Техники работы с обидой в гештальт терапии. Практика работы с обидами

Несколько техник по поводу острых приступов отрицательных эмоций:

Гнев, ярость, злость. Повесьте дома боксерскую грушу. Или заведите подушку, достаточно плотную, которую не жалко будет молотить что есть силы. То, что вы выльете гнев на неодушевленный предмет, поможет вам «выпустить пар», не причинив вреда близкому человеку. Можно держать дома старые тарелки, которые вы все равно планировали выбросить — из них получится неплохая практика сброса злости. И даже в общественном месте, на работе, например, проблему можно решить. Допустим, используйте собственны руки вместо шредера. Вряд ли кто-то осудит вас за то, что вы рвете ненужные бумажки, а вы, тем временем, сможете справиться со своими эмоциями, не причинив вреда ни себе, ни другим.

Также помогает заняться физической работой. Хватайте веник, пылесос, берите в руки тряпку – очень часто помогает и это. Кричите. Но не на собеседника, а, допустим, в ванной, в машине с поднятыми стеклами, в парке, отойдя подальше от людей. Делайте что-то, где вы могли бы прикладывать физическое усилие. Потому что эмоции накапливаются и живут в теле, и именно там они рискуют застрять в будущем в виде . Важно, чтобы вы позволили себе действовать - это именно то, чего хочет ваш организм, пережить боль, сделать ее менее острой, а для этого ему надо выплеснуть куда-то растущую энергию чувств.

Острая обида. Пишите. Откройте дневник и напишите все, что вы думаете об обидчике. Потом можете сжечь эти листки. Или порвать. Сжигание поможет уже в символической форме попрощаться с частью тяжелых эмоций. Можно не только писать - рисовать. Можно проговорить, если никто вас не слышит.

Один из методов гештальт-терапии таков: Выберите время, поставьте перед собой пустой стул, мысленно посадите на него вашего обидчика (даже если это была группа, в ней всегда есть зачинщик) и выскажите ему все ваши претензии. А после пересядьте на этот стул сами (именно физически), и попытайтесь от лица вашего обидчика ответить на ваши же собственные претензии. Увидите, вам тоже будет что сказать.

Особенно это эффективно при попытках разобраться с обидами на родителей – с высоты вашего нынешнего опыта вам куда проще будет представить себе, каково было состояние вашей матери или отца в тот момент, когда вы были обиженным ребенком, более того — вы сможете непосредственно прочувствовать это состояние, побыть в нем.Реакции могут быть разными, еси болезненные чувства усилятся — продолжайте выплексивать их с помощью способов выше, а иногда бывает и так, что понимание и прощение приходят к вам уже на этом этапе, и чувства сменяются другими — сопереживанием, жалостью. Важно прожить из тоже, насколько это возможно, и помочь им выйти наружу. Хотя бы на уровне слов, сказанных вслух.

Еще одним хорошим способом справиться с обидами является работа со свечей. Поставьте свечу перед собой, постарайтесь освободиться от всех сиюминутных мыслей. Вспомните то событие, которое вас более всего беспокоит, рождая постоянное чувство боли. Эмоции, само собой, не замедлят – не гоните их. Сконцентрировавшись на свече, дайте образам и эмоцим течь, если надо — выговаривайте вслух «на пламя» то, что вас так беспокоит. Плачьте, если надо, ругайтесь, или просто отпускайте от себя все негативные переживания – эти эмоции «сгорят» в пламени не причинив никому вреда. Время — индивидуально, критерием окончания работы будет чувство некоторой опустошенности, мозг перестанет продуцировать образы и ощущения, но это еще не значит, что проблема 100% изжита — если через день-другой вы вспомнили о той ситуации и снова очувствовали эмоции — значит, вы отработали лишь какой-то пласт проблемы, а за этим будут еще и еще. Возвращайтесь снова к той же теме и рано или поздно вы ее сможете изжить полностью.

Ненависть к себе, разочарование . Заранее создайте «альбом достижений» — там должны быть фото, где вы лучше всего выглядите, какие-либо свидетельства ваших успехов, напоминание о самых радостных и светолых моментах вашей жизни. Постарайтесь сказать себе слова одобрения.Возможно, их есть смысл продумать заранее, когда вы в спокойном состоянии, но знаете, что вас посещают такие чувства. Напишите себе письмо, как если бы вы были собственным родителем, причем именно таким родителем, которого бы вам хотелось иметь. И от лица такого доброго, принимающего и понимающего родителя напишите письмо себе-разочарованному и не любящему себя. А потом положите его в альбом. И обязательно прочтите в горькие минуты. Рано или поздно вы запомните эти слова, и у вас получится поддерживать самого себя в трудные минуты. Это тепло самому себе практически никто не в состоянии заменить.

Если между вами и вашим близким человеком сулчился конфликт, все эмоции негодования есть смысл научиться выражать спокойным тоном. Даже ваш пертнер сделал вам действительно больно. Тон здесь очень многое меняет. Из агрессора – а вы рискуете стать именно им, выбрасывая хаотичный поток эмоций на вашу половину – вы превращаетесь в рассказчика. А к рассказчику совсем другое отношение. Для того, чтобы это превращение состоялось, используйте нехитрые приемы – например, вышеупомянутые меры «скорой помощи» или еще проще, если нет возможности физически выплеснуть гнев —

Дыхательные упражнения . Одна техника подходит ко всем случаям острых эмоций.

Вдох в два раза короче выдоха, выдох длинный, расслабленный, в конце выдоха — небольшая пауза. Это помогает расслабить нервную систему правильным, «органичным» методом с учетом естественного устройства дыхательного цикла, а концентрация на дыхании помогает еще и взяять себя в руки. Только после того, как вы сняли «острый приступ» — вы можете стать не агрессором, а рассказчиком.

А сейчас мы будем приоткрывать для вас секреты кухни работы психотерапевта. Конечно, процесс психотерапии целостен и далеко не всегда поддаётся препарированию, но всё же некоторые принципы, которые «работают» с невротическими расстройствами, рассмотреть можно.

Гештальт-терапия очень успешно справляется с неврозами . Большинство техник направлены на постепенное прохождение слоёв невроза к аутентичному существованию.

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы:

  • снять блокирование и стимулировать развитие;
  • создать цель и внутренний источник опоры;
  • создать контакт с собой и с окружением;
  • обогащать осознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего;
  • развить готовность клиента к принятию решений и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Для справки:

Невротическая личность: опирается на среду, ищет поддержку окружающего мира, манипулирует другими для удовлетворения своих потребностей. Такие люди не способны (или не желают) рисковать, надолго берут на себя защитную роль «беспомощного», «маленького» или «дурачка».

Зрелая личность: ищет источники поддержки в самой себе, уверенно идет по пути удовлетворения своих потребностей (формирование гештальта), адекватный процесс контактов со средой и отходов.

Зрелость наступает, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Если личность всё же не может воспользоваться поддержкой окружающих или найти опору в себе самой, то такая ситуация называется тупиковой. Зрелость состоит в умении рисковать, чтобы выбраться из тупика.

Отец гештальт-терапии Фредерик Перлз считал, что невроз состоит из 5 уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к зрелости, принятию ответственности за самого себя, открытию клиентом своей истинной индивидуальности.

Первый уровень уровень «фальшивых отношений», клише, игр и ролей . Человек стремится стать тем, кем он нафантазировал себя в детстве или интроецировал послания близких людей и общества, а не самим собой.

Второй уровень фобический, искусственный. Человек начинает осознавать своё «фальшивое» поведение, но боится быть тем, кем он является. Ему страшно, что общество осудит его.

