Злая мачеха - война. Вновь торжествует юная весна

Брань – это хаос. Брань – это геена. Брань – это не пункт для ребятенков.

Однако во времена Другой вселенский войны(и не всего)детвора, к сожалению, не всего видали все ее ужасы изнутри, однако даже принимали в них непосредственное участие. Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, напуганные младенческие рыла, не разумеющие, чем они выслужили подобный ужас… У войны дудки рыла, однако на этих карточках она бросила печать на самых юных и прекрасных рылах.

Польский мальчишка на руинах в Варшаве. Его дом был разбит в итоге немецкой бомбардировки.

Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари(Geneviève Marie)в полевом лазарете на ферме Ла Усе(La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари(Auguste Marie). Детвора были изранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в итоге налета американских бомбовозов на батарею La Croix aux Bertots. Во времена этого налета погибла их мама.


Варшавские детвора на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского возмущения.


Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша(Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во времена доставки почты в больницу в районе Powiśle.


Израненный польский мальчишка и санитарка в лазарете роты «Кошта»(Koszta)на улице Монюшко(Moniuszki), дом 1, в взбунтовавшейся Варшаве.



Лондонская девочка на руинах своего дома, разбитого ракетой Фау-2.


Лондонский мальчишка на руинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.


Английская девочка с куклой на осколках своего дома, разбитого немецкой бомбардировкой.


Немецкий боец угостил хлебом русского мальчугана. Где-то в лесах под Волховым во времена Волховского котла. Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское звание - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942»(Малыш еще не осмыслил, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942).


Американский боец у тела убитого немцами в Ставело(Stavelot)бельгийского мальчугана. На заднем плане виданы тела иных расстрелянных миролюбивых обитателей. Из свидетельств бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что дотрагивается первого факта, то жрать злодеяний, абсолютных круглыми войсковыми соединениями, то я, дабы не злоупотреблять вниманием Трибунала, ввергну попросту больно специфический образец. Это событие, приключившееся в Ставело, где, грубо, 140 человек, из каких было 36 баб и 22 ребятенка, старшему из каких 14 лет, а меньшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими долями, относящимися к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»


Мальчишки итальянского города Неаполь, один-одинехонек из каких затерял ногу во времена боевых деяний.


Встреча освободителей Праги. Советский меньший офицер содержит на десницах чешского мальчугана.


Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор содержит на десницах чешскую девочку.


Безвестный узник варшавского гетто содержит в десницах тело бездушного, опухшего от голода младенца.


Греческий боец в каске содержит на десницах свою дочь.


Русский мальчишка сидит у ствола кинутого при немецком отступлении артиллерийского орудия.


Нюнящий китайский детище на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае.


Советский партизан-подросток Раскалывая Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет.


Советский детище, нюнящий над телом своей пропащей матери. Кадр из советского кинофильма времен войны, в каком показывались злодеяния гитлеровцев.


Советский детище возле с убитой мамашей. Концлагерь для партикулярного народонаселения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области.


Мальчишка лет семи на месте миновавшего боя, у подорванного советского танка Т-34-85. Позади виданы еще два таковских же танка.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».



Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,-вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии - Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром­лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

Физкультурный праздник в подготовительной группе
посвящённый празднованию Дня Победы

«Война — не место для детей»

Задачи: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности; развивать быстроту, ловкость; создавать атмосферу радости от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных играх, привлекать к активному участию в соревнованиях; воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к памяти о героях войны.
Интеграция на занятии по образовательным областям:
Социализация — умение согласовывать свои действия с действиями партнеров в подвижной игре, соблюдать ролевые взаимодействия.


Познание — расширение знаний о государственных праздниках России
Коммуникация (развитие свободного общения с взрослыми и детьми) поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями
Предварительная работа:
Физическая культура
совершенствование физических качеств на занятиях по физкультуре, обучение ползанию по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, метанию мяча в кольцо, выполнению упражнений с соблюдением правил безопасности, обучение играм с элементами соревнования «Кто быстрее», разучивание подвижных игр «Окошечки», «Тачанка», игр на развитие самостоятельности и творчества с имитацией действий взрослых «Помоги другу».
Чтение художественной литературы
рассказы: А. Метяева «Заименка», Л. Кассиль «Воздух», «Таран», «Саперы», «Катюша», С.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»
Художественно-эстетическое развитие
рисование «Солдат-освободитель», «Танк Победы»,
Музыка
слушание военных маршей: Г. Свиридов «Военный марш», М. Старокадомский «Марш победы» И. Шатров « На сопках Маньчжурии»
Коммуникация
беседы направленные на формирование у детей обобщенных представлений о Празднике Победы, героизме Российских воинов, «Что было до войны», «Дети и война», «Военные награды», «Военные профессии во время войны» «Война в картинах известных художников», рассматривание картин: И Проконинский «Солдатский хлеб», Н.Овечкина « Бой под Ленино», Крвоногова « Победа», рассатривание фотографий военной хроники, встреча детей с солдатами Российской армии
Материалы и оборудование:
красные флажки по 2 на каждого ребенка, пилотка для каждого ребенка, 2 гимнастические скамейки, 2 мяча, 2 кольца для метания, 4 круга, вырезанных из кожзаменителя, 2 конуса, бинты (необходимое количество), конверт с посланием, ноутбук для воспроизведения музыки
Предварительная работа:
Воспитатели: чтение художественной литературы, беседы по картинам, разучивание стихов
Инструктор: регулярные занятия по физкультуре, встреча детей с солдатами Российской Армии.

