Личность: проект, который вам предстоит всегда. Конкретный пример сильной личности

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

Слайд 13

Описание слайда:

Каждый человек на протяжении своей жизни встречается с большим количеством людей, которые ведут себя по-разному и оказываются порядочными, подлыми, слабыми, волевыми и другими личностями. А как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? Это человек, обладающий определенными чертами характера, такими как уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, оптимизм, умение реально смотреть на вещи, стойкость, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение владеть ситуацией, быть лидером и вести за собой других людей.

Выдающиеся люди в истории

Не про каждого человека, жившего в прошлом или существующего в настоящее время, можно сказать, что он действительно сильная личность. Примеры людей, прославившихся своей несгибаемой силой воли, способностью вести за собой целые народы, своими судьбоносными ответственными решениями, изменившими исход множества важнейших событий, запечатлела история нашего государства и всего мира. Такими людьми можно назвать князя Владимира, Василия II, Александра Невского, императрицу Екатерину II, императора Петра I, Николая II и многих других.

Конкретный пример сильной личности

Можно еще долго приводить примеры сильной личности в истории, но хотелось бы рассмотреть одного выдающегося человека в качестве образца для подражания. Таким человеком заслуженно можно считать Юрия Гагарина – первого космонавта в истории человечества. Сила личности этого человека не подвергается сомнениям. Он прошел множество испытаний и трудностей во время подготовки к полету в космос и во время самого полета. Юрий Гагарин был очень целеустремленным, работоспособным человеком, способным мобилизоваться в трудную минуту для принятия правильного решения. Он был способен сохранять внутреннее спокойствие абсолютно в любой ситуации и передавать это спокойное состояние другим. Именно эта черта – умение не поддаваться панике и принимать взвешенные решения в трудной ситуации, являлась основной характеристикой космонавта для первого пилотируемого полета в космос.

Юрий Алексеевич был человеком простым, открытым, помогал в подготовке к полету другим космонавтам, своим коллегам. Он умел организовать людей и повести их за собой. Каждое утро Гагарин выводил на утреннюю зарядку на улицу во двор свою семью и жителей всего своего дома, обходя каждую квартиру и звоня в дверь. Он не позволял никому отлынивать и капризничать. И никто даже не пытался отказаться – все люди с радостью слушались советов и указаний этого выдающегося человека.

Став известным, Юрий Гагарин прошел испытание славой и не зазнался. А ведь давление славы выдержать не каждому под силу, чтобы остаться прежним человеком, образцом выдержки и самообладания.

Очень жаль, что этот великий человек рано ушел из жизни, погиб во время авиакатастрофы, истинная причина которой до сих пор остается не выясненной. Если бы его судьба сложилась иначе, и он не погиб, с уверенностью можно сказать, что он сделал бы еще много важных дел, многих людей смог бы повести за собой и показать им правильную дорогу в жизни. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий пример сильной личности в истории человечества.

Сильная личность: примеры was last modified: Декабрь 15th, 2015 by Елена Погодаева

ПРОЕКТ

по теме: «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук Доцент кафедры дошкольного и начального образования

Кондратьева Елена Порфирьевна

Выполнен: Борькиной Татьяной Степановной

Учителем СОШ №2, г. Шумерля

Шумерля 2009


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 3 стр.

  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 стр.

  3. АННОТАЦИЯ 4 стр.

  4. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 4 стр.

  5. ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИЦЫ 7 стр.

  6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15 стр.

  7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ 31 стр.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА:


  1. Определить факторы развития успешной личности ученика.

  2. Выработать критерии успешной личности.

  3. Разработать и апробировать на практике программу индивидуального развития ребенка.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:


  1. Создание и оформление структуры программы индивидуального развития учащейся.

  2. Составление матрицы факторов развития успешной личности.

  3. Разработка списка критериев успешности личности.

  4. Возможная диссеминация результатов проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

  2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 «Б» класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

  3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

  4. Выставка личных достижений учащейся в конце учебного года.

  5. Презентация портфолио на заключительном детско-родительском собрании в конце обучения в начальной школе.

АННОТАЦИЯ

Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Проект «Успешная личность» нацелен на определение факторов развития успешной личности ученика, выработку критериев успешной личности, разработку и апробирование индивидуальной программы развития личности, которая не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

«Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай возможность действовать, и я научусь», - гласит китайская пословица. Совместная проектная деятельность помогает ученице создать свой «продукт» - «Проект программы собственной жизни» и таким образом научить анализировать качественные составляющие собственной деятельности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(в течение первого класса)


  • Выявление учителем особенностей индивидуального развития детей.

  • Определение темы проекта.

  • Работа с учащимися по созданию «Папок успеха».

II ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ»

(второй класс)

ЗАДАЧИ:


  • Определение актуальности проблемы, поставленной темой проекта, уточнение целей.

