Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель. Зигмунд Фрейд: биографический очерк, формирование школы, отношение с учениками

Сейчас я очень много времени уделяю проработке своих страхов. В этой статье есть ответы на вопросы:

  • — что такое страх?
  • — зачем он нужен?
  • — можно-ли забыть о страхе?
  • — как правильно прожить страх (личный опыт)?

Иногда задаю вопрос собеседнику чего ты боишься? В ответ почти всегда слышу: «Я уже, наверное, ничего не боюсь. Я столько пережил, да и чего мне бояться?» Ну или что-то подобное, где основная мысль в том, что человек бесстрашен.

Это ещё один прекрасный ход отрицательных систем, которые создали очередную догму о том, что страх — это «плохо», или тот кто боится, тот трус! Конечно, страх создаёт орпределённый дискомфорт, но если он есть, значит для чего-то он нужен!

Всё так красиво обыграно, что человек, находящийся в современном массовом информационном потоке верит в то, что страх — это плохо и его быть не должно. Особенно мужчины хорошо уяснили, что страх — это не «круто». При этом основная масса людей не прорабатывает свои страхи, а пытается поскорее забыть о них, подавляя эти страхи и загоняя их глубоко в подсознание, или отрицая их наличие.

Это прекрасная жизненная позиция, но у меня есть сомнения в её эффективности. Поскольку загнаный в подсознание страх, проявляется в жизненных ситуациях и человек принимает решения под давлением этого страха. Такие решения обычно очень энергозатратны.

Пример: Езжу на недорогом автомобиле, но знаю что есть другие, более престижные модели. У меня есть страх быть недооцененным окружающими, которые видят что я езжу на такой машине. Появляется желание приобрести более дорогое авто, для чего я начинаю откладывать деньги, экономя на необходимом. Или начинаю больше работать, оставляя меньше времени на личную жизнь. Здесь основной страх — быть недооцененным и только чтобы не чувствовать его, я буду искать возможности купить более дорогое авто. Но ведь можно просто прожить этот страх, прочувствовать его и после этого появятся дополнительные внутренние ресурсы для новых начинаний. Или совсем пропадёт желание менять автомобиль.

Страх — набор чувств, вызываемый разными ситуациями. Он может проявляться в различном виде.У меня страх проявляется в виде — холода в ногах, боли в животе, нежелании что-то делать, в пассивности, в бессоннице, в беспокойстве, холод в спине, в потливости рук ну и прочее.

Можно много описывать свои чувства, но для каждого человека чувства, вызываемые страхом индивидуальны. Тут важно прочувствовать какие чувства есть в момент страха, отследить их, прожить, принять, поблагодарить от души и жить дальше!

По большому счету, любое нежелание что-то делать вызвано страхом. Например: нет желания начинать новые отношения — обьяснял себе так:»всё-равно отношения закончатся, опять скандалы, опять нервы тратить. Лучше и не начинать». Тут целый набор страхов:

  • — страх боли от разрыва отношений (для меня это было больно физически и душевно)
  • — страх ощущения неконтролируемости ситуации во время скандала
  • — страх того, что моя нервная система расшатается (условно говоря)
  • — страх, в случае разрыва отношений, перейти из состояния комфорта семейной жизни (вкусная еда, тёплая постель с Любимой, регулярный секс …) в состояние одиночества
  • — страх начинать отношения — «притирка» двух личностей
  • — другие страхи..

Если посмотреть на страх с точки зрения энергетики, то страх — мощный выброс энергии (образно выражаясь), которая в последующем создаст те ситуации, которых я боюсь. Этот факт(для меня это факт) обьясняет то, почему страхи сбываются чаще чем хотелось-бы.

Если смотреть на страх с позиции воспитательного процесса для души, то страх — это то препятствие, пройдя через которое душа получает необходимый ей опыт и программа жизни корректируется в более благоприятном направлении.

Могу сказать следующее — правильно проработав любой страх, вероятность возникновения ситуации в которой будет вызываться этот страх практически равна нулю. Такая ситуация может быть сформирована только для того, чтобы человек понял насколько он усвоил урок.

Пример: пол года назад я видел один интересный клип, там в течении одной минуты показывали в полной тишине какие-то комнаты, передвигаясь по ним и в конце с жутким криком появлялось страшное «лицо». Конечно я пришел в ужас от такого зрелища,но решил прожить это чувство снова и снова чтобы побороть страх. В какой-то момент мне показалось что мне уже не страшно и я почти спокойно мог просмотреть этот клип (скорее всего я просто пдавил страх, не понимая откуда он берёт своё начало).

Примерно месяц назад я смотрел другое видео, там ситуация другая — девушка молодая, привлекательная что-то рассказывает, приближается к камере, отходит в сторону. Через секунд пять появляется эта девушка с жутким,»одержимым» лицом и криком. Это меня опять привело в ужас. Я видел подобные ситуации со стороны — очень смешно, но когда становишься участником ситуации, совсем не до смеха!

