Течение в русской поэзии начала 20. Поэзия серебряного века: поэты, стихи, основные направления и особенности

Практические занятия №10-11

Практическое занятие №9

Драматургия А. Блока

Практическое занятие №8

Театр в жизни и творчестве Блока.

Споры вокруг пьесы "Балаганчик".

Идейная концепция "Балаганчика".

Полемика Блока с эстетикой символизма и попытка воскресить в "Балаганчике" театр маски, марионетки, куклы.

Развитие образа Незнакомки в поэзии (в стихотворениях "Твое лицо бледней, чем было", "Там дамы щеголяют модами", "Там, в ночной завывающей стуже", "Шлейф, забрызганный звездами", "Незнакомка") и в пьесе "Незнакомка".

Идейно-художественное единство лирической трилогии Блока, ее жанровое и стилевое своеобразие.

Роль драматургии Блока в развитии символистской драмы и театра.

Литература

Блок А. Стихи: Твое лицо бледней, чем было, Там дамы щеголяют модами, Там, в ночной завывающей стуже, Шлейф, забрызганный звездами, Незнакомка; пьесы Балаганчик, Незнакомка.

1. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1971. С. 179-190, 365-375.

2. Федоров А.В. Театр Блока и драматургия его времени. Л., 1972. С. 41-86.

3. История русской литературы XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 369-374.

4. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 135-153.

Роман А. Белого "Петербург"

Замысел, история создания и публикации романа.

Проблематика романа.

Образная система романа.

"Петербургский текст" русской литературы и образ Петербурга в романе.

Изображение революции и революционеров.

Стилевое своеобразие романа.

Литература

1. Белый А. Петербург. М., 1994. Здесь же см. Пискунова С.И., Пискунов В.М. Комментарии. С. 436-463 или издание Белый А. Петербург. Стихи. М., 1998. См. Здесь же Орлицкий Ю.Б. Комментарии. С. 427-455.

2. Русская литература конца XIX-начала XX вв. 1908-1917. М., 1972. С. 279-286.

3. Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993. С. 310-317.

4. Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988. Гл. III "Петербург". С. 198-340.

5. Топоров В.Н. "Петербург и "петербургский текст" в русской литературе // Белый А. Петербург. Стихи. М., 1988. С. 598-613.

Задание: познакомиться с литературными манифестами сим­волистов, акмеистов, футуристов (Хрестоматия), прочитать сти­хотворения В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Белого, С. Городецкого, О. Мандельштама, М. Кузьмина, А. Ахматовой, В. Хлебникова, В. Каменского, И. Северянина (по любому изд. хрестоматии сост. Н.А. Трифоновым).

1. Символизм, его теория и практика. Старшие и младшие символисты.

2. Идейно-эстетическая программа акмеизма, его предста­вители.



3. Русский футуризм, его программа и группировки, отли­чия от итальянского футуризма.

4. Творчество А. Ахматовой до Октября. (Сообщение сту­дента).

5. Творчеству А. Белого до Октября. (Сообщение студента).

6. Творчество В. Хлебникова. (Сообщение студента).

7. Творчество И. Северянина. (Сообщение студента).

Литература

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов.-М.: 1962 или последующие издания.

Тагер К. К. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская литература кон­ца XIX - начала XX в. Девяностые годы. -М.; 1968.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX ве­ка. М., 2000, с. 219-364.

Михайловский Б. В. Символизм. В кн.: Русская литература конца XIX начала XX в. 1901-1907. - М.: 1971.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995.(Гл. П, 1Х, Х).

Литература для сообщений

Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. М.: 1966.

Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л.: 1968.

Хмельницкая Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: А. Белый. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Большая серия. -М.-Л.: 1966.

Степанов Н. Вступит. статья в кн.: Хлебников В. В. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Малая серия.-Л.: 1960.

Михайловский Б. В. И. Северянин. В кн.: Михайловский Б. В. Литература XX века. М.: 1939. с. 346- 348.

Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. - М., 1966. с. 71-87.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995

Коллоквиум 2 (Заключительный)

2. Традиции А. Блока в советской поэзии.

3. Судьба критического реализма начала XX века после Октября.

4. Роман М. Горького «Мать» и современность.

5. Важнейшие отличия дооктябрьской социалистической литературы от послеоктябрьской.

6. Судьба творчества И. Бунина в советском литературо­ведении.

7. Назовите и раскройте важнейшие причины кризиса рус­ского символизма.

8. Судьба творчества Л. Андреева в советском литературо­ведении.

9 Завоевания и просчеты русского символизма.

10. Почему все модернистские течения начала XX века за­рождались и оформлялись прежде всего в поэзии?

11. Какими сторонами своего творчества В. Брюсов и А. Блок выходили за рамки символизма? (Раскройте на примере кон­кретных произведений).

12. Что отделяло поэзию А. Ахматовой от поэзии акмеизма?

13. Традиции поэзии Н.Гумилева в поэзии 1920-50-х годов.

14. Назовите три основных отличия стиля символистских и акмеистских манифестов от манифестов кубофутуристов.

15.Роль поэзии И.Анненского в развитии поэзии ХХ века.

16.Экспериментальное начало в нереалистической поэзии (дать характеристику по трем течениям).

1У.ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВО А. С. СЕРАФИМОВИЧА (1863-1949)

Первые «северные» рассказы Серафимовича 80-х гг. Исполь­зование писателем «экзотического» северного материала для вы­явления общественного неравенства, построение сюжета на со­циальных противопоставлениях («На льдине»). Образ Сороки в этом рассказе как начало галереи людей труда. Глубокое сочувствие угнетенному народу, реалистически точное воспроиз­ведение народного быта, поиски положительного героя в на­родной среде как начала, сближающие раннее творчество Серафимовича с традициями Г. Успенского, А. Левитова, Ф. Решетникова. Воздействие Короленко на раннее творчество Серафимо­вича: создание предельно драматических ситуаций, ставящих героя в экстремальные условия, пейзаж, подчеркивающий на­пряженность борьбы героя со стихией.

Появление темы рабочего класса в рассказах 90-х годов («Маленький шахтер», «Стрелочник», «Сцепщик»). Профес­сиональная принадлежность героя, изображение его производ­ственного труда как попытка наследовать традиции жанра «фи­зиологического очерка». Обыденность сюжетов и конфликтов этих рассказов как отражение реальных жизненных противо­речий. Лаконизм, внутренний драматизм, скупость внешних выразительных средств, скрытая публицистичность рассказов Гуманизм Серафимовича, трактовка темы рабочего класса с общедемократических позиций.

