, куда боле тернист, чем у Карамзина или Жуковского, выходцев из родовитых и обеспеченных дворянских семей. В отличие от них Крылов не получил систематического образования. Но неблагоприятные условия жизни в известном смысле, оказались полезными для его литературной деятельности: они уберегли Крылова от неумеренного влияния иностранного образования, которое разобщало культурное сословие русского общества с народной средой.

Ж изнь и творческий путь Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве и происходил из «обер-офицерских детей», отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место своего жительства. Когда родился баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург. В «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкин отмечал: «К счастью, в крепости (Яицкой) находился капитан Крылов, человек решительный и благородный. Он в первую минуту беспорядка принял начальство над гарнизоном и сделал нужные распоряжения». Потерпев неудачу, «Пугачев скрежетал. Он поклялся повесить не только… Крылова, но и все семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом, обречен был смерти и четырехлетний ребенок, впоследствии славный Крылов». Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми: семья Мироновых из «Капитанской дочки» Пушкина в чем-то напоминает их. По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От Андрея Прохоровича Иван Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, собранными отцом. При всей бедности это был все-таки человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.

Но получить систематическое образование Крылову не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом -- переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое будущему баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством. Своим для наблюдательного и восприимчивого мальчика стал быт провинциального городка. По воспоминаниям современников, Крылов в отроческие годы «с особенным удовольствием посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов».

По просьбе матери, «из милости», тверской помещик Львов пустил Ивана Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по-видимому, Крылов приобрел первую страсть к литературному творчеству. Пятнадцатилетним мальчиком он написал комическую оперу в стихах и прозе «Кофейница» (1782--1784), получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1782 году семья Крыловых перебирается в Петербург: мать хлопочет о пенсии, а старший сын Иван с трудом находит себе службу в казенной палате с нищенским жалованьем. Упорный Крылов занимается самообразованием, завязывает знакомства в литературных и театральных кругах, пишет одну за другой трагедии, комедии, комические оперы -- «Клеопатра», «Филомела», «Бедная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники», «Американцы» и т. д.

Огорченный неудачами, он порывает с театром и пробует свои силы на поприще журналистики как писатель-сатирик. В 1789 году он издает сатирический журнал «Почта духов», в котором высмеивает французоманию, обличает казнокрадство и плутовство, притеснения крепостных, неправду в судах. Журнал напоминает сатирический сборник, в котором живущие среди людей невидимые «духи» ведут переписку с волшебником Маликульмульком. Вот, например, один из «духов» проникает в набитую просителями переднюю богатого вельможи. Он обращает внимание на бедного, тяжело вздыхающего человека. «Я вздыхаю, сударь, о том, что у меня оторвали ногу, а не голову: я бы вечно не знал, что такое есть прихожая знатных». Солдат суворовских походов с горечью говорит о вельможе: «Я верю, что его похвала прекрасна и красноречива, но верю также, что я со временем, к его славе и к чести моего отечества, умру в этой прихожей с голоду». И когда в приемной появляется «убранный великолепно» вельможа, он «очень учтиво кланяется на все стороны» -- и благосклонно принимает прошения от богатых просителей, причем «дух» замечает, «что многие просительные письма были довольно толсто свернуты и такие принимались с большей благосклонностью». Эта сатирическая зарисовка предвосхищает гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине» из «Мертвых душ». Естественно, что такой журнал не мог существовать долго, он был на подозрении у цензоров, и уже в августе 1789 года Крылов вынужден его издание прервать.

В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» -- злую сатиру на крепостников. Этот дедушка, «разумнейший помещик», с «неустрашимостью гоняясь за зайцем, свернулся в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею лошадью прямо по-братски». Дедушка имел тысячу других дарований, «приличных и необходимых нашему брату дворянину: он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов выработают в год».

В «восточной повести» «Каиб» просвещенный калиф ничего не предпринимал без согласия своего дивана (государственного совета). Он был миролюбив и для избегания споров начинал свои речи так: «Господа! я хочу того-то; кто имеет на это возражение, тот может свободно его объявить: в ту же минуту получит он пятьсот ударов по пятам, а после мы рассмотрим его голос». Таким удачным предисловием поддерживал он совершенное согласие между собой и советом и придавал своим мнениям такую вероятность, что разумнейшие из дивана удивлялись их премудрости".

Каиб был поклонником сентиментальной поэзии, идиллических пастушков и пастушек. Совершая путешествие по своему государству, «увидел он на берегу речки запачканное творение, загорелое от солнца, заметанное грязью. Калиф, было, усомнился: человек ли это; но по босым ногам и по бороде скоро в том уверился…

Скажи, мой друг,-- спрашивал его калиф,-- где здесь счастливый пастух этого стада? -- «Это я,-- отвечало творение и в то же время размачивало в ручейке корку хлеба, чтобы легче было ее разжевать…»

В мае 1792 года, на пятом месяце издания журнала, по приказу Екатерины II в типографии Крылова был произведен обыск. «Зритель», разумеется, запретили, Крылов попытался взамен издавать журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», но уже к середине 1793 года пришлось отказаться от этой затеи. Он бросил все и уехал из Петербурга на долгие годы.

