Югендстиль в архитектуре. Югендстиль в Риге – уникальные лепные улицы столицы Латвии

Андреас Лехне

В 1895 году торговец из Гамбурга, знаток восточного искусства Самуэль Бинг открыл в Париже художественный салон, названный «Ар нуво». Среди выставленных в нем работ были произведения Хенри ванн де Велде, Луиса Комфорта Тиффани, Феликса Валлотона и Константена Менье.

Они вызвали благожелательные отзывы критики, и в 1897 году некоторые из них попали на международную художественную выставку в Дрездене, где образы оформления интерьера, выполненные брюссельским художником ванн де Вельде, стали настоящей сенсацией. На автора со всех сторон посыпались заказы, и он выступил родоначальником югендстиля - немецкого ар нуво.

Югендстиль в Мюнхене

Колыбелью югендстиля, откуда он распространился по всей Германии, был Мюнхен. Этот сравнительно небольшой город благодаря честолюбивой политике Веттельбахов - правителей Баварии - превратился в один из ведущих художественных центров Германии. В 1893 году мюнхенская публика открыла для себя голландского живописца и рисовальщика Яна Тооропа (1858-1928), который продемонстрировал свою приверженность новому стилю, изображая яванских девушек с извивающимися как змеи волосами.

Одним из выдающихся представителей нового направления был Герман Обрист (1863-1927). В 1894 году этот неутомимый путешественник, знакомый со всеми течениями художественного авангарда, перебрался вместе со своей мастерской из Флоренции в Мюнхен. Его настенное панно, получившее название «Удар бича», - изысканнейший образец немецкого «флорализма». Великолепное переплетение стежкой на этой работе напоминает клетки живого организма.

По своему стилю оно чем-то схоже со знаменитой (к сожалению, не сохранившейся) лепниной фасада, выполненной архитектором Августом Энделем для фотоателье «Эльвира» (1897-1899), которая представляла собой замечательный образец использования органических форм в декоративном искусстве. Оба мастера как бы бросали вызов природе.
Художник из Мюнхена Рихард Римершмид (1868-1957), произвел настоящую революцию в области оформления интерьера, соединив югендстиль с местными традициями. В 1900 году его «Кабинет любителя искусств» экспонировался на всемирной выставке в Париже. Ему также принадлежит оформление театра, для которого характерны изящные, струящиеся линии, указывающие на зрелый, уравновешенный стиль, пока еще чуждый геометризму. Римершмид был один из организаторов «Объединенных мастерских искусств и ремесел», целью которых было поднять уровень художественного оформления предметов повседневного спроса и которые в отличие от «Британского общества искусств и ремесел» в полной мере использовали возможности массового производства.

Роль Мюнхена в художественной жизни Германии была связана еще и с такими периодическими изданиями, как «Pan» и особенно «Jugend» - популярный журнал, давший название немецкому модерну.

Благодаря Отто Экману совершено преобразилось и оформление книг. В его работах растительные мотивы в сочетании с зооморфными и абстрактными претерпевают бесконечные метаморфозы: вода переходит в растения, растения - в лебедей или змей, которые в свою очередь принимают антропоморфные черты. Буквы переплетаются, словно лианы, превращаются в языки пламени или колышущиеся струйки дыма.

Новизна подхода, сатира и юмор, характерные для этих иллюстрированных (иногда даже цветными иллюстрациями) изданий, способствовали быстрому распространению идей югендстиля. На страницах «Simplizissimus» художники Гульбрансов, Арнольд, Тени, Пауль помещали едкие карикатуры и юмористические рисунки, среди которых выделялось стилизованное изображение забавной таксы, выполненное Теодором Хейне.

Югенстиль в Берлине

В начале XX века Берлин был не только большим современным городом, но и центром культурной жизни страны, и поэтому его не могли миновать новые течения. В 1898 году художественный авангард окончательно противопоставил себя устаревшей культурной политике императорского двора. Но из-за отсутствия настоящей поддержки даже ведущие мастера были вынуждены довольствоваться случайными заказами. Ван де Велде создавал интерьеры магазинов. Август Эндель, не имевший столь богатых клиентов, занялся убранством зрительного зала Национального театра, создавая мир странных, фантастических форм, навеянных живой природой и чем-то напоминавших его работу для фотоателье «Эльвира». Все, включая униформу билетерш, было выдержано в единой цветовой гамме. Правда, оформление больших магазинов, выполненное Бернхардом Зерингом и Альфредом Месселем, еще не было свободно от влияния старых стилей. Но некоторые черты дизайна - открытая конструкция витрин, обилие стелка, в котором отражаясь, дробятся объемы фасада, - уже предвещали рождение новой архитектуры.

