Прутченков А.С. Школа жизни

Психологический комментарий. Данный этюд полезен тем, что позволяет участникам взглянуть на свою жизнь, проанализировать уже сложившиеся привычки и имеющиеся уста-новки.

"Самоотчет"
"Мы отработали материал всех разделов тренинга. Сейчас вы составите заключительный самоотчет. Это еще попытка более глубоко и серьезно взглянуть на себя, на свои особенности. Вспомните, что вы писали до этого и дополните свои выводы.
Самоотчет № ____
Тренинговое имя ______________________
№ Вопрос Ответ
1. Что я смог понять во время занятий?
2. Какие жизненные принципы я осознал более глубоко?
3. Кто из участников произвел на меня самое сильное впе-чатление?
4. Что я сделал бы по-другому, если бы все начать сначала?
5. Главный вывод, который я сделал за время тренинга.

Рекомендации ведущему. В этот раз вам следует вернуть участникам все самоотчеты и помочь им провести сравнительный анализ всего, что каждый из них успел сделать.
Окончательный итог
"Занятия заканчиваются, пора подводить итоги по всем проведенным упражнениям. Найдите общую сумму баллов и по традиции соберитесь в общий ранговый круг.
Сейчас мы приступим к составлению перечня основных потребностей и планов на бли-жайшее время.
"Что мне нужно для жизни..".
Большинство предпочитает сытое рабство голодной свободе.
Шевелев И.Н.
"Некоторые из нас считают, что человеку для жизни нужно очень многое, даже трудно все перечислить, для этого потребуется не один час. Другие люди думают, что человеку нужно совсем немного, но зато очень ценное... (для кого-то это любовь, для другого это здо-ровье и т.д.).
Выберите для себя одну из этих двух крайних позиций и попробуйте перечислить, что вам необходимо для жизни в соответствии с вашей позицией".

"Создавая дейcтвительность"
Один час настоящей работы придает
человеку больше сил, чем месяц жалоб на жизнь.
Бэроу
"В конце работы мы займемся составлением планов на будущее. Письменно сформули-руйте свои цели на предстоящий год. При этом помните, что представление создает действительность. Может быть вам в это трудно поверить, но вспомните, что человек, который постоянно думает о чем-то, в конце концов добивается осуществления своей мечты.
Но для начала нужно понять, чего хочешь. Используя предлагаемую таблицу, сформу-лируйте свои ближайшие цели.
"Мои цели"
№ Цель Что нужно для ее достижения
1
2
и т.д.

А теперь подумайте над тем, что же нужно сделать для достижения этих целей. И запи-шите свои мысли в правой части таблицы. Пусть все ваши планы сбудутся!"

В заключении: "У того, кто не думает о будущем, нет никакого будущего!"

И еще одно - "Дверь к счастью открывается наружу". Серен Кьеркегор, датский фило-соф

Из высказываний участников тренинга:
"Я научусь жить по-человечески: любить, понимать и беречь окружающее меня".
Аня Я.
"Мне кажется, что после тренинга моя жизнь изменится только чуть-чуть, но я буду ста-раться делать ее лучше".
Анастасия Н.
"Во время наших встреч я уже поумнел и не совершаю необдуманных поступков. Не замыкаюсь в себе и не забываю своих друзей".
Костя П.
"Я буду стараться, чтобы меня узнали во многих городах и странах по каким-то хоро-шим поступкам. Я буду хорошим человеком".
Настя Е.
"Я попытаюсь сохранить тех друзей, которых я приобрела сейчас. Так же постараюсь чуть-чуть сделать свой характер лучше".
Таня Щ.