Сближение Серафимовича с Горьким в конце 90-х гг., дея­тельность в книгоиздательстве «Знание», советы Горького Сера­фимовичу рисовать пролетариат не только страдающим, но и как силу, выходящую на борьбу.

Восставший народ и сознательный пролетарий как главные герои прозы Серафимовича периода революции 1905 1907 гг. («У обрыва», «На Пресне», «Бомбы»). Духовное прозрение жен­щины из народа («Бомбы»), несгибаемая стойкость восставшего народа («На Пресне»), единство народа («У обрыва»). Пере­несение внимания автора с быта и труда рабочих на процессы зарождения и развития революционного сознания, смена произ­водственно-бытовых конфликтов конфликтами мировоззренче­скими, идеологическими. Исторический оптимизм рассказов о перввой русской революции. Изменение стиля писателя в расска­зах этот периода: широкое вхождение революционной романтики, экспрессивность повествования, символика ситуаций, пейза­жа, деталей, лейтмотивное построение рассказов, их кольцевая композиция, углубление психологизма, нацеленного на раскры­тие социальной психологии, повышении роли полилога как главного средства создания «многоголосия массы». Произведе­ния Серафимовича о революции в сравнении с горьковскими произведениями 1903-1907 гг. («Бомбы» -«Мать», «На Прес­не», «У оврага» -«Враги»).

Художественное исследование Серафимовичем психологии обывателя-собственника в повести «Пески» (1908). Исследова­ние социально-психологических корней мещанского ренегатства и губительного влияния собственности на душу и судьбу че­ловека. Социальная обусловленность духовной гибели человека, попавшего в сеть буржуазных отношений. Символический образ песков и его роль в повести. Симметричность конфликта и сюже­та повести, скрытая полемика с модернистским прославлением аморализма и эгоизма личности. Философский смысл повести.

Роман «Город в степи» как крупнейшее дооктябрьское про­изведение писателя. Художественное выявление в романе не­примиримых классовых конфликтов между буржуазией и проле­тариатом. Отражение истории России 1880-1890 гг. в романе (капитализация промышленности, возникновение новых соци­альных отношений, рост рабочего движения, смыкание хищни­ческих устремлений буржуазии с интересами либеральной интел­лигенции, неотвратимость крушения буржуазного миропорядка). Система образов романа как отражение классовых противо­речий русской действительности. Духовное и физическое вырож­дение русской буржуазии в характере Захара Короедова. Идейно-художественное значение массовых сцен в романе. Бли­зость Серафимовича и Горького в трактовке темы капитализма, судеб буржуазной интеллигенции и пролетариата. Широта и многоплановость сюжета. Осложнение романа натуралистиче­скими чертами (образы Захара Короедова и Кары). Новые стилевые качества романа (широта социально-исторического фона, социальная проницательность и глубина психологическо­го анализа, мастерство в создании коллективного образа массы, динамичность сюжета) как предвестие стиля романа «Железный поток».

Пролетарская поэзия 1890-1917 гг.

Русская рабочая революционная поэзия 1890 - 1917 гг. как выражение революционной практики пролетариата, как вопло­щение его формирующихся социально-политических и эстетиче­ских идеалов. Истоки этой поэзии - борьба рабочего класса и изображение его тяжелой доли. Появление в пролетарской поэзии второй половины 90-х гг. отчетливо выраженной социа­листической направленности благодаря творчеству професси­ональных революционеров Г. Кржижановского, Л. Радина, А. Богданова и др. Выдвижение в их поэзии образа сознатель­ного пролетария как главного героя.

Формирование стилевой системы пролетарской поэзии: тради­ции гражданской лирики, высокая романтическая патетика как ведущая черта стиля, соединение реализма с революционной романтикой, широкое использование аллегорических и обобщен­ных образов. (Стихотворения «Варшавянка», «Беснуйтесь, ти­раны» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Язычница» Е. Нечаева и др.).

Пролетарская поэзия периода первой русской революции. Рост конкретно-политического содержания, пафос протеста, про­славление свободы и дерзости революционной борьбы в стихо­творениях «Гутарям» Е. Нечаева. «Песня пролетариев» А. Бог­данова, «Дерзости слава», «Смолкли залпы запоздалые», «Ты говоришь, что мы устали» Е. Тарасова и др.

Противостояние в эпоху реакции 1908-1914 гг. пролетарской поэзии «литературе распада», формирование в 10-е годы про­летарской поэзии в самостоятельное течение социалистической литературы.

Роль Горького в развитии пролетарской поэзии, пролетар­ская поэзия на страницах большевистских газет «Правда» и «Звезда».

Рождение в пролетарской поэзии 1890-1917 гг. русской массовой революционной песни. («Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. Кржижановского, перевод «Интернационала» на русский язык А. Коца, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Мои песни» А. Гмырева и др.).

Творчество Д. Бедного (1883-1945)

Демьян Бедный как крупнейший представитель пролетарской поэзии. Глубокое знание жизни народа, защита его интересов, тесная связь с народным творчеством как истоки его популяр­ности. Приход Бедного в большевистскую газету «Звезда» как начало нового этапа творчества, пафосом которого стала борь­ба за осуществление социалистического идеала. Басня как основ­ной жанр поэзии Бедного 10-х годов. («Лапоть и сапог», «Клар­нет и рожок», «Пушка и соха» и др.), ее основные особенности (точность и простота, аллегоричность образов, ясность и до­ходчивость сюжета, опора на фольклорные традиции и тради­ции басни Салтыкова-Щедрина, превращение традиционной для басни дидактической концовки в политический лозунг, концов­ку-призыв). Достижение политической злободневности басни с помощью эпиграфов, взятых из газет и политической хроники.

Обогащение жанрового репертуара поэта в годы первой ми­ровой войны: появление сказки, частушки, песни, политического памфлета, эпиграммы.

«Мой стих» как поэтический манифест предоктябрьского творчества.

Итоговое произведение дооктябрьского творчества Бедного - стихотворная повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю». Сюжет, проблематика, жанровое своеобразие поэмы.

Творчество В. В. Вересаева (1867-1945)

Дооктябрьское творчество Вересаева-летопись идейной жизни русской демократической интеллигенции 90-900-х гг. Мировоззренческие, идейные, духовные искания русской интел­лигенции как главная тема творчества писателя. Повесть «Без дороги» как художественная история драмы народнической ин­теллигенции. Повесть «Поветрие» - отражение процессов ста­новления марксистской идеологии как наиболее значительной тенденции общественной и идейной жизни страны.