В Берлине появились и другие сооружения, демонстрирующие собой монументальные и эклектичные варианты югендстиля: среди них, пожалуй, самым интересным является здание суда (1896-1905) на Литтенштрассе, в котором поражает контраст между массивностью сооружения и изяществом лестниц.

Венский Сецессион

В отличие от Германии Австро-Венгерская монархия (начиная с 1897 года Венгрия вошла в ее состав) была многонациональным государством с централизованной властью, сосредоточенной в столице - Вене.
Здесь ар нуво нашло приверженца в лице Отто Вагнера (1841-1918), профессора венской Академии художеств и страстного поборника архитектуры, отказавшейся от следования определенному историческому стилю и приближавшейся к требованиям новой эпохи. «Красиво лишь то, что полезно», - внушал он своим студентам.
Выполняя полученный в 1894 году заказ на оформление станции венского метрополитена, Вагнер сначала увлекся графической красотой «флорализма», но вскоре перешл к более сдержанной, функциональной манере. Он выложил фасад своего «Дома майолики» фаянсовой плиткой, облегчавшей уход за зданием и в то же время делавшей его более долговечным, намеренно сведя все оформление к наружному декору. В возведенных по его проекту жилых кварталах на Линке Винцайле преобладают геометрические формы и влияние модерна совершенно отсутствует.

Создание в 1897 году группой художников авангардистов объединения «венский Сецессион» положило начало австрийскому модерну. «Чтобы это недавно зажженное пламя было видно всем, оно нуждается в соответствующем обрамлении, в достойном очаге», - писал один из критиков того времени. Такой «очаг» был создан самым талантливым учеником Вагнера Йозефом Марией Ольбрихом (1867-1908), построившим «Дом Сецессиона» (1898-1899). Это здание напоминает классический храм, но, увенчанное воздушным куполом из золотых листьев, оно стало символом отказа от условности традиционной архитектуры.

Фасад "Дома майолики" в Вене, архитектор Отто Вагнер (1898)

1898 году объединение стало выпускать собственный журнал «Ver Sacrum» и устраивать в «Доме Сецессиона» пользовавшиеся большим успехом выставки, на которых были представлены все виды искусства. Для одной из них, посвященной Бетховену в 1902 году, глава «сецессионистов» художник Густав Климт (1862-1918) под впечатлением Девятой симфонии в исполнении оркестра под управлением Густава Малера создал росписи.

На той же выставке другой член «венского Сецессиона», тоже ученик Отто Вагнера, Йозеф Хофман (1870-1956), представил абстрактную скульптуру подчеркнуто геометрических очертаний, которая, хоть и осталась практически незамеченной, все-таки явилась определенной вехой в истории венского модерна. Времена орнаменталистики подходили к концу. С легкой руки Хофмана (а также благодаря сильному шотландскому влиянию) геометрические формы неожиданно взяли вверх. Орнаментика использовалась все меньше, приоритет отдавался выявления природной красоты материалов.

В полную меру талант Хофмана проявился в архитектуре здания, построенного им в Брюсселе в 1905-1911 годах по заказу бельгийского финансиста Адольфа Стокле. Настоящее произведение искусства в духе Орта, дворец Стокле, несмотря на несколько чрезмерную роскошь, отличает торжество строгих, лишенных декоративности форм, красота которых подчеркнута природными свойствами материалов и мастерство их обработки.
Адольф Лоос (1870-1933) в серии блестящих статей подверг критике югендстиль как направление, противоречащее самим принципам современной цивилизации (правда, под словом «современной» он имел в виду нечто вроде «стерильной»). Выступая против декоративности в архитектуре, он, по сути дела, пропагандировал интернациональный урбанистический стиль.

