Практикум по банковскому делу. Банковское право: Учебно-методический комплекс

1) Общая характеристика морфологического строя русского языка X – XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Характеристика морфологического строя как синтетического (флективного), фузионного, отличающегося синонимией флексий и их полисемией. Части речи.

2) История имени существительного. Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности – неодушевленности.

История именного склонения . Древняя система шести типов именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от вида праиндоевропейской основы.

Фонетические изменения финалей и морфологический процесс переразложения основы падежных форм в праславянском языке как база для дальнейших преобразований системы склонения. Гипотеза о семантике праиндоевропейских суффиксов.

Принципы и пути перестройки системы склонений в русском языке как продолжение преобразований, начавшихся еще в праславянский период: ведущая роль категории рода, унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании, возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений, дифференциация с их помощью разных падежных значений родительно­го и местного падежей единственного числа при формировании второго склонения.

Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения путем смешения, конкуренции флексий продуктивных и непродуктивных типов в одном падеже, а затем постепенного их обобщения по продуктивному варианту. Сохранение некоторых флексий непродуктивных склонений, их судьба и функции в современном языке. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.

Раннее разрушение склонения -*ŭ основ, начавшееся еще в праславянскую эпоху. Отражение в памятниках смешения, вариантности падежных флексий -* ŏ основ и -* ŭ основ. Продуктивность флексии –ъмь, Т.п. ед.ч. и вытеснение флексии –омь(-е). Особенности употребления флексии –ови(-еви) Д.п. ед.ч. Сохранение флексий –у Р.п. ед.ч., -у М.п. ед.ч. и –ов Р.п.мн.ч. в литературном языке и говорах, до настоящего времени, их функции и соотношение с вариантными окончаниями в разные периоды истории и в современном языке.



Более позднее (после вторичного смягчения согласных) разрушение склонения -*ĭ основ группы существительных мужского рода. Сохранение морфологически сильной флексии –ей Р.п. мн.ч., ее распространение на существительные всех трех родов, соотношение с нулевой флексией и окончанием –ов(-ев). Судьба окончания –ми. Сохранение парадигмы склонения -* ĭ основ муж. рода и слова путь , разносклоняемого для современного соотношения парадигм трех склонений, диалектные соответствия парадигмы слова путь.

Разрушение склонения консонантных основ.

Судьба существительных мужского рода с суфф. –*en типа камы. Отражение первоначального влияния окончаний -* ĭ основ в памятниках и сохранившихся производных слов намедни, пополудни, третьеводни , диал. седни и др.

Судьба существительных женского рода с суфф. -*er мати и дочи.

История групп существительных среднего рода с суфф. -*es типа слово. Различная судьба суффикса –ес- в парадигмах склонения разных существительных этой группы.

Специфика исторических изменений в группе слов с суффиксом -*ent типа козьля: продуктивность словообразовательной модели с устойчивым значением ‘невзрослое животное’, ‘детеныш’, включение нового суф. –онок- в парадигму ед.ч., изменение рода и склонения, сохранение окончания –а среднего рода в И.п. мн.ч. Особая судьба слова дитя . Диалектные соответствия парадигм склонения существительных этой группы.

История склонения существительных среднего рода с суффиксом -*men типа имя, составивших группу разносклоняемых существительных. Происхождение новых форм в Р.п. мн.ч. семян, стремян. Диалектные соответствия в склонении существительных этой группы.

Разрушение склонения -*ū основ типа свекры , переход одних существительных в склонение -*ā основ, других – в склонение -* ĭ основ.

Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения.

а) Унификация флексий твердой и мягкой разновидности в – *ŏ, -j ŏ и -*ā, -jā основах в литературном языке и многих говорах по твердой разновидности и в ряде говоров по мягкой. Сохранение архаической флексии -И мягкой разновидности в орфографии для существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ в предложном падеже ед. числа и на -ИЯ в дательном падеже как результат влияния церковнославянского языка.

б) Унификация флексий именительного и винительного падежей.

в) Выравнивание основ на задненебный.

