Сказочные героини сказок. Животные в русских народных сказках – образы и прототипы


Содержание

Введение
1. Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
2. Герои и антигерои в русских волшебных сказках
2.1. Герои и антигерои в сказках о господах
2.2. Герои и антигерои в сказках о служителях культа
2.3. Примеры типичных новеллистических сказок
Заключение
Литература
Введение

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно проявилось в них сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его жизнью.
Волшебные сказки по своему сюжетному составу сложный жанр. Они включают в себя и героические сказки о борьбе со змеями, Кащеем Бессмертным, и сюжеты о поисках диковинок -- златорогого оленя, жар-птицы, и повествование о мачехе и падчерице, и многие другие.
Отметим, что художественные образы волшебной сказки представляют единую художественную систему, выражающую народные этические и эстетические представления. Каждый из традиционных образов имеет свою постоянную характеристику и действует в сказке согласно своей эстетической функции.
Цель: Охарактеризовать традиционные образы героев и антигероев в русских волшебных сказках.
В.Я. Пропп, исследовавший сказку по функциям персонажей, устанавливает в волшебной сказке семь основных действующих лиц: вредитель (вредит герою, его семье, борется с ним, преследует его), даритель (передает герою волшебное средство), помощник (перемещает героя, помогает ему в борьбе с вредителем), царица (искомый персонаж), отправитель (отсылает героя), герой, ложный герой.
Задачи:
- дать анализ основным художественным приемам, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику;
- исследовать разновидности волшебных русских сказок, отображающих образ героев и антигероев.
1. Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя - бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д. В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, похищающий женщин - как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга -- «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок - борода с локоток» и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д.
Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван Быкович. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.
Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.
При всем сюжетном различии волшебные сказки обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия -- к кульминации, ведущей к развязке. Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы, Кульминационный, или, иначе, центральный, мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т. е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.
Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются женитьба, желание получить чудесные предметы, уничтожение противника, наносящего герою (его семье или людям вообще) какой-то вред, например уничтожение посева, похищение царевны и т. п. Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота -- ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе ее бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке и он награждает ее, дочери мачехи грубят Морозке и погибают.
При учете сюжетных - различий, авторских интерпретаций сказочные персонажи предстают широкой галереей типических образов. Среди них образ героя особенно важен, ибо он во многом определяет идейно-художественное содержание волшебных сказок, воплощая в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте; в нем как бы сконцентрированы все лучшие качества человека, благодаря чему образ героя становится художественным выражением идеала. Высокие моральные качества героев раскрываются через их поступки. Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического характера, попытки передать внутренний мир героев, их душевную жизнь: они любят, радуются, огорчаются, гордятся победой, переживают измену и неверность, ищут выход из сложных ситуаций, подчас ошибаются. То есть в сказке мы уже находим наметки изображения личности.
И все же говорить об индивидуализации образов можно с известной долей условности, так как многие черты, присущие герою одного сюжета, будут повторены в героях других сказок. Поэтому справедливо мнение об изображении в сказках единого народного характера. Этот народный характер нашел воплощение в разных типах героев -- мужских и женских образах.
Сказочный герой по существу безымянен. Имя Иван допускает любые замены -- Василий, Фрол, Иван крестьянский сын, Иван Медведко и другие.
В начале сказки он называется среди прочих действующих лиц: «Жил-был царь, у него было три сына» -- таково типичное начало большинства волшебных сказок. Чтобы выделить героя среди второстепенных персонажей, сказка вводит ряд традиционных положений и ситуаций, связанных только с героем. Он молод, среди братьев он всегда младший и поэтому ему не доверяют. Определение «младший» может быть не только