Когда я второй раз прочувствовал те-же чувства от просмотра ролика, я понял что страх лежит глубже во мне, начинается он с детства. Я вспомнил много разных ситуаций — это и фильмы ужасов в детстве, и жуткие истории в детском лагере, и самое главное — я вспомнил ситуацию в которой я шел на тренировку с друзьями, потом они внезапно решили пойти другой дорогой. Я пошел дальше и проходил через тихую полянку, поросшую высокими кустарниками. Вдруг из кустов, сзади, с сильными криками на меня выбежали два моих друга. В тот момент я просто оцепенел от страха, сел на землю и просто не мог двигаться пару секунд. Друзья смеялись.

Конечно, то что произошло со мной, задело моё самолюбие и я неосознано подавил тот страх. Я его не прочувствовал, просто прикрыл сверху. Этот детский страх и был причиной того ужаса, который я испытывал от просмотра клипа, но была ещё причина того испуга. Здесь многоуровневая система страхов, её важно увидеть всю. Это возможно если рассмотреть страх очень подробно, заглянуть в глубину.

Когда я понял всё происходящее, то мысленно вернулся в прошлое, в ту самую ситуацию с тихой полянкой. Сначала понял мотив друзей(зачем им меня пугать) — самоутверждение, это нормально в детском возрасте. Они не хотели мне причинить вред, им нужно было просто самоутвердиться и повеселиться. Я мысленно, от всей души, поблагодарил их за тот опыт, который они мне подарили (при этом я почувствовал тёплые волны радости, разливающиеся по моему телу). И снова прожил ту ситуацию, прочувствовав своё тело в момент когда я испытывал оцепенение.
Это было не легко — меня постоянно выносило из воспоминаний.

В конце концов я пришел к тому, что было основой этого страха внезапных криков — страх смерти. Это прекрасное чувство мне подарили мои родители когда взяли меня в 4-х летнем возрасте на похороны не помню кого. Но то, что я увидел на похоронах меня очень впечатлило.

У меня была истерика от всего увиденного тогда. Это было много громко плачущих людей, громко причитающих, траурная музыка, всё в черно-серых тонах, гроб с покойником(О! поэтому я боялся гробов в детстве). Конечно, будучи ребёнком, после увиденного я понял что смерть — это ужасно.

Когда я всё это вспомнил, эмоции на короткое время охватили меня и когда я прочувствовал всё это снова с новым пониманием ситуации, я почувствовал как тёплые волны радости разливаются по телу — необыкновенное чувство. С этим страхом пришлось поработать несколько раз, чтобы закрепить результат.

После такой проработки собственного страха я умышленно нашел несколько очень жутких видеороликов. Просматривая их я не испытывал ни страха, ни отвращения, только принятие того факта что они есть и каждый может сам для себя выбрать как реагировать на них.

Возможно кто-то подумает что изложенная выше информация относится к слишком личной. Думаю что это тоже страх, страх открыться. Ведь некоторые думают, что если сильно открыться, то кто-то может сделать больно. Но я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, любая причинённая мне душевная боль — это моя недоработка. Так что если больно, значит есть с чем работать.

Я специально описал процесс работы с одним из самых сильных моих страхов — страхом смерти. После такой работы легче работать с остальными, более слабыми страхами.

Желаю всем приятно провести время изучая себя.

Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками. Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти. Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел. Наконец он написал в департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Попробуйте их полюбить».

Притча или анекдот

Итак, сегодня я расскажу — как можно полюбить свои страхи. И, да, вам придется это сделать, т.к. все остальные методы борьбы с ними вы уже перепробовали.

Я предлагаю вам две методики – левополушарную или рациональную и правополушарную или иррациональную.

Как мы уже говорили – сила страха находится на кончике иглы в его темной, неосознаваемой части .

По этой причине все методики работы со страхами направлены на освещение, выявление этой темной, глубинной части.

И подходить к ней можно с разных сторон.

Рациональная методика работы с собственными страхами

1 шаг. Страховой список

В черном-черном городе, по черной-черной улице ехала черная-черная машина, в которой сидел черный-черный человек…

Детская страшилка

Сколько у нас страхов?

Один, два, тысяча?

Давайте сядем и составим Список Страхов.

Просто возьмите и выпишите на листе бумаги список всех своих страхов. Озаглавим его так: «Чего я боюсь?». А дальше – все, что приходит в голову, по очереди. Для начала первые десять, пришедших в голову.

Например:
Несчастного случая
Заболеть раком
Растолстеть
Чего-то нехорошего, что может случиться с моими близкими.
Подвести своих партнеров
Выступать перед людьми
Стать жертвой насилия
Умереть молодым
Публично опозориться

Собак без поводка
Написали?

