«Уроки вежливости». Внеклассное мероприятие, посвященное правилам поведения

Мусаева Асият
Открытое занятие «Урок вежливости»

Министерство образования РД

Хунзахский район

На тему :

«урок вежливости »

Выполнила : Мусаева Асият Ахмедовна

МКДОУ «Детский сад» с. Амущи

Хунзахского района РД

Амущи – 2017

Конспект занятия «Урок вежливости » в средней группе

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе. Тема : «Урок вежливости »

Программное содержание :

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Цель : Углублять представление детей о доброте, и вежливости как о ценном , неотъемлемом качестве человека.

Задачи : Формировать доброжелательность, вежливость , уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Развивать связную, интонационную выразительную речь.

Методические приемы :

1. организационный момент (поднятие настроения) ;

2. сюрпризный момент (появление героя «Чебурашка» );

3. практический (дидактическая игра «Вежливо - невежливо » ).

Предварительная работа : беседы : “Всё начинается со слова “здравствуй”, “Всегда будь вежлив” , “Наши добрые дела”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Вежливость в разговоре” ; Чтение :Остера Г., С. Маршак “Урок вежливости” , А. Кондратьев “Добрый день”, Г. Сапгир “Самые слова”; Дидактические игры и упражнения “Вежливый ручеек” , “У меня зазвонил телефон”, “Кто кому уступит место”; рассматривание картин, иллюстраций.

Словарная работа : ввести в активный словарь слова и словосочетания : хвастливый, грубый, жадный, вежливый , волшебные слова, вежливые манеры .

Оборудования : письмо, герой Чебурашка, двухсторонние цветные картонные квадратики, аудио запись с танцевальной музыкой.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Чебурашка (отвернулся) .

Давайте мы с вами поприветствуем нашего гостья и покажем, как мы умеем с вами здороваться каждое утро.

Речевая гимнастика : «Приветствие»

Здравствуйте наши ручки (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте наши ножки (топ, топ, топ)

Здравствуйте наши щёчки (плюх, плюх, плюх)

Здравствуй наш носик (би, би, би)

Здравствуй наш ротик (чмок, чмок, чмок) –воздушный поцелуй руками

Здравствуйте детки мои дорогие

Здравствуйте наш гость дорогой.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите кто это?

Дети –Чебурашка.

Воспитатель. – Как ты оказался? Не поздоровался?

Воспитатель – Ребята, скажите, что нужно было сделать Чебурашка, прежде чем зайти в группу?

Дети – Поздороваться.

Воспитатель. – А затем?

Дети – Спросить разрешения пройти в группу.

Воспитатель – И еще есть одна ошибка у Чебурашки?

Дети – Спросить разрешения присесть.

Воспитатель – Молодцы.

Воспитатель. – Дети, я думаю, Чебуршка все понял.

Воспитатель – Давайте пригласим Чебурашку, на наше занятие и научим его вежливым , добрым словам.

Чебурашка :

Поприветствуйте меня

Я, вот какой хороший.

Умный, ловкий, смелый я

И очень уж пригожий.

Нет меня сильней

Побежу всех махом

Не боюсь ни волка, ни я лису…

Воспитатель : Ага, убежишь со страху …

Воспитатель : Дети, вам понравилось, как Чебурашка нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого друга хвастунишку? (ответы детей) . И это правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвалятся.

Воспитатель : Чебурашка, ты, не только хвастунишка, а еще и не вежливый . Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» .

Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и черный (плохие поступки) кружки.

Игра «Наоборот»

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Неряшливый – опрятный

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель : Ребята, мы поможем с вами научим чебурашку хорошим манерам.

Ой и верно, кто-то стучит к нам в дверь. Пойду посмотрю.

(воспитатель возвращается с жалобой на Чебурашку)

Чебурашка, нам сообщили, что ты можешь быть не добрым, грубым.

Чебурашка злым сегодня был : оттолкнул братишку,

И сестренке нагрубил, и уткнулся в книжку.

(чебурашка отворачивается, закрывает морду книгой) . Как можно назвать такого?

