Тютчев я очи знал о эти. Я очи знал, – о, эти очи

Имя поэта Фёдора Ивановича Тютчева известно всем. Не каждый лирик мог так ярко и правдоподобно передавать в своих стихотворных произведениях все человеческие эмоции, настроения и чувства.

Многие произведения автора посвящены природе, родной стране, о которой он никогда не забывал, находясь вдали. Но есть в его творчестве и страницы, связанные с темой любви, с женщинами, которых он так сильно любил. Одной из таких женщин, к которой великий поэт питал особые чувства, была Елена Денисьева. Женщина была на много лет моложе лирика, но это совсем не помешало их взаимной любви. Елена непросто любила Фёдора, она боготворила его и до конца своих дней была ему верна. Тютчев по-настоящему любил эту женщину, но и жену он оставить не смог.


Бурный роман поэта с молодой девушкой вызвал огромный скандал в обществе. Поэт прекрасно понимал, что девушка, родив ему ребенка, была опозорена и навсегда лишилась и наследства, и родственных связей. Но их любовь была сильнее любых преград.

История создания стихотворения

В основу стихотворного тютчевского сюжета положена реальная история автора с его возлюбленной. Девушка стала для поэта музой на долгие годы, а этот стих был одним из первых посвящений.

Юная Елена подарила Фёдору Ивановичу новые чувства и новую эмоциональную бурю, которая давно не трогала его сердце. Он снова почувствовал себя молодым. Датой написания этого стихотворения принято считать 1852 год, когда его страстный роман с девушкой был в самом расцвете.

Поэт не смог защитить свою новую любовь от позора в обществе, но и отказаться от нее тоже не смог. Елена Денисьева до конца своих дней была для пылкого поэта музой и самым близким другом, который поддерживал его и был предан до последнего вздоха. Тютчев, как мог, компенсировал душевные переживания женщины своими стихами.

Сам поэт не раз говорил о том, что ему бывает порой достаточно одного взгляда, чтобы он мог забыть обо всем, что происходит вокруг него. Он ловил этот взгляд, читал по глазам, словно открытую книгу свою любимую. А в книге этой было всё: и любовь, и страсть, и чувства, и горе, и огромнейшая трагедия.

Сюжет стихотворного произведения


Стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!» было написано в самом начале бурного романа Тютчева с молодой Денисьевой. Автор ещё не говорит о трагедии и горькой участи. С первых строк он показывает читателю психологический портрет своей возлюбленной.

Так, лирик легко, самыми простыми словами рассказывает, как сильно он любил глаза своей дорогой женщины. Когда он смотрел в них, то видел в них многое: это и отражение ночи, которая может быть и волшебной, и страстной. Поэт-философ утверждает, что ее взгляд настолько хорош, что он даже не может оторвать от него взгляд. В нем многое отражается: жизнь до самого ее дна, горе и вся глубина страсти. Взор ее, по мнению Федора, был непостижимым. Тютчевский взгляд прикован к ее ресницам, которые отражают внутренне состояние. Здесь всё смешалось: наслаждение со страданием, судьба со злым роком.

Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их, - знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.

Основные образы стихотворения


В этом тютчевском произведении раскрывается сразу две темы, которые тесно взаимосвязаны:

✔ Образ женщины, которую является его возлюбленной и которую забыть невозможно.
✔ Образ того чувства, который внутри него проснулся, после встречи с этой женщиной.


Первый образ – это портретная характеристика самой женщины, которую лирик описывает с большой любовью. Особо выделяет он глаза, которые просто поразительны, он называет их очами. Но если рассмотреть русский литературный язык того времени, то можно заметить, что это слово не было в ходу, когда жил и творил поэт-философ. В девятнадцатом веке было принято использовать всем понятное слово «глаза».

Использование старославянизмов – это тютчевский прием, который придает его произведению поэтичность и возвышенность. Но он использует для этого и другие обороты: «высокий взор». И опять стоит обратить внимание на то, что в литературной речи того времени слово «взор» не употреблялось, чаще говорили просто «взгляд». Использование этих приемов показывает, что лирический герой относится к возлюбленной по-особенному, любя ее и оберегая. Тончайший лирик Федор Тютчев желал написать настоящий хвалебный стих своей возлюбленной и рассказать ей как она прекрасна и неповторима.

Вторая стихотворная тютчевская тема раскрывается немного иначе: это и портретная характеристика и в то же время психологическая. Прежде всего, остановимся на том, что портретное изображение не имеет никакой конкретности, и это уже было интересным приемом для того времени.

Психологический портрет более таинственный и необыкновенный. Женщина испытывается разные чувства, которые и отражаются в ее глазах и взоре. Но только ее глаза показывают сильнейшую любовь и страсть, а взор героини очень трудно понять и постичь. Он остается огромнейшей загадкой.

