В психологическом консультировании психолог работает. Психологическое консультирование как один из видов психологической помощи

– прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.
Цель психологического консультирования (по Р.Кочюнасу) определяется как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
Принципы психологического консультирования :
— доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту;
— ориентация на нормы и ценности клиента;
— осторожное отношение к советам;
— разграничение личных и профессиональных отношений;
— включенность клиента и психолога в процесс консультирования.
Психологическое консультирование обычно состоит из нескольких встреч, отдельных бесед.
В целом психологическая консультация как процесс разбивается на четыре этапа:
1. Знакомство с клиентом и начало беседы . Этот этап можно разбить на ряд подэтапов: первый контакт, ободрение, небольшая пауза, собственно знакомство, формальности, «здесь и сейчас», первичный расспрос.
2. Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез . Подэтапы: а) эмпатическое слушание; б) принятие модели ситуации клиента в качестве временной; в) структурирование беседы; г) осмысление модели ситуации клиента; д) критика гипотез; е) изложение своей гипотезы клиенту; ж) критика гипотезы, нахождение истины.
3. Оказание воздействия . Подэтапы: а) дать клиенту пожить с новым знанием; б) коррекция установок клиента; в) коррекция поведения клиента.
4. Завершение психологической консультации . В этот этап входит: подведение итогов беседы; обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими специалистами; прощание.

Виды психологического консультирования

1. Интимно-личностное консультирование . Осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.
2. Семейное консультирование . К нему прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.
3. Психолого-педагогическое консультирование . Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.
4. Деловое консультирование . Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.

Отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии

Традиционно выделяют три вида психологической помощи :
— психологическое консультирование;
— психокоррекцию;
— психотерапию.
Они представляют собой воздействия на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.
Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.
Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.
Отличие различных видов психологической помощи можно определить по таким параметрам, как:
— цель;
— объект;
— предмет;
— способ воздействия и позиция пациента.
Основные отличия психологической помощи

Параметр

Психологическое консультирование

Психокоррекция

Психотерапия

Объект воздействия

Пациент, клиент

Пациент, клиент

Пациент

Предмет

Проблема, индивидуальные психологические особенности

Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии

Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии

Способ

Информирование, обучение

Тренинг

Активное воздействие (терапия) различными способами

Позиция клиента

Активная, ответственен за результат

Пассивная, не ответственен за результат

Цели воздействия

Формирование личностной позиции

Формирование навыков психологической компенсации

Купирование психопатологической симптоматики

Основные направления в семейном консультировании

Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга.
Основной целью , стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия ?
Во-первых , семейное консультирование не принимает концепцию болезни.
Во-вторых , оно ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье.
В-третьих , оно призвано помочь в поисках личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.
В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов, которые имеются в его арсенале.
На данный момент существует несколько направлений семейного консультирования, наиболее распространенные из них – психодинамическое и системное .
1. Психодинамическое направление направлено на решение проблем внутри семьи с опорой на ссоры и проблемы в прошлом. Согласно данному направлению, именно нерешенные в прошлом семейные проблемы сеют раздор в нынешних отношениях между членами семьи. Психотерапевт пытается выявить и помочь в решении этих проблем.
2. Согласно системному направлению , все семейные проблемы возникают из-за непродуктивной организации семьи. Исследуется существующая структура семьи, прошлое при этом не рассматривается.
3. Очень часто методы индивидуальной психотерапии являются неэффективными по причине того, что проблема кроется внутри семьи, и пациент не может измениться должным образом, так как вновь попадает под «нездоровое» влияние своих близких. Именно поэтому семейная психотерапия чаще всего оказывает гораздо лучший эффект, нежели индивидуальная, так как ее приемы направлены на изменение всей семейной системы.
Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующим пунктам:
1) установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
2) сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели, консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими положительный результат”.
3) обсуждение психотерапевтического контракта.
4) уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы использовали свою силу?”
5) проведение собственно консультации.
6) “экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё состояние.
7) “страхование” результатов. Это связано с тем, что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных результатов.
8) отсоединение.