Быстро получилось?

Наверное, долго сидели и думали после первых трех-пяти…

А почему?

Потому что страшно. Не хочется думать о страхах – пугает нас эта тема .

А еще, оказывается, что если пытаешься описать словами свои смутные ощущения, которые наваливаются в каких-то сумеречных состояниях сознания – то, не так уж и легко сразу вспомнить их хотя бы десять штук.

Нам же всегда казалось, что С Т Р А Х – он такой один, такой огромный.

Но, когда вы сосредоточились и очень мужественно записали свои страхи на листок белой бумаги (а лист обязательно должен быть только белым!) – то, вдруг оказалось, что страхов у вас не так уж и много, а, будучи написанными на бумаге – они и не кажутся такими уж страшными, их ужасная сила тает.

Но поставим себе пятерку в нашу «мысленную зачетку» и отправимся дальше совершать наши подвиги.

Шаг 2. Ранжирование страхов

А теперь из общего хаотичного списка страхов составим рейтинг.

Т.е. на первые места поставим самые сильные, самые ужасные страхи, а дальше по убыванию «силы страха».

Я знаю, что вам трудно сделать такое ранжирование для списка из 10 страхов (на самом деле вы ведь достаточно бесстрашны) – поэтому сделаем ранжирование для самых главных пяти страхов.

И назовем эти ТОП-5 СТРАШНАЯ ПЯТЕРКА.

Шаг 3. Проговаривание / Вербализация

А теперь подробно опишите словами каждый из пяти ваших самых сильных страхов. И запишите, зафиксируйте это описание.

Например: «Страх собак. Я очень боюсь проходить мимо собак, выгуливаемых без поводка. Когда-то в детстве на меня прыгнула такая собака, повалила и играя, слегка покусала. С тех пор, когда я вижу собак, даже издалека – у меня все холодеет внутри и мне хочется бежать скорее прочь».
Это очень важный шаг, хотя вам и нелегко его будет сделать, т.к. вы не хотите снова испытать эти неприятные чувства.

Но, когда вы его сделаете, то вы почувствуете уже больше контроля за ситуацией с вашей стороны.

Вы понемногу начинаете «овладевать своими страхами» — рационализируя их.

Шаг 4. Аггравация / Утяжеление

А теперь самый важный шаг – представьте в своем воображении самый худший вариант, который может произойти в случае реализации какого-то из ваших страхов.

Желательно детально, с подробностями.

Получается?

Что вы чувствуете в такой мысленной ситуации реализованного страха?

Вы уже умерли и поэтому ничего не чувствуете? Нет.

А что тогда?

Ужас парализовал ваш мозг и не можете ничего описать? Снова нет.

А почему? Почему же вы не умерли от страха и вас даже не парализовало ужасом?

А потому что ваш страх – это ваш союзник, ваш друг, ваш защитник.

Он вам дан для того, чтобы защитить вас от опасных ситуаций.

Мнимых или реальных. Но только каждый должен пройти свою часть пути.

Страх должен вас напугать, а вы уже должны рационально оценить ситуацию и определить степень угрозы, а главное – подготовиться к ней.

Итак, вы представили себе ужас-ужас-ужас, но при этом не умерли, а, наоборот – понимаете, что не такой уж это ужас-ужас.

Можно ведь как-то приспособиться и к этой ситуации.

Шаг 5. Рациональная проработка

Предупрежден – значит вооружен

Древняя мудрость

Теперь закрепляем результаты нашей работы. Чтобы закрепить перевод страха из иррациональной сферы в рациональную – давайте оценим математическую вероятность того, что наши страхи реализуются в реальной жизни.

Сколько получилось?

При этом помните, что чтобы вывести вероятность наступления двух событий одновременно – нужно перемножить отдельные вероятности каждого из этих событий друг на друга.

Видите, что математическая вероятность наступления вашего «страхового случая» тает у вас на глазах?

Не верите?

Ну, а тому, что страховой бизнес процветает именно потому, что страховые случаи весьма редки, если считать их от количества страхователей – этому то вы можете поверить?

В любом случае, дорогие читатели – поймите, что если вы сами оцениваете вероятность реализации вашего страха меньше, чем в 50% — это означает, что в статистическом смысле скорее всего с вами случится что-то плохое, но точно не то, чего вы так боялись)).

Главное в рациональной проработке страха – воспринимать его как важную информацию от своей Самости.

Попытайтесь понять урок, который дает вам ваш страх, когда вы воспринимаете его как Союзника, охранителя.