Список литературы
Алберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя! (Ключ к самоутверждающемуся поведению). - М.: Горбунок, 1992. - 96 с.
Бернс Д. Хорошее самочувствие/Пер. С англ. Л.Славина. - М.:Вече, Персей, АСТ,1995. - 400 с.
Власова Н.... И проснешься боссом. - Новосибриск, 1994.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просве-щение, 1992. - 143 с.
Гинзбург М.Р. Путь к себе. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991. - 320 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель пси-хологического мастерства. - М.:Смысл, Academia,1996 - 192с.
Джампольски Дж.Д. Любовь побеждает страх / Пер. с англ. Т.В. Зарембо. - М.: Про-физдат, 1991. - 128 с.
Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. - М.: Про-свещение, 1991. - 223 с.
Игры для интенсивного обучения/Под ред. В.В.Петрусинского. - М.: Прометей, 1991. - 219 с.
Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. - М.: Знание, 1994. - 265 с.
Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. - М.: Политиздат, 1991. - 510 с.
Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения (Методические рекомендации). - М.: Центр по проблемам общения, 1990. - 32 с.
Каппони В., Новак Т.Е.. Сам себе психолог. - С.-П. Питер, 1994. - 224 с.
Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. - М.: Новая школа, 1993. - 327 с.
Литвак М.Е. Психологическое аикидо. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1992. - 64 с.
Методический альманах. Пособие для преподавателей курса "Граждановедение". - М.: НВЦ "Гражданин", 1993, 1994, 1995.
Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым/ Пер. с англ. Г.П.Бляблина. - СПб.:Лениздат,1992. - 192 с.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия / Пер. с нем. Л.П.Галанза. - М.: Прогресс, 1992. - 240 с.
Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. - М.:Просвещение, 1994. - 191 с.
Прутченков А.С. Видеть человека в другом... - М.: Знание, 1992. - 56 с.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: Знание, 1991. - 48 с.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. - М.: Новая школа, 1993. - 49 с.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий. - М.:1993. - 48 с.
Прутченков А.С. Специализированный тренинг "Предприниматель": Методические разработки занятий. - М.:1993. - 80 с.
Прутченков А.С. "Школа жизни". Сценарий социально-психологического тренинга. - М.:1998. - 130 с.
Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом / Пер. с англ. Ф.Е.Василюка. - М.: Прогресс,1992. - 240с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Пер. с англ. Л.В.Трубицыной. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 128 с.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы /Пер. с фр. Е.В.Машковой, Е.А.Соколова. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Человек в обществе (Азбука социальной психологии). - М.: НВЦ "Гражданин", 1994. - 96 с.
Тайны двоих: Сборник / Сост. С.Агарков. - М.: Мол. гвардия,1990. - 270 с.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор/Пер. с англ. А.Малышевой. - Мн.ТПЦ " Полифакт", 1992. - 128 с.
Харрис Т. Я хороший, ты хороший/Пер. с англ. К.В.Кленина. - М.: Соль, 1993. - 176с.
Энкельманн Н. Пресупевать с радостью. - Экономика, 1993. - 395 с.
Чалидзе В. Иерархический человек: Социобиологические заметки. - М.: "Терра ", 1991. - 224 с.
Что вы знаете о себе и других. Сост. Степанов С.С. - М.: 1994. - 160 с.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ 13
1. СФЕРА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ 24
2. СФЕРА ЗДОРОВЬЯ 42
3. СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ 53
4. СФЕРА ЭКОЛОГИИ 68
5. СФЕРА ПРАВА 82
6. СФЕРА ПОЛИТИКИ 96
7. СФЕРА КУЛЬТУРЫ 109
8. СФЕРА МОРАЛИ 117
9. СФЕРА СЕМЬИ 128
10. СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ (Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ) 141
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 155

«Голосуйте за меня»