История именного склонения во множественном числе . Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Процесс глубокой унификации флексий в дательном, творительном и местном падежах, предположительно в результате влияния форм местоименных прилагательных, имевших унифицированные флексии в этих падежах. Причины продуктивности флексий -ам, -ами, -ах, вероятно, оказавшимися морфологически сильными из-за наличия общего флективного гласного, поддержанного флексией –а в И.п. Диалектные формы Т.п. мн.ч.

История образования вариантных флексий И.п. мн.ч. – и(-ы), -а, -е.

Источники и история вариантных флексий Р.п. мн.ч. –ов, -ей и нулевой флексии.

Влияние собирательных существительных в истории парадигм множественного числа в словах мужского и среднего рода.

Формирование категории одушевленности-неодушевленности , начавшееся еще в праславянский период для маркирования объекта действия в структуре предложения. Основные пути формирования В.-Р.п.: в ед.ч. для существительных мужского рода, во мн. числе у существительных мужского рода после унификации флексий И. и В. падежей и у существительных женского рода после унификации флексий существительных всех трех родов. Архаические формы винительного падежа в современных устойчивых выражениях.

Утрата звательной формы. Следы звательной формы в современном русском языке.

3) История местоимений. Разряды местоимений и их состав в древнерусском языке. Две группы местоимений: личные и возвратное местоимения и неличные местоимения. Специфические особенности той и другой группы по характеру указательного зна­чения, по морфологическим признакам (составу грамматических категорий и склонению) и по синтаксической роли в предложении.

История личных и возвратного местоимений . Происхождение личного местоимения третьего лица, сохранение в нем указательной семантики неличных местоимений, супплетивизма основ, а также грамматических словоизменительных категорий рода и числа. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.

Переустройство системы указательных местоимений по пути наибольшего абстрагирования. Местоименное склонение твердой и мягкой разно­видности, история отдельных падежных форм. Сохранение архаических форм в орфографии до реформы 1917-18 года, в современной орфографии – окончания -ого.

4) История имени прилагательного. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разрушение противопоставления по значению определенности – неопределенности в пользу противопоставления по синтаксической функции.

История именных прилагательных . Утрата атрибутивной функции за исключением ряда форм притяжательных прилагательных, исконно имевших только именную форму. Исчезновение именных относительных прилагательных.

Специфика склонения сохранившихся притяжательных прилагательных с суффиксами –ов и –ин и относительно-притяжательных с суф. –иj ||-j-, а также образованных от них географических названий и фамилий.

Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора и при стилизации языка художественных произведений.

Искусственные книжные новообразования по модели атрибутивных именных форм, очевидно, как влияние церковнославянского языка, в котором сохранилась древняя система именных прилагательных: «несчетны солнца» (Ломоносов), «древни веки» (Пушкин), «дальня сторона» (Блок).

Современные диалектные стяженные формы полных прилагательных как новообразования.

История местоименных прилага­тельных . Аналогическое изменение падежных окон­чаний в единственном числе под влиянием местоименного склоне­ния. Отсутствие аналогического изменения формы Т.п. ед.ч. Преобразование флексии Р.п. ед.ч. муж. и ср.р.

Ассимиляция и стяжение гласных в падежных окончаниях множественного числа. Унификация флексий И.п. мн.ч.

Появление предикативной функции у местоименных прилагательных.

Церковнославянизмы в дореформенных и современных нормах орфографии, касающихся флексий прилагательных.

История сравнительной степени прилагательных.

Именные и местоименные формы сравнительной степени, их образование и история. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени.

5) История числительных. Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Специфика слова одинъ . Морфологические и синтаксические призна­ки слов дъва, три и четыре как именных прилагательных. Морфологические и синтаксические признаки группы слов от пяти до десяти как существительных.

Причины формирования числительного как части речи. Утрата числительными категорий рода и числа и приобретение специ­фики синтаксических связей с существительным.

История склонения числительных, образование современных падежных форм. Происхождение современных сложных и составных числительных. История слова сорок.

