Впр по истории 1 вариант. Значение крестовых походов

ВПР История 5 класс Вариант 2 Всероссийская Проверочная Работа

Часть 1

Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1–6.

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Рука об руку с ним шла его верная супруга Изида. Между дикими растениями поля она отыскала пшеницу и ячмень, научила людей хлебопашеству, а Осирис изобрёл хлебопечение…

Маленький город Тапе, т. е. Фивы, скоро расстроился, украсился храмами и дворцами, и со временем вырос в стовратую столицу страны…

И вот, однажды, царь позвал к себе супругу свою Изиду, сына своего Гора и своего брата Сета и сказал:

Вы видите, народ мой счастлив и уже не нуждается в моём личном присутствии; поэтому я хочу уйти и дать другим народам то, что делает добрыми и счастливыми. Ты, моя Изида, остаешься царицей страны и носи высшее достоинство в продолжение моего отсутствия; но на твои плечи, брат мой Сет, возлагаю я всю тяжесть правления заботы о моей жене и моём ребёнке. И так поступай, чтобы с честью предстать предо мною, когда я вернусь!

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

3. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Джунгли, Пелопоннес, магистраты, Ашшур, ном, Пятикнижие Моисея.

Объясните смысл этого слова.

4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Строительство Персеполя, религиозная реформа Эхнатона, начало широкого использования конного войска, создание Израильского царства, битва при Платеях, правление императора Нерона.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе).

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Часть 2

7. Укажите одного исторического деятеля - Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).

8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

ОТВЕТЫ

1.
А) Древняя Греция - Парфенон (иллюстрация 2).
Б) Древняя Палестина - Давид и Голиаф (иллюстрация 3).
В) Ассирийское государство - крылатый бык с головой человека (иллюстрация 4).
Г) Древний Египет - иероглифы (иллюстрация 1).
Ответ: А - 2, Б - 3, В - 4, Г - 1.

2. Текст об Осирисе - боге Древнего Египта.
Ответ: Г

3. 1. Соответствие тем и слов: для темы А - Пелопоннес, Б - Пятикнижие Моисея, В - Ашшур, Г - ном.
2. Объяснение смысла слов:
Пелопоннес - полуостров в южной части Балканской Греции;
Пятикнижие Моисея - священная книга иудеев и христиан;
Ашшур - бог, покровитель ассирийского царства (ИЛИ город в Ассирии);
ном - город-государство (область) в Древнем Египте.

4. 1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А - битва при Платеях; Б - создание Израильского царства; В - начало широкого использования конного войска; Г - религиозная реформа Эхнатона;
2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

6. А. Жаркий климат благоприятствовал виноградарству и оливководству. Неблагоприятные для зернового хозяйства факторы:

1. Неплодородные почвы.
2. Малоземелье.
3. Засуха в период созревания хлебов.
4. Отсутствие рек, пригодных для орошения.

Кормов для крупного рогатого скота не хватало. Мелкий скот пасся на склонах гор, объедая кустарники и низкорослые деревья.

Горный рельеф затруднял межобластной обмен по суше. Морское положение, бухты и острова благоприятствовали развитию обмена между различными областями и с другими странами. Природные условия способствовали созданию хозяйства, в котором вино, масло и ремесленные изделия производились для обмена на зерно, рабов и т.д.

ВПР История 5 класс Вариант 1 Всероссийская Проверочная Работа

Часть 1

Прочтите перечень из четырёх тем и выполните задания 1–6.

1. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

2. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

Сторож уста открыл в вещает,
Обращается он к великой Иштар:
«Постой, госпожа, не сбрасывай двери,
Обожди ты снаружи, внутрь я войду,
Доложу твоё имя царице Эрешкигаль».
Входит сторож, вещает Эрешкигаль:
«Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,
Корчемница это великих пиров,
Возмутившая воды пред Эа-царём».

Выберите одну тему из перечня, а затем выполните задания 3-6, только по выбранной Вами теме.

3. Прочитайте список слов и напишите слово, относящееся к выбранной Вами теме.

Пурпурная краска, зиккурат, Аттика, Осирис, термы, двенадцать родов (колен) .

Объясните смысл этого слова.