Ход мероприятия:

В спортивном зале трое детей в военной форме стоят с флагом. Остальные дети в красных пилотках, с красными флагами под «Военный марш» Г. Свиридова заходят в спортивный зал. Строятся в шеренгу.

Инструктор:
Дорогие дети, уважаемые гости, сегодня, в преддверии празднования Дня Победы мы проводим торжественное физкультурное занятие в память о солдатах, подарившим нам мир. Группа, равняйсь! Смирно! Равнение на красный флаг!
Трое детей в военной форме под звук метронома проходят по залу, встают у «вечного огня»


Инструктор:
Я расскажу вам одну историю.
Чеканя шаг, за рядом ряд
Прошел солдатский строй
Прошел и скрылся от ребят
За серою стеной
А вдоль стены по мостовой
По камешкам покатым
В армейской форме часовой
Шагает с автоматом
И спор зашел среди ребят:
А у солдата автомат
Заряжен или нет?
Сейчас ведь мир, а не война.. —
К ребятам вышел старшина
И дал такой ответ:
— Любой солдат и командир
Вам скажет очень точно —
России нужен только мир,
Хороший, долгий, прочный!
Нам нужно строить города,
Выращивать пшеницу
И быть готовыми всегда
С любым врагом сразиться.
Вот почему наш часовой
Всегда стоит на страже.
Он охраняет наш покой,
И автомат
Заряжен.
В. Суслов


Инструктор:
Ваши прадеды победили в Великой Отечественной Войне, ваши отцы охраняют мир сегодня, ведь война — не место для детей.

1 ребёнок:
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,

2 ребенок:
Война не место – для детей!
Ребёнку нужен тёплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.

3 ребенок:
И ёлочные огоньки,
С горы весёлое катанье,
Снежки и лыжи, и коньки.
А не сиротство и страданье!

Инструктор:
Благодаря Победе
Мы сегодня живем в стране большой
Щедрой и богатой
И не жалко ничего
Ей для вас, ребята

Стадионы новые дарят вам не зря
Чтобы вы здоровыми выросли, друзья
Чтобы каждый стал сильней
Чтобы каждый стал смелей
Чтоб хорошими делами помогал стране своей.

Сегодня, на физкультурном прозднике каждый из вас может показать, что воинам Российской армии растет достойная смена.
Группа, равняйсь! Смирно!
Направо! Раз-два! Налево в обход по залу шагом-марш!
Дети под марш Г. Свиридова начинают ходьбу с выполнением строевых упражнений (перестроение в 2 колонны через центр зала, из двух колонн в одну по диагонали), затем, в чередовании с ходьбой, выполняют бег, ходьбу на носках с махами флажками над головой, боковой галоп. В конце строятся в 2 колонны для выполнения упражнений.


Инструктор:

Чтоб здоровьем завидным отличаться
Надо много тренироваться
Сейчас мы проведем тренировку
Чтобы быть сильными и ловкими

Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками

Закончив упражнения дети под марш Г. Свиридова перестраиваются в колонну по одному, проходят по залу, оставляя флажки, строятся в шеренгу.
Инструктор:
Чтобы быть выносливыми
В ученье и в бою
Защищать любимую
Родину свою.
Мы проводим состязания
Игры и соревнования
Давайте разделимся на две команды и начнем соревноваться. Группа, равняйсь! Смирно! На 1-2 рассчитайсь! Первые номера-3 шага вперед. Сомкнуть ряды. Налево!
Вот вам первое задание:
Разведчики
Правило: участвуют все дети, по очереди надо проползти на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками, прыгнуть из круга в круг, обежать конус, вернуться к команде, передать эстафету хлопком.


Меткие стрелки
Правило: Надо прокатить мяч по скамейке, пройти, отбивая мяч о землю, бросить мяч в кольцо, взять мяч, вернуться в команду, передать мяч.


Инструктор хвалит детей, все садятся на скамейки.
Проводятся индивидуальные соревнования
Не брось друга в беде
Правило: обе команды делятся на пары, детям предлагается надеть один обруч вдвоем на талию, добежать до указанного места, вернуться к команде, передать обруч другой паре.
Медицинская помощь (фоном идет музыка И. Шатрова «На сопках Маньчжурии»
Правило. Дети в командах делятся на «раненных» и «врачей». «Врачам» выдаются бинты.
«Раненные» сидят на скамейке, «Раненным» надо забинтовать ногу или руку на выбор «Врача», используя весь бинт.