Художественно-выразительные средства


Чтобы показать портретную характеристику поэт прибегает к различным выразительным средствам. Благодаря поэтическому творчеству, Тютчев добивается максимального эффекта. Лирик, описывая свою возлюбленную, использует следующие художественные средства:

★ Метафоры. С их помощью автор прекрасно передаёт цвет глаз главной героини, рассказывая о том, что они были словно страстная ночь. Но ведь ночь имеет черные оттенки, поэтому можно сразу представить и эти женские глаза. Метафора используется и при описании густых ресниц героини, сравнивая их с тенью.

★ Эпитеты необходимы лирику, чтобы охарактеризовать ее взор, показать, насколько этот женский взгляд может быть разным. Взор у тютчевской героини показывает много чувств и эмоций: страдание, наслаждение, страстность, беззащитность, искренность и необычную внутреннюю силу.


Герой тютческого произведения пытается рассказать о глубине своих чувств, о том как он переживает. Поэт прекрасно понимает, что любовь к женщине не может быть безоблачной. Поэтому-то он и восклицает о том, что только бог знает, как сильна его любовь.

Анализ стихотворения Тютчева «Я очи знал, - о, эти очи!..»


Роман Тютчева с молоденькой девушкой принес не только скандал в обществе, но и много переживаний в семью поэта. Но больше всех, конечно же, страдала Елена Денисьева, которая страстно его любила и страдала из-за осуждения светского общества и родственников, которые поспешили быстро отказаться от способной и славной девушки. Поэт понимал, что жизнь возлюбленной трагична и виной этого является он.

Безумно влюбленный в Елену Фёдор Иванович, переживающий вместе с нею ее позор. Он дает детям, рожденным вне брака, свою фамилию. Он считал свою возлюбленную идеалом женской красоты и нравственности. Лирик показывает в стихотворении всю глубину своих чувств. А взгляд этой очаровательной женщины является самым прекрасным для поэта. Это помогает ещё больше понять глубину тех чувств, которые испытывает герой его произведения. Это одновременно и боль, и великое счастье и наслаждение.

Композиция представляет собой два круга. Первый – это первая и четвертая стихотворные строфы, где показываются переживания и чувства главного героя. Немного по-другому изображается второй круг – это вторая и третья стихотворная строфа, которые показывают героиню, и то, как она прелестна. Конечно же, эти два круга соединены, их соединяют чувства и эмоции, которые испытывают герои. По своему размеру тютчевский сюжет интересен, так как он написан четырехстопным ямбом, но уже в четвертой строфе для этого размера не хватает одного слога. Как считают исследователи творчества Тютчева, он так сделал для того, чтобы была некая пауза-вздох, которая всегда сопровождает глубокие и пылкие чувства. Этот литературный прием известен в стихосложении, но используется очень редко. Он носит название – липометрия.

Критическая оценка тютчевского стихотворения


История любви этой пары стала одной из самых трагических историй о любви, которые нашли свое отражение в русской литературе. Известный исследователь творчества Федора Тютчева Берковский так писал о его стихотворении, которое вошло в «Денисьевский цикл»:

«Стихи эти – самоотчет, сделанный поэтом, чтобы искупить свою вину…».


Тютчевская избранница была ровесницей его дочери, поэтому он чувствовал себя и счастливым, и виноватым. Чувство к этой молодой девушке было страстным всепоглощающим. И хотя эта любовь была беззаконной, она была настоящей до самого последнего вздоха Елены, до самого последнего стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Чтобы ощутить правильный настрой и соответственно читать стих «Я очи знал, – о, эти очи!..» Тютчева Фёдора Ивановича, необходимо знать предысторию его создания. Стихотворение ориентировочно относят к 1852 году. Посвящено оно Елене Денисьевой, с которой поэта связывали самые противоречивые взаимоотношения. Женщина длительное время была любовницей автора, стала матерью его детей. Тютчев не скрывал эти отношения, признаваясь в сильных чувствах, но и не узаконил их. Елена была столь влюблена в поэта, что оставалась с ним, несмотря на острое общественное осуждение и отречение родных.

В названном произведении автор напрямую пишет о любви и воспевает глаза своей возлюбленной. Их цвет он сравнивает с ночью, страсть и волшебство которой не отпускают его душу. Тютчев признаётся, что не может без слёз и волненья любоваться взглядом своей женщины. Поэт видел всю глубину этого взора, но не мог постичь окончательно. Одно он знал точно – как во взгляде любимой переплелись горе и страсть, обещающие одновременно наслаждение и страданья.

Для урока литературы в 10 классе текст стихотворения Тютчева «Я очи знал, – о, эти очи!..» полностью легко скачать или учить онлайн на нашем сайте.

Я очи знал,- о, эти очи!
Как я любил их – знает бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный,
И, как страданья, роковой.

И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...