Правильно, грубиян.

Чебурашка : Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?

Воспитатель : Давайте поможем чебурашке, расскажем, что должен делать каждый ребёнок и Чебурашка, чтобы быть вежливым .

А для это мы поиграем в игру, которая называется «Вежливо - невежливо » .

Я вам буду говорить задания, а вы должны мне сказать это вежливо , или не вежливо .

Чебурашка : Опять умываться заставляет. теперь не могу, когда воспитывают!

Дети :А нас родители воспитывают незаметно

Они нам читают правильные книжки

Кстати твои любимые Вредные советы Остера Г. и есть то самое незаметное воспитание

Никогда не мойте руки

Шею уши и лицо

Это глупое занятие

Не приводить к ни к чему

Вновь испачкаются руки шея уши и лицо и так зачем же тратить силы

Время попусту терять

Стричься тоже бесполезно никакого смысла нет к старости само собой облысеет голова

Чебурашка : меня сегодня на день рождения пригласил друг и как нужно ходить на день рожденья и как дарить подарки я вам расскажу

Воспитатель : Как надо дарить подарки?

Чебурашка :Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе

Ты оставь подарок дома

Пригодиться самому сесть старайся рядом с тортом

В разговоры не вступай

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет

Выбирай куски помельче

Чтоб быстрее проглотить

Не хватай салат руками

Ложкой больше зачерпнешь

Если вдруг дадут орехи

Сыпь их бережно в карман

Но не прячь туда варенье

Трудно будет вынимать

Чебурашка : Подарю свою старую машинку. Он все равно сломан

Дети Нельзя дарить старые, плохие вещи

Чебурашка : Мне книжку подарили, скучная такая, ее и подарю

Дети : Никто не дарит то что подарили ему самому

Чебурашка : Вот еще есть набор для вышивания

Дети : Дарить надо то что порадует твоего друга

Чебурашка :подарю я шпагу которую сделал сам

Итог занятия

В. – Ребята, как вы думаете, научился ли Чебурашка вежливым словам ?

Д. – Да, научился.

В. – Да, действительно, он же у нас хороший ученик

Слайд 2

Узнай слово

ВЕЖЛИВОСТЬ

Слайд 3

Цели урока:

1. Повторим вежливые слова, которые мы используем в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Познакомимся с правилами вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

Слайд 4

Маша знала слов немало,Но одно из них пропало,И оно то, как на грех,Говорится чаще всех.Это слово ходит следом За подарком, за обедом,Это слово говорят,Если вас благодарят.

Слайд 5

Слайд 6

Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном.Его зовут…а впрочем,Мы лучше здесь его не назовём.

СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ Произносить он не привык.Простого слова ИЗВИНИТЕНе одолел его язык.

Ему бывает часто лень,Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит,А в лучшем случае ЗДОРОВООн вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

А вместо слова ДО СВИДАНЬЯНе говорит он ничегоИли заявит на прощанье,Ну, я пошёл, пока, всего…

Слайд 7

  • Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами", от которых становится теплее, радостнее, светлее.
  • Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь улучшить настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
  • Понять и исполнить желанье другого – одно удовольствие,честное слово.
  • Слайд 8

    • Здравствуйте – желаем здоровья (здравия).
    • До свидания – мы надеемся увидеть вас ещё раз.
  • Слайд 9

    Что надо сказать?

    Слайд 10

    • Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “
    • Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Назови их.
  • Слайд 11

    По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет девяти. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел.

    • Что же такое мальчик сказал ему?
  • Слайд 12

    Папа разбил драгоценную вазу,Бабушка с мамой нахмурились сразу,Но папа нашёлся: взглянул им в глазаИ робко, и тихо, “простите" сказал,И мама молчит, улыбается даже:– Мы купим другую, есть лучше в продаже“Простите" – казалось бы, что в нём такого, А вот ведь какое чудесное слово!