Весь период царствования Павла Крылов живет в провинции.

Одно время он занимает должность секретаря при опальном вельможе князе С. Ф. Голицыне. Для домашнего театра в его имении он сочиняет «шутотрагедию» «Трумф, или Подщипа» -- злую пародию на трагедии писателей-классицистов и такую едкую сатиру на правительственные верхи, что в России это произведение стало возможным опубликовать только после революции.

С воцарением Александра I Крылов появляется в Петербурге.

Он снова пробует силы на драматургическом поприще, и на сей раз с успехом. Его комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807) срывают аплодисменты у театральной публики. Крылов высмеивает в комедиях французоманию дворянского общества, его равнодушие к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн этот вопрос приобрел почти политическую остроту. В финале комедии «Урок дочкам» патриархальный дворянин Велькаров говорит своим обезумевшим от галломании девицам: «Два года, три года, десять лет, останусь здесь в деревне, пока не бросите вы все вздоры, которыми набила вам голову ваша любезная мадам Григри, пока не отвыкнете вы восхищаться всем, что только носит нерусское имя, пока не научитесь скромности, вежливости и кротости, о которых, видно, мадам Григри вам совсем не толковала, и пока в глупом своем чванстве не перестанете морщиться от русского языка». В преддверии 1812 года такие слова «под занавес» завершались в театре бурными рукоплесканиями.

В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой -- «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются еще восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя.

Мировоззре нческие истоки реализма Крылова

К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии XVIII века и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники», «Червонец», «Крестьянин и Лошадь» и др.

Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверие в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад («Сочинитель и Разбойник»). Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В басне этой утверждается ответственное отношение писателя к своему художественному слову -- тема, проходящая через всю классическую литературу XIX века. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип. Это был Вольтер, один из ведущих французских просветителей, идеологически подготовивший Великую французскую революцию в конце XVIII века. Этой революции Крылов не принял, а вместе с тем усомнился и в исторической плодотворности самого просветительства с его атеизмом и верой в разум, в добрую природу человека, с его нигилистическим отрицанием современного общественного порядка, обвиняемого в развращении, в подавлении этой доброй человеческой природы. Самонадеянный и дерзкий разум просветителей ставится под прицел Крылова в басне «Водолазы». Некий царь засомневался в пользе разума: гнать ученых из своего царства или нет? Собранный им государственный совет не мог решить такой вопрос: одни считали -- «не ученье тьма», «другие утверждали, что люди от наук лишь только хуже стали». Тогда царь призвал «разумников», назначил им большое жалованье и о науках спор им предложил на суд. Начались бесконечные словопрения «разумников», потому что «в голосах разлад для них был настоящий клад, и, если бы им волю дали, они б доныне толковали да жалованье брали». Сомнения царя разрешил не государственный чиновник, не ученый-«разумник», а Пустынник, Божий человек. И разрешил он их не рассудком, не логическим разумом, а мудрой притчей о трех братьях, решивших добывать жемчуг в море. Один брат, ленивый, предпочитал скитаться по берегу и ждать, когда жемчужину выбросит волна. Другой избрал глубину по своей силе, нырял и поднимал жемчуг со дна. Он жил, «всечасно богатея». А третий с алчностью к сокровищам хотел достать морское дно на самой глубине, кинулся в пучину и заплатил за свою дерзость жизнью.

Истинная мудрость, по Крылову, открывается не дерзкому разуму, а художественному, образному мышлению, с большей полнотой отражающему живую жизнь. Крылов не отрицает пользы наук и важности разума, но устанавливает для них пределы, нарушая которые обожествивший себя разум сеет разрушение и смерть.

Если разочарование в претензиях человеческого разума обратило сентименталистов и романтиков к глубинам человеческого сердца, то Крылова это же самое разочарование привело к «художественной мудрости» и одаренности своего родного народа, здравый смысл которого он стал ценить выше мнений и суждений всех «разумников» европейского Просвещения. Именно потому в баснях Крылова, по сравнению с его сатирическими произведениями XVIII века, негодование исчезло, добродушная лукавая усмешка зазвучала в его обличительных речах. Православная душа народа, к которой он теперь обратился, призывала его к уступчивости, осторожности и мягкости. Если просветители крушили общественные институты, видя в них основное зло, искажающее «добрую природу человека», то Крылов трезво заметил теперь, что корни общественного зла скрываются глубже, в самом человеке, в помраченной грехом природе его. И самодовольный разум тоже не свободен от этой греховности. Потому и важнее для писателя не обличать, а понять и показать эту слабость, это человеческое несовершенство.