Повесть «На повороте» как вершинное достижение прозы Вересаева. Идейная борьба революционного марксизма и реви­зионизма в повести. Отражение этой борьбы в образной системе и

сюжете повести. Противопоставление как принцип раскрытия характеров. (Таня, Сергей, Балуев- Токарев).

Идеологический конфликт как основной в повестях Вереса­ева, исследование писателем в первую очередь идеологических, нравственно-психологических сторон характеров. Сближение по­вестей Вересаева с идеологическим романом И. Тургенева. Философско-эстетичсские проблемы книги «Живая жизнь», спор с Д. Мережковским в истолковании творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского. Переводческая деятельность В. Вересаева

РОМАН А.БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» КАК ОБРАЗЕЦ

СИМВОЛИСТСКОГО РОМАНА

История создания и публикации романа (отказ редактора ж. «Русская мысль» П.Б.Струве напечатать роман несмотря на предварительную договоренность с А. Белым и просьбы В. Брюсова).Поэтика первоначальных заглавий романа - «Тени», «Злые тени», «Адмиралтейская игла», «Путники», «Лакированная карета». Окончательное определение заглавия романа В.Ивановым. Место романа «Петербург» в задуманной А.Белым трилогии «Восток или Запад» и связь с предшествующей повестью «Серебряный голубь». Образ Петербурга и его связь с литературным мифом о Петербурге Пушкина, Гоголя Достоевского и других писателей. Место и роль Петербурга в истории России. Судьба Петербурга и петербургского начала, философия русской и мировой истории в романе. Изображение революции 1905 г. и революционеров в романе. «Петербург» как «астральный роман» (Н.Бердяев). Аполлон Аполлонович и Николай Аполлонович как два поколения и два взаимосвязанных и противопоставленных начала. Поэтика романа, его ассоциативный фон.

В связи с большой сложностью восприятия и понимания романа при его изучении рекомендуется прочитать статью Н.Бердяева «Астральный роман (Размышления по поводу романа А. Белого «Петербург») в кн.: Н.Бердяев О русских классиках. М: 1993 и главу Ш «Петербург» в кн.: Л.Долгополов «Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

У. СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

(Стихотворения в течение семестра сдаются преподавателю и лаборанту, на экзамен студент приходит со списком сданных стихотворений. Эта работа учитывается при определении экзаменационной оценки).

Горький М. Песня о Соколе, отрывок «Блестело море, все в ярком свете.» до...Безумству храбрых поем мы песню!...», Песня о Буревестнике. (Одно из двух стихотворений по выбору студента).

Бедный Д . Мой стих.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу. Одно стихотворение пролетарских поэтов

Кржижановский Г. Варшавянка. по выбору

Шкулев Ф . Мы кузнецы.

Брюсов В. Сонет к форме, Юному поэту.

Блок А . Предчувствую Тебя..., Фабрика, Россия (Опять, как в годы золотые), О доблести, о подвигах, о славе, Незнакомка, О весна, без конца и без краю, О, я хочу безумно жить.

Маяковский В . Скрипка и немножко нервно.

БУНИН И . Родине, Одиночество.

Соловьев Вл. Бескрылый дух, землею полоненный.

Бальмонт К. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.

Сологуб Ф . В поле не видно ни зги.

Белый А. Отчаянье, Из окна вагона.

Анненский И. Третий мучительный сонет.

Гумилев Н . У камина, Дон-Жуан.

Ахматова А . Ты письмо мое, милый, не комкай, Столько просьб у любимой всегда.

Хлебников В . Свобода приходит нагая.

Северянин И. Весенний день

У1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1.Тексты художественных произведений

Горький М. Макар Чудра, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов, Супру­ги Орловы, Песня о Соколе, Песня о Буревестнике, Фома Гордеев, Мещане, На дне, Дачники или Дети солнца, Мать, Страсти-мордасти, Детство, В людях, О карамазовщине.

Серафимович А. На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы.

Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок, Свеча, Дом, О Демьяне Бедном, мужике вредном, Мой стих.

Куприн А. Олеся, Молох, Поединок, Гамбринус, Гранатовый браслет Суламифь, Штабс-капитан Рыбников, Колесо времени, Юнкера.

Бунин И. Стихотворения: Деревенский нищий. Родине, Оттепель, Одино­чество, Листопад, У птицы есть гнездо; Вести с Родины, Танька, Антоновские яблоки. Деревня, Сухо­дол, Господин из Сан-Франциско. Чаша жизни, Братья, Захар Воробьев, Косцы, Окаянные дни, Жизнь Арсеньева.

Андреев Л. Петька на даче, Баргамот и Гараська, Жили-были, Жизнь Василия Фивейского, Рассказ о семи повешенных, Красный смех, Губернатор, Тьма, Жизнь человека, Савва.

Вересаев В. Без дороги. Поветрие, На повороте, Живая жизнь.

Брюсов В. Творчество, Юному поэту. Сонет к форме, Работа, Каменщик, Ассаргадон, Антоний и Клеопатра, Кинжал, Грядущие гунны. Конь блед, Довольным, Городу, Хвала человеку, статьи: Предисловие к сборнику «Русские символисты», Предисловие к первому изданию книги «Chefs d ’ oeuvre», Поэзия Владимира Соловьева, Ключи тайн см в кн.: В.Брюсов «Среди стихов. 1894-1924». М.:1990.

Блок А. Гамаюн, птица вещая. В те дни, когда душа трепещет, Душа молчит. В холодном небе, Предчувствую Тебя. Года проходят мимо, Я, отрок, зажигаю свечи, Вхожу я в темные храмы. Фабрика, Барка жизни встала, Незнакомка, Митинг, О, весна, без конца и без краю, Сытые, О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Перед судом. Ямбы (цикл). Россия, Русь, Девушка пела в церковном хоре, На поле Куликовом, Русь моя, жизнь моя, Ночь, улица, фонарь, аптека, О, я хочу безумно жить, Коршун, Соловьиный сад, Возмездие, Балаганчик, Незнакомка (пьеса), статьи: Краски и слова, Ирония, Народ и интеллигенция, Душа писателя, О современном состоянии русского символизма.

Мережковский Д. Христос и антихрист (роман «Юлиан Отступник»), статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Гумилев Н. Стихотворения: Я конквистадор в панцире железном, Песнь Заратустры, Жираф, Носорог, Озеро Чад, Капитаны, Дон-Жуан, У камина, Невольничья, Памяти Анненского, Пятистопные ямбы, Наступление, Я вежлив с жизнью современною, Слово, Заблудившийся трамвай; статьи «Наследие символизма и акмеизм», «Читатель».

Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечере», «Четки». В ее кн.: Бег времени.- М.-Л.; 1965.