Разработки занятий специализированного тренинга лидерских качеств

Хотите подчинить себе других, - начинайте с себя!Л. Вовенарг, французский мыслитель Описание разработок тренинга лидерских качеств начнем со сравнения понятий "менеджер" и "лидер". Эти понятия не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную лидером цель. В специальной литературе имеются различные точки зрения на структуру личности лидера. Это сложнейшее многомерное образование, состоящее из различных взаимосвязанных элементов. Для удобства работы с этим понятием сгруппируем личностные характеристики лидера в шесть блоков: 1. Представления лидера о себе; 2. Потребности и мотивы, влияющие на поведение лидера; 3. Система важнейших убеждений; 4. Стиль принятия решений; 5. Стиль межличностных отношений; 6. Устойчивость к стрессу. Остановимся еще на образе "Я - концепции" лидера, которая поможет организовать проведение тренинговых занятий. Американские психологи Д.Оффер и Ч.Строзаер рассматривают образ Я лидера, состоящим из шести различных частей: 1. Я - физическое; 2. Я - сексуальное; 3. Я - семейное; 4. Я - социальное; 5. Я - психологическое; 6. Я - преодолевающее конфликты. Физическое Я - это представление лидера о состоянии своего здоровья, физической силе и слабости. Лидер должен быть достаточно здоровым, чтобы болезни или недомогания не препятствовали его деятельности. Сексуальное Я - это представления лидера о своих претензиях и возможностях в этой сфере. Лидер не должен иметь проблем, чтобы целиком отдаваться своему делу. Семейное Я - это представления лидера о своих семейных отношениях и обязанностях, стиле отношений дома. У лидера должна быть опора в семье, чтобы он имел возможность хотя бы некоторое время отдыхать и расслабляться в домашней обстановке. Социальное Я - это представления лидера о своих способностях к совместной деятельности с другими людьми. Лидер должен уметь вести переговоры, стимулировать свое окружение, использовать навыки работы с различными группами и другими лидерами. Психологическое Я - это представления лидера о своем внутреннем мире, своих желаниях, страхах и т.д. Лидер должен понимать, что происходит с ним в те или иные моменты, в тех или иных ситуациях. Преодолевающее конфликты Я - это представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов и нахождению новых решений для старых проблем. Лидер должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему, и достаточно самоуверенным, чтобы приняться за ее решение и передать свою уверенность другим. Ориентируясь на эту структуру лидера, мы и разрабатывали занятия данного тренинга. В структуре каждого занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими характеристиками лидера. Любое занятие в определенной мере является и диагностическим, т.е. участник с помощью ведущего и самостоятельно может проверить себя, свою готовность к лидерской деятельности, увидеть и прочувствовать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную программу дальнейшего самосовершенствования в данном направлений.

Первое занятие

Человек рожден для великих дел, когда у него хватает сил победить себя самого.Ж. Массильон Цель занятия - создать благоприятные условия для эффективного начала работы группы, взаимного представления участников. Для этого необходимо рассказать об основных правилах социально-психологического тренинга, разработать и принять правила данной группы. На этом занятии начинается освоение активного стиля общения, запускается процесс коррекции самооценки участников и самораскрытие членов группы, формулируются индивидуальные задачи членов группы на предстоящие занятия. Рекомендации ведущему. Ваша основная задача на протяжении всего тренинга, а особенно на первых занятиях, создать условия, необходимые для активной самостоятельной работы каждого участника над собой. Вы должны помогать группе и каждому участнику в работе над собой. Для этого Вы: 1). Организуете обсуждение и принятие Правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением на каждом занятии; 2). Объясняете цель проводимого упражнения, разъясняете инструкцию к очередному заданию, процедуре; отвечаете на возникающие вопросы участников, а затем контролируете ход упражнении и правильность их выполнения; 3). Передаете по очереди права ведущего участникам для самостоятельного проведения ими одного из упражнении. За время занятий каждый из них должен провести хотя бы по одному упражнению со всей группой. Такие упражнения обозначены значком (+); 4). Организуете совместное обсуждение и анализ ситуации во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из заданных целей и задач тренинга и конкретного занятия; 5). Контролируете эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и в случае необходимости оказываете психологическую поддержку; 6). Подводите итоги каждого занятия и объясняете домашнее задание.

Примерное содержание занятия

1. "Автобиография ".

