Профессиональное образование в беларуси. Образование

Белорусское образование высоко ценится во всём мире, поэтому обучение в Беларуси привлекает множество иностранных студентов

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет , средней – на 11 лет . Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

    классические университеты

    профильные университеты и академии

    институты

    высшие колледжи

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной.

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана на 4-6 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.

В мае 2015 года официально стала участником Болонского процесса – Европейского пространства высшего образования.

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Его стоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

    заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);

    нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

    копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;

    нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

    заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;

    оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;

    медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;

    заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;

    6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики – русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Жилье для иностранных студентов

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильем , которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.

Где можно учиться?

В Беларуси более 50 учреждений высшего образования .

Система образования Республики Беларусь

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система.

Дошкольное образование

В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике для детей до 6 лет существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребенка.

Общее среднее образование

Среднее образование - следующий этап в получении образования в Республике Беларусь. Получить его можно в общеобразовательных школах и гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет.

Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая – общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Вторая ступень – общее базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем - с 5-го по 9-й классы.

Третья ступень – общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.

В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.

Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.

Профессионально-техническое образование

В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.

К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.

Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.

Национальная высшая школа

В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.

В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное я физи-ческое становление личности, подготовку молодого поколения к полно-ценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Бе-ларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В Республике Беларусь функционирует развитая система общего сред-него образования, основы которой были заложены в советский период. Такие достижения советской школы как доступность и бесплатность на-чального, базового и среднего образования, высокие требования к содер-жанию образования и квалификации педагогических работников стали базовыми принципами развития национальной системы общего сред-него образования.

В первые годы после обретения Республикой Беларусь независимости система общего среднего образования оказалась в трудном положении. Школа остро нуждалась в отечественной учебной и методической лите-ратуре. До 1992 г. практически вся учебная литература поставлялась из России, своими были только учебники по белорусскому языку и литера-туре, истории и географии Беларуси. В связи с этим правительством страны было принято решение о создании системы национального учеб-ного книгоиздания для общеобразовательной школы. Начался поэтапный переход школы на отечественные программы, учебники и учебные пособия.

За эти годы общеобразовательные учреждения страны полностью обеспечены учебными программами нового поколения, отечественной учебной литературой, действуют системы стандартизации, экспертизы и подготовки к изданию учебников и учебных пособий. Всего с 1993 г. выпу-щено более 3,5 тыс. учебных изданий, в том числе более 1,5 тыс. наиме-нований отечественных школьных учебников, свыше 400 учебно-методи-ческих пособий для учителей, более 80 наименований отечественных контурных (настенных) карт по истории и географии, свыше 350 наиме-нований программных художественных произведений из серии «Школь-ная библиотека». Новые учебники и учебные пособия стали более до-ступными по содержанию, практико-ориентированными (при сохране-нии фундаментальности и системности построения учебного материала), значительно улучшилось их полиграфическое исполнение.

Со 2-й половины 1990-х годов в стране началась реформа общеоб-разовательной школы. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г. № 554 утверждена Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь, а также принята Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Рес-публике Беларусь. В дополнение к указанным документам по решению Первого съезда учителей Республики Беларусь, прошедшего в Минске в октябре 1997 г., и указаниям Президента Республики Беларусь в 1998 г. были разработаны и одобрены постановлениями Совета Министров го-сударственные республиканские программы: «Учитель», «Сельская школа», «Иностранные языки», «Информатизация системы образования», «Комп-лексный капитальный ремонт зданий школ и других учреждений образо-вания на 1998-2005 гг.» и др.

В результате проводимых преобразований будут обеспечены выход государственной системы общего среднего образования на уровень, отве-чающий передовым мировым образцам, соответствующим запросам лич-ности, общества и государства, повышение престижа образования, создание эффективной системы патриотического, гражданского и духовно-нравствен-ного воспитания. Одновременно происходит переход на 10-летнее обя-зательное общее базовое образование при начале обучения детей с шести-летнего возраста, увеличение до 12 лет срока получения общего среднего образования, осуществление профильной дифференциации на завер-шающем этапе общеобразовательной школы и др.

В период с 1998 по 2002 г. был осуществлен переход начальной шко-лы на обучение с шести лет. За 1998-2004 гг. прошли апробирование новые учебные программы для базовой школы, определен порядок и условия перехода старшей ступени общеобразовательной школы с 12-лет-ним сроком обучения на новую структуру и содержание образования. С 2002 г. начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который будет завершен к 2008 г. С 2004 г. ведется апробация новых учебных программ 11-12 классов 12-летней школы. Первый выпуск 12-лет-ней школы состоится в 2010 г.

