Кто может не писать впр. Наиболее часто задаваемые вопросы по всероссийским проверочным работам

Большой привет родителям маленьких школьников! Ваш ребенок учится в четвертом классе? Значит уже совсем скоро вам придется столкнуться с таким «школьным явлением» как ВПР. И лучше бы узнать, что это такое, до того как это случится. Для родителей первоклашек, второклашек и третьеклассников информация также будет полезна. Ведь у вас все это впереди.

Итак, начинаем разбираться, что такое ВПР?

План урока:

Что за «зверь» ВПР?

Да никакой не зверь) А простая Всероссийская проверочная работа. Именно так расшифровывается эта аббревиатура.

Согласитесь, звучит гордо! И немного волнительно… И еще немного страшно… Годовая контрольная и то как-то проще будет. А все почему? А все потому, что контрольная для нас, родителей, понятие знакомое. А вот ВПР – это что-то новое и неизвестное.

Но сейчас мы рассмотрим это явление подробнее и уже не будет так неуютно.

Итак, в первый раз ВПР школьники пишут в конце 4 класса. В мае месяце. То есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать, и в 6-м и в 7-м и так до конца школьного обучения.

Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из предметов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний учеников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки детей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.

По результатам можно сделать выводы о том, нужна ли определенному учебному заведению помощь. Например, в виде дополнительных курсов повышения квалификации для педагогов.

Ну а ВПР в четвертом классе позволяет также понять, готовы ли детки к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям .

Особенности проведения ВПР

По сути ВПР — это как ЕГЭ. И, на мой взгляд, их можно рассматривать как многократно повторяющуюся репетицию перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе.

И это неплохо. Ведь явно, на ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.

Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.

Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.

Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.

Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.

Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:

  • что они сейчас будут писать проверочную работу;
  • говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
  • показывают листки с заданиями с двух сторон;
  • предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.

Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.

Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.

Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Например, в прошлом году ВПР по математике проводилась 17 мая.

На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Узнаем из следующей главы.

По каким предметам?

Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем предметам, а именно:

  1. русский язык;
  2. математика;
  3. окружающий мир.

Предлагаю немножко заглянуть в эти ВПР-ы и чуть-чуть выяснить, что же там будут предлагать деткам?

ВПР по русскому языку

Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть отводится 45 минут.

В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны. Вот примерный текст диктанта, который предлагался четвероклассникам в 2016 году.

И к этому диктанту предлагаются вопросы.

  1. Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
  2. Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.

На этом 1 часть заканчивается.

Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы.

Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал.

Или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Ну а большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:

  • определить и записать основную мысль текста;
  • составить его план;
  • объяснить значение того или иного слова;
  • найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
  • выписать местоимения, указать их лицо и число.

Также имеются задания направленности с представленным текстом не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения одноклассника.

ВПР по математике

Математическая работа проводится в один заход. На все отводится 45 минут. Что предлагают нашим деткам? А предлагают им выполнить 11 заданий. То есть, получается, что примерно 4 минуты на один вопросик. А вопросы могут быть разными и попроще, и посложнее.

Так как это математика, то естественно, придется решать примеры и разные задачи. Придется чертить разные геометрические фигуры, определять их площади и периметры тоже. Имеются задания на логическое и пространственное мышление.

В общем, нормальная такая математика. На бланках имеются места для ответов. А также в некоторых задачках необходимо указать не только ответ, но и показать решение, для записи которого отведено специальное поле.

ВПР по окружающему миру

Нужно сказать, что это самая интересная работа из всех, которые предлагают ученикам 4-х классов. Скажу честно, на некоторые вопросы я бы не ответила. Вот, например. Можете ли вы сказать, что означает знак, представленный на рисунке ниже?

Детям предлагается написать, какое правило этот знак подразумевает. Я бы написала «Не раздави лягушку». А правильно это или нет, даже и не знаю.

Без заданий географической направленности работа также не обходится. Как и без заданий касающихся животного мира, личной безопасности, строения тела человека.