  • Определение круга изучаемых вопросов.

  • Определение источников информации и выбор критериев оценки результатов.
ВЫБОР СОАВТОРА ПРОЕКТА ИЗ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

УЧЕНИК получает творческое задание, определяет информацию, обсуждает задание с учителем и намечает план его выполнения.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА:


  1. Задание-исследование: «Кого можно назвать успешным человеком?»

  2. Задание-исследование: «Каким должен быть успешный ученик?»

  3. Задание-исследование «Как стать успешным человеком?
УЧИТЕЛЬ: мотивирует учащегося, объясняет цели проекта, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает и начинает разработку индивидуальной программы развития ребенка.

III ЭТАП: «РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА»

(третий класс)

ЗАДАЧИ: Сбор и уточнение информации, выполнение проекта.

УЧЕНИК: Самостоятельная работа по заданию, выполнение индивидуальных исследований, создание ученического проекта – программы собственной жизни.

МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА - выявление мнений по вопросу:

1.«Кого можно назвать успешным человеком?»


  • беседы с администрацией школы;

  • беседы с учителями;

  • беседы с родителями;

  • работа в библиотеке с литературой (помощь и консультация библиотекаря).

  • Проведение опроса среди учащихся старших классов, достигших успехов в различных видах деятельности; встречи с отличниками учебы, активом школы.
2. «Умеешь ли ты общаться со сверстниками»;

  • анкетирование всех учеников начальной школы.
3.«Умеешь ли ты общаться со взрослыми».

  • тестирование
УЧИТЕЛЬ: наблюдает, консультирует, советует, подводит промежуточные итоги проделанной работы, создает индивидуальную программу развития ребенка.

ИТОГИ III ЭТАПА на основании проделанных микроисследований:


  • Определены основные критерии успешности личности;

  • Разработан «Проект программы собственной жизни ученицы 3 Б класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.»

  • Создана программа индивидуального развития ребенка.

IV ЭТАП: «РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА – ПОРТФОЛИО УЧЕНИЦЫ» (четвертый класс)

ЗАДАЧИ:


  • Продолжить сбор информации и на основе данных подготовить портфолио ученицы для перехода ее из начального звена в среднее.

  • Создать презентацию портфолио ученицы и представить ее на родительском собрании в мае 2010 года.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

1. Фиксированные результаты личностного развития ученицы по методике «восьми шкал».

2. Индивидуальная программа развития ученицы 3 Б класса Кулаковой Екатерины, разработанная классным руководителем.

3. Личная программа развития «Проект программы собственной жизни» ученицы 3 «Б» класса МОУ СОШ №2 Кулаковой Екатерины на 2008-2009 гг.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

1. Создание портфолио ученицы (2009 - 2010 гг.)

ПРОГРАММА

индивидуального развития обучающейся 4 «Б» класса МОУ «СОШ №2»

Кулаковой Екатерины


Классный руководитель 4 «Б» класса,

Г. Шумерля, Чувашская Республика

2009 г.

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

  2. Цели.

  3. Этапы реализации программы.

  4. Сроки реализации программы.

  5. Содержание.

  6. Промежуточные результаты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От успешности ученика - к успешной личности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:

Способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;

Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);

Высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;

Способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;

Положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;

Положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;

Социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;

Позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Позитивные отношения с одноклассниками;

Хорошее физическое и психическое здоровье;

Адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;

Чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка необходима для того, чтобы осуществить личностно-ориентированный подход к его воспитанию, которое, с точки зрения педагогики, представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагога и воспитанника, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемого по овладению им социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данной программе подчеркивается активная деятельность объекта воспитания - школьника.

ЦЕЛИ:


  • Педагогическая: развитие в ребенке навыков выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

  • Здоровьесберегающая: формирование привычек здорового образа жизни, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

  • Воспитательная: формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

  • Психологическая: изучение и необходимая коррекция личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Программа планируется и реализуется на основе


  • Наблюдений

  • Диагностических процедур

  • Психолого-педагогических выводов

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I этап. Диагностический.

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.


  • Диагностика уровня сформированности личности ученика.

  • Анкетирование ученика. Анкеты для ребенка: «Самоанализ». «Мой характер». «Выявление качеств личности». «Школа и я» «Урок моими глазами». «Изучение учебной мотивации». «Свободное время». «Моя семья».

  • Анкетирование родителей. Анкеты для родителей: «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям?» «Учебная нагрузка моего ребенка».

  • Тесты: «Ваши взаимоотношения с ребенком». «Все ли я знаю о своем ребенке?» «Как вы видите будущее своего ребенка?»

  • Подведение итогов диагностики и мониторинга.