Профессиональное консультирование

– это особый вид психологического консультирования, отличительной особенностью которого является то, что проблемы клиента так или иначе связаны с его профессиональным самоопределением и развитием карьеры, профессиональной деятельностью и поведением на рабочем месте, поиском или потерей работы.
Профессиональное консультирование – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение.
Профориентационное консультирование – это специальная деятельность консультанта, направленная на оказание помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Профориентационное консультирование помогает решить следующие проблемы индивидуальной занятости:
– выбор профессии;
– определение профиля профессионального обучения;
– трудоустройство;
– смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.
Итак, следует отметить , что по определению профориентационное консультирование является одним из видов профессионального консультирования и имеет ряд узких четко обозначенных задач.
В современных условиях профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов.
В России исторически сложились и в разной степени реализованы четыре направления профконсультационной работы:
— информационное;
— диагностическое;
— консультационное;
— тренинговое.
Информационное направление является традиционным в профориентации. Его основная задача – формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний оказывается основной проблемой человека, выбирающего профессию. Ведущими формами работы выступают лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.
Диагностическое направление наиболее популярно среди психологов, занимающихся профориентацией и профотбором, психологической оценкой персонала на определенном этапе профессиональной деятельности. Основано на использовании психологических тестов, опросников, анкет для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов, возможностей и рекомендации по освоению профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента.
Консультационное направление является относительно новым в российской профориентации и основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе.
Тренинговое направление также вполне соответствует требованиям времени и применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем. Считается, что клиенты могут обладать достаточными для выбора профессии знаниями, но быть не в состоянии применить их на практике по причине игнорирования проблем и затруднений, нежелания или неумения ставить и решать профессиональные задачи. Практическое выполнение тренинговых заданий позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать ситуации, которые в жизни встречаются достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях.