6) История глагола. Грамматические категории глагола в исходном морфологическом строе: категории наклонения, времени, лица, числа. Две основы глагола. Классы глаголов.

История прошедшего времени. Парадигмы четырех форм прошедшего времени. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти , следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

История будущего времени . Отсутствие форм простого будущего в исходной системе. Два сложных будущих времени. История образования современных форм будущего простого и будущего сложного. Их связь с формированием категории вида.

История настоящего времени . Два спряжения глаголов и особое спряжение бывших нетематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Изменения в других личных формах. переразложение основ. История парадигм каждого из бывших нетематических глаголов, сохранившиеся архаические формы.

Повелительное наклонение и его история.

Сослагательное наклонение и его история.

История атрибутивных форм глагола .

а) Система причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залога. Происхождение и история их форм, именных и местоименных. Церковнославянское происхождение современных действительных причастий настоящего времени. Происхождение из форм причастий действительного залога деепричастий совершенного и несовершенного вида.

б) Происхождение и история форм инфинитива.

в) Происхождение и судьба супина.

7) История наречий. Типы древнейших наречий: первообразные и адвербиализированные. Способы образования наречий в истории русского языка. Образования слов завтра, дважды, многажды, теперь. Условия образования наречных слов. Изменения ударения в переходе слов в наречия.

8) Предлоги, союзы и частицы в древнерусском языке, их история.

IV. Исторический синтаксис

Специфические особенности структуры простого предложения в древнерусском языке. Предикативное употребление причастий. Конструкции с двойными падежами. Дательный самостоятельный в книжной традиции.

Специфические особенности структуры сложных предложений сочинительного, подчинительного и бессоюзного типов. Архаические конструкции со слабо выраженными отношениями между частями. Многозначность подчинительных союзов. Путь развития сложных предложений разных типов.

4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Рассмотрены стандартные темы, посвященные проблемам современного банковского сектора России. Включены тестовые задания, криптограммы, ситуационные задачи и деловые игры по вопросам получения банковского кредита, выбора стратегии кредитной организации, определения финансовых целей деятельности банка и многим другим. Задача учебного пособия - помочь читателям закрепить их теоретические знания, а также развить у них навыки аналитического и креативного мышления.
Для студентов очной и дистанционной форм обучения по дисциплинам "Организация работы коммерческого банка", "Банковское дело", "Предприятие и банк".

Банки и небанковские кредитные организации (НКО) в России объединяет и одновременно отличает от остальных экономических субъектов их специализация, а именно рыночные денежные отношения.
В отличие от НКО только банки, начиная с центрального, могут, во-первых, выпускать в обращение и изымать из него деньги, регулируя тем самым их массу. Во-вторых, они могут обслуживать НКО наравне с прочими клиентами. В-третьих, могут реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки можно классифицировать по различным критериям: величине уставного капитала, наличию филиалов, функциональной направленности, форме собственности, организационно-правовой форме и т.д.
В отличие от банков НКО всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка. В то же время многие операции, относимые к коммерческим (расчетные, кассовые, с ценными бумагами, доверительного управления, хранение ценностей и др.), выполняют и должны выполнять (при наличии соответствующего разрешения, если это необходимо) не только банки, но и другие кредитные предприятия.

СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1 БАНКИ И ИНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
ТЕМА 2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
ТЕМА 3 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК. БАНК РОССИИ
ТЕМА 4 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА1
ТЕМА 5 СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ТЕМА 6 РЕСУРСЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ТЕМА 7 СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ТЕМА 8 АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
ТЕМА 9 ДОХОДЫ, РАСХОДЫ И ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ТЕМА 10 РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНЫЕ И КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ТЕМА 11 КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
ТЕМА 12 ОПЕРАЦИИ БАНКА С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
ТЕМА 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ
ТЕМА 14 БАНКОВСКИЕ РИСКИ. НОРМАТИВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА 15 НАДЗОР И ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕГУЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
ТЕМА 16 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАНКЕ
ТЕМА 17 РЕОРГАНИЗАЦИЯ. ЛИКВИДАЦИЯ НЕЖИЗНЕСПОСОБНЫХ БАНКОВ