Поэ тика Крыловской басни

Обращаясь к жанру басни, Крылов решительно видоизменил его. До Крылова басня понималась как нравоучительное произведение, прибегающее к аллегорической иллюстрации моральных истин. У предшественников Крылова ключевую роль в басне играли дидактические зачины и концовки. Они как бы восполняли недостаточность изображения действительности. «Картинка», иллюстрирующая моральную сентенцию, была достаточно условной и однолинейной, требующей дидактического пояснения. Крылов в меньшей степени нуждается в таких зачинах и концовках, потому что его рассказ говорит сам за себя, живописует, воссоздает столь яркую, художественно-образную картину действительности, что не требует пояснения. Крылов преодолевает свойственный классицизму рассудочный, отвлеченный дидактизм. Он не «морализирует», а изображает, показывает, предоставляя читателю сделать самому естественно вытекающий из рассказа вывод. Поэтому во многих баснях Крылова нравоучение отсутствует вообще («Волк на псарне», «Стрекоза и Муравей» «Лягушки, просящие Царя» и др.). Причем по мере совершенствования искусства баснописца от одного выпуска книги к другому число нравоучений последовательно уменьшается.

Но и сами нравоучения, там, где Крылов их оставляет, решительно видоизменяются. Прежде всего, они кратки и тяготеют не к отвлеченному резонерству, а к художественному образу пословичного типа. В пословице, по Гоголю, сверх полноты мыслей важен еще и сам образ их выражения: «в них отразилось много народных свойств наших; в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом -- все шевелящее и задирающее за живое: как стоглазый Аргус, глядит из них каждая на человека». Пословица подводит делу не однолинейный, а многосторонний итог. Это выражается в поговорке: «Одна речь -- не пословица». Именно так строит свои нравоучения Крылов: «А я скажу: по мне уж лучше пей, да дело разумей» («Музыканты»); «Избави Бог и нас от этаких судей» («Осёл и соловей»).

Иногда Крылов включает в басню лукавый отказ от нравоучения, который действует эффективнее прописной морали: «Баснь эту можно бы и боле объяснить -- да чтоб гусей не раздразнить» («Гуси»).

Особенно заботится Крылов об эффективности, афористической остроте концовки, приберегая наиболее емкие и точные афоризмы к последним стихам басни: «Ну, братец, виноват: Слона-то я и не приметил» («Любопытный»); «А Философ без огурцов» («Огородник и Философ»); «Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят» («Две Собаки»).

Иногда после басенной инсценировки вместо поучающего итога то же самое явление Крылов показывает уже в подлинном виде, в жанровой сценке. В басне «Лисица и Сурок» сперва рассказывается история Лисицы, будто бы невинно пострадавшей за взятки, но метко выведенной на чистую воду заключением Сурка: «Нет, кумушка; а видывал частенько, Что рыльце у тебя пуху». А далее Крылов развертывает вместо нравоучения следующую бытовую картинку:

Иной при месте так вздыхает, Как будто рубль последний доживает…

А смотришь, помаленьку То домик выстроит, то купит деревеньку.

Теперь, как у него приход с расходом свесть, Хоть по суду и не докажешь, Но как не согрешишь, не скажешь: Что у него пушок на рыльце есть.

Вообще поучительная направленность басни у Крылова не сковывает реалистические картины жизни во всех ее проявлениях: от роскошных палат до деревенской избы. Такие басни, как — Демьянова уха", «Два Мужика», «Три Мужика», «Муха и Дорожные» и многие другие, интересны не только поучениями, естественно вытекающими из зарисовок происшествия, но и самими эти зарисовками с реалистическими деталями и подробностями, не имеющими прямого отношения к нравоучительному итогу. Такова, например, бытовая зарисовка вынужденной остановки в дороге дворянской семьи в басне «Муха и Дорожные» Здесь Крылов предвосхищает типы некрасовских мужиков-правдоискателей в поэмах «Коробейники» и «Кому на Руси жить хорошо» {www.сайт, 8}.

В тесных пределах басни Крылов сжимает содержание, которое уже содержит «в зерне» будущие развернутые вещи Некрасова, Толстого, Салтыкова-Щедрина. Басни у Крылова тоже тяготеют к емкой («пословичной») художественной формуле. Поэтому, в отличие от предшественников, Крылов стремится придать басенной композиции предельную динамичность, предпочитая диалог вместо повествования, достигая быстрого развития сюжета: например, в басне «Щука и Кот» есть завязка (просьба Щуки), развитие действия (ловля), развязка («И мыши хвост у ней отъели») и финал («Тут, видя, что куме совсем не в силу труд, Кот замертво стащил ее обратно в пруд»). Белинский называл басни Крылова «маленькими комедийками».

Реализм басен Крылова наиболее полно проявился в языке.

Баснописец положил в основу разговорный язык, но у каждого сословия в его произведениях он свой: грубый язык Волка и покорный Ягненка («Волк и Ягненок»), хвастливая речь Зайца («Заяц на ловле»), глубокомысленные рассуждения глупого Петуха («Петух и Жемчужное Зерно»), чванливые речи Гусей о своих предках («Гуси»), тупо-самодовольная речь Свиньи («Свинья под Дубом») и т. д.

«Даже Осёл, который у него до того определился в характере своем, что стоит ему высунуть только уши из какой-нибудь басни, как уже читатель вскрикивает вперед: «это Осёл Крылова!"-- даже Осел, несмотря на свою принадлежность климату других земель, явился у него русским человеком»,-- писал Гоголь.