Третий уровень тупик, безвыходное положение . Человек переживает чувство потерянности и пустоты, так как уже не играет несвойственные ему роли, не притворяется перед самим собой и другими. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы.

Четвертый уровень внутренний взрыв. После перехода через тупик, человек может испытывать страх смерти или даже чувствовать, что умирает, возникает чувство большого напряжения и оцепенения, появляется убеждение, что вот-вот должно случиться что-то страшное.

Пятый уровень внешний взрыв . Тут происходит рождение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Глубокое и интенсивное эмоциональное переживание приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие.

При неврозе человек не может удовлетворить свои потребности, достичь целей, делает то, что ему неполезно и не делает то, что ему важно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента , в которых пациент сам находит, что для него полезно, что вредно. Это одна из важных отличительных черт подхода.

Гештальт-терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а также предоставляет возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Принцип «Очистка луковицы», которым можно резюмировать вышесказанное.

Клиент постепенно освобождается от невроза, психологических, эмоциональных проблем. С помощью вопросов терапевта и ответов клиента, проблема одна за другой, выступая в виде «Фигур», постепенно убирается в «Фон».

Конечная цель терапии в том, чтобы клиент обрел способность самостоятельно справляться со своими психологическими проблемами и не зависел от гештальт-терапевта.

Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы:

  • сдерживающие (развивают осознанность, предотвращая привычный чувственный опыт);
  • экспрессивные (развивают осознанность с помощью преувеличенного выражения);
  • интегративные (объединяют части личности, отчуждённые вследствие внутреннего конфликта).

Охватить все техники гештальт-терапии не является нашей задачей, но обрисовать наиболее яркие, которые будет использовать терапевт в процессе работы с невротизацией у клиента, всё же представляется возможным.

Гештальт не любит повествовательности. Абстрактные рассуждения любого уровня, будь-то глубочайшие экзистенциональные размышления, анализ политической ситуации в стране или беседа о погоде, уводят человека от Его актуальных переживаний и потребностей, которые обязательно стоят за каждой отвлечённой беседой. «Чего ты избегаешь сейчас?», «Скажи об этом прямо» – будет предлагать вам ваш психотерапевт.

Постепенно клиенты отказываются от привычных оценок и интерпретаций. За ними, как правило, стоит старый, изживший себя опыт. Задача же совместной с терапевтом работы – перевести самоощущение клиента до уровня простых, переживаемых на телесном уровне феноменов. Это делается для того, чтобы воссоединить клиента с собственной эмоциональной энергией и максимально правдиво отразить восприятие текущей ситуации. Вот почему большинство психологов поощряют «Я-язык» (когда любые послания, адресованные другим людям трансформируются в «я-сообщения», которые показывают лишь то, как всё происходящее отражается в личном восприятии клиента). Это помогает присвоить личную ответственность за происходящее в жизни.

Акцент и фокусирование на настоящем моменте, техника «здесь-и-сейчас». Это отличительная особенность гештальт-терапии, которая утверждает, что любой травмирующий опыт прошлого, если он актуален, при определённых условиях, начинает «жить» и разворачиваться в настоящем моменте. И лишь в настоящем моменте появляется шанс решить незавершённые задачи прошлого. «Что с тобой сейчас?», «Что ты чувствуешь?» – неслучайно излюбленные вопросы гештальт-терапевтов.

Если сказать по-простому, то гештальт-терапевт в процессе взаимодействия с ним клиента занимается единственной работой – поддерживает одни формы поведения и останавливает другие. Осознавание, чувствование, опора на себя, экспериментирование и диалог – приветствуются, привычные формы поведения, поиск опоры вовне – не поддерживаются.

Подход гештальт-терапии «Челночное движение». Он заключается в поэтапном переживании клиентом события с возвратом (если нужно) от следующего этапа к предыдущему. Переживание проходит в стиле «психодрамы», т.е. клиент визуализирует травматическую ситуацию и проживает ее, тем самым завершая «незаконченную ситуацию».

Диалог между частями собственной личности. Игра или упражнение используется при явном разделении личности на отдельные фрагменты. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между разными частями личности – сильной и слабой, умной и глупой. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Часто для этого используется пресловутая техника «пустого стула».

Отождествление с частями тела, симптомом – это та игра (или упражнение), которая позволяет «включить» в личность те аспекты, за которые человек не принимает ответственности и, соответственно, теряет всякое управление над ними.

Совершение кругов. Клиенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

Незаконченное дело. Клиенту предлагается высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незавершённой ситуации.

Определение проекций. Клиенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя то чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.


Нахождение противоположного
. Клиенту предлагается, к примеру, разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты, восстановить более полное восприятие ситуации и способность осознанного выбора реакций и проявлений.

Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый заброшенный магазин». Пациенту предлагают представить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

Отождествление с образами сновидений. Если возникает такой запрос, то гештальт-терапевт работает и со сновидениями. Перлз считал, что сновидения – это попытка завершения того, что не полностью выражено в жизни человека. Поэтому выделяются наиболее эмоционально заряженные образы в сновидении, и клиенту предлагается побыть этими элементами сна: говорить, двигаться, взаимодействовать от их имени. А следующим этапом может быть разыгрывание своеобразного взаимодействия между элементами сна. И в завершение гештальт-терапевт может попытаться установить мостик «На что это похоже в вашей жизни?».

«Я принимаю ответственность». После заявления клиент должен добавлять: «И я принимаю ответственность за это».

В гештальт-подходе существует бесконечное количество техник и упражнений. Так как направление поощряет творчество и спонтанность, многие из них могут быть придуманы прямо во время прохождения клиентами групповой или индивидуальной терапии. Эффективность применения той или иной техники во многом определяет личность самого клиента, его восприятие, интеллект и т.д.

Можно ли это всё проделывать себе самому? Что-то можно, но сложно. Большинство деформаций личности происходит в близких отношениях, именно поэтому лучшее место для исцеления – это тоже отношения.

Цель гештальт-терапии больше, чем решение личных проблем, она меняет весь стиль жизни клиента, и к этому нужно быть готовыми. Вот поэтому лучше, конечно же, обратиться к профессионалу, который сопроводит вас в этом нелёгком, но интересном пути.

В нашу жизнь, как в самотканый ковер, черными нитями вплетены обиды на различных людей, наши собственные личные обиды. У кого-то обиды растворяются в повседневной жизни — при честном рассмотрении проблемы или после большого и откровенного разговора. Но среди нас всегда найдутся люди, которые не могут забыть свои обиды на других, пусть даже близких и родных, или особенно близких и родных!

Как методики проработки обид даются в разных практиках:

Эзотерическая восточная практика рейки
Собственные обиды прорабатываются в течение 40 дней путем проведения утренней медитации прощения. Человек, сидя в тишине и спокойствии раннего утра, закрывает глаза, визуализирует внутренним взором оппонента, который первым придет на ум в плане вопроса решения обид, и начинает про себя многократно проговаривать: «Прости меня — и я прощаю тебя!» В один прием можно пообщаться с двумя-тремя обидчиками, которые вызывают эту вредную эмоцию, либо ее генерируют в отношении вас.

Также практика рейки предлагает еще один экзотический вариант, как настроить себя позитивно по отношению к тем самым злостным обидчикам, от которых никак не скрыться, если это отец, муж или свёкр. При выполнении медитации благодарности надо представлять человека и сердечно благодарить его буквально за все (от плохого до хорошего) — опять же 40 дней, по 108 раз проговаривая «Благодарю тебя, благодарю тебя, благодарю тебя!» Для этой практики применяют четки со 108 бусинами, которые не дадут сбиться со счета.

