История создания цикла времена года вивальди. Весна в классической музыке

А. Вивальди нередко мыслил свою музыку программно. При этом программу того или иного произведения композитор то ограничивал определенным подзаголовком («Пастушка», «Отдых», «Фаворит»), то развертывал как картину каждой из частей в цикле. Именно так он поступает в своих прославленных 4-х концертах для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало). В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» - «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):

В этом первом концерте представлены произведения Лулли, Рамо, Шарпантье; Куперин и Равель. Это суточный бой, Геркулеан, Фабио и Диомар. Но здесь у нас есть оркестр, играющий все лучше и лучше. Первый концерт из серии: французское барокко - 4 марта - 18 - Сала Минас Жерайс.

Половина приема для студентов, старше 60 лет, молодежи с низким доходом и людей с ограниченными возможностями, согласно законодательству. Из Гайдна это будет Концерт для виолончели с оркестром № 1 до мажор. Это две очень важные и известные работы барочного и классического периодов, интерпретируемые Моисей Бонелла, бразильским скрипачом, проживающим в Соединенных Штатах, врачом по скрипке Университета Джорджии и Рафаэлем Бурато, виолончелистом Камераты Флорианополис, мастером виолончели Университет Монреаля.

  • Концерт E-dur «Весна» (La primavera)
  • Концерт g-moll «Лето» (L’estate)
  • Концерт «Осень» (L’autunno)
  • Концерт «Зима» (L’inverno)

Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено).

Весна

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Концерты Вивальди находятся на полпути между грубым концертом и сольным концертом, в котором представлены три различных инструментальных слоя: основная скрипка, ограниченная группа солистов и тутти других инструментов. Одной из новинок, внесенных композитором, является оценка медленного темпа в концерте аналогично быстрому, благодаря введению хорошо продуманной мелодии. Четыре концерта, которые составляют Станции, ведут серию из двенадцати, озаглавленную «Конфронтация между гармонией и изобретением», то есть между строгими нормами гармонии времени и свободой и фантазией композитора.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Каждый концерт сопровождается сонетом, который описывает в поэзии сцену, изображенную в музыкальном плане. Кроме того, в самом баллах звуки природы и настроения людей указываются под влиянием погодных циклов, будь то радостные танцы жителей деревни, их сонное пьянство после праздника или унылый крик пастуха, когда он просыпается Пришло время летней бури.

Среди симфонических песен, которые требовали композитора того времени, концерты для сольных инструментов имели принципиально разные характеристики. Они были составлены для конкретных случаев и солистов, должны были рассмотреть индивидуальные ресурсы инструменталиста и особый вкус того, кто сделал заказ. Гайдн не был виртуозным инструменталистом, а фортепианные концерты, написанные для собственного использования, исключили присущую им виртуозность жанра. Но на суде Эстерхази были блестящие солисты, в том числе виолончелист Иосиф Вейгл.

Лето

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Для них композитор написал несколько концертов, большинство из которых были потеряны. Недавно были открыты некоторые рукописи, такие как Концерт для виолончели до мажор, чья главная тема первого движения была отмечена самим Гайдном в каталоге его произведений, датированная партией была реконструирована из оркестровых частей, найденных Олдржихом Пулкерт, ревностный библиотекарь Национального музея Праги, с тех пор, за свои неоспоримые качества, Концерт сразу же наложился на репертуар.

Цвиккау, Лейпциг, Дрезден и Дюссельдорф - это времена жизни композитора, которые закончились безумным убежищем недалеко от Бонна. В двухсотлетие со дня рождения города, через которые он проходит, вспоминают этого романтического автора. Обладая двойным талантом, литературным и музыкальным, он оставил комплексную работу, начиная от песен и миниатюр для фортепиано до опер и симфоний. Кроме того, он работал критиком, учителем и дирижером. Другая сторона этого творческого потенциала, однако, была личностью, отмеченной болезнью и депрессией.

