Карта риги с домами в стиле модерн. Великолепная Рига: город с самой большой в мире коллекцией зданий в стиле модерн

На рубеже XIX-XX веков Европу практически захлестнул модерн. Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Модерн стайл в Англии, Либерти в Италии, Модернизмо в Испании, и, наконец, Югендстиль в Германии и Латвии. Рижский модерн по праву считается одним из лучших образцов этого жанра, и что немаловажно - отлично сохранившимся до наших дней. В столице Латвии находится около 800 зданий в стиле модерн. Самые блестящие образцы архитектуры югендстиля можно встретить на улицах Альберта и Элизабетес. По ним мы и приглашаем вас прогуляться.

Для начала давайте определим основные принципы рижского модерна. Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах. Главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом. Это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий и витражей. Фасады домов переполняют декоративные элементы, над линией карниза располагаются обелиски, сфинксы, львы, вазы, цветы и все то, что характеризует полноту и праздник жизни. Итак, теоретически подготовились - в путь!

Улица Элизабетес

На улице, носящей имя императрицы Елизаветы Петровны (правда, в советские времена она называлась не так величественно — улица Кирова) почти каждый дом — шедевр архитектуры. Но я хочу показать только три дома, которые стоят очень близко друг к другу и которые объединяет имя человека, создавшего архитектурный облик улицы Элизабетес. Имя этого архитектора — Михаил Эйзенштейн. И, на мой взгляд, Эйзенштейн для Риги — что Шехтель для Москвы.


Любое здание Михаила Эйзенштейна — это архитектурный «рог изобилия». На фасадах его домов можно увидеть несметное количество маскаронов, орнаментальных узоров, фризов, капителей и... женщин. Женщины у Эйзенштейна, по-моему, самые красивые во всей Риге.



Михаил Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге. По образованию он был не архитектором, а инженером. Зодчим его сделала уже Рига, куда он переехал в 1893 году. Женился не по любви, а по согласию на купеческой дочке Юлии Конецкой. В этом браке у них родился сын Сергей, будущий «гений кинематографа». По воспоминаниям Сергея, личная жизнь родителей не ладилась. Так что, Михаилу Эйзенштейну ничего не оставалось, как полностью и со всей страстью отдаваться своей работе.


Будучи хорошим художником, он остервенело рисовал женские лица, в которых современники угадывали черты лица его жены. Рядом всегда оказывался маскарон с перекошенными страданием чертами. Пик разногласий в семье пришелся на первые годы после рождения Сергея, это конец XIX века. В это время Михаил Эйзенштейн создает самое большое количество своих работ, в том числе два фантастически красивых дома по улице Элизабетес.


Самые поздние его проекты датируются 1911 годом, хотя Эйзенштейн прожил в Риге до Октябрьской революции. Считается, что на спад творчества повлиял развод с женой в 1909-ом — Михаил стал спокойнее и избавился от потребности «выплескивать» на стены домов свои эмоции. После Октябрьской революции Эйзентштейн, отказавшийся принять власть Советов, эмигрировал в Берлин, женился второй раз и прожил там до самой смерти в 1920 году.


Улица Альберта

Улица Альберта носит имя, основавшего Ригу епископа. Улица небольшая, можно сказать, даже маленькая. Однако для любителей югендстиля она как Бермудский треугольник — «засасывает» часа на 3, а то и вообще уже не выберешься.

Эта улица застраивалась достаточно быстро — с 1901 по 1908 годы. Чаще других здесь можно увидеть здания, спроектированные Михаилом Эйзенштейном. Объясняется это легко: несколько земельных участков здесь были выкуплены его другом, заместителем председателя губернского суда Андреем Лебединским.

В непосредственной близости от зданий, обращенных фасадами на улицу Альберта, есть еще несколько домов, которые было бы неправильно обойти своим вниманием. Предлагаем начать именно с них.

Улица Антонияс, дом 8

Здание построено в 1904 году, архитектор К.Пекшенс.