  • 1.1.2. Поведенческое направление
  • 1.1.2.1. Необихевиоризм
  • 1.1.2.2. Когнитивный подход
  • Когнитивная терапия а. Бека
  • Рационально-эмоциональная терапия а. Эллиса
  • 1.1.3. Гуманистическое направление
  • Клиент-центрированная терапия к. Роджерса
  • 1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования
  • 1.2.1. Психотерапия
  • 1.2.2. Психотерапевтическое вмешательство
  • 1.2.3. Психологическая коррекция
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.
  • 1.2.5. Интеграция в консультировании и психотерапии
  • Глава 2. Теория консультирования
  • 2.1. Философия консультирования
  • 2.1.1. Безусловное и безоценочное принятие клиента
  • 2.1.2. Дозированная эмпатия
  • 2.1.3. Жизненный опыт, жизненная философия и работа над собой
  • 2.1.4. Клиническое консультирование
  • 2.2. Методология консультирования
  • Принцип детерминизма применительно к природе человека
  • Уважение свободы личности
  • Принцип индивидуальности
  • 2.2.4. Целостность подхода
  • 2.3. Цели психологического консультирования
  • 2.3.1. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках когнитивного направления
  • 2.3.2. Основные цели и задачи психологического консультирования в рамках рационально-эмоционально-поведенческого направления психологического воздействия
  • 2.3.3. Цели и задачи психологического консультирования в отечественной психологии
  • 2.3.4. Ориентиры психологического консультирования
  • 2.3.5. Норма и патология
  • Глава 3. Практика консультирования
  • 3.1. Принципы психологического консультирования
  • 6). Включенность клиента в процесс консультирования
  • Условия проведения консультирования
  • 3.2. Модель консультативного интервью
  • 3.3. Клиент
  • 3.4. Консультант
  • Глава 4. Консультативная помощь родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (доу)
  • 4.1. Рекомендации по оказанию психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста
  • 4.2. Основные причины обращения родителей к психологу-консультанту
  • 4.2.1. Нарушения сна
  • 4.2.2. Плач
  • 4.2.3. Упрямство
  • 4.2.4. Детские страхи
  • 4.2.5. Локальные проблемы в умственном развитии
  • 4.2.6. Повышенная тревожность
  • 4.2.7. Сниженное настроение
  • 4.2.8. Гипертрофированная демонстративность
  • 4.2.9. Локальные поведенческие проблемы
  • 4.3. Рекомендации воспитателям детских образовательных учреждений по использованию игр для коррекции поведения
  • 4.3.1. Основные принципы игровой коррекции поведения
  • 4.3.2. Игровая коррекция страхов
  • Глава 5. Направления и тактика консультативной помощи людям с синдромом «эмоционального выгорания» (сэв)
  • 5.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
  • 5.2. Психологические модели «выгорания»
  • 5.3. Фазы и содержание синдрома «эмоционального выгорания»
  • 5.4. Профилактика и консультативная помощь при сэв
  • 5.5. Методы саморегуляции психических состояний
  • 5.6. Профилактика сэв
  • Глава 6. Дистантная форма оказания психологической помощи
  • 6.1. Телефоны экстренной психологической помощи («телефоны доверия»)
  • 6.1.1.Особенности психологического консультирования на «телефоне доверия»
  • 6.1.2. Основные нормы и требования при оказании экстренной психологической помощи
  • 6.1.3. Структура и классификации контингента лиц, обращающихся за психологической помощью
  • II. Эндогенные проблемы (человек сам с собой)
  • III. Непосредственное использование тд клиентом.
  • 6.1.4. Основные кризисные состояния в практике службы телефона доверия
  • Шкала выраженности психотравмирующих воздействий
  • 6.2. Методика работы. Правила и техника телефонного консультирования
  • 6.2.1. Основные правила проведения телефонной беседы
  • 6.2.2. Ролевые позиции консультанта телефона доверия
  • 6.2.3. Оформление результатов телефонной беседы
  • 6.3. Скриботерапия, как форма дистантного консультирования
  • 6.4. Суицидальное поведение в практике дистантного консультирования
  • 6.4.1. Суицид как форма девиантного поведения
  • 6.4.2. Самоубийство как проявление личностной дезадаптации
  • 6.4.3. Типологии суицидов
  • 6.4.4. Виды и стадии суицидального поведения
  • 6.4.5.Общие черты суицидентов
  • 6.4.6. Основные задачи и тактика телефонного консультанта в общении с абонентом-суицидентом
  • 6.5. Насилие в практике дистантного консультирования
  • 6.5.1. Виды насилия
  • 6.5.2. Помощь жертвам насилия, обращающимся на телефоны доверия
  • Приложения
  • Сравнительные особенности поведения во время консультации «успешного» и «неуспешного» психолога-консультанта
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с гиперактивными детьми
  • Игры, рекомендуемые воспитателям для занятий с детьми, испытывающими страхи
  • Рекомендации воспитателям и родителям по рисованию детских страхов
  • Сократический диалог
  • Методики релаксации
  • «Пассивная мышечная релаксация»
  • Дыхательные упражнения
  • Психотерапия по электронной почте
  • Истории из практики службы телефона доверия Суицид
  • Физическое насилие
  • Сексуальное насилие
  • 1.2.4. Психологическое консультирование.

    Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими психологическими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое (психокоррекционное, психотерапевтическое) воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Елизаров А.Н.).

    Под психологическим консультированием понимается профессиональная психологическая помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. При этом в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, страдающие самыми разнообразными как соматическими, так и нервно-психическими заболеваниями. Эти лица становятся пациентами для консультанта, если они предъявляют проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае, как отмечает Б. Д. Карвасарский (1998), пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом и заключается основное отличие психологического консультирования от психотерапии.

    Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций (Немов, 1999). Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы, возможности и жизненный опыт. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. В этом и заключается основная задача психологического консультирования, считает Немов (1999).

    Психологическое консультирование, как отмечает большинство современных авторов, включает в себя диагностику и коррекцию.

    Значимость психологической диагностики и психологической коррекции как двух основных составляющих психологического консультировании отмечается, в частности, в определении В.Д.Менделевича. Под психологическим консультированием, пишет автор, подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментально-психологического исследования) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком психологических проблем, формированию новых представлений о различных подходах к их решению, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также повышению его психологической культуры и личностному росту (В.Д. Менделевич, 1998). Таким образом, считает автор, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния (Менделевич В.Д., 1998).