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Банковское дело, Практикум, Кузнецова В.В., Ларина О.И., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Кафедра уголовного, гражданского права и процесса «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Декан ЮФ Проректор по УР ______________ В.Г. Крашенинина ____________О.А.Гончарова «___»___________________ 2008 г. «____»_______________ 2008 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Банковское право» по специальности 030501 «Юриспруденция» Составитель Доцент Е.М. Гуткович Зав. кафедрой уголовного, гражданского права и процесса к.ю.н., профессор С.С. Тюхтенев г. Горно-Алтайск 2008 г. БАНКОВСКОЕ ПРАВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БАНКОВСКОЕ ПРАВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Горно-Алтайск РИО Горно-Алтайского госуниверситета 2008 3 БАНКОВСКОЕ ПРАВО Горно-Алтайск: РИО ГАГУ 2008 - стр. Составитель Гуткович Е.М. доцент кафедры уголовного права и процесса ГАГУ Рецезенты: С.М. Будатаров – доцент кафедры Томского филиала Кузбасского института ФСИН России, капитан вн. службы, кандидат юрид.наук Ю.И. Мягкий ст. преподаватель кафедры уголовного, гражданского права и процесса Горно-Алтайского государственного университета Редактор: Тюхтенев С.С., канд. юрид. наук, профессор ГАГУ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Банковское право» составлен с учетом рекомендаций Совета по проведению Учебно-методического объединения (УМО) университетов Российской Федерации. Его структура и содержание соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерством образования РФ 02.03.2000 № 686. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов и преподавателей Горно-Алтайского государственного университета в целях проведения практических занятий и самостоятельного углубленного изучения основных институтов банковского права. Учебно-методический комплекс опирается на современное банковское законодательство, все нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 января 2008 года. Основу комплекса составляют глоссарий понятий и тесты для самостоятельной проверки и закрепления полученных знаний. 4 ВВЕДЕНИЕ Настоящий учебно-методический комплекс по дисциплине «Банковское право» составлен с учетом рекомендаций Совета по проведению Учебно-методического объединения (УМО) университетов Российской Федерации. Его структура и содержание соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерством образования РФ 02.03.2000 № 686. Содержание УМК приведено в соответствии с требованиями современного законодательства в сфере регулирования банковских правоотношений. Нормативные акты федерального уровня приведены в работе по состоянию на 1 января 2008 года. Комплекс в должной мере отражает состояние науки банковского права на современном этапе, составлен с учетом полемических статей ведущих специалистов в области банковского права в различных юридических изданиях. Преподавание дисциплины базируется на действующих нормативных актах, регулирующих отдельные сегменты банковской деятельности в тесной взаимосвязи с правоприменительной практикой. Изучение банковского права осуществляется на основе знаний, полученных студентами в процессе освоения дисциплин «Теория государства и права» и «Финансовое право» в тесном взаимодействии с такими учебными программами как: «Гражданское право» и «Предпринимательское право». Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Горно-Алтайского университета по специальности 030501 «Юриспруденция», по специализации «Гражданское право». Целью изучения дисциплины «Банковское право» является усвоение студентами комплекса правовых знаний, необходимых для понимания принципов, форм и методов правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе функционирования финансово кредитной системы Российской Федерации. В процессе изучения курса «Банковское право» студент должен: иметь представление: - об основных тенденциях и важнейших направлениях развития банковского права России, их влияние на совершенствование функционирования финансово кредитной системы Российской Федерации. знать: - понятия и принципы банковской деятельности; - правовые основы функционирования финансово кредитной системы России; - нормы банковского права и механизмы их действия в процессе деятельности банков и иных кредитных организаций; - организационно-правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации; - вопросы правового регулирования банковской деятельности; - порядок осуществления банковских операций и сделок; - правовые и организационные основы кредитования и расчетов; - формы и методы