4. Прочитайте список событий (явлений, процессов) и напишите событие (явление, процесс), которое относится к выбранной Вами теме.

Битва при Марафоне, правление царя Давида, создание Карфагенской средиземноморской державы, походы фараона Тутмоса III, Первая Пуническая война, издание законов царя Хаммурапи.

Используя знания по истории, расскажите об этом событии (явлении, процессе).

5. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.

6. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?

Часть 2

7. Укажите одного исторического деятеля - Вашего земляка (жизнь которого была связана с Вашим регионом или населённым пунктом).

8. Чем известен Ваш земляк, каков его вклад в развитие Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

ОТВЕТЫ

А) Древ­ний Еги­пет - Нефертити (иллюстрация 4).
Б) Фи­ни­кия - монета из Библа (иллюстрация 2).
В) Ва­ви­лон­ское цар­ство - клинопись из Вавилона (иллюстрация 1).
Г) Древ­няя Па­ле­сти­на - Моисей со скрижалями (иллюстрация 3).
Таким об­ра­зом, А - 4, Б - 2, В - 1, Г - 3.

2. В) Ва­ви­лон­ское цар­ство

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Соответствие тем и слов: для темы А - Осирис, Б - пурпурная краска, В - зиккурат, Г - двенадцать родов (колен).
2. Объяснение смысла слов:
Осирис - древнеегипетское божество плодородия;
пурпурная краска - добываемая финикийцами из морских моллюсков яркая краска, которую использовали для окраски тканей;
зиккурат - многоступенчатое культовое сооружение в виде башни;
двенадцать родов (колен) - племенной союз Израиля.

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) соответствие тем и событий (процессов, явлений): для темы А -походы фараона Тутмоса III; Б - создание Карфагенской средиземноморской державы; В - издание законов царя Хаммурапи; Г - правление царя Давида;

2) рассказ об указанном событии (процессе, явлении)

6. Финикия.

Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски - Гебал) означает «гора» , города Тира (по-финикийски - Цур) - «скала» .

Возможности для пашенного земледелия ввиду недостатка удобных земель были ограничены, но имевшиеся земли всё же могли интенсивно использоваться, так как ветры с моря приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноградную лозу и др. Кроме садоводства большую роль играло рыболовство; не случайно название одного из крупнейших финикийских городов - Сидона означает «место рыбной ловли» . Важным богатством страны были леса, росшие в горах Ливана над побережьем, изобиловавшие кедром и другими ценными породами деревьев.

Данный вариант тестовых заданий по истории составлен в формате ВПР по демоверсии 2018 года, опубликованной на сайте ФИПИ.

Часть 1

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

1

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

1
2
3
4

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

Ответ : 2431

1.Крещение киевлян. К.Лебедев.

2.Набег печенегов на славянскую деревню. А.А. Рылов.

3.Утро на Куликовом поле. А.П.Бубнов.

4.Крестоносцы.

Вспомните даты:

А) Крестовые походы – 1096-1272.

Б) Принятие христианства на Руси- 988 г.

В) Куликовская битва – 1380 г.

Г) Борьба Руси с печенегами- 915-1036 г

2

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: „Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: „Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя».

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 2.

Пояснение.

Отрывок из летописи «Повесть временных лет» Нестора о крещении Руси.

3

С каким из данных событий (процессов) связано слово «иго»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :3

Пояснение.

Иго — это экономическая и политическая зависимость Руси от Золотой Орды.

Куликовская битва происходила в 1380 году, в период ига, это битва Дмитрия Ивановича (Донского) с Мамаем.

4

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса). Ответ запишите в таблицу.

Личности. Действия.
1.
2.

Ответ:

Правильный ответ

Примерные ответы.

А) Крестовые походы.

Личности. Действия.
1.Сергий Радонежский. Священнослужитель, который основал на Руси много монастырей, в том числе Троице-Сергиевский. Перед Куликовской битвой он благословил князя Владимира и его дружину, поэтому считают, что в победе над Мамаем велика и его роль.
2.Добрыня и Путята. Владимир крестил Новгород «огнём и мечом». Добрыня — это воевода князя Владимира, то есть он командовал войском, Путята — дядя князя. Оба они были отправлены в Новгород, чтобы там крестить людей. Но жители сопротивлялись. Тогда силой(«мечом») их стали крестить, устроив в одной из частей города пожар, чтобы отвлечь их внимание на некоторое время («огнём»).