В 2016 году был вопрос, касающийся прогноза погоды. Детям предлагалась картинка с прогнозом на несколько дней, как из «Яндекс погоды» и нужно было найти правильные утверждения в соответствии с данным прогнозом. Утверждения могут быть такими, «Самая холодная ночь ожидается в субботу» или «В ночь с субботы на воскресение будет дуть северо-восточный ветер».

Имеются вопросы-размышления. Вот, например, такой: «Как ты думаешь, почему важно уважительно относиться к традициям разных народов?» Нужно написать не менее пяти предложений. Школьники как-то справляются с этим. А вам, родители, не слабо?

Также имеется вопрос по краеведению.

В принципе, если ученик все четыре года старательно учился, а не ваньку валял на уроках, то справиться с ВПР-ом будет не сложно. Главное в этом деле спокойствие и уверенность в себе, ну и знания конечно. Ну а если со знаниями как-то не очень, то еще не поздно все исправить.

Нужно брать себя в руки и стараться, стараться, стараться. И учителя слушать внимательно, и если что-то непонятно совсем, то либо родителям объяснить, не полениться, либо к педагогу обратиться. До мая время еще есть. Можно многое наверстать. Главное этого захотеть.

Ну что ж, друзья, теперь мы знаем, что такое ВПР и уже не так страшно. Уже точно знаем, чего ждать. Предлагаю ждать отличных результатов. Ну а если получится не совсем то, чего мы ожидали, то сильно не расстраиваться. Ведь это первый такой экзамен в жизни детей. А первый блин, как известно, может быть комом.

Но все-таки будем надеяться на лучшее) И не забывайте, что ВПР по сути ни на что особо не влияет. Даже если написать работу совсем уж неважно, то ребенок все равно пойдет в 5 класс вместе со своими одноклассниками. Все-таки, при всех сходствах, это не ЕГЭ.

Ни пуха, ни пера желает вам блог «ШколаЛа»!

И я Евгения Климкович.

Не забудьте подписаться на новости блога.

И добавиться в нашу группу «ВКонтакте» , в скором времени там ожидаются очень интересные события)

Батьянов Денис на правах гостевого автора рассказывает в этом посте о том, как найти данные в одной таблице Excel и извлечь их в другую, а также открывает все секреты функции вертикального просмотра.

Использование функции СТОЛБЕЦ для указания колонки извлечения

Если таблица, в которую вы извлекаете данные при помощи ВПР, имеет ту же самую структуру, что и справочная таблица, но просто содержит меньшее количество строк, то в ВПР можно использовать функцию СТОЛБЕЦ() для автоматического расчёта номеров извлекаемых столбцов. При этом все ВПР-формулы будут одинаковыми (с поправкой на первый параметр, который меняется автоматически)! Обратите внимание, что у первого параметра координата столбца абсолютная.

Создание составного ключа через &»|»&

Если возникает необходимость искать по нескольким столбцам одновременно, то необходимо делать составной ключ для поиска. Если бы возвращаемое значение было не текстовым (как тут в случае с полем «Код»), а числовым, то для этого подошла бы более удобная формула СУММЕСЛИМН (SUMIFS) и составной ключ столбца не потребовался бы вовсе.

Это моя первая статья для Лайфхакера. Если вам понравилось, то приглашаю вас посетить мой сайт , а также с удовольствием прочту в комментариях о ваших секретах использования функции ВПР и ей подобных. Спасибо. :)

Редактор Эксель – очень мощная программа для работы с таблицами. Иногда бывает так, что приходится работать с большим объемом данных. В таких случаях используются различные инструменты поиска информации. Функция «ВПР» в Excel – одна из самых востребованных для этой цели. Рассмотрим её более внимательно.

Большинство пользователей не знают, что аббревиатура «ВПР» расшифровывается как «Вертикальный Просмотр». На английском функция называется «VLOOKUP», которая означает «Vertical LOOK UP»

Как пользоваться функцией

Для того чтобы понять, как работает этот инструмент, необходимо выполнить следующие шаги.