возрастным, но и социальным: Иван-дурак презираем старшими братьями, его лишают наследства, Иван крестьянский сын, как младший, противопоставляется царским сыновьям.
Не редко героя отличает чудесное рождение: царица съедает горошину, выпивает воды из колодца или ручья - у нее рождаются сыновья-близнецы. Иван Медведко родится от брака человека и медведя, чудесную рыбу съедают царица, служанка и корова, у каждой из них рождается сын, но сын коровы (Иван Быкович) проявляет в будущем черты героя.
Эти мотивы, начинающие сказку, в силу своей традиционности, являются как бы сигнальными ситуациями, которые обращают внимание слушателей на героя и соответственно определяют отношение к другим персонажам. Такая предвзятость усиливает эмоциональное восприятие.
В большинстве волшебных сказок герой в отличие от других персонажей наделяется необычайной силой. Богатырство его обнаруживается уже в детстве, он «растет не по дням, а по часам», «выйдет на улицу, кого за руку схватит -- рука прочь, кого за ногу схватит -- нога прочь». Ему по силе лишь чудесный конь, который ожидает ездока по себе в подземелье, прикованный двенадцатью цепями. Отправляясь в путь, царевич заказывает себе палицу в двенадцать пудов. Та же сила скрыта и в Иване-дураке («Сивка-Бурка»): «...Ухватил клячу за хвост, содрал с нее шкуру и закричал: «Эй, слетайтесь, галки, карги и сороки! Вот вам батюшка корму прислал»
Следует отметить, что любое качество героя сказка дает не как щадит животных; Иван-дурак на последние деньги выкупает собаку и кошку, освобождает журавля, попавшего в силки; охотник, терпя нужду, три года кормит орла. Таким же проявлением идеальных качеств становится выполнение долга, почитание старших, следование мудрым советам. Обычно советы исходят от стариков и женщин, которые воплощают в себе жизненный опыт, умение предвидеть события. Эти персонажи часто выступают в функции чудесных помощников. В сказке о трех царствах Иван-царевич, отправляясь на поиски похищенной матери, побеждает многоголового змея, следуя ее наказу «не бить оружием дважды» или переставить бочки с «сильной и бессильной водой». Сюжет «Поди туда, не знаю куда» весь строится па выполнении стрельцом мудрых советов своей жены. Невыполнение наказа, нарушение данного слова расцениваются как провинность и несут за собой тяжелые последствия: у Ивана-царевича похищают чудесные предметы, невесту.
Особую убедительность правильным поступкам придает начальное ошибочное поведение. Иван-царевич думает, где достать богатырского коня. На вопрос встречной бабушки-задворенки, о чем он задумался, отвечает грубостью, но затем одумывается, просит у старушки прощения и получает нужный совет.
Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными - богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета - где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.
Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича -- героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака - героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от
чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.
Раскрывая образы своих героев, сказка передает народные представления о людях, их взаимоотношениях, утверждает доброту и верность. Образ героя раскрывается в сложной системе сюжетных противопоставлений. Антитеза -- это художественный прием, с помощью которого центральный образ получает углубленную характеристику. Противопоставление героя его противнику (вредителю) имеет особенное значение, так как взаимоотношения этих персонажей являются выражением различных жизненных принципов и таким образом становятся средством раскрытия идейного содержания сказок.
Основным типам героев -- активному (Иван-царевич) и пассивному (Иван-дурак, падчерица) -- соответствуют и типы противников. Условно их можно разделить па две группы: чудовищных противников «иного» царства-змей, Кащей, баба-яга и другие и противников «своего» царства -- царь, царевна, братья и пр.
Чудовищные противники -- персонажи героических сюжетов. Народная фантазия рисует их фантастическими чудовищами. Намеренно изображая героев внешне обычными людьми -добрым молодцем, красной девицей, сказка прибегает к гиперболе при описании врагов: девятиглавый змей, мужичок с ноготок - борода с локоток. Все они агрессивны, несут людям гибель и разрушение: похищают женщин, детей, сжигают царства. Но чем чудовищней противник, тем большей решимостью и мужеством должен обладать герой.
Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща
конкретная традици и т.д.................

Внеклассное мероприятие по сказкам для учащихся начальной школы.

