Особенности и виды социально территориальных общностей. Социально территориальные общности
Вопрос № 3 Понятие и виды социальных общностей.
Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.
Характерной особенностью социальной общности (город, деревня, трудовой коллектив, семья и т. д.) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе. Социальная общность представляет собой совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности (экономическое, социально-статусное, уровень профессиональной подготовки и образования, интересы и потребности и т.д.), общие для данной группы взаимодействующих индивидов (нации классы, социально-профессиональные группы, трудовые коллективы и т. п.); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованьям (город, деревня, регион), принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука, политика, религия, и т. д.).
Основные виды социальных общностей.
Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). В рамках данной темы подробнее рассмотрим этот вид общности.
Социально-территориальная структура общества составляет своеобразную социальную сеть, каждая ячейка которой (тот или иной тип поселения - город, деревня, поселок и проживающая в нем общность) предстает в качестве своеобразного микрокосма общества в целом. В этой сети органически взаимопереплетены две составляющие. Первая из них - город, деревня, регион и т.п., представляющая собой территориально-предметную совокупность жилищ, транспортных и иных коммуникаций, - является непосредственной пространственной средой жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Вторую составляет население определенной территориальной структуры, образующее социальную общность, которая оказывается непосредственной социальной средой формирования, развития и повседневной жизнедеятельности индивидов.
Население определенной территориально-поселенческой структуры называется поселенческой общностью. Поселенческая общность - это совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.
вся совокупность жизнедеятельности индивидов и социальных групп в определенной территориально-поселенческой структуре определяется взаимодействием многообразных факторов, можно сгруппировать по четырем типам.
1. Производственная деятельность (среда).
2. Непроизводственная среда.
3. Природная среда обитания.
4. Искусственно созданная человеком среда.
Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большинстве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:
Условия труда;
Условия непроизводственной сферы;
Искусственная среда и ее благоустроенность, уступая деревне только в одном - в благоприятности природной среды.
В связи с этим важное социальное и социокультурное значение имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации поселенческой структуры и особенностям ее функционирования - город и деревню.
Город представляет собой исторически сложившуюся социально-территориальную общность, обладающую полиструктурностью, доминированием высокоразвитой искусственной материально-вещественной среды над природной, концентрированным типом социально-пространственной организации людей, которая характеризуется разнообразием трудовой и непроизводственной деятельности населения, спецификой его состава и образа жизни.
Для города характерны:
1. Разнообразие трудовой деятельности населения - промышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.
2. Многообразие непроизводственной деятельности - образование, здравоохранение, культура, наука.
3. Социальная и профессиональная неоднородность населения: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писатели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители, милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.
4. Мощное развитие транспортных, телефонных и иных средств коммуникаций.
5. Наличие органов, исполняющих властные, управленческие и исполнительские функции - мэрия, городской совет депутатов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различные учреждения.
6. Развитие специфического городского образа жизни, для которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяйства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении, затухание соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов не только в пространственном, но и в социальном отношении. Последнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как «эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают друг друга, или «одиночество в толпе».
В отличие от города деревня как специфическая социально-территориальная общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организации людей, значительным однообразием их производственной деятельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же фунщий, ограниченностью и бедностью возможностей социокультурного развития.
Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:
1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие более низкой энерговооруженности, технической оснащенности сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими предприятиями;
2) меньшая, чем в городе степень социально-экономического развития;
3) преимущественно малая плотность населения и небольшое число жителей;
4) относительная малочисленность видов трудовой деятельности и обусловленная этим значительно большая, чем в городе, социальная и профессиональная однородность населения;
5) гораздо меньшие условия и возможности образовательного и социокультурного развития;
6) достаточно высокая стабильность населения - около 60 % сельчан Беларуси проживают в деревнях непрерывно (разумеется, при краткосрочных выездах в город) со дня рождения;
7) связанные с этим специфические особенности деревенского образа жизни: тесная связь всей жизнедеятельности с землей, наличие приусадебного хозяйства, большая слитность труда и быта, слабо развитая трудовая мобильность, более простые нормы общения между людьми, важная роль традиций, обычаев, местных авторитетов, общественного мнения и ценностных ориентации деревенских жителей.
Выяснив социальную сущность двух основных типов социально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более определенно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.
Урбанизация (от латинск. игЬапш) - процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, на все общество, в том числе в сельской местности.