Осень

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Шуман не спешил выбирать между литературой и музыкой. Его отец унаследовал свою любовь к письмам, и его мать была чрезвычайно музыкальной. В возрасте 7 лет он взял первые уроки игры на фортепиано и написал свои первые сочинения, а также эссе, поэзию и фрагменты романов.

Первоначально предназначенный для юридической карьеры, он оставил свой родной город для изучения права в Лейпциге. Молодой музыкант также встретил дочь Вика, молодого пианиста Клары, что совсем не нравилось амбициозному отцу. Имея все средства в его распоряжении, он пытался предотвратить эту связь.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Зима

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

Пара жила четыре года в Лейпциге, и первые брачные времена вдохновляли Шумана: вскоре появилось несколько песен, струнных квартетов, пианистических пьес, первых симфоний, Концерт для фортепиано в младшем, оратория Дас Райцы и умирают Пери. Он был назван почетным доктором Университета Йены и смог начать, как композитор.

Однако популярность его музыки была ограничена: Людвиг ван Бетховен, Феликс Мендельсон и Фредерик Шопен гораздо больше соответствовали вкусу времени. Даже жена Клары исполняла свои работы не более как «бис» в ее концертах. Унижение усугублялось тем, что даже во время его гастролей его часто признавали только мужю знаменитого виртуоза.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться. Ничего подобного не было вплоть до «Пасторальной» симфонии Бетховена.

Таким образом, призыв в качестве музыкального директора города Дюссельдорфа стал нитью надежды для композитора. Однако первоначальный энтузиазм Шумана для Рейнленда вскоре развалился. Роберт не приспосабливался к давлению на посту, симптомы депрессии и галлюцинаций становились все более серьезными. Часто он проводил бессонные ночи, жалуясь на все музыкальные произведения, которые отражались в его голове. Тем не менее, треть его работы была составлена ​​за четыре года в Дюссельдорфе, включая концерты на скрипке и виолончели, «Миссус опус 147» и «Реквием».

В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» 8-х мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи. При этом главным для композитора всегда остается передача основного эмоционального состояния.

С посещением молодого Йоханнеса Брамса к Шуману родилась глубокая и прочная дружба. Роберт, однако, все больше погружался в состояние душевного смятения. Он был спасен, но провел последние два года в психиатрической больнице в Энденихе, недалеко от Бонна.

В праздновании двухсотлетия Роберта Шумана многочисленные события запланированы в разные сезоны его жизни в Германии. В Цвиккау это вспоминается с серией концертов и пианистического конкурса. Лейпциг и Дрезден посвящены различным концертам и выставкам. И Институт Генриха Гейне в Дюссельдорфе отображает избранные сокровища из своей коллекции Шумана.

В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.

Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Кроме того, популярная в искусстве тема времен года допускает различные смысловые параллели - в первую очередь, с естественным жизненным циклом человека от рождения до смерти. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.

Роберт Шуман: заметки о «уйти в мире» 150 лет назад естественный композитор Саксонии умер в доме для душевнобольных. Осциллируя поэзию и музыку, она занимает уникальное место в истории музыки. Антонио Лусио Вивальди был итальянским композитором и скрипачом эпохи барокко, который благодаря своей изобильной работе оказал сильное влияние на музыкальное развитие того времени и привел к стилистической консолидации одной из самых сложных музыкальных форм того времени: симфонии.

О детстве Антонио известно мало. Он был сыном скрипача Джованни Баттисты Вивальди, благодаря которому он начал экспериментировать в искусстве музыки. В течение многих лет, связанных с ним, многие из его композиций были впервые исполнены одним и тем же женским оркестром. Хотя такие композиции появляются, во-первых, в форме «большого концерта», бодрости и изобретательной фантазии, поскольку они стремятся к индивидуалистической концепции, они выходят за рамки схемы и принимают направление «сольного концерта», более поздние, более определенные в двенадцати концертах под названием «Ла Страваганза оп», которые структурированы в трех движениях, являются почти исключительно гомофоническими композициями, легкими и быстрыми, с динамичной и выразительной модуляцией, склонными к развитию своего создателя и являющимися источником новых эмоций в процессе изобретения.