Автор: учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Сценарий для младших школьников: Сказочная радуга

Описание материала: Представляю вашему вниманию внеклассное занятие, которое я проводила в рамках «Недели начальных классов». Занятие будет интересно учителям и воспитателям начальной школы, а также педагогам, работающим с детьми с ОВЗ (с нарушением интеллекта).

Цель: расширить знания детей о сказках народных и авторских.
Задачи:
обогащать словарный запас детей;
коррегировать внимание, мышление;
прививать читательский интерес;
воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: загадки, стихотворения, телеграммы, буквы, цветные карандаши, плакаты, иллюстрации к сказкам, рисунки с изображением сказочных героев, выставка книг со сказками (народными и авторскими), пословицы и поговорки.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы присутствуете на состязании знатоков сказок, в котором участвуют две команды - «Хитрики» и «Мудрики». (Представление команд.)
- А теперь - познакомимся с жюри. (Представление жюри.)
- Символ победы в веселых состязаниях – цветик - разноцветик, который должен расцвести к концу игры у команды-победительницы. В собранных вами цветиках - разноцветиках отразятся все цвета радуги. Пока лепестки наших цветков находятся у жюри, в ходе игры вы будете их честно зарабатывать и на сердцевинки прикреплять.


2.Основная часть.

1 конкурс. «Хорошо ли вы знаете сказки?»
- Каждой команде поочередно ведущий показывает иллюстрации к сказкам. Задание: по иллюстрации угадать название сказки.
Задание команде «Хитрики»: русская народная сказка «Курочка Ряба»; русская народная сказка «Маша и медведь»; русская народная сказка «Мужик и медведь»; русская народная сказка «Гуси - лебеди».
Задание команде «Мудрики»: русская народная сказка «Теремок»; русская народная сказка «Колобок»; русская народная сказка «Морозко»; русская народная сказка «Репка».
Жюри подводит итоги конкурса (один лепесток за конкурс).

2 конкурс. «Портреты сказочных героев»
- Каждой команде поочередно ведущий читает описание сказочного героя.
Задание: по описанию назвать сказочного героя.

1.Девочка хорошенькая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз –
Кто-то страшный девочке встретится сейчас.
Кто расспросит девочку о ее пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Волк и Красная Шапочка)
2. Назовите сказку, герой которой « по сусекам скребён». («Колобок»)
3.Железные зубы, костяная нога. Все люди знают: это Баба... (Яга).
4.У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына - Шалунишку... (Буратино).
5.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка! Как она мила!
Кто читал такую книжку -
Знает девочку-малышку! (Дюймовочка.)
6.Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в распрекрасной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)

3 конкурс «Отгадай- ка»
- Каждой команде дана иллюстрация и первая буква слова, которое нужно отгадать и составить.
Задание: составить слово.
Задание команде «Хитрики»: теремок. Задание команде «Мудрики»: сказки.

Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс для зрителей « Кто больше?»
-Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является лиса. («Лиса и волк», «Петушок - золотой гребешок», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лиса-лапотница», «Серая Шейка», «Лиса и Журавль» , « Лиса, заяц и петух» и т.д.)
-Задание: вспомнить и назвать сказки, в которых героем является волк. («Три поросенка», «Лиса и Волк», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Волк-ябедник» и др.)

4 конкурс капитанов «Кто прислал телеграммы?»
-Задание: отгадать, кто из сказочных персонажей мог бы прислать следующие телеграммы.
Телеграммы команде «Хитрики»:
1.От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас! (Колобок.)
2.Спасите, нас съел серый волк! (Семеро козлят.)

Телеграммы команде «Мудрики»:
1.Помогите! Пришла весна, у лисы избушка растаяла, она меня выгнала из моей избушки. (Заяц.)
2.Встречайте! Еду к вам в гости на печи. (Емеля)

Жюри подводит итоги конкурса.