Признаки урбанизации:
Возрастание доли городского населения;
Высокая плотность и степень размещения сети городов по территории страны;
Транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенческих структур;
Возрастающее разнообразие видов трудовой деятельности и досуга населения.
Кроме городских и сельских поселенческих структур и изменения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отличающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей территории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы.
Если суммировать совокупность отличительных особенностей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика социально-территориальной общности определяется:
1) историческими особенностями развития данной общности: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями, обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;
2) экономическими условиями - структурой экономики, особенностями разделения труда, профессиональным составом населения, его трудовой мобильностью и т.п.;
3) социально-политическими условиями - степенью вовлечения населения в принятие управленческих решений, особенностями и эффективностью управления и самоуправления, отношением населения к властным и управленческим структурам;
4) социокультурными условиями - наличием или отсутствием учреждений образования, культуры, науки, соответствующих отрядов интеллигенции и др.;
5)экологическими условиями - особенностями природно-ландшафтной среды, наносимым ей ущербом, эффективностью ее воспроизводства, охраны и т.п.
В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная иерархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:
1. Высшая- все население Республики Беларусь как специфическая социально-территориальная общность.
2. Областные социально-территориальные общности.
3. Районные (городские) социально-территориальные общности.
4. Поселковые и сельские социально-территориальные общности.
Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании выдвигается население страны, области, города, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят комплексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но главную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магазины и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, занятых в различных видах деятельности в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежности к единой социально-исторической общности. Народ выступает носителем многовекового коллективного опыта, социокультурных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государственности, основным создателем материальных и духовных ценностей, вершителем своей собственной судьбы.
Все явления и процессы в обществе протекают в определенном социальном пространстве. Одной из основных характеристик структурирования общества является его территориально-пространственная организация. Люди и социальные группы дифференцируются в обществе не только по их социальному статусу и социальной дистанции между этими статусами, но и по отношению к определенной территории. Для их социального положения и социального самочувствия существенное значение имеет, живут ли они
в большом или малом городе, в городе или деревне, на Западе или Юге страны. Следовательно, люди различно взаимодействуют между собой, а также с определенными видами материального и духовного производства, с явлениями культуры, образования, здравоохранения, быта в определенных социально-территориальных общностях - в городе, деревне, регионе и т.п. Вот эта структурированность повседневной жизнедеятельности людей в пределах какой-то общей им территории и фиксируется в социологическом понятии «социально-территориальная общность (или структура)».
Социально-территориальная структура общества составляет своеобразную социальную сеть, каждая ячейка которой (тот или иной тип поселения - город, деревня, поселок и проживающая в нем общность) предстает в качестве своеобразного микрокосма общества в целом. В этой сети органически взаимопереплетены две составляющие. Первая из них- город, деревня, регион и т.п., представляющая собой герриториально-предметную совокупность жилищ, транспортных и иных коммуникаций, - является непо средственной пространственной средой.жизнедеятельности индивидов и социальных групп Вторую составляет население определенной территориальной структуры, образующее социальную общность, которая оказывается непосредственной социальной средой формирования, развития и повседневной жизнедеятельности индивидов.
Население определенной территориально-поселенческой структуры называется поселенческой общностью. Поселенческая общность - это совокупность людей, которые имеют общее постоянное место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и осуществляют разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.
При этом необходимо иметь в виду, что каждая территориально-поселенческая структура отличается от простой суммы множества составляющих ее независимых или связанных друг с другом домов и проживающих в них людей. Организуясь в некое целостное образование (деревня, город), эти дома, другие сооружения, транспортные коммуникации, средства связи и т.п., а также пользующиеся всем этим люди, - предстают уже не просто как сумма независимых друг от друга частей, а в качестве своего рода самостоятельного социального организма, приобретающего свойства целостности, не сводимой к сумме составляющих ее частей.
Характерной особенностью поведения индивида по отношению к социально-территориальной общности (поселению) становится относительное, продолжающееся более или менее длительное время (а иногда и всю жизнь) закрепление за местом житель ства Закрепленность человека за поселением означает, что удовлетворение потребностей и интересов (в труде, общении, материальных и духовных благах и т.п.), а стало быть, и возможности развития его во многом обусловлены обстоятельствами его жизни в поселении. Поэтому определенная поселенческая структура выступает в качестве непосредственной среды жизнедеятельности человека. Существующая же в данном поселении совокупность условий трудовой деятельности, учебы, культуры, быта и г.п. самым прямым образом определяв! меру возможностей социально го развития индивида. В отличие от школы, университета, завода и т.п., которые правомерно назвать цокольной средой, поселенческая структура (город, деревня, регион) является целостной средой жизнедеятельности и развития человека.