А. Вивальди «Времена года»

Пожалуй, одно из самых популярных произведений всех времен – «Времена года» А. Вивальди. Этот цикл из 4-х концертов для солирующей скрипки и оркестра композитор написал в 1723 году. Все они по-своему уникальны, в каждом удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. Все концерты Вивальди сопроводил сонетом, но, увы, сегодня в концертным залах мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются. Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается, что это сам Вивальди.

Именно эти композиции вскоре стали известны Антонио Вивальди по всей Италии, которые очень быстро распространились в остальной Европе; это касалось не только его сочинений, но и, что немаловажно, скрипача, которого он представлял среди великих виртуозов своего времени. Посмотрите на трудности сольных частей его концертов или камерных сонат, чтобы испытать технический уровень, достигнутый им в этой области.

Вивальди был плодовитым автором не только музыки в жанре Концерта, но и много камерной музыки, вокала и опер. Известный и популярный, объем работы был единственным жанром, который гарантировал большую прибыль для композиторов того времени; на самом деле сам Вивальди был привлечен к нему, хотя его церковное состояние помешало ему разобраться с таким жанром, изначально считавшимся слишком банальным и менее назидательным. Фактически, его начальники упрекали Вивальди в его маленькой преданности поклонению и его ленивым костюмам.

История создания

1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.

Погруженный в мир театра, как автор и предприниматель, он будет выпускать Оттоне на Вилле, которая была первой работой Вивальди, из которой он получил новости; после таких титулов, как Орландо Фуриозо, Армида в египетском лагере, Тито Манлио и Олимпиада, сегодня, к сожалению, только эпизодически представлены в театрах.

Вы можете определить искомый тип программной музыки. Сонет, который предшествует каждому из четырех сезонов, описывает годовой цикл природы: людей, которые работают, и животных, которые населяют его. Таким образом, каждый из четырех концертов развивает музыкально свой литературный состав неизвестного автора или, может быть, самого Вивальди: первая «Весна», изображенная в антепостоне сонета, имитирует, например, песню птиц весной. Описательная деталь желания достигает своего представления через сольную скрипку, имитирующую спящего пастуха, в то время как остальные скрипки имитируют ропот растений и фиолетовый лай собаки.

Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.

Второй описывает летучее оцепенение природы в засушливом солнце после шторма, как было объявлено в первом движении, достигая максимального насилия в конце осени, которое, по-видимому, возглавляет Бог Бакко: оно оказывает подавляющее воздействие на жителя деревни, а затем, на рассвете, появляется новая фигура, охотник, с рогами и собаками в поисках добычи. Зимой снег и лед звучат, типичные элементы этого сезона.

Подписание Вивальди по письму, содержащемуся в Государственном архиве Болоньи. После его смерти его музыка затерялась в течение долгого времени; повторное открытие этих работ не состоялось до двадцатого века, благодаря терпеливой руке Баха, который ранее писал свои двенадцать концертов для различных инструментов.

Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году. В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене. В 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.

Всего через два года после выпуска и распространения его работы музыка Вивальди стала одной из самых успешных в мире. Несмотря на печальный эпилог венецианского композитора и длительный период оставления, работа Вивальди внесла через Баха вклад в создание основ для музыки мастеров классицизма, особенно во Франции, и укрепить структуру сольный концерт.