Мандельштам О. Стихотворения: Дано мне тело - что мне делать с ним, Silentium, Я вздрагиваю от холода, Царское село, Старик, Петербургские строфы, Домби и сын, Ахматова, О временах простых и грубых, Посох, Бессонница. Гомер. Тугие паруса, Соломинка. Статьи «Утро акмеизма», «Письмо о русской поэзии».

Анненский И. Стихотворения: Поэзия, Третий мучительный сонет, Листы, В дороге, Смычок и струны, Среди миров, Старые эстонки, Прерывистые строки.

Бальмонт К. (Стихотворения из сб.: Будем как солнце. В кн.: Бальмонт К. Стихотворения. М.-Л.: 1969, статья «Элементарные слова о символической поэзии».

Белый А. Стихотворения из сб.: Пепел. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: 1966, р-н «Петербург», статьи из кн.: А.Белый Символизм как миропонимание. М.: 1994.

Иванов Вяч. Стихотворения: Русский ум, Тризна Диониса, Красота, Зарница, Поэты духа, Прозрачность, Ты - море, Кочевники красоты, Палачам, Вызывание Вакха, цикл «Золотые завесы», Подстерегателю, Александру Блоку, статьи из кн.: Вяч. Иванов Родное и вселенское.М.: 1994.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).

Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990. (статья «О символистах»).

Сборник «Вехи». «Интеллигенция в России». М.: 1991 или другие издания.

Сологуб Ф. О Смерть! Я твой, Из мира чахлой нищеты, В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною. Плененные звери. Искали дочь (все эти стихотворения см. по Хрестоматии), роман «Мелкий бес».

Соловьев Вл. Стихотворения: Вся в лазури сегодня явилась, У царицы моей есть высокий дворец, Близко, далеко, не здесь и не там, В тумане утреннем неверными шагами, Бескрылый дух, землею полоненный, Бедный друг, истомил тебя путь, Ex oriente lux, Милый друг, иль ты не видишь, Панмонголизм, Пародии на русских символистов; Das Ewig-Weibliche, поэма «Три свидания», статьи: Общий смысл искусства, Смысл любви, Идея сверхчеловека, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

Хлебников В. Стихотворения и поэмы.-М.: 1960.

Северянин И. Из «Пролога», Интродукция, Весенний день, Эгополонез.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

Кржижановский Г. Варшавянка, Беснуйтесь, тираны.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу.

Шкулев Ф. Мы кузнецы...

УП.Учебники и учебные пособия

Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993.

Смирнова Л. А. Русская литература конца Х1Х – начала XX века. М.; 2001.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX ве­ка.. Изд. 4-е- М.: 2000.

История русской литературы. В 10 т.- М.; 1954, т. 10.

Михайловский Б. В. Русская литература XX века.- М.: 1939.

Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. (Под ред С.И. Тиминой) СПб. 2002. (Главы 1-3).

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов. В 2-х книгах. М., 2000, М., 2001.

Русская литература конца XIX - начала XX века. Девяностые годы.- М., 1968.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива и др. М., 1995.

Марков Вл. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. Пб. 1994.

Русская литература конца XIX-начала XX века. 1901-1907.-М., 1971.

Русская литература конца XIX - начала XX века. 1908-1917.-М.; 1972.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX ве­ка.-М.: 1975.

Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализ­ма.- М., 1970.

Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века.-М.; 1975.

Развитие реализма в русской литературе.-М., 1974, т. 3.

Орлов В. Л. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: 1976.

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов (любое издание).

УШ. Монографии и статьи

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: 1994. (Статьи о поэтах и прозаиках изучаемого периода).

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990.

Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века. Л.: 1977.

Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М.: 1993.

Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: 1969.

Бугров Б.С. Русская драматургия конца Х1Х - начала ХХ века. М.: 1979.

Михайловский Б. Драматургия Горького эпохи первой русской революции.- М.; 1955.

Бурсов Б. Роман Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма. М.; 1955.

Волков А. Творческий путь Серафимовича.-М., 1963.

Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:1977. (Статьи: Преодолевшие символизм, На путях к классицизму, Валерий Брюсов и наследие Пушкина.., Поэтика Александра Блока, Анна Ахматова и Александр Блок).

Эвентов И. Жизнь и творчество Д. Бедного.- М., 1967.

Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн.-М.: 1972.

Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин.- М., 1967.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: 1991.

Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция- М., 1969.

Метченко А. В. В. Маяковский. Очерк творчества.- М., 1964.

Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества.- М., 1956.

Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.,1991.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. М.,1991.

Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока (любое издание).

Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. Л.: 1986.

Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. Л.: 1981.

Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

Осьмаков Н.В. Русская пролетарская поэзия 1890-1917 гг.-М., 1968.

Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция.- М., 1969.

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь.- М.: 1965.

Афонин Л. Леонид Андреев.- Орел, 1959.

Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: 1976.

Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984.

Бровман Г. В. В. Вересаев. Жизнь и творчество.- М.: 1959.

1Х.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Серебряный голубь.

Гумилев Н. Письма о русской поэзии.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы, Студенты..

Найденов С. А. Дети Ванюшина.

Подъячев С.П. Карьера Захара Дрыкалина.

Пришвин М.В краю непуганных птиц.

Сергеев-Ценский С.Н. Печаль полей.

Шмелев И. Человек из ресторана.

Брюсов В. Огненный ангел, Юпитер поверженный.

Городецкий С. Стихотворения и поэмы. Л.: 1974 (Большая серия библиотеки поэта).

Кузмин М. Избранные произведения. Л.: 1990.

Нарбут Вл. Стихотворения М.: 1990.

Зенкевич М. Избранное. 1973.

Волошин М. «Средоточье всех путей...» Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М.: 1989.

Гиппиус З., Мережковский Д. Избранное. СПб., 1997 (серия «Библиотека поэзии»).

Северянин И. Стихотворения. М.: 1988 (серия «Поэтическая Россия»).

Цветаева М. Соч. В 2-х т. М.: 1988.

Хлебников В. Творения.М.: 1986.

Х. Справочно-библиографическая литература

История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографи­ческий указатель. Под ред. К.Д. Муратовой.- М.-Л.: 1963.

Кандель Б. Л., Федюшина Л. М., Бенина М. А. Русская художественная литература и литературоведение. Указатель справочно-библиографических посо­бий с конца XVIII века по 1974 год.- М.; 1976.

Х1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПО КУРСУ

1. Знание общих закономерностей литературного процесса конца XIX - начала XX века, его периодизации и особенностей каждого периода.