Телесно-ориентированная терапия
Приверженцы данного направления гештальт-терапии предлагают через специальные физические упражнения силком выводить из себя обиды и обидушки. Обычно это комплекс телесных упражнений без каких-либо снарядов с урегулированным ритмичным дыханием. Одно из особо активных упражнений — сесть возле стенки, закрыть глаза и бить ладонями по ногам (в основном по бедрам), потом проходиться по всем ногам, по телу, по голове — легкими шлепками буквально выбиваем застрявшие обиды из каждой клеточки своего тела, главное не переусердствовать в силе.

Авторские методики частных психологов
На частных психологических тренингах можно окунуться в мир визуализации и проработки обид через внутренние картинки, фильмы, режиссером которых выступает ваше подсознание. Например, под руководством тренера вам предлагают закрыть глаза, успокоить дыхание, представить яркую лесную полянку, окутанную солнечным светом, на которой растут цветочки, но среди них неожиданно закрались поганки. Тогда закатываем рукава и вырываем с корнем эти негодные поганки. Потом связываем ассоциативно ядовитые грибочки с обидами, которые сидят в нашем подсознании, не развиваем их в дальнейшем, а окончательно и бесповоротно вырываем с корнем и уничтожаем.

Почему это не работает
Все вышеперечисленные практики, возможно, способны дать некоторое облегчение, временно снимая сильнейший дискомфорт от обид. Но все это — трудоемкие процессы, на которые уходят часы жизни, которые надо еще выкроить в своем расписании, все эти «методы» по большому счету ничего не дают, так как работают только с внешними проявлениями и не решают проблему в корне. Человек не может уговорить себя аффирмациями или повторением «Прости, прости» — это ничего не дает. Человек не может изменить себя, так как не осознается причина таких состояний, а причина глубже — она в нашем бессознательном, в нашей психике.


Системно-векторная психология
Системный подход в понимании причин взращивания и культивирования многолетних обид, и для кого это свойственно, дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Уже с первой вводной лекции приходит осознание многогранности людского сообщества и, в то же время, типичности поведения людей, обладающих определенной связкой векторов.

Обидчивые люди с непростым характером часто встречаются на жизненном пути. Обиды — это «пунктик» людей с анальным вектором . У них есть много достоинств — они хорошие родители, семьянины, мастера золотые руки, профессионалы высокого класса, уважаемые члены общества. Но часто бывает, что внутри семьи, за домашними кулисами, они могут критиковать ближних по самым разным, казалось бы, малюсеньким поводам, обижаться и помнить обиды многие годы.

И через 5 лет, через 10-20 годков такой человек скажет: «…я пришел на день рождения внука, а мне не хватило стула! Я ушел и никогда не зайду в этот дом...», «…да я взял тебя замуж 25 лет назад с ребенком неизвестно от кого!!!», «…я все помню, я даже завел тетрадочку, где записываю все случаи, чтоб не забыть все подробности, как было!»

Аналитический ум и феноменальная память людей с анальным вектором — это их врожденные способности для того, чтобы накапливать и передавать знания. Но направленные на взращивание обид, они играют чудовищную шутку в судьбе человека, разрывая эмоциональные связи, вводя в плохие состояния, вызывая психосоматические болезни. Обидчивый, злопамятный, мстительный — это черты, которые проявляются, когда человек с анальным вектором не реализует свои таланты по назначению.

Человек с анальным вектором очень болезненно реагирует на любую, как ему кажется, несправедливость. Проблема в том, что другие люди на самом деле в большинстве случаев никак не хотят обидеть человека — они просто ведут себя в соответствии со своими — другими! — врожденными свойствами. Когда мы ждем от других того, что они дать не способны, мы неизменно разочаровываемся, обижаемся, получаем плохой опыт.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает глубокое понимание причинно-следственных связей, которые формируют обиды, что дает способность осознать их и… не самовнушиться, что «обиды нет», не «выплеснуть обиду» и т.д., а в корне избавиться от обиды , вообще перестать обижаться. Это высвобождает колоссальную энергию и желание жить. Многие тысячи людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, говорят о своих результатах. Среди них и люди, которые избавились от старых обид:

«…Обиды уходят. Мелкие и легковесные на раз, те, что «потяжелей» - постепенно. Обида. Обида полностью управляет моей жизнью. Она застилает глаза, искажает реальность, делает весь мир и людей в нем плохими, настроенными против тебя. Тяжелейшие состояния. Это невероятное облегчение - выйти из-под власти обид. Чувство невероятной свободы. Люди и мир воспринимаются совершенно иначе, будто в другое измерение попал. Жить без обид становится радостней. С семьей насколько легче стало общаться! Не передать словами.

До этого момента я и не представлял себе, насколько огромную роль играет в моей жизни обида. И сейчас еще в полной мере не осознаю этого, но зато теперь у меня есть ключ! Ключ к заветной дверце, ключ к избавлению.

Я жил в каком-то нереальном, придуманном мной мире. Жил иллюзиями, не имеющими никакого отношения к реальной жизни. Сейчас оглядываюсь назад и испытываю страх от понимания того, к чему все это могло привести…»
Владимир П., информатик-экономист

«…Я копила обиды на себя, на близких, на жизнь, на мужчин, страдала бессонницей, мигренью, беспрерывной тревогой по малейшему поводу: «а вдруг», рисуя мрачные картинки возможных событий. Всё это съедало силы душевные и физические, я ощущала постоянную усталость и всё реже чему-либо радовалась.

Хотелось быть счастливой, исключить промахи в будущем, для чего посещала психологов, семинары, приобретала тематическую литературу, использовала различные методы, например, Байрон Кейти из шести пунктов по избавлению от обид. Результат был кратковременный, успевала столкнуться с новыми поводами, дабы очередной раз убедиться, что меня не ценят, не любят, не уважают, не берегут…

…К концу лекций первого уровня у меня ушли Обиды, перестала приобретать новые, выдерживая проверку близких, которые просто не верят, что такое возможно (видят меня через себя). Как я это чувствую? У меня не возникает желания обидеться, нет ни сдерживания эмоций, ни самовнушения, я вижу потребности человека вести себя определенным образом, его суть: жизненные принципы, ценности, понимаю, в какой среде обитания он сложился, как личность…»
Оксана К., Москва


Можно колотить себя по ногам или просиживать часами в медитации, пытаясь простить всех, а можно понять свои врожденные свойства и не испытывать обид. Получите свой первый результат уже на бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана! Для участия регистрируйтесь по ссылке

Статья написана с использованием материалов

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

(А.С.Пушкин, «Сказка о золотом Петушке»)

Обида – это переживание и опыт, чувство, которое интуитивно понятно каждому, кто говорит по-русски. И это понятие не такое уж простое и очевидное для тех, кто говорит по-английски. Или по-испански. Испанцы понимают «ты обижена», в смысле enfado (я на тебя сержусь). Англичане говорят в похожих ситуациях hurt (боль), grievance (жалоба), injury (травма), insult (оскорбление), offense (преступление), shame (стыд). То есть используют понятия, имеющие отношения к серьезным и социально значимым событиям и отношениям.