Он совершенствует фортепиано с Фабрицио Миглиорино, Полом Бадурой Шкодой. Беллини за двухсотлетие со дня рождения катанского композитора. Он посвятил себя страсти к урокам игры на фортепиано и пении и является профессором Государственного университета «Риччи Курбастро» в Падуе. Инаугурационной звездой концерта станет Мартин Фрёст, звезда международного кларнета. Но другие инструменты представлены величайшими виртуозами нашего времени: скрипкой Пинхаса Цукермана, флейтой Эммануила Пахуда, трубой Сергея Накарякова, фиолетового Юрия Башмета, гитара Пепе Ромеро, виолончели Марио Брунелло и аккордеон Ричарда Гальяно.

Интересно, но эти первые издания дошли до наших дней и заставили «поломать» голову многих музыковедов. А произошло это потому, что в прошлом столетии в Манчестере исследователи обнаружили еще одну рукопись «Времен года». Она заметно отличалась от амстердамского и парижского издания, в которых музыкальный текст был аналогичен. В найденном же варианте присутствовали весьма развернутые незнакомые исполнителям сольные партии для отдельных инструментов - например, для средней части концерта «Зима» было написано красивое соло для виолончели. Почему подобные партии отсутствовали в первых нотоизданиях, все же удалось разгадать. Историки пришли к выводу, что изначально для удобства они писались и печатались на отдельных листах, но через некоторое время просто потерялись и вскоре про них все забыли. Но ученых интересовал главный вопрос – какая партитура все же являлась первоисточником? Смущал их и тот факт, что манчестерские ноты были написаны не Вивальди, а двумя другими людьми и на двух типах бумаги, которой композитор ранее никогда не пользовался, и к тому же, на всех листах отсутствовала датировка. Историкам пришлось провести настоящее расследование. Ответ на вопрос им помогли найти сведения из жизни владельца этой нотной коллекции - итальянского куриального кардинала Пьетро Оттобони. Его Высокопреосвященство навещал Венецию в 1726 году, где впервые и услышал музыку Вивальди – одну из его кантат. Скорее всего, резюмировали историки, Вивальди в честь знакомства и решил преподнести ему в подарок «Времена года». Он заранее готовился к этой встрече, и поэтому предусмотрительно заказал экземпляр нот у переписчиков. Одним из них, по мнению биографов, был его отец Джованни Баттиста Вивальди. Это и дало основание полагать, что первоисточником является все же амстердамское издание – то самое, которое пролежало в небытии пять лет.

Интересные факты:

  • Исследователи обратили внимание на то, что найденные рукописи Вивальди ощутимо отличаются от печатных изданий. Внимательно изучив их, они пришли к выводу, что эти отличия внес сам композитор. Все дело в том, что он сам лично готовил все сочинения к изданию, но никогда не копировал их точно. Переписывая текст для издательства, он вносил в него множество изменений, а вот свой вариант оставлял прежним.
  • Вивальди один раз использовал музыку Allegro первого концерта в одной из своих опер, созданных в 1726 году. Называлась она «Дорилла в долине Темпи».
  • Одним из самых страстных почитателей этой музыки был французский король Людовик XV. Специально для него придворные даже поставили спектакль на музыку «Весны», желая порадовать своего властителя.
  • «Времена года» иногда называют «Четырехактной скрипичной оперой». А все потому, что композитор очень логично и связно выстроил свой цикл, причем, объединил все не только сюжетом и названием, но и сквозным симфоническим развитием.
  • Фрагменты «Времен года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «Философия будуара маркиза де Сада», «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны».
  • Музыку этих концертов неоднократно использовали для своих постановок хореографы - Ролан Пети, Анжелен Прельжокаж, Джеймс Куделка, Мауро Бигонцетти.
  • Диски с записью этих произведений, сделанной 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов.
  • Стефан Ламбьель победил на чемпионате мира по фигурному катанию 2006 года, выполнив свою произвольную программу под музыку из «Времен года».
  • «Весна» была включена в образцы музыки Windows 3.0.

Аранжировки и современные обработки:

1. В 1765 году в Париже появилась первая вокальная аранжировка концерта «Весна» - это был мотет.