2. Знание важнейших идейно-эстетических особенностей кри­тического реализма начала XX века, социалистической литературы, течений нереалистической литературы.

3. Знание взаимосвязей литературного и исторического про­цессов на рубеже XIX - начала XX века.

4. Умение видеть динамику взаимодействия литературы и освободительной борьбы на рубеже веков.

5. Детальное знание творчества художников, изучаемых монографически.

6. Умение устанавливать межпредметные связи (литература и история, литература и философия, литература и живопись, литература и театр, литература и скульптура, литература и архитектура).

7. Знание (наизусть) программных стихотворений поэтов этого периода. (См. Список)

8. Знание 1-2-х монографий по творчеству изучаемых пи­сателей.

9. Умение соотнести конкретное произведение с творческим путем художника, исторической обстановкой, кругом его идей и центральной идеей его творчества.

10. Знание личности художника и того, как она отражается в его произведениях.

11. Умение самостоятельно анализировать художественный или научный текст (по специальности!) любого типа.

Умение «сворачивать» информацию с помощью ключевых слов, мнемонических знаков и других приемов и «разворачивать» ее.

ХП. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Основные периоды развития литературы конца XIX-на­чала XX вв. Литературный процесс 90-х годов.

2. Важнейшие особенности литературного процесса 900-х годов.

3. Литературный процесс 1908- 1917 годов.

4. Пять «ключей» эпохи (соловьевство, достоевство, толстовство, ницшеанство, марксизм). Общая характеристика.

5. Три оболочки литературы Серебряного века.

6. Две концепции развития литературы конца XIX - нача­ла XX века. (Концепция «кризиса реализма» и всей литературы и концепция «преобразования реализма»).

7. .Формирование трех «потоков» в литературе конца XIX - начала XX века: русская литература этого периода как прообраз мировой литературы ХХ века и как «экспериментальная лаборатория».

8. Критический реализм конца XIX - начала XX века и его судьба.

9. Возникновение и развитие социалистической литературы в начале XX века.

10. Исторические судьбы нереалистических течений. Общая характеристика.

11. Ранние революционно-романтические произведения Горь­кого. Проблематика, эволюция романтического идеала и типа романтизма, поэтика.

12. Ранние реалистические рассказы Горького. Проблематика и художественное своеобразие, связь с революционно-романти­ческими произведениями (Дед Архип и Ленька, Коновалов, Супруги Орловы и др.).

13. Роман М. Горького «Фома Гордеев». Основные образы, проблематика, конфликт, связь с ранними реалистическими рас­сказами.

14. Идейно-художественное новаторство пьесы Горького «Ме­щане».

15. Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма.

16. Роман «Мать» как произведение социалистической литературы. Идейно-художественная концепция романа. Политическое и эстетическое в романе.

17. Творчество М. Горького в годы реакции и в период но­вого революционного подъема (1908-1917).

18. Драматургическая трилогия М. Горького об интеллиген­ции (Дачники, Дети солнца. Варвары). Проблематика, герои и кон­фликт.

19. Путь А. Серафимовича к социалистической литературе. (На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы, У обрыва, Го­род в степи).

20. Проблематика дооктябрьского творчества В. Вересаева.

22. Изображение дворянства и крестьянстваа в произведениях И. Бунина «Танька», «Вести с родины», «Антоновские ябло­ки», «Суходол».

23. Повесть Бунина «Деревня». Проблематика, основные образы, изображение революции 1905 года и революционеров.

24. Социально-философские идеи и антибуржуазные мотивы в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Господин из Сан-Францис­ко», «Братья». Художественное мастерство Бунина.

25. Проблема русского национального характера в творчестве Бунина.

26. Эмигрантский период творчества Бунина (герои и проблематика рассказов и романа «Жизнь Арсеньева»).

27. Проблематика и герои дооктябрьскоготворчества А. Куприна. (Молох, Поеди­нок).

28. Лики любви в произведениях А.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

29. Пролетарская поэзия конца XIX - начала XX века.

31. Творческий путь Л. Андреева. Основные проблемы и герои рассказов «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Губернатор», «Рассказ о семи повешен­ных», «Тьма», «Красный смех».

32. Драматургия Л. Андреева и его теория современного театра.

33. Творческий путь В.Брюсова. Революция 1905 года и ее влияние лирику и творческий путь поэта. (Стих-я: Творчество, Юному поэту, Сонет к форме. Каменщик, Кинжал, Довольным, Близким, Грядущие гунны. Конь блед, Хвала че­ловеку).

34. Два пути поисков положительного идеала в поэзии Брюсова (стих-я: Работа, Каменщик, Ассаргадон, Александр Великий, Клеопатра, Городу).

35. Дооктябрьская лирика А. Блока как «трилогия вочеловечения». Основные мотивы и образы в их эволюции. (Стихи о Прекрасной Даме, Фабрика, Незнакомка, Митинг, О, весна без конца и без краю. Сытые, Россия и др.).

36. Тема Родины в дооктябрьской лирике А. Блока.

37. Проблематика и поэтика поэмы Блока «Соловьиный сад».

39. Философско-эстетические взгляды «старших» символистов.

40. Философско-эстетические взгляды «младших» символистов.

41. Идейно-эстетическая программа и поэзия русскою ак­меизма.

42. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского эгофу­туризма.

43. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского кубофу­туризма.

44. Дооктябрьская поэзия А. Ахматовой. Основные мотивы, образ лирического героя, своеобразие лирического выражения.

45. Лирика И. Анненского и ее место в истории русской поэзии ХХ века. Ее основные мотивы и жанры, важнейшие принципы поэтики.

46. Основные мотивы и мифы поэзии Ф. Сологуба. Образ лирического героя.

47. «Мелкий бес» Ф.Сологуба. Проблематика и образ Передонова.

48. Роман А. Белого «Петербург». Проблематика и основные образы. Изображение революции и революционеров.

49. Основные тематические направления и эволюция лирического героя поэзии Н. Гумилева. Важнейшие особенности поэтики.

Конец XIX-начало XX века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А.П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.

Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века . Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...

Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".

Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX-XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов), и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).

На смену XIX столетию, ставшему периодом необычайного взлета отечественной культуры и грандиозных достижений во всех сферах искусства, пришел сложный, полный драматических событий и переломных моментов XX век. Золотой век общественной и художественной жизни сменился так называемым серебряным, породившим стремительное развитие русской литературы, поэзии и прозы в новых ярких течениях, а впоследствии ставшим отправной точкой ее падения.