С 2002 г. в школах введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся, позволяющая объективно оценить знания и способности учеников. В учебные планы внесены принципиальные из-менения, направленные на расширение свободы выбора содержания обра-зования и обеспечение разноуровневого обучения с учетом индивидуаль-ных особенностей и возможностей учащихся. В общеобразовательных школах проводится активное внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих создание оптимальных условий для физического раз-вития и охраны здоровья учащихся.

Одним из направлений повышения качества образования является создание дифференцированной образовательной среды. В 2004 г. утверж-дена Концепция профильного обучения, на которое перейдет старшая ступень 12-летней школы, и на базе 18 экспериментальных школ рес-публики уже началась ее апробация.

В последние годы сделаны значительные шаги в нормативном обес-печении общеобразовательной школы. Наиболее важными документами являются Положение об учреждении, обеспечивающем получение обще-го среднего образования, утвержденное Министерством образования Рес-публики Беларусь 7 июля 2004 г., № 44 и Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», принятый Палатой представителей На-ционального собрания Современная модель общеобразовательной школы включает:

общее начальное образование (период обучения - 4 года, I-IV классы);

общее базовое образование (период обучения с учетом начального образования - 10 лет, I-IV, V-X классы);

общее среднее образование (срок обучения с учетом базового обра-зования - 12 и более лет, I-I V, V-X, XI—XII (ХШ) классы).

Начальная школа призвана развивать у ребенка устойчивый интерес к обучению, знанию, освоению базовых навыков учебной деятельности; формировать основы первоначальной грамотности, позволяющей продолжать даль-нейшее обучение. Обучение детей по программе первого класса может проводить как в учреждении, обеспечивающем получение общего сред-него образования, так и в дошкольном учреждении.

Базовая школа несет основную нагрузку по реализации задач обще-образовательной школы, подготовке детей к жизни и труду в обществе. Программа базовой школы характеризуется логичной завершенностью и полнотой знаний, которые предоставляются в рамках государственного учреждения.

Успешное завершение базовой школы предоставляет возможность продолжить образование в лицейских или гимназических классах обще-образовательной школы с целью получения общего среднего образования либо получения общеобразовательного и профессионального образова-ния в профессионально-технических учреждениях и средних специальных учебных заведениях.

В Беларуси создана широкая сеть общеобразовательных учреждений. К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образова-ния, относятся начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа (общеобразовательная), гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат (общеобразовательные учебные заведения), а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвисти-ческая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов.

В системе общего среднего образования на начало 2005/2006 учеб-ного года функционировало 4,2 тыс. учебных заведений различного типа, в которых обучалось 1,2 млн. учащихся. Отмечается постоянное сокраще-ние школ традиционного типа, особенно это касается начальных и базо-вых школ, количество которых к началу 2005/2006 учебного года соста-вило 348 и 841 соответственно. Это связано с неблагоприятной демографической ситуацией в стране, особенно на селе, где вследствие сниже-ния рождаемости сокращается численность детей школьного возраста. В результате активно идет процесс реорганизации начальных и базовых школ в более крупные школы, включающие все ступени среднего образо-вания. Одновременно значительно выросла сеть учреждений нового типа. В 2005/2006 учебном году в республике функционировало 160 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 учебном году), 35 лицеев (5 в 1990/1991 учебном году), 7 учебно-педагогических комплексов. На начало 2005/2006 учебно-го года в Беларуси было 12 частых общеобразовательных учреждений (650 учащихся).

За последние годы заметно вырос образовательный уровень учитель-ского персонала государственных дневных общеобразовательных школ. В 2000 г. численность учителей системы Министерства образования с высшим образованием составляла 82,9%, на начало 2005/2006 учебного года - 88,1%. За 1990-2005 гг. улучшилось соотношение между числен-ностью учителей и учащихся (в начале 1990-х годов на одного учителя приходилось 12 учащихся, а в 2005/2006 учебном году - 8,5). Такая си-туация в системе общеобразовательной школы позволяет индивидуали-зировать образовательный процесс и улучшить качество образования.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является повышение качества и доступности обра-зования в сельской местности. Для сельской молодежи к началу 2005/2006 учебного года создано 4 гимназии, 3 лицея, более 1000 школ с классами углубленного изучения предметов. При активной поддержке государства продолжается разработка и внедрение различных моделей организации

учебно-воспитательного процесса в сельской школе, расширяется сеть гимназических, лицейских классов, совершенствуется материально-тех-ническая база общеобразовательных учреждений, внедряются современные технологии обучения и воспитания. Реализуются меры, направленные на закрепление педагогических кадров на селе, повышение уровня квалифи-кации учителей сельских школ. Совершенствование учебно-воспитатель-ного процесса в сельских школах происходит и за счет развития про-фильного обучения, которым уже охвачена четверть всех учеников. В со-ответствии с утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 Государственной программой возрождения и раз-вития села на 2005-2010 гг. к 2010 году планируется увеличить охват уча-щихся сельских школ профильным обучением до 80%.