Например, в случае с боязнью собак такими уроками могли бы быть:

Если собака чувствует, что ты ее боишься – то вероятность ее нападения вырастает.
Если ты не боишься собак – то они к тебе не пристанут.
На всякий случай носить с собой перцовый баллончик, бегая по близлежащему парку.
Важно понять, что прорабатывая свой страх – начиная с представлений о том, что могло бы произойти при неблагоприятном сценарии и, заканчивая тем, какие уроки, послания несет нам наш страх – мы занимаемся ментальной подготовкой, прорабатывая ресурсы своего подсознания на мета-когнитивном уровне.

ЕСЛИ ВАМ НЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ РЕШЕНИЕ СВОЕЙ СИТУАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ СТАТЬИ, ТО ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И МЫ ВМЕСТЕ НАЙДЕМ ВЫХОД

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ:

ЭТО ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА «НЕСЧАСТЛИВОГО» ЧЕЛОВЕКА

Его 2 основные проблемы: 1) хроническое неудовлетворение потребностей,2) невозможность направить свой гнев вовне, сдерживание его, а вместе с ним сдерживание и всех теплых чувств, с каждым годом делают его все более и более отчаивающимся: чтобы он ни предпринимал, лучше не становится, наоборот, только хуже. Причина – он делает много, но не то.Если ничего не предпринять, то, с течением времени, либо человек «сгорит на работе», нагружая себя все больше и больше – до полного истощения; либо его собственное Я будет опустошаться и обедняться, появится невыносимая ненависть к себе, отказ от заботы о себе, в перспективе - даже от самогигиены.Человек становится похож на дом, из которого судебные приставы вынесли мебель.На фоне безнадежности, отчаяния и истощения нет сил, энергии даже на мышление.Полная утрата способности любить. Он хочет жить, но начинает умирать: нарушается сон, обмен веществ…Трудно понять - чего ему не хватает именно потому, что речь не идет о лишенности обладания кем-то или чем-то.

Наоборот - у него обладание лишенности, и он не в состоянии понять чего лишен. Утраченным оказывается собственное Я. Ему невыносимо тягостно и пусто: а он даже не может оформить это в слова.

Всегда ли Вы можете сказать, что Вы чувствуете? Можете назвать это чувство, эмоцию? А есть ли у Вас привычная Эмоция, которую Вы чувствуете почти постоянно? (Например, Тревога без причины, Раздражение, Печаль, Тоска)

Давайте определимся, что же такое чувство. Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Встречается достаточно много людей, которые путают ревность с завистью, вину со стыдом, страхом или злостью. Перепутать их немудрено.

Хороший индикатор здесь – это то, что вы испытали после случившегося.

например: При чувстве стыда есть конкретный физиологический отклик – покраснение кожи (blush.) При чувстве вины такого отклика нет

Но Стыдом, как и виной, часто манипулируют.

Зависть - это «у тебя есть что-то, чего у меня нет, и что я хочу». Ревность - это «Я хочу чтобы ты любила меня, а ты выбираешь другого.

Работа с завистью в терапии может начаться с нормализации ее, то есть с убирания вины или стыда. Когда человек способен сказать – я завидую, то тогда в это чувство можно погрузиться и можно с ним работать. Очень многому можно научиться у зависти.

----------------------

В практической работе один из самых частых запросов про самооценку – как её повысить и как сделать, чтобы она меньше зависела от мнения других.
Прежде всего следует отметить, что самооценка -
это не что иное, как наше представление о себе, которое возникает в детстве и меняется вместе с ними в течении всей жизни.
Человек, который смотрит на вас в зеркале, нуждается в вашей любви и принятии больше, чем кто-либо другой.

И вроде как все просто и понятно, вот только чаще всего именно этот человек обделен этими благами.


Если вам необходима помощь, то вы всегда можете записаться на консультацию по этой ссылке

УЧЕНИКИ, ПОКИНУВШИЕ ФРЕЙДА

Содружество и разрыв

У основателя психоанализа Фрейда было много последователей, но при этом он часто терял наиболее ярких своих единомышленников. Показателен пример Флиса, на первых порах активно поддерживавшего исследования Фрейда. Горячее содружество и неожиданный, резкий разрыв - таково типичное развитие его взаимоотношений с соратниками.

Особо следует выделить истории разрывов Фрейда с талантливейшими его последователями, впоследствии создавшими свои направления в науке. Речь идет об Альфреде Адлере и Карле Густаве Юнге.

Как это происходило?

Адлер был одним из первых членов «Общества психологических сред», сложившегося в 1902 году. Но он с самого начала отличался от обожавших Фрейда юных невропатологов - таких, как Отто Ранк и Ганс Сакс. Адлер, уже занимавшийся психиатрической практикой, выступил с газетной статьей в поддержку работ никому неизвестного Фрейда.

< Карл Густав Юнг. После разрыва с Фрейдом он долгое время не мог прийти в себя.

Прочитав ее, тот прислал Адлеру персональное приглашение на заседание своего «Общества». После такого начала между ними просто не могли установиться отношения типа «учитель - ученик».