банковского надзора и контроля, а также компетенцию органов их осуществляющих; практику применения банковского законодательства арбитражными судами и судами общей юрисдикции. уметь: - толковать и применять законы и другие нормативно-правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства в сфере банковской деятельности; - разрабатывать документы правового характера и осуществлять их правовую экспертизу, давать квалифицированные заключения и рекомендации; -принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с требованиями законодательства; - собирать и анализировать фактическую информацию, определять виды 5 правоотношений, возникающих в банковской деятельности и находить нормативные акты, иные источники банковского права для решения практических задач; - применять способы и методы защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов банковской деятельности, а также их клиентов; получить: - навыки совершенствования своей профессиональной квалификации; - опыт экспертизы платежных и расчетных документов, используемых при осуществлении финансово-хозяйственных операций; навыки проверки соблюдения требований расчетно-кассовой дисциплины в деятельности хозяйствующих субъектов. Главная цель предлагаемых практических занятий и заданий для самостоятельной подготовки студентов – научить студентов работать с практическим материалом, применять правовые нормы и разрешать споры. Находя решения задач, студенты проверяют и укрепляют свои знания, приобретают практические навыки, вырабатывают юридическое мышление. Учебно-методический комплекс включает в себя: Развернутый план лекций по 12 темам, общей и особенной частей трудового права с указанием действующих нормативных актов, основной и дополнительной литературы для самоподготовки студентов по каждой теме; Глоссарий основных понятий трудового права по темам; Вопросы для самоподготовки по каждой теме. Задачи и примерный тест для углубленного усвоения изученного материала и аттестационной проверки знаний студентов; Темы рекомендуемых дипломных работ и рефератов; Перечень вопросов, рекомендуемых для итоговой аттестации. Методические указания к самостоятельной подготовке студентов; Тематический план с заданиями для семинарских занятий рассчитан на 58 часов аудиторных занятий для студентов дневной формы обучения и 60 часов самостоятельной подготовки. Аттестация студентов производится с применением модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Изучение курса «Банковское право» делится на два блока: 1 блок – с 1 по 5 темы завершается проведением итогового занятия по самостоятельному решению ситуационных задач по пройденным темам. Посещаемость на всех лекциях и семинарах оценивается в 9 балов. Решение задач по теме на семинарских и практических занятиях – от 2 до 5 баллов, реферат до 5 баллов. Максимальное количество баллов – 40. 2 блок - с 6 по 12 тему завершается проведением итогового занятия по самостоятельному решению ситуационных задач по пройденным темам. Посещаемость на всех лекциях и семинарах оценивается в 9 балов. Решение задач по теме – от 2 до 5 баллов, реферат до 5 баллов. Максимальное количество баллов – 40. Самостоятельная работа предполагает выработку у студентов творческих навыков, инициативы, умение применять полученные теоретические знания на практике. Самостоятельно изученный материал (дополнительная учебная литература и рекомендуемая судебная практика) используется студентами для решения задач и написание рефератов по темам. Выступление студентов на вузовских и межвузовских конференциях по проблематике предпринимательского права оценивается поощрительными баллами до 10. 6 В случаях пропусков лекций и семинарских занятий, а также для студентов по заочной форме обучения предусматривается предоставление конспектов учебной литературы и научных статей по соответствующей теме в объеме до 3 печатных листов. Итоговая семестровая аттестация проводится в форме зачета в форме устных ответов на один вопрос и решение одной задачи, которые оцениваются по 10 баллов. Общее максимальное количество баллов – 100. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Банковское право» Распределение по семестрам Номер Учебные занятия Число Форма семестра Общий в том числе: курсовых итоговой объем Самостоятель. проектов аттестации Аудиторные работа (работ) (зачет, Всего из них расчетных экзамен) лекции Практичес- Лабора- заданий кие торные 5-6 118 58 30 28 60 0 зачет ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ дневное заочное Аудит. Самост. Аудит. Самост. 1. Введение в банковское право. Понятие 2/2 4 1 6 банковского правоотношения. 