Широко и свободно ввел Крылов в свои басни народную лексику:

«рыло», «мужик» (вместо Карамзинского «поселянин»), «хворостина», «навоз», «дура», «скотина», «олух» и т. д. Он использовал не только лексические, но и морфологические особенности просторечия: «здесь и оконье и перье», «скончай», «увидь», «то к тему их прижмёт», «тое», «печи», «стеречи». Но особенно любит использовать Крылов народные идиомы -- типические русские обороты и выражения, непереводимые на иностранные языки: «В ушах у гостя затрещало» («Музыканты»), «Мой господин во мне души не чает» («Две Собаки»). Белинский отмечал: «Эти идиомы, эти русицизмы, составляющие народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное самородное богатство, уловлены Крыловым с невыразимою верностью».

Многие басни Крылова выросли непосредственно из русских пословиц, образный «бутон» которых поэт искусно развертывал, облекал в плоть и кровь басенных событий. Так, из пословицы «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» выросла басня «Лев и Мышь»; из пословицы «Каков батька, таковы у него и детки» -- «Волк и Волчонок»; из пословицы «Мне хоть свет гори, только бы я жил» -- «Лягушка и Юпитер» и др.

Поскольку Крылов во всех своих баснях находился в границах народного миросозерцания, его собственные поучения сразу же становились народным достоянием и превращались в пословицы (подтверждение того, что Крылов точно выразил народную нору, народные воззрения на добро и зло). Народ охотно принял как свои десятки Крыловских стихов и «нравоучений», включив их в пословицы еще при жизни баснописца: «Аи, Моська! знать, она сильна, Что лает на слона», «Над хвастунами хоть смеются, л часто в дележе им доли достаются», «Полают и отстанут», «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага» и др. Пословицами стали даже некоторые названия басен: «Демьянова уха», «Тришкин кафтан», «Слон и Моська» и др.

Крылов писал свои басни разностопным ямбом -- размером, наиболее вольным из поэтических метров, удобным для передачи языка, ориентирующимся на «сказ» (на передачу речи от чьего-либо лица, не сливающегося с автором), на разговорные синтаксис и интонацию. При этом словами и ритмом стиха Крылов умел передать живописную картину. Например, вот как он рисует стихом прерывистую скачку обоза по ухабам:

Пустился конь со всех четырех ног На славу: По камням, рытвинам, пошли толчки, скачки, Левей, левей, и с возом -- бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

В басне «Пустынник и Медведь» Крылов ритмом стиха мастерски живописал движения медведя. «Здесь,-- писал Жуковский,-- стихи летают за мухою. Непосредственно за ними следуют другие, изображающие противное, медлительность медведя: здесь все слова длинные, тянутся… Мишенька, увесистый, булыжник, корточки, переводит, думает, и у друга, подкарауля изображают медлительность и осторожность: за пятью длинными, тяжелыми стихами следует быстро полустишие: Хвать камнем друга в лоб! Это молния, это удар! Вот истинная живопись…» Нередко прибегает Крылов в своих баснях и к звукоподражаниям. Так, в одной из басен Вол говорит у него: «И мы грешны». В речи Вола мы слышим мычание. А пожирающий добычу Кот, «мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Общенацион альное содержание басен Крылова

П.А.Плетнёв, профессор Петербургского университета, друг Пушкина, называл Крылова «выборным грамотным человеком всей Росси». Это проявилось по-своему в художественном мире «басен Крылова», при всем их многообразии связанных между собою. «Можно подумать,-- писал Плетнев,-- что для него не было сословий, и он в уме своем представлял только Россию, одним духом движимую, поражающую воображение своею огромною, величиною частей своих, красками своими и действующую как одно существо в гигантских размерах». Ощущение целостности русской жизни в баснях Крылова возникает потому, что поэт впервые в литературе нашей органически принял в себя дух национального языка. Его предшественники ограничивались подражаниями. Но «искусственный подбор простонародных слов» так, же далек от языка народа, «как словарь от книги»,-- говорит Плетнев.-- Язык повинуется умопредставлению, действию воображения, навыку чувств, ходу размышлений, склону страстей,-- словом, язык есть душа народа. И чтобы народный язык сохранил в сочинении все особенности органической своей природы, поэт должен принять «в душу свою ив сердце свое ясный образ самого народа».

Исследователи творчества Крылова отмечают, что в емкие «формулы» басен поэт вместил десятки художественных жанров -- от политической сатиры до эпиграммы, от комедии миниатюры до бытового очерка. «В спокойном жанре басни, -- писал С. Дурылин, -- Крылов творчески жил едва ли не всеми жанрами беспокойной литературы его времени, отзывался в них на самые важные вопросы своей эпохи, откликался на самую острую общественную и политическую злободневность, жил одной жизнью со своим народом, радовался его радостями, скорбел его скорбями, тревожился его будущим…» В баснях он показал всю русскую жизнь в самых существенных ее конфликтах и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил моральные нормы русского человека, имеющие православно христианские истоки, укорененные в опыте трудовой истории народа. Своими баснями он способствовал пробуждению русского национального самосознания.