5 конкурс «Кто быстрее»
- Задание: какая команда быстрее соберёт буквы и составит название сказки.
Задание команде «Хитрики»: «Морозко». Задание команде «Мудрики»: «Айболит»

6 конкурс « Ты мне - я тебе»
-Задание: команда «Хитрики» загадывает загадки команде «Мудрики», затем наоборот.
Жюри оценивает правильность ответов.

7 конкурс «Силуэты Весёлого карандаша».
-Задание: в конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий предлагает каждой команде по 2 силуэта сказочных персонажей. Задание - оживить силуэты, раскрасив их цветными карандашами. Какая команда быстрее и лучше справится с заданием?

Конкурс для зрителей « Знатоки»
-Ответьте на вопросы.
1.В сказке С. Михалкова поросята проучили злого волка. Сколько было поросят и как их звали? (Трое: Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф- Нуф.)
2. Как звали трех медведей из сказки Л. Н. Толстого «Три медведя?» (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)
3.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная.)
4.Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река.)
5.В кого превращался великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Во льва, в мышь.)
6.Как нужно позвать Сивку-Бурку? (Три раза свистнуть и сказать заклинание: «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
7.Какую песенку пел Колобок? («Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...»)

8 конкурс «Сказка стала былью».
- Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское, чтобы горшочек без огня кашу варил. Шло время и то, что раньше сочли бы чудом, сейчас - самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные приборы, машины и изобретения. Сейчас каждая команда получит по три карточки с названиями сказочных чудес. Задание - догадаться, во что превратились эти чудеса сегодня. За каждый правильный ответ команда получает лепесток.

Задание команде «Хитрики»:
- гусли-самогуды (магнитофон);
- ступа (ракета, самолет);
- чудо-зеркало (телевизор, компьютер).
Задание команде «Мудрики»:
- перо жар-птицы (лампа);
- клубок ниток, указывающий дорогу (компас);
-сани, что везут сами (автомобиль).
Жюри подводит итоги конкурса.

9 конкурс «Викторина»
- Задание: быстро и правильно ответить на вопросы.
Вопросы команде «Хитрики»:
1.Сестра Иванушки. (Аленушка.)
2.Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора.)
3.Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
4.У медведя - берлога, а у лисы... (нора).
5.Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок). 6.Огнедышащий змей. (Дракон.)
7.Говорят, он живет в каждом доме. (Домовой.)
8.На ней летает Баба Яга. (На метле.)

Вопросы команде «Мудрики»:
1.Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки. (Петух.)
2.В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Время года, с которым не знаком Дед Мороз. (Лето.)
4.Хозяйка двух веселых гусей. (Бабуся.)
5.Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок».)
6.Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка)
7.Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)

1 конкурс « РАЗМИНОЧНЫЙ» Угадайте героев сказки, Я даю вам подсказки. Чтобы легче отвечать, Буду строки рифмовать. Никогда ему не верьте, Хоть он скажет, что бессмертен. Состоит он из мощей - Отвратительный... (Кощей.) Он сластена, любит мед, Ходит в гости круглый год. И поет он песни вслух, Медвежонок... (Винни-Пух.) Детям всем она знакома, А живет в лесу у гномов, Но совсем не сладкоежка, Ее имя... (Белоснежка.) Он живет в лесу дремучем, Темном, страшном и колючем. Как злодей вполне успешен - Вредный, волосатый... (Леший.) К нему Карлсон прилетал, И в игры разные играл. И свой город сверху, с крыш Рассмотрел наш друг... (Малыш.) Он веселый мальчуган, Но совсем не хулиган. Ключик вытащил из тины Деревянный... (Буратино.) Он не знает добрых слов, Однохвост, но трехголов. Страшный и огромный он - Огнедышащий... (Дракон.) Хоть похож он на клубок, Но себя спасти не смог. У него румяный бок - Это вкусный... (Колобок.) У него для детворы Есть воздушные шары. Имеет хвостик, как крючок, Поросенок... (Пятачок.) Не нужны были подсказки, Угадали вы все сказки, Создали их мудрецы, А вы все вместе... (Молодцы.)