Способность концентрироваться является важнейшим качеством для лидера.Н. Энкельманн, психолог "В начале работы каждый из вас должен выступить перед всей группой с краткой автобиографией. Вам нужно буквально за 30 сек. рассказать о себе, выделяя самое важное, что вы считаете нужным. При этом имейте ввиду, что это ваше первая заявка - представление себя всей группе, от нее зависит очень многое, поэтому серьезно подумайте, о чем вы будете говорить: о том, где вы учитесь (учились), где живете, какой вы человек, а может быть сколько вам лет и какой рост? Одним словом, думайте и запишите свою биографию, чтобы при выступлении не забыть. Кстати, не забудьте начать с фамилии и имени. На составление биографии отводится 5 минут. Затем мы соберемся в большой круг и вы по очереди выступите перед всей группой, рассказывая свою биографию. Задача - четко и ясно рассказать о себе и запомнить наиболее интересные моменты в биографиях друг друга." Рекомендации ведущему. После представления своих биографий участники оформляют визитку, где указывается тренинговое имя. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать игровое имя. Участники обращаются в дальнейшем друг к другу по этим именам. Вам следует позаботиться о карточках для визиток. Работу над своей автобиографией следует продолжить и на следующих занятиях, чтобы у участников была возможность постоянно размышлять над собой. Поэтому лучше собрать автобиографии участников, чтобы они не забыли их к следующему занятию.Это самое начало встречи, поэтому участники должны подумать над представлением себя. Причем именно такое начало, когда человеку приходится сделать краткий анализ своей жизни, помогает настроиться на большую и серьезную работу. Участники с первых минут тренинга понимают, что предстоит серия не просто увлекательных встреч, милых бесед или веселых игр, а тренинг (от слова тренировка) своих лидерских качеств. Кроме того, биографический подход охватывает все основные сферы, над которыми и предстоит работать участнику. Прежде всего при составлении биографии человек явно проявляет представление о себе, видно его самовосприятие как в социальном, так и в психологическом плане.

2. "Правила группы".

"После представлений мы ознакомимся с основными правилами социально-психологического тренинга, поговорим об особенностях этой формы работы. Затем мы должны выработать и принять правила работы нашей группы. Подчеркну, что в каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но те, о которых будем говорить мы, должны лежать в основе нашей работы. Эти правила являются универсальными (См. тренинг "Привет, индивидуальность", раздел "Первое занятие", упр.2.) Для нашей группы, которая сориентирована на тренировку лидерских качеств личности, существуют дополнительные правила, рассчитанные на специализированный тренинг. Мы их также должны обсудить и принять. Вы вправе внести изменения и дополнения, т.е. модифицировать их. 1. Конструктивность общения. Мы говорим только по делу, поэтому участникам тренинга запрещается разговаривать на посторонние темы, не имеющие непосредственного отношения к проводимому этюду или процедуре, а также задавать неконструктивные вопросы, отвлекающие от содержания занятия и снижающие его эффективность. 2. Состязательность. Мы настроены на победу, поэтому в ходе тренинга ведется постоянный учет результатов работы каждого участника и определяется лидер. Систему подсчета баллов устанавливает ведущий, за исключением тех случаев, когда он поручает это делать самой группе или отдельным участникам. 3. Самостоятельность в подведении итогов . Мы ответственные люди, поэтому участники самостоятельно подсчитывают сумму баллов за каждый этюд, каждое упражнение, определяют итоговую сумму полученных баллов, вычитая из нее штрафные баллы, и свое место в группе. Для этого на протяжении всего тренинга заполняется специальная ведомость учета результатов работы. Это позволяет в любой момент тренинга видеть свой результат. Пример заполнения ведомости.

Ведомость учета результатов работы

Дата занятия

Название упражнения

Сумма баллов

Штраф в баллах

Графа "Подпись" заполняется лишь в отдельных случаях по указанию ведущего. 4. Использование системы штрафов. Для упорядочения работы группы и повышения эффективности занятий предусматриваются следующие штрафы:- за опоздание на занятие или с перерыва - за 1 мин. 1 балл,- за неконструктивный вопрос - 1 балл,- за последнее место в упражнении или этюде - 2 балла,- за предпоследнее место в упражнении - 1 балл и т.д. Участники вправе самостоятельно вводить новые штрафные санкции. 5. Ведущий всегда прав! Несмотря на то, что атмосфера социально-психологического тренинга очень доброжелательна, способствует творчеству и активности, решение ведущего подлежит обжалованию только после занятии (в устной форме, или в письменной при ответе на вопросы заключительной анкеты). Рекомендации ведущему. На все вопросы участников вы даете ответы. Предложения об изменении правил или добавлении новых обсуждаются группой. Во время обсуждения правил вы должны дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения и обсудить их. Ваша задача разъяснить участникам, что данные правила - это не просто формальные требования, а необходимость, способствующая формированию привычки систематически планировать свою деятельность и наблюдать за изменением ситуации, отработке приемов отслеживания хода работы и анализа показателей результативности своей деятельности. Затем должно быть проведено поименное принятие окончательно согласованного текста правил, которыми и будете руководствоваться вы и группа на протяжении всего тренинга. Правила работы группы записываются на отдельном листе бумаги, который подписывается каждым участником. Лишь после этого участник становится членом группы. Если кого-то из участников эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать их и следовать этим правилам или покинуть группу, не начиная занятий. Выбор участник делает самостоятельно без советов и давления со стороны других членов группы.