Что же значит понятие «обида» для эмоциональной жизни людей, которые говорят по-русски? И даже если нет одного-единственного слова, которое обозначало бы явление, сам феномен такого типа переживания мы заметим в разных культурах. Мы знаем, что «обида» – не эмоция, но целое событие душевной жизни. Например, если женщина в русской культуре говорит о третьем лице, что «она обижена», то эта короткая фраза подразумевает, что «я ожидала нечто от тебя, а ты действуешь по-другому. И есть «дельта» между моими ожиданиями и реальностью. Как результат этого несоответствия развивается напряжение и дезориентация. Начало горевания в связи с разрушением ожиданий. И еще есть мое недовольство реальными поступками этого человека. И мое недовольство собой, саморазрушение как способ реакции на ситуацию».

В одном душевном порыве соединены разнонаправленные вектора. Это разрушение себя самого, реакция злости-утраты в связи с разрушением ожиданий и реакция недовольства, адресованная значимому другому. Итак, эти три разнонаправленных вектора чувств злости, растерянности, страха суммируются. Именно сумма этих переживаний, их взаимная блокировка создают эффект токсичности.

Обида (или «обидка» – в современном разговорном русском языке, ВИКИПЕДИЯ) – часто употребляемое слово в ситуациях, когда клиент хочет рассказать о пережитом им негативном опыте в области отношений. Поэтому «обида» – частая тема, которая становится фигурой для работы во время консультации с психологом. Конечно, прежде всего вспоминается, что обида это детское чувство. Что-то про бессилие и гнев ребенка. Однако об «обиде» говорят и взрослые. Есть указания практиков, что люди, склонные к обидам, бывают предрасположены к соматическим реакциям на стресс. «Обиды» часто лежат в основании затяжных семейных неурядиц, это сильное переживание мы можем наблюдать при разводах. Далее мы покажем, что есть случаи, когда предложение со стороны терапевта «обиды» как темы позволяет стронуть с места застывшую ситуацию во время консультации.

Рассмотрим ситуации, которые создают предпосылку для «обиды». Если мы рассмотрим типичные житейские эпизоды такого типа с использованием концепции «организм-окружающая среда», то сообщение об обиде – это всегда реакция на что-то происшедшее во-вне, в окружающем мире. Причем это что-то связано с важным и близким для человека лицом. С действиями, которые враждебны по отношению к говорящему. Или которые переживаются им как разрушительные. Бытует в русском языке два варианта использования этого понятия. Одно как «разрыв слияния» («обидно, я так на тебя рассчитывала»). Второй вариант – это проявление враждебности («мама, он меня обидел!»). Если обратиться к истории слова «обида», мы заметим, что употребление слова «обида» и «обидно» в тех смыслах, которые дает нам практика русского языка 19 века, близки к значениям английского языка. Слово «обида» будет переведено английский как болезненные действия (приносящих боль) или действия, которые разрушают договоренность и общественные устои. На немецком языке это слово offensively (по корню близкое к значению «агрессия, наступление»). То есть все указывает на агрессивный разрыв чего-то. В современном русском языке мы чаще обнаружим значение, отсылающее нас к разрыву слияния, разрыву связей или ожиданий. Например, мать говорит о сыне «мне обидно, что я столько денег вложила в оплату репетиторов, а он не хочет поступать в ВУЗ ». Современный клиент, как носитель русского языка, не знает об этой сложности и свободно на консультации говорит о своих «обидах». Легко использует слово «обидно» или «обижаюсь», или «обида», для того, чтобы отразить некоторый комплекс личностно-эмоциональных переживаний и опыта. И именно в таком виде приносит материал психологу. И психологу-консультанту такой способ изложения материала интуитивно понятен.

Личностные переживания, вовлеченные в эпизод обиды, бывают мощные и разрушительные, степень саморазрушения, которая сопутствует переживанию обиды, может затрагивать широкие области телесной и эмоциональной жизни. Есть наблюдения о том, что по своему характеру люди бывают обидчивые или не очень обидчивые. Есть наблюдения, что люди более или менее склонны к переживанию чувства обиды, в зависимости от фонового настроения, общей физической усталости, обстоятельств ситуации.

С точки зрения гештальт-терапии чаще всего говорят, что «обида – это событие разрыва слияния», которое мы наблюдаем, если человек выходит из конфлюэнции. Иными словами, это событие, которое имеет место, когда разрушена модальность контакта (конфлюэнция), которая сама по себе уже является формой «прерывания контакта». Напрашивается предположение, что работа с конфлюэнцией будет в фокусе внимания гештальт-терапевта. Но сложность в том, что конфлюэнция уже разрушена. А момент, когда она была «создана», остался далеко в прошлом.

Практика работы гештальт-терапевта показывает, что работа с темой обиды не так проста. Например, популярные практические рекомендации психологов, которые предлагают «оставить обиды, простить обиды», клиенты часто не могут выполнить. Популярный психолог Николай Козлов считает, что «основные направления работы – работа с внутренними выгодами от обид, снятие негативных якорей и обучение грамотному общению». Это предложение звучит логично, но мало помогает на практике.

Попробуем разобраться более детально в феномене обиды и предложить некоторые идеи для понимания этого драматического процесса с точки зрения гештальт-диагностики. В практике психолога мы заметим несколько типов ситуаций, в которых употребляется слово «обида» или «обидно».

— ребенок обижен на взрослых, которые не выполнили его желания или нарушили обещание, которому он поверил (отказывается от общения и проявляет злость как следствие обиды);

— клиент прямо сообщает, что переживает обиду и «хотел бы с этим что то сделать»;

— клиент говорит о трудностях и напряжении в актуальных отношениях с близким человеком, и под этим напряжением легко обнаруживается «обида», которая есть у одной из сторон;

— клиент сообщает, что «хочу и не могу» сделать что-то в области отношений. И готовится к разрыву отношений. При детальном анализе выявляется «накопление обид»;

— соматические реакции на стрессовые ситуации. При разборе и детальном анализе в основании реакции обнаруживается заблокированная обида, ставшая местом накопления агрессии;

— реакция обиды при изменении ситуации по инициативе со стороны другого человека. Другое название этого процесса – разочарование, предательство, утрата, бессильная ярость. Наблюдается при разрыве отношений между партнерами, при измене одного из супругов;

— обида в рамках отношений дети и родители. Как отражение сепарационных процессов;

— обида как реакция на оскорбительные или принижающие действия значимых людей, реакция на проявление неуважения;

— обида как реакция на «неправильность» ситуации, реакция на несправедливость;

— обида как след «незавершенного действия», остановленной активности;

— обида (обидно) когда начинал действие и не смог завершить;

Эмоционально обиды переживаются как что-то ядовитое, разрушительное, связанное с агрессией и предательством. И переживается на телесном уровне, на уровне межличностных отношений, на уровне социальных связей, на уровне личностных ценностей. Психологи-консультанты знают, насколько разрушительными для личности или для отношений бывают обиды. И как трудно бывает помочь человеку, который захвачен обидой. Снова и снова обиды возвращаются. Клиент описывает субъективное ощущение чувственно переживаемой катастрофы и невозможность продолжать жизнь. Бытовой язык приписывает слову «обида» разрушительные телесные атрибуты: обида – большая обида, великая обида, глубокая обида, горькая обида, жгучая обида, жестокая обида, кровная обида, нестерпимая обида, острая обида, серьезная обида, смертельная обида, тяжелая обида, тяжкая обида (Г.И.Кустова).

В представленном выше списке мы выделим два вида обиды, которые в опыте человека становятся наиболее «токсичными» и потому часто попадают в поле внимания практического психолога. Заметим, что обида как трудное чувство не признается академическими психологами, которые справедливо считают этот феномен «поведением», а не «переживанием» (Изард). «Токсичными» мы назовем их потому, что их последствия максимально разрушительны для соматической сферы человека, для его эмоций, для личности и для развития межличностных отношений. Понимание обиды как результат нанесения вреда, как правило, не создает токсических эффектов.