    2 конкурс «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Я буду показывать вам иллюстрации к разным сказкам. Ваша задача вспомнить название сказки и её автора.
    3 конкурс «СКАЗОЧНАЯ ШКАТУЛКА»
Каждая команда по очереди вынимает из этой шкатулки номер сказочного вопроса, прослушивает его внимательно и отвечает на него. 1. Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, геройсказки Г. -X. Андерсена «Снежная королева».) 2. Кто автор сказки с таким сюжетом? «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». (Г.-X. Андерсен. Сказка «Гадкий утенок».) 3. Ночь настала, Месяц всходит, Поле все Иван обходит, Озираючись кругом, И садится под кустом. Звезды на небе считает И краюшку уплетает. (П. Ершов «Конек горбунок».) 4. Герой какой сказки убежал из дома и, преодолев много опасностей, все-таки погиб, обманутый хитрой лисой? («Колобок».) 5. Герой какой сказки вырос в волчьей стае? (Р. Киплинг «Маугли».) 6.Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? («Кот в сапогах» бр. Гримм.) 7. Какие слова нужно было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание? («Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели». (В. Катаев «Цветик семицветик».) 8. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное и какое? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Иванушка превратился в козленка.) 9. Какая сказка начинается словами: «Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите, дети, В Африку гулять!»? (К.И. Чуковский«Бармалей».) 10. Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную 2,5 см. Как меня зовут? (Дюймовочка.) 11. Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».) 12. На каком виде транспорта увез Иван царевну Забаву? («Летучий корабль».) 13. Где жили старик со старухой из сказки А. Пушкина? Как называется эта сказка? (У самого синего моря. «Сказка о рыбаке и рыбке».) 14. Как называется игрушка, ко- торой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. (Чебурашка.) 15. Из какой сказки эти строки? «Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку – настоящего друга. Но мама была почему-то против. И всетаки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька». (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».) 16. У кого из героев сказки были хрустальные туфельки? (У Золушки.)

4. конкурс «ПЕРЕВЁРТЫШИ»

ШААМ ДВЕЕМЬД

(Маша и медведь)

ВОЧМОКАЙДЮ

(Дюймовочка)

ИВАКС - КАРУБ

(Сивка – Бурка)

РЬЯАМ ЕРМАВНО

(Марья Моревна)

(Золушка)

УРККЧОА ЯБРА

(Курочка Ряба)

5. конкурс «СКАЗОЧНАЯ ПОЧТА»

Кто прислал эти телеграммы? 1. «Пряздрявляю Иа с днем рождения!» 2. «Нашел сапоги-скороходы, скоро прибуду домой!» 3. «Буду, буду умываться по утрам и вечерам». 4. «Бабушка и дедушка, спасите! За мной гонится лиса!» 5. «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!» 6. «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!» 7. «Спасибо, ласточка, за чудесное спасение!»

6. конкурс «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

По предмету, лежащему в этом ящике вы должны вспомнить название сказки или сказок где он встречается.

Соломинка - «Пузырь, соломинка и лапоть». Перышко - «финист - ясный сокол». Горошек - "Кот, петух и лиса». Кольцо - «Волшебное кольцо», «12 месяцев». Боб - «Бобовое зернышко». Яйцо - «Курочка Ряба", «Царевна-лягушка». Стрела - «Царевна-лягушка». Рукавица - «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо». Манная крупа - «Лиса и журавль». Игла - «Царевна-лягушка». 7. конкурс «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» Это сказка-небылица. В которой кроется ещё и загадка: «Сколько сказок прозвучало? Не начать ли всё сначала?» Жили-были дед да баба, была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и все было хорошо, да не дал им бог деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко, да не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в море, даже очи разболелись. А старик в это время не шутит: руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрошает. А старуха в избе усмехается да Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой водицы испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда - оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь -лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы. А тут мышка бежит и голосом молвит человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку и напилась из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращался с охоты. Глядь - лягушка сидит. Натянул он стрелу, прицелился... Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так оно и вышло, по- лягушечьи. Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, с водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала писаной красавицей, что ни в сказке сказать, ни пиром описать. Тут и свадебку сыграли. И детушки не заста- вили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество: в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. А старик у синего моря и по сей день ходит: пойдет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит ту, что я вам рассказала. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам и старикам урок. («Лиса и заяц», «Сказка о золотой рыбке», «Снегурочка», «Курочка Ряба», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Муха-Цокотуха», «Баба- яга», «Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», поэма «Руслан и Людмила».) 8.конкурс «ПОКАЖЕМ СКАЗКУ САМИ» Домашнее задание команд. 9.конкурс «ДОПОЛНИ ИМЯ» Кощей - бессмертный Елена - премудрая Василиса - прекрасная Сестрица - Аленушка Мальчик - с-пальчик Финист - ясный сокол Иван - царевич Братец - Иванушка Змей - Горыныч Андрей - стрелок Никита - Кожемяка Крошечка – Хаврошечка