3. "Моя цель" (+)

Большие обещания уменьшают доверие.Гораций "Лидера отличает четкое и ясное осознание целей своей деятельности. Наш тренинг посвящен отработке лидерских качеств, поэтому начнем с простого и трудного вопроса: "Зачем я сюда пришел?" Каждый из вас должен четко и кратко ответить на этот вопрос перед всей группой. Вам дается 3 минуты на подготовку ответа. Группа будет оценивать ваш ответ - система оценки от 1 до 5 баллов. Тот, кто не сможет получить положительный балл, может остаться на занятии только в качестве кандидата." Рекомендации ведущему. Группа располагается по кругу, таким образом, чтобы все участники могли хорошо видеть друг. Затем начинается сама работа: первый участник отвечает на вопрос "Зачем я сюда пришел", и вы ставите ему оценку в баллах, слово берет второй, потом третий и т.д. Все, получившие от 1 до 5 баллов, сразу записывают свои результат в ведомость учета результатов работы. После этого и практически всех других упражнений и заданий вы организуете работу в режиме рефлексии, т.е. осмысление того, что произошло, позиции и действий каждого участника. Сначала вы сами задаете всей группе наводящие вопросы: "Что произошло во время упражнения? Что помешало тебе ответить на этот вопрос? В чем причина? Тебе не хватает слов, смелости, смущает присутствие кого-то из группы, слишком пристальное внимание со стороны группы? Что еще? Если у тебя все получилось, хорошо! Но что тебе помогло сделать первый шаг? Смог бы ты еще раз убедить группу? А в другой ситуации ты мог бы поступить так же? Какие аргументы ты еще можешь привести? Подумай". Главная ваша задача - настроить группу на постоянную работу по осмыслению происходящего на занятиях, на анализ ситуации, действий членов группы и своих собственных. "Почему? Как можно сделать более эффективно? Что мешает продуктивной работе?" - эти и подобные вопросы должны стать неизменным спутником тренинговых процессов. В ходе групповой рефлексии нужно давать высказаться всем желающим участникам. Заставлять нельзя, но и торопить тоже не следует. Психологический комментарий. Одной из отличительных особенностей лидера является умение четко и конкретно формулировать цель в зависимости от ситуации и с учетом перспективы. Упражнение, которое является постоянным для всего тренинга, решает именно эту задачу - научить членов группы самостоятельно четко и конкретно формулировать свои цели на период тренинга.

4. “Самопрезентация, или Кто Я?”

"Продолжим представление себя и дальнейшее знакомство с группой. Сейчас за 15 минут вы должны ответить на единственный вопрос “Кто Я?”, используя для этого 20 слов или предложений. Не ищите верных ответов, пишите первое, что приходи вам в голову. Лучше, если вы это будете делать в одиночестве. Затем мы обсудим ваши ответы." Рекомендации ведущему. При подведении итогов этого упражнения следует руководствоваться следующими правилами. Все ответы классифицируются на четыре группы в зависимости от объяснения причин: “Я - это зависит от меня” , "Д - это зависит от других”, “С - это зависит от судьбы”, и “П- это просто так случилось”. Чем больше ответов участника относится к группе "Я", тем выше балл, который он получает (от 0 до 10 баллов). Психологический комментарий. Этюд предназначен для дальнейшего самораскрытия и представления членов группы друг другу.

5. "Я - лидер?".

"Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов: 1). Какие качества и умения лидера я знаю в себе? 2). Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?" На втором этапе вы объединитесь в микрогруппы по 4 - 5 человек и обсудите свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый из вас может комментировать свои ответы. Время на эту работу - 10-15 мин. Затем каждый участник самостоятельно оценивает свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов с ответами других членов микрогруппы. Этот балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова соберемся в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии. Рекомендации ведущему. Вы должны приготовить для участников чистую бумагу и ручки. Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом.

6. "Голосуйте за меня ".

"Лидер - это независимый человек, но он не может игнорировать мнение о себе окружающих людей. Это мнение необходимо знать для успеха его дела. Давайте попробуем провести предварительные выборы, например, лидера нашей группы. Для этого заготовьте бюллетени.

Избирательный бюллетень

Тренинговое имя опрашиваемого

Подпись опрашиваемого члена группы

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: " Ты проголосуешь за меня?" Тот, к кому обратились, может и не отвечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше подписей для себя. Но если он решается ответить на этот вопрос, то нужно давать ответ "да" или "нет". Вы принимаете решение, исходя из своих представлений об этом человеке. Решение сразу записывается в бюллетень того участника, который к вам подходил. Не забудьте вместе ответом получить и подпись опрашиваемого члена группы. Если не будет подписи, то данный ответ не будет засчитан. На весь опрос дается максимум 5 минут. Затем мы подведем итоги, суммируя полученные ответы. Каждый ответ "да" дает вам 1 балл." Рекомендации ведущему. Для более организованного проведения предварительных выборов заготовьте необходимое количество бланков бюллетеней. После подведения итогов попросите участников проранжироваться по убывающей, т.е. встать в одну линию, начиная с того, кто получил максимальное количество голосов (ответов "да"), и заканчивая тем участником, у которого самая маленькая сумма голосов. Напоминаем, что последний и предпоследний члены группы в ранге штрафуются. Все участники фиксируют полученные баллы в своей ведомости. В ходе ранжирования может возникнуть ситуация, когда несколько человек имеют одинаковое количество ответов "да". Они могут встать друг за другом, или, что более предпочтительно, - в общий ранг. Если кто-либо из членов группы подходит со своим бюллетенем к вам, вы также вправе высказать свое мнение. Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика предвыборной борьбы за голоса своих будущих избирателей.

7. "Еженедельник".

"Это постоянное домашнее задание. Лидер - это человек, целеустремленно идущий к цели. Но, безусловно, для достижения цели требуется время, и тем больше, чем значительнее цель. Заведите "Еженедельник", где фиксируйте с точностью до 15 минут все свои дела, расходы времени. Ведите этот "Еженедельник" в течение всех занятий. Анализируйте, куда уходит ваше время. Нельзя ли какие-то расходы времени сократить? Главное - будьте искренни сами с собой!" Рекомендации ведущему. Вы на каждом занятии должны выделить время для работы с "Еженедельником" участников, предлагая желающим зачитать свои записи. Желательно выслушать всех, но принуждать никого не следует. Психологический комментарий. Смысл постоянного домашнего задания и его "проверки" заключается в том, чтобы показать участникам огромную пользу, которую приносит пусть совсем простая, но систематическая работа над собой. Кроме того, выполняя домашнее задание, участник на какое-то время вспоминает о тренинге, думает о членах группы, значит у него происходит психологическая настройка на предстоящую работу.

8. "Экспресс-анализ".

"Последней процедурой каждого занятия является заполнение специальной анкеты, которая помогает осознать свои промахи и отметить успехи. Отвечая на вопросы этой анкеты, будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас.

"Экспресс-анализ"

Мое тренинговое имя _________________________ Дата занятия _________ 1. Принес ли я сегодня пользу окружающим меня людям? 2. Где я пошел на напрасные компромиссы? 3. Что доставило мне радость? 4. Кто меня порадовал? 5. Что или кто помешал мне сегодня достичь большего? 6. Чему я научился сегодня? 7. Это занятие приблизило меня к цели? 8. Неужели это все, что я могу? Рекомендации ведущему. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность). Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают тренеру. В ходе высказываний необходимо следить за тем, чтобы участники давали конкретные ответы на эти вопросы. В случае необходимости напомнить им еще раз содержание прошедшего занятия. Психологический комментарий. Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое - это задачи тренинга).