    Слайд 13

    Слайд 14

    Игра “Вежливые ребята"

    По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

    • Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
    • Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: ……..Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову… Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал……
  • Слайд 15

    Слова благодарности:

    • Спасибо…
    • Благодарю…
    • Просьба:
    • Пожалуйста…
    • Будьте добры…
  • Слайд 16

    Слова приветствия:

    • Здравствуйте
    • Привет
    • Добрый день
    • Доброе утро
    • Добрый вечер
  • Слайд 17

    Вы знаете волшебные слова.

    Не стесняйтесь их употреблять чаще!

    Я люблю, когда при встречеМы знакомым и родным –“С добрым утром!",“Добрый вечер!"“Доброй ночи!"- говорим.Я желаю вам добра,Доброй ночи до утра, Всем желаю добрых снов,Добрых дел и добрых слов".

    Слайд 18

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Слайд 19

    Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу цветок, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

    Слайд 20

    Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

    – Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

    – А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

    Слайд 21

    Что не так на рисунке?

  • Слайд 22

    • Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
    • Девочка звонит подруге и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
    • Девочка звонит подруге. Она хочет пригласить её кататься на лыжах.
    • Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол".
  • Слайд 23

    Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.

    БЛАГОДАРНОСТЬ

    • Спасибо
    • Благодарю
    • Будьте добры
    • Пожалуйста

    ПРИВЕТСТВИЕ

    • Здравствуйте
    • Добрый день
    • Привет
  • Слайд 27

    Игра “Словарь вежливых слов".

    Отгадайте загадки.

    • Растает даже ледяная глыбаОт слова тёплого СПАСИБО.Зазеленеет старый пень,Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
    • Если больше есть не в силах; Скажем маме мы: СПАСИБО.Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.
    • Когда нас бранят за шалости,Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
    • И во Франции, и в ДанииНа прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.
  • Слайд 28

    • Домашнее задание: отгадать загадки, которые написаны у вас на карточках, выучить правила поведения и постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.
    • Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.
  • Посмотреть все слайды

    Форма урока : комбинированный урок.

    Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения ко взрослым людям.

    Задачи урока:

    • закрепить навыки написания словарных слов;
    • формировать навыки вежливого обращения;
    • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
    • учить детей выражать чувства добрыми словами;
    • воспитывать потребность в доброжелательном общении

    Оборудование: карточки с буквами, со словами; карточки со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости»

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент

    – Доброе утро!
    Ребятам!
    Доброе утро!
    Солнцу и птицам!
    Доброе утро!
    Улыбчивым лицам!

    2. Минутка чистописания

    (На доске карточки с буквами: В е ж л и в о т ь)

    – Обратите внимание на карточки с буквами
    – Назовите гласные и согласные буквы.
    – Какое слово можно сложить из этих букв? (Вежливость)
    – Давайте его запишем. (Вежливость)
    А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
    До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
    – Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

    3. Тема урока: Школа вежливости

    4. Словарная работа

    Поиграем в игру «Доскажи словечко», а отгаданные слова запишем в тетрадь

    Дядя Саша огорчен.
    Рассказал он вот о чем.
    “Видел Настю
    Я на улице сейчас.
    Настя – славная девчонка,
    Настя ходит в первый класс!
    Но давно уже от Насти
    Я не слышу слова … (Здравствуйте)

    К Осьминожке Камбала
    В понедельник заплыла,
    А во вторник на прощанье
    Ей сказала: «…» (До свидания!)

    Маша знала слов немало,
    Но одно из них пропало.
    А оно-то, как на грех,
    Говорится чаще всех.
    Это слово ходит следом
    За подарком, за обедом.
    Это слово говорят,
    Если вас благодарят … (Спасибо)

    Говорит Лиса Матрёна:
    «Отдавай мне сыр, ворона!
    Сыр большой, а ты мала!
    Всем скажу, что не дала!»
    Ты, Лиса, не жалуйся,
    А скажи: «…» (Пожалуйста!)

    Физминутка

    – Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
    Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

    – Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

    5. Изучение нового материала

    Вот какая история приключилась с Денисом Короблевым из произведения В.Драгунского.