Существующие в обществе различия в возможностях социального развития людей в решающей степени предопределяются различиями в условиях и возможностях соответствующих социально-территориальных общностей. Основная ось неоднородности, неодинаковости таких условий и возможностей проходит по линии сопоставления: крупный город- малый город- деревня. К тому же надо иметь в виду, что социокультурные различия между крупным и малым городом остаются подчас более существенными, чем между малым городом и деревней. Одним из прямых и очевидных подтверждений более благоприятных условий жизни в крупных городах следует считать более высокий уровень миграции в эти города
Следует отметить, что более устойчивым притоком мигрантов отличаются города так называемого многофункционального профиля, характеризующиеся более разносторонним и гармоничным развитием своей градообразующей базы, т.е. наличием не только развитого производства, но и культуры, образования, быта и т.п. В социологии принято различать градообразующую базу и градообслуживающую сферу жизнедеятельности городской поселенческой структуры. К числу градообразующих факторов относят: промышленность, транспорт, связь, учреждения науки, культуры, образования. С точки зрения социологии эта система показывает, что может город предоставить индивиду и обществу отно-
сительно наличия рабочих мест, видов приложения труда, квалификации кадров, их подготовки, культурного развития и отдыха. Градообслуживающая же сфера имеет целью обеспечить достойное и благоприятное для жизни людей обслуживание их потребностей и интересов, включая разветвленность и качество учреждений торговли, бытового обслуживания, транспорта, внутригородской и междугородней связи, наличия условий для воспитания и обучения детей и подростков (детские ясли, сады, школы, клубы и др.), для организации полноценного и культурного отдыха и духовного развития личности (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры, стадионы, бассейны и т.п.). Чем более гармонизированы градообразующие и градообслуживающие факторы, тем более многофункциональным становится город как специфическая поселенческая структура; тем более привлекательным и притягательным становится он для проживания людей.
Город представляет собой такую территориально-поселенческую структуру, которая обеспечивает все этапы и все стороны жизнедеятельности человека. Город охватывает такие существенные для жизнедеятельности компоненты повседневного бытия человека, как труд, потребление материальных и духовных благ, образование и воспитание, охрана здоровья, подготовка кадров, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, рекреация, общественно-политическая и социокультурная деятельность. Если на работе, будь это завод, больница, торговая фирма, банк и т.п., человек проводит примерно одну треть суток в периоде от 18 до 60 лет, то в определенной поселенческой структуре, в частности, в городе, он проводит все время суток и почти всю свою жизнь - от родильного дома до гробовой доски. Поэтому-то в социологии в качестве очень важного структурного компонента жизнедеятельности личности и общества выделяется поселенческая структура, в том числе наиболее развитый и многофункциональный ее тип - город.
Условия жизнедеятельности населения в той или иной поселенческой структуре определяют возможности социального развития человека. Они подразделяются на два типа.
Первый из них- условия производственной деятельности - содержание, характер труда, его оплата, возможности повышения квалификации, перемены вида трудовой деятельности, профессии и т.п.
Второй - условия непроизводственной жизни: образования, просвещения, культуры, семейно-брачной жизни, общения, отдыха, проведения свободного времени, физического развития, здравоохранения и т.п.
Эти два типа условий подразделяются вдоль оси различений: производство - непроизводственная деятельность.
Однако, при всей важности социальной деятельности человека как его социального жизнеобразугощего фактора, человеческий индивид как биосоциальное существо живет и действует в определенной окружающей среде - природной и социальной. А это означает, что условия жизнедеятельности человека в определенной поселенческой структуре должны быть рассмотрены и оценены еще по одной оси различений - средовой. В зависимости от содержания и особенностей среды условия жизнедеятельности человека подразделяются также на два типа.
Первый из них- природная среда, существующая до и независимо от человека, от его многообразной деятельности. Второй - искусственно созданная среда, сотворенная человеком в процессе его трудовой деятельности: здания, сооружения, транспортные средства, средства коммуникации и т.д.
Таким образом, вся совокупность жизнедеятельности индивидов и социальных групп в определенной территориально-поселенческой структуре определяемся взаимодействием многообразных факторов, которые следует сгруппировать по четырем типам.
Производственная деятельность (среда).
Непроизводственная среда.
Природная среда обитания.
Искусственно созданная человеком среда.
Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большинстве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:
условия труда;
условия непроизводственной сферы;
искусственная среда и ее благоустроенность, уступая де ревне только в одном - в благоприятности природной среды.
В связи с этим важное социальное и социокультурное значение имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации поселенческой структуры и особенностям ее функционирования - город и деревню.
Город представляет собой исторически сложившуюся социально-территориальную общность, обладающую полиструктурностью, доминированием высокоразвитой искусственной материально-вещественной среды над природной, концентрированным типом социально-пространственной организации людей, которая характеризуется ратоооразием трудовой и непроизводст венной деятельности населения, спецификой его состава и образа лсизни.
Для города характерны:
Разнообразие трудовой деятельности населения- про мышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.
Многообразие непроизводственной деятельности - обра зование, здравоохранение,культура, наука.
Социальная и профессиональная неоднородность населе ния: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писа тели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители, милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.
Мощное развитие транспортных, телефонных и иных средств коммуникаций.
Наличие органов, исполняющих властные, управленче ские и исполнительские функции - мэрия, городской совет депута тов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различ ные учреждения.
Развитие специфического городского образа жизни, для которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяй ства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межличностном общении, затухание соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов не только в пространственном, но и в социальном отношении. По следнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как «эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают друг друга, или «одиночество в толпе».
Все это вместе взятое предопределяет более интенсивное и многообразное социальное развитие, быструю переключаемость людей с одного вида занятий на другие, возможность смены профессий, специальностей, вида деятельности, перемены места жительства и т.п. Город характеризуется полиструктурностью, концентрированным типом социально-пространственной организации людей. В силу совокупного действия всех названных особенностей городское население более развито в общеобразовательном, куль-
турном, технически-производственном отношении, чем сельское. Вместе с тем город органически взаимосвязан с деревней как парный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества.
Основные тенденции, закономерности и особенности возникновения, изменения и развития городской территориально-поселенческой структуры исследует социология города. Объектом ее изучения являются генезис, сущность, основные особенности и тенденции развития города как специфической и целостной социально-территориальной системы. Она изучает место и роль города в обществе и в системе расселения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного организма; динамику городского управления и самоуправления; социальные факторы и следствия миграции населения и процессов урбанизации; взаимосвязь социально-классовой структуры и поселенческой сети, - на основе чего разрабатываются методы управления, прогнозирования и проектирования развития городов.
В отличие от города деревня как специфическая сог/иально-территориалъяая общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организа ции людей, значительным однообразием их производственной деятельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедно стью возможностей социокультурного развития.
Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:
подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие более низкой энерговооруженности, технической оснащенности сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими предприятиями;
меньшая, чем в городе степень социально-экономического развития;
преимущественно малая плотность населения и неболь шое число жителей;
Место и роль сельской территориально-поселенческой структуры в развитии общества и системах расселения; основные факторы, влияющие на происходящие здесь социальные процессы; особенности сельского образа жизни, свойственных ему особенностей культуры, общения; процессы социального воспроизводства сельского населения как специфической социально-территориальной общности, - составляют предмет социологии деревни.
Выяснив социальную сущность двух основных типов социально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более определенно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.
Урбанизация (от латинск. urbanus ) - процесс сосредоточе ния населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.
Основными признаками урбанизации являются: возрастание доли городского населения; высокая плотность и степень размещения сети городов по территории страны; транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенческих структур; возрастающее разнообразие видов трудовой деятельности и досуга населения.
Отметим, что урбанизация - это отнюдь не механическое изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Объективно переезд в крупный город означает перемещение к сконцентрированным здесь разнообразным возможностям трудоустройства и реализации способностей, к социальным и культурным благам, к источникам производства и приобретения новых вещей, реализации новых потребностей и интересов
Очень существенным признаком урбанизации является также возникновение новых городов и быстрый их рост как по количеству населения, так и по концентрации в них промышленности За последние 30-40 лет в Беларуси возникли 1акие новые, быстро развивающиеся города, как Новополоцк, Солигорск, Светлогорск и др. Строительство новых городов, их быстрое развитие приводит к интенсификации процессов не только изменений территориально-поселенческой структуры общества, но и его социальной, профессионально-квалификационной структуры. Дело в том, что в новых городах, как правило, создаются новые отрасли промышленности (нефтехимическое производство в Новополоцке, производство калийных удобрений в Солигорске, химволокна- в Светлогорске), а это вызывает к жизни новые виды трудовой деятельности, новые профессии, новые потребности, интересы и ценностные ориентации. Соответственно создаются новые виды и формы обучения людей, возникают новые учебные заведения с новыми наборами специальностей, например, Новополоцкий плитех-нический университет. Все это сопровождается созданием и развитием новых учреждений культуры, бытового обслуживания; значительным разнообразием не только видов труда, но и способов освоения достижений культуры. Все это вносит существенные изменения в динамику социальных слоев и групп, их перемещение.