Один из самых почитаемых образов у Крылова -- трудолюбивая пчела, за которой скрывается сам народ, а мухи, пауки -- тунеядцы, расхитители народного добра («Муха и Пчела», «Пчела и Мухи», «Паук и Пчела»). В басне «Пчела и Мухи» Крылов утверждает, что настоящий патриотизм, настоящая привязанность к Родине возможны лишь у тех людей, которые трудятся для нее и вносят свою лепту в ее благосостояние, как пчелы носят мед в свой улей:

Кто с пользою отечеству трудится, Тот с ним легко не разлучится.

В басне «Листы и Корни» Крылов высказал национальный и ил яд на соотношение основных социальных сил в государстве, который является своего рода камертоном для всей русской реалистической литературы XIX века -- от Тургенева с «Записками охотника» до Л. Н. Толстого с его романом-эпопеей «Война и мир»:

А если корень иссушится,--

Не станет дерева, ни вас.

Значение Крылова как национального писателя ярче всего проявилось и в эпоху Отечественной войны 1812 года. Именно он с наибольшей последовательностью и силой выразил тогда в баснях о войне народную точку зрения на происходящие события.

В самом начале войны, еще до назначения М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией, в военных верхах и правительственных кругах возникли пререкания и споры. Тщеславные генералы--Беннигсен, Пфуль, Арамфельд -- состязались в любоначалии, претендуя на главные посты в армии. Этим событиям Крылов посвятил две басни -- «Раздел» и «Кот и Повар», в которых он подверг критике индивидуализм тех, кто в заботе о личных делах забывал о благе общем:

В делах, которые гораздо поважней, Нередко от того погибель всем бывает, Что чем бы общую беду встречать дружней, Всяк споры затевает О выгоде своей.

В басне «Кот и Повар» Крылов недвусмысленно намекнул на либерализм Александра I, слишком доверявшего Наполеону и пытавшегося вступить с ним в бессмысленные, уже вредящие судьбе армии переговоры.

Когда же во главе армии встал не любимый Александром I, но угодный народу Кутузов, Крылов явился защитником его исторического дела и сторонником его стратегии и тактики войны с Наполеоном. Четыре басни -- «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот» -- последовательно отразили важнейшие события Отечественной войны 1812 года с народной их оценкой.

Когда Кутузов после Бородинского сражения сдал французам Москву, в придворных кругах и генералитете посыпались обвинения. Сам Александр сказал Кутузову: «Вы еще обязаны дать ответ оскорбленному отечеству в потере Москвы». Крылов же оценил этот шаг Кутузова как великую полководческую хитрость и расчет (Л. Н. Толстой потом воспользуется этой мыслью Крылова, отражающей «мысль народную»):

Когда Смоленский Князь, Противу дерзости искусством воружась, Вандалам новым сеть поставил И на погибель им Москву оставил…

Крылов даже подсказал Толстому образ пчелиного улья, «рое -вой жизни» народа, характеризуя поведение жителей оставлен -ной неприятелю Москвы:

Тогда все жители, и малый и большой, Часа не тратя, собралися И вот из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой.

В лице Вороны Крылов обличал эгоистическое и чуждое народу поведение отдельных дворян, склонных к галломании. Однако современники отнесли фразу: «Попался, как ворона в суп» -- к самому Наполеону, и она стала моментально народной поговоркой, разнесшейся по всей России.

Когда Наполеон попал в сеть, расставленную для него Кутузовым, «охотничьим чутьем» просчитавшим логику поведения раненного смертельно зверя, который, отлежавшись, обязательно идет умирать в свою берлогу, Крылов написал басню «Волк на псарне». В словах Волка о мире почти буквально пересказываются фразы из послания Наполеона, которое он направил в Тарутинский лагерь к Кутузову. Кутузов ответил послу Наполеона: «Меня проклянет потомство, если признают меня первым виновником какого бы, то ни было перемирия: таков действительный дух моего народа».

Вся Россия в Волке, попавшем на псарню, узнала Наполеона, а в Ловчем -- Кутузова. Один из первых ратников Московского ополчения поэт С. Н. Глинка писал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю». А поэт К. Н. Батюшков просил приятеля Крылова Н. И. Гнедича: «Скажи Крылову, что в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на бивуаках с новым удовольствием». Накануне боя под Красным сам Кутузов прочел перед офицерами вслух, как приказ по армии, басню «Волк на псарне» и при словах «ты сер, а я, приятель, сед» снял фуражку и указал на свою седую голову.

Когда началось отступление Наполеона, Александр I и генералитет, окружавший Кутузова, стали упрекать главнокомандующего в медлительности и требовать решительных действий, «стремительного преследования отступающего, бегущего врага. Крылов в басне «Обоз» явился вновь защитником Кутузова: «конь добрый» в этой басне -- главнокомандующий, а «лошадь молодая» -- самовлюбленный и самонадеянный Александр I.