Фасад здания оформлен очень лаконично, но пройти мимо двух дракончиков просто невозможно. Похоже, что когда-то они защищали парадный вход с мечами в лапах, но сейчас они только судорожно сжимают свои кулачки, отчего их вид становится не устрашающим, а комичным.


Улица Альберта, дом 1

Здание построено в 1901 году, архитекторы Г.Шееель и Ф.Шеффель.

Это угловое здание расположено напротив дома с дракончиками. Его изящный орнамент можно долго рассматривать, выискивая символы и знаки в переплетении линии.



Улица Альберта, дом 2а

Этот дом интересен своим верхним «ложным» этажом. Фасад украшают фигуры «оперных див» с факелами (к сожалению, одна барышня уже лишилась факела вместе с частью руки) и маскароны.

Улица Альберта, дом 2

Здание построено в 1906 году, архитектор М.Эйзенштейн.

У этого здания и предыдущего общее почти все: год «рождения», автор, заказчик и последующий домовладелец. Продавали их тоже одновременно и одному человеку. В обоих зданиях есть квартиры, из которых легко можно сделать музей имени бывшего жильца.


Улица Альберта, дом 4

Главные акценты этого здания архитектор расположил по своей излюбленной традиции — крыша и вход. Возможно, во время проектирования этого здания, Михаила Эйзенштейна раздирали внутренние противоречия: присмотритесь, крылатые львы, обращенные лицом друг к другу на нижнем уровне, трансформируются в хвостатых хищников, всячески выражающих свою взаимную неприязнь, на крыше. Между ними с ужасом и напряжением на лицах застыли три Горгоны.


Улица Альберта, дом 6

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 7

Здание построено в 1908 году, архитектор Г.Гильбиг.

Как видно, тема львов была очень популярна в оформлении домов на улице Альберта. Возможно, оттого, что их заказчиками были сильные мира сего.

Улица Альберта, дом 8

Здание построено в 1903 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 11

Здание построено в 1908 году, архитектор Э.Лаубе.

В этом здании в 20-х годах XX века читал свою поэму «Люблю» Владимир Маяковский.

Столиц сердцебиение дикое

Страстною площадью лёжа.

Враспашку —

Сердце почти что снаружи —

Себя открываю и солнцу и луже.

Входите страстями!

Любовями влазьте!

Отныне я сердцем править не властен.

У прочих знаю сердца дом я.

Оно в груди — любому известно!

С ума сошла анатомия.

Сплошное сердце —

Гудит повсеместно.

Улица Альберта, дом 12

Здание построено в 1903 году, архитекторы К.Пекшенс, Э.Лаубе.


Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.

Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.

На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.





Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт





В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.

Как добраться

Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.

Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.

Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.

Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.

Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.

Расположение

Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.

Так уж повелось, что большинство туристов, приезжающих на уик-энд в столицу Латвии, большую часть времени проводят в узких улочках ее Старого города, порой, напрочь забывая, что может быть не менее интересен, чем местная готика. Кварталы, выстроенные в стиле модерн (он же – арт-нуво или югендстиль) располагаются на некотором отдалении от берегов Даугавы. А потому наткнуться на них случайно у вас вряд ли получится. Возможно, именно поэтому до Новой Риги добираются далеко не все. И очень зря! Ведь и удивительная помпезность Нового города придают латвийской столице какой-то особенный величественный шарм. В этой части особенно четко ощущается атмосфера имперского города. Небольшой фото-прогулке по этим кварталам мы и решили посвятить наш новый репортаж.

Имперская Рига: модерн и яркие краски осени

В середине 19 века население Риги составляло 77 тысяч человек. Пятьдесят лет спустя количество местных жителей возросло до 558 тысяч, увеличившись за полвека более чем в семь раз. Бурный демографический рост был связан с интенсивным развитием латвийской столицы как крупного торгового, промышленного и логистического центра Российской империи. За короткий отрезок времени в Риге был построен крупный порт и вся необходимая железнодорожная инфраструктура, посредством которой к Балтийскому морю доставлялись зерно и древесина. Бурный рост торгового оборота привел к развитию других отраслей. И вместе с промышленно-логистической инфраструктурой вокруг Старого города стали активно вырастать кварталы доходных домов и прочие монументальные здания, выстроенные в помпезном стиле модерн. Югендстиль в Риге распространялся быстро. И уже в 1914-м году латвийская столица спорила с Киевом за звание четвертого по величине города Российской империи.