    «Профессор повернулся ко мне:
    – А вас как зовут, молодой человек? – Вот какой он был славный на «вы» меня назвал!
    – Я Денис Кораблев! А вас как зовут?
    – А меня зовут Василий Васильевич Сергеев»

    – Что удивило Дениса?
    – Почему профессор назвал Дениса на «вы»?
    – Обращаясь к ровеснику, ты используешь слово ты или вы ?
    – А обращаясь ко взрослому человеку?

    6. Закрепление

    – Сейчас мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости» (раздаются карточки)

    Слон муравью уступает дорогу:
    – Доброе утро! Спешим понемногу?
    А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
    Как вы любезны! Прощенья прошу!

    Жаворонок в небе
    Так сказал орлу:
    – Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
    А орёл ответил: – Правильно, сынок,
    Много лет живу я, вот и занемог.
    И тебе желаю долго жить, как я, –
    Пусть тебе поможет вежливость твоя.

    В небе красивый закат догорал,
    Ласковый ветер с травою играл,
    Суслик сказал: – Уважаемый крот,
    День угасает и ночь настаёт,
    Скоро взойдёт золотая луна
    – Доброй вам ночи. Спокойного сна.

    – У вас на парте лежит листок со стихотворением и карандаши. Я вас попрошу найти и подчеркнуть вежливые слова. (Работа проходит в парах)
    – Какие слова при обращении использовали животные: ты или вы ?
    – Почему они обращались на вы ?
    – Спишем вежливые слова в тетрадь.

    7. Итог урока

    – О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?

    Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

    – Наш урок хотелось бы закончить стихотворением В. Кудлачева.

    “Спасибо”, “Простите”,
    “Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
    Щедро дарите!
    Дарите прохожим,
    Друзьям и знакомым.
    В троллейбусе,
    В парке,
    И дома.
    Слова эти очень
    И очень важны.
    Они человеку
    Как воздух
    Нужны.
    Без них невозможно
    На свете прожить.
    Слова эти надо
    С улыбкой дарить.

    КГУ СШ №252 имени Г.Н.Ковтунова

    Классный час на тему:

    « Урок вежливости »

    Учитель: Алданазарова Г.С.

    Класс: 2 «А»

    Дата: 23.02.2016г.

    Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
    поведении.
    Задачи:

    1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

    2. Познакомить с историей слова «спасибо».

    3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

    4. Привить навыки культурного, вежливого поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

    Ход занятия: (Слайд №1 )-начало 1.Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору? У нас сегодня гости– посмотрите.

    Что мы должны сказать нашим гостям?

    Молодцы! Какие вы вежливые. - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

    2. Постановка темы.

    О чем мы будем говорить сегодня, вы догадаетесь, если послушаете внимательно стихотворение А. Барто.

    Друзья, вот вам на всякий случай

    Стихи о школьнике одном:

    Его зовут... а впрочем, лучше

    Мы здесь его не назовем.

    Ему бывает часто лень

    Сказать при встрече: «Добрый день!»

    А он стесняется, молчит.

    И в лучшем случае «здорово»

    Он вместо «здравствуй» говорит.

    «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык.

    А вместо слова «до свиданья»

    Не говорит он ничего.

    Или заявит на прощанье:

    «Ну, я пошел, пока, всего...»

    Не скажет он друзьям по школе:

    Алеша, Петя, Ваня, Толя.

    Своих друзей зовет он только:

    Алешка, Петька, Ванька, Толька.

    Ребята, мы не можем тут

    Сказать вам, как его зовут.

    Мы честно вас предупреждаем,

    Что имени его не знаем.

    Но, может быть, он всем знаком,

    И вы встречались с ним где-либо.

    Тогда скажите нам о нем,

    А мы... мы скажем вам - спасибо!

    Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)

    Прочитайте тему на слайде .

    - Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

    Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается) (Слайд №2) В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

    Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
    И сегодня мы попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. А может вы узнаете новые правила и новые вежливые слова.
    А поможет нам кот Леопольд.

    3. Работа по теме.

    Мы с вами отправимся путешествие по городу Вежливости. Сепрва нам надо пройти через мост «Вежливых слов».