Адлер считал ключевым для психоанализа понятием «комплекс неполноценности», но Фрейд с этим не соглашался, выдвигая на первое место секс. В свою очередь, Адлер противопоставил Фрейду, утверждавшему, что женщина испытывает комплекс неполноценности перед мужчиной, поскольку не имеет пениса, свою теорию. На его взгляд, женщина в отличие от мужчины обладает опытом деторождения, а кроме того, мужчины от комплекса неполноценности страдают сильнее, чем женщины. Правда, Адлер соглашался с исходным положением теории Фрейда о том, что люди не знают собственных зон сознания, но впоследствии различий в их воззрениях становилось все больше.

Разногласия по поводу секса

Швейцарский психиатр Юнг познакомился с работами Фрейда благодаря совету Блейлера, главы клиники при Цюрихском университете. Юнга прочитанное поразило. В 1907 году состоялась их первая, длившая целых 13 часов встреча. Юнг вел обширную переписку с Фрейдом. Но их отношения оказались повторением истории со Флисом.

Первая напряженность в их общении возникла в 1909 году во время совместной поездки в США. Фрейд и Юнг признавали важность анализа сновидений, но Юнга не устраивало то, как именно Фрейд интерпретировал их. Например, Юнг не согласился с расшифровкой собственного сна, в котором он видел два старых черепа на постаменте. Фрейд считал, что сон символизиру-

Альфред Адлер, после разрыва с Фрейдом основавший свою школу.

ет желание Юнга видеть смерть самого Фрейда и его ученика.

Юнг полагал, что Фрейд слишком большое значение придает либидо. Фрейд считал сновидения модифицированной формой удовлетворения сексуальных желаний, а для Юнга сновидения были связаны с неизведанным миром, названный им впоследствии «коллективным бессознательным». Он утверждал, что содержание снов отражает огромный мир подсознания, универсальный для всех людей. В нем, как в легендах, вещи превращены в символы.

Впоследствии Адлер и Юнг начали развивать собственные направления в психоанализе. Тем не менее их создание было бы невозможно без трудов Фрейда.

6. Фрейд и его последователи

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году на территории нынешней Чехословакии, умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел в Вене, где собрал блестящую группу последователей, веривших, что с помощью его идей они смогут принести невротикам больше пользы, чем любыми другими методами. Эти люди распространили его идеи по всей Европе и Америке. Со временем некоторые из них порвали с первоначальным Психоаналитическим обществом и основали собственные школы. Среди этих диссидентов наиболее известны Альфред Адлер и Карл Юнг.

Примерно в 1910 году Альфред Адлер начал обращать внимание на некоторые сознательные факторы личности и постепенно отошел от базовых идей Фрейда, а именно от идей о важности младенческого либидо и о движущей силе бессознательного Ид. В скором времени Адлер сам осознал, что его идеи все дальше отходят от фрейдова психоанализа, поэтому он отказался от этого термина и назвал свою систему «индивидуальной психологией».

Его наиболее известной теорией является идея о «комплексе неполноценности». Под этим он понимает чувства, концентрирующиеся вокруг явного физического или психического недостатка, например хромоты, низкого роста, заикания. «Неполноценность» вызывает сильное желание чем-то ее компенсировать - властью и славой, например. Иногда эта цель достигается путем развития другого органа «в противовес» увечному, но чаще путем усиленной разработки «неполноценной» функции, что зачастую позволяет индивиду занять высокое положение в обществе. Так, хромой Байрон стал знаменитым пловцом, а заикавшийся Демосфен - блестящим оратором. Низкорослый Наполеон «сверхкомпенсировал» свою физическую «незначительность», став могущественным полководцем.

Реакции, вызванные комплексом неполноценности, усиливают «волю к власти», выражающуюся в сильном «маскулинном (мужском) протесте», то есть в попытке доказать превосходную степень своей маскулинности (мужественности). Согласно Адлеру, это стремление к власти вызывает симптомы невроза. Иногда маскулинный протест позволяет человеку выработать исключительные способности, как это было с Байроном и Наполеоном, но часто у индивида нет возможности доказать свое превосходство в мире жестокой конкуренции, и тогда он выражает протест способом, бесплодно расточающим время и энергию - его собственные и окружающих людей. Поскольку, согласно Адлеру, женщинам труднее утвердить свою маскулинную волю к власти, они чаще страдают неврозами.

Как полагают психоаналитики, проповедуемые Адлером методы терапии, которые основываются главным образом на попытках урезонить пациента, недостаточно глубоки, чтобы вызвать стойкие изменения в том, как индивид расходует свою энергию, а потому полезны скорее для того, чтобы наставить пациента на путь истинный, нежели для настоящего лечения.