В противоположность этим космополитическим тенденциям венской архитектуры в других частях Австро-Венгрии, стремясь создать истинно национальную архитектуру, часто использовались фольклорные мотивы. Эти противоречивые тенденции нашли свое выражение в творчестве многочисленных учеников Отто Вагнера, работавших в период между двумя мировыми войнами. Но наиболее полно они проявились в творчестве словенского архитектора Йоже Плечника, прозванного «славянским Гауди», которому удалось соединить функционализм, новаторство формы и фольклор.

Дармтадт - строгость форм

Известный покровитель нового искусства, великий герцог Гессе-Дармштадта Людвиг IV (1868-1937) заказал двум английским архитекторам, Бейли-Скотту и Эшби, оформление личных покоев в своем дворце. Желая оказать покровительство развития искусств и ремесел, он решил пригласить в Дармштадт ведущих художников того времени и предоставить им возможность работать, не зная материальных забот и пользуясь полной свободой. Так, в 1899 году в Матильденхеэ возникла Дармштадская колония художников, стремившаяся воплотить основной принцип югендстиля: синтез искусства и жизни. Один из членов колонии, молодой венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих, создал «Дом труда» или, как его еще называют, «Храм», посвященный культуре творчества. Он же спроектировал жилье для всех художников, входящих в группу, за исключением Петера Беренса (1868-1940) из Гамбурга, который построил свой собственный дом, привлекавший к себе всеобщее внимание почти кристаллической четкостью и простотой прямых линий, контрастировавших с декоративностью построек Ольбриха. Это здание ознаменовало вступление югендстиля в его второй период, когда архитектурная форма освобождается от всего лишнего. В Вене, да и в других городах к югендстилю стали относиться просто как к моде и подвергали критике всякое обращение к нему в коммерческих и промышленных целях.

Архитектура в стиле модерн (югендстиль, ар-нуво) в Риге составляет примерно одну треть всех зданий в центре, что делает столицу Латвии городом с самой высокой концентрацией архитектуры в стиле модерн в любой точке мира. Построенные в период быстрого экономического роста, большинство зданий в стиле модерн Риги относятся к периоду между 1904 и 1914 годами. Стиль чаще всего представлен в многоэтажных многоквартирных домах. Отличительная особенность рижского югендстиля – уникальная экстерьерная лепнина, превращающая целые улицы Риги в музей лепного искусства.

Зарождение и развитие стиля модерн в архитектуре Риги

В конце XIX века старый ганзейский город и морской порт Рига был важнейшим промышленным узлом Российской империи. Это был период быстрого экономического, промышленного и демографического развития. В период между 1897 и 1913 годами население города выросло на 88% до 530 000 человек в 1914 году. К тому времени Рига стала пятым по величине городом Российской империи и третьим в Балтийском регионе. Это был самый высокий темп роста города, который столица Латвии до сих пор больше не переживала.

Уже в середине 19 века город начал расширяться за пределы своего средневекового ядра, окруженного укреплениями. Они были снесены, начиная с 1856 года, и заменены поясом бульваров и садов, окружающих старый город Риги. Новая часть города была разработана по схеме сетки и по строгим правилам строения (например, в отношении того, что ни один дом не может быть выше шести этажей или 21,3 метра).

В период между 1910 и 1913 годами в Риге ежегодно строилось от 300 до 500 новых зданий, большинство из них были выполнены в стиле модерн и располагались за пределами старого города. Тем не менее ряд зданий в стиле модерн были построены в старом городе, а также несколько домов для знатных семей были возведены в пригороде Межапаркса. На самом деле, самое первое здание в стиле модерн, которое было возведено в Риге (по проекту архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Щервинского), находится на улице Аудею 7 в средневековой части города.

Владельцы, строители и архитекторы этих домов происходили из разных этнических групп, однако особенно по вкусу новый стиль, богатый уличной лепниной, пришелся самим латышам. Помимо латышских архитекторов (Айженс Лаубе, Константин Пекшенс и Янис Алкснис) были также евреи (Михаил Эйзенштейн, Пол Мандельштам) и балтийские немцы (в том числе Бернхард Биленштейн, Рудольф Донберг и Артур Модлингер), которые в это время работали в Риге.