    Поможет нам в этом этот волшебный цветок «Цветик- семицветик»

    Мы будем отрывать лепестки по- порядку и выполнять задания цветочка. Согласны?

    Цветик – семицветик сделан из бумаги. А у настоящего цветочка стали бы мы отрывать лепестки?

    Если вы готовы работать, то я попрошу мне помочь. (Отрывает 1 лепесток и читает задание)

    1лепесток «Волшебные слова»

    ^ В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний: Утром, днём и в темноте Те, и те, и те, и те, Повстречавшись, непременно Говорят одновременно… ( Здравствуйте! ) Слайд 3
    - Молодцы, ребята . - Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? (Надо всегда приветствовать друг друга ). - Послушаем следующее стихотворение. ^ Настали дни холодные, И птицы перелётные, Крылатые создания, Летят под облаками Куда-то в страны дальние. Мы машем им руками: - До встречи! … (До свидания!) Слайд 4
    - Молодцы!

    Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? - До свидания. - Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку. Встретила мышка слона на пути И пропищала тихо и жалостно: - Простите за дерзость, Скажите, пожалуйста, Как мне до вас, до слона дорасти? Слон удивился: - Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»! - Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону? («пожалуйста».) Слайд 5
    - Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? (Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим). Волшебники –гномы

    Не мало для нас

    Чудесного сделать могли бы,

    Но больше чудес совершает в сто раз

    Волшебное слово… Спасибо. Слайд 6
    - Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? (Извините, простите) - Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать? (Спокойной ночи.) Слайд 8
    - Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.

    Скажите, а почему эти слова называю волшебными? (волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми)

    Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

    Слайд 9

    Вежливых слов не одно и не два,

    Помни и знай эти чудо-слова.

    Назовите такие «волшебные» слова.

    2 лепесток

    «Вежливо-невежливо». Если вежливо - зеленый светофорчик, невежливо - красный.

    Поздороваться при встрече –

    Толкнуть и не извиниться –

    Не встать, обращаясь к учителю –

    Перебивать во время разговора...
    – Уметь соблюдать на уроке тишину...
    – Уметь выслушать друга.

    – Пропустить вперед девочек...
    – Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
    – Громко разговаривать...
    – Помочь поднять упавшую вещь...
    – Обозвать обидным словом соседа...

    Следующий «Переулок поступков»

    3 лепесток «Доскажи словечко»
    Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

    Следующий «Улица добрых сердец»

    4 лепесток Конкурс «Самый вежливый»

    Проведём игру, в которой надо сказать вежливое слово и передать шарик другому. Слова одинаковые не повторять. Удачи!

    Ребята, скажите, если человек знает много вежливых слов, значит можно его назвать вежливым человеком?

    Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

    Малыша обидел Витя, но перед школою в строю

    Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".

    На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.

    Следом Витя:"Извините, я немного опоздал".

    Спор давно ведётся в классе

    Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.

    Ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

    (Вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.)

    Не только слова должны быть у нас добрыми и вежливыми, но и поступки.

    5 лепесток игра «Не ошибись, пожалуйста!»

    Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

    Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

    Итак, начали!

    Встаньте.

    Встаньте, пожалуйста!

    Поднимите руки.

    Поднимите, пожалуйста, руки!

    Будьте добры, похлопайте!

    Потопайте.

    Попрыгайте, пожалуйста!

    Пожалуйста, наклонитесь вперед,

    Наклонитесь назад.

    Присядьте, пожалуйста,

    Будьте добры, встаньте.

    Тихо сядьте.

    Тихо сядьте, пожалуйста!

    6 лепесток «Экзамен»

    Итак, задачи не на сложенье,

    Задачи на правила уважения!

    1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

    2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

    3. Какие слова произносят при встрече и прощании?

    4. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

    5.Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?

    6. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

    7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

    7 лепесток Из истории слов

    Спасибо . Откуда явилось это слово?

    В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

    Спаси вас Бог!

    Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

    РЕФЛЕКСИЯ

    Помог ли нам волшебный цветок стать вежливее или нет, мы сейчас проверим

    Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» Если ответ на вопрос – да, то +

    Если - нет, то - Тест «Вежлив ли я?» ( слайд 10)
    1. Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?