Кроме городских и сельских поселенческих структур и изменения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отличающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей территории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы. В России, например, существуют весьма существенные особенности районов Крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению! с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на|
юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономическим и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.
В Беларуси в силу компактности ее территории и отсутствия резко различающихся друг от друга природно-ландшафтных и климатических зон столь резкое разграничение регионов не наблюдается. Однако и в нашей республике существуют региональные отличия между ее восточными и западными областями. В Гродненской области, например, особенно в ее западных, приграничных с Польшей районах, сказывается географическая близость Варшавы. Кроме того, здесь существуют и исторические предпосылки регионального своеобразия, обусловленные особым местом в истории польской государственности г. Гродно, ставшего в эпоху Просвещения временным убежищем короля Станислава Поня-товского. Важную роль сыграл и культурный фактор: многие выдающиеся деятели польской культуры родились на Гродненщине -Адам Мицкевич, Ян Чечет, Томаш Зан, Элиза Ожешко и др. Поэтому и в настоящее время в этом регионе более ощутимо, чем в других областях Беларуси, сказывается влияние католицизма и польской культуры, в то время как в восточных областях гораздо сильнее влияние православия, более отчетливо выражено тяготение к русской культуре. Все это проявляется в традициях, обычаях, обрядах, в ценностных ориентациях. Так, в период подготовки договора о Союзе Беларуси и России полностью, безо всяких оговорок поддержали создание такого Союза более 73 % жителей Гомельской области и 40,9 % (т.е. в 1,8 раза меньше) - Гродненской.
Если суммировать совокупность отличительных особенностей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика социально-территориальной общности определяется:
историческими особенностями развития данной общно сти: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями, обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;
экономическими условиями - структурой экономики, осо бенностями разделения труда, профессиональным составом насе ления, его трудовой мобильностью и т.п.;
социально-политическими условиями - степенью вовле чения населения в принятие управленческих решений, особенно стями и эффективностью управления и самоуправления, отноше нием населения к властным и управленческим структурам;
В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная иерархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:
Высшая- все население Республики Беларусь как специ фическая социально-территориальная общность.
Областные социально-территориальные общности.
Районные (городские) социально-территориальные общ ности.
Поселковые и сельские социально-территориальные общ ности.
Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологическом исследовании выдвигается население страны, области, города, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят комплексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но главную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магазины и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, запятых в различных видах деятельности в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежности к единой социально-исторической общности. Народ выступает носителем многовекового коллективного опыта, социокультур-
ных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государственности, основным создателем материальных и духовных ценностей, вершителем своей собственной судьбы.
Вопросы для самоконтроля и повторения
Что такое социально-территориальная общность?
Каковы две основных составляющих социально-территориальной структуры?
Каковы четыре главных фактора, создающие условия жизнедеятель ности людей в территориально-поселенческой структуре?
Какова социальная сущность города (его определение) и в чем со стоят его характерные особенности?
В чем состоит социальная сущность деревни (ее определение), како вы ее характерные особенности?
Что такое урбанизация?
Какими факторами определяется специфика социально-территориаль ной общности?
В чем состоят особенности народа как исторической социальной общности?
Литература
Бабосов Е.М. Социальное развитие деревни: состояние, тенденции и перспективы выхода из кризиса. Черкассы, 1993.
Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Садовский Э.Г. Социальная стратификация городского населения //Социологичес кие исследования. 1995. № 5.
Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографичес кие характеристики населения Республики Беларусь по данным пе реписи населения 1999 г. //Социология. 1999. № 4.
Комаров М.С. Территориальная общность и поведение личности. Урбанизация как образ жизни //Введение в социологию. Гл. 4, § 3. М., 1994.
Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989.
Проблемные ситуации в развитии города /Под ред. О.И. Шкаратана. М., 1988.
Социально-территориальные общности. Социология города и со циология деревни //Социология /Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.
Социально-территориальная структура общества //Социология: наука об обществе. Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.