  1. Создайте таблицу, по которой можно будет сделать какой-нибудь поиск информации.

  1. Добавим несколько полей, которые будем использовать для демонстрации формул.

  1. В поле «Искомая фамилия» введем какую-нибудь на выбор из тех, что есть в таблице.
  2. Затем переходим на следующую ячейку и вызываем окно «Вставка функции».
  3. Выбираем категорию «Полный алфавитный перечень».
  4. Находим нужную нам функцию «ВПР». Для продолжения нажимаем на кнопку «OK».

  1. Затем нас попросят указать «Аргументы функции»:
    • В поле «Искомое выражение» указываем ссылку на ячейку, в которой мы написали нужную нам фамилию.
    • Для того чтобы заполнить поле «Таблица», достаточно просто выделить все наши данные при помощи мышки. Ссылка подставится автоматически.
    • В графе «Номер столбца» указываем номер 2, поскольку в нашем случае имя находится во второй колонке.
    • Последнее поле может принимать значения «0» или «1» («ЛОЖЬ» и «ИСТИНА»). Если укажете «0», то редактор будет искать точное совпадение по заданным критериям. Если же «1» – то во время поиска не будут учитываться полные совпадения.
  2. Для сохранения кликните на кнопку «OK».

  1. В результате этого мы получили имя «Томара». То есть, всё правильно.

Теперь нужно воспользоваться этой же формулой и для остальных полей. Простое копирование ячейки при помощи Ctrl +C и Ctrl +V не подойдёт, поскольку у нас используются относительные ссылки и каждый раз будет меняться номер столбца.

Для того чтобы всё сработало правильно, нужно сделать следующее:

  1. Кликните на ячейку с первой функцией.
  2. Перейдите в строку ввода формул.
  3. Скопируйте текст при помощи Ctrl +C .

  1. Сделайте активной следующее поле.
  2. Снова перейдите в строку ввода формул.
  3. Нажмите на горячие клавиши Ctrl +V .

Только таким способом редактор не изменит ссылки в аргументах функции.

  1. Затем меняем номер столбца на нужный. В нашем случае это 3. Нажимаем на клавишу Enter .

  1. Благодаря этому мы видим, что данные из столбца «Год рождения» определились правильно.

  1. После этого повторяем те же самые действия для последнего поля, но с корректировкой номера нужного столбца.

Принцип работы данной функции заключается в том, что Excel ищет фрагмент в указанной вами области и затем может вернуть любое значение с этой строки. От вас только требуется указать порядковый номер столбца в указанном диапазоне.

То есть нумерация начинается не с начала листа, а с начала указанной области ячеек.

Как использовать функцию «ВПР» для сравнения данных

Демонстрировать эту возможность будем при помощи двух таблиц. Представим, что у нас на втором листе появились обновлённые данные о сотрудниках. Наша задача состоит в том, чтобы узнать, что именно изменилось. Для этого нужно будет сделать следующее.

  1. Добавим второй лист с точно такой же таблицей (копировали при помощи горячих клавиш Ctrl +C и Ctrl +V ).
  2. Повысим стажеров до «Младший сотрудник». Эта информация будет отправной точкой для сравнения.

  1. Добавим ещё один столбец в нашу старую таблицу.

  1. Переходим в первую клетку нового столбца и вводим там следующую формулу.
=ВПР($B$3:$B$11;Лист2!$B$3:$E$11;4;ЛОЖЬ)

Она означает:

  • $B$3:$B$11 – для поиска используются все значения первой колонки (применяются абсолютные ссылки);
  • Лист2! – эти значения нужно искать на листе с указанным названием;
  • $B$3:$E$11 – таблица, в которой нужно искать (диапазон ячеек);
  • 4 – номер столбца в указанной области данных;
  • ЛОЖЬ – искать точные совпадения.
  1. Новая информация выведется в том месте, где мы указали формулу.
  2. Результат будет следующим.