    конкурс « ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

Кто быстрее ответит на вопрос?

1. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова.) 2. Популярная певица дедушки Крылова. (Ворона.)

3. Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик.)

4. Традиционное блюдо Эников-Беников. (Вареники.)

5. Олицетворение семьи, которое Буратино проткнул носом. (Очаг.)

6. Сказочный дурак. (Иванушка.)

7. История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок.)

8. Детали женского платья, в которые помещаются озера, лебеди и прочие элементы окружающей среды. (Рукава.)

9. Сырье для серийного производства Буратино. (Дерево.)

10. Персонаж, лопнувший со смеху при виде неквалифицированно построенного моста. (Пузырь.)

11. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках.)

12-. Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет. (Ветер.)

13. Друг Винни-Пуха, который остался с хвостом. (Ослик Иа.)

15. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино.)

16. Лифт для нечистой силы. (Труба.)

17. Пиявочных дел мастер. (Дуремар.)

18. Индивидуальный летающий аппарат многоразового пользования. (Ступа.)

19. Пещерная отмычка. (Сим-сим.)

20. Радиолокатор для царя-лежебоки, который устал от ратных дел. (Золотой Петушок.)

21. Прожектор для Иванушки-дурака, чтобы в ночное время холить лошадей. (Перо Жар-птицы.)

Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор - народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Анализ сказки

Сюжет


Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа - лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Герои сказки

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван - это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку - будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба -Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Филологический факультет

Программа «Лингвистика и межкультурная коммуникация»


Контрольная работа по теме:

Герои русских народных сказок о животных и их роль в становлении национального характера


Санкт-Петербург


Введение


На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами. Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок о животных.

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования.

Объект исследования.

Герои-животные русских народных сказок.

Теоретический метод

Метод анализа

Метод опроса/анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования.

Русские народные сказки о животных.

Выбор указанной литературы обусловлен тем, что в русских народных сказках о животных особенно ярко проявляются характеры животных героев и их черты. А такие книги, как А.Н. Афанасьевой «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», «Сказки о животных», «Сказки о зайцах», «Сказки про лису» дают полное представление о героях сказок о животных, описывают их черты характера, внешний вид и поступки.

Сказки о животных, их особенности и разновидности


В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема дифференциации сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования.

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери (Лиса и журавль, Лиса, заяц и петух, Лиса-повитуха, Лиса и дрозд, Волк-дурень и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди - объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека (Волк у проруби, Собака и волк, Мужик, медведь и лиса и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типологизации сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме (Теремок, Колобок, Петушок и бобовое зернышко и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным (Волк и семеро козлят, Кот, петух и лиса и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне (Волк и лиса); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие форму политического памфлета (Повесть о Ерше Ершовиче).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных (Звери в яме, Лиса и волк, Лиса-повитуха, Лиса и журавль, Лиса-исповедница и др.); Сказки о диких и домашних животных (Собака и волк, Волк и семеро козлят, Кот, лиса и петух и др.); Сказки о человеке и диких животных (Лиса и ее хвост, Мужик и медведь, Старая хлеб-соль забывается, Медведь - липовая нога, Лисичка со скалочкой и др.); Сказки о домашних животных (Коза лупленная, Лошадь и собака и др.); Сказки о птицах и рыбах (Журавль и цапля, Петушок и бобовое зернышко, Курочка Ряба и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях (Лиса и рак, Теремок, Колобок, Солнце, мороз и ветер, Война грибов и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей - это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый серый дурак, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый властитель, лесной гнет, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения.