Территориальные общности - это совокупности людей , характе ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно - освоенной территории , системой экономических , социальных , поли тических и других связей , выделяющих ее в качестве относительно , самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея тельности населения . Социология изучает закономерности воздействия соответствующей социально-территориальной общности (города, деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение,
Ядро той или иной единицы социально-пространственной организации общества, даже у наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:
историческое прошлое. Именно с историей территориальной общности связаны устойчиво сохраняющиеся определенные трудовые навыки населений, традиции, некоторые особенности быта, взглядов отношений и т. д.;
экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;
природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы мёжличностного общения и многие другие черты образа жизни населения.
В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма - производительные силы, технолого-организационныё и производственные отношения, классы и социальные слои, социальные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут, функционировать как относительно самостоятельные социальные образования.
Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все - многообразие классовых, профессиональных, демографических и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взятые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относительном уровне развития конкретной общности:
Территориальные общности бывают разных уровней. Высший советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень - национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.
Исходной в системе территориальных единиц является первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.
Социальное воспроизводство . Понятие социально-демографическое воспроизводство-видовое по отношению к понятию социальное воспроизводство. Социальное воспроизводстве - это про цесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно - экономической формации в форме их циклического воспроизведения ; оно воплощает тенденции изменения социальной структуры , присущие данной формации .
Социалистический процесс воспроизводства суть процесс гомогенизации общества, т. е. сближения социальных групп, стирания социально-классовых различии от поколения к поколению и в пределах одного и того же поколения. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее существовавших элементов социальной структуры и отношений между ними, так и возникновение и расширенное воспроизводство новых элементов и отношений. В ходе этого процесса формируется изменяющийся и развивающийся индивид.
Если классы, социальные группы и слои, а также отношения между ними воспроизводятся - функционируют и развиваются - в масштабах всего общества, то процесс воспроизводства индивида протекает непосредственно в первичных территориальных общностях, которые обеспечивают воссоздание его как живого носителя свойств, характеристик класса, группы, слоя.
Такие первичные ячейки общества, как производственный коллектив, семья, равно как и различные отраслевые социальные институты - образование, здравоохранение, культура и т. д., осуществляют лишь частичные функции воспроизводства индивида . Специфика функций территориальных общностей состоит в том, что, интегрируя деятельность социальных институтов, они обеспечивают удовлетворение основных потребностей индивида и тем самым его воспроизведение.
Социальное воспроизводство индивида выступает как социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Оно неотделимо от процессов демографического воспроизводства и принимает форму социально-демографического воспроизводства, которое обеспечивает подготовку новых поколений к выполнению общественно необходимых экономических, политических и иных функций. Поэтому в нем могут быть выделены такие составляющие, как демографическое, профессионально-квалификационное, культурное и другие воспроизводства.
Социально - демографическое воспроизводство не сводится к физическому воспроизводству численности людей. Это есть также воспроизведение совокупности определенных социальных качеств, необходимых для нормального участия населения в функционировании и развитии общества. Таким образом, в данном воспроизводстве могут быть выделены два аспекта: количественный (собственно воспроизводство индивидов) и качественный (формирование - воспитание, воссоздание социальных свойств).
По характеру воспроизводство делится на простое, суженное, расширенное с соответствующими каждому типу количественными и качественными характеристиками. Простым является воспроизводство населения в той же численности , что и ранее с неизменными социальными качествами: квалификацией, образованием и т. п. Расширенное воспроизводство характеризуется ростом численности новых поколений и (или) более высоким уровнем развития их социальных качеств Для суженного воспроизводства свойственно уменьшение численности новых, поколений и (или) снижение их качественных показателей.
Закономерностью развития социалистического общества является расширенное социальное и, по крайней мере, простое демографическое воспроизводство. Однако это не исключает возможности существенных различий в режиме воспроизводства в связи с такими факторами, как развитость жизненной среды, качество управления воспроизводственными процессами и т. д.
Ядром социального воспроизводства (в масштабах общества) выступает воспроизводство социальной структуры, а сущностью социально-демографической составляющей этого процесса на территориальном уровне является демографическое возобновление компонентов социальной структуру, включая социальные перемещения.
Условием существования и развития первичной территориальной общности является относительная самодостаточность элементов искусственной и природной среды для осуществления полного цикла социально-демографического воспроизводства. В отличие от материального производства социально-демографическое (т. е. производство самого человека) по своей природе стационарно, территориально нераздельно. Поэтому в литературе все более преобладает толка зрения о том, что возрастание функционального разнообразия, универсализация жизненной среды являются ведущим принципом территориальной организации социального производства (и воспроизводства) при социализме (ему противоположен принцип узкой специализации поселений).