  1. Теперь продублируйте эту формулу в остальные ячейки. Для этого нужно потянуть мышкой за правый нижний угол исходной клетки.

  1. В итоге мы увидим, что написанная нами формула работает корректно, поскольку все новые должности скопировались как положено.

Теперь мы можем без труда определить, в записях какого сотрудника произошли изменения.

Единственный минус данной функции заключается в том, что «ВПР» не может работать с несколькими условиями.

В подобных случаях приходится использовать различные дополнительные столбцы, в которых объединяют информацию с нескольких колонок. А это выглядит некрасиво и не совсем удобно.

Функция «ВПР» и выпадающие списки

Рассмотрим примеры использования этих двух инструментов одновременно. Для этого нужно выполнить следующие действия.

  1. Перейдите в ячейку, в которой происходит выбор фамилии.
  2. Откройте вкладку «Данные».
  3. Кликните на указанный инструмент и выберите пункт «Проверка данных».

  1. В новом окне в графе «Тип данных» выберите пункт «Список».

  1. После этого появится новое поле «Источник». Кликните туда.
  2. Затем выделите первый столбец. Ссылка на ячейки подставится автоматически.
  3. Для продолжения нажмите на «OK».

  1. Благодаря этому у вас появится список всех фамилий, которые находятся в базе. Выберите что-нибудь из предложенного.

  1. Вы увидите, что данные автоматически изменились. При этом всё подставится согласно выбранной фамилии.

Сводные таблицы такой возможностью похвастаться не могут. Функция «ВПР» – очень мощный инструмент для поиска любой информации.

Ошибки #Н/Д

С подобной проблемой сталкиваются многие пользователи, которые только начинают пользоваться этой функцией. Как правило, ошибка «#Н/Д» возникает в следующих случаях:

  • вы включили точный поиск (последний параметр 0/ЛОЖЬ), а это значение в таблице отсутствует;
  • вы включили неточный поиск (последний параметр 1/ИСТИНА), но при этом данные не отсортированы по возрастанию (если используется приблизительный поиск, то разработчики Microsoft рекомендуют использовать упорядоченные данные);
  • аргументы функции имеют различный формат (например, что-то в текстовом виде, а остальное – в числовом);
  • в формуле присутствуют опечатки или лишние символы (пробелы, непечатаемые знаки, переносы и так далее).

Отличие от функции «ГПР»

Данный инструмент практически точно такой же, только ищет по горизонтали. Более подробно о нем можно узнать на официальном сайте Microsoft.

Заключение

В данной статье мы пошагово рассмотрели, как пользоваться функцией «ВПР» в редакторе Excel. Кроме этого, было показано несколько примеров. Данная инструкция ориентирована на новичков (чайников).

Если у вас что-то не получается, возможно, вы неправильно указываете аргументы функции. Например, неправильный номер столбца или неверный диапазон ячеек. Попробуйте повторить описанные выше действия заново, но на этот раз более внимательно. И у вас всё получится.

Видеоинструкция

Для тех, кому пошаговая инструкция не помогла, мы приготовили специальное видео, в котором всё рассказывается еще более детально с дополнительными замечаниями. Возможно, так вам будет проще разобраться.

В интернете продолжается сбор подписей за отмену пяти Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11-классников. Петиций несколько, одну из них подписали уже десятки тысяч человек. На школьных подростковых форумах бурно обсуждают очередные нововведения, родители и учителя волнуются – считают, что теперь много времени придется потратить на подготовку к ВПР – чтобы вспомнить за пару месяцев до госэкзаменов те предметы, которые в будущем не пригодятся по выбранной специальности (и по которым не нужно сдавать ЕГЭ).

В Рособрнадзоре пока рекомендуют не учитывать результаты Всероссийских проверочных работ при выставлении оценок в аттестат и уверяют, что поводов для опасений нет. Обо всем этом подробнее – в интервью заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева обозревателю МИА "Россия сегодня" Анастасии Мельниковой.

– Зачем в школах вводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) по пяти неосновным предметам?