Композиция русских сказок о животных также отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива - «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

В данной работе будет проводиться исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных - лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой - женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы. Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

Лиса в сказках о животных


Одна из наиболее знаменитых сказок с участием лисы - Сказка о лисице и волке.

Начинается она с того, что лисица хочет поесть рыбки, а где ее взять не знает. И, для достижения своей цели она решает лечь на дорогу. На дороге её замечает мужик и кладет к себе в воз с рыбой. Пока мужик едет и радуется хорошей находке, лиса прогрызает дыру в санях и спускает по рыбке на землю. Почти всю рыбу лиса выуживает, а сама убегает в лес. Когда мужик увидел, что ни лисы, ни рыбы нет, он очень расстроился. А лиса тем временем бежит собирать рыбку и лакомиться. На дороге ей встречается волк, который расспрашивает ее, откуда рыба, как она ее наудила и где. Чтобы отвязаться от волка и не делиться с ним добычей, она говорит ему, что хвост надо опустить в прорубь и приговаривать специальные слова, чтобы лучше удилась рыба. Так глупый волк и побежал на прорубь. Пока он сидел и ждал рыбы, хвост замерз в проруби так, что не его никак не вытащить. Увидела волка баба с коромыслом. Сначала гнала его, а когда поняла, что он примерз, начала бить его так, что хвост у волка оторвался. А лисица в это время прибегает в избу, где жила баба, и начинает месить тесто. Пока она месила, вся в тесте испачкалась, пошла и легла на дорогу. Встретил ее опять волк, сказал, что не вышло у него ничего, а заметив, что лежит лиса вся белая, испугался, стал спрашивать, что с ней произошло. Лиса рассказала ему, что ей голову коромыслом проломили. Сжалился волк над ней, посадил к себе на спину и повез домой. А лиса ехала у него на спине и приговаривала улыбаясь: «Битый небитого везет!».

В русских народных сказках о животных противником волка часто выступает лиса. Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. И в представленной выше сказке выдумке и находчивости лисы нет границ. Ради своей же выгоды, лисица обманывает волка, мужика, и, скорее всего была бы готова обмануть и подставить любого ради совей цели - еды и теплого жилья. И, поэтому, несмотря на все симпатии к ней, все же было бы ошибочно говорить о ней как о положительном персонаже. Хитрость и смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством.

Есть среди сказок о животных так же и такие, в которых осуждаются не только человеческие, но и общественные пороки, хотя их и немного. Например, сказка «Лиса и Котофей Иваныч». Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря изворотливой лисе, которая якобы выходит за него замуж становится Котофеем Иванычем - «начальником» над всеми лесными животными, потому что лисица путем обмана выдает его всем за страшного зверя. Даже самые сильные обитатели леса - медведь и волк вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В русских народных сказках о животных лиса так же предстает перед нами в образе сладкоголосой рыжей красавицы, которая может заговорить любого. Так, в сказке «Лиса-исповедница», прежде чем съесть петуха, она убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее, а потом съедает его.

Еще одна сказка, сюжет которой известен каждому - Колобок. Сказка представляет собой цепочку однородных эпизодов, изображающих встречи Колобка с различными говорящими животными, намеревающимися его съесть, однако колобок уходит от всех, кроме лисы. С каждым зверем колобок вступает в дискуссию, в которой он каждый раз объясняет свой уход: «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, медведь (волк, заяц), уйду». Лиса же, как обычно, с помощью обмана, притворившись частично лишённой слуха, ловит Колобка на тщеславии и, воспользовавшись его добротой, которая выражается в готовности повторить песенку поближе к уху и рту лисы, съедает его.