Облик нового города формировался под влиянием архитектуры имперской столицы России – Санкт-Петербурга. Именно поэтому сегодня в чертах двух этих городов можно найти много общего. Единственным принципиальным отличием является, наверное, отсутствие в Латвии многочисленных мостов, рек и каналов. А в остальном и Санкт-Петербурге весьма схожи.

Лично мне местами Рига еще очень напоминала Киев. Хотя между этими городами пролегает больше тысячи километров.




Югендстиль в Риге лучше всего сохранился в районе улиц Альберта, Елизабетес и некоторых других, примыкающих к ним. Большая часть этого квартала была построена рижским архитектором Михаилом Эйзенштейном (кстати — уроженцем Петербурга). Только на улице Альберта восемь из его творений впоследствии были признаны шедеврами стиля модерн. Рига в этом плане настоящий музей для всех поклонников изысканной и помпезной архитектуры.

Один из рижских музеев. Ныне закрыт на реконструкцию.






Кстати, о музеях… Именно на улице Альбертас находится Музей югендстиля в Риге . Мы там, честно говоря, не были. Но во всех туристических буклетах это место упоминается как образец «быта рижан начала двадцатого века». Внутренние интерьеры воссоздавались в течение нескольких лет специальной командой реставраторов. Не то, что у нас. В Минске бы все просто штукатуркой замазали и обшили термошубой.

Музей югендстиля в Риге (ул. Альбертас, 12)


Улица Альберта. Здания в стиле модерн (Рига)


В целом – это настоящая изюминка Латвии. Насколько я знаю, ничего подобного ни в одной другой стране нет. В большинстве своем современный облик этих кварталов формируют посольские здания, гостиницы, офисы частных фирм, различные кафешки и жилые дома.

Ну да. Это Рига. Там холодно.





Хотели бы жить в таком подъезде?




Посольство Японии в Риге. Югендстиль с восточными нотками...

Модерн в Риге очень колоритный и живописный. Местные кварталы вполне достойны того, чтобы уделить пару часов неспешной прогулке по их величественным улицам. Мне здесь понравилось. Я думаю, вам тоже они приглянутся. Югендстиль в Риге — это нечто особенное...

Немного полезной информации для организации поездки:

  • Средняя стоимость хостелов в Риге колеблется в районе 6-12 долларов (за койку в общей комнате). Посмотреть недорогие варианты жилья можно на этом сайте . Наша личная подборка лучших хостелов латвийской столицы представлена .
  • Аренда рижской квартиры на сутки (на двух человек) стоит от 29 до 45 долларов. Посмотреть актуальные варианты и получить скидку на первое бронирование можно на этом сайте .
  • Приблизительная стоимость отельных номеров (2-3*): 25-50 долларов. Проверить цены сразу по нескольким системам бронирования и немного сэкономить можно воспользовавшись этим сайтом .

На протяжении восьми веков здесь царили самые разные архитектурные стили, и в результате Латвия стала такой, какой мы видим ее сейчас. Архитектура прошла путь от деревянных крестьянских дворов до Латвийской национальной библиотеки, или Замка света. Дома не умеют говорить, но по их фасадам можно прочесть многовековую историю латвийской архитектуры.Независимость и соблюдение личного пространства – традиционные ценности жилой застройки. Латыши предпочитали строить дома из дерева ввиду обилия лесов. Как сельские дома, так и крепости (напр., замок Арайши) строились полностью из дерева, и лишь позже иностранцы ввели моду на кирпичную кладку.