Первый тип «токсической обиды» – это «незавершенная ситуация». Он связан с накоплением не выраженного напряжения, агрессии в межличностных отношениях. И является формой ретрофлексии. «Я накапливаю обиды, годами, потом однажды выплескиваю всю агрессию и разрушаю отношения. Или накапливаю негатив и болею ». Такого типа сообщения часто иллюстрируют первый тип токсической обиды. По своей природе эти обиды есть остановленный и законсервированный процесс выражения недовольства в рамках отношений. С точки зрения гештальт-подхода в этом случае задействован механизм ретрофлексии (Сименс, 2008, стр 44).

Второй тип токсической обиды – это форма саморазрушительной реакции человека на факт разрыва слияния (Сименс, 2008, стр 39). «Он ушел, это было предательство, и наступила катастрофа. Я обижена и не могу его простить. Это разрушает мне жизнь ».

Практика в работе с двумя типами токсической обиды

Первый тип токсической обиды. Незавершенные действия . Тактики состоят в том, чтобы реконструировать давно забытый конфликт, который вспоминается только как след обиженности. Далее предполагается хорошо известная работа по типу «незавершенного действия». Тактики состоят в том, чтобы восстановить контактную форму диалога в той старой ситуации. Выразить чувства, обнаружить претензии, обратиться прямо к «обидчику» в воображаемом эксперименте или непосредственно в жизни, прояснить отношения. Наиболее близки к этим тактикам подходы в работе с проблемами насилия и работа с жертвами.

Парадоксально в динамическом отношении то, часто при накоплении обиды по первому типу токсичность состоит в том, что человек сам является носителем агрессии в ситуации, и сам же является жертвой этой же самой агрессии. Виктимность, однако, может быть результатом развития собственных невротических механизмов человека, а не только результатом внешних невротизирующих ситуаций. Независимо от того, накоплена не распознанная обида по причине внешней невротизирующей ситуации, или в большей степени по причине личностных паттернов, результаты такого токсического накопления обиды похожи. Это соматизация при стрессе, разрушение отношений, одиночество.

Мы не будем здесь подробно останавливаться на тактиках работы с незавершенным действием, так как они широко известны (Перлз, Гудман, 2001, стр 108-112).

Второй тип токсической обиды. Обида как реакция на разрыв ожиданий или разрыв отношений . Этот тип обиды представляет гораздо больше сложности для практического психолога в ходе консультаций. Токсическая обида второго типа – это катастрофическая саморазрушительная реакция на факт изменения внешней ситуации. Развитие этой реакции ведет либо к хроническому одиночеству («я был обижен, и с тех пор как-то отношения новые не складывались»), либо к гиперкомпенсациям и к развитию расщепления как к способу анестезии невыносимого переживания, в том числе нарциссическим формам поведения, алкоголизации, иногда соматическим нарушениям (Гронштейн, 2013, стр 13).

Для иллюстрации того, как формируется гиперкомпенсация, процитируем слова популярной песенки: «все равно счастливой стану даже если без тебя …». Гиперкомпенсация создает эффект «бойкости» и «бравости», которые прикрывают расщепление и усиливают тему одиночества и нарциссические формы адаптации.

Токсичность обиды второго типа поддерживается тем, что массовая культура предлагает человеку «забыть и жить дальше», отказаться от обиды. Именно так построены многие практические популярные руководства для интересующихся психологией. Но сообщения клиентов, что «все понимаю умом, но чувствами простить и забыть обиду и предательство не могу» указывают на недостаточность такой идеи.

Обида и разрыв конфлюэнции

Попробуем подробнее рассмотреть второй тип токсической обиды и сосредоточиться на ее корнях. Понимание корней поможет нам найти адекватные тактики работы в терапевтической сессии.

Для начала введем понятие о двух формах «слияния» и концепцию контакта. Это конфлюэнция или слияние, действующие как форма срыва контакта (Сименс, 2008, стр 39) и «позитивное слияние» как позитивное и важное для жизни человека среди людей событие финального контакта (Сименс, 2008, стр 40).

Позитивное, плодотворное по форме слияние – это слияние матери и младенца, слияние двух любящих людей, которые движутся к встрече друг с другом. В этом варианте слияние – это наивысший момент контакта, когда два человека обмениваются энергией, влияют друг на друга.

Конфлюэнция (слияние) как прерывание процесса движения по циклу контакта – это также модальность контакта. Но по сути это форма остановки творческой энергии, способ остановки движения. Это способ для человека избежать области тревоги и заменить свое движение к финальному контакту другой модальностью контакта. Именно некоторым иллюзорным и слабо дифференцированным пространством контакта, в котором начинает разворачиваться нереалистическая, смутная и невротичная, даже можно сказать, что фантастическая коммуникация с миром.

Выбор (произвольный или случайный) формы организации контакта будет иметь для человека вполне практические последствия. Например, общаются два человека. Первый хочет внимания второго. Если второй не соответствует ожиданиям первого, мы можем предположить, что первый переживет неприятные чувства. Но вот мы увидим разницу в результатах. Если был эпизод «полного контакта», то первый человек признает разницу и отступит. Если была конфлюэнция, то первый человек в этом мысленном эксперименте, скорее всего, будет переживать опыт обиды и саморазрушения.

Если мы сравним «позитивное слияние», которое есть результат движения к контакту, и прерывание движения к контакту по типу «конфлюэнции», то разница в том, насколько человек ощущает самого себя как отдельного, автономного, ощущает сам себя. В случае позитивного слияния человек движется к контакту, опираясь на себя самого. И при необходимости выхода из слияния эффект разрушения ожиданий либо не замечается, либо носит не токсичный характер. Во втором варианте (прерывание контакта по типу конфлюэнция) человек встречается с тревогой и «срывается» с цикла контакта, отказывается от себя, от тревоги или от беспокойства, «сливается с процессом».

Субъективные описания переживания эйфории и энергии, наверное, похожи в этих двух случаях слияния. В первом случае (позитивное слияние), если слияние будет прервано, то человек переживет печаль и горе, и вернется к обыденной жизни. Во втором случае, если слияние будет прервано, то человек не может вернуться к обыденной жизни, потому что он уже функционировал к этому моменту без опоры на себя. Он был в специфической модальности контакта, так как прерывания контакта мы можем считать вариантом, формой контакта (Маргерита Спаньола-Лобб, 2014), по типу конфлюэнции. И то, что он субъективно переживает при разрыве слияния, в чувственном плане является катастрофой.

Существенная разница в том, что происходит после выхода из слияния. Насыщение опытом слияния или переживание голода и разрушения. Вариант здорового слияния дает двум людям чувство насыщения и возможность после выхода из слияния «отойти и встать на свои ноги». В случае, если человек находится в «конфлюэнции» с человеком или с ситуацией, и человек ушел из слияния, или ситуация изменилась, то этот разрыв переживается человеком как тотальная катастрофа и буквально исчезновение себя. Вся энергия в первом варианте возвращается человеку «с прибавкой». Вся энергия в случае «конфлюэнции» после разрыва слияния направляется человеком в саморазрушение, в проекцию, направлена в бессильную ярость и попытку присвоения того, что уже недоступно.