Общая подвижная игра.
Донесение
Дети строятся в круг, в центре водящий (выбранный считалкой) с донесением (конверт) под музыку «Тачанка» изображает конника. По окончании музыки, конник выносит руку с донесением вперед. Дети, между которыми находится вытянутая рука водящего, встают спинами друг к другу. После слов «раз, два, три, беги» бегут в разных направлениях. Кто возьмет конверт первым, становится конником, игра продолжается сначала.


По окончании игры дети строятся в колонну, проходят по залу, строятся в шеренгу.
Инструктор инструктор берет конверт, открывает его перед строем, читает донесение.

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!

Пусть вам, российским ребятам
В вашей жизни большой
Будет подвиг солдата
Путеводной звездой

Почтим память павших героев Минутой молчания (под звук метронома)


Дети под «Марш победы» М. Старокадомского выходят из зала

Война – это хаос. Война – это ад. Война – это не место для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юноши-повстанцы, 5-летки, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас… У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и красивых лицах.

(Всего 29 фото)

1. Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать.

2. Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания.

3. Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle.

4. Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве.

5. Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки.

6. Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.

7. Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2.

8. Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2.

9. Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой.

10. Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.

Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское название - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942).

11. Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.

Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»

12. Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий.

13. Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика.

14. Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку.

15. Неизвестный узник варшавского гетто держит в руках тело мертвого, опухшего от голода младенца.

16. Греческий солдат в каске держит на руках свою дочь.

17. Русский мальчик сидит у ствола брошенного при немецком отступлении артиллерийского орудия.

18. Плачущий китайский ребенок на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае.

19. Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет.

20. Советский ребенок, плачущий над телом своей погибшей матери. Кадр из советского фильма времен войны, в котором показывались преступления гитлеровцев.

21. Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области.

26. Каратели расстреливают еврейских женщин и детей у села Мизоч Ровенской области. Еще подающих признаки жизни хладнокровно добивают. Перед казнью жертвам было приказано снять всю одежду.

27. Группа детей в оккупированном советском селе. Снимок немецкого фотографа.

28. Филиппинские дети-сироты на улице разрушенной Манилы.

29. Ланс-капрал канадского медицинского корпуса Д. Кертис (J.W. Curtis) перевязывает ногу французского мальчика Марселя Фремонта (Marcel Frémont, 10 лет); рядом его брат Даниел (Daniel Frémont, 4 года).

Война - не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом И мамы ласковые руки, И взгляд, наполненный добром, И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки, С горы веселое катанье, Снежки и лыжи-, и коньки, А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.


Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Де­вочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы окку­пации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборван­ных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,

Вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если вы­давался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцева­ли. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увиде­ла своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе.

«Над этим письмом плакал весь госпиталь!» - писала Вера в своих воспоминаниях.

7мая 1945 года Вале исполнилось 17лет. «Один солдатик принес мне большой букет сирени. Какое это счастье, за всю войну первая настоящая радость. Поздравления друзей. Первый отпразднованный день рождения за всю войну»,

Впоследствии писала Валя.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззабот­ного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпус­кающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они ра­ботали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Калининграде (ныне Королеве). В.Д. Ковальский.


Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подстав­ки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпа­лись дома».

Злая мачеха - война

Война - ты мачеха злая! Малых детей обижала. Страхом душу терзая, Детство у них отнимала.

Война - ты мачеха злая! Досыта есть не давала, С белого света сживая, Радость у них отбирала.

Война - ты мачеха злая! Вволю поспать не давала, Рано детей поднимая, Тяжким трудом донимала.

Мы соберем все силы - Прогоним злую старуху, Чтоб детям она не грозила Голодом, смертью, разрухой!

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учить­ся в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдава­ли по 50 граммов ржаного хлеба.

«Самым ярким воспоминанием тех лет был хлебный за­пах», - вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война и его отца взяли на фгюнт.

Мать осталась с тремя детьми. «Время идти в школу, но я остался дома - не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви.

В первый класс пошел только в девять лет, когда занятия стали в две смены: брат прибегал из школы, переобувался и отдавал мне сапоги, - рассказывал Анатолий. В школе нам выдавали по ломтю ржаного хлеба, и мы с нетерпением ждали, когда его привезут из пекарни - наш класс был про­ходным, поэтому мешки с буханками проносили мимо нас в учительскую для развеса по порциям. Мы в этот момент забывали и про учительницу, и про уроки, спеша досыта на­дышаться этим волшебным теплым хлебным ароматом».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посыл­ки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Фронту помогали и дошкольники. Широко известны такие факты. В частности, в газете «Омская правда» были опубликованы письма дошкольников:

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской об­ласти. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.

Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям,чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.

Ада Занегина».

«Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще в старых похожу ботиночках...

Адик Солодов, 6 лет».


«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.

Тамара Лоскутова».

«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.

Таня Чистякова».

«Прошу передать дошкольникам города Омска, соб­равшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза

И. Сталин. Май 1943»

Танк был сделан и воевал на нем сержант 56-й тан­ковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом, - орденом Отечественной войны.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

/^Г\ 1- Расскажите о жизни детей в трудные во-
^ у енные годы.

}

Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...