– Зачем мы вводим ВПР? Зачем хотим, чтобы работу по химии или биологии написали все выпускники школы, в том числе считающие себя гуманитариями? Отнюдь не для того, чтоб усложнить им жизнь. Сделано это для того, чтобы увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь не показателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься. Их результат - это не только результат работы школы, учителя. ВПР тут будет более точным индикатором и "тревожным звоночком", если в школе, регионе, муниципалитете есть проблемы с преподаванием отдельных предметов.

Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение.

Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки. А федеральные и региональные органы образования, да и сами директора школ, и, что немаловажно, родители могут увидеть реальную картину - чему смогли или не смогли в их школе научить.

– Сообщалось, что для выпускников это станет "неким механизмом, направленным против "натаскивания к ЕГЭ", но ведь ЕГЭ-то остается, только теперь прибавляются еще и контрольные. Ученики, будущие выпускники, их родители и учителя – в переживаниях…

– Не надо страхов и ажиотажа, переживать незачем. Речь идет всего лишь о контрольных работах по итогам изучения соответствующего предмета. Такие контрольные работы проводились и проводятся школами по всем предметам, это совершенно естественная часть образовательного процесса.

ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним (ВПР) не нужно как-то специально готовиться – просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат.

– Решение об участии принимает школа. Если такое решение принято, то дальше директор должен выпустить распоряжение, на основании которого определяется, кто и как участвует в контрольной работе.

– А если школа пишет контрольные, но кто-то из 11-классников отказывается (раз это дело добровольное). Например, хочет сосредоточиться только на подготовке к тем предметам, по которым будет сдавать ЕГЭ – такой вариант возможен?

– Права и обязанности всех участников образовательного процесса определены законом "Об образовании в Российской Федерации".

В законе есть описание полномочий школы по организации различных форм аттестации. Если учитель в классе объявляет, что в такой-то день состоится контрольная работа, то ученики ведь не принимаются оспаривать это решение?

Если ученик собирается поступать в технический вуз, разве это означает, что он должен вообще отказаться от изучения основ истории своей страны? Или основ функционирования своего собственного организма, или элементарных законов природы? Давайте не будем превращать выпускников в "специалистов, подобных флюсу" (Козьма Прутков - ред.).

– Кто говорит об отказе от изучения? Все школьники и так изучают остальные предметы – годами. Если вы ссылаетесь на Козьму Пруткова, приведу еще одно его высказывание: "Ничего не доводи до крайности". Ну а вопрос о добровольном участии учеников в ВПР задан в связи с вашим же недавним интервью, в котором вы, цитирую, сказали буквально следующее: "Участие школ [в проведении ВПР] – добровольное. Более того, добровольно участвуют и сами ученики".

– И вам я могу повторить то же самое. В общем, ВПР – это совсем не ЕГЭ. Но там действительно проверяются наиболее значимые аспекты каждого предмета – то, что важно для дальнейшей жизни и общего развития.

– Будут ли ВПР в будущем обязательными?

– На данный момент мы говорим о ВПР 2017 года, которые проводятся по решению школы. Остальные решения могут быть приняты только после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными сообществами.

– Как будут выбираться предметы для контрольных – ведь у всех выпускников, помимо обязательных ЕГЭ, – совершенно разные госэкзамены?

– Сейчас мы говорим о режиме апробации. Будущее покажет, какая организационная форма проведения ВПР окажется наиболее эффективной.

– Какие еще проверочные работы планируется в этом учебном году проводить в других классах?

– В этом году учащиеся 4-х классов всех школ напишут Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Для 5-х классов ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии пройдут в режиме апробации, то есть на добровольной основе. В ноябре мы также провели ВПР по русскому языку для 2-х и 5-х классов, в которых приняли участие примерно четверть школ страны.

– Как участие школ в проведении ВПР отразится на их рейтингах?

– Уровень результатов никак не будет учитываться ни в каких рейтингах. Может быть в дальнейшем, при проведении школой самооценки своей работы, имеет смысл учитывать массовость участия в ВПР, поскольку результаты ВПР позволяют сделать школу прозрачной, дать больше информации о ее работе для родителей и общественности.