Фото:

Этот период характеризуется как время развивающейся латышской национальной идентичности, что привело к поиску своего стиля тех архитекторов, которые считали себя этническими латышами. Независимо от этнической принадлежности, большинство мастеров, создающих архитектуру в стиле ар-нуво в Риге, были местными жителями, хотя стилистика развивалась под влиянием иностранной архитектуры - в основном Германии, Австрии и Финляндии. В результате архитектурный лепной модерн стал визитной карточкой классической латышской архитектуры и скульптуры. Значительным событием стало открытие в 1869 году факультета архитектуры Рижского политехнического института (ныне Рижский технический университет), который помог обучить поколение местных архитекторов.

Декоративные детали зданий, в виде великолепного лепного декора, гипсовых скульптур , витражей и майоликовых печей были частично импортированы из стран Европы и частично сделаны местными мастерами в Риге. В связи с этим компании декоративного искусства Риги активно развивались. В результате лепные и скульптурные декоративные элементы из рижских мастерских были экспортированы (в пределах Российской империи), например, Таллинн и Санкт-Петербург. Сегодня архитектура в стиле ар-нуво составляет примерно одну треть всех зданий в центре Риги.

Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Югендстиль в Риге развивался очень быстро, пользовался популярностью и порой прослеживался во всех зданиях одной улицы или бульвара, создавая великолепную архитектурную картину города. Его развитие было обусловлено стремлением создать индивидуалистический стиль, менее зависимый от очевидных исторических ссылок. Латышские архитекторы руководствовались желанием выразить местные черты и традиции и двигаться к рациональной архитектуре, основанной на «честном» использовании материалов и орнаментов что не отрицает структурной компоновки здания.

Стилистически рижская архитектура в стиле модерн часто делится на четыре основные категории:

  • эклектическая или декоративная;
  • перпендикулярная или вертикальная;
  • национальная романтическая;
  • неоклассическая.

Эклектическое искусство в стиле модерн

Самые ранние здания в стиле модерн в Риге были построены именно в такой стилистике. Начиная с чисто декоративного изменения от эклектики, здания этого типа переняли в первую очередь декоративные черты ар-нуво, не изменив при этом архитектурную концепцию. Эклектичный модерн по-прежнему демонстрирует ритмичные фасады и роскошное украшение, присущие более ранним стилям. В этой ранней форме модерна иностранное влияние было довольно сильным, особенно влияние современного немецкого символизма.

Пожалуй, самые известные здания в этом стиле в Риге — ряд домов по улице Альберта (улица Альберта), многие, из которых выполнены по дизайну Михаила Эйзенштейна. Хотя они являются главной достопримечательностью латвийской столицы, их нельзя считать репрезентативными для подавляющего большинства стиля модерн в Риге. Экстерьер этих домов богато украшен гипсовым лепным декором, который многие ценители называют оригинальным и даже странным.


Фото:

Перпендикулярный стиль ар-нуво>

Эклектика в конечном итоге уступила место более рациональному стилю в области модерна в Риге. Эта новая стилистика характеризуется выраженными вертикальными композициями фасадов и геометрическими орнаментами, интегрированными в общую архитектурную картину. Архитектурная концепция зданий также претерпела существенные изменения. Теперь фасад зданий отражает интерьерную концепцию строения, в то время как ранее экстерьер не имел рациональной связи со структурной планировкой. Самыми знаменитыми зданиями в Риге, возведенными в этом стиле, являются несколько универмагов, которые местные жители называют также Warenhausstil на немецком языке.

Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Латвийское национальное пробуждение, начавшееся в 19 веке, инициировало процесс сознательного формирования конкретной латышской идентичности, как в политическом, так и в культурном плане. Это в унисон с политическими событиями (особенно революцией 1905 года) привело к более сильному желанию выразить специфическую латышскую идентичность также через искусство и архитектуру в начале 20-го века.

Национальный романтический стиль иногда считается совершенно уникальным архитектурным стилем, но в латышском контексте часто описывается как вариант модерна. Он был относительно недолговечным и процветал между 1905 и 1911 годами. Некоторое влияние на его формирование оказала финская архитектура, но поскольку идея заключалась в разработке конкретной латышской формы архитектурного искусства, многие ее аспекты характерны исключительно для работ латышских архитекторов и скульпторов.

Это стиль, характеризуется сдержанным декором, вдохновленным местным народным искусством, монументальными объемами и использованием натуральных строительных материалов.