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

5

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).

Ответ:

Правильный ответ

1-Ладожское озеро здесь происходило Ледовое побоище.

2.Новгород.Крещение.

3.Тульская область. Недалеко от Тулы находится поле Куликово.

4.Киев, его обороняла Ольга от печенегов.

Примечание: не совсем удачная карта, со временем постараюсь её заменить на более чёткую.Буду благодарна, если коллеги мне помогут в этом.

6

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).

Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).

Ответ (название объекта):

Ответ:

Объяснение:

Ответ:

Правильный ответ

1.Ответ.

Ладожское озеро.

Именно на его берегу в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором Александр Невский разгромил немецких рыцарей.

2.Ответ:

Корсунь.

Этот греческий город завоевал в 988 г.князь Владимир. После победы начался процесс крещения Руси.

Завоевав Корсунь, Владимир женился на византийской принцессе Анне, прияв христианство.

3.Ответ:

Приток Дона река Непрядва.

Именно здесь происходила Куликовская битва.

4.Ответ:

Именно к Киеву подошли печенеги в 968 г. , княгиня Ольга возглавила оборону города, пока не подошло войско Святослава.

7

Перечень событий (процессов)

А) Крестовые походы.

Б) Принятие христианства на Руси.

В) Куликовская битва.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.

Ответ:

Правильный ответ

Ответы и пояснения.

А) Крестовые походы

Значение крестовых походов.

  • Католическая церковь значительно расширила своё влияние.
  • Были создан новые церковные структуры в виде духовно-рыцарских орденов.
  • Усилилось противостояние Запада и Востока.
  • Крестовые походы ещё более раздели христианство на православных и католиков.
  • Для Руси крестовые походы были серьёзной опасностью, так как была не только угроза потери земель, но угроза вере- православию. Русь не достойно защищала границы, отстояв свою веру.

Б) Принятие христианства на Руси.

Значение принятия христианства:

  • Значительно усилилась власть князя, которая теперь стала восприниматься как божья.
  • Единая религия способствовала единению народа, образованию единой идеологии, развитию культуры, смягчению нравов.
  • Значительно возрос международный авторитет Руси, которую уже не воспринимали как варварскую языческую страну.

В) Куликовская битва.

Значение Куликовской битвы.

  • Нравственная победа Руси, появилась в народе уверенность, ч о можно победить Золотую Орду.
  • Битва показала, что победить врага можно только усилиями, став таким образом дополнительным толчком к дальнейшей централизации государства.
  • Окончательно закрепилось значение Москвы как политического центра Руси.
  • В 1389 г. Д. Донской впервые передал княжение своему сыну без ханского ярлыка, что свидетельствовало об ослаблении политической зависимости Руси от Орды.

Г) Борьба Руси с печенегами.

Значение борьбы и победы над печенегами:

  • Набеги печенегов приносили много бед и страданий населению Руси (погромы, пожары, пленение).
  • Князья не раз организовывали походы против печенегов (Игорь, Святослав, Ярослав Мудрый и другие), защищая независимость государства.
  • Победа Ярослав Мудрого над печенегами в 1036 году освободила Русь от грабительских набегов печенегов на Русь, значительно подняла международный авторитет страны.
8
1 2
3 4

Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 14, 23

Пояснение.

1.Церковь Вознесения в Коломенском.1532.

2.«Рождение Венеры». Картина итальянского художника Сандро Боттичелли, 1482-1486.

3.Собор в Реймсе, Франция. Реймсский собор. Строительство в 1211-1275.

4.Тихвинская Божья матарь. Икона.Известна с 1383 г. Написана, по преданию, евангелистом Лукой.

9

Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Выбранный Вами памятник культуры: № (укажите порядковый номер).

Ответ:

Правильный ответ

Ответы.

1.Церковь Вознесения в Коломенском.Москва (раньше это были окрестности Москвы, село Коломенское).

2.«Рождение Венеры». Картина итальянского художника Сандро Боттичелли, находится в Италии, во Флоренции, в знаменитой галерее Уффици- музее.