    2. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого- то?
    3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

    4. Можно ли назвать вежливым того, кто любит животных?

    5. Нужно ли здороваться с соседями?

    6. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

    Проверим. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с правильными.

    Поднимите руку те, кто не ошибся и хотел бы похвалить себя за работу.

    Кто допустил ошибки?

    Какой вывод мы можем сделать? Вежливы ли вы или нет?

    Молодцы!

    Помог ли нам цветик - семицветик стать вежливее? Слайд 11

    Поблагодарим его за это и подарим цветочки.

    Если классный час вам понравился, были интересно и полезно, то выбираем красный цветок, а если было неинтересно, скучно, то - розовый.

    А теперь поместим цветочки в корзинку , говоря при этом вежливые слова.) .

    Важные слова

    Слова «До свиданья»,

    «Спасибо», «Простите»,

    «Пожалуйста», «Здравствуйте»

    Щедро дарите!

    ___________________________

    Дарите прохожим,

    Друзьям и знакомым,

    В троллейбусе, в парке,

    И в школе и дома.

    ___________________________
    Слова эти очень

    И очень важны.

    Они человеку

    Как воздух нужны.

    ________________
    Без них невозможно

    На свете прожить.

    Слова эти надо

    С улыбкой дарить.

    Песня.


    Внеклассное занятие по культуре речи в 4 классе. Урок вежливости "Слова очень нужные и очень важные"

    Цели

    1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
    2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
    3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормыповедения.

    Оборудование

    1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
    2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
    3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
    4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
    5. Карточки для слов.
    6. Магнитофон.
    7. Аудиозапись песни о дружбе.
    8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Пролетело лето, как комета,
    Листья на деревьях пожелтели…
    Кончились каникулы и лето,
    И за парты школьники вновь сели …
    Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
    Причесанные, с бантиками девочки сидят!
    И мальчики отличные! Такие симпатичные,
    Такие аккуратные, внимательно глядят!

    Что ж, можно начинать!

    II. Вступительное слово учителя

    Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)

    Прочитайте его название. (Лабиринт Воспитанности.)
    - Войдем в него.

    III. Повторение знаний о волшебных словах

    Что встретилось нам сразу у входа? (Скамейка Волшебных слов.)
    - Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
    - Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.

    (Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)

    Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:

    Мой подарок я вручила,
    То есть радость получила
    То есть радостно и мне,
    То есть радостно вдвойне
    от подарка моего -
    стало два из одного!
    Э. Машковская

    Открываем куб.

    (Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)

    Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.

    Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

    Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».

    Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
    - Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
    И, наверно, не пойдет в аптеку,
    И здоровым будет много лет.

    Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

    Ученик читает стихотворение «Добрые слова».

    За что, мы говорим «спасибо»?
    За все, что делают для нас.
    И мы припомнить не смогли бы,
    Кому сказали, сколько раз.

    Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

    Ученик читает стихотворение «Доброго пути».

    Нам желают: «Доброго пути!» -
    Будет легче ехать и идти.
    Приведет, конечно, добрый путь
    Тоже к доброму чему- нибудь.

    Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

    Ученик читает стихотворение «Простите».

    Простите, я больше не буду
    Нечаянно бить посуду.
    И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
    А если, я все же забуду, -
    Простите, я больше не буду.

    Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

    Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».

    Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
    Повторяем его поминутно.
    Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
    Нам становится неуютно.

    Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.

    Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

    1 ученик:

    Извини, пожалуйста, прости и разреши.
    Это не слова, а ключик от души.
    Кроме нашей спутницы –
    Таблицы умножения
    Есть еще таблица,
    Таблица уважения!
    Помните, как азбуку,
    Как дважды два:
    «Спасибо» и «Пожалуйста» -
    Волшебные слова!

    2 ученик:

    Всюду, где нескромному
    Укажут от ворот,
    Вежливый попросит
    И пройдет.
    Перед словом вежливым
    Двери отворяются!
    Пусть оно почаще всюду повторяется.
    Помните, как азбуку,
    Как дважды два:
    «Спасибо» и «Пожалуйста» -
    Волшебные слова!