II этап. Коррекционно – развивающий.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 4 года обучения ребенка в начальной школе (1-4 класс)

Проект «Учение»


  • Учиться на «5»;

  • Принять участие в олимпиадах по русскому языку и конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»;

  • Активно работать в школьном научном обществе учащихся «Эврика»; подготовить научно-исследовательскую работу на тему: «Как вырастить дыню».

  • Посещать альтернативные уроки по английскому языку, по русскому языку.

  • Продолжить работу в качестве консультанта классной «Экстренной скорой помощи».
Проект «Здоровье»

  • Формировать убеждения, что при здоровом образе жизни у человека развивается не только красота тела, гармония движений, работоспособность, но и формируется характер, закаляется сила воли;

  • Учить использовать опыт и знания, полученные на занятиях физической культуры и в спортивных секциях в своей жизни и профессиональной деятельности

  • 2 раза в неделю посещать плавательный бассейн;

  • 2 раза в неделю в зимний период посещать городской каток;

  • В выходные дни устраивать семейные лыжные прогулки;

  • Соблюдать режим дня.

  • Делать утреннюю гимнастику ежедневно.
Проект «Творческая деятельность» Проект «Общение»

  • Воспитание потребности соотносить свои интересы и желания с интересами другого человека;

  • Формирование конструктивного поведения;

  • Воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

  • Формирование волевых качеств личности, ответственности и самоконтроля в общении.
Проект «Достижения»

  • Помочь ученице разработать «Проект программы собственной жизни».

  • Формирование навыков коллективной и личной состязательности, развитие инициативы, творчества, индивидуальности, эстетического совершенства своего мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятий по расширению и углублению знаний базовых предметов, умений и практических навыков, полученных в школе.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №280 им. М.Ю. Лермонтова

Адмиралтейский район.



Реферат по обществознанию

Человек. Индивид. Личность.

Выполнила: ученица 11а класса

Шевченко Алина Александровна.
Преподаватель: Занков Д.С.

Санкт – Петербург

2005 – 2006 гг.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I . Человек.

    Сущность происхождения человека……………………………5

    Человек и природа……………………………………………….7

    Древнейшие философские системы…………………………….9

    Человек и общество……………………………………………..12

    Человек и культура…………..………………………………….14

Глава II . Индивид.

    Первое появление понятия “индивид”………………………….17

    Индивидуальность человека в обществе………………………..18

    Отличия между “индивидом” и “индивидуальностью”………..19

Глава III . Личность.

    Общее понятие личности………………………………………....20

    Типы личности…………………………………………………….21

    Подходы к изучению личности…………………………………..22

    Общественная сущность личности……………………………....24

    Личность как субъект общественных отношений……………....25

    Основные компоненты личности………………………………...25

    Личность как самоуправляемая система………………………...26

    Духовное богатство личности…………………………………....29

Заключение…………………………………………………………………..30

Введение.

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть взаимоотношения общества и личности как наиболее актуальный вопрос на современном этапе индустриального развития страны. Тем самым я дам характеристику данных понятий – человек, индивид, личность, и на их основе прослежу взаимосвязь с обществом и становление личности, в зависимости от социализации.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности, формирует личность.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которой нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимоотношений, ни социальных отношений, общности и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Я считаю, что каковы люди – таково и общество, но в то же время: каково общество – таковы и члены этого общества.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время, как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В психологии понятие “индивид” употребляется в широком значении, приводящим к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Глава I .

1. Сущность происхождения человека.

Человек – главный элемент общественной жизни, высший уровень эволюционного развития природы, вершина мирового бытия. Над происхождением человека издавна задумывались люди. В прошлом предпринимались различные попытки решить эту загадку.

Первая попытка, самая древняя, сделана религией. В Библии сказано, что сотворив небо и землю, моря и сушу, растения и животных, Бог сотворил человека: «И сказал Бог:”Cотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле”.И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их».¹

От первых людей пошли новые поколения. Так на Земле появился человек.

Вторая попытка объяснить происхождение человека была предпринята английским ученым Чарльзом Дарвином. В1871 году он опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”. Ч. Дарвин утверждал, что человек – это биологический вид. Человек имеет ряд признаков, сближающих его с обезьянами.

Ч. Дарвин, таким образом, создал эволюционную теорию, согласно которой живая природа непрерывно изменяется и развивается. Хотя и медленно, но постоянно исчезают старые виды, на их месте возникают новые, боле приспособленные. Пружина эволюции, по Дарвину, - естественный отбор, борьба за существование, а также половой отбор.

Теория Дарвина получила широкую поддержку в науке. Но в этой теории была и своя ахиллесова пята: человек в ней отождествлялся с его телом.

________________________________

¹ Боголюбова Л.Н.; “Человек, природа, общество”, 1997г. с. 49

Но человек – не только тело, но и разум, без чего он человеком не является.