Недопустимо смешивать такие категории, как город, деревня, регион, с одной стороны , и территориальная общность - с другой. Первые являются сложными территориальными образованиями, объемлющими природный и материально-вещный комплексы, а также совокупности людей, воспроизводящихся, т. е. функционирующих и развивающихся, в процессе производства и потребления па основе этих взаимосвязанных комплексов. Территориальные же общности суть лишь эти совокупности людей.
Расселение людей. Социология города и деревни
Под расселением подразумевается, с одной стороны, процесс исторически складывающегося размещения людей на территории мира, страны, региона, с другой - пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определённый момент развития.
По своей природе расселение обладает инерционностью. Изменения в нем происходят существенно медленнее, чем в производстве. Кроме того, важно учитывать, что в отличие от производства в расселении неизмеримо большую роль играют региональные (в том числе национальные) традиции.
Основными формами расселения людей в классовом обществе являются город и деревня, возникшие и воспроизводящиеся в условиях общественного разделения труда.
Город - это территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным тру дом. Для города характерны разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Город играет ведущую роль в общественном прогрессе, так как в нем сосредоточены промышленность, наука, культура, информация, концентрируются передовые социальные силы своей эпохи (в условиях капитализма и при переходе от капитализма к коммунизму - рабочий класс) и создаются прогрессивные формы организации жизнедеятельности людей.
Предметом социологии города являются закономерности возникновения, - функционирования и развития городской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, образе жизни, связях с природной и материально-вещной средой.
Процесс развития городов, городского населения и распространения городских форм жизни, называется урбанизацией. Основными признаками ее служат: доля городского населения; плотность и степень равномерности размещения по стране сети городов, а также число и равномерность размещения Крупных городов; транспортная и иная доступность крупных городов для остального населения;
многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов трудовой и досуговой деятельности населения; распространение городских форм жизни как на население городов, так и на сельское население.
Урбанизация при социализме означает перестройку среды обитания человека, сфер его повседневной жизнедеятельности, способа удовлетворения потребностей, распространение типа бытовой культуры и времяпрепровождения по лучшим образцам, возникшим в крупных городах, причем определяющее влияние оказывают, с одной стороны, уничтожение противоположности между городом и деревней, с другой - коренное оздоровление условий городской жизни.
В процессе урбанизации в СССР была создана гармоническая поселенческая структура опирающаяся на широкий круг промышленных и культурных центров. Это содействовало преодолению патриархальщины на плохо освоенных территориях окраин страны.
Социалистическая урбанизация выступает и как способ решения; задач перестройки общественных отношений на коллективистскихначалах применительно к условиям территориальных общностей. Это проявляется в коренном преобразовании социальной географии городов, т. е. в исчезновении районов с разным социальным составом жителей, преодолении экологических различий между внутригородскими районами (равномерность озеленения, очистные сооружения на предприятиях, развитие жилой застройки с учетом экологических факторов и т. д.).
Социально-экономические и экологические различия между городом и селом приводят к определенной специфике в образе жизни при доминировании единых социалистических черт. Городской образа жизни в СССР обусловливается и характеризуется следующими моментами: занятостью населения преимущественно индустриальными формами труда и вытекающей отсюда социально-профессиональной: структурой его; относительно высокой пространственной, профессиональной и социальной мобильностью; широким спектром выбора видов труда и досуга; значительным расстоянием между жильем и местами труда; преобладанием государственного и кооперативного жилого фонда над частным; коренным изменением роли личного подсобного хозяйства (садово-огородного участка), превращением его из источника средств существования в одну из форм досуга; большим-объемом необходимой для человека информации, что ведет к психологическим перегрузкам и требует новых способов организации отдыха; значительной степенью этнической интеграции и социально-этнической гетерогенности в семейно-дружеских связях; высокой плотностью человеческих контактов, обусловливающей анонимность и формализованность общения, в связи с чем падает роль соседских связей контакты преимущественно, становятся безличными.
Основные тенденции развития расселения при социализме заданы законом концентрации и возрастающего разнообразия деятель кости людей. Научно-техническая революция благодаря более совершенным средствам транспорта, передачи и хранения информации создает возможности для принципиально новой территориальной организации жизнедеятельности людей. Она знаменует переход от старых типов расселения точечный город - село к новым, среди которых доминирующим является городская агломерация. Под последней подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих городских и сельских поселений, возникшая на базе единого территориально-производственного комплекса, обладающая общностью градообразующей и градообслуживающей основы, общностью образа жизни и иерархической поселенческой структурой.