9 . Подведение итогов

"Наше занятие заканчивается. Суммируйте полученные баллы. А теперь мы соберемся в большой круг, но по принципу ранжирования. Рядом со мной, справа от меня, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим другой участник с чуть меньшим результатом и т.д. В итоге получается "ранжированный круг", в котором справа от меня - "лидеры" прошедшего занятия, а слева - " аутсайдеры ". Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый участник обязательно должен ответить на два вопроса: "Почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал), чтобы быть первым? " "Над чем мне еще надо поработать на следующем занятии? Что я должен сделать? " Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Это не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так как, не сказав об этом "обидчику". А вдруг он и не хотел, и совсем другой смысл вкладывал в свои слова, на которые вы обиделись. Итак, кто хочет взять слово..." Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. Ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с тренинговыми именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома. Психологический комментарий. Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.

А.С.Прутченков, А.А.Сиялов

О психотипах личности,

о диагностике акцентуации характера

Москва 1994

Введение

Появление этой книги стало возможным благодаря повышенному интересу различных категорий людей к проблемам личности. Наконец мы стали просыпаться от многолетней спячки, у людей появляется ощущение значимости личности, возрождается чувство собственного достоинства.

0 - трудно сказать;

1 - не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;

2 - совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.

Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими привычками,желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тесте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как пра­вило» и из обычного для нас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными.

Изготовить необходимое количество бланков можно на обычной пишущей машинке (под копирку, сиять ксерокопии) или предложить ребятам перед началом тестирования начертить бланки для ответов по предлагаемому образцу.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содер­жащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов.

При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.

Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке для ответов.

Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске.

Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утвер­ждений теста, педагог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.

Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35-40 мни.

Текст теста

1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.

2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.

3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило,

настроение у меня хорошее.

4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в оп­ределенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и бес­покоюсь обо всем.

7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огор­чений и беспокойств возникает плохое самочувствие.

8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно-тоскливые сновидения; утро для меня - самое тяжелое время суток.

9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.

10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.

11. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем , часто бываю раздражителен.

12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

13. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.

14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.

15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздра­жительностью и чувством тоски.

16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.

17. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.

18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.

19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, и чрезмерно чувствителен.

21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.

22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.

23. Я легко завожу новые знакомства.

24. О своей одежде я мало думаю.

25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие без всякой причины с утра угнетен и уныл.

26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.

28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кош­марные сновидения.

29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рас­считывать все расходы.

30. Мой сон богат яркими сновидениями.

31. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться подальше.

32. У меня настроение портится от ожидания возможных непри­ятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.

33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.

35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать что это за человек, что о нем говорят люди.

36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.

37. В будущем меня больше всего беспокоит мне здоровье; уп­рекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.

39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

40. У Меня не бывает уныния и грусти , но может быть ожесто­ченность и гнев.

41. Измены бы я никогда не простил.

42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.

43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.

44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.

45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в действиях.

46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.

47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем.

48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.

49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы.

50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.

51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.

52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие - они меня тяготят.

53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.

54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.

55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.

56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.

57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.

58. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке.

59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.

60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.

61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от кол­лектива.

62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.

63. Людское общество меня быстро утомляет , и раздражает.

64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать вес правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за не­дисциплинированность.

65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нере­шительность и вялость.

66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я пережинаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстра­иваюсь, когда не хватает денег.

68. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых лю­дей, новую обстановку вокруг.

69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди лю­дей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.

70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.

71. Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.

72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.

73. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.

74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.

75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.

76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.

77. Я легко ссорюсь, но быстро и мирюсь.

78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но пери­одами мне это надоедает.

79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.

80. Предпочитаю раз и навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.

81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск.

82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.

83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.

84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах , которые могут случиться в будущем.

85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.

86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.

88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.

89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.

90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу вну­шает доверие и симпатию.

91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным.

92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.

93. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.

94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.

95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной сле­довали другие.

96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.

97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал не­правильно.

98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.

99. Я не люблю командовать людьми, ответственность меня пугает.

100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.

101. Мне не хватает усидчивости и терпения.

102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надо­едает; мне не до приключений.

103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дур­ного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.