Темпоральный принцип

Токсическая обида второго типа базируется на эффекте конфлюэнции («слияния»). Поэтому в практике гештальт-терапии такую обиду мы рекомендуем рассматривать как катастрофический эпизод в длинной цепочке событий. Однако важную для реабилитации ключевую ситуацию мы обнаружим на временной оси этой цепочки событий в интервале времени задолго до того момента, как случается обида. В ходе терапевтической сессии мы опираемся на темпоральный принцип. Мы делаем предположение, что обида есть отдаленный результат ранее (задолго до эпизода обиды) имевшей место ситуации. Предположительно, в той ситуации был повод для напряжения, тревоги и конфликта, которые стали поводом для конфлюэнции, для компромисса. И для отказа от творческого приспособления. Отказа от процесса «здорового» по форме контакта.

На основании такой гипотезы мы предлагаем новую тактику терапии эпизодов токсической обиды.

Основой тактики будет признание и присутствие. Это, прежде всего, признание факта катастрофы. Терапевт не будет поддерживать мало реалистический запрос «изменить к лучшему актуальное состояние» человека. Наоборот, мы предлагаем рассмотреть хронологию его жизни, которая была до эпизода обиды. Выделим четыре последовательных этапа на пути человека от «обычной жизни» к обиде. На каждом из этих этапов мы заметим специфические формы организации контактных процессов, их последовательность и поймем природу обиды.

Первый этап. Фрустрация. Человек движется по жизни и сталкивается в сложной ситуации с беспокойством. На этом первом этапе мы будем предполагать, что он еще способен к организации контакта по естественному циклу контакта. То есть будет реагировать на события внешнего мира (на фрустрацию) возбуждением и начинать ориентацию. В завершении первого этапа этой цепочки событий происходит важное событие. Человек вовлечен в трудную ситуацию, где ему необходимо справиться с большим количеством задач. И в условиях дефицита времени, не имея достаточной поддержки от окружения, он не в состоянии внимательно ориентироваться в этих задачах и в этих конфликтах. Наступает момент перегрузки и начало кризиса.

Второй этап. Кризис. В минуту тревоги человек входит в кризис, регрессирует, попадает в замешательство. Чтобы выйти из мучительного напряжения, он отказывается от опоры на себя, от своего эго, и думает – «решусь, сделаю как-то, что подсказывают обстоятельства, и вдруг пронесет ». Он соглашается на компромисс, на «конфлюэнцию». Он сваливается в утешительный механизм прерывания контакта, в «слияние», которое дает ему субъективное переживание облегчения. (Кстати, такой эффект облегчения дает не обязательно конфлюэнция, другие прерывания дают сходный эффект. Но к формированию обиды наиболее располагает именно конфлюэнция).

Итак, человек получает временное успокоение, эйфорию и чувство слияния с ситуацией, которая ранее казалась сложной и неразрешимой. Надежда, идеализация ситуации, в сочетании с репрессией (изоляцией) части побуждений, отказ от полноценной ориентации и творческого приспособления в обмен на прогнозирование развития событий и интроекты.

Третий этап. Невротизация. Этап длится долго. Это жизнь на фоне «конфлюэнции». В продолжение жизни возникают, естественно, дополнительные события и вызовы от судьбы, или собственные порывы и интересы, собственные возбуждения. Но человек не полностью принадлежит себе. Он в слиянии. Поэтому он размещает энергию, которую дают ему такие события, в форму «невротических паттернов». Мы хотим поставить акцент на этом моменте, чтобы объяснить известный факт. Человек на фоне слияния отказывается от творческого приспособления, легко поддерживает интроекты, часто в коммуникации поддерживает невротический треугольник Карпмана. И настойчиво сопротивляется осознанности. Наблюдателю кажется, что человек как-то поглупел и не понимает естественных для наблюдателя фактов и логики событий. Иногда кажется, что человек убегает в невротические механизмы, как белка в клетке убегает в колесо. Запрыгнет, побегает по кругу, сбросит напряжение и снова возвращается в клетку. Позже, после проработки всей цепочки событий, терапевт с удивлением обнаружит, что его клиент стремительно яснеет умом и осознанность возвращается к нему.

Человек отказывается от творческого приспособления для того, чтобы не разрушать уже имеющегося механизма слияния. Мы заметим, что человек успокаивается за счет того, что просто отделяет от себя часть возбуждения, создавая фиксированные динамические проекции. И это готовит почву для обиды.

Четвертый этап. Катастрофа. Какое-то из внешних событий оказывается настолько серьезным, что имеющиеся невротические схемы не в состоянии его скомпенсировать. Наступает разрыв конфлюэнции. Трагическое чувственно переживаемое разрушение того мира, который был его представлением. «Я обиделся», говорит словами человек. Но это только упрощенное название для тотальной катастрофы, которая переживается чувствами, в которой есть переживание предательства, растерянности, ярости.

Кризис наступает, если человек или ситуация, которые входят в композицию слияния, меняют резко свое поведение и невротические паттерны уже не дают возможности удержать энергию. Человек буквально оказывается в ситуации тотальной катастрофы. «Мир ушел из-под ног, когда ты сделал не так, как я рассчитывал!», скажет он. Это будет не совсем правдой. Так как мир уже не был под ногами, с момента перехода в слияние как прерывания контакта. И к катастрофе присоединяются воспоминания обо всех пережитых обидах и катастрофах жизни. Включая ранние детские воспоминания. Но обсуждение их и поиск параллелей в детстве ведет к воспоминаниям о старых обидах, и не дает заметного облегчения. Друзья советуют «простить», но это не кажется реалистичным. Обида затягивает.

Как же развертываются события дальше? Чаще всего продолжение сюжета идет по одному из двух вариантов. Первый вариант развития ситуации – это развитие кризиса, переживание катастрофы и «работа горя». Признание катастрофы, признание бессилия, признание факта разрушения старого мира, горевание и начало возрождения и восстановления способности к новым отношениям и способности к контакту. Слияние, которое было начато давным-давно, разрушено душевной болью и страданием. Жизнь начинается на выжженой горем земле заново.

Второй вариант развития событий после обиды – это гиперкомпенсация. Такой вариант часто кажется терапевту более социально адаптивным и встречается чаще, но он по сути дела развивает тенденцию к расщеплению и потому так же токсичен, как эпизод обиды. Гиперкомпенсация не дает хорошей перспективы в плане восстановления способности к контакту. Иногда это «поиск виноватых ». Это формирование компенсационных механизмов, останавливающих и изолирующих катастрофу. Чаще всего чувства, связанные с переживанием катастрофы отщепляется и «репрессируется», через механизмы дефлексии. Как поется в старой песенке: «все равно счастливой стану, даже если без тебя! ». Или мы вспомним бойкое заявление участника тренинга личностного роста: «теперь я стану стервой! » и др.

Другой вариант ситуации – это формирование сверхценной идеи и требования к миру: «верните мне всё как было ». Стороннему наблюдателю видно, что ситуация изменилась, старые отношения не вернуть. А человек настойчиво требует от окружения сочувствия, действий, направленных на восстановление прежней ситуации, где было так тепло и безопасно в слиянии, угрожая себя убить как герой фильма, «ножом по горлу» или «прыгнуть с крыши» или спивается в компании незнакомцев, каждый раз попадая в новую трудную ситуацию, как бы говоря «вот видите, до чего меня это доводит» . К обиде на ситуацию с партнером добавляется обида на непонимающее, не разделяющее всей глубины трагизма окружение. Такой клиент обращается к терапевту с запросом «помогите мне сделать так, чтобы все было как раньше ».