В этой статье мы сделаем акцент на поэзии серебряного века, рассмотрим ее расскажем об основных направлениях, таких как символизм, акмеизм и футуризм, каждое из которых отличалось особой музыкой стиха и ярким выражением переживаний и чувств лирического героя.

Поэзия серебряного века. Переломное время в русской культуре и искусстве

Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена. В годы правления Александра I сначала происходит сильный патриотический подъем во время войны 1812 г., а после, в связи с резким изменением ранее либеральной политики царя, общество испытывает болезненную утрату иллюзий и тяжелые нравственные потери.

Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного. В годы Февральской, Октябрьской революций и Гражданской войны поэзия серебряного века переживает кризис.

Речь А. Блока "О назначении поэта" (11 февраля 1921 г.), произнесенная им в на собрании по случаю 84 годовщины смерти А. Пушкина, становится заключительным аккордом серебряного века.

Характеристика литературы XIX - начала XX вв.

Давайте рассмотрим особенности поэзии серебряного века.Во-первых, одной из главных черт литературы того времени являлся огромный интерес к вечным темам: поиск смыла жизни отдельной личности и всего человечества в целом, загадки национального характера, истории страны, взаимовлияния мирского и духовного, взаимодействия человека и природы. Литература в конце XIX в. становится все более философской: авторы раскрывают темы войны, революции, личной трагедии человека, потерявшего в силу обстоятельств мир и внутреннюю гармонию. В произведениях писателей и поэтов рождается новый, смелый, неординарный, решительный и зачастую непредсказуемый герой, упорно преодолевающий все невзгоды и лишения. В большинстве работ пристальное внимание уделяется именно тому, как субъект через призму своего сознания воспринимает трагические общественные события. Во-вторых, особенностью поэзии и прозы стал интенсивный поиск оригинальных художественных форм, а также средств выражения чувств и эмоций. Стихотворная форма и рифма играли особо важную роль. Многие авторы отказывались от классической подачи текста и изобретали новые приемы, например, В. Маяковский создал свою знаменитую "лесенку". Нередко авторы для достижения особого эффекта использовали речевые и языковые аномалии, фрагментарность, алогизмы и даже допускали

В третьих, поэты серебряного века русской поэзии свободно экспериментировали с художественными возможностями слова. Стремясь выразить сложные, нередко противоречивые, "летучие" душевные порывы, сочинители стали по-новому относится к слову, стараясь в своих стихотворениях передавать тончайшие оттенки смыслов. Стандартные, шаблонные определения четких объективных предметов: любви, зла, семейных ценностей, нравственности - стали заменятся абстрактными психологическими описаниями. Точные понятия уступили место намекам и недосказанностям. Такая зыбкость, текучесть словесного значения достигалась посредством ярчайших метафор, которые часто стали строиться не на явном сходстве предметов или явлений, а на неочевидных признаках.

В-четвертых, характеризуется новыми способами передачи мыслей и чувств лирического героя поэзия серебряного века. Стихи многих авторов стали создаваться с использованием образов, мотивов различных культур, а также скрытых и явных цитат. К примеру, многие художники слова включали в свои творения сцены из греческих, римских и чуть позже славянских мифов и преданий. В произведениях М. Цветаевой и В. Брюсова мифология используется для построения универсальных психологических моделей, позволяющих постигать человеческую личность, в частности ее духовную составляющую. Каждый поэт серебряного века ярко индивидуален. Можно легко понять, кому из них принадлежат те или иные стихи. Но все они старались сделать свои произведения более ощутимыми, живыми, полными красок, чтобы любой читатель смог прочувствовать каждое слово и строчку.

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства - модернизма. Насчитывается три основных поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека - символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и "расширение художественной впечатлительности".

Старшие и младшие символисты

Первыми символистами, позднее названными старшими, стали В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский и др. поэты. Их творчество часто характеризовалось резким отрицанием окружающей действительности. Они изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

Период с 1901 по 1904 гг. знаменует собой наступление новой вехи русской поэзии. Стихи символистов пропитываются революционным духом и предчувствием грядущих перемен. Младшие символисты: А. Блок, В. Иванов, А. Белый - не отрицают мир, а утопически ждут его преображения, воспевая божественную красоту, любовь и женственность, которые обязательно изменят действительность. Именно с появлением на литературной арене младших символистов в литературу входит понятие символа. Поэты понимают его как многоаспектное слово, отражающее мир "неба", духовную сущность и в то же время "земное царство".

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение "Грядущие гунны", А. Блок - "Барка жизни", "Поднималась из тьмы погребов…" и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Акмеизм в русской поэзии

В 1911 г. Н. С. Гумилев организовывает литературную группу - "Цех поэтов". В нее входили поэты О. Мандельштам, Г. Иванов и Г. Адамович. Это новое направление не отвергало окружающую действительность, а принимало реальность такой, какая она есть, утверждая ее ценность. "Цех поэтов" стал выпускать свой журнал "Гиперборей", а также печатать произведения в "Апполоне". Акмеизм, зародившись как литературная школа для поиска выхода из кризиса символизма, объединил очень разных по идейным и художественным установкам поэтов.

Особенности русского футуризма

Серебряный век в русской поэзии породил еще одно интересное направление под названием "футуризм" (от лат. futurum, то есть "будущее"). Поиск новых художественных форм в произведениях братьев Н. и Д. Бурлюков, Н. С. Гончаровой, Н. Кульбина, М. В. Матюшина стали предпосылкой зарождения этого направления в России.

В 1910 г. в печать вышел футуристический сборник "Садок судей", в котором были собраны произведения таких ярчайших поэтов, как В. В. Каменский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки, Е. Гуро. Эти авторы составили ядро так называемых кубофутуристов. Позднее к ним примкнул В. Маяковский. В декабре 1912 г. вышел альманах - "Пощечина общественному вкусу". Стихи кубофутуристов "Бух лесиный", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас", "Затычка" стали предметом многочисленных диспутов. Поначалу они воспринимались как способ раздразнить привычки читателя, но при более внимательном прочтении обнаруживались острое стремление показать новое видение мира и особая социальная вовлеченность. Антиэстетичность превращалась в неприятие бездушной, поддельной красоты, грубость выражений трансформировалась в глас толпы.

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство "Петербургский Глашатай", выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: "Небокопы", "Орлы над пропастью", "Засахаре Кры" и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и "Мезонин поэзии" (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Вместо заключения

Серебряный век русской поэзии был недолог, но объединил плеяду ярчайших, талантливых поэтов. У многих из них биографии сложились трагически, ведь волею судьбы им пришлось жить и творить в такое роковое для страны, переломное время революций и хаоса послереволюционных лет, гражданской войны, крушения надежд и возрождения. Многие поэты погибли после трагических событий (В. Хлебников, А. Блок), многие эмигрировали (К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Северянин, М. Цветаева), некоторые свели счеты с жизнью, были расстреляны или сгинули в сталинских лагерях. Но все они успели внести огромный вклад в русскую культуру и обогатить ее своими выразительными, красочными, оригинальными произведениями.