Ранние книги Карла Юнга, особенно те, что посвящены психологии шизофрении и словесным ассоциациям, высоко ценятся психиатрами. В 1912 году, однако, он опубликовал книгу по психологии бессознательного, из которой стало ясно, что идеи Юнга разошлись с идеями психоанализа. Чтобы отличать свою теорию от психоанализа, он стал называть ее «аналитической психологией». Совершив путешествия по Индии и Африке, Юнг проникся большим интересом к мистическим аспектам психики. Стечением времени его идеи все больше расходились с идеями его учителя, ион начал делать особый упор на некоторые учения, «привезенные» им с Востока и имеющие мало общего с западным пониманием психологии. Кроме того, Юнг придает меньше значения взаимосвязи разума и тела, чем психоаналитики, так что его идеям трудно найти место в рамках современной медицины.

Многие идеи Юнга поражают воображение и заставляют задуматься, особенно его подход к вопросу психических образов, но то, как он использует эти идеи на практике, у многих вызывает сомнения.

Еще одним видным членом «фрейдовского семейства», отколовшимся от него, является Карен Хорни. Адлер, Юнг и Хорни (а также Ранк и Штекель) принадлежат или принадлежали к числу многоопытных и вдумчивых психиатров, и к их идеям следует относиться весьма серьезно и внимательно, прежде чем выносить суждения об их ценности и полезности. Никто не может отрицать их опыта, и они имеют право на собственные интерпретации того, что происходит с их пациентами. Единственная проблема заключается в том, насколько оправданно они переносят основной упор с неудовлетворенных бессознательных напряжений Ид, остающихся с раннего детства, на различные другие факторы, которые выходят у них на передний план. Ортодоксальные психоаналитики-фрейдисты считают такой перенос неоправданным и в подтверждение своей позиции указывают на собственные наблюдения и практические результаты своих методов терапии.

Хорни склонна придавать повышенное значение конфликтам индивида с его окружением в настоящем времени, а не напряжениям, оставшимся с раннего детства. Ортодоксальные аналитики считают, что в этом она ошибается и что лечение, направленное преимущественно на разрешение текущих, сиюминутных конфликтов, не может принести таких же долговременных результатов, какие достигаются путем снятия ранних напряжений. Тем не менее они не упускают из внимания тот факт, что Хорни, как и Адлер, внесла очень ценный вклад в исследование некоторых аспектов личности.

Хорни пыталась ввести в психоанализ новые методики, одна из главных - самоанализ. Психоанализ - длительная и дорогостоящая процедура, недоступная многим, так что любой метод, сокращающий сроки лечения и расходы, был бы важным вкладом в психиатрию. Доктор Хорни полагает, что в некоторых случаях пациент способен продолжать анализ без непосредственного руководства со стороны врача, если он уже усвоил методику. Она утверждает, что некоторые люди могут достичь ясного понимания своих подсознательных напряжений без помощи профессионального аналитика. И она предоставляет доказательства своей позиции. Рекомендуя этот метод для широкого использования, сама доктор Хорни, однако, выдвинула некоторые весьма существенные оговорки. Судя по ее сочинениям, чтобы пациент мог успешно анализировать себя сам, он должен соответствовать следующим требованиям: иметь высшее образование, быть полностью свободным от обычных нравственных предрассудков и обладать крайне высокой степенью «психологической интуиции». Кажется правильным сравнить человека, занимающегося самоанализом, как она описывает его, с человеком, который стрижет себя сам, вместо того чтобы пойти в парикмахерскую.

Психоаналитики из Чикагского института психоанализа под руководством доктора Франца Александера в течение последних нескольких лет проводили эксперименты, пытаясь сократить время, необходимое для проведения «психоанализа», вплоть до нескольких сеансов в течение недели или двух. Используя психоаналитические принципы, они могли в некоторых случаях избавить пациента от одного или нескольких симптомов за весьма короткое время. Большинство ортодоксальных психоаналитиков, однако, изучив результаты работы чикагской группы, считают, что те практикуют модифицированную форму психиатрии (описанную в предыдущей главе), а не психоанализ. Они согласны, что чикагским аналитикам удается добиться некоторых перемен в личности своих пациентов, но эти перемены недостаточно глубоки и долговечны.