104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.
Расшифровка результатов тестирования осуществляется следующим образом:

1. Подсчитывается сумма баллов в каждой вертикальной колонке, например, сумма баллов, поставленных учеником в клеточках под № 1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92. При определении суммы учитывается знак балла «+» или «-».

Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т.е. совершенно верно) до -16 (если все утверждения оценены -2,т.е. со­вершенно неверно).

2. Раскодируется наименование зашифрованных и вертикальных колонках типов акцентуации характера.

I (1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92) - параноик,

II (2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93) - эпилептоид,

III (3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94) - гипертим,

IV (4, 17, 30, 43, 50, 69, 82, 95) - исгероид,

V (5, 18. 31, 44, 57, 70, 83, 90) - шизоид,

VI (6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97) - психастеноид,

VII (7, 20, 33, 46,59, 72, 85, 98) - сензитив,

VIII (8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99) - гипотим,

IX (9, 22, 35, 48, 61, 74, 87, 100) - конформный тип,

X (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101) - неустойчивый тип,

XI (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102) - астеник,

XII (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103) -лабильный тип,

XIII (13, 20, 39, 52, 05, 78, 91, 104) - циклоид.

3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности».

Приведем пример построения графика на основании расшифровки результатов тестирования одного из подростков.

Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что

психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы).

Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной ли­нией, проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип у тестируемого проявляется наиболее ярко.

Если же одна или несколько точек находятся за пределами пун­ктирной линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип , т. е. черты, свойстиенные человеку с противоположным характером.

В нашем примере у подростка наиболее ярко проявляются черты гипертима (точка +15, соответствующая психотипу III, находится выше пунктирной линии) и антигипотима (точка -13, соответствующая психотипу VIII, находится ниже пунктирной линии).

Не стоит забывать и о том, что многие люди - неакцентированные личности, т.е. у них в рисунке личности нет заметных «выступов».

Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.

«Совет школы» - Совет Школы МОУ Ундино –Посельской СОШ. Схема взаимодействия Совета школы. Председатель СШ Лаврентьева С.А. Секретарь СШ Гордеева М.К Члены СШ родители: Беркович И.И. Лаврентьева С.А. Мороз В.Н. учителя: Филиппова Е.Б Скрипченко Т.Н. Корнева Е.Н. ученики: Зайцева В.Н. президент школьной республики «Ритм» Лаврентьева А.Е. учащаяся 7 класса председатель Попечительского совета Задорожина Н.Н. Директор школы – Титова Н.В.

«Самоуправление в школе» - Конкурс рисунков на асфальте. Самоуправление. Анкета по самоуправлению 230 учащихся (5-9классы). Первый уровень. Второй уровень. Обеспечение педагогической поддержки лидерам в детском коллективе. Какие вопросы должны решать органы ученического самоуправления? Формирование демократических взглядов и убеждений.

«Органы самоуправления» - Пресс - центр. Избирает делегатов на общелицейские конференции. КОНФЕРЕНЦИЯ – высший орган ученического самоуправления лицея. Директор лицея. Комиссия по правам учащихся. Комиссия по физкультуре и спорту. Староста. В случае необходимости принимает решение о досрочном проведении конференции учащихся лицея.

«Самоуправление в классе» - Совет старшеклассников. Самоуправление в классе. Актив класса. Родительское собрание. Структура самоуправления. Функции актива класса. Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе. 1 . Жизненные проблемы. Классное собрание учащихся.

«Детское самоуправление» - Проблемные вопросы: Есть ли самоуправление в нашей детской организации? Как развить детское самоуправление в детском коллективе? Изучение развития детской организации. 4. Этапы и сроки проведения проекта. Автор проекта: Руднева М.Д. Распределить учащихся по творческим группам.

«Ученическое самоуправление» - Как будем делать? Сектор по правопорядку. Совет средней ступени «МИиФ» (молодые интеллектуалы и фантазеры). Итоговая конференция в конце года. Ученик. Совет «Мы» (9-11 классы). Задания классам. Совет «МИиФ» (5-8 классы). Ктд. Конкурс на звание «Лучший класс», «Лучший из лучших». Совет «Искатели» (1-4 классы).

Всего в теме 14 презентаций



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...