– Сколько школ в этом учебном году решились на проведение ВПР?

– В мае, когда мы проводили ВПР в 4-х классах, в них участвовали 37 тысяч школ, около 1,3 миллиона детей. Это подавляющее большинство школ России (примерно 9/10). С учетом того, что участие было добровольным, это впечатляющий показатель. У нас пока нет данных, сколько школ проведут ВПР в 5 и 11 классах весной, но мы надеемся, что участие будет не менее активным.

– И все-таки – в апреле 2017 года некоторые школы проведут ВПР: где-то плохо напишут контрольные по химии, где-то по физике, и что дальше? Учителей уволят? Где-то будут отличные результаты – а в этом случае что последует? Премии-поощрения?

– Никто никого не уволит. Но если директор решится провести работу объективно, то он, а также все учителя и все родители получат весьма ценную информацию, с которой дальше смогут работать.

Это совершенно естественный путь, известный школе с незапамятных времен. Ничего нового тут нет, контрольные работы проводились всегда. Особенность ВПР только в том, что школа и родители получают возможность увидеть свои показатели в сравнении со всей страной. И если ребенка чему-то не смогли научить – нужно работать с этой школой, с учителем, заниматься его переподготовкой и повышением квалификации, чтобы ученик любой школы мог получить полноценное образование.

– Зачем какие-то дополнительные экзамены или новые требования вводятся именно в 11 классе? Будущим выпускникам и так тяжело, это очень ответственный, напряженный год, который фактически оказывает влияние на всю жизнь. Зачем еще больше загружать одиннадцатиклассников? Уж чему научили – то и получится на выходе. Может, стоит все же начинать реформы в младших и средних классах, чтобы постепенно подготавливать будущих выпускников к новым реалиям?

– ВПР задают тот приемлемый уровень требований, в рамках которого дети и учителя могут, наконец, найти компромисс и не отказываться вообще от изучения "ненужного" предмета, а взять из него все самое значимое, важное с точки зрения дальнейшей жизни и общего развития. Это путь к большей честности в образовании, возможность для выпускников с полным правом говорить о получении общего среднего образования, а не специализированной подготовки по трем предметам ЕГЭ.

размещено 27.03.2017

1. Для чего проводятся ВПР?

Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Они дают возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 (или 10) класса. С другой стороны, образцы и описания ВПР позволяют еще в начале обучения в старших классах задать единые ориентиры изучения выпускниками «непрофильных» для них предметов, выделяя наиболее значимые для дальнейшей жизни вопросы курсов истории, биологии и других, составляющих основу среднего общего образования.

2. Как могут использоваться результаты ВПР?

Для обучающихся и их родителей ВПР будут полезны с точки зрения определения уровня их подготовки, выявления проблемных зон, планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Важной и интересной для родителей может оказаться информация о результатах выполнения ВПР в целом по школе, в которой учится их ребенок. Такая информация весьма актуальна, поскольку ВПР проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым для всей страны критериям, что позволяет увидеть результаты школы на фоне общей картины по стране. Однако для такого сравнения важно, чтобы полученные результаты были объективными, то есть соответствовали реальному положению дел.

Для школы ВПР может быть инструментом самодиагностики, основой для проведения регулярной методической работы.

3. Является ли ВПР для обучающихся 4 классов итоговой оценочной работой за всю начальную школу? Будут ли результаты ВПР учитываться при переходе в другой класс или из школы в школу?

ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника. Однако результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика, которое может учитываться по его желанию наряду с другими сведениями при переходе из класса в класс или из школы в школу при условии, что имеются основания считать эти результаты объективными.

4. Являются ли ВПР обязательными для участия школ в 2017 году?

Участие школы в ВПР в 4 классах является обязательным.

В 5 и 11 классах – по решению школы.

5. Если школа проводит ВПР в каких-либо классах, то обязательно ли все обучающиеся этих классов принимают в них участие?

Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы. Например, на уровне школы может быть принято решение об участии или неучастии в ВПР обучающихся с ОВЗ.

6. Обязательно ли учитывать результаты ВПР при выставлении итоговой отметки по соответствующему предмету?

Решение об использовании результатов ВПР принимается на уровне школы.

7. Будет ли обязательным для обучающихся написание ВПР в 11 классах по всем предметам, если, к примеру, обучающиеся инженерных классов по ФГОС имеют право выбора между предметами «физика» или «химия»?

Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы.

8. Сможет ли ВПР в перспективе заменить обязательный ЕГЭ по русскому языку и математике в выпускном классе?

Не сможет. ВПР в 11 классах не заменяет ЕГЭ, а является дополнительной формой оценки уровня подготовки выпускников по тем предметам, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ. Следовательно, обязательные предметы ЕГЭ в перечень предметов ВПР для 11 классов не входят.

9. В регионе есть национальные школы, в которых обучение в начальных классах ведется на родных языках. Как быть с ВПР у них? Будет ли дана возможность перевода работ на родные языки?

Перевод на национальные языки Всероссийских проверочных работ пока не планируется.

10. Планируется ли какой-то нормативный документ для проведения работы?

На портале представлены следующие документы:

      • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 02.02.2017 № 05-41 «Всероссийские проверочные работы»
      • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 "О проведении мониторинга качества образования"
      • Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30 августа 2016
      • О внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 30 августа 2016 года N 2322-05 N 3167-05 от 06.12.2016 года

  • Организация проведения ВПР

11. В каких классах проводятся ВПР?

В 2017 году ВПР проводятся в 4, 5 и 11 классах.

Выбор 4 и 5 классов обусловлен тем, что обучающиеся в этих кхласса уже с 1 классах учились по программам, соответствующим новым ФГОС.

Цели проведения ВПР в 11 классах описаны выше.

В дальнейшем планируется привлекать к участию в ВПР 6, 7 и т.д. классы.

12. По какому принципу выбирались предметы для ВПР?

На данном этапе идет отработка различных организационных и содержательных вопросов, связанных с проведением ВПР. Поэтому для их проведения выбрана часть учебных предметов с учетом имеющегося отечественного и международного опыта оценки образовательных достижений. В дальнейшем состав предметов будет расширяться.

Выбор предметов для ВПР в 11 классах обусловлен также целями их проведения в 11 классах – в перечень предметов не вошли обязательные предметы ЕГЭ.

Кроме того, отдельно рассматривается вопрос о введении в перспективе в соответствии с ФГОС обязательного ЕГЭ по иностранным языкам, поэтому иностранные языки пока не включены в перечень предметов ВПР.

13. Обучение по курсу географии заканчивается в 10-м классе. В связи с этим, возможно ли проведение ВПР по географии не в 11-м классе, а в 10-м классе?

Такая возможность предусмотрена уже в 2017 году.

14. Как планируется в будущем обеспечивать объективность результатов ВПР?

Для всех участников ВПР и тех, кто планирует так или иначе использовать их результаты, крайне важно, чтобы эти результаты были объективными. Поэтому планируется принятие ряда мер, способствующих повышению объективности результатов ВПР. В том числе:

На федеральном уровне планируется выпуск рекомендаций и рамочных требований к обеспечению объективности результатов ВПР, развитие аналитических методов мониторинга объективности результатов школ.

На уровне школы должен быть установлен порядок проведения ВПР, включающий принятие конкретных организационных мер для реализации рамочных федеральных требований и обеспечения объективности результатов ВПР.

На региональном уровне планируется осуществлять контроль соблюдения школами соответствующих мер, в том числе, путем отправки наблюдателей, а также с использованием аналитических методов мониторинга объективности результатов. Кроме того, будут задействованы предусмотренные в системе образования механизмы контроля и надзора.

15. Сколько минут отводится на выполнение контрольной работы?