3.Собор находится в городе Реймс,во Франции.

4.Тихвинская Божья матарь. Икона.Город Тихвин, Ленинградскя область, Богородичный Успенский мужской монастырь.

10

ЧАСТЬ 2.

Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.

Правильный ответ

Ответ.

Пояснение.

Значение восстания Е. Пугачёва.

  • Это было первое крупное выступление крестьян и работных людей, показавшее, насколько тяжёлым было положение народа в России.
  • Положение крестьянства не улучшилось. Оставалось крепостное право в России. Но крестьянский вопрос стал одним из основных в политике императоров. Так, уже Павел I, пришедший на смену Екатерине II, принял Указ о трёхдневной барщине, запрещавший заставлять работать крепостных более 3-х дней на помещика.
  • Лишь немного улучшилось положение работных людей (на горных заводах стали чуть повышать заработную плату, улучшать условия труда рабочих, но незначительные меры не могли изменить ситуацию к лучшему).
  • Наконец, власть, помещики понимали, что может бунт повториться. Это вселяло страх перед возможными беспорядками, заставляло продумывать политику по отношению к народу.

Примечание.

Данный материал в 6-ом класс ещё не изучается. Однако ученики знают, что будет вопрос, связанный с историей их края. Поэтому нужно заранее подготовить соответствующую информацию по любому периоду истории России. Вопрос не ограничивает рамки периода, который может выбрать ученик.

Задание 1 № 1

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Перечень событий (процессов)

А) Столетняя война

Задание 2 № 2

Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие.

«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его… И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»

Перечень событий (процессов)

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 3 № 5

С каким из данных событий (процессов) связано слово «варяги»? Запишите букву, которой обозначено данное событие.

Объясните смысл слова «варяги».

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 4 № 6

Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события.

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 5 № 7

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой,

в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие.

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 6 № 8

Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием.

Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием.

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 7 № 9

Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.

А) Столетняя война

Б) Образование Древнерусского государства

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Задание 8 № 3

Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие - памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.

Памятники культуры России Памятники культуры зарубежных стран

Задание 9 № 4

Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.

Задание 10 № 10

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задание.

Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.

Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

ЗАДАНИЕ 1

1 Б (Образование Древнерусского государства)

2 Г (Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.)

3 А (столетняя война)

4 В (Монгольское нашествие на Русь в XIII в)

ЗАДАНИЕ 2

Правильный ответ В

ЗАДАНИЕ 3

Правильный ответ: Б, образование древнерусского государства

ЗАДАНИЕ 4

А) Столетняя война

Жанна д’Арк командующая французскими войсками. Благодаря ей, Франция начала побеждать.

Карл V оказал достойное сопротивление английской армии.

Б) Образование Древнерусского государства

князь Владимир Святославович - Крестил Русь;

князь Ярослав Мудрый — создал первый на Руси свод законов «Русская правда».

В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

Чингисхан - завоевание Средней Азии, битва на реке Калка

Хан Батый обременил русские княжества платить дань

Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

Иван 3 — отказался выплачивать дань монголам

ЗАДАНИЕ 5

ЗАДАНИЕ 6

А – г. Орлеан;

Б – г. Киев;

Д – р. Дон

ЗАДАНИЕ 7

завоевателей. Война способствовала росту национального самосознания

французов. Этим были заложены основы сильного европейского государства –

Франции (А);

– образование Древнерусского государства имело важное историческое значение

для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития

земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию

социальной структуры. Благодаря образованию государства начала

формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая

система общества. Начала складываться единая древнерусская народность –

основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского

– несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена

монголами. Восстановление экономики страны затянулось на несколько

десятилетий. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не

смогли покорить всю Европу (В);

– в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что

единственным способом избавления от этого владычества является объединение

всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль

руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким

образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси (Г).

ЗАДАНИЕ 8

1423; 4123; 4132; 1432

ЗАДАНИЕ 9

1 – Москва;

2 – Стамбул (Константинополь);

3 – Париж;

4 – Великий Новгород (Новгород)

ЗАДАНИЕ 10

Для города Москва

1147г первое упоминание о Москве при князе Юрии Долгоруком, в дальнейшем Москва стала столицей княжества, потом объединила русские земли для борьбы с Ордой и стала столицей русского государства.