    В качестве пациентов могут выступать здоровые люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. От так называемой «дружеской беседы» психологическое консультирование в этом случае отличается нейтральной позицией консультанта. Широкий круг проблем, которые невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии, проблем, связанных с трудностями формирования, развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных взаимоотношений, социальными девиациями, возрастными кризисами, составляет в этой связи предмет психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

    Существующее многообразие разнообразных определений психологического консультирования содержит все же пять основных положений, позволяющих очертить предмет этой дисциплины: 1) Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению; 2) Консультирование помогает обучаться новому поведению; 3) Консультирование способствует развитию личности; 4) В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента; 5) Основой консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии. К основным принципам этой философии относятся следующие три положения: а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая; б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

    Таким образом, в процессе консультирования, в отличие, например, от психотерапии, консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно, в соответствии с собственными ценностями и целями, потребностями и стремлениями, решать свои проблемы. В широком смысле, в консультировании принимается тезис о том, что эффективное сегодняшнее существование и положительное отношение есть цель психологической помощи. Отдельные теории подчеркивают значение для кардинальных целей оказания психологической помощи таких ключевых психологических терминов, как самоактуализация (Маслоу), самоэффективность (Бандура), о,кейность (Берн, Харрис).

    Существует точка зрения, в соответствии с которой психологическое консультирование проводится и в отношении соматически или психически больных. Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющими какие-либо психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с отдельными клиентами или с группами клиентов, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. При этом имеется в виду, что при наличии какого-либо психического расстройства личность, страдающая таким расстройством, может параллельно испытывать определенные психологические трудности, иметь определенные психологические проблемы, которые могут быть связаны или не связаны с сопутствующим психическим заболеванием. Консультирование адресуется не патопсихологической или психопатологической симптоматике, а личности, которая может иметь эту симптоматику. Цель консультирования в этом случае состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

    При этом психологическое воздействие, не затрагивая непосредственно патологический процесс, направлено на изменение психологических установок, отношения к заболеванию. По мнению Елизарова, спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Автор полагает, что термин «Психологическое консультирование» более применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения, в то время как термин «Психологическая коррекция» более применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характер откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Елизаров А.Н. считает также, что психологическое консультирование более может быть ориентированно на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция – на решение внутренних проблем клиента.

    Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи, состоят в следующем:

    Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, преимущественная обращенность к проблемам психически здоровых людей . Психологическое консультирование, в частности, стало широко использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

      Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

      Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

      Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь.

      Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

      Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

      Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии (Елизаров А.Н.).

    Таким образом, в самом общем виде, выделяются следующие специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: консультирование ориентировано преимущественно на клинически здоровую личность; в качестве консультируемых выступают лица, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также лица, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности; консультирование ориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на убеждении в том, что человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста; консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, чем на их прошлое; консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь; консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимоотношениях личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя и отклоняется навязывание клиентам его ценностей; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии:

        Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

        Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации.

        Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

        Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет.

        Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

        Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя (Алешина Ю.Е.,1994).

    Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.

    Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

    Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за собственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объективных обстоятельств.

    Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, большинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экспертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультирования . Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения проблемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в формулировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.

    В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой структуры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способности (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее усвоенных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента между собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологической теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнесли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затруднений является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.

    Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военнослужащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консультирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.

    Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

    Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования.

    В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:

    1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);

    2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы);

    3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) .

    В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.

    Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).

    Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента - деловая, рентная, игровая) или самим психологом (советчик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».

    Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему:

    Субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

    Основная цель консультирования - не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

    Главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

    Консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. .

    Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).

    Рис. 1.21.

    Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями

    Психики человека

    В ходе консультирования решаются следующие основные задачи:

    Оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи;

    1 в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

    Информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей;

    Изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

    Повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц;

    Коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

    Выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

    Развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;

    Повышение стрессовой и кризисной толерантности;

    Повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира.

    Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.

    Консультативная беседа - это основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультативной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции.

    Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Важная задача для психолога - найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллективе - о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.

    Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).

    1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.

    2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговориться, понять свою роль в возникновении проблемы.

    3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в проблемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.

    4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.

    5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости - определение домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о необходимости обращения и к другим специалистам.

    Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для психолога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разрешить психологическую проблему значит - избавиться от гнета имеющихся трудностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта - найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.

    Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

    Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью.