Такие гиперкомпенсации часто выглядят социально очень привлекательными и одобряются окружением. Человек становится более «куражным», бравым, бойким и социально смелым. Иногда его планы кажутся четкими и реалистическими. Это отвлекает внимание и клиента, и терапевта от того факта, что у человека нарушена способность к установлению контакта и он действует невротично. Как следствие, такая гиперкомпенсация часто ведет к одиночеству и препятствует развитию здоровой привязанности.

Тактики терапевта при токсической обиде второго типа

Если ко мне как к терапевту приходит клиент, который сообщает об «обиде», я предполагаю сначала сделать дифференциацию. Возможно, он просто, как ребенок, называет обидой свое недовольство ситуацией, которое остановлено. Он злится, что ему не удалось совершить задуманное. Или огорчен, что его интересы и границы нарушены. И тогда задача консультанта простая. Необходимо признать ситуацию, дать поддержку клиенту, помочь ему выразить недовольство и агрессию в адрес второго человека или в адрес ситуации в целом. Ответить агрессией на нанесенную обиду.

Вспомним стишок из детства: «жил на свете царь Дадон, смолоду был грозен он. И соседям, то и дело, наносил обиды смело » (Пушкин, «Сказка о золотом петушке»).

Но если у человека токсическая обида, ситуация не так проста. Заметно, что прямолинейно направить свою агрессию тому, кто стал причиной обиды, человек не может. Точнее, выражение агрессии ведет к еще большему переживанию разрушения и не дает облегчения. В этом случае терапевт моет выдвинуть гипотезу темпорального типа, а именно, терапевт может предполагать, что обиде предшествовало по оси времени нарушение контакта по типу конфлюэнция.

В таком случае мы предполагаем алгоритм работы, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе терапевт фокусирует внимание на факте и признание катастрофы. На втором этапе терапевт признает, что до катастрофы имело место слияние. И самая важная точка для работы – это ситуация, которая предшествовала эпизоду потери контакта и началу слияния.

Кроме того, полезно бывает обсудить с клиентом и сделать доступными наблюдению часть паттернов, которые предшествовали катастрофе. Можно связать эти невротические паттерны с сюжетами из детства, с параллельными процессами из отношений с родителями, найти их происхождение в семейных сценариях.

Но самая важная для исцеления фокусировка делается на эпизоде, который предположительно предшествовал срыву контакта по типу «слияние». В этом эпизоде терапевт рассчитывает обнаружить несколько конфликтов, реальные фрустрации, отсутствие достаточной поддержки. Терапевт может помочь клиенту вернуться к реальности контакта, реальности реакций на фрустрацию.

Мы не будем ожидать, что найдем задним числом «хорошее решение» того старого конфликта. Для нас важной целью является восстановление способности к контакту. Мы просто дадим признание тому, что ситуация была реально сложной, и признаем факт, что клиенту реально не хватало ресурсов и поддержки. Мы найдем незавершенные действия. Мы с клиентом делаем восстановление «точки возврата » – чувств и порывов в той ситуации, которая предшествовала хронологически эпизоду «прерывания контакта по типу слияния».

Кажется, зачем такое внимание старому эпизоду? Но нам этот эпизод максимально важен в плане темпоральности, так как именно в этом эпизоде человек был еще вне слияния. Был способен к контакту. К переживанию фрустрации. И только перенапряжение сил в ходе конфликта привело к тому, что человек растревожился и сорвался в прерывание «слияние».

Нашей целью в этой работе является не облегчение жизни, а возвращение человека в реальность из смутной области рая и ада невротических компенсационных механизмов. Если такая тщательная работа с преконтактом будет успешной, мы будем свидетелями чуда. Восстановление у человека способности контакта и возвращение к себе. И свободное понимание и осознавание им своей жизни в том числе в период слияния.

И небольшое дополнение. Если человек уже захвачен гиперкомпенсацией, то мы сначала возвращаемся по сюжету к эпизоду обиды, а только потом уже действуем по алгоритму, изложенному выше.

Внимание и интерес терапевта

Как терапевту тренировать свою наблюдательность и методологию для такой работы?

Я предлагаю читателю заглянуть в творческую лабораторию и познакомиться с примером эксперимента, который проходил в рамках методического семинара из цикла «Репрессированные процессы в работе гештальт-терапевта».

Этот эксперимент имел целью исследовать алгоритм организации и фокусирования человеческого опыта, связанного с обидой. В эксперименте мы рассматриваем события в темпоральном ключе. Что означает в нашем случае, что каждый следующий по хронологии эпизод несет на себе следы подавлений или компенсаций, созданных в предыдущем эпизоде.

Эксперимент проводится в группе из трех человек.

Первый шаг. Первый участник (клиент) рассказывает о ситуации и об обиде. Группа придумывает метафору, которая в художественной форме аллегорически, с максимальным компонентом чувствительности и подобия процесса отразила бы степень катастрофичности, которая переживается человеком. Например, это может быть сравнение в цунами, с геологической катастрофой. Не стоит останавливаться на обобщенных формах иносказания. «чувствую себя плохо как загнанная собака». Стоит выбрать метафору, которая своими формами в динамике отразила бы, буквально иллюстрировала динамику переживания. Метафору рекомендуется сделать максимально выразительной. Например, «как будто бы разломалась земная кора при землетрясении…». задача – передать всю интенсивность переживания, не маскируя отвлекающими посланиями. Эта метафора, когда она покажется подходящей «клиенту», завершает этап.

Второй шаг. Второй участник помогает клиенту вернуться в прошлое и вспомнить историю. «Вспомните, как давно вы знакомы с этим человеком?», «как вы познакомились?», «что было в начале?». Задача этапа – выявить последовательность развития событий и в том числе обнаружить в биографии точку «начало ситуации» и распознать элементы ситуации, в которой был конфликт и потом кризис и прерывание контакта «слияние». Третий участник в это время выполняет функцию наблюдателя и старается запомнить, какие невротические паттерны предшествовали эпизоду обиды.

Задача этого эпизода – восстановить тот способ организации контакта, который был у человека до того момента, когда его душа была растревожена и он «свалился в слияние». Человек снова вернется к переживанию той непростой для него ситуации. Признает без стыда и вины то, что тогда вдохновляло и мотивировало его. Признает свои выборы. И признает открыто те компромиссы с самим собой, на которые он пошел. Мы сделаем реальный акцент на то, что человек получал недостаточно поддержки из окружения для того, чтобы реально двигаться в соответствии со своими интересами.

Третий шаг. Третий участник рассказывает и вместе с клиентом обсуждает невротические паттерны и привычные способы организации действий, которые были во время периода «слияния». (Мы помним, что в период слияния ситуация часто меняется, есть возбуждение, и человек как то организовывает свою активность, чаще всего с использованием невротических сценариев.)

Четвертый шаг. Обсуждение. Первый участник («клиент») говорит о своих осознаваниях.

Пятый шаг. Возврат к метафоре, которая отражала тему катастрофы. «Клиент» раздумывает о своей метафоре. О том, как она меняется для него сейчас, после обсуждения прошлого. Возможно, будет найдена опора для развития пути в будущее в самом сюжете метафоры. Например, «пропасть и разлом земной коры обнажили глубинные слои земли. И на этой земле начали появляться новые формы процессов и новые темы. Захотелось полетать над пропастью, как летает орел над Большим Каньоном.. .».

Может быть, будет найден новый потенциал развития в некоторых деталях метафоры, которые казались, может быть, вполне факультативными и малозначимыми на первом этапе.