Аналитическая справка по итогам проведения ВПР по истории в 5 Б классе.

    Обучающиеся 5 Б класса 24 апреля 2018 года учувствовали в Всероссийской проверочной работе ВПР по истории. ВПР была проведена согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 20.10.2017 г. № 2015 «О проведении мониторинга качества образования», в соответствии с графиком проведения мероприятий, направленных на исследование качества образования за 2017 – 2018 учебный год.

    Цели:

Выявление и оценка уровня общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 Б класса;

Диагностика достижения личностных, и предметных результатов обучения

3. Показатели участия:

Кол – во баллов

(макс 15)

% выполнения

отметка

5021

86%

5022

26.6%

5023

100%

5024

40%

5025

80%

5026

26.6%

5027

13.3%

5028

20%

5029

80%

5030

53.3%

5031

46.6%

5032

60%

5033

40%

7.7

56.6%

3.9

    Структура варианта проверочной работы

Работа состоит из 2 – х частей. Первая часть – на знание всемирной истории. Содержит 6 заданий, из них по уровню сложности:

базовой – 4; повышенной – 2;

Вторая часть – на знание истории родного края. Содержит два задания, из них по уровню сложности:

Базовой – 1; высокой – 1;

Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр.

Задания 3–4 и 6–8 предполагают развёрнутый ответ.

Задание 5 предполагает работу с контурной картой.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 15.

Проверяемые э лементы содержания

1. Древний Восток

1.1 Древний Египет

1.3. Финикия

1.4. Ассирийское государство

1.5. Персидская держава

1.6. Древняя Палестина

1.7. Древняя Индия

1.8. Древний Китай

2 Античный мир

2.1. Древний Рим

3 Знание истории родного края.

Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми

странами, где эти памятники были созданы

работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию

Выполнили полностью – 10 (76.9%)

Не выполнили-1 (7.6%)

Выполнили не полностью – 2 (15.3%)

Не приступили к выполнению - 0

Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.

умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира

Выполнили-10 (76.9%)

Не выполнили- 3 (23%)

Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).

умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов

Выполнили полностью (соотнесли термин, объяснили его значение) - 4 (30.7%)

Не выполнили-3 (23%)

Выполнили не полностью-46(%)

Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических

фактов и умения излагать исторический

материал в виде последовательного связного

текста. Оно состоит из двух частей. От

обучающегося требуется соотнести

выбранную тему (страну) с одним из событий

(процессов, явлений), данных в списке. Во

второй части задания обучающийся должен

привести краткий письменный рассказ об

этом событии (явлении, процессе)

умение рассказывать о событиях древней истории

Выполнили-3 (23%)

Не выполнили-3(23%)

Выполнили не полностью- 7 (53.8%)

Задание 5 является альтернативным. Задание

нацелено на проверку умения работать с

исторической картой. Оно состоит из двух

частей. В задании требуется заштриховать на

контурной карте один четырёхугольник,

образованный градусной сеткой, в котором

полностью или частично располагалась

выбранная обучающимся страна

умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий

Выполнили- 10 (76.9%)

Не выполнили – 3 (23 %)

Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно- следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме

умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности

Выполнили-1 (7.6%)

Не выполнили- 7 (53.8%)

Выполнили не полностью- 5 (38.4%)

В задании 7 от обучающегося требуется назвать одно памятное место в регионе связанное с историей региона в котором проживает обучающийся.

Выполнили-7 (53.8%)

Не выполнили – 6 (46.1)

В задании 8 требуется в письменной форме рассказать, какое значение имело событие, связанное с указанным памятным местом. Значение в регионе, нашей стране, или мира в целом.

реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины

Выполнили-1 (7.6%)

Не выполнили-9 (69.2%)

Выполнили не полностью-3 (23. %)

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание 1 считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр.

Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана цифра. За правильный

ответ на задание ставится 1 балл. За полностью правильный ответ ставится 2 балла; за

одну-две ошибки – 1 балл; за большее количество ошибок – 0 баллов.

Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в

зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.

Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»

Первичные баллы 0–3 4–7 8–11 12–15



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...