    Вторая {терапевтическая) задача - это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.

    Психологическое консультирование основано на следующих принципах:

    Равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;

    Безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности;

    Формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем;

    Принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

    Разграничение личных и профессиональных отношений;

    Воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].

    Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор психолога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических единиц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.

    Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирования, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой .

    Таблица 1.8

    Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истинного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выделение психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия - ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».

    Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описание которых приведено ниже .

    1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изложения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомнения люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование - это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов более взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.

    2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возможности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуацией, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

    Перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного механизма - в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость - плоскость проблемной сфокусированности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщаемой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;

    Реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека - смертью близких, неизлечимой болезнью, физическим изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружающих, внутренним конфликтом, - во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;

    Расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой человек подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы отсчета, в которой она рассматривается;

    Переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собственных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-настоящему начинает понимать себя и других.

    3. Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться «в лоб» с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. В этом случае известная поговорка: «запретный плод - сладок» может подсказать более тонкий вариант психологического воздействия. Речь идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект.

    4. Освобождение от психологических условностей и,ограничений. Реализация данного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достижению гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней свободы. К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки. Важнейшим терапевтическим фактором здесь может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и реализации большого количества альтернатив.

    5. Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Коррекционный эффект такой ситуации, когда психолог провоцирует сильные эмоциональные переживания клиента, направлен на превентивное «обнажение» им своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличиостный конфликт, не дожидаясь стихийного и неконтролируемого его разрешения.

    6. Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных последствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предоставляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни клиента. Следует различать конструктивные и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

    7. Поддержка положительной «Я-концепции». Терапевтический эффект данного механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как личности, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что положительное поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и подкреплениями со стороны значимых других людей .

    В заключение остановимся на некоторых правилах, касающихся поведения консультанта во время беседы, а также на его типичных ошибках и мерах по их профилактике.

    Правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому консультированию различными авторами, касаются следующих аспектов поведения консультанта :

    А) речь: должна быть ограничена по времени; не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное; топ высказываний психолога должен быть доброжелательным; выдерживать паузу после каждого высказывания клиента;

    Б) невербальный контакт: в процессе беседы следует смотреть не в сторону, а на собеседника; психолог не должен выдавать своей растерянности; невольная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия консультанта;

    В) быть самим собой: стремление казаться непогрешимым и всезнающим инженером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость;

    Г) признание ограниченности своих возможностей: недопустимо обманывать клиента, «кормить» его нереальными обещаниями; стремление увидеть любой ценой положительные результаты может приводить к ложным профессиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии;

    Д) не надеяться на быстрые результаты: надо уметь ждать, пока клиент созреет для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыслены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и решении проблемы;

    Е) не растворяться в проблемах клиентов: увязание в проблеме клиента, участие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации консультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая психолога в опекуна.

    Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования, представлены на схеме (табл. 1.9), показывающей также и пути их профилактики .

    Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внимание на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.

    По определению Роберта Семеновича Немова психологическое консультирование – сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый человек физически и психически здоровый, в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами.

    Именно убежденность в том, что в каждом человеке заложен потенциал для решения его проблемы – фундамент психологического консультирования. Здесь в отличие от большинства рассмотренных выше подходов реализуется контакт не в формате “врач-пациент”, а в позициях “равный-равный” или “психолог-клиент”, и в этом заключается принципиальное отличие психологического консультирования.

    Предметное поле психологического консультирования очень широко. Психологическое консультирование рассматривается как:

    l совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений (лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США);

    l отрасль науки и практики, основными функциями которой являются, во-первых, оказание помощи людям, которые испытывают какие-либо трудности в настоящий момент; во-вторых, профилактика трудностей, которые могут возникнуть в будущем; в-третьих, содействие людям в открытии и реализации их потенциала;

    l профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно осуществляется в системе личность-личность (хотя иногда в нем участвуют более двух человек), для помощи последнему в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера;

    l процесс, при котором человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта, открыто и определенно предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, выступающим временно в роли его клиентов (устав Британской Ассоциации Консультирования);

    l помощь индивидууму в исследовании его проблемы, прояснении конфликтующих между собой точек; поиск новых, альтернативных способов совладения с ситуацией, «помощь людям в их помощи самим себе» (М.А. Гулина );

    l восстановление логики индивидуальной жизни клиента и оказание профессионального воздействия, не нарушающего эту логику (Г.С. Абрамова ).