Наконец, в басне «Щука и Кот» освещены сатирически действия адмирала Чичагова, взявшего на себя несвойственное его роенной специальности командование сухопутными войсками и потерпевшего поражение при переправе французов через Березину. Фраза «и мыши хвост у ней отъели» воспринималась современниками как намек на взятые у Чичагова в плен французами канцелярию и обоз…

В 1812 году директор Публичной библиотеки А. Н. Оленин определил Крылова на службу заведующим русским отделенном, где он служит бессменно до выхода на пенсию в 1841 году. Имя его при жизни становится легендарным. «Кто из петербургских жителей не знал его, по крайней мере, с виду? -- писал II. А. Плетнев.-- Кто не имел случая любоваться этим открытым, широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этой могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданною баснописцу, который также повелитель зверей, этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим запамятованные времена воспетого им Ильи-Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, не говорил: „Вот дедушка Крылов!“ -- и мысленно не поклонялся поэту, который был близок каждому русскому?»

Иван Андреевич Крылов умер 9 (21) ноября 1844 года. Незадолго до смерти он подготовил к изданию книгу своих басен. Она вышла в день смерти Ивана Андреевича. По сделанному им завещанию, его друзья и знакомые вместе с извещением о похоронах получили экземпляры этого нового издания.

Определяя историческое значение творчества Крылова в русской литературе, Белинский сказал: «Он вполне исчерпал… и вполне выразил целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-сатирическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и вместе кудряво выражаться. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род».

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

ДанилМакарчук

ученик6 «А» класса

Проверила:

КочергинаТ. Н.

В богатейшей галерее русскихписателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним изсамых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумястолетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русскойлитературы ХVIII века,Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХстолетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино дваконца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина,Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всеголитературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногимиисключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период еготворчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни иКрылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел издемократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло средитревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицерыпосле тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошееобразование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрастевосьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчикомоткрывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примиритьсяс этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами.Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его клитературе.

Благодаря смелости и настойчивостиКрылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 годутринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где иустраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовымжалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже былиобращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в товремя драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическуюоперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора,естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем самКрылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисоватьв ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительныекартины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалосьзаинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ееза шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, нолитературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первойудачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишетодну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться ктогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этихранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает броситьслужбу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова впервый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показываетисключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, неполучивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явленияхсовременной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве,особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновалиумы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова ив том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературныхродах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самыеразнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружескиепослания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки,театральные рецензии и т, д. Но всему, чтони пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведенияпо форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношениек феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей векаПросвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательнымгуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничествомчеловеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческогодостоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачилитературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчествеявить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле:без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, посуществу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собойнаши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного изсамых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы –сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементыбудущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее,«гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самыхистоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира,создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает всетворчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резкопроступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромноесатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов»(1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетомв развитии сатирического направления русской литературы ХVIIIвека. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Новремя для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являютсянаименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешниеперемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренныйКрылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки,усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большогомастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» –Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российскийсамодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение,начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурныйгнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность.Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературноерождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевелдве-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву,пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришелв совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые иновые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями,общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того временисовершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врембасни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит иполная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году онпоступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этойработе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях«самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самымпопулярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкинаон был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словамиБелинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крыловасвоим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью.Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крыловответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можносказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнямиони уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса оживотных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все этоделает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцомдолгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в нихи весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирическогопоэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть,комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только непросто басня».»

В очень большом числе своих басен,таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки»,«Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» идр., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть,алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры,сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» идр.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частныхпороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок»,«Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как иКрылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами»«волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальнымитрутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечномконфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиямиразыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороненарода. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народногодобра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров,медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленнораскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается:неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатиракрыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей,животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собойнепосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубокозатрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не толькорисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокуюверу в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль вжизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивомего басенного творчества.

Все наши писателии критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую«веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещии схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придалбасенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные своибасни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят ипоступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. –… Кроме верногозвериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица,медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себееще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывыподхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в басняху Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всехнасмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело втом, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные,кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Ввысказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенныхобразов Крылова.

Образы зверей вбаснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменуетсобой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые вовсей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистическийжанр.

Басни Крыловаглубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову,языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слогрусский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностьюслил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народнымиформами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромноечисло отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, сталосвоего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, даест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалогомастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепкеобразов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайнопластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной«истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найтив каждой крыловской басне.

Значение Крыловадля русского искусства слова не ограничивается только областью басни. ТакЛомоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощныйтолчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми,говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическимипроизведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова,впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити ктаким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе отума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинскийвдохновенно пророчил: «Слава… Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко занациональные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языкахнародов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крыловапереведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великиепредшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалосьвнести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутреннейреалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крыловявляется величайшим баснописцем мира.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

И.А. Крылов был современником В.А. Жуковского, А.П. Сумарокова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и многих других выдающихся людей своего времени. Он прожил долгую жизнь, был признан и любим современниками, уже при жизни вышло 12 изданий его басен. С 1820 г. басни Крылова стали переводить на иностранные языки. В предисловии к французскому изданию было сказано: “...ни один народ не имеет баснописца, который стоял бы выше Крылова в изобретении и оригинальности”. Но особенно он стал почитаем после смерти, когда его роль воспитателя нравов русского общества была многократно подчеркнута многими филологами и общественными деятелями России. Исключительный успех Крылова был отмечен В.Г. Белинским. Критик называл Крылова “народным поэтом” - этого высокого звания не удостаивался ни один русский писатель.