    IV. Беседа о вежливости

    1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»

    А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
    До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

    А что же происходит в наши дни?

    2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)

    Слушай хорошенько, - кукле я сказала,-
    Полно наряжаться, это баловство.
    Ты уже большою девочкою стала.
    А ещё не знаешь ровно ничего.
    «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
    За подарки, помощь всех благодарят.
    Вежливые дети все так поступают.
    Будь и ты такою, - и тебя тотчас
    Попрошу зачислить в вежливый наш класс!

    3. Чтение стихотворения учащимися

    А о чем мечтают и взрослые, и дети?

    1 ученик:

    Настанет друзья, счастливое время,
    Настанут чудесные дни:
    Ребята приветливы будут со всеми,
    Грубить пристанут они.
    Не будет детей нехороших,
    Придут золотые года,
    И в комнату в грязных ботинках
    Не будут входить никогда.

    2 ученик:

    Грубить не будут дети,
    Не будут грызть ногтей,
    И станут все на свете
    Любить таких детей.
    Подует ветер свежий,
    Фиалки расцветут,
    Исчезнут все невежи
    Навеки пропадут.

    3 ученик:

    Пусть грубость исчезнет навеки
    Пускай по рецептам врачей
    Появится в каждой аптеке
    Лекарство для грубых детей.
    Ребенок вертелся на стуле,
    Шумел и ко всем приставал,
    Ему прописали пилюли –
    Он принял – и вежливым стал.

    Физ. минутка «Вежливые животные»

    Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

    Возможный вариант:

      жирафы (наклоны вперед);

      антилопы (поднятие ног поочередно);

      львы (повороты вправо влево);

      обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);

      медведи (вращение головы).

    V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса

    А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)

    Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

    (Дети читают.)

    1 совет

    Если ты пришел к знакомым –
    не здоровайся ни с кем,
    Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
    Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
    И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

    2 совет

    Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
    Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
    Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
    Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

    (Обсуждение совета учащимися.)

    3 совет

    Если друг твой самый лучший
    Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
    И хватайся за живот.

    (Обсуждение совета по вопросам.)

    4 совет

    Девчонок надо никогда нигде не замечать.
    И не давать проходу им нигде и никогда,
    Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

    (Обсуждение совета учащимися.)

    Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.

    VI. Беседа о дружбе, о друзьях

    Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)

    Работа со словами «дружба», «друг».

    Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)

    Послушайте, что рассказал поэт о том, как возникло само слово «друг».

    (Учитель читает стихотворение.)

    Когда еще никто не знал ни слова –
    Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
    Соседям древний человек привык
    Показывать кулак или язык
    И корчить рожи (что одно и то же),
    Но, словом стал гортанный резкий звук,
    Осмысленней лицо, умнее руки,
    И человек придумал слово «друг».
    Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
    Ему спасибо за друзей моих.
    Как жил бы я, что делал бы без них?
    Друзей – людей, которых я люблю,
    Я никогда ничем не оскорблю.

    Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.

    (Звучит песня о дружбе.)

    Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг

    Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?

    (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)

    Вы правы.
    - Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?

    (В башне Мира и Добра.)

    VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»

    Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.

    Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?

    («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)

    Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.

    Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
    Доброе слово дороже богатства.
    На добрый привет – добрый ответ.

    Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)

    На свете очень много важных и нужных слов, но, по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?

    (Ученица читает стихотворение о мире.)

    Есть на свете слово –
    Нужное и важное,
    Словно солнце, греет
    Это слово каждого.
    Написать без кляксы
    Очень хочет Света
    Это слово важное, теплое, как лето.
    Мир для всех народов, мир на всей планете!
    Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.

    Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.

    VIII. Итог занятия

    Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
    - Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.

    (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)

    Прочитайте свое слово.

    (Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)

    Мы любим писать слова земные:
    «Мама», «школа», «счастье», «доброта» … -
    Светлые, понятные, родные,
    Важные для всех людей слова!

    Спасибо! С вами было приятно общаться!



    Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...