Есенин неуютная жидкая лунность. Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность…

  • Дайте родину мою».
  • Вижу мощь я родной стороны
  • Мне теперь по душе иное…
  • Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать. Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.

    Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…». С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ. Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю. Но ровно посередине идет четверостишье:

  • Через каменное и стальное
  • Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:

  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  • Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции. Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по- своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» – «Инонию», который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь». Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России народной.

  • Я скажу: Не надо рая,
  • Волочиться сохой по полям!»
  • Если крикнет рать святая:
  • С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:

  • «Полевая Россия! Довольно
  • И в чахоточном свете луны
  • Читает Н. Першин

    Есенин С. А. - «Неуютная жидкая лунность»

    Неуютная жидкая лунность
    И тоска бесконечных равнин, -
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.

    По дорогам усохшие вербы
    И тележная песня колес...
    Ни за что не хотел я теперь бы,
    Чтоб мне слушать ее привелось.

    Равнодушен я стал к лачугам,
    И очажный огонь мне не мил,
    Даже яблонь весеннюю вьюгу
    Я за бедность полей разлюбил.

    Мне теперь по душе иное.
    И в чахоточном свете луны
    Через каменное и стальное
    Вижу мощь я родной стороны.

    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.

    Я не знаю, что будет со мною...
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.

    И, внимая моторному лаю
    В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
    Ни за что я теперь не желаю
    Слушать песню тележных колес.

    Читает Н.Першин

    Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
    Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
    Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

    Для всего творчества С. Есенина характерно обостренное чувство единения со своей страной, с ее историей, с теми истоками, из которых черпает вдохновение любой настоящий поэт.
    Со временем, на протяжении творческого пути, восприятие Есениным своей страны менялось. Это не удивительно - неузнаваемо изменялась сама страна. Сразу вслед за революцией начался стремительный рост промышленности, рост городов. Патриархальная, древняя Русь начала уходить в прошлое, на смену ей шла совершенно иная страна. Именно этим изменениям, двойственному отношению лирического героя к происходящему и посвящено стихотворение «Неуютная жидкая лунность».
    Неуютная жидкая лунность
    И тоска бесконечных равнин, -
    Вот что видел я в резвую юность,
    Что, любя, проклинал не один.
    «Тоска бесконечных равнин» - постоянный мотив стихотворения. Природа России - символ неустроенности судьбы поэта. Уже в первой строфе заявляется двойственное отношение лирического героя к рисуемым им пейзажам. С одной стороны - это безграничная любовь, а с другой - проклятия по поводу вечной неустроенности, отсталости, отсутствия определенности.
    В стихотворении явно ощущается перекличка с «Родиной» М. Ю. Лермонтова («Но я люблю, за что - не знаю сам»). Свою собственную «странную любовь» к отчизне Есенин, правда, интерпретирует несколько по-иному.
    Поэт разлюбил пейзажи, которые раньше вызывали у него восхищение - «по дорогам усохшие вербы и тележная песня колес», «очажный огонь», «лачуги», «яблонь весенняя вьюга», «бедность полей», «чахоточный свет луны». Есенин пишет о своем новом настроении: «Мне теперь по душе иное». Окружающие пейзажи его не вдохновляют, он восхищен новой, каменной, стальной, мощной страной.
    Полевая Россия! Довольно
    Волочиться сохой по полям!
    Нищету твою видеть больно
    И березам и тополям.
    В стихотворении возникает образ бедной, нищей Руси, на которую поэту невыносимо смотреть, когда рядом существует альтернатива - «стальная» Русь, «моторный лай», «бури и грозы».
    Поэт всей душой стремится принять новую действительность, понимая, что будущее именно за ней. Его привлекает та дерзость, та свобода, с которыми страна рванулась ввысь. Однако свою собственную судьбу он воспринимает трагически.
    Я не знаю, что будет со мною...
    Может, в новую жизнь не гожусь,
    Но и все же хочу я стальною
    Видеть бедную, нищую Русь.
    Где-то глубоко внутри поэт чувствует, что ему слишком дорога, слишком близка та, уходящая Русь, мир «бревенчатой избы», страна «березового ситца».
    Вся композиция стихотворения основана на противопоставлениях, антитезах. Следует, однако, отметить, что сам художественный строй произведения опровергает его «идейное содержание». С образом «нищей» Руси связаны яркие метафорические образы - «тележная песня колес», «яблонь весенняя вьюга», в то время как новая Россия несет с собой лишь «моторный лай». Поэт исподволь, внутренне, сопротивляется бездушной мощи новой страны. Таким образом, Есенин, вопреки своим утверждениям, не разлюбил ту Россию, которую воспевал в юности. Его стремление состоит лишь в том, чтобы жить единой жизнью с народом, со своей страной. И если та полюбила «моторный лай», то поэт пытается тоже его полюбить. Именно в этом состоит трагизм мироощущения лирического героя, именно это является основой психологизма произведения. В этом смысле Есенин довольно тесно смыкается с Блоком, который также, благословляя революцию, сожалел о сожженной в Шахматове библиотеке.
    Итак, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» отразилось двойственное восприятие поэтом происходящих в стране изменений. С одной стороны - оптимистический взгляд в будущее, вера в обновление страны, с другой - полный сожаления и искренней сердечной привязанности взгляд, устремленный в прошлое. Подобная двойственность придает стихотворению психологизм и трагичность - качества, во многом свойственные и другим произведениям Есенина.
    Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и необычайное мастерство в использовании изобразительных средств явились тем источником, из которого черпало вдохновение не одно поколение русских поэтов.