Одиннадцатилетнее школьное образование делится на три ступени:

  • общее начальное образование (1 - 4 классы);
  • общее базовое образование (5 - 9 классы);
  • общее среднее образование (10-11 классы).

Общее начальное и общее базовое образование (1 - 9 классы) являются обязательными. В первый класс дети поступают с 6 лет. Учебники выдаются в школьной библиотеке. Ежегодно постановлением Министерства образования определяется величина единой платы за пользование учебниками и учебными пособиями для каждого класса (около 5 USD), которая составляет приблизительно третью часть от стоимости комплекта. Кодекс Республики Беларусь об образовании устанавливает категории учащихся, частично или полностью освобождаемых от платы за учебники.

В школе обучение ведется на двух официальных языках — русском и белорусском: белорусский язык и литература, история страны преподаются только на белорусском языке, но планируется расширение списка белорусскоязычных дисциплин. Есть школы полностью с белорусским языком обучения.

Иностранный язык в школе начинают изучать с 3 класса. Наиболее распространенные преподаваемые иностранные языки:

  • английский (около 72% учащихся);
  • немецкий (20 %);
  • французский (6%);
  • испанский (1,9%).

Около 0,1% школьников изучают другие языки. Для изучения иностранного языка класс делится на три подгруппы для большей индивидуализации занятий. Количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка, находится в пределах от 2-х часов в неделю в обычной средней школе до 6-ти в специализированной.

Старшеклассники на уроке

Особое внимание в школьном образовании уделяется физической культуре и спорту . На занятия физкультурой и спортом в школе отводится три часа в неделю. Школьные стадионы во всех без исключения районах и городах огорожены и приведены в соответствие со спортивными и санитарными нормами.

Основные предметы в школе изучаются в пределах пятидневной недели, в субботу работают спортивные секции и факультативные занятия. Помимо этого в Республике сохранилась и развивается система дополнительного образования : кружки, секции, группы по интересам. Большинство этих занятий проводится на бесплатной основе. В каждом городском районе есть центр дополнительного образования детей и молодежи.

В некоторых городах работают учебно-производственные комбинаты, которые в пределах школьного учебного компонента дают возможность учащимся на уровне общего среднего образования получить рабочую специальность (повар, портной, озеленитель, продавец, парикмахер, слесарь и другие). При успешном окончании этих учебных заведений учащимся присваивается 2-й либо 3-й рабочий разряд или категория.

Учителя в Белоруси

Работа учителей Республики Беларусьоснована на положениях Кодекса об образовании. Согласно квалификационным требованиям и результатам прохождения аттестационной комиссии все учителя квалифицируются:

  • учителя без категории;
  • учителя второй квалификационной категории;
  • учителя первой квалификационной категории;
  • учителя высшей квалификационной категории.

Для прохождения аттестации на вторую категорию необходимо не менее 2-х лет педагогического стажа, для последующих — не менее трех лет с момента присвоения предыдущей категории. Педагоги высшей квалификационной категории периодически проходят аттестацию и подтверждают категорию. В процедуре аттестации учителей основное внимание уделяется результативности преподавания учебной дисциплины (показателям на предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, других образовательных соревнованиях). Все учителя Республики проходят обучение и аттестацию по информационным технологиям. В стране разработана и действует система повышения квалификации педагогических кадров.

Уровень заработной платы учителя определяется количеством педагогической нагрузки (одна ставка — 20 учебных часов в неделю), педстажем, категорией. В среднем по республике она составляет в пересчете 300-500 USD, это меньше средней заработной платы по стране.

Учителя несут достаточно высокую учебную, методическую, воспитательную, идеологическую нагрузку. Большинство учителей являются классными руководителями . Еженедельно они проводят классные и информационные часы, организуют работу клуба выходного дня, осуществляют дежурство по школе и столовой, регулярно , ведут работу с родителями, взаимодействуют с правоохранительными органами, общественными организациями. Особое внимание в стране придается идеологической работе, формированию целостной личности учащегося. Учитель совместно с попечительским советом участвует в развитии материально-технической базы учебного заведения. В школах по-прежнему проводят сдачу макулатуры, а в сельских — и металлолома.

Дежурство по столовой

В соответствии с программой информатизации школы постепенно переходят к системе «электронный журнал». Во всех школах классные руководители самостоятельно вносят итоговые оценки в единую республиканскую базу данных. Разрабатывается система оперативного размещения информации о посещаемости и успеваемости на образовательных ресурсах.