Модифицированный анализ любого рода находится все еще в стадии эксперимента и обречен оставаться в ней, пока его не удастся проверить на достаточно большом числе пациентов (как они после подобного лечения перенесут самые критические моменты своей жизни, такие как менопауза). Тем, кто хочет или вынужден прибегать к модифицированным формам психоанализа, нет причин терять надежду, но большинство психиатров пока сдержанно относятся к перспективам таких форм лечения.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

6. Кто был Фрейд? Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, был заинтересован в излечении больных и в исследовании причин их болезней, чтобы можно было предотвращать такие болезни у других. Он посвятил этим целям свою жизнь, пытаясь помочь людям, точно

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

7. Фрейд и его последователи. Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи могут сделать

Из книги Забытый язык автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Как последователи метода Сильва решают проблемы со здоровьем. Во время 32-часового курса по изучению метода управления разумом Сильва упор в последние часы делается на обнаружение и исправление физических нарушений. Причина такого акцента на проблемах здоровья связана

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

Из книги Главная психотехника высокоэффективных людей автора Чайкина Альбина

Из книги Сумерки богов автора Фрейд Зигмунд

5. Кем был Фрейд? Как и все великие врачи, Зигмунд Фрейд, открывший психоанализ, стремился в первую очередь исцелить больных, а во вторую - выяснить, отчего они болеют, чтобы предотвращать возникновение схожих болезней у людей здоровых. Этому он посвятил всю свою жизнь,

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Отцы-основатели и их последователи Теперь давайте остановимся на истории вопроса. Откуда есть пошел взмах, и кто его практикует. У истоков любого дела всегда кто-то стоит, свято место пусто не бывает. Попробуем раскрутить клубок, так сказать, в обратную сторону. У нас

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

Фрейд Согласно Фрейду (23), впервые постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается поток стимулов, а он не обладает

Из книги Трансперсональная психология. Новые подходы автора Тулин Алексей

Фрейд Фрейд первоначально разделил инстинкты на две категории: 1) инстинкты самосохранения или эго-инстинкты; 2) сексуальные инстинкты. Исторические особенности развития взглядов Фрейда подробно очерчены Томпсон (65), и здесь нет надобности касаться этого вопроса.

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Часть I. Фрейд и его последователи

Из книги автора

Ученики и последователи Квимби Эндрю Джексон Дэвис стал первым настоящим американским проповедником. За ним последовали многие другие, например, Томас Лейк Гаррис (1823–1906). После Дэвиса уже больше никто не придавал значения практическому использованию месмеризма.

Из книги автора

З. Фрейд В сфере психического З. Фрейд выделяет три области: подсознание (ид), сознание (эго) и Сверх-«Я», или надсознание (Супер-эго). Сознание оказывается, по существу, границей между Ид и Супер-эго, а в бессознательном выделяются две области. Подсознательное

Содержание статьи

ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней (см . ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА).

Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.

У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя бóльшая часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности – вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Зигмунд Фрейд.

Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия (см. также НЕВРОЗ).

Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя «цензура», которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар – знак неудачной защиты от угрожающего импульса.

Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера.

В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики – «Оно» (или «Ид»), «Я» (или «Эго»), и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго»). «Я» выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. «Оно» включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. «Сверх-Я» отвечает за «удаление» нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида. См. также ФРЕЙД, ЗИГМУНД .

Последователи Фрейда.

После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как «оговорки по Фрейду», «рационализация», «сублимация», «вытеснение», «амбивалентность» и «замещение», вошли даже в обыденный язык (см. также ПСИХОЛОГИЯ).

Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875–1961) и Альфред Адлер (1870–1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных «тем» человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической (см. ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ).

Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах (см. АДЛЕР, АЛЬФРЕД).

Отто Ранк (1884–1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли (см. РАНК, ОТТО).

Дальнейшее развитие психоанализа.

Приход к власти нацистов заставил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда и переместился центр психоаналитической мысли. В этот периода ведущими учеными-психоаналитиками были Х.Хартман (1894–1970), Э.Крис (1900–1957) и Р.Левенштейн (1898–1976). В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии. Развитие хартмановского понятия адаптивной функции «Эго» способствовало формулировке основополагающих рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Свой вклад в эти теории внесла вклад и дочь Фрейда – Анна Фрейд (1895–1982), занимавшаяся психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Она проанализировала различные средства, которыми «Эго» защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов.

Главная тема современных психоаналитических исследований – это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.

Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.

Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных – стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.

Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на «критические события», особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок – болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре.

Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца – глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два–три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое – как часть внешнего мира.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Психоаналитическая терапия – это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название «психоаналитической ситуации». Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики – Я, Оно и Сверх-Я – изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что – более зрелыми способами реагирования.

Цель психоаналитической терапии – замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как «перенос», или «трансфер». Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос – повторение в миниатюре невротического процесса.

ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА

Психоанализ в значительной мере повлиял на развитие всей западной цивилизации. Понимание того, что на поведение человека влияют факторы, лежащие вне сферы его сознания и находящиеся в лучшем случае под частичным контролем, прибавило здравомыслия в оценке как окружающих, так и самих себя. История предлагает обильные доказательства того, сколь ненадежны устои морали, которые сдерживают примитивные, порочные и преступные импульсы, таящиеся в глубинах психики человека. С другой стороны, психоанализ показал, что мы одновременно и более моральны, и более аморальны, чем предполагали ранее. Эта изменившаяся картина человеческой мотивации и психологии сыграла важную роль в изменении социальных установок в западном мире, особенно в отношении таких вопросов, как сексуальные нравы, правосудие и, более того, все социальные и политические институты, рассматриваемые как «области приложения» человеческой психологии.