Нео-классическое искусство в стиле модерн

Последним этапом развития архитектуры в стиле ар-нуво в Риге — так называемый неоклассический модерн. Опираясь на язык классической архитектуры, который был пышно представлен в Российской империи в XIX веке (но не распространен в Риге), этот довольно монументальный вариант модерна использовался при возведении нескольких новых банковских зданий.

Лепнина фасадов зданий рижского модерна стала визитной карточкой национальной гордости латышей – собственного архитектурного стиля ар-нуво. Несмотря на непростой климат прибалтийских стран, латышская гипсовая лепнина, используемая для украшения фасадов зданий, дошла до наших дней практически не поврежденной и неизменной. Это подтверждает великолепное качество уникальных гипсовых составов местных мастеров.


Югендстиль или стиль модерн, или арт-нуво был популярен в Европе во второй половине 19-го - начале 20-го вв. Как архитектурный стиль, Югендстиль достаточно неоднороден - он варьируется от города к городу. Входные павильоны парижского метро, Дом Бальо авторства Гауди в Барселоне, московская гостиница “Метрополь” - все это примеры Югендстиля. Но наибольшей концентрацией архитектуры в этом стиле славится Рига - центральные рижские улицы просто усеяны зданиями с причудливыми растительными декорами, масками женщин и лепниной в виде драконов и прочих мифических существ.

Движение в стиле модерн возникло в 1890-х годах. Основным принципом этого стиля была идея о том, что искусство должно быть частью всего вокруг.


Вдохновленный природой и ее формами революционный художественный стиль начали применять в живописи, скульптуре, иллюстрациях, ювелирных изделиях, дизайне интерьера, и, прежде всего, в архитектуре. Стиль впервые появился в Англии, и вскоре распространился по всей Европе и Соединенных Штатах. Хотя этот стиль называли по разному в различных странах, в основном были приняты названия модерн, ар-нуво или югендстиль.


Здание на улице Альберта, построенное по проекту Михаил Эйзенштейна. Хотя оно очень популярно у туристов, подобная очень богато украшенная разновидность югендстиля не является типичной для Риги. Хороший пример рижской архитектуры в стиле модерн, в котором сочетаются рациональность и декор. Проект этого здания на улице Смилшу разработал Константин Пекшенс.


Популярность модерна начала падать в 1910 году, но примеры этой прекрасной архитектурной формы по-прежнему являются одними из самых популярных среди туристов по всей Европе. Брюссель, Барселона, Париж, Вена... во всех этих городах есть много известных зданий в стиле модерн. Тем не менее, в Европе есть город, в котором можно найти самую большую в мире коллекцию зданий в стиле модерн. Это Рига.


Столица Латвии была основана в 1201 году и является самым большим городом в странах Балтии. В Риге живет около одной трети населения Латвии, а центр этого прекрасного города был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Буквально переполненная модерном и примерами деревянной архитектуры XIX века, Рига привлекает все больше и больше посетителей каждый год, в основном из-за дешевых авиарейсов в Латвию из других европейских городов.


Всего в Риге можно насчитать около 800 зданий в стиле модерн. Столь впечатляющее количество является результатом экономического и демографического бума, который Рига испытала в конце XIX - начале XX века. А именно в это время на пике популярности был стиль модерн.


Расширение Риги привело к сносу старых зданий, которые окружали средневековый центр города, и строительству новых зданий, бульваров и садов. Богатые рижане использовали свои накопления, чтобы построить величественные здания, в то время как местные архитекторы переняли европейский стиль, который был популярен в то время.


В данном случае, это был стиль модерн. Большинство зданий были построены в центральной части города, а также несколько примеров модерна появились в Старом городе Риги. Почти половина зданий в стиле модерн в городе были созданы благодаря архитекторам Михаилу Эйзенштейну и Константину Пекшенсу.

Продолжая путешествие по Европе, мы публикуем .

По материалам thevintagenews.com

Рига мне больше всего запомнилась именно свой застройкой в стиле модерн. Несколько сотен зданий, никак не меньше, составляют примерно треть от всей планировки центральной части города и это смотрится действительно прекрасно. И именно благодаря этому, исторический центр города Риги внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Югендстиль (Jugendstil в Германии, Art Noveau во Франции, modernismo в Испании, Sezessionsstil в Австрии, Stile Liberty или Stile Floreale в Италии) в Европе появился на рубеже 19 и 20 веков и свое победное шествие продолжил вплоть до Первой мировой войны.

Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах, главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом, это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий или полей, витражей. Однако важен для стиля не только парадный фасад, а общий образ, поэтому «архитектура югендстиля» означает и интерьер, форму столовых приборов и даже гардероб обитателей. Последнее вы можете увидеть воочию, будучи в Риге и посетив музей Югендстиля , который находится в квартире, где до 1907 года жил и работал великий латвийский архитектор Константин Пекшен.

Наружность дома подкреплена и внутренним декором. Здание музея было построено в 1900 году как частный дом К. Пекшена. В музее восстановили аутентичный интерьер 1903 года.

Я находился в Риге всего 2 дня и понятно, что весь модерн города не посмотреть за такой срок и пусть эта карта будет тому подтверждение, на ней обозначены все здания в стиле модерн в центре города.

Поэтому если у вас будет такой же небольшой срок нахождения в Риге, рекомендую целенаправленно направляться к улице Альберта - жемчужине югендстиля. Памятниками архитектуры здесь признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна.

Многое реставрируется...

А многое нет.

Одно из самых выразительных зданий, выполненных в стиле эклетично-декоративного модерна, с насыщенной декоративной отделкой фасадов. Считается первым зданием инженера-архитектора Эйзенштейна на этой улице. Строительство практически было закончено в 1903 году, тем не менее дом начал функционировать как доходный лишь с 1908 года. Совсем недавно, в начале 2010 года, была завершена реставрация здания. Здание отличает нарядный, богато и симметрично декорированный эркер, пилястры увенчаны женскими маскеронами, аллюзивно отсылающими к мотивам египетской мифологии; разговорное название для этого дома — «саркофаг».

Самая роскошная часть здания - центральный резалит, который ассоциируется с древом, в верхней части которого расположена голова льва - символ силы и могущества.

Тоже очень живописное здание расположилось на улице Альберта под номером 13. Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.

Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания.

Вторая по значимости модерн-улиц города является улица Элизабетес, находящаяся в этом же районе города. особенно я бы выделил дом под номером 10b, построенное Эйзенштейном в 1903 году.

Особенно выделяется венчающая фасад композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур.

Другие детали других домов.

Архитектор этого дома - Рудольф Цирковиц, 1903 год.

Фигура женщины с лирой в руках символизирует искусство и красоту.

Просто для контраста выложу фото рядом стоящего дома - постройки скорее всего уже советского прошлого Риги. Представьте сами насколько убого может выглядеть такая архитектура на фоне застройки модерна...

Но вернёмся к прекрасному. Название для этого дома само прыгает на язык - пчелиный. Архитектор - Константин Пекшен, 1909 год.

В декоративной отделке использован мотив пчёл - символ трудолюбия и усердия.

А тут полным ходом идёт реставрация. Архитектор - Рудольф Цирквиц, 1899-1900 год.

Торгово-жилой дом на улице Калею, 23. Архитектор Мандельштам, 1903 год. декор здание имеет гармоничные геометрические формы. Их удачно дополняет стилизованный орнамент листвы дерева на портале и мотив солнца.

Югендстиль не обязательно должен быть "кричащим", он может быть просто приятной выделяющейся формы и цвета.

Нельзя не упомянуть и"Кошкин дом" - здание в центральной части Старого города Риги, построенное в 1909 году архитектором Фридрихом Шеффелем в стиле позднего рационального модерна. В настоящий момент является одной из самых «легендарных» построек в Старом городе.

Фигуры кошек на башенках овеяны легендами и придают дому характерное для зданий модерна настроение.

В начале XX столетия Рига стала местом применения фантазии местных архитекторов, работавших в югендстиле, ставшем популярным в Германии в 1890-х годах и нашедшее широкое распространение на рижский улицах. Новые здания строились в историческом центре, который стал формироваться на излете XX века после ликвидации сооружений городской фортификации.

Стиль под разными названиями возник в европейских странах примерно в одно время. Наиболее употребимыми по отношению у нему стали термины "модерн", означающий "современный" и "Ар Нуво" - новое искусство (от французского l"art nouveau). Иногда стиль называли по имени талантливых архитекторов, например, во Франции "стиль Гимара" по дизайнеру входов парижского метро. В лексиконе были и "стиль линий", "цветочный стиль" , "стиль волн", "вермишель", "угорь" и прочее. В России прижился термин "модерн".