Эволюционная теория не могла объяснить, как формировались сознание и разум человека.

Третья попытка объяснить происхождение человека нашла отражение в теории Ф. Энгельса о роли труда, общественных инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и других крупных ученых. Но Энгельса не удовлетворяли лишь сравнительно-эмбриологический и сравнительно-анатомический подходы. На первое место он поставил социальный фактор – трудовую деятельность.

Около пяти миллионов лет назад на Земле значительно изменился климат. На обширных пространствах исчезли тропические леса. Их обитатели должны были изменить образ жизни. Не все выдержали это испытание. Но один вид обезьян сохранился. От лазанья по деревьям эти обезьяны перешли к прямохождению по ровной местности, от собирательства – к охоте на крупных и стадных животных. Регулярная охота требовала регулярного производства орудий охоты. А чтобы делать эти орудия, нужны были другие специальные орудия. Иными словами, появилась необходимость производить орудия (например, каменные рубила), с помощью которых можно изготовлять орудия охоты. Это было важным шагом на пути превращения обезьяны в человека.

Четвертая попытка ответить на этот вопрос связана с идеей внеземного происхождения человека, теорией космических прародителей. Так, в одной из версий доказывается, что разумная жизнь могла зародиться на планете Сатурн, а затем пришла на Землю. По другим версиям – жизнь на Землю принесена из других галактик.

В нашей стране исследования мозга длительное время возглавляла академик Н. П. Бехтерева. Она сделала вывод, что многие современные знания о мозге абсолютно не укладываются в привычные представления о его происхождении. Исследования привели ее к выводу, что человеческий мозг слишком сложен для планеты Земля.

Сегодня предпринимаются попытки дать новый вариант объяснения земного происхождения “человека разумного” с позиции науки о культуре. Кратко это объяснение выглядит следующим образом: тело человека произошло от тела обезьяны, а человек возник сам собой, из ничего. Но для этого существовали предпосылки: сообщества обезьян; экстремальные обстоятельства жизни; появление знаков естественного языка (слов), обозначающих различные предметы; необычное поведение; общение; совместная деятельность с естественными орудиями; формирование культуры. В этих условиях формируется древний человек – человек культуры.

2. Человек и природа.

Сформировав себя в процессе трудовой деятельности, человек смог выделиться из природы благодаря наличию сознания и речи, прямохождению, овладению огнем, постепенному созданию и освоению все более сложных орудий труда. Его отличие от других живых существ заключается в том, что способом его выживания является не приспособление и адаптация к окружающей среде, что характеризует поведение представителей животного мира, а активное взаимодействие с внешним миром, все более широкое овладение силами природы и подчинение их своим целям и задачам.

Но, создав социальную жизнь, человек не освободился от природной зависимости, включая в себя определенным образом природное начало в виде своей биологической организации. Его зависимость от природы определяется также тем, что для поддержания своего существования он вынужден постоянно заниматься производством сельскохозяйственной продукции и заимствовать у природы различные ресурсы для обеспечения материального производства.

Он создает то, что природа не производит. Ведь природа не строит машины, дома, железные дороги. А человек, преобразуя природные материалы, творит новые предметы с необходимыми ему качествами. Для этого он использует накопленные знания. Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений. Но для создания техники, транспорта, средств связи ему необходима способность не только накапливать знания, но и с помощью этих знаний создавать мысленные конструкции тех предметов, которые нужны человеку. Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Есть животные, которые тоже создают нечто новое: паук плетет из паутины сеть, пчела строит соты. Но этому их никто не учит. Делают это они благодаря врожденному инстинкту. И ничего другого каждый из них делать не может. К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. Следовательно, деятельность человека носит творческий характер: он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем путем практических действий.

Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то непременно обнаруживается коренное свойство, качество человека. Постичь сущность – это и значит, с точки зрения философии выявить ту главную черту (или несколько), свойственную именно человеку.

Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы “извне”. Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой, обществом, Богом, и другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход – “изнутри” – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

  1. Человек , индивид , личность (3)

    Конспект урока >> Социология

    Человек , индивид , личность . Вариант 1 Индивид - это единичный конкретный человек , рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Человек - это лицо... , сохранения его культуры. Вариант 2 Человек , индивид , личность Все люди, живущие на Земле...

  2. Человек , индивид , личность (4)

    Реферат >> Философия

    Человек , индивид , личность ЧЕЛОВЕК Человек – представитель вида Homo sapiens. Многие... различия между понятиями “человек ”, “индивид ” – единичный представитель вида Homo sapiens и “личность ” – соц. система...

  3. Человек индивид личность

    Реферат >> Социология

    Мир инструментального разума. Человек индивид личность . Человек на свет рождается уже человеком . Это утверждение только... как индивид , человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...