Исторический центр Риги

Немецкие крестоносцы строили замки и величественные романские и готические соборы, которые с XIII века и до сих пор являются визитной карточкой Риги и Цесиса. Прекрасно сохранившийся исторический центр Риги включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Три «Р» – Ренессанс, Рационализм и Реформация – повлияли на развитие инфраструктуры в период между средневековьем и ранним новым временем. Территория Латвии менялась под влиянием германцев, поляков, шведов и русских, каждый из которых привносил в архитектуру свои нюансы, сохранившиеся до сих пор.

В живописном городе Кулдига

В живописном городе Кулдига на западе Латвии лучше всего сохранились образцы архитектуры XVI и XVII веков. Многие режиссеры останавливают свой выбор на бывшей столице Курляндии, расположенной на берегу реки Вента, которая лучше всего помогает передать атмосферу былых времен.
Стиль барокко характерен для многих известных объектов, сохранившихся с XVIII века. Замки в Рундале и Елгаве напоминают об эпохе правителей Курляндского герцогства. Аглонская базилика, оплот католицизма на востоке страны, до сих пор является популярным местом паломничества верующих

Неоклассицизм в архитектуры

В XIX веке вновь вернулась мода на классику. Улицы новых промышленных центров заполнились зданиями в стиле неоклассицизма.
В то же время неоклассические замки в провинции – Межотне и Дурбе – являлись глотком свежего воздуха для немецкой аристократии, уставшей от задымленных городов. Превалировали чистые классические формы – в домах и замках, общественных зданиях и укреплениях, например, в Даугавпилсской крепости (в которой сейчас размещается Художественный центр Марка Ротко).

Предвоенное югендстил

Повсеместное предвоенное процветание на рубеже ХХ века привело к возникновению стиля модерн. После демонтажа старых фортификационных сооружений за пределами Старой Риги стали появляться новые здания, созданные в стиле модерн, или югендстиле.

Богатые промышленники не только конкурировали между собой в бизнесе, но и старались произвести впечатление на окружающих. Это до сих пор заметно по ул. Алберта, на которой жили многие состоятельные рижане. Фасады, украшенные лепниной в виде цветов и скульптурами, делают каждое следующее здание более броским, чем предыдущее.

Волну модернизма остановила Первая мировая война, вынудившая перейти на более практичное направление. Надо было срочно строить новое Латвийское государство. Так взял верх функционализм с его изящными линиями и простой элегантностью – в этом стиле было построено несколько школ, вокзалов, здание банка на ул. Вальню, а также дома в рижских районах Межапаркс и Тейка.

Но уже в 30-е годы некоторые здания стали строиться в стиле монументальности, популярном на тот момент в Европе. Наиболее яркие его представители – здания Кабинета министров и Министерства финансов в Риге.

Ветер перемен задул в конце Второй мировой войны, после которой Латвию захлестнула волна советского модернизма с коробчатыми домами и серыми многоэтажками. Чтобы удовлетворить спрос развития тяжелой индустрии и массовой иммиграции, эти одноликие здания составили основную часть застройки отдаленных районов крупных городов. В них до сих пор живет большая часть горожан.

Современная латвийская архитектура

Современная латвийская архитектура возрождает национальное наследство и прибегает к постмодернизму. Выдающиеся местные архитекторы стараются сохранить и реконструировать деревянную застройку Латвии XIX века, например, Квартал деревянных домов архитектора Зайги Гайле на Кипсале в Риге.
Еще один пример успешной реновации – район Спикери, в котором старые склады, построенные из красного кирпича, обрели вторую жизнь – в них открылись галереи, музеи, магазины и кафетерии. Район превратился в оживленное место проведения мероприятий в рамках программы «Рига – культурная столица Европы 2014».


Вершиной современной латвийской архитектуры является грандиозный Замок света – новая Национальная библиотека Латвии, построенная по проекту латвийско-американского архитектора Гунарса Биркертса. Получивший международную славу проект также стал головным офисом на время председательства Латвии в Совете ЕС в 2015 году.