Серебряный век русской поэзии.

Серебряный век - период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский. «Серебряный век» протекал с 1890 до 1930 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны - это явление рубежа 80-х - 90-х годов XIX века, то конец этого периода - вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва или самоубийства Владимира Маяковского, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Символизм.

Новое литературное направление - символизм - явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма - 1890-егоды - 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

Отечественная - поэзия Фета,Тютчева, прозаДостоевского;

Французский символизм - поэзия Поля Верлена,Артюра Рембо,Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты.

    Петербургские символисты: Д. С. Мережковский,З.Н. Гиппиус,Ф.К. Сологуб,Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

    Московские символисты: В.Я. Брюсов,К.Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты.

А.А. Блок,А. Белый,В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм - философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма былиНиколай ГумилёвиСергей Городецкий. К течению присоединились жена ГумилёваАнна Ахматова, а такжеОсип Мандельштам,Михаил Зенкевич,Георгий Иванови другие.

Футуризм.

Русский футуризм.

Футуризм был первым авангарднымтечением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурныхстереотипови предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали такжеэго-футуристыво главе сИгорем Северянином(Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» вМоскве, группы вКиеве,Харькове,Одессе,Баку.

Кубофутуризм.

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого,эпатаж, активное использованиеокказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относилисьВелимир Хлебников,Елена Гуро,ДавидиНиколайБурлюки,Василий Каменский,Владимир Маяковский,Алексей Кручёных,Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм.

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкалиВадим Шершеневич,Рюрик Ивневи другие.

Новокрестьянская поэзия.

Понятие «крестьянская поэзия» вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали. Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни. В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин,Николай Клюев,Пётр Орешин,Сергей Клычков. К этому течению также примыкалСергей Есенин.

Имажинизм.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов -метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характеренэпатаж,анархическиемотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма -Анатолий Мариенгоф,Вадим ШершеневичиСергей Есенин. К имажинизму также примыкалиРюрик ИвневиНиколай Эрдман.

Символизм. «Младосимволизм».

Символизм - направление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма - даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов - это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая - есть ложь» - стих русского поэта Фёдора Тютчева - предшественника русского символизма.

Младосимволисты (второе «поколение» символистов).

Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв,А. Белый,А. Блок,Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназииИ. Анненский, учёныйВячеслав Иванов, музыкант и композиторМ. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашеный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.

«Подчеркиваю: в январе 1901 года заложена опасная в нас “мистическая” петарда, породившая столькие кривотолки о “Прекрасной Даме”… Состав кружка аргонавтов, в те годы студентов, - незауряден… Лев Львович Кобылинский (“Эллис”), в те же годы примкнувший к нам и ставший душою кружка; он был литературно и социологически образован; изумительный импровизатор и мим… С. М. Соловьёв, гимназист шестого класса, удивляющий Брюсова, юный поэт, философ, богослов…

…Эллис назвал кружком аргонавтов его приурочив к древнему мифу, повествующему о путешествии на корабле “Арго” группы героев в мифическую страну: за золотым руном… “аргонавты” не имели никакой организации; в “аргонавтах” ходил тот, кто становился нам близок, часто и не подозревая, что “аргонавт”… Блок почувствовал себя “аргонавтом” во время краткой жизни в Москве…

…и тем не менее “аргонавты” оставили некоторый след в культуре художественной Москвы первого десятилетия начала века; они сливались с “символистами”, считали себя по существу “символистами”, писали в символических журналах (я, Эллис, Соловьёв), но отличались, так сказать, “стилем” своего выявления. В них не было ничего от литературы; и в них не было ничего от внешнего блеска; а между тем ряд интереснейших личностей, оригинальных не с виду, а по существу, прошел сквозь аргонавтизм…» (Андрей Белый, «Начало века». - С. 20-123).

В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня» Вяч. Иванова, - знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, А. Р. Минцлова, которую посещали А. Блок,Н. Бердяев,А. В. Луначарский,А. Ахматова, «мирискусстники» испиритуалисты,анархистыи философы. Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др.), жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квартире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи, здесь в течение нескольких лет одновременно жили сразу трое совершенно уникальных литераторов, чьи произведения нередко представляют увлекательные загадки для комментаторов и предлагают читателям неожиданные языковые модели - это неизменная «Диотима» салона, супруга Иванова,Л. Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее - романов и поэтических книг), и - конечно хозяин. Самого хозяина квартиры, автора книги «Дионис и дионисийство», называли «русскимНицше». При несомненной значимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Иванов остается «полузнакомым континентом»; отчасти это связано с его длительными пребываниями за границей, а отчасти - со сложностью его поэтических текстов, кроме всего, требующих от читателя редко встречаемой эрудиции.

В Москве 1900-х годовавторитетным центром символизма без колебаний называют редакцию издательства «Скорпион», где несменным главным редактором сделался Валерий Брюсов. В этом издательстве готовили выпуски самого известного символистского периодического издания - «Весы». Среди постоянных сотрудников «Весов» были Андрей Белый, К. Бальмонт,Юргис Балтрушайтис; регулярно сотрудничали и другие авторы - Фёдор Сологуб,А. Ремизов, М. Волошин, А. Блок и т. д., издавалось много переводов из литературы западного модернизма. Существует мнение, что история «Скорпиона» - это история русского символизма, но, вероятно, это всё же преувеличение.

«Младшие символисты», вслед за В. Соловьевым, который оказал на них серьёзное влияние, не просто отрицали современный мир, но верили в возможность его чудесного преображения Любовью, Красотой, Искусством... Для «младосимволистов» Искусство, Красота обладают жизнетворческой энергией, способностью изменять, улучшать действительность, поэтому они получили еще одно название – теурги (теургия – соединение искусства и религии в стремлении преобразовать мир). Эта «эстетическая утопия», однако, длилась недолго.

Религиозно-философские идеи В. Соловьева были восприняты поэтами «младосимволистами», в том числе А. Блоком в его сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Блок воспевает женственное начало любви и красоты, несущее счастье лирическому герою и способное изменить мир. Одно из блоковских стихотворений этого цикла предваряет эпиграф из В. Соловьева, прямо подчеркивающий преемственный характер поэтической философии Блока:

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

После революционных событий 1905 года, после революционного кризиса становится очевидным, что «эстетический бунт» старших символистов и «эстетическая утопия» младосимволистов исчерпали себя – к 1910 году символизм как литературное течение перестает существовать.