2. В конце 60-х гг. XX века выдающийся аргентинец Астора Пьяццолла создал своеобразное подражание этому сочинению – цикл из четырех танго под названием «Времена года в Буэнос-Айресе». Впоследствии этим произведением заинтересовался российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников. На этом материале он создал транскрипцию для скрипки с сопровождением струнного оркестра. При всей ее свободе и виртуозности, он постарался максимально усилить связь с оригинальным творением Вивальди, и поэтому добавил в нее несколько цитат.

3. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. А принадлежит она соотечественнику Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов.

4. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Вивальди. (слушать)

5. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись (синтезатор) концертов.

6. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов.(слушать)

7. Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку "Грозы". (слушать)

9. Японский коллектив "Aura" спел "а капелла" все 4 концерта.

10. Камерный хор из Франции "Accentus" записал "Зиму" в хоровом исполнении.

11. Новозеландская певица Хейли Вестенра адаптировала "Зиму" в песню, под названием "River of Dreams". (слушать)

12. Американская симфо-рок группа "Trans-Siberian Orchestra" в 2012 году записала композицию "Dreams of Fireflies (On A Christmas Night)" сделав современную обработку «Января». (слушать)

Музыка из концертов А. Вивальди «Времена года» в кино



«Весну» можно услышать в фильмах: "Начинающие" (2010), "Календарь" (1993), "Флаббер" (1997) ,"Бильярдная братия" (2016), "Близко к сердцу" (1996), "Рапсодия Майами" (1995), "Шпионские игры" (2001), "Вид на убийство" (1985), "Голограмма для короля" (2016) и в новом музыкальном мультфильме Гарта Дженнингса "Зверопой" (2016).

«Лето» звучит в кинолентах: "Жилец" (1990) и "История с ожерельем" (2001).

Музыку из «Осени» можно найти в фильмах: "Выход к раю" (1994), "Сестры Бэнгер" (2002) и "Вид на убийство" (1985).

«Зима» встречается в кинофильмах: "Бильярдная братия" (2016), "Голограмма для короля" (2016), "Жестяной кубок" (1996), "Другая сестра" (1999) и триллере "Участь Салема" (2004).



«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Любопытно, но все сонеты очень четко соответствуют форме концертов. Этот факт привел в некоторое замешательство многих исследователей. Внимательно сопоставив стихотворные строки и музыкальную ткань, они пришли к выводу, что изначально все же была написала музыка, а стихи уже писались непосредственно на нее.

Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности. Так, в «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя –лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз.




Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, ну а полуночи– Болонья. Однако до сих пор есть мнение, что это не все подтексты, которые можно найти в музыке. В полной мере их могли понять только слушатели-современники.

«Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность. Такое возможно? Еще как! Предлагаем вашему вниманию один из удачных экспериментов в этой области, произведенных дуэтом «ThePianoGuys».

А экспериментируют музыканты над четвертой частью цикла, которая называется «Зима». Если вы вдруг забыли, как звучит этот концерт из "Времен года" Антонио Вивальди в оригинале, посмотрите его исполнение с солисткой Юлией Фишер. Примерно так это произведение звучало несколько веков назад, не хватает только старинных инструментов, роскошных костюмов и напудренных париков.

Видео: слушать «Времена года» А. Вивальди

А вот «Зима» в исполнении дуэта «ThePianoGuys» с трудом узнаваема. Найдете ли вы в их исполнении вивальдиевские нотки? А может быть, что-то другое, навеянное образами диснеевских мультфильмов? К вашему вниманию – впечатляющая импровизация, современная обработка, объединившая две зимние истории, разделенные сотнями лет. Их действие происходит, как и подобается, в настоящем снежном царстве, где все живое заковано в ледяные объятия. Все, кроме талантливых музыкантов и их техничных стремительных пальцев.

Слушать «Времена года» в современной обработке:



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...