Народность творчества и демократизм взглядов связаны с происхождением писателя. Крылов родился в Москве. Он был сыном армейского офицера, который по роду службы был вынужден вместе с семьей странствовать со своим полком по России. Мать его была простая неграмотная женщина, но “умная от природы и исполненная высоких добродетелей”, как позднее вспоминал сам писатель. Раннее детство Крылов провел в Оренбурге; он находился там вместе с матерью и во время восстания Е. Пугачева, отец его руководил обороной Яицкого городка. Собирая материалы по истории Пугачевского бунта, А.С. Пушкин первый записал рассказы Крылова об этом периоде его жизни. Вскоре в чине капитана отец оставил военную службу и поступил на место асессора палаты уголовного суда Тверского наместничества. Отец был занят службой и не мог уделять должного внимания воспитанию сына, но первоначальные навыки чтения и письма мальчику привил именно он. В основном же маленький мальчик находился на попечении матери, которая была его постоянной доброй наставницей. Позднее Крылов вспоминал о ней с огромной любовью, уважением и благодарностью, “как о первой радости, как о первом счастии жизни”. Вскоре умирает отец и мать остается с двумя детьми на руках (к этому времени в семье родился еще один мальчик, Лев). Семья впадает в крайнюю бедность. В то время еще не было школ, дети занимались у гувернеров-иностранцев. Из милости Крылову было разрешено учиться вместе с детьми тверских помещиков Львовых. Мальчик учился неохотно, и матери стоило огромного труда заставить его продолжать занятия. Именно она приучила его к систематическим занятиям и привила любовь к чтению. Мальчик был вынужден служить в суде подканцеляристом в тверском магистрате. Мать продолжала по мере возможности заниматься с сыном. Страсть к чтению очень рано овладела мальчиком. Поощряемый матерью, он сначала перечитал книги отца, а потом начал доставать их самостоятельно. Известно, в частности, что когда он продал свою первую оперу “Кофейница”, то отказался взять деньги за свою работу и на всю сумму (60 рублей ассигнациями) набрал книг, в числе которых были произведения Мольера, Расина, Буало. Позже он научился читать и писать по-немецки и итальянски, а после пятидесяти лет (будучи уже известным писателем) самостоятельно (на спор) освоил древнегреческий язык, читая классических авторов. Известно, что Крылов брал уроки английского языка, хорошо рисовал, играл на скрипке, знал теорию музыки, увлекался математикой, не был лишен актерского таланта, но систематического образования так и не получил. Самоучкой он выучил французский язык.

Самовоспитание дает свои плоды, и Крылов вступает в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями и начитанностью. В это время семья уже живет в Москве.

Сам Крылов не любил рассказывать о себе. Когда он стал знаменит, его просили написать автобиографию, однако он отказался. Когда же его биография была написана Каменским и его попросили: “Прочтите и поправьте или вымарайте, что заблагорассудите”, Крылов ответил: “Прочитал, ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет”. Незадолго до его последней болезни из Парижа прислали ему его жизнеописание для биографического словаря достопамятных людей. По свидетельству современника, он ответил: “Пусть пишут обо мне, что хотят”. Именно поэтому в биографии писателя много белых пятен и даже неизвестен точный год его рождения. Официальное празднование 50-летия творческой деятельности и 70-летия со дня рождения шумно и помпезно проходило в 1838 г., хотя сам Крылов возражал против этого, но его протесты не были услышаны.

Творческий путь Крылова разделяется на два этапа: в 1780- 1790-е гг. Крылов - драматург и журналист (это писатель XVIII в.), второй этап - качественно иной, когда Крылов становится баснописцем (и это уже писатель XIX в.).

КРЫЛОВ-ДРАМАТУРГ. Свой творческий путь Крылов начал как драматург. Первым юношеским драматическим опытом была комическая опера “Кофейница”, изображавшая нравы эпохи. В 1787 г. им написана прозаическая комедия “Проказники”, наделавшая много шума, так как в ней под именем Рифмокрада был осмеян известный писатель-драматург Я.Б. Княжнин. Разразился скандал, и пьеса, принятая к постановке, была снята с репертуара.

Наиболее значительным произведением этого периода была “Подщипа, или Трумф”, написанная для любительского спектакля, в котором сам автор принимал участие, исполнив роль Трум-фа. В этой пьесе молодой драматург высмеивал как “немецкую” цивилизацию, так и отечественные патриархальные нравы. Современники видели в ней насмешки над правительством. Пьеса была запрещена цензурой и не была опубликована, но постоянно исполнялась на любительских сценах.