Экзамены

Правила проведения выпускных экзаменов в школе с 2015 года немного изменились. По окончании 11 класса вводится обязательный экзамен по истории Беларуси. Одновременно он исключен из состава выпускных экзаменов в 9 классе. Также отменен экзамен по выбору. По окончании общего базового образования (9 классов) учащиеся сдают белорусский язык, русский язык и математику (все в письменной форме). Выпускники 11-х классов проходят экзамены по математике (в письменной форме), иностранному языку (устно по экзаменационным билетам), истории Беларуси (устно по экзаменационным билетам), белорусскому/русскому языку (письменно, по выбору учащегося). Учащиеся из среды национальных меньшинств могут сдавать экзамены по изучаемым языкам (польский или литовский).

Вступительные экзамены в Республике Беларусь организованы аналогично принципам ЕГЭ в России. Республиканский институт контроля знаний разработал технологии централизованного тестирования (ЦТ) . Министерством образования утвержден перечень двух обязательных предметов для каждой специальности, по которым абитуриент должен представить сертификат при поступлении. В процессе подготовки учащийся может пройти платное репетиционное тестирование. В состав предметов ЦТ входят русский язык, белорусский язык, математика, физика, химия, биология, иностранные языки, история Беларуси, всемирная история новейшего времени, обществоведение, география. По результатам тестирования выставляется оценка по 100-бальной шкале. Ежегодно устанавливаются минимальные баллы вступительных испытаний. По некоторым специальностям предусмотрены испытания по творчеству.

Образование после школы

Профессионально-техническое образование в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего и общего базового образования. 119 профессиональных лицеев, 15 профессионально-технических училищ, 61 профессионально-технический колледж, 15 профессионально-технических училищ обеспечивают освоение учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, присвоение квалификаций рабочих и служащих.

Высшее образование в Республики Беларусь обеспечивают 45 государственных высших учебных заведений, 10 учебных заведений частной формы собственности.

В Беларуси обязательно лицензирование образовательной деятельности всех высших учебных заведений независимо от формы собственности. Национальная высшая школа производит подготовку специалистов по 365 специальностям, более чем по 2000 специализациям, что практически удовлетворяет все потребности народного хозяйства.

В 2002 году Беларусь присоединилась к Лиссабонской «Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» 1997 года. Это упростило процедуру признания дипломов белорусских высших учебных заведений, способствовало привлечению иностранных студентов на учебу в Беларусь. В Белорусском государственном медицинском университете в настоящее время обучается более 10% иностранных студентов.

Существуют бюджетное и платное обучение. Для зачисления на платное отделение соблюдаются те же правила при прохождении централизованного тестирования, что и на бюджетное, в том числе, и минимальные проходные баллы. Стоимость платного обучения для граждан Республики Беларусь приблизительно в два раза меньше, чем для иностранных граждан. Стоимость на высокотехнологичные и медицинские специальности выше других и может составлять до 3000-4000 USD в год. Некоторые учреждения образования предоставляют скидки на оплату в зависимости от показателей успеваемости студента. Высшие учебные заведения в большинстве имеют благоустроенные общежития гостиничного типа, в 2014 году на чемпионате мира по хоккею гостей столицы принимала современная студенческая деревня.

Студенческая деревня в Минске

Структура высшего образования включает две ступени. Первая ступень обеспечивает получение квалификации высшего образования и дает право занимать соответствующие должности. Вторая ступень (магистратура) подготавливает специалистов в сфере науки, высшего и среднего специального образования, органов государственного управления, на руководящие должности во все отрасли экономики.

На сегодня Беларусь – это высокоразвитое государство, которое не отстает от европейских стран. Уровень грамотности людей довольно высок и сейчас составляет 99%. Процент населения со средним, средним профессиональным образованием - 98%. Сейчас образование в Беларуси хорошо финансируется. В этом плане страна не уступает европейским державам. В этом развитом государстве есть больше 8 тысяч средних, высших и специальных учебных учреждений, в которых обучается около 3 миллионов людей.

Система образования Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.

По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.

Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, - колледжи.

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные колледжи Беларуси

На сегодняшний день самыми популярными являются Минский колледж предпринимательства, Минский архитектурно-строительный колледж и Минский колледж бизнеса и права. Именно они занимают лидирующие места по рейтингу из 300 учреждений по всей Беларуси. Конечно, поступить туда будет довольно сложно, но если вы нацелены на это, учитесь, старайтесь, и у вас обязательно все получится.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.

Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.

Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.

Высшее образование для иностранных граждан

Для иностранцев, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, но не имеют гражданства, в Беларуси существуют отдельные правила. Получить образование иностранцы могут:

  • За счет государства или платно – это соответствует всем международным договорам.
  • На платную основу – иностранные граждане могут поступить в вуз после итоговой аттестации, когда освоят образовательную программу.
  • Еще один вариант поступления на платную основу состоит в том, что будет проведено собеседование, где иностранец должен показать уровень владения белорусским или русским языком.

Стоимость высшего образования

Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузах – разная стоимость образования.

На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.

Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.

Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.

Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых - Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.

Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...