Все авторские права на фотоизображения соблюдены © Ksenia Klimikina, Inga Berziņa, Aleksandra Kendenkovs, Andris Sproģis, Stefan Wolf, Ainārs Gaidis, Jordan Sanchez, Ansis Starks, Valts Kleins, Indriķis Stūrmanis

© Институт Латвии. Институт Латвии предоставляет право бесплатного воспроизведения, распространения и цитирования размещенных на сайте материалов при условии указания ссылки на ЛИ. Институт Латвии занимается распространением знаний о Латвии за рубежом, публикуя на разных языках материалы, посвященные различным аспектам страны.

Архитектура в стиле модерн (югендстиль, ар-нуво) в Риге составляет примерно одну треть всех зданий в центре, что делает столицу Латвии городом с самой высокой концентрацией архитектуры в стиле модерн в любой точке мира. Построенные в период быстрого экономического роста, большинство зданий в стиле модерн Риги относятся к периоду между 1904 и 1914 годами. Стиль чаще всего представлен в многоэтажных многоквартирных домах. Отличительная особенность рижского югендстиля – уникальная экстерьерная лепнина, превращающая целые улицы Риги в музей лепного искусства.

Зарождение и развитие стиля модерн в архитектуре Риги

В конце XIX века старый ганзейский город и морской порт Рига был важнейшим промышленным узлом Российской империи. Это был период быстрого экономического, промышленного и демографического развития. В период между 1897 и 1913 годами население города выросло на 88% до 530 000 человек в 1914 году. К тому времени Рига стала пятым по величине городом Российской империи и третьим в Балтийском регионе. Это был самый высокий темп роста города, который столица Латвии до сих пор больше не переживала.

Уже в середине 19 века город начал расширяться за пределы своего средневекового ядра, окруженного укреплениями. Они были снесены, начиная с 1856 года, и заменены поясом бульваров и садов, окружающих старый город Риги. Новая часть города была разработана по схеме сетки и по строгим правилам строения (например, в отношении того, что ни один дом не может быть выше шести этажей или 21,3 метра).

В период между 1910 и 1913 годами в Риге ежегодно строилось от 300 до 500 новых зданий, большинство из них были выполнены в стиле модерн и располагались за пределами старого города. Тем не менее ряд зданий в стиле модерн были построены в старом городе, а также несколько домов для знатных семей были возведены в пригороде Межапаркса. На самом деле, самое первое здание в стиле модерн, которое было возведено в Риге (по проекту архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Щервинского), находится на улице Аудею 7 в средневековой части города.

Владельцы, строители и архитекторы этих домов происходили из разных этнических групп, однако особенно по вкусу новый стиль, богатый уличной лепниной, пришелся самим латышам. Помимо латышских архитекторов (Айженс Лаубе, Константин Пекшенс и Янис Алкснис) были также евреи (Михаил Эйзенштейн, Пол Мандельштам) и балтийские немцы (в том числе Бернхард Биленштейн, Рудольф Донберг и Артур Модлингер), которые в это время работали в Риге.


Фото:

Этот период характеризуется как время развивающейся латышской национальной идентичности, что привело к поиску своего стиля тех архитекторов, которые считали себя этническими латышами. Независимо от этнической принадлежности, большинство мастеров, создающих архитектуру в стиле ар-нуво в Риге, были местными жителями, хотя стилистика развивалась под влиянием иностранной архитектуры - в основном Германии, Австрии и Финляндии. В результате архитектурный лепной модерн стал визитной карточкой классической латышской архитектуры и скульптуры. Значительным событием стало открытие в 1869 году факультета архитектуры Рижского политехнического института (ныне Рижский технический университет), который помог обучить поколение местных архитекторов.

Декоративные детали зданий, в виде великолепного лепного декора, гипсовых скульптур , витражей и майоликовых печей были частично импортированы из стран Европы и частично сделаны местными мастерами в Риге. В связи с этим компании декоративного искусства Риги активно развивались. В результате лепные и скульптурные декоративные элементы из рижских мастерских были экспортированы (в пределах Российской империи), например, Таллинн и Санкт-Петербург. Сегодня архитектура в стиле ар-нуво составляет примерно одну треть всех зданий в центре Риги.

Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Югендстиль в Риге развивался очень быстро, пользовался популярностью и порой прослеживался во всех зданиях одной улицы или бульвара, создавая великолепную архитектурную картину города. Его развитие было обусловлено стремлением создать индивидуалистический стиль, менее зависимый от очевидных исторических ссылок. Латышские архитекторы руководствовались желанием выразить местные черты и традиции и двигаться к рациональной архитектуре, основанной на «честном» использовании материалов и орнаментов что не отрицает структурной компоновки здания.

Стилистически рижская архитектура в стиле модерн часто делится на четыре основные категории:

  • эклектическая или декоративная;
  • перпендикулярная или вертикальная;
  • национальная романтическая;
  • неоклассическая.

Эклектическое искусство в стиле модерн

Самые ранние здания в стиле модерн в Риге были построены именно в такой стилистике. Начиная с чисто декоративного изменения от эклектики, здания этого типа переняли в первую очередь декоративные черты ар-нуво, не изменив при этом архитектурную концепцию. Эклектичный модерн по-прежнему демонстрирует ритмичные фасады и роскошное украшение, присущие более ранним стилям. В этой ранней форме модерна иностранное влияние было довольно сильным, особенно влияние современного немецкого символизма.

Пожалуй, самые известные здания в этом стиле в Риге — ряд домов по улице Альберта (улица Альберта), многие, из которых выполнены по дизайну Михаила Эйзенштейна. Хотя они являются главной достопримечательностью латвийской столицы, их нельзя считать репрезентативными для подавляющего большинства стиля модерн в Риге. Экстерьер этих домов богато украшен гипсовым лепным декором, который многие ценители называют оригинальным и даже странным.


Фото:

Перпендикулярный стиль ар-нуво>

Эклектика в конечном итоге уступила место более рациональному стилю в области модерна в Риге. Эта новая стилистика характеризуется выраженными вертикальными композициями фасадов и геометрическими орнаментами, интегрированными в общую архитектурную картину. Архитектурная концепция зданий также претерпела существенные изменения. Теперь фасад зданий отражает интерьерную концепцию строения, в то время как ранее экстерьер не имел рациональной связи со структурной планировкой. Самыми знаменитыми зданиями в Риге, возведенными в этом стиле, являются несколько универмагов, которые местные жители называют также Warenhausstil на немецком языке.

Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Латвийское национальное пробуждение, начавшееся в 19 веке, инициировало процесс сознательного формирования конкретной латышской идентичности, как в политическом, так и в культурном плане. Это в унисон с политическими событиями (особенно революцией 1905 года) привело к более сильному желанию выразить специфическую латышскую идентичность также через искусство и архитектуру в начале 20-го века.

Национальный романтический стиль иногда считается совершенно уникальным архитектурным стилем, но в латышском контексте часто описывается как вариант модерна. Он был относительно недолговечным и процветал между 1905 и 1911 годами. Некоторое влияние на его формирование оказала финская архитектура, но поскольку идея заключалась в разработке конкретной латышской формы архитектурного искусства, многие ее аспекты характерны исключительно для работ латышских архитекторов и скульпторов.

Это стиль, характеризуется сдержанным декором, вдохновленным местным народным искусством, монументальными объемами и использованием натуральных строительных материалов.

Нео-классическое искусство в стиле модерн

Последним этапом развития архитектуры в стиле ар-нуво в Риге — так называемый неоклассический модерн. Опираясь на язык классической архитектуры, который был пышно представлен в Российской империи в XIX веке (но не распространен в Риге), этот довольно монументальный вариант модерна использовался при возведении нескольких новых банковских зданий.

Лепнина фасадов зданий рижского модерна стала визитной карточкой национальной гордости латышей – собственного архитектурного стиля ар-нуво. Несмотря на непростой климат прибалтийских стран, латышская гипсовая лепнина, используемая для украшения фасадов зданий, дошла до наших дней практически не поврежденной и неизменной. Это подтверждает великолепное качество уникальных гипсовых составов местных мастеров.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...