В начале XIX в. Крылов сочиняет самые известные свои комедии: “Модная лавка” (в 1806 г. поставлена, в 1807 г. опубликована) и “Урок дочкам” (в 1807 г. поставлена и опубликована), а также сказочную комическую оперу “Илья богатырь” (поставлена в 1806 г., опубликована в 1807 г.). Комедии “Урок дочкам” и “Модная лавка” имели шумный успех благодаря множеству комических ситуаций, живости и правдоподобности характеров, множеству реалистических, житейских ситуаций, отсутствию дидактики и благодаря всевозможным смешным деталям. Пьесы сохранялись в репертуаре на протяжении всего XIX в. и даже ставились в XX в.

В своих драматических произведениях молодой автор выступает как сатирик, мастер диалога и построения мизансцен. С прямотой публициста он критикует современные нравы, сатирически и гротескно изображая характеры. Уже в это время у него появляется понимание роли писателя как наставника сограждан.

КРЫЛОВ-ЖУРНАЛИСТ. Взгляды Крылова на миссию писателя как на исправителя нравов общества неминуемо должны были привести его в журналистику. С 1789 г. начинает выходить ежемесячное издание “Почта духов”, основным автором которого был Крылов. В жанре эпистолярного романа создается гротескная картина современных нравов, демонстрируется абсурдность привычного порядка вещей. Автор надеется преобразить мир через воздействие здравого смысла. В книге встречаются прозрачные намеки на нравы двора и на порядки в империи. “Почта духов” была прекращена на восьмом, августовском выпуске в связи с усилением цензурных гонений после начала Французской буржуазной революции.

Сатирическая острота “Почты духов” поражала современников своей злободневностью и смелостью. Именно поэтому об этом периоде мемуаристы, современники автора, не смели много писать, известно лишь несколько невнятных упоминаний о столкновениях Крылова с властью. Не случайно авторство “Почты духов” во французских мемуарах ошибочно приписывается АН. Радищеву, автору крамольного “Путешествия из Петербурга в Москву”. В 1789 г. Крылов (вместе с известным актером И.А. Дмитревским, актером и драматургом П.А. Плавильщиковым и писателем А.И. Клушиным) основывает издательство “Крылов с товарищи”. С февраля 1792 г. начинает выходить журнал “Зритель”, где Крылов публикует сатирические “похвальные речи”, статьи, повести “Ночи” и “Каиб”, продолжающие обличение современных нравов и подвергающие критике общественные устои. Но это продолжалось недолго. Уже в мае в помещении типографии был проведен обыск и у Крылова отобрана повесть “Мои горячки” (не сохранилась). За Крыловым был установлен полицейский надзор. Тем не менее в 1793 г. Крылов вместе с Клушиным начинает издавать “Санкт-Петербургский Меркурий”, где продолжает печатать стихи, речи, рецензии на пьесы. Весь первый этап в творчестве Крылова принято считать подготовительной школой к главному его призванию, благодаря которому он сделался классиком русской литературы. Но уже в это время Крылов становится известным автором своего времени, не входившим в литературные группировки и ориентирующимся на здравый смысл, житейскую мудрость, предпочитая все это книжной премудрости.

КРЫЛОВ-БАСНОПИСЕЦ. Писать басни Крылов начал в 1788-1789 гг., но это были лишь первые опыты, которые сам автор даже никогда не включал в собрание своих басен. Второй, зрелый этап творчества Крылова приходится на первую половину XIX в., когда он становится баснописцем. Именно в баснях полностью раскрылся сатирический талант Крылова, сумевшего удачно применить к этому жанру свой драматический и публицистический опыт: по мнению исследователей, басня несет в себе элементы лирики, эпоса и драмы.

Басню “Дуб и Трость” (1805) Крылов отнес на суд И.И. Дмитриеву, самому прославленному баснописцу того времени, который и одобрил это начинание. В 1806 г. в журнале “Московский зритель” появились сразу две басни - “Дуб и Трость” и “Разборчивая невеста”. А уже в 1809 г. Крылов выпускает сборник, в состав которого вошли 23 басни. Позже были изданы “Новые басни”, куда наряду со старыми (уже переработанными к этому времени) были включены и совершенно новые басни. Кроме того, отдельные басни регулярно публиковались в различных журналах того времени. Затем Крылов подготовил издание басен в 9 книгах, куда вошло около 200 наименований.

Свои “Басни в девяти книгах” сам автор рассматривал как целостное произведение. Порядок размещения басен был продуман им самим и постоянно совершенствовался (этот принцип до сих пор представляет загадку). Единственное, что оставалось неизменным, - начало: басня “Ворона и Лисица” открывала собрание басен во всех изданиях. Социальные и нравственные проблемы, поставленные в баснях, были порождены реальной жизнью, состоянием именно русского общества и в совокупности создавали конкретный “образ” России.

Во времена Крылова басня была модным жанром, басни создавали почти все писатели. Аллегорическая форма басни позволяла неоднозначно понимать ее смысл, давая возможность, с одной стороны, обходить цензуру, с другой - предлагать многоплановую трактовку изображаемых явлений, что имело как положительную, так и отрицательную сторону. Именно широта трактовки зачастую обеспечивала басням бессмертие, хотя давно забыт или известен только специалистам конкретный повод, послуживший к созданию басни. Сама же басня жива и “работает” спустя века.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...