Население в Европе в результате подъема экономики увеличивалось. Так в Риге с 1897 до 1913 года оно выросло на 88%. Мэром в то время был англичанин Джордж Армитстед, который и ввел запрет на типовую застройку.

В Риге выстроено около 800 зданий в узнаваемых формах. ЮНЕСКО по достоинству оценило значимость сооружений, внеся исторический центр со сосредоточием домов, выполненных с этом стиле, в Список мирового культурного наследия.

Каждое творение архитекторы старались сделать не только красивыми, но и совершенно неповторимым. Здание гостиницы Neiburgs с щедрым декором является одним из таких образцов.

Сооружение возведено в 1903 году по проекту местного архитектора Вильгельма Бокслафа (Vilhelms Bokslafs, 1858-1945 гг.), работавшего с стиле эклектики и модерна. В латвийской столице он построили несколько примечательных домов, среди которых здания для офисов и жилых помещений Большой Гильдии и коммерческой школы при Рижской бирже.

Энтузиасты Ар Нуво призывали отказаться от прямых линий и углов, заменив их плавными, изогнутыми линиями.

Стиль отличает растительный и животный орнамент волнистых форм. Источником идей для мастеров стала природа. Очень популярным был бутон, как символ рождения новой жизни. Особенно вдохновляли зодчих орхидеи, ирисы, лилии и кувшинки.

Внимательному зрителю сериала "Семнадцать мгновений весны" это строение покажется знакомым. В окне справа стоял тот самый цветок, который должен был остановить пастора Шлага, сигнализируя, что явка провалена.

Важной особенностью стиля является объединение в единое художественное целое всех элементов архитектурного объекта и внутреннего убранства. Впервые об идеях эстетического синтеза заговорил английский ремесленник, художник и поэт Уильям Моррис (1834-1896 гг.). А действовать в этом направлении он начал со своего собственного дома. Призвав на помощь друзей-единомышленников, автор стал превращать жилище в гармоничную среду, где царят красота и доброта. Место, где искусство облагораживает человеческую жизнь.

Бельгийский модернист Генри Ван де Вельде пошел еще дальше. Для своего особняка "Блуменверф" он разработал буквально все элементы, включая столовые приборы, дверные ручки и даже эскизы одежды для членов его семьи.

В Риге творили свои мастера и стремились удивить как профессионалов, так и обычных жителей.

Интересен еще один элемент в декорировании фасадов домов - маскарон . Это изображение головы человека или животного, дополненное растительным орнаментом. Такое скульптурное украшение можно увидеть над оконным и дверным проемами, в замке арки.

Наиболее ярко югендстиль представлен на улицах Элизабетс, Альберта, Антонияс и Стрелниеку. На открытке начала прошлого столетия можно видеть, как выглядела улица Альберта в оригинальной застройке.

Основные шедевры находятся на улице Элизабетс . В начале XX века в Риге творил выдающийся архитектор Михаил Осипович Эйзенштейн (1867-1920 гг.). За первые 20 лет того столетия по его проектам было построено, по разным данным, от 15 до 53 зданий. Дом 10.Б , сооруженный в 1903 году, считается визитной карточкой автора. Особенно эффектно смотрится композиция из масок, скульптурных голов, хвостов павлинов и геометрических фигур на верхней части фасада.

Размер лиц достигают 4,3 метров в высоту. Ранее на доме были еще железные водосточные трубы в виде обнаженных женских фигур с золотыми кольцами в руках. Они были размещены под прямым углом к зданию. Про них упоминал в своих мемуарах сын архитектора, знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн. Но в советский период такой вольный декор не устроил партийных функционеров из департамента культуры. И фигуры были ликвидированы.

Еще два дома Эйзенштейна под номерами 10.А и 33 на той же улице.

В Риге есть музей югендстиля, расположенный, разумеется, в доме, выполненном в этом стиле. Здание было построено в 1903 году одним из крупнейших латышских архитекторов Константином Пекшеным (1859-1928 гг.). В интерьере воссоздана обстановка жилища горожанина начала XX столетия.

Больше информации о Риге на нашем сайте можно узнать в других обзорах:



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...