Психоаналитические принципы наглядно представлены в мифах, сказках и фольклоре, которые прямо отражают детские фантазии об исполнении желаний, например фантазию ребенка о том, что он был оставлен родителями благородного происхождения и воспитан «ненастоящими» родителями. Практически в каждой культуре существует миф о ребенке, который был брошен в поле, где его нашли крестьяне или звери, или пущен вниз по реке, откуда его спасли бедные пастухи. Эта тема, столь часто выявляемая в психоаналитической ситуации, начинает появляться, когда ребенок постепенно отдаляется от родителей, обычно из-за невозможности удовлетворить эдиповы желания. В подобных фантазиях истинные родители всячески очерняются, и в то же время путем отрицания кровнородственных отношений ребенок получает возможность уйти от чувства вины по поводу инцестуозных желаний. В дальнейшем вытесненные детские желания включаются в мифы или связываются с героическими историческими личностями и таким образом получают прямое или косвенное оправдание. Мифы, как и религиозные ритуалы, имеют большое воспитательное значение, так как помогают человеку с детства усвоить нравственные нормы сообщества. Через идентификацию с мифологическим героем индивид может бессознательно удовлетворить запретные импульсы детства, и в то же время идеальные качества мифологического героя служат ему образцом для подражания.

Религия как социальный институт выполняет сходную функцию, отвечающую потребности общества в том, чтобы каждый его член соотносил свои желания с более общими целями. Психоаналитическое исследование позволило установить, что некоторые механизмы, посредством которых индивид пытается побороть бессознательные антисоциальные, инцестуозные, отцеубийственные, каннибалистские, извращенные или агрессивные желания, находят отражение в любой религиозной практике и религиозных ритуалах как в примитивных, так и в развитых сообществах. Религиозные ритуалы могут служить мощным инструментом трансформации импульсов «Оно» и усиления идентификации «Я» в соответствии с моральными ценностями общества. Социальная структура формируется и поддерживается эротическими и нарциссическими влечениями к фигуре идеального вождя, который в результате служит объектом массового переноса (трансфера).

В литературе и искусстве глубоко вытесненные конфликты и тайные фантазии, которые тщательно затушевывались или даже не упоминались в произведениях прошлых веков, теперь благодаря психоанализу выражаются открыто и встречают понимание. Значение психоанализа было оценено художниками и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе, намного раньше, чем представителями фундаментальной науки и философии. Тема бессознательной мотивации и защитного искажения влечений неизменно присутствует в наши дни в работах литературных критиков и историков искусства, а также в сочинениях биографического жанра.

Психоаналитические подходы оказали влияние и на социальные науки. Открытие универсальности эдипова комплекса и инцестуозных табу предлагало новое понимание примитивных систем родства и общей природы социальной организации. В полевых исследованиях, проведенных этнографами, знающими психоаналитические теории и методологию, было собрано множество фактов, связанных с сексуальной идентификацией, ролевыми моделями, динамикой воспитания детей и формирования характера, смыслом церемоний инициации, значением ритуалов в анимистических и религиозных культах. Психоаналитические понятия и методы успешно прилагались и к проблемам социальных отношений в технически развитых обществах. Изучение взаимовлияния между конфликтами, характерными для разных фаз индивидуального развития, и опытом взросления в определенной культуре породило новую науку – этнопсихологию. Аналогичное изучение взаимозависимости между конфликтами в жизни одаренных лидеров и национальным историческим контекстом дало жизнь еще одной дисциплине – исторической психологии.

Кроме того, некоторые результаты психоаналитических исследований оказалось возможным экстраполировать на такую область, как связи между людьми и психологические механизмы, приводящие к групповому взаимодействию и сплоченности. В частности, на основе этих данных были разработаны представления о «групповой динамике», широко используемые в анализе функционирования малых групп, различных объединений и национальных политических движений.

Вслед за психиатрией и психологией влиянию психоаналитических принципов в значительной мере подверглась и деятельность социальных служб, работники которых при оценке нужд клиента и в своих контактах с ним тоже стали учитывать динамику сознательного и бессознательного. Во многих случаях исчезает различие между социальной работой и психотерапией. Ясно, что к таким проблемам, как размещение детей в семьях, усыновление и воспитание в чужой семье, а также ко многим другим вопросам, связанным с детьми, необходимо подходить с учетом психоаналитических открытий, касающихся динамики психологических процессов.

Литература:

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных . СПб, 1991
Лапланж Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу . М., 1996
Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе . Очерк истории психоанализа . СПб, 1998



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...