Каждая работа рассчитана на 1 урок, т.е. на 45 минут.

16. Кто проводит ВПР в аудитории?

Решение принимает Регион или ОО (в апробации ВПР в декабре 2015 года организатором в аудитории был учитель, преподающий в данном классе).

17. Кто может (или должен) дополнительно присутствовать в аудитории во время проведения ВПР?

18. Определены ли какие-либо правила рассаживания детей? Один за партой или двое?

19. Могут (должны) ли дети чем-либо пользоваться во время проведения ВПР (карандаш, разноцветные ручки, словарь)?

Словарь использовать нельзя. Задания выполняются ручкой любого цвета, можно пользоваться карандашом - как привыкли в процессе обучения. Напоминаем, что работы проверяются в ОО. Также обо всех допустимых материалах указано в инструкциях к выполнению работы.

20. Запрещено ли обучающимся иметь при себе мобильный телефон?

21. Запрещено ли учителям в аудитории во время проведения ВПР иметь при себе мобильный телефон?

Иметь при себе мобильный телефон не запрещено, однако пользоваться им нельзя.

22. Какие требования предъявляются к учителям, проверяющим контрольные работы?

Окончательное решение о том, кто будет проверять работы, принимает ОО.

23. Как будет происходить оценка ответов учеников?

ОО получает критерии оценивания ответов и самостоятельно проверяет ответы учеников с помощью полученных критериев в течение 3-х дней.

24. Где доступны критерии оценивания?

Критерии оценивания ОО получает в личном кабинете, после проведения работы.

25. Обучающиеся заполняют бланки или листы с заданиями?

Ученику будет предоставлен вариант, который представляет собой лист с заданиями.

26. Как проводить ВПР образовательной организации, имеющей филиалы (структурные подразделения)?

Если головное учреждение и филиал работают под одним логином, головное учреждение формирует заявку на участие в ВПР с учетом филиала. При получении архива и пароля в день проведения ВПР определяет количество работ для головного учреждения и филиала (структурного подразделения), направляя распакованные файлы с работами по электронной почте на электронный адрес филиала (структурного подразделения). Филиал (структурное подразделение) распечатывает, проводит и проверяет работы обучающихся и направляет обработанные материалы в головное учреждение, которое заносит результаты в электронный протокол по всему учреждению и загружает на портал ВПР.

Если филиал работает под своим логином, то каждая ОО проводит ВПР и сдает отчет самостоятельно.

27. Будут ли размещены в открытом доступе демонстрационные версии ВПР?

Демонстрационные версии ВПР 2017 года размещены на сайте ВПР www.eduvpr.ru и на сайте ФИПИ http://wap.fipi.ru/vpr .

28. Будут ли задания ВПР для 11 классов ориентированы на уровни обучения: базовый и профильный?

ВПР в 11 классах проводится для обучающихся, не планирующих сдавать соответствующий предмет в ЕГЭ. Поэтому первоочередной задачей ВПР в 11 классе является обеспечение оценки базового обязательного уровня подготовки в соответствии с ФГОС и другими документами, определяющими важнейшие принципы обучения по предметам (например, историко-культурный стандарт).

Для оценки уровня подготовки в соответствии с профильным уровнем обучения целесообразно использовать ЕГЭ.

29. Каким образом будут писать ВПР по физике, химии и биологии те обучающиеся 11-ых классов, которые изучают не отдельные предметы, а интегрированный курс «Естествознание»?

ВПР базового уровня по физике, химии и биологии составлены так, чтобы они были по силам школьникам, изучающим на старшей ступени предмет «Естествознание».

30. Задания ВПР для 11 класса кажутся весьма простыми. Так ли это? Если да, то как это объяснить?

ВПР разработаны в соответствии с требованиями ФГОС и целями проведения самих ВПР. С учетом описанных выше целей проведения ВПР в 11 классах, они ориентированы на проверку наиболее значимых аспектов в каждом учебном предмете, важных с точки зрения общего развития выпускника и использования результатов обучения в дальнейшей жизни.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...