2. Источники банковского права. 2/2 2 1/1 4 3. Правовое положение Центрального банка. 4/2 8 2/1 8 4. Правовой статус коммерческого банка 6/6 10 6/1 20 5. Банковская система Российской Федерации и 2/2 4 2/1 6 формы взаимодействия ее элементов. 6. Понятие и виды пассивных операций банка. 2/2 4 1 6 Институт банковского счета. 7. Банковские расчетные правоотношения. 2/2 4 1/1 6 8. Правовое регулирование депозитных отношений 2/2 8 2/1 8 между кредитными организациями и их клиентами. Страхование банковских вкладов. 9. Правовое регулирование активных банковских 2/2 4 1 6 операций. 10. Кредитные отношения. 2/2 4 1/1 6 11. Деятельность банка на рынке ценных бумаг. 2/2 4 1 6 12. Налогообложение и аудит коммерческих банков 2/2 4 1/1 6 Итого: 30/28 60 20/8 90 7 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Самостоятельная работа студентов по дисциплине призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал в учебниках и учебных пособиях, указанных в списке к теме, а также познакомиться с публикациями в периодических изданиях. Для закрепления материала лекций достаточно, перечитывая конспект, мысленно восстановить прослушанных материал. Предлагаемый глоссарий к изучаемым темам окажет студенту в этом необходимую помощь. В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется дополнительное время на освоение пропущенного материала. После изучения теоретического блока по каждой теме, студенту предлагается самостоятельно найти ответы на вопросы для самопроверки, которые изложены к каждой теме. Часть вопросов носит поисковый характер: для ответа на поставленные вопросы достаточно найти соответствующие нормативно-правовые акты и определить правовые нормы, подлежащие применению. Другие вопросы требуют более глубокого изучения и внимания на лекциях, поскольку ответы на них содержатся в рекомендуемой дополнительной литературе. Процесс решения задач, как и работа юриста в целом, должен носить творческий продуктивных характер. Рекомендуется подготавливать решение задач-казусов заблаговременно. Решения желательно записывать в тетрадь, оставляя место для внесения дополнений и уточнений, которые студент сделает на практических занятиях, когда решение этих задач будет обсуждаться. Для того, чтобы выработать у студентов определенные навыки работы с документами, которые так необходимы юристам практикам, рекомендуется давать студентам задания по подготовке каких либо документов (договоров, расчетных документов, анализа выполнения нормативов, положений о структурных подразделениях банка, исков и т.п.), составление которых требуется в изучаемом правоотношении. Для подготовки к семинарским занятиям нужно рассмотреть контрольные вопросы, при необходимости обратиться к рекомендуемой учебной литературе, по СПС «Консультант Плюс», «Гарант. Платформа F1» рассмотреть изменения, внесенные в нормативные правовые акты, записать непонятные моменты в вопросах для уяснения их на предстоящем занятии. Контроль выполнения самостоятельной работы может осуществляться путем проверки правильности решения задач-казусов, в форме обсуждения докладов или путем проведения мини-процессов. При этом, студенты, не участвующие в обсуждении, имеют возможность самостоятельно проверить свои решения ситуационных задач и, при необходимости, внести коррективы. Подготовка к зачету и экзамену должна осуществляться на основе лекционного материала с обязательным обращением к основным учебникам по курсу. Необходимо просмотреть материалы семинарских занятий (ответы на вопросы, замечания). Это исключит ошибки в понимании материала, облегчит его осмысление и прокомментирует материал многочисленными примерами. 8 ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Темы Кол- Формы Сроки во отчетности контроля часов 1. Введение в банковское право. 4 Понятие банковского право- отношения. 2. Источники банковского права. 2 Решение ситуационных задач по теме 1 из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 3. Правовое положение 8 Решение ситуационных задач по теме 2. Центрального банка. из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 4. Правовой статус коммер- 10 Решение ситуационных задач по теме 3-4 ческого банка из Практикума по банковскому праву семинары уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 5. Банковская система 4 Решение ситуационных задач по теме 5 Российской Федерации и из Практикума по банковскому праву семинар формы взаимодействия ее уч.пособие //Алескеров С.И., Землин элементов. С.