Глупость лисы описана в сказке Лиса и дрозд. Свил дрозд гнездышко и птенцов вывел. Лиса узнала об этом и стала пугать дрозда тем, что разорит его гнездышко. Вначале лиса потребовала от дрозда накормить ее. Накормил дрозд лису пирогами и медом. Затем лиса потребовала от дрозда напоить ее. Напоил дрозд лису пивом. Опять пришла лиса к дрозду и потребовала насмешить ее. Насмешил дрозд лисицу. Снова пришла лиса к дрозду и потребовала напугать ее. Вот и привел дрозд лису к стае собак. Напугалась лиса, бросилась убегать от собак, залезла в нору, и начала сама с собой разговаривать. Поругалась она с хвостом, высунула его из норы. Так собаки её за хвост ухватили и съели. Так глупость и жадность всегда наказываются в русских народных сказках о животных.

Рассмотрев несколько сказок с участием лисы, можно сделать вывод, что в большинстве случаев лиса является отрицательным героем, олицетворяющим собой хитрость, коварство, лживость, лукавство и эгоизм. Но так же можно заметить, что если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, а если сама наносит вред другим - отрицательную. Довольно часто можно увидеть сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды. Но лиса такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда, обманывает и других животных, например, медведя, или даже людей, так же она всегда хочет съесть петуха, тетерева, колобка, зайца. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Ведь хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Даже внешность лисы обманчива: обычно она описана очень привлекательной, рыжей, с глазами, говорящими о ее хитрости.

Волк в сказках о животных

сказка животное моральный поучение

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк - это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют (Лисичка-сестричка и Волк, Волк и Коза, Волк-дурень, Зимовье зверей). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличии от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности - вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка - сказка Волк и семеро козлят. Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он - их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала - волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В Сказке про волка и лису волк предстает перед читателями немного в другом образе - глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк - в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке Как лиса шила волку шубу. Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.


Роль сказок о животных в становлении национального характера


В русских народных сказках о животных показано то, что народ осуждал в обществе, своих врагах и даже в самом себе. Высмеивались жестокость, хвастовство, лесть, продажность и многое другое. И, зачастую, таким образом, в сказках именно благодаря присутствию животных, в простом содержании спрятаны такие идеи, которые составляют суть морального кодекса народа. Те сюжеты, которые разворачиваются в сказках о животных, являются некой инсценировкой реальных жизненных ситуаций. Неспроста таким сказкам присуща нравственно-поучительная роль, ведь их герои олицетворяют определенные человеческие качества, и именно поэтому лисой называют хитрого человека, зайцем - трусливого, волком - глупого. Сказки о животных - притчи, которые показывают читателю, что в почете, а что нет.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных, потому что иногда животные в конце сказки становится более нравственным, проходя через определенные нравоучительные испытания, а иногда именно животные являются теми «нравоучителями» в сказке, с помощью которых и определяется мораль. В русских народных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых привело к очень интересным результатам. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, а заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры, что привело к развитию национального характера, ведь в сказках о животных высмеиваются не только отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы.

Библиография


1.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.

2.Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.

.Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.

.Иванова-Казас О.М. Мифологическая зоология (словарь), СПб, Филологический факультет, 2004.

.Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. Москва,1987 г.

.Никифоров А.И. Народная детская сказка драматического жанра. Л., 1928.

.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. <#"justify">8.Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

.Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

.Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки, М., 1965.

.Сказки о животных, Тула, 2000.

.Сказки о зайцах, Тюмень, 1959.

.Сказки про лису, пересказали О. Капица и А. Толстой для детей дошкольного возраста, Л., 1970.

.Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. http://feb-web.ru/feb/feb/atindex/atindx01.htm#Афанасьев А.Н.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...