Такие агломерации, все население которых в равной степени пользуется скоростным транспортом, современными культурно-бытовыми, лечебными и спортивными учреждениями, учится в одних и тех же учебных заведениях, способны в условиях становления развитого социализма стать основной формой научно-индустриально-аграрного комплекса, полностью ликвидирующего существенные различия между городом и деревней. Агломерации объективно ограничивают рост сверхкрупных городов, так как позволяют использовать блага и преимущества городского образа жизни жителям небольших городов и сел, расположенных в пределах экономических и социальных повседневных связей населения агломерации.
При социализме впервые в истории появляется возможность централизованного управления развитием городов и городских агломераций, т. е. как размещением новых городов, так и темпами и пропорциями развития каждого города.
Деревня - это территориально рассредоточенная форма расселения людей, занятых преимущественно сельскохозяйственным тру дом. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой деятельности, относительная (сравнительно е городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский образ жизни.
Предметом социологии деревни являются закономерности возникновения, функционирования и развития сельской территориальной общности, проявляющиеся в ее социально-экономической природе, структуре и воспроизводстве, связи с природной и материально-вещной средой, образе жизни. Центральной проблемой социологии деревни (как и при изучении городской общности) является исследование процесса социально-демографического воспроизводства населения, установление меры соответствия условий, целей и результатов воспроизводства.
Малая по преимуществу плотность сельского расселения, органическая связь с природной средой, большая роль труда в личном подсобном хозяйстве, менее развитое общественное обслуживание придают своеобразие образу жизни в деревне.
Основное отличие сельского образа жизни от городского - менее, развитый труд в общественном производстве , его отставание по механизации и энерговооруженности, слабая дифференциация сфер приложения труда, меньшее разнообразие рабочих мест И малые возможности для их выбора, подчиненность труда ритмам и циклам природы, неравномерность трудовой занятости, более тяжелые условия труда.
Для сельского образа жизни также характерны непреложность и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта. Специфичны и межличностные отношения в деревне. Здесь преобладают социально- и национально-гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в деревне преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, более просты формы общения.
Из этого перечисления черт сельского образа жизни следует, что по своим основным социально-экономическим чертам он отстает от городского, представляя менее развитый вариант социалистического образа жизни. Эти различия в перспективе должны исчезнуть. Что же касается экологических и социально-психологических различий, то они не являются свидетельством отставания или прогресса, а служат выражением иной субкультуры. Последняя имеет высокую общественную ценность и должна быть сбережена в интересах всего общества.
Для социального развития современной деревни решающее значение имеет преобразование условий и характера, труда как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях аграрно-промышленного комплекса за счет научно-технического перевооружения их, специализация и концентрация на базе таких передовых форм организации общественного производства, как межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция. Именно решение этих экономических проблем является условием совершенствования социальной структуры и образа жизни сельского населения, дальнейшего сближения города и деревни.
Вместе с тем современная действительность такова, что на селе теперь живет немало промышленных индустриальных рабочих, работников других отраслей народного хозяйства, нематериальной сферы его. Особенно это относится к тем районам, где расположена добывающая промышленность. Нефтяники, работники угольной, лесодобывающей промышленности и т. п. в большинстве своем работают здесь, не переезжая в город. Миллионы рабочих и служащих предприятий, расположенных в городах, в том числе крупных, продолжают жить на селе, совершая ежедневные поездки на работу. Применительно к этим категориям сельских жителей необходимо учитывать специфику их образа жизни - наличие противоречий между отсталостью форм деятельности и условий ее в культурно-бытовой, домашней сфере и современными формами организации их трудовой деятельности на основе передовой технологии, предъявляющей высокие требования к уровню развития их способностей.
Социально-территориальные и национальные (этнические) общности
Социально-территориальные общности
Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.
Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.
Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.
В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.
В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.
Такой исходной территориальной общностью является регион.
Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.
Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.
Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.
Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.
В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.
Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.
Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.
В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:
- а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
- б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
- в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
- г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.
«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.
Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.
Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.
«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.
В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.
Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.
Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.
В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.
Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.
Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.
Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.
Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .
Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой
Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.
Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.
Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)
Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.
Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации
Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.
Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.
Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.
Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.
Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.
Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.
Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.
Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.
Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.
Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .
Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.
Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.
Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.
У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :
Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;
Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);
Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.
Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.
Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.
Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).
Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.
См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.