Вот пример из одного эксперимента. На первом этапе «я переживаю ситуацию, как дерево, в которое ударила молния и оно наполовину обуглено». На пятом шаге клиент может осознать, что в дереве есть жизнь. Что «остались живые корни дерева. Оно может пустить еще новые ветви из уцелевших частей ствола, нащупать корнями животворную влагу в глубинах земли».

Это задание было предложено в качестве эксперимента в группе, которая хотела более детально изучить феномены смены чувств, которые замечаются во время опыта обиды. Мы понимаем, что это задание не имеет само по себе функции терапевтической работы. Но практика эксперимента показала, что такая последовательность фокусировок дает прочувствовать и реально наблюдать, как сменяют друг друга переживания и фигуры при перемещении внимания вдоль темпоральной оси.

Нам кажется, что внесение фактора темпоральности (очередности и сменяемости событий) позволяет заметить, насколько разнообразен опыт, включенный в единую композицию обиды. Обида понимается не просто как локальная эмоция, а как развернутый во времени эпизод. Терапевт может дать внимание всему разнообразному опыту и признать разнонаправленность побуждений и проявлений функции ИД и функции ПЕРСОНЭЛИТИ на разных этапах. Тактика терапевта заключается в том, чтобы дать признание и уважение каждому переживанию в отдельности.

И еще раз обратим внимание, насколько велика роль небольшого эпизода, который предшествовал срыву в «слияние». Именно с этой точки контакта все события, которые последовали по времени после эпизода «слияния», рассматриваются в метафорическом смысле как одно длинное «ответвление» от основного пути жизни, как одна фигура.

Заключение

Идеи авторов, которые писали о гештальте в 1950-е годы, были развиты в области поддержки энергии, поддержки и фокусирования (выразительного) движения от себя к миру, событиям на границе организм и окружение. В некоторых частях эти идеи еще имели влияние психоанализа, то есть рассматривали сознание как самостоятельную ценность, и организм как целостное образование, которое имеет возможность двигаться от себя к миру и обратно, обмениваться в ходе контакта с окружением, вступать во взаимодействие с окружением, реализовывать свои потребности. Ретрофлексия и проекция были самыми заметными прерываниями контакта.

В 21 веке на первый план выходят темы расщепления и компенсаций расщепления. Эта новая ситуация делает вызовы для гештальт-терапии. Привычное для работы гештальт-терапевтов фокусирование энергии, внимание на формы движения от человека к миру и обратно не достаточно для того, чтобы восстановить целостность. На первое место в терапии выходят задачи, связанные способностью человека поддерживать «здоровые формы контакта» и способность к привязанности в отношениях. Темы, в которых событием будет способность или неспособность клиента входить в отношения привязанности. Проблемы одиночества. На первое место выходят механизмы интроецирования и конфлюэнции. Репрессированные, вычеркнутые (удаленные) из области актуальной эмоциональной жизни контактные процессы. И задача терапевта – восстановление самой способности к контакту – становится важнейшим приоритетом в работе.

Елена Петрова, © 2015

телефон: +7 921 9086944

e-mail: [email protected]

Петрова Е. Трудное чувство: обида: Темпоральный принцип в работе с токсической обидой. // Гештальт-вестник-2014: Сб. материалов Латвийской ассоциации гештальт-терапии. — Рига: LGTA, 2015. С. 48-61.

Литература:

Гротштейн Дж. С. Расщепление и проективная идентификация. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2013.

Изард К. Психология Эмоций. – СПб: Питер, 1999.

Кустова Г.И. Словарь русской идиоматики (http://dict.ruslang.ru).

Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.

Сименс Х. Практическое руководство для гештальттерапевтов. – СПб: Изд-во Пирожкова, 2008.

Спаньоло Лобб М. Сейчас-ради-потом в психотерапии: Гештальт-терапия, рассказанная в обществе эпохи постмодернизма. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.

Мы разобрали, что злость – индикатор потребности. Чаще и интенсивнее она возникает в значимых отношениях.

Как и любое другое чувство, злость – не ментальный процесс. Ее невозможно вызвать или уничтожить усилием воли, невозможно уговорить себя не злиться. Можно лишь запретить себе переживать чувство, замаскировать его чем-то другим.


Важно помнить при этом, что пытаться изменить чувства под свое видение – акт насилия над собой.


Что же делать в терапии с фигурами злости?


1. Обнаружить переживание


Скорее всего клиент придет с одной из двух полярностей:

— с подавленной злостью, злостью на себя, обидой, депрессией;

— с «бурлящей» злостью, страданием от собственных реакций, истощением, сложностями в социуме.

Задача терапии обнаружить злость, выделить ее среди других чувств, дать ей место быть.

Важно отметить, что обнаружение злости НЕ РАВНО призыв быть злым, опасным, деструктивным.

Обнаружить злость РАВНО признаться себе в ней.


2. Обнаружить потребность

Какое желание фрустрировано?
Где нарушены границы?
В чем невозможность?

Обычно, это достаточно большой пласт терапии, поднимающий множество тем.


3.Определить адресата


Часто из-за страха отвержения, невозможности донести, признаться, попросить (и других механизмов прерывания контакта) злость достается совсем не тем людям, которым предназначалась.

Иногда это происходит осознанно, но чаще нет.

Такой способ помогает снизить градус переживания, разрядиться, но злость быстро возвращается, так как потребность остается фрустированной.

Задача этого пункта работы определить, кому же на самом деле адресована злость и в удовлетворении потребности от кого так нуждается клиент?

4. Поиск формы проживания чувства и удовлетворения потребности


Формы выражения злости – больная и сложная тема.

Мы не хотим, чтобы на нас злились, это неприятно и болезненно. А если злятся, то только крайне вежливо и конструктивно!

Но злость – это переживание в том числе телесное, и, если мы совсем не повышаем голос, контролируем мышцы лица и жесты, говорим спокойно и «конструктивно» мы вроде и идем за потребностью, но чувство подавляем.

Другой полюс – аффект, полное погружение, захваченность переживанием, потеря контроля.

В аффекте невозможно что-то получить от своей злости или опереться на нее, т.к. в аффекте я теряю осознавание и чувствование себя.

Аффект приводит к быстрой разрядке, сбросу напряжения, но злость так же быстро возвращается обратно.

Чувство важно проживать, не подавляя себе и не заваливаясь в аффект.

Выразить злость – не значит оскорбить, причинить насилие или завязать драку. Мы можем говорить об этом словами.

Например,«Я так сильно возмущена,так зла, что мне хочется ударить тебя!» Злостно? Да! Но это слова, это не действие.

Сказать о своем желании – не значит ударить. Это неприятное сообщение, но честное.

Корректное выражение чувств не исключает экспрессию и мимику, нужные для проживая чувства.

Поиск формы, в которой я могу, оставаясь в чувствовании себя, позволить себе выражать злость, говорить о том, что мне не нравится, реагировать на другого, показывать, что мне больно, я раздражена, при этом оставаясь в контакте с другим – важная задача терапии – развитие ассертивности клиента.

В консультировании мы работаем над развитием навыков ассертивного поведения, коммуникацией.

В психотерапии – что мешает клиенту быть ассертивным? (работа с самоотношением клиента, границами, способностью заявлять о себе, выдерживать напряжение, признавать свои уязвимости, удерживаясь в контакте, и т.д).


5. Когда же отреагирование невозможно, единственный способ эмоциональной разрядки – отгоревание. Мы можем «отплакать» то, чего не можем сделать.

Умение выражать злость помогает идти за своими потребностями, решать конфликты, восстанавливать собственный баланс и баланс отношений, быть в близости



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...