Символизм как умонастроение, как литературное течение с его неопределенными надеждами – это искусство, которое и могло существовать на стыке эпох, когда новые реалии уже носятся в воздухе, но они еще не отчеканились, не реализовались. А. Белый в статье «Символизм» (1909) писал: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы – мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы же – еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются... Символическое течение современности еще отличается от символизма всякого искусства тем, что оно действует на границе двух эпох: его мертвит вечерняя заря аналитического периода, его животворит заря нового дня».

Символисты обогатили русскую поэтическую культуру важными открытиями: они придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла; плодотворными стали поиски символистов в сфере поэтической фонетики (см. мастерское использование ассонанса и эффектной аллитерации К. Бальмонтом, В. Брюсовым, А. Белым); были расширены ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика, был открыт цикл как форма организации поэтических текстов; несмотря на крайности индивидуализма и субъективизма, символисты по-новому поставили вопрос о роли художника; искусство благодаря символистам стало более личностным.

Андрей Белый .

Андрей Белый создал свой особый жанр – симфония – особый вид литературного изложения, по преимуществу отвечающий своеобразию его жизненных восприятий и изображений. По форме - это нечто среднее между стихом и прозой. Их отличие от стихов в отсутствии рифмы и размера. Впрочем, и то и другое словно непроизвольно вливается местами. От прозы – тоже существенное отличие в особой напевности строк. Эти строки имеют не только смысловую, но и звуковую, музыкальную подобранность друг к другу. Этот ритм наиболее выражает переливчатость и связность всех душевностей и задушевностей окружающей действительности. Это именно музыка жизни – и музыка не мелодическая… а самая сложная симфоническая. Белый считал, что поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и «органом мировой души…тайновидцем и тайнотворцем жизни». От того и считались особенно ценными прозрения, откровения, позволявшие по слабым отражениям представить себе иные миры.

Тело стихий. В лепестке лазурево-лилейном Мир чудесен. Все чудесно в фейном, вейном, змейном Мире песен. Мы – повисли, Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей.

Автор способен увидеть красоту даже в самых нелепых, неприхотливых предметах: «В лепестке лазурево-лилейном». В первой строфе автор говорит, что все вокруг чудесно и гармонично. Во второй строфе строчками «Как над пенной бездною ручей. Льются мысли Блесками летающих лучей» автор рисует картину ручья, водопада низвергающегося вниз, в пенную бездну, и от этого в разные стороны разлетаются тысячи мелких сверкающих капелек, так льются и человеческие мысли.

Вячеслав Иванович Иванов .

Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаенных смыслов. Но мудрая простота, которая понятна любому в них, тоже встречается. Проанализируем стихотворение «Троицын день».

Дочь лесника незабудки рвала в осоке В Троицын день; Веночки плела над рекой и купалась в реке В Троицын день… И бледной русалкой всплыла в бирюзовом венке. Гулко топор застучал по засеке лесной В Троицын день; Лесник с топором выходил за смолистой сосной В Троицын день; Тоскует и тужит и тешет он гроб смоляной. Свечка в светлице средь темного леса блестит В Троицын день; Под образом блеклый веночек над мертвой грустит В Троицын день. Бор шепчется глухо. Река в осоке шелестит…

Русская литература XX века отличается удивительнейшим преображением самого литературного процесса в целом.

Самобытный и потрясающий своей яркостью и оригинальностью «Серебренный век» русской литературы сформировался в три неполные десятилетия – с 1890 по 1910-е годы, и его запоминающиеся представители пришли к истинно уникальным и самостоятельным по значению достижениям.

Лирика ранней литературы XX века ознаменована революционными мотивами и глубоким поэтическим осмыслением действительности.

С годами исторические события в России становятся более насыщенными и интенсивными, и совершенно естественно, что поэты посвящают свое творчество влиянию этих изменений и душевным откликам на происходящее в родной стране и в судьбах людей.

Творческое преображение поэзии начала XX века

Значительное творческое преображение действительности наиболее зримо проступает в поэзии начала века. Ведь начало этого переломного века насыщенно столькими важными историческими событиями для жизни россиян – страна пережила три революции, пережила несколько войн, и находилась в постоянном противоборстве трех политических позиций.

Романтические традиции «Золотого века» русской литературы больше не могли соответствовать той суровой действительности, которую приходилось переживать поэтам этого времени, как и всем гражданам России.

В одночасье границы между реальными и фантастическими представлениями поэтов о жизни и настоящем стираются, душевные страдания и мучения приобретают небывалую силу, которая преображается в творческую, – и посредством своих поэтических манифестов большинство поэтов пытаются преобразить реальный мир усилиям собственного творчества.

И. Анненским отмечено, что даже в напряженной и ужасающей холодной творческой атмосфере, которой была наполнена лирика того времени, есть непреодолимая тяга к «творящему духу», который отчаянно желает наиболее реально отобразить действительность, но при этом – зарядить ее мощью красоты и страдания лирики.

Ставшие уже признанными мастерами слова – А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, Н. Гумилев, Б. Пастернак – вкладывали в свою лирику столько животрепещущих и страстных мотивов, что этот творческий расцвет русской поэзии в период разрухи и постоянных потрясений можно назвать только феноменом. (Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы)

С течением времени картина жизни становится все более трагичной и сложной, и естественно, что драмы человеческих судеб и общей судьбы человечества находят свое отражение в сложной и многогранной лирике той эпохи.

Поэтические направления поздней литературы XX века

Более поздней литературе XX века становится присущ социальный реализм и идеологизированная иллюстративность, а символизм и футуризм лирики в чистом виде постепенно исчезает.

Прежде всего, это обусловлено политической ситуацией в стране, и тому негативному влиянию, котором подвергалась свободная творческая мысль под гнетом власти. Та живая и сметающая все на своем пути сила лирики начала века постепенно растворяется в нормативизме и субъективном изображении действительности.

Поэзия становится откровенно политизированной, только ее политическая направленность отличается от поэзии «Серебреного века» творческой неволей и четко обозначенными границами того, что можно писать, а что – запрещено.

Постепенно изобразительная и истинно поэтическая тенденция описывать действительность полностью выветривается из русской литературы.

И несмотря на то, что начало века существенно изменило поэтический язык, обогатило его и преобразило, тоталитарный режим сводит это наследие к «штампованности» и очевидной скудности более поздней русской лирики.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...