    Все стихотворения Сергея Александровича Есенина с давних пор радуют всех читателей. Этот поэт впечатляет своей искренностью, а его произведения являют собой глубоким, ярким и неповторимым явлением. Он всегда восхищался просторами родной земли и в своих стихах мог передать ее красоту.

    В творчестве Сергея Есенина основной чертой является искренность. Все самые важные и потаенные чувства поэта предстают перед читателями без всяких масок и обликов. В каждое произведение он вкладывает всю свою душу, поэтому он и является любимым писателем нашего времени, а его стихи понятны всем.

    В своем стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», которое написал в двадцать пятом году, автор также не оставляет без внимания природу. Он описывает ее как вязкую, зыбкую, однообразную. Это послужило тем, что в те времена у Есенина поменялось настроение из-за революции, которая затронула всех. Поэт поддерживал революцию, но по-своему. Он воспринимал ее с крестьянским уклоном, что оставило некий отпечаток в творчестве Есенина. С самой первой строки в стихотворении поэт мысленно отвлекается от окружающего мира и своего прошлого. Переосмыслив свою жизнь, он начинает прославлять советскую Россию.

    Слово «лунность» очень часто используется автором, для того чтобы подчеркнуть особенные, необычные и мало кем замеченные цвета ночи и природы. Также Есенин передает в стихотворении, что жалеет о том, что старая Русь уходит, а ей на смену не хочет видеть бедную и нищую Русь. При этом стих изменяется в своей мелодике, в котором появляется чеканный ритм, с некоторыми местами аллитерации. Сложной и противоречивой была жизнь Есенина, поэтому его мысли и чувства находятся между двумя огнями. Он вспоминает бывшую Русь, которая была прекрасной, а нынешнюю видит в нищете. Но автор надеется, что все изменится.

    Это необычное стихотворение поэта является доказательством того, как сильно любил и переживал за Родину Есенин, а она его подвела. Его поэзия всегда будет напоминать о себе как о яркой и красочной истории в русской поэзии.

    Есенин очень любил родные края и во многих стихотворениях воспевал её красоту. Его произведения наполнены любовью и нежностью к природе. В этом стихотворении он пишет, что ему жаль, что поля России очень бедны. После революции много полей забросили, и страна перестала получать большое количество провизии. Много что изменилось и в родном селе Есенина, и ему это совсем не нравилось. Писатель понимал, что он один ничего не может изменить и его это угнетало.

    Есенин пишет, что разлюбил деревенскую жизнь, которую раньше так любил. Бедность его страны его удручала, и он бы хотел её видеть совсем другой. Есенин стал изгоем в родной стране и его это очень тревожило. Крестьяне, работающие на полях как раньше, больше не вкладывали в свое дело душу, а работали по приказу.

    Есенин призывает всех изменить отношение к стране и сделать её лучше и приложить усилия в процветании. Писатель словно не вписывался в новые устои, о чем и писал в стихотворении. Есенин хотел видеть Русь стальною и непреклонной. Он писал, что лишь благодаря урожаям огромных полей его страна избавится от нищеты.

    Есенин видел, как в других странах на помощь крестьянам давали машины для обработки полей и урожая и очень хотел, чтобы так было и в России. Даже в его родной деревне люди, работающие на полях, теперь делали свое дело не под русские народные песни, а под марши социалистических идей.

    Стихотворение Есенин написал незадолго до своей гибели в 1925 году. В него он вложил весь свой патриотизм к родине. Как он считал многие и он сам бежали с деревень в город за лучшей жизнью. Ведь так как было в селе уже не будет. Об этом он писал и в последней строчке, что ему больше не нравится скрип телег проезжающих мимо.

    Кратко по плану

    Картинка к стихотворению Неуютная жидкая лунность

    Популярные темы анализов

    • Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 8, 9 класс

      В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением

    • Анализ стихотворения Бунина Высоко полный месяц стоит
    • Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок

      Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и

    • Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова

      «Еду ли ночью по улице тёмной» - одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова.

    • Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837

      Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...