И., М Экономика;2003 Блок 1 26 Тестирование 6 семинар 6. Понятие и виды пассивных 4 Решение ситуационных задач по теме 7-8 операций банка. Институт из Практикума по банковскому праву семинары банковского счета. уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 7. Банковские расчетные 4 Решение ситуационных задач по теме 9 правоотношения. из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 8. Правовое регулирование 8 Решение ситуационных задач по теме 10 депозитных отношений между из Практикума по банковскому праву семинар кредитными организациями и уч.пособие //Алескеров С.И., Землин их клиентами. Страхование С.И., М Экономика;2003 банковских вкладов. 9. Правовое регулирование 4 Решение ситуационных задач по теме 11-12 активных банковских операций. из Практикума по банковскому праву семинары уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 10. Кредитные отношения. 4 Решение ситуационных задач по теме 13 из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 11. Деятельность банка на 4 Решение ситуационных задач по теме 14 рынке ценных бумаг. из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 12. Налогообложение и аудит 4 Решение ситуационных задач по теме 15 коммерческих банков из Практикума по банковскому праву семинар уч.пособие //Алескеров С.И., Землин С.И., М Экономика;2003 Блок 2. 34 Тестирование зачет всего 60 30 9 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (с глоссарием понятий) Тема 1. Введение в банковское право. Понятие и виды банковских правоотношений. План. Понятие и структура банковского права как комплексной отрасли права. Банковское право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина. Предмет и метод банковского права. Правовое содержание банковской деятельности ее признаки и режимы. Понятие и виды банковских операций и сделок. Понятие, содержание и виды банковских правоотношений. Глоссарий. Банковское право – системно упорядоченная совокупность правовых норм, объединенных в правовые институты, регулирующих общественные отношения с участием кредитных организаций в сфере оборота финансовых инструментов. Комплексность отрасли банковского права – проявляется в использовании в целях правового регулирования банковских правоотношений правовых норм различных отраслей Российского законодательства: гражданского, предпринимательского, финансового, налогового, административного и др. Структура банковского права – Общая часть включает в себя нормы, закрепляющие основные положения, имеющие общее значение для всех видов банковских правоотношений (структура банковской системы, принципы осуществления банковской деятельности, система и компетенция участников банковских правоотношений). Особенная часть – нормы, регулирующие порядок и условия осуществления отдельных видов банковской деятельности, которые объединяются по родовому признаку в институты банковского права и представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (банковская тайна, банковский вклад, банковский счет и т.д.) Методы науки банковского права – система методов познания, которая составляет методологическую основу науки «Банковское право». С точки зрения системного подхода наука банковского права выделяет структурные элементы банковской системы, закономерности и основы их взаимодействия в процессе реального функционирования, формулирует принципы правового регулирования банковской деятельности. Формально-догматический метод включает такие приемы, как описание и анализ правовых норм и правоотношений, их толкование и классификацию. Метод сравнительно-правового исследования на основе логического приема позволяет выделить в исследуемых объектах сходства и различия, позволяет обмениваться опытом правового регулирования банковской деятельности, унифицировать и совершенствовать специфику регулирования национальной банковской системы. Сравнительно-исторический метод предполагает исторический подход к анализу и оценке правовых явлений в области банковских отношений, обеспечивает преемственность правового регулирования и отбор положительно зарекомендовавших себя правовых форм, выявление тенденций развития банковской системы и банковских правоотношений. Предмет банковского права – общественные отношения, связанные с созданием и функционированием банковской системы, а также общественные отношения с участием кредитных организаций по поводу движения финансовых инструментов как средства обращения и сбережения. Методы банковского права – частно-правовой и публично-правовой, которые, как считает Олейник О.М., «сводятся к сочетанию императивного и диспозитивного регулирования, а основные способы правового регулирования – к позитивному обязыванию, дозволению и запрету». 10



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...