    В таблице 1 представлены различия психологического консультирования и психотерапии по основным категориям.

    Таблица 1. Психотерапия и психологическое консультирование в сравнении



    Психотерапия Психологическое консультирование
    Ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека Ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорганизации его отношений с людьми, миром и собой
    Репертуар воздействий Отношения помощи, информирование, объяснение
    Акцент на изменении в личности Акцент на использовании имеющихся у клиента ресурсов
    Локус жалоб: жалобы на неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания, а также некоторые формы поведения Локус жалоб: подчеркивание негативной роли других людей в возникших неприятностях и проблемах
    Долгосрочное – десятки, сотни встреч Краткосрочное – от 5 до 15 встреч

    Основные приемы психологического консультирования: беседа, интервью, активное слушание, наблюдение, эмпатическое слушание и т.д.

    Различие используемых приемов объясняется различными существующими на сегодняшний теориями личности, которые лежат в основеметода , т.е. совокупности психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий.


    Глава 2. Психодинамические концепции

    Как было отмечено в главе 1, в основе концепций и методов психологического помощи лежат теории человеческой личности, предлагаемые на различных этапах развития психологической науки и практики. Любая теория - это некая модель человеческой личности, причем модель достаточно удачная, поскольку если она закрепилась в психологической науке, была подтверждена десятками лет практики, все это говорит о том, что сама жизнь доказала ее право на существование. Однако всегда следует помнить, что любая теория - это всего лишь модель, которая с определенной погрешностью, в определенном приближении пытается объяснить нам действительность, в данном случае – природу человеческой личности.

    Каждая теория выполняет 4 основные функции:

    1. Обобщает накопленную информацию

    2. Делает более понятными сложные явления, т.е. оформляет их форме модели

    3. Предсказывает последствия разных обстоятельств.

    Это очень важная отличительная особенность теории, поскольку научная теория, если она - действительно научная, обеспечивает повторяемость результатов. Если модель такую повторяемость может обеспечить и, исходя из предпосылок, предсказать с достаточно большой вероятностью ход развития событий, то данная модель может называться научной теорией.

    4. Способствует поиску новых фактов исходя из тех закономерностей, которые мы наблюдаем, и которые подтверждаются.

    Отчего же зависит выбор теоретической ориентации каждого специалиста? Конечно от личностных особенностей специалиста, от его взгляда на мир, от его личностной позиции, и от его ответов на 5 главных вопросов

    1. Что есть человек?

    2. Какие врожденные тенденции ему свойственны?

    3. Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или предопределен?

    4. Влияют ли на поведение человека наследственность и события прошлого?

    5. Существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

    Стоит напомнить, что для специалиста-психолога не имеет принципиального значения, какую психологическую ориентацию он выберет, опираясь на какие концепции личности будет работать, будет он психоаналитиком или логотерапевтом, так как любая выбранная теория разными путем приводит к одному и тому же результату – помощи клиенту. Решающее значение имеют два других фактора:

    1) зрелость личности консультанта (которой, во многом, способствует прохождение личной терапии и работа с супервизором)

    2) высокая профессиональная подготовка (которая складывается из теоретических знаний и из той практики, которую вы приобретаете разными способами).

    В последнее время большую популярность приобретает так называемое эклектичное консультирование, при котором специалисты интегрируют в своей практике подходы различных школ и концепций личности, что в конечном итоге, позволяет специалисту быть максимально конгруэнтным и дает высокий результат. Можно сказать, что профессиональная зрелость консультанта – это создание своего индивидуального стиля консультирования, то есть того эклектичного стиля работы, который в итоге приводит Вас к успешному результату во взаимодействии с клиентом.

    Для того чтобы расширить спектр своей консультативной деятельности, иметь возможность сочетать различные техники и методики, необходимо их более подробно изучить. В настоящей главе будут рассмотрены те теории, которые появились в мировой психологической практике в начале XX века, и начнем